УДК 37.013
Юрьева Е.С. учитель начальных классов, МБОУ "Призначенская СОШ" Прохоровский район Белгородская область Yurieva E.S. Primary school teacher, MBEI "Priznachenskaya SGES" Prokhorovsky district Belgorod region E-mail: [email protected]
Развитие логического мышления младших школьников в процессе изучения
орфографии
Development of logical thinking of younger schoolchildren in the process of learning spelling
Аннотация: В данной статье описывается тесная связь между развитием мышления младшего школьника и орфографической зоркостью. Отмечается, что на уроках русского языка, при изучении раздела орфографии учитель может создать необходимые условия, обеспечивающие полноценное умственное развитие ребенка. Работу над орфографической грамотностью учащихся следует начинать с развития их орфографической зоркости и логического мышления.
Abstract: This article describes the close relationship between the development of thinking of a younger schoolboy and spelling vigilance. It is noted that in the Russian language lessons, when studying the spelling section, the teacher can create the necessary conditions that ensure the full-fledged mental development of the child. Work on the spelling literacy of students should begin with the development of their spelling vigilance and logical thinking.
Ключевые слова: грамотность; задача; мышление; орфограмма; орфография; орфографическая зоркость; развитие; русский язык.
Keywords: literacy; task; thinking; orthogram; spelling; spelling vigilance; development; Russian language.
Мышление, как известно, является формой человеческого познания. В Российской педагогической энциклопедии под мышлением понимается «процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях» [6, с. 544].
Мышление совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека. Что касается мышления младшего школьника, то оно тесно связанное с чувственным познанием мира.
Одним из важных направлений в решении задачи развития мышления детей выступает создание в начальных классах школы условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.
Однако такие условия обеспечиваются в современном начальном обучении пока не в полной мере. Особенность рассматриваемых вопросов заключается в том, что мышление в младшем школьном возрасте развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере. Распространенным примером в практике преподавания является организация учителями действий учащихся по образцу: излишне часто учителя предлагают детям упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. В этих условиях недостаточно развиваются такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности.
Уроки русского языка в силу своей специфики предоставляют большие возможности для учителя в плане развития мышления детей. Развивать логическое мышление учащихся можно при изучении практически любого раздела языка. Раздел орфографии в школе служит связующим звеном знаний
учащихся по всем разделам курса русского языка: фонетике, составу слова и словообразованию, графике, морфологии и синтаксису, лексике.
В основу изучения орфографии и формирования орфографических навыков в школе положена работа над орфограммами. Школьники должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, научиться находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. В начальных классах необходимо обучать детей письму во всех его элементах, в их взаимосвязи. И методики правописания не должна отгораживаться от букварной работы, от обучения графике, от формирования у школьников графических умений и навыков.
Правила орфографии определяют выбор написаний в следующих пяти областях письма, в соответствии с которыми различаются пять разделов орфографии:
1) при обозначении звуков буквами в словах: правила правописания безударных гласных в корнях слов, в приставках и других морфемах; звонких и глухих согласных в слабых позициях, в корнях слов и других морфемах; двойных согласных на стыке морфем и тому подобное;
2) при выборе слитного или раздельного написания слов, а также так называемого полуслитного (дефисного) написания;
3) при употреблении прописных и строчных букв в начале предложения и в именах собственных;
4) при переносе слов, их частей с одной строки на другую;
5) при аббревиатуре, то есть неграфическом сокращении слов [4, с. 229].
Для учащихся начальных классов важнейшими являются такие
орфографические темы, как: правописание безударных гласных в корне слова, в приставках, суффиксах, окончаниях; правописание согласных - звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных, чередование гласных в корне слова; употребление заглавных букв; перенос слов; слитно-раздельные и дефисные написания и др. Именно при изучении этих тем учащиеся допускают наибольшее количество орфографических ошибок. Орфографические ошибки -
это один из видов ошибок по русскому языку. Эти ошибки могут быть самыми разнообразными и природа их тоже различна. Поэтому внутри этой категории ошибок должна быть проведена более детальная классификация [5, с. 48].
О чём обычно в первую очередь заботится учитель, начиная вводить первоклассников в проблемы орфографии? О том, чтобы как можно раньше познакомить детей с правилами (например, со способами проверки безударных гласных) и как можно быстрее приступить к их практическому применению. Правомерна ли такая логика действий учителя? Обратимся к мнению учёных.
«Орфографическое действие мы имеем тогда, когда пишущий намеренно обращается к правилу, так как осознает наличие орфограммы в слове», считает П.С. Жедек. Это замечание П.С. Жедек заставляет задуматься: а не пропускаем ли мы целый этап в обучении школьников, именно тот, на котором они специально учились бы осознавать наличие орфограмм в слове? Анализ работы методистов, занимающихся проблемами начального обучения орфографии убеждает: пропускаем [1, с. 45].
М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
• увидеть орфограмму в слове;
• определить её вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится; вспомнить правило;
• определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
• определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;
• решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
• написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку [3, с. 46].
Так, каждому учителю хорошо знакома ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, учащиеся достаточно
успешно справляются с заданием на вставку пропущенных букв, но допускают ошибки в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, ученикам нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своём тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим, базовым орфографическим умением.
Как пишет М.Р. Львов, «отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма. По данным обследований, учащиеся начальных классов самостоятельно обнаруживают от 15 до 45% орфограмм в тексте и лишь в отдельных классах, там, где учитель работает над формированием орфографической зоркости, 70-90%» [2, с. 17].
Итак, работу над орфографической грамотностью учащихся следует начинать с развития их орфографической зоркости и логического мышления. Важно, прежде всего, научить детей ставить перед собой орфографические задачи, а затем уже постепенно учить их решению.
Список литературы
1. Жедек П.С., Тимченко М.И. Списывание в обучении правописанию // Начальная школа. -2008. №8.
2. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1997.
3. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. - М.: Просвещение, 1990.
4. Моисеев А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография. - М.: Просвещение.
1990.
5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. - М.: Высш.шк.
1991.
6. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2. / ред. В.В. Давыдова - М.: Большая российская энциклопедия, 1999. - 780 с.
7. Энциклопедический словарь / ред. Введенского Б. А. - М.: Советская энциклопедия, 2001. - 736 с.