Научная статья на тему 'Развитие оптовой тоговли продовольствием в мегаполисе'

Развитие оптовой тоговли продовольствием в мегаполисе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие оптовой тоговли продовольствием в мегаполисе»

РАЗВИТИЕ ОПТОВОЙ ТОГОВЛИ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ В МЕГАПОЛИСЕ

В.А. Клюкач, д.э.н., проф., акад. РАСХН, акад.-секретарь, Н.М. Седова, к.э.н.,

гл. специалист Россельхозакадемии

Москва является самым северным мегаполисом мира и крупнейшим потребителем продовольствия. Например, доля потребления мяса москвичами в совокупном фонде потребления населения ЦФО составляет около 30%. На долю Москвы приходится свыше 40% от общего объема оборота оптовой торговли продовольственными товарами в России.

Основной целью Городской целевой программы развития оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2005-2007 гг. является развитие оптового продовольственного комплекса Москвы, обеспечивающее укрепление продовольственной безопасности города и ориентированное на устойчивое гарантированное снабжение населения всеми видами продовольственных товаров в необходимых объемах, ассортименте и качестве по приемлемым для потребителей ценам.

Проведенная в 2005 г. работа по выполнению программы позволила выйти на определенные в ней основные социально-экономические показатели. Объем организованных поставок продовольствия составил по итогам года предусмотренные программой 8,5 млн т и превысил прошлогодний уровень на 7,6%. Индекс потребительских цен на продовольственные товары в Москве составил 109,5%, в среднем по России - 109,6%. Среднесуточное потребление продовольствия в городе увеличилось с 26,8 тыс. т в 2004 г. до 27,8 тыс. т в 2005 г. По сравнению с 2001 г. снизилась доля импорта мяса с 84% до 70%, масла животного - с 87% до 59%. Всего на развитие интеграционных и инвестиционных проектов было перечислено 1,44 млрд р., в том числе в 2005 г. - 371 млн р. Привлечено внебюджетных источников финансирования в оптовую торговлю в объеме 2,1 млрд р.

Программой предусмотрены организация распределительных центров и комплексов оптовой торговли продовольствием на 10 действующих предприятиях и дальнейшее развитие современных объектов оптовой торговли на 14 предприятиях. По всем объектам разработаны и утверждены планы-графики проведения работ и мероприятий по их техническому оснащению, и в соответствии с ними ведутся проектные и строительно-монтажные работы. В 2005 г. реконструировано и модернизировано 67,4 тыс. кв. м производственных площадей предприятий продовольственного комплекса города, что на 13,4 тыс. кв. м больше предусмотренного программой.

В 20 агрохолдингов, главными учредителями и инвесторами которых являются московские предприятия оптово-продовольственного комплекса, входят 100 региональных предприятий АПК.

В 2005 г. площади пашни в московских агрохолдингах составили 530 тыс. га, численность крупного рогатого скота - 44 тыс. гол., в том числе коров - 17,4 тыс. гол.; свиней - 285,7 тыс. гол.

Развитие кооперации и интеграции московских предприятий с товаропроизводителями регионов России способствовало наращиванию объемов поставок продуктов питания отечественного производства на московский рынок.

В 2005 г. по сравнению с 2004 г. из регионов России в Москву поставлено больше в 1,7 раза овощей; в 1,6 раза - фруктов; в 1,3 раза - творога; в 1,2 раза - масла животного; на 9% - масла растительного. Московские агрохолдинги превысили уровень 2004 г. по поставкам мяса и мясопродуктов в 1,6 раза, зерна в 4,6 раза, картофеля в 1,3 раза, овощей в 1,2 раза. На агрохолдинги приходится около 50% объемов поставок из регионов России мяса и более 60% овощной продукции. По итогам 2005 г. из интегрированных хозяйств в Москву поставлено 120 тыс. т мясопродуктов, 452 тыс. т зерна, 30,9 тыс. т круп, 66 тыс. т картофеля, 154 тыс. т овощей и 170 тыс. т молока и молокопродуктов. Предприятиям, развивающим интеграционные связи с региональными сельхозпроизводителями, оказывается финансовая поддержка. На эти цели перечислено 1,02 млрд р. льготных долгосрочных кредитов из средств, предназначенных на продовольственное обеспечение города, в том числе 136,5 млн р. в 2005 г. Кроме этого, отобраны и представлены в Фонд содействия социально-экономическому развитию регионов ЦФО инвестиционные проекты ОАО «АПК «Михайловский», ОАО «Икма» и ЗАО «Виктория». На финансовом совете указанного Фонда принято решение о предоставлении 300 млн р. ОАО «АПК «Михайловский» для реализации инвестиционного проекта по созданию крупного свинокомплекса в Липецкой области.

Московские агрохолдинги активно включились в реализацию приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по направлению «Ускоренное развитие животноводства».

Между Правительством Москвы и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации заключено соглашение о сотрудничестве по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», предусматривающее консолидацию финансовых средств, направляемых на реализацию проектов московских агрохолдингов.

В настоящее время 12 московских агрохолдингов (ОАО «ИКМА», ЗАО «АВК «Эксима», ЗАО «АМС-Агро», ООО «ЗК «Настюша», ЗАО «Система «Зерно-стандарт», ОАО «Алтуфьево», ОАО «АПК «Михайловский» и др.) разработали 19 крупных проектов развития животноводства, которые будут реализовываться в 10 регионах страны, в том числе в Московской, Липецкой, Ярославской, Орловской, Владимирской областях, Краснодарском крае и в ряде других регионов. Согласно бизнес-проектам намечено построить и реконструировать коровников на 31 тыс. гол. и свинарников на 837 тыс. гол., закупить более 13 тыс. гол. племенного крупного рогатого скота и свыше 30 тыс. гол. племенных свиноматок, довести объемы производства в 2007 г.: мяса - до 85 тыс. т, молока - до 100 тыс. т. На реализацию всех проектов развития животноводства московскими агрохолдингами предусмотрено привлечь в 2006-2007 гг. около 13 млрд р. кредитных средств, в том числе около 500 млн р. из средств городского

бюджета, предусмотренных на продовольственное обеспечение Москвы.

Московская модель агропромышленной интеграции построена по принципу государственночастного партнерства. Эффективность этой модели обусловлена тем, что она выгодна всем ее участникам. Для товаропроизводителей - гарантированностью рынка сбыта продукции; финансовой поддержкой от московских инвесторов на приобретение новой техники, современных технологий, покупку племенного скота и элитных семян, реконструкцию или новое строительство производственных мощностей, социальное развитие села. Для предприятий продовольственного комплекса города - устойчивой сырьевой базой снабжения.

В 2005 г. приняты меры по развитию информационно-аналитической системы мониторинга товародвижения. В настоящее время к системе подключены более 100 крупных и средних предприятий оптовой торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности. Уровень информационного охвата продовольственного рынка города составляет более 70%. Налажен информационный обмен более чем с 20 регионами России, Республикой Беларусь, Республикой Молдова, Автономной республикой Крым.

В 2005 г. произведена закупка 30 комплектов вычислительной техники, в том числе 11 за счет бюджетных средств, предусмотренных по статье информационное обеспечение; направлено в установленном порядке на безвозвратной основе 12,8 млн р. бюджетных средств, предназначенных для продовольственного обеспечения города, на завершение финансирования работ по программному обеспечению и материально-техническому оснащению ИАС ОПР. Финансовым планом на 2006 г. предусмотрено использовать на эти цели до 40 млн р.

Обеспечен постоянный мониторинг с использованием ИАС объемов организованных поставок и годовых программ, динамики и уровня закупочных и оптово-отпускных цен по основным видам продовольственных товаров предприятиями продовольственного комплекса города.

В 2005 г. была продолжена работа с сетевыми розничными структурами. С предприятий оптового продовольственного комплекса поставляется продукция во все основные сетевые структуры города. На ЗАО «Глори» создан распределительный центр ООО «Копейка-Москва». Активно работает с сетевыми структурами ОАО «Малино» («Пятерочка», «Копейка», «Ашан»). В настоящее время ведутся переговоры о сотрудничестве ЗАО «Виктория», ЗАО «Кузьминское», ЗАО «Красная Пресня» с ООО «Ко-пейка-Москва», ООО «Ашан» и «Метро». Через распределительные центры ОАО «Бакалейные товары и минеральные воды», ОАО «Реалбаза № 1-Очаково», ЗАО «Предприятие МС», ОАО «Икма», ОАО ТПК «Моссахар», ОАО «Айс-Фили», КОТП ОАО «Сервис-Холод» и ОАО ТД «Преображенский» поставляется в сетевые структуры города около 21% продукции от общих объемов реализации.

Охват в 2005 г. различными формами контроля качества и безопасности пищевых продуктов составил 100% организованного оптового оборота продовольствия.

Сформирован Реестр складских помещений города Москвы по хранению сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров. Его создание способствует организации системного контроля за соблюдением требований к качеству и безопасности продовольствия, поступающего в Москву по различным каналам, и сокращению использования складов, не имеющих соответствующих условий для оборота продукции. В настоящее время выданы свидетельства установленного образца 67 предприятиям, и эта работа продолжается.

В целях повышения конкурентоспособности продукции московских предприятий проведена и продолжается работа по сертификации продукции предприятий в системе «Экологичные продукты» и сертифицированию производств в системе ^О.

Для того чтобы эффективно использовать бюджетные средства, выделяемые федеральным правительством и субъектами Федерации, требуется обеспечить тесную координацию их работы, позволяющую консолидировать финансовую поддержку товаропроизводителей. В этих целях для интеграционных цепочек следует предусмотреть в федеральном законодательстве понятие «агропромышленный холдинг».

Необходимо усовершенствовать механизм, позволяющий агрохолдингам, претендующим на получение инвестиционных кредитов из средств федерального бюджета и средств бюджета города Москвы, упразднить длительную и сложную процедуру конкурсного отбора и защиты своих проектов.

Наряду с предложенной Минсельхозом России отменой таможенных пошлин на ввозимую импортную технику и оборудование для животноводства, не имеющую конкурентоспособных аналогов, мы считаем целесообразным распространить такой порядок таможенно-тарифного регулирования на элитные семена, племенной скот и птицу, а также на импортное технологическое оборудование для овощеводства, садоводства, подработку и упаковку этой продукции.

Еще одна проблема - несовершенство механизма квотирования ввоза мяса в Россию. Распределение квот по «страновому» и «историческому» принципам привело к тому, что практически все московские мясокомбинаты и хладокомбинаты были лишены права на участие в импортных поставках мяса для собственных нужд. Покупка же мяса у посредников или на аукционе ведет к значительному удорожанию продукции. Данный механизм привел к существенному дефициту мясосырья на перерабатывающих предприятиях Москвы и повышению закупочных и розничных цен.

Мы считаем целесообразным изменить существующий механизм распределения квот. В частности, отказаться от «странового» принципа распределения и допустить отечественных операторов к участию в получении квот по формуле: 50% - перерабатывающая промышленность, 40% - оптовые

структуры, 10% - аукционная продажа.

Особого внимания и льгот требуют кредиты, предоставляемые агрохолдингам на социальное развитие села.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.