Научная статья на тему 'Механизм повышения конкурентоспособности предприятий швейной промышленности'

Механизм повышения конкурентоспособности предприятий швейной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / LIGHT INDUSTRY / РОССИЯ / RUSSIA / МИРОВЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ И ЭКСПОРТЕРЫ / WORLD PRODUCERS AND EXPORTERS / ГОСПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / FOREIGN EXPERIENCE / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / DOMESTIC PRODUCTION / РОССИЙСКИЙ РЫНОК / RUSSIAN MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полисюк Галина Борисовна, Ильяшик Ирина Васильевна

В статье рассматривается состояние легкой промышленности в России и государственные меры ее поддержки как инструменты, помогающие частному сектору отрасли построить эффективное производство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanism for Increasing the Competitiveness of Enterprises of the Clothing Industry

The article discusses the state of the light industry in Russia and the government measures for its support as the tools that assist the private sector of the industry in building an efficient production.

Текст научной работы на тему «Механизм повышения конкурентоспособности предприятий швейной промышленности»

легкая промышленность

россии и ее господдержка

механизм повышения конкурентоспособности

предприятий швейной промышленности

Аннотация

В статье рассматривается состояние легкой промышленности в России и государственные меры ее поддержки как инструменты, помогающие частному сектору отрасли построить эффективное производство.

Ключевые слова: легкая промышленность, Россия, мировые производители и экспортеры, господдержка, зарубежный опыт, отечественная продукция, российский рынок

Полисюк Галина Борисовна

д-р экон. наук, профессор, Московский государственный университет дизайна и технологий

Ильяшик Ирина Васильевна

аспирантка экономического факультета Московского государственного университета дизайна и технологий, главный бухгалтер, Теле2 Россия Интерншнл Селлулар БВ.

ilyashik@mail.ru

На сегодняшний день легкая промышленность входит в состав ведущих отраслей мирового промышленного комплекса. Ее долю в общем объеме промышленности составляет около 6% мирового валового продукта и более 14,5% ресурсов, используемых в промышленном комплексе. В последние годы мы наблюдали удорожание евро и ослабление деловой активности ряда стран. Эти тенденции привели к застою в производстве продукции легкой промышленности по многим сегментам в Европе и к изменению структуры игроков на международном рынке. Данные экономические условия заставили многие европейские компании пересмотреть свои производственные структуры и перенести массовое производство в регионы с относительно низкими издержками.

Состояние легкой промышленности России и три силы, влияющие на конкуренцию

Сегодня лидерами в легкой промышленности являются, в основном, Китай, Индия и другие страны Азии, а также страны Южной Америки, где в послед-

1 //С

российское пр!

едпринимательство, 2011, № 9 (1)

нее время наблюдается экономический рост в области легкой промышленности. В этих странах легкая промышленность на государственном уровне объявлена приоритетной с целью усиления национальной экономики. К 2020 году производство и развивающиеся рынки этих стран, согласно оценкам экспертов, составят большую часть мировой экономики, а так же у них будет более высокий тренд роста дохода по сравнению с экономиками таких высокоразвитых стран, как США и страны Европы. В 2008 году мировой рынок технических текстильных материалов оценивался примерно в 23,9 млн тонн на сумму 119 млрд долларов. До конца 2011 году эксперты прогнозируют рост данного сегмента рынка до 29 млн т и 131 млрд долларов, с учетом того, что примерно 41% от мирового рынка технического текстиля - доля нетканых материалов. На сегодняшний день Россия не входит в число ведущих мировых производителей и экспортеров товаров легкой промышленности. Также, исходя из расчетов объемов легального импорта, к сожалению, Россию нельзя отнести к числу крупнейших мировых импортеров.

Разберемся, какова же структура товарооборота легкой промышленности в России. Анализ внешнеторгового оборота товаров и сырья в легкой промышленности за 2000-2009 годы показывает, что в России основные тренды роста импорта существенно опережают тренды роста экспорта. Следует отметить, что в 2008 году экспорт к уровню 2004 года (год, когда наблюдался самых высокий рост в экспорте России) снизился на 22,8%, а импорт вырос в 3,6 раза [3].

Каковы же пути выхода из данной ситуации существуют для России? И какие пути можно предложить на макро- и микро-уровне?

Для понимания сегодняшней ситуации в легкой промышленности России, рассмотрим факторы, влияющие на развитие предприятия, на его конкурентоспособность. Три силы влияют на компанию: Первая макросила - государственное регулирование, через законодательство. Это политика налогообложения и политика поддержки развития отрасли.

Вторая макросила - рынок, конкурентная среда.

на сегодняшний день Россия не входит в число ведущих мировых производителей и экспортеров товаров легкой промышленности

швейная промышленность

н

европейская

_экономика пошла

_по пути создания

интегрированных структур путем

переноса массового

_производства

_врегионы с низкой _стоимостью

издержек

Третья микросила - внутренняя управленческая политика каждой компании. В данной статье мы рассмотрим первую макросилу - государственное регулирование, поддержка отраслей легкой промышленности, как один из методов повышения конкурентоспособности отдельно каждого предприятия и отрасли в целом.

Зарубежный опыт господдержки легкой промышленности

Обратимся к зарубежной практике. В 2004 г. Евросоюз создал специальную рабочую группу по вопросам европейской текстильной промышленности, состоявшую из представителей органов ЕС, стран - членов ЕС, Европарламента, а также предпринимателей, работающих в текстильной и швей-й промышленности, оптовой и розничной тор-вле.

Данная группа разработала рекомендации по повышению конкурентоспособности продукции егкой промышленности, в частности швейной и текстильной.

редложены следующие меры:

1) по улучшению системы охраны объектов интеллектуальной собственности;

2) улучшению системы профильного образования и распределения кадров;

3) повышению конкурентоспособности;

4) развитию системы финансирования текстильной промышленности за счет региональных фондов развития;

5) внедрению инновационных разработок, интенсификации НИОКР;

6) развитию профильных малых и средних предприятий;

7) обеспечению доступа товаров европейской текстильной и швейной промышленности на рынки развивающихся стран;

8) развитию экономического сотрудничества с Китаем в данной сфере.

Данные рекомендации позволили европейским производителям сохранить лидирующие позиции на мировом рынке. Об этом сообщает официальный интернет-сайт Еврокомиссии. Стремительной развитие легкой промышленности в развивающихся странах при существенной

юсшас

кое предпринимательство, 2011, № 9 (1)

государственной поддержке оказало влияние на в сентябре 2009 г.

перераспределение производительных сил в мире. был утвержден

Центр массового производства сместился из стран план мероприятий,

Западной Европы и США в страны с значительно согласно которому

меньшей ценой рабочей силы: Юго-Восточную и государство

Среднюю Азию, Южную Америку. Производство оказывает

высокоразвитых стран сконцентрировалось исклю- предприятиям

чительно на выпуске товаров с высокой добавлен- отрасли поддержку

ной стоимостью, как правило, это высокотехноло- через механизмы

гичные производства крашения и заключительной субсидирования,

отделки, инновации и качественный дизайн, выпуск таможенно-

остромодной продукции высочайшего класса и тарифного

технически сложного и специального текстиля - регулирования

«умный» текстиль. и административного

Как мы видим, европейская экономика пошла по воздействия

пути создания интегрированных структур путем _

переноса массового производства в регионы с низ- _

кой стоимостью издержек. Такие структуры поз- _

волили организовать производственно-хозяйс- _

твенные связи между их участниками на основе _

максимального учета взаимных интересов сторон, _

что привело к повышению эффективности их фун- _

кционирования. _

Стратегии развития легкой промышленности России до 2020 года

Обратимся к российской практике. 4 июня 2010 г. в День работников текстильной и легкой промышленности министр промышленности и торговли РФ В.Б. Христенко в своем выступлении еще раз подчеркнул основные направления развития промышленности: курс на инновационное развитие, повышение конкурентоспособности российской продукции.

В сентябре 2009 г. был утвержден план мероприятий, согласно которому государство оказывает предприятиям отрасли поддержку через механизмы субсидирования, таможенно-тарифного регулирования и административного воздействия. Основные мероприятия плана:

1) повышение инвестиционной привлекательности предприятий легкой промышленности;

2) создание условий, стимулирующих улучшение снабжения отрасли материально-сырьевыми ресурсами;

швейная промышл

с начала 2010 года...

_увеличился выпуск

товаров в отрасли,

_на 30% возрос

экспорт товаров, _а также в целом по

_отрасли средняя

заработная плата _пповысилась на 13%.

лен

3) защита внутреннего рынка от контрафактной продукции;

4) стимулирование экспорта;

5) стимулирование и развитие трудовых ресурсов [2].

С начала 2010 года в результате выполнения данных мероприятий увеличился выпуск товаров в отрасли, на 30% возрос экспорт товаров, а также в целом по отрасли средняя заработная плата повысилась на 13%.

Общая реализация Стратегии по развитию легкой промышленности до 2020 года1:

- ориентирует переход экономики легкой промышленности на новую технологическую базу, за счет на развитии малоотходных и безотходных технологических процессов,

- совершенствование производственной и управленческой организации отрасли.

Положения Стратегии включают в себя

- целевые индикаторы и технико-экономические оказатели, на которые будут ориентироваться при

ке результатов в этапах развития легкой про-нности России,

ень основных пилотных и инновационных проектов, предполагаемых к реализации в рамках инновационного сценария развития отрасли,

- меры, направленные на бесперебойную сырьевую поддержку отрасли [1].

На сегодняшний день, разработанная правительством Стратегия - это один из основных инструментов в решении проблем легкой промышленности, который призван увязать задачи экономического роста отрасли и обеспечение потребностей в качественной и доступной продукции для потребительских нужд и для технического и стратегического назначения.

Ключевые задачи, стоящие перед правительством России

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Практическая реализация Стратегии позволит добиться устойчивой динамики развития отрасли

1 Речь идет о Стратегии развития легкой промышленности России до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга РФ от 24.09.2009 № 853. - Прим. ред.

и занять достойное место легкой промышленности на мировом рынке.

Ключевые задачи, стоящие перед правительством России:

- ускоренная качественная модернизация отрасли и поддерживающих ее инфраструктур на основе инновационного развития с учетом кластерного подхода,

- широкое применение лучших мировых и отечественных достижений в области техники и технологии производства легкой промышленности, включая использование нанотехнологий и нанопродуктов.

- преодоление технологической отсталости российского производства,

- повышение производительности и улучшение условий труда, обеспечение существенного роста заработной платы.

- целенаправленная работа по повышению прозрачности процедур по ввозу продуктов легкой промышленности на территорию РФ,

- борьба с контрабандой и контрафактом, продуманная таможенно-тарифная политика. - и как результат, доведение объемов отечественной продукции отрасли в объемах не менее 50% емкости российского товарного рынка.

Литература

1. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс (Фундаментальная теория экономики): учебник. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.

2. Белоусов В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы // Маркетинг в России и за рубежом. -2001. - № 5.

3. Герчикова Н.М. Менеджмент. - М., 2002.

4. Дэй Дж. Стратегический маркетинг. - М.: Эксмо-Пресс, 2002.

5. Ворот И.В. Экономика фирмы. - М.: Высшая школа, 1994.

6. Голубков Е.П. Сегментация и позиционирование // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - №4.

Galina B. Polisyuk

Dr. of Econ. Sci., Professor, Moscow State University of Design and Technology Irina V. Ilyashik

Postgraduate Student, Department of Economics, Moscow State University of Design and Technology; Chief Accountant, Tele2 Russia International Cellular BV.

Mechanism for Increasing the Competitiveness of Enterprises of the Clothing Industry

Abstract

T

he article discusses the state of the light industry in Russia and the government measures for its support as the tools that assist the private sector of the industry in building an efficient production.

Keywords: light industry, Russia, world producers and exporters, state support, foreign experience, domestic production, Russian market

швейная промышленность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.