Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ'

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
686
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ / ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ / ОРФОГРАММА / ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОРФОГРАММ / ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коврова М. А., Алексеева С. И.

Статья посвящена актуальной проблеме поиска путей развития орфографической зоркости младших школьников. Решение данной проблемы обусловлено ежегодным снижением показателя орфографической грамотности детей согласно статистическим данным всероссийских проверочных работ за период с 2017 по 2019 год. Одной из основных причин такого снижения является недостаточная сформированность у детей орфографической зоркости и низкая мотивация к орфографической работе в начальной школе. Актуальной также является потребность учителей в практических пособиях по развитию орфографической зоркости младших школьников. Цель статьи - представить новый вариант развития орфографической зоркости, связанный с использованием орфографических упражнений с фразеологизмами. Для решения проблемы использовались методы теоретического анализа педагогических и методических исследований, анализ современных учебно-методических комплектов, диктант, тестирование, модифицированная диагностика уровня осознанности орфографических действий Т. Г. Рамзаевой. Осуществлялся количественный и качественный анализ полученных данных. В статье описана структура и содержание разработанных авторами упражнений, которые на основе специального подбора фразеологизмов и предусмотренных при работе с ними каждый раз меняющихся приемов мыслительной деятельности, направлены на развитие орфографической зоркости младших школьников. Предлагаемые упражнения способствуют активизации познавательного интереса младших школьников, повышают эмоциональный уровень работы учащихся, снимают напряженность и предупреждают утомление. В статье приведены примеры орфографических упражнений с фразеологизмами. Новизна и теоретическая значимость исследования состоит в обосновании процесса развития орфографической зоркости младших школьников в процессе использования разработанных авторами орфографических упражнений с фразеологизмами. Результаты исследования могут быть использованы в процессе обучения младших школьников и при дальнейшей разработке проблемы развития орфографической зоркости в младшем и среднем звене общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SPELLING VIGILANCE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN BASED ON THE USE OF PHRASEOLOGICAL UNITS

The article is devoted to the actual problem of finding ways to develop spelling vigilance of younger schoolchildren. The solution to this problem is due to the annual decrease in the index of spelling literacy of children according to the statistical data of the All-Russian verification works for the period from 2017 to 2019. One of the main reasons for this decline is the lack of spelling vigilance in children and low motivation for spelling work in primary school. The need of teachers for practical manuals on the development of spelling vigilance of younger schoolchildren is also relevant. The purpose of the article is to present a new variant of the development of spelling vigilance associated with the use of spelling exercises with phraseological units. To solve the problem, the methods of theoretical analysis of pedagogical and methodological research, analysis of modern educational and methodological kits, dictation, testing, modified diagnostics of the level of awareness of spelling actions by T. G. Ramzayeva were used. Quantitative and qualitative analysis of the obtained data was carried out. The article describes the structure and content of the exercises developed by the authors, which, based on a special selection of phraseological units and the changing methods of mental activity provided for each time when working with them, are aimed at developing spelling vigilance of younger schoolchildren. The proposed exercises help to activate the cognitive interest of younger schoolchildren, increase the emotional level of students' work, relieve tension and prevent fatigue. The article provides examples of spelling exercises with phraseological units. The novelty and theoretical significance of the study is to substantiate the process of developing spelling vigilance of younger schoolchildren in the process of using spelling exercises with phraseological units developed by the authors. The results of the study can be used in the process of teaching younger schoolchildren and in the further development of the problem of the development of spelling vigilance in the junior and middle levels of secondary schools.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ»

УДК 373.3 DOI: 10.25730/VSU.7606.21.021

Развитие орфографической зоркости младших школьников на основе использования фразеологизмов

М. А. Коврова1, С. И. Алексеева2

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, Вятский государственный университет.

Россия, г. Киров. ORCID: 0000-0001-5922-5560. E-mail: [email protected] 2студент, Вятский государственный университет. Россия, г. Киров. E-mail: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме поиска путей развития орфографической зоркости младших школьников. Решение данной проблемы обусловлено ежегодным снижением показателя орфографической грамотности детей согласно статистическим данным всероссийских проверочных работ за период с 2017 по 2019 год. Одной из основных причин такого снижения является недостаточная сформированность у детей орфографической зоркости и низкая мотивация к орфографической работе в начальной школе. Актуальной также является потребность учителей в практических пособиях по развитию орфографической зоркости младших школьников. Цель статьи - представить новый вариант развития орфографической зоркости, связанный с использованием орфографических упражнений с фразеологизмами.

Для решения проблемы использовались методы теоретического анализа педагогических и методических исследований, анализ современных учебно-методических комплектов, диктант, тестирование, модифицированная диагностика уровня осознанности орфографических действий Т. Г. Рамзаевой. Осуществлялся количественный и качественный анализ полученных данных.

В статье описана структура и содержание разработанных авторами упражнений, которые на основе специального подбора фразеологизмов и предусмотренных при работе с ними каждый раз меняющихся приемов мыслительной деятельности, направлены на развитие орфографической зоркости младших школьников. Предлагаемые упражнения способствуют активизации познавательного интереса младших школьников, повышают эмоциональный уровень работы учащихся, снимают напряженность и предупреждают утомление. В статье приведены примеры орфографических упражнений с фразеологизмами.

Новизна и теоретическая значимость исследования состоит в обосновании процесса развития орфографической зоркости младших школьников в процессе использования разработанных авторами орфографических упражнений с фразеологизмами.

Результаты исследования могут быть использованы в процессе обучения младших школьников и при дальнейшей разработке проблемы развития орфографической зоркости в младшем и среднем звене общеобразовательной школы.

Ключевые слова: младшие школьники, орфографическая зоркость, фразеологизмы, орфограмма, опознавательные признаки орфограмм, орфографические упражнения, начальная школа.

Одной из основных задач дисциплины «Русский язык» в начальной школе является формирование у учащихся орфографической грамотности. Это отражено в результатах освоения основной образовательной программы в части «выпускник сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного] при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное; осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах» [19]. Указанные результаты связаны с формированием у детей отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека и проявления собственного уровня культуры. Как справедливо отмечает М. Р. Львов, орфографическая грамотность является составной частью общей языковой культуры, залогом точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи -это «одежда мысли», по которой обычно сразу и безошибочно определяют уровень образованности человека [16, с. 3]. О влиянии орфографической грамотности на письмо, чтение и понимание содержания читаемого указывается и в зарубежных исследованиях. Например, C. Mimmea, J. Ricketts b S. Helen Deacon пришли к выводу о том, что орфографический анализ слова предшествует его прочтению и пониманию смысла читаемого в целом [29].

© Коврова М. А., Алексеева С. И., 2021

С целью оценки уровня общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС НОО, в том числе в части сформированное™ орфографической грамотности, в конце 4 класса проводятся всероссийские проверочные работы. Для диагностики сформированности орфографической грамотности используются задания 1, 8, 15. Задание 1 позволяет оценить традиционное базовое умение обучающихся правильно писать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы, умение находить, исправлять орфографические и пунктуационные ошибки в написанном тексте, осознать причины их появления и способы предотвращения в последующих письменных работах [18]. Задание 8 направлено на построение речевого высказывания заданной структуры (вопросительное предложение] в письменной форме по содержанию прочитанного текста; умения задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста также с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Задание 15 предусматривает на основе данной информации и собственного жизненного опыта обучающихся определение конкретной жизненной ситуации для адекватной интерпретации данной информации, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы; интерпретацию содержащейся в тексте информации. Достижение планируемых результатов по заданиям 1, 8, 15 в период с 2017 по 2019 год по Российской Федерации представлено в таблице 1 [18].

Таблица 1

Достижение планируемых результатов по заданиям 1, 8, 15 ВПР в 2017-2019 гг. (%)

№ задания 2017 2018 2019

1К1 67 66 63

1К2 89 90 89

8 70 69 68

15К1 52 47 49

15К2 47 43 42

Анализ данных таблицы показывает, что в 2019 году по сравнению с 2018 годом по четырем из пяти показателей наблюдалось явное снижение. И, несмотря на целенаправленную подготовку детей к всероссийским проверочным работам, введения в систему образования современных технологий, «учащиеся по-прежнему не достигают высокого уровня орфографической грамотности, о чем свидетельствуют итоговые контрольные работы» [7, с. 111]. В настоящее время данная проблема обостряется в связи с нежеланием современных обучающихся читать художественные произведения, отсутствием интереса к урокам русского языка. Как справедливо отмечает О. Н. Кондратьева, традиционные методики обучения орфографии оказываются в таких условиях малоэффективными [14, с. 118]. Данный факт подтверждает необходимость поиска новых методов и приемов орфографической работы в начальной школе.

Следует сказать, что указанная проблема для методики не нова. Она всегда волновала методистов и практикующих учителей начальной школы. Большой вклад в решение этой проблемы внесли такие ученые, как Д. Н. Богоявленский, Н. И. Жинкин, М. Т. Баранов, Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов, М. С. Соловейчик и другие.

Впервые понятие орфографическая зоркость было введено российским педагогом, методистом русского языка и литературы В. П. Шереметевским. Под орфографической зоркостью в его исследованиях понимается «пристальное внимание при чтении и списывании к орфографической стороне слова, умение замечать те места в слове, которые могут затруднить пишущего» [27, с. 144]. М. С. Соловейчик определяет это умение как «выработанную способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением» [23, с. 104]. М. Р. Львов утверждает, что орфографическая зоркость - это «способность, умение быстро обнаруживать в тексте, который предназначен для записи или уже написан, орфограммы, а также определять их типы» [15]. В приведенных определениях понятия орфографической зоркости можно выделить общие существенные признаки - умение видеть орфограмму и определять ее тип.

Развитие умения видеть орфограммы - процесс сложный и долгий. В методике начального языкового образования описаны традиционные приемы, применяемые в течение многих лет и направленные на языковое развитие обучающихся. М. С. Соловейчик отмечает целесообразность начала работы по формированию орфографической зоркости одновременно с

обучением двум видам чтения: орфоэпическому и орфографическому [23, с. 114]. Про необходимость проговаривания для развития орфографической зоркости писал Н. И. Жинкин. Он указывал на необходимость использования орфографического проговаривания учащимся всех слов до их записи [9, с. 363]. Орфографическое проговаривание основано на произнесении слова таким образом, чтобы каждая фонема была в сильной позиции. Использование такого приема способствует автоматизации орфографического навыка. Это связано с включением разных видов памяти: зрительной, слуховой и речедвигательной. Linnea С. Ehri также указывает на зависимость прочного запоминания правописания слов от их, во-первых, зрительного восприятия, орфоэпического и орфографического произнесения и, во-вторых, выяснения лексического значения [31].

По мнению Е. С. Антоновой, «правильная работа по формированию фонематического слуха в период обучения грамоте подготавливает почву для формирования орфографической зоркости» [2, с. 377]. В это время у учащихся складываются звуко-буквенные эталоны слов, а в дальнейшем - и орфографические. Одной из причин низкой орфографической грамотности современных детей Е. С. Антонова называет то, что дети практически перестали читать, но именно чтение произведений разных жанров позволяет расширять словарный запас и пополнять его «орфографическими эталонами слов» [2, с. 378]. Для решения данной проблемы автор предлагает проводить на уроке пятиминутку зоркости, во время которой дети слушают небольшой текст и поднимают семафорчики, когда услышат заданную учителем орфограмму» [2, с. 379]. При их систематическом включении в уроки русского языка у учащихся вырабатывается непроизвольное внимание к графическому составу слов.

Большой вклад в решение проблемы формирования орфографической зоркости внес М. Т. Баранов, который полагает, что «орфографическая зоркость формируется в результате применения специальной методики. Ее развитие начинается с различения в словах написаний по произношению и написаний по правилам. Для их различения учащимся предлагаются задания: назвать, подчеркнуть написания либо только одного типа, либо обоих типов» [17, с. 160]. Развитию орфографической зоркости, по мнению ученого, способствует работа, направленная на обучение учащихся самоконтролю, орфографический разбор, диктант «Проверяю себя».

Г. Х. Агапова описывает развитие орфографической зоркости на основе поэтических произведений с акцентом на краеведческом материале [1, с. 32].

В исследованиях учителей-практиков также представлен опыт формирования и развития орфографической зоркости детей. Е. А. Иванова использует в своей практике таблицы, алгоритмы, лингвистические игры, тесты, списывание, письмо по памяти, самодиктанты, диктанты с взаимопроверкой, комментированное письмо, выборочное списывание. При работе со словарными словами использует этимологические словари, поскольку историческая справка не только позволяет лучше запомнить слово, но и расширяет словарный запас детей [12, с. 3]. Е. С. Банина предлагает использовать игровые упражнения [4, с. 73].

Наряду с традиционным подходом к развитию орфографической зоркости в начальной школе разрабатывается и нетрадиционный подход. Он используется в начальных классах сравнительно недавно и направлен не только на языковое развитие, но и на параллельное совершенствование других важнейших сторон личности обучающихся, от которых в большой степени зависит успех педагогической деятельности в целом и по русскому языку в частности. Такой подход, например, представлен в исследованиях Г. А. Бакулиной. Автором разработано и обосновано применение приемов, предусматривающих формирование и дальнейшее совершенствование орфографической зоркости на основе взаимосвязанного интеллектуального, языкового и речевого развития детей [3]. Важность перехода от традиционного метода обучения орфографии к применению нетрадиционных, в том числе исследовательских, заданий подчеркивается в исследованиях Т. А. Талаповой и И. Н. Серегиной [24].

Отмечая важность традиционных приемов развития орфографической зоркости детей в тщательной проработке и закреплении полученных орфографических знаний на практике, следует отметить их однотипность, отсутствие эмоционального компонента, а следовательно, и мотивации обучающихся к орфографической работе. Поддерживая идею Г. А. Бакулиной о необходимости активизации психических процессов, стимулирования мыслительных умений детей, включения различных сторон интеллекта во время выполнения орфографических упражнений, считаем возможным и необходимым, во-первых, сделать акцент на используемом в упражнениях языковом материале - фразеологизмах, которые могут способствовать возбуж-

дению интереса детей к работе с непривычными для них единицами языка [28, с. 399]. Во-вторых, важно изменить подход к формулировке заданий и предусмотреть выполнение мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, установления причинно-следственных связей и др., направленных на обеспечение более высоких результатов в развитии орфографической зоркости. П. С. Жедек отмечала, что «навык нахождения орфограмм необходимо специально формировать. Однако при выполнении заданий, приведенных в учебниках по русскому языку, учащимся, как правило, не приходится задумываться над этим: на местах орфограмм они видят пропуски букв» [8, с. 36]. Поэтому следует далее разрабатывать нетрадиционные приемы, которые активизируют работу учащихся, а значит, будут более эффективны.

Учитывая важность работы с опознавательными признаками орфограмм, обеспечения сознательности через мотивацию орфографической работы и применения нетрадиционного подхода к формулированию заданий к упражнениям в развитии орфографической зоркости младших школьников, нами был проведен педагогический эксперимент. Целью стала разработка методических условий развития орфографической зоркости учащихся четвертых классов на основе использования орфографических упражнений с фразеологизмами.

Фразеологизм - это устойчивая и воспроизводимая раздельнооформленная единица языка, состоящая из компонентов, наделенная целостным (или - реже - частично целостным] значением и сочетающаяся с другими словами [10, с. 19]. Для определения фразеологизмов В. П. Жуков предложил следующие критерии (признаки]: устойчивость, воспроизводимость, семантическая целостность, расчлененность своего состава (раздельнооформленное строение], незамкнутость (открытость] структуры [11, с. 5].

Использование фразеологизмов в качестве дидактического материала для упражнений позволяет, с одной стороны, сформировать у обучающихся положительную мотивацию к орфографической работе, повысить эмоциональный уровень работы, снять напряженность и предупредить утомление детей. Фразеологизмы способны вызвать живой интерес благодаря способности «актуализировать главный замысел контекста, разнообразить его информативные возможности, создавать новые образы и ассоциации, тем самым вызвать живой интерес у аудитории» [25, с. 242]. С другой стороны, внутренние возможности фразеологизмов как единиц аналитического строения позволяют оказать усиленное влияние на развитие мыслительных умений младших школьников [13, с. 55].

В исследованиях Н. Н. Елисеевой отмечено, что возраст 7-12 лет является наиболее благоприятным для работы с фразеологическими оборотами. Доказано, что в дошкольном возрасте дети понимают фразеологические единицы буквально, а к 7 годам могут интерпретировать идиоматические выражения, опираясь на контекст. К 12 годам у учащихся развивается это умение до уровня «потолка» [30]. О важности использования фразеологизмов в школьном образовании, в том числе и в начальной школе, говорят исследования современных ученых-методистов (Е. Н. Лагузова, Е. И. Рогалева, И. А. Чиликова и др.]. Однако исследований, конкретных практических приемов, посвященных развитию орфографической зоркости на основе фразеологизмов недостаточно. А. М. Чепасова отмечает, что фразеологизмы не изучаются по программе ни в младших, ни в средних, ни в старших классах средней школы, ни в высшей школе системно, в одном ряду со всеми разделами русского языка [26, с. 166].

Методы. В исследовании приняли участие обучающиеся двух четвертых классов в количестве 51 человек. Базой исследования стала одна из школ города Кирова.

На первом этапе эксперимента нами было проведено три диагностики: диагностика уровня осознанности орфографических действий Т. Г. Рамзаевой с целью проверки знаний и умений обучающихся четвертых классов находить орфограммы в словах, определять их типы, подбирать проверочные слова и приводить свои примеры на соответствующее орфографическое правило; диктант, проведенный в соответствии с требованиями всероссийских проверочных работ. Полученные результаты по обеим диагностикам показали средний уровень сформированности орфографической зоркости четвероклассников (см. рис. 1].

Качественный анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы: особые трудности возникают у детей с определением типов орфограмм раздельное написание предлогов, гласный и согласный в неизменяемой на письме приставке и безударное окончание имен существительных. Многие четвероклассники не различают орфограммы непроизносимый согласный в корне и непроверяемый согласный в корне друг от друга. Треть учащихся в обоих классах затрудняются в определении опознавательных признаков орфограмм, неверно

определяют тип орфограмм и, следовательно, допускают ошибки в написании текстов и их проверке.

60%

53%

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

■ Диктант ■ Модифицированная диагностика Т. Г. Рамзаевой Рис. 1. Результаты формирующего этапа эксперимента

Беседа с учителями по вопросам организации в классе работы по развитию орфографической зоркости показала, что учителя в своей работе акцентируют внимание на заучивании правил правописания, их отработке на языковом материале, систематическом проведении различных видов списываний и диктантов. Между тем, не проводят целенаправленной работы по определению и запоминанию опознавательных признаков орфограмм, используют традиционные приемы орфографической работы, не заботятся о дополнительной мотивации и развития интереса детей.

На основе полученных результатов были разработаны орфографические упражнения с фразеологизмами и обоснованы методические условия их составления и применения.

Разработанные нами упражнения являются продолжением исследований Г. А. Бакули-ной в разработке нетрадиционного подхода к развитию орфографической зоркости младших школьников, который проявляется, во-первых, в специальной компоновке фразеологизмов к каждому упражнению, исходя из типа орфограмм в них и их опознавательных признаков, учета доступности понимания четвероклассниками; во-вторых, нетрадиционный подход прослеживается в формулировке поисковых заданий, связанной с включением в работу с фразеологизмами различных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, установления причинно-следственных связей и др.

В основе построения упражнений лежит принцип взаимосвязанного развития орфографических, мыслительных и речевых умений четвероклассников.

Структура упражнений имеет следующие части: название, описание проблемной ситуации, основное задание, связанное с выполнением действий с фразеологизмами и развитием орфографической зоркости, дидактический материал, дополнительное задание. Сквозным персонажем во всех упражнениях является Фразик, который сталкивается с орфографическими трудностями во фразеологизмах и обращается за помощью в их решении к обучающимся. Диалоговая форма общения с персонажем является дополнительным инструментом мотивации детей.

В названии упражнения, как правило, отражается суть проблемной ситуации и то действие, которое необходимо осуществить с фразеологизмами, например, упражнение «Фразик изучает анатомию» содержит фразеологизмы, в составе которых имеется компонент, обозначающий часть тела. Детям необходимо помочь Фразику в их определении и написании.

Следующая структурная часть - описание проблемной ситуации. В нее обычно попадает Фразик. Ситуации, как правило, связаны с семантикой фразеологизмов, их происхождением,

употреблением в речи и орфограммами в них. Например, в упражнении «Фразик играет в прятки» предлагается следующая ситуация «Фразик играет в прятки со своими друзьями-фразеологизмами. Все фразеологизмы спрятались на карте (см. рис 2]. Но Фразик плохо в ней ориентируется».

Далее следует основное задание, связанное с выполнением определенного мыслительного действия с фразеологизмами и развитием орфографической зоркости. Например, «Ребята, Фразик просит помочь ему найти фразеологизмы на карте и вписать их в предложения, ориентируясь на тип орфограммы в нарицательном имени существительном».

Рис. 2. Приложение к упражнению «Фразик играет в прятки»

Выполнение основного задания предусматривает активизацию умений анализа, синтеза, сравнения, классификации, установления причинно-следственных связей при работе с фразеологизмами. Например, в этом задании обучающимся необходимо сначала изучить карту, найти подсказки и, ориентируясь на них, определить фразеологизмы. При этом задей-ствуются операции анализа и синтеза.

Отбор фразеологизмов для упражнений осуществляется с учетом доступности понимания их значений учащимися 4 класса, соответствия фразеологизмов определенному типу орфограмм, их коммуникативной значимости, образовательно-воспитательной направленности. Для каждого упражнения фразеологизмы объединяются с учетом наличия в них общих компонентов, например, фразеологизмы с числовым компонентом, фразеологизмы-топонимы, фразеологизмы-зоонимы и т. д. Например: Египетский труд, Казанская сирота, Китайская стена, Москва слезам не верит, Китайские церемонии, в Тулу со своим самоваром, окно в Европу, язык до Киева доведет - имеют в своем составе компонент - топоним.

Дополнительное задание к упражнениям преследует две цели: активизацию фразеологизмов в речи детей с одновременным развитием орфографической зоркости. Оно предусматривает на основе данной информации (фразеологизма] и собственного жизненного опыта обучающихся определить конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации данной информации (фразеологизма], соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Введение данного задания обосновано целенаправленной подготовкой детей к выполнению задания 15 всероссийских проверочных работ.

Ниже приведены примеры орфографических упражнений с фразеологизмами.

Название упражнения 1. «Звери в клетке»

Проблемная ситуация. Фразик гулял по фразеологическому заповеднику и обнаружил, что непослушные животные убежали из своих фразеологизмов. А их комнаты, в которых они должны были находиться, остались пустыми.

Задание. Помоги Фразику вернуть животных во фразеологизмы и размести их в нужные комнаты по опознавательному признаку орфограммы в слове, указывающем на животное. Фразик предупреждает, что среди фразеологизмов есть те, которые не живут ни в одной из трех комнат.

Обрати внимание! Слова в справке даны в именительном падеже. Если необходимо, поставь слова в нужную форму или измени часть речи. Дидактический материал.

Проверяемый безударный гласный в корне Непроверяемый безударный гласный в корне Парный согласный Звук [й'] после мягкого согласного

Вот где ... зарыта, залиться ..., ... на хвосте принесла, темная ..., как ... лапой, черная ... пробежала, гнаться за двумя ..., подложить ..., ... доля, ... труд, ... услуга, белая ..., ... на ухо наступил.

Справка: соловей, курица, лошадка, кошка, зайцы, свинья, лев, сорока, мартышка, медведь, ворона, собака.

Дополнительное задание. Помоги Фразику составить описание конкретной жизненной ситуации, в которой можно использовать фразеологизм «гнаться за двумя зайцами».

Название упражнения 2. «Фразикучит анатомию»

Добрый день, дорогие друзья! А знаете ли вы фразеологическую анатомию?

Орфочка дала мне задание выучить части тела. А я все никак не могу запомнить. Чтобы я лучше запомнил, Орфочка нарисовала мальчика и подписала фразеологизмы, но пропустила некоторые слова (см. рис. 3].

Основное задание. Помогите мне вставить пропущенные слова во фразеологизмы и исправить ошибки, если они есть.

Обрати внимание! Чтобы Орфочка засчитала задание, все слова должны быть записаны без ошибок. Будьте внимательны!

встали дыбом

душа ушла в_/ 7 Т I

Ч. / I 1_ на широкую

встал с левой_

Рис. 3. Приложение к упражнению «Фразик учит анатомию»

Дополнительное задание: Помоги Фразику составить описание конкретной жизненной ситуации, в которой можно использовать фразеологизм «зарубить на носу».

Предлагаемые нами упражнения составлены таким образом, что позволяют учителю вести целенаправленную работу по развитию орфографической зоркости младших школьников через развитие умения видеть орфограмму по опознавательному признаку, умение определить ее тип. Отличием указанных упражнений от традиционных является, во-первых, способ формулирования поискового задания через создание проблемной ситуации; во-вторых, специальная компоновка фразеологизмов, которая позволяет обеспечить многостороннее и глубокое развитие обучающихся, а именно: развитие языка, речи, совершенствование процесса мышления. Персонаж Фразика является дополнительным инструментом мотивации детей, способствует повышению интереса к выполнению заданий.

В ходе исследования нами было составлено и апробировано 15 орфографических упражнений с фразеологизмами, среди которых «Фразик пишет письмо», «Фразик на кухне», «Фразик играет в прятки», «Фразик ведет расследование» и др.

На третьем этапе исследования была проведена повторная диагностика уровня сфор-мированности орфографической зоркости четвероклассников. Результаты (см. рис. 4] показали положительную динамику в этом процессе. Учащиеся улучшили результаты по определению опознавательных признаков орфограмм, продемонстрировали хорошие результаты в написании диктанта. Отдельно следует отметить повышение мотивации детей к орфографической работе, сознательности при выполнении орфографических упражнений, интереса к работе с фразеологизмами русского языка.

Рис. 4. Динамика уровня развития орфографической зоркости у учащихся экспериментального класса

Вывод. Полученные результаты подтверждают эффективность орфографических упражнений с фразеологизмами в формировании орфографической зоркости младших школьников и дополняют исследования, посвященные проблемам формирования орфографической грамотности детей. Важным результатом явилась заинтересованность учащихся фразеологизмами и их функцией в речи, стремление включать их в свою речь, умение приводить пример конкретной жизненной ситуации в соответствии с предложенным фразеологизмом. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении известных представлений о возможности развития орфографической зоркости младших школьников на основе нового варианта использования фразеологизмов в процессе обучения русскому языку. Практическая значимость исследования заключается в группировке фразеологизмов по орфографическим темам русского языка, изучаемым в 4 классе начальной школы, в разработке проблемных ситуаций, направленных на мотивацию орфографической работы, в составлении нового типа орфографических упражнений с фразеологизмами и их возможном введении в широкое использование в процесс обучения русскому языку в начальной школе.

На основе полученных данных планируются исследования, связанные с дальнейшей разработкой орфографических упражнений с фразеологизмами для 1-4 классов. Теоретические и практические данные настоящего исследования могут найти применение в создании цикла упражнений по русскому языку для среднего звена общеобразовательной школы.

Список литературы

1. Агапова Г. Х. Формирование орфографической зоркости на материале стихотворений поэтов Оренбургской области // Начальная школа. 2019. № 12. С. 32-36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 41356082 (дата обращения: 03.02.2021).

2. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. 4-е изд., стер. М. : Академия, 2014. 464 с.

3. Бакулина Г. А., Лобанова А. А. Нетрадиционные приемы (упражнения) как средство формирования орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка / / Концепт. 2017. Т. 29. С. 419-423. URL: http://e-koncept.ru/2017/770890.htm (дата обращения: 10.03.2021).

4. Банина Е. С. Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка посредством игр и игровых упражнений // Современные тенденции развития начального и эстетического образования : сб. статей Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию факультета начального и музыкального образования. Могилев : Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова, 2019. С. 73-75. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41372369 (дата обращения: 13.02.2021).

5. Белоус Е. Н. Сегменты социально-педагогической сферы : монография : в 2 т. Т. 2 / Под ред. Е. Н. Белоус, М. А. Ерофеевой. Коломна : Государственный социально-гуманитарный университет, 2015. 374 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25697360 (дата обращения: 03.02.2021).

6. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии // Акад. пед. наук РСФСР. Науч.-исслед. ин-т психологии / Д. Н. Богоявленский. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Просвещение, 1966. 307 с.

7. Голохвастова Е. Ю., Гнатюк Н. В., Холмухамедова А. В. Формирование орфографической зоркости у учащихся первого класса // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3. С. 111-115. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/formirovame-orfograficheskoy-zorkosti-u-uchaschihsya-pervogo-klassa/viewer (дата обращения: 16.03.2021).

8. Жедек П. С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в начальных классах. Томск : Пеленг, 1992. 60 с.

9. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М. : Издательство Академии педагогических наук, 1958. 370 с.

10. Жуков В. П. Семантика фразеологических оборотов. М. : Просвещение, 2008. 159 с.

11. Жуков В. П. Русская фразеология. М. : Высшая школа, 1986. 313 с.

12. Иванова Е. А. Формирование орфографической зоркости учащихся среднего звена средствами диктанта // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии : сб. материалов VII Международной научно-практической конференции. Чебоксары : Интерактив плюс, 2018. С. 84-85.

13. Коврова М. А. Использование аналитико-синтетических упражнений с фразеологизмами на уроках русского языка в начальной школе / М. А. Коврова / / Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2015. № 2. Т. II (Психолого-педагогические науки). С. 51-56. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-analitiko-sinteticheskih-uprazhneniy-s-frazeo-logizmami-na-urokah-russkogo-yazyka-v-nachalnoy-shkole/viewer (дата обращения: 19.03.2021).

14. Кондратьева О. Н. Этимологический анализ на уроках русского языка как одно из средств повышения орфографической грамотности учащихся среднего звена // Филологический класс. 2018. № 2. С. 118-124. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35215846 (дата обращения: 16.03.2021).

15. Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М. : Академия, 2007. 464 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Львов М. Р. Правописание в начальных классах. М. : Просвещение, 1990. 159 с.

17. Методика преподавания русского языка в школе / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов ; под ред. М. Т. Баранова. М. : Академия, 2001. 368 с.

18. Пичугин С. С. О результатах Всероссийских проверочных работ. Интерпретация, выводы и рекомендации // Начальная школа. 2019. № 12. С. 11-19. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41765553 (дата обращения: 06.02.2021).

19. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. URL: https://nsportal.ru/sites/default/files /2019/11/20/primernaya_oop_noo.pdf (дата обращения: 23.12.2021).

20. Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М. : Просвещение, 1979. 431 с.

21. Рогалева Е. И., Никитина Т. И. Ума палата. Детский фразеологический словарь. М. : Издательский дом Мещерякова, 2017. 160 с.

22. Розе Т. В. Большой фразеологический словарь для детей. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2018. 224 с.

23. Соловейчик М. С., Жедек П. С., Светловская Н. Н. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / Под ред. М. С. Соловейчик. 5-е изд., стереотип. М. : Академия, 2000. 384 с.

24. Талапова Т. А., Серегина И. Н. Формирование орфографического навыка у младших школьников посредством исследовательских заданий // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 5. С. 44-47. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20372872 (дата обращения: 13.03.2021).

25. Хисматуллина Л. Г., Хузина Д. Я., Гарифуллина Д. Б. Фразеологизмы в политическом дискурсе (на материале русских и английских электронных изданий) // Вестник Марийского Государственного университета. 2020. № 2. С. 236-243. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42983589 (дата обращения: 12.02.2021).

26. Чепасова А. М. Избранные труды : в 2 т. Т. 2. Фразеология в контексте современных лингвистических исследований. Челябинск : Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2016. 211 с.

27. Шереметевский В. П. Об орфографии вообще и о письме под диктовку, как упражнении элементарном, в особенности // Сочинения. М. : Товарищество типографии А. Н. Мамонтова, 1897. 330 с. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/sheremetevsky_cochineniya_1897 (дата обращения: 04.12.2021).

28. Bakulina G. А. (ets.) The Formation of Elementary Schoolchildren's Cognitive needs at the Lessons of the Russian Language by Means of Subjectivization / / European Journal of Contemporary Education. 2016. № 4. С. 398-409. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27446611 (дата обращения: 17.03.2021).

29. Catherine М., Ricketts J., Hélène S. Deacon The Role of Orthographic and Semantic Learning in Word Reading and Reading Comprehension / / Scientific Studies of Reading. 2018. Vol. 22. Is. 5. Pp. 384-400.

30. Eliseeva N. N., GutsE. N., Marinia A. Comprehension of idiomatic expressions by Russian speaking typically developing children // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. Vol. 10. Is. 4. Pp. 22-32. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/comprehension-of-idiomatic-expressions-by-russian-speaking-typically-de-veloping-children (дата обращения: 10.03.2021).

31. Linnea C. Ehri Orthographic Mapping in the Acquisition of Sight Word Reading, Spelling Memory, and Vocabulary Learning // Scientific Studies of Reading. 2014. Vol. 18. Is. 1. Pp. 5-21.

Development of spelling vigilance of younger schoolchildren based on the use of phraseological units

M. A. Kovrova1, S. I. Alekseeva2

JPhD in Pedagogical Sciences, associate professor of the Department of Pedagogy and methods of preschool

and primary education, Vyatka State University.

Russia, Kirov. ORCID: 0000-0001-5922-5560. E-mail: [email protected] 2student, Vyatka State University. Russia, Kirov. E-mail: [email protected]

Abstract. The article is devoted to the actual problem of finding ways to develop spelling vigilance of younger schoolchildren. The solution to this problem is due to the annual decrease in the index of spelling literacy of children according to the statistical data of the All-Russian verification works for the period from 2017 to 2019. One of the main reasons for this decline is the lack of spelling vigilance in children and low motivation for spelling work in primary school. The need of teachers for practical manuals on the development of spelling vigilance of younger schoolchildren is also relevant. The purpose of the article is to present a new variant of the development of spelling vigilance associated with the use of spelling exercises with phraseological units.

To solve the problem, the methods of theoretical analysis of pedagogical and methodological research, analysis of modern educational and methodological kits, dictation, testing, modified diagnostics of the level of awareness of spelling actions by T. G. Ramzayeva were used. Quantitative and qualitative analysis of the obtained data was carried out.

The article describes the structure and content of the exercises developed by the authors, which, based on a special selection of phraseological units and the changing methods of mental activity provided for each time when working with them, are aimed at developing spelling vigilance of younger schoolchildren. The proposed exercises help to activate the cognitive interest of younger schoolchildren, increase the emotional level of students' work, relieve tension and prevent fatigue. The article provides examples of spelling exercises with phraseological units.

The novelty and theoretical significance of the study is to substantiate the process of developing spelling vigilance of younger schoolchildren in the process of using spelling exercises with phraseological units developed by the authors.

The results of the study can be used in the process of teaching younger schoolchildren and in the further development of the problem of the development of spelling vigilance in the junior and middle levels of secondary schools.

Keywords: junior schoolchildren, spelling vigilance, phraseological units, orthogram, identification signs of orthograms, spelling exercises, primary school.

References

1. Agapova G. H. Formirovanie orfograficheskoj zorkosti na materiale stihotvorenij poetov Orenburgskoj oblasti [The formation of orthographic vigilance on the material of poems by poets of the Orenburg regio] // Nachal'naya shkola - Elementary school. 2019. No. 12. Pp. 32-36. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id= 41356082 (date accessed: 03.02.2021).

2. Antonova E. S. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka (nachal'nye klassy) : uchebnik dlya stud. uchrezhdenij sred. prof. obrazovaniya [Methods of teaching the Russian language (primary classes) : textbook for students of institutions of primary prof. education] / E. S. Antonova, S. V. Bobrova. 4th ed., ster. M. Akademiya (Academy). 2014. 464 p.

3. Bakulina G. A., Lobanova A. A. Netradicionnye priemy (uprazhneniya) kak sredstvo formirovaniya orfograficheskoj zorkosti mladshih shkol'nikov na urokah russkogo yazyka [Non-traditional techniques (exercises) as a means of forming spelling vigilance of younger schoolchildren at the lessons of the Russian language] //

Koncept - Concept. 2017. Vol. 29. Pp. 419-423. Available at: http://e-koncept.ru/2017/770890.htm (date accessed: 10.03.2021).

4. Banina E. S. Razvitie orfograficheskoj zorkosti mladshih shkol'nikov na urokah russkogo yazyka posredstvom igr i igrovyh uprazhnenij [Development of spelling vigilance of younger schoolchildren at Russian language lessons through games and game exercises] // Sovremennye tendencii razvitiya nachal'nogo i estetich-eskogo obrazovaniya : sb. statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 60-letiyu fakul'teta nachal'nogo i muzykal'nogo obrazovaniya - Modern trends in the development of primary and aesthetic education : collection of articles of the International scientific and practical conference dedicated to the 60th anniversary of the Faculty of Primary and Music Education. Mogilev. Mogilev State University named after A. A. Kuleshov. 2019. Pp. 73-75. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=41372369 (date accessed: 13.02.2021).

5. Belous E. N. Segmenty social'no-pedagogicheskoj sfery: monografiya : v 2 t. T. 2 [Segments of the socio-pedagogical sphere : monograph : in 2 vols. Vol. 2] / Ed. by E. N. Belous, M. A. Erofeeva. Kolomna. State Social and Humanitarian University, 2015. 374 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25697360 (date accessed: 03.02.2021).

6. Bogoyavlenskij D. N. Psihologiya usvoeniya orfografii [Psychology of mastering spelling] // Akad. ped. nauk RSFSR. Nauch.-issled. in-t psihologii - Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR. Scientific-research. Institute of Psychology / D. N. Bogoyavlensky. 2nd ed., reprinted and add. M. Prosveshchenie (Enlightenment). 1966. 307 p.

7. Golohvastova E. Yu., Gnatyuk N. V., Holmuhamedova A. V. Formirovanie orfograficheskoj zorkosti u uchash-chihsya pervogo klassa [Formation of spelling vigilance among first-grade students] // Baltijskij gumanitarnyj zhurnal - Baltic Humanitarian Journal. 2016. Vol. 5. No. 3. Pp. 111-115. Available at: https://cyberleninka.ru/article/ n/formirovanie-orfograficheskoy-zorkosti-u-uchaschihsya-pervogo-klassa/viewer (date accessed: 16.03.2021).

8. Zhedek P. S. Ispol'zovanie metodov razvivayushchego obucheniya na urokah russkogo yazyka v nachal'n-yh klassah [The use of methods of developing learning in Russian language lessons in primary classes]. Tomsk. Peleng. 1992. 60 p.

9. Zhinkin N. I. Mekhanizmy rechi [Mechanisms of speech]. M. Academy of Pedagogical Sciences. 1958. 370 p.

10. Zhukov V. P. Semantika frazeologicheskih oborotov [Semantics of phraseological turns]. M. Prosveshchenie (Enlightenment). 2008. 159 p.

11. Zhukov V. P. Russkayafrazeologiya [Russian phraseology]. M. Vysshaya Shkola. (Higher School). 1986. 313 p.

12. Ivanova E. A. Formirovanie orfograficheskoj zorkosti uchashchihsya srednego zvena sredstvami diktan-ta [Formation of spelling vigilance of middle-level students by means of dictation] // Pedagogicheskoe master-stvo i sovremennye pedagogicheskie tekhnologii: sb. materialov VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii - Pedagogical skills and modern pedagogical technologies : collection of materials of the VII International Scientific and Practical Conference. Cheboksary : Interactive Plus. 2018. Pp. 84-85.

13. Kovrova M. A. Ispol'zovanie analitiko-sinteticheskih uprazhnenij s frazeologizmami na urokah russkogo yazyka v nachal'noj shkole [The use of analytical and synthetic exercises with phraseological units at Russian language lessons in primary school] / M. A. Kovrova // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. Psihologo-peda-gogicheskie nauki - Yaroslavl Pedagogical herald. Psychological and pedagogical sciences. Yaroslavl. RIO YaSPU. 2015. No. 2. Vol. II (Psychological and pedagogical sciences). Pp. 51-56. Available at: https://cyberleninka.ru/ arti-cle/n/ispolzovanie-analitiko-sinteticheskih-uprazhneniy-s-frazeologizmami-na-urokah-russkogo-yazyka-v-na-chalnoy-shkole/viewer (date accessed: 19.03.2021).

14. Kondrat'eva O. N. Etimologicheskij analiz na urokah russkogo yazyka kak odno iz sredstv povysheniya orfograficheskojgramotnosti uchashchihsya srednego zvena [The etymological analysis of the lessons of the Russian language as a means of improving spelling literacy of students middle management] // Filologicheskij klass - Philological class. 2018. No. 2. Pp. 118-124. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35215846 (date accessed: 16.03.2021).

15. L'vov M. R., Goreckij V. G., Sosnovskaya O. V. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka v nachal'nyh klassah [Methods of teaching the Russian language in primary school]. M. Akademiya (Academy). 2007. 464 p.

16. L'vov M. R. Pravopisanie v nachal'nyh klassah [Spelling in primary classes]. M. Prosveshchenie (En-lightment). 1990. 159 p.

17. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka v shkole - Methods of teaching the Russian language at school / M. T. Baranov, N. A. Ippolitova, T. A. Ladyzhenskaya, M. R. Lviv; ed. by M. T. Baranov. M. Akademiya (Academy). 2001. 368 p.

18. Pichugin S. S. O rezul'tatah Vserossijskih proverochnyh rabot. Interpretaciya, vyvody i rekomendacii. [On the results of the All-Russian verification works. Interpretation, conclusions and recommendations] // Na-chal'naya shkola - Elementary school. 2019. No. 12. Pp. 11-19. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id= 41765553 (date accessed: 06.02.2021).

19. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma nachal'nogo obshchego obrazovaniya - Approximate basic educational program of primary general education. Available at: https://nsportal.ru/sites/default/ files /2019/11/20/primernaya_oop_noo. pdf (date accessed: 23.12.2021).

20. Ramzaeva T. G., L'vov M. R. Metodika obucheniya russkomu yazyku v nachal'nyh klassah : ucheb. posobie dlya studentov ped. in-tov [Methods of teaching the Russian language in primary classes : textbook for students of pedagogical institutes). M. Prosveshchenie (Enlightment). 1979. 431 p.

21. Rogaleva E. I., Nikitina T. I. Uma palata. Detskij frazeologicheskij slovar' [Uma Chamber. Children's phraseological dictionary]. M. Meshcheryakova Publishing House. 2017. 160 p.

22. Roze T. V. Bol'shoj frazeologicheskij slovar' dlya detej [A large phraseological dictionary for children]. M. OLMA Media Group. 2018. 224 p.

23. Solovejchik M. S., Zhedek P. S., Svetlovskaya N. N. Russkijyazyk v nachal'nyh klassah: Teoriya i praktika obucheniya : ucheb. posobie dlya studentov ped. ucheb. zavedenij po spec. "Pedagogika i metodika nach. Obucheniy" [Russian language in primary classes: Theory and practice of teaching : textbook for students of pedagogical establishments on spec. "Pedagogy and methods of primary education"] / Ed. by M. S. Soloveychik. 5th ed., stereotype. M. Akademiya (Academy). 2000. 384 p.

24. Talapova T. A., Seregina I. N. Formirovanie orfograficheskogo navyka u mladshih shkol'nikov posredstvom issledovatel'skih zadanij [Formation of spelling skills in younger schoolchildren through research tasks] // Nachal'naya shkola plyus Do i Posle - Elementary school plus Before and After. 2013. No. 5. Pp. 44-47. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=20372872 (date accessed: 13.03.2021).

25. Hismatullina L. G., Huzina D. Ya., Garifullina D. B. Frazeologizmy v politicheskom diskurse (na materiale russkih i anglijskih elektronnyh izdanij [Phraseological units in political discourse (based on the material of Russian and English electronic publications)] // Vestnik Marijskogo Gosudarstvennogo universiteta - Herald of the Mari State University. 2020. No. 2. Pp. 236-243. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=42983589 (date accessed: 12.02.2021).

26. Chepasova A. M. Izbrannye trudy : v 2 t. T. 2. Frazeologiya v kontekste sovremennyh lingvisticheskih is-sledovanij [Selected works : in 2 vols. Vol. 2. Phraseology in the context of modern linguistic research]. Chelyabinsk. South-Ural State Humanitarian- Ped. University. 2016. 211 p.

27. Sheremetevskij V. P. Ob orfografii voobshche i o pis'me pod diktovku, kak uprazhnenii elementarnom, v osobennosti [About spelling in general and about writing under dictation, as an elementary exercise, in particular] // Sochineniya - Works. M. Association of the printing house of A. N. Mamontov, 1897. 330 p. Available at: http://elib.gnpbu.ru/text/sheremetevsky_cochineniya_1897 (date accessed: 04.12.2021).

28. Bakulina G. A. (ets.) The Formation of Elementary Schoolchildren's Cognitive needs at the Lessons of the Russian Language by Means of Subjectivization // European Journal of Contemporary Education. 2016. No. 4. Pp. 398-409. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=27446611 (date accessed: 17.03.2021).

29. Catherine M., Ricketts J., Hélène S. Deacon The Role of Orthographic and Semantic Learning in Word Reading and Reading Comprehension // Scientific Studies of Reading. 2018. Vol. 22. Is. 5. Pp. 384-400.

30. Eliseeva N. N., GutsE. N., Marinia A. Comprehension of idiomatic expressions by Russian speaking typically developing children // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. Vol. 10. Is. 4. Pp. 22-32. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/comprehension-of-idiomatic-expressions-by-russian-speaking-typically-de-veloping-children (date accessed: 10.03.2021).

31. Linnea C. Ehri Orthographic Mapping in the Acquisition of Sight Word Reading, Spelling Memory, and Vocabulary Learning / / Scientific Studies of Reading. 2014. Vol. 18. Is. 1. Pp. 5-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.