обоснована, зависит очень многое. По результатам экспертиз ряд проектов сегодня уже внедряются.
Будут сформированы окружные инновационные центры и единая база данных со свободным доступом к информации о существующих в столице НИОКРах, идеях и инновационных предложениях.
В рамках инновационной системы Москвы уже функционируют технопарки, центры трансфера технологий на базе институтов РАН, вузов и государственных научных центров. Организуются специализированные инновационные центры (на базе Московского государственного института стали и сплавов создается инновационный центр по нанотехнологиям, на базе Института прикладной биохимии в машиностроении ОАО «Биохиммаш» — центр по биотехнологиям для масштабирования лабораторных разработок до уровня промышленных технологий). На базе ОАО «Московский комитет по науке и технологиям» функционирует Фондовая биржа высоких технологий.
Для ускоренного продвижения инновационных проектов при участии Правительства Москвы будет создан Фонд поддержки инноваций, призванный осуществлять инвестиции в инновационные компании с использованием механизмов фондового рынка. Следует отметить, что его бюджетная часть составит 1,5 млрд. руб., предполагается также
участие инвесторов — все проекты будут финансироваться по смешанному типу.
Суммы будут выделяться только после оценки проектов и предложений экспертной комиссией. Многое в этом плане предстоит сделать с интеллектуальной собственностью. Предстоит создать институт оценщиков, право постановки этой собственности на материальный учет и использование в реальном хозяйственном механизме. Вся эта система мероприятий тоже заложена в рабочей программе и ей уделяется большое внимание. С помощью Фонда поддержки инноваций, в частности, планируется построить несколько специализированных технопарков.
Заглядывая в завтрашний день, отметим, что есть планы создания объединенной электронной биржи в инновационной сфере. Готовится электронная площадка, есть учредители, надо получить лицензию, создать информационную базу. Эта работа уже ведется, но понадобится еще 3-4 мес., чтобы она заработала.
Ожидается, что реализация научно-промышленных, инновационных программ Правительства Москвы увеличит число инновационно активных предприятий, повысит объем производства за три года не менее чем на 30 %, будет способствовать обновлению основных промышленно-производс-твенных фондов.
РОССИЙСКАЯ АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ВЫСТАВКА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНь»: ВЕСОМОЕ УЧАСТИЕ МОСКВЫ
А. И. БАБУРИН,
министр Правительства Москвы, руководитель Департамента продовольственных ресурсов города Москвы
Известно, что Москва сегодня является крупнейшим потребителем продовольствия. С учетом гостей население столицы ежесуточно потребляет почти 30,5 тыс. т продуктов питания, в год эта цифра достигает 10,5 млн т. Чтобы понять, насколько это большая величина, достаточно сказать, что объем розничного товарооборота г. Москвы в общем объеме Российской Федерации составляет почти 25 %, а доля оптовой торговли продовольс-
твием в общем обороте оптовой торговли в стране достигает 35 %.
Москва — регион, который не имеет собственных сельхозугодий, целиком зависит от состояния сельского хозяйства в стране и за рубежом. Тем не менее Правительство Москвы и Московская городская Дума, приняв Закон «О продовольственной безопасности г. Москвы», взвалили на себя ответственность за обеспечение продовольствием
- 79
Проблемы развития мегаполиса
11 (20) - 2007
столицы. Одним из важнейших принципов продовольственной безопасности является неснижение достигнутого фактического уровня продовольствия по основным видам.
Москва как самый емкий потребитель продовольствия в стране уделяет большое внимание развитию сельского хозяйства в регионах России. Вот почему выставка «Золотая осень», которая проходила 12—16 октября в рамках Российской агропромышленной недели, имеет для города принципиальное значение. Правительство Москвы участвовало в организационном комитете выставки, а мэр Москвы Ю. М. Лужков вместе с министром сельского хозяйства РФ А. В. Гор-деевым стал сопредседателем организационного комитета.
Это крупномасштабное мероприятие способствует объединению регионов России в целях развития агропромышленного производства, обмена передовым опытом и технологиями, налаживания новых взаимовыгодных связей в продовольственной сфере. Выставка способствует развитию кооперационных и интеграционных связей с региональными товаропроизводителями и имеет важное значение для города.
Московские агрохолдинги сегодня поддерживают работу почти 100 входящих в их структуру сельскохозяйственных и пищеперерабатывающих предприятий в 22 регионах России. Москва была представлена на выставке двумя экспозициями. Впервые в павильоне «Животноводство» была сформирована единая экспозиция города, где был продемонстрирован племенной крупный рогатый скот симментальской и голштинской пород, а также свиньи, выращенные в хозяйствах московских агрохолдингов. В информационной зоне Правительства Москвы были размещены материалы, касающиеся участия города в развитии животноводства, показаны новые технологии, разрабатываемые СГУП «Моссельхоз» для создания кормовой базы.
В павильоне № 69 на площади более 800 кв. м разместилась экспозиция организаций продовольственного комплекса столицы, представившая результаты его деятельности в производстве высококачественной продукции, создании собственной сырьевой базы в регионах России, в том числе в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
На территории информационной зоны была организована презентация инвестиционного проекта Правительства Москвы по развитию агропромышленного предприятия ОАО «МосМе-
80 -
дыньагропром». На стенде ЗАО «Микояновский мясокомбинат» — проект ЗАО АВК «Эксима» по созданию селекционно-гибридного центра в Орловской области по воспроизводству чистопородных племенных свиней.
За период с 2003 по 2009 г. организациями продовольственного комплекса города при бюджетной поддержке Правительства Москвы в рамках целевой программы интеграции будет инвестировано в развитие агропромышленного сектора страны 42 млрд руб., в том числе на реализацию приоритетного национального проекта «Развитие АПК»— свыше 15 млрд руб. Это позволит к 2009 г. построить и провести реконструкцию 27 комплексов крупного рогатого скота на 82 тыс. голов, 11 свинокомплексов на 1185 тыс. голов, 3 завода по убою и первичной переработке мяса. К 2009 г. в хозяйствах агрохолдингов планируется увеличить поголовье крупного рогатого скота в 2,4 раза к уровню 2005 г., а свиней — в 6,3 раза.
Все это будет способствовать росту производства в интегрированных хозяйствах московских агрохолдингов в 2009 г.: мяса — до 344 тыс. т, молока и молокопродуктов — до 850 тыс. т. Доля поставок продукции московскими агрохолдингами в общем объеме потребления составит в 2009 г. по мясу — 24 %, по молокопродуктам — 18 %.
Следует отметить, что при участии московских агрохолдингов и Правительства Москвы в регионах не только развивается производство продукции, но и восстанавливается социальная инфраструктура, создаются условия для улучшения жизни на селе. Только в АПК Калужской области город инвестирует свыше 500 млн руб. для строительства жилья с инфраструктурой. Растет количество рабочих мест, повышается заработная плата работников сельского хозяйства.
На поддержание продовольственной безопасности города Правительство Москвы ежегодно выделяет из бюджета кредиты на сумму в несколько миллиардов рублей, на которые делаются закупки продовольствия в городские резервы. Уже само наличие этих резервов вносит определенную стабильность в состояние потребительского рынка г. Москвы. Сегодня запасов по 16 видам продовольствия хватает в среднем на полтора-два месяца автономного существования Москвы.
Запас важен не просто как масса продукции, но и как элемент косвенного сдерживания роста цен. Запас позволяет применять товарные интервенции в случае дестабилизации продовольственного рынка. Так, например, нынешним летом Ю. М. Лужковым было принято решение о выпуске из городского
резервного фонда половины из имевшихся 150 тыс. т зерна. Выбросив на рынок по ценам городского резерва 70 тыс. т зерна, городу удалось обеспечить бесперебойную работу трех мелькомбинатов. Такой шаг позволил также благополучно пройти период максимального пика цен предложений на зерно (в то время он достигал с условием поставки около 7 800 руб. за т), сбросив закупочную цену почти на 1 000 руб., и не заключать по пиковым ценам фьючерсных договоров на поставку зерна в г. Москву во втором полугодии нынешнего года и в первом полугодии следующего года. Именно благодаря этому сегодня цены на зерно и муку остаются достаточно стабильными, в течение месяца рост цен на хлеб в розничной торговле составляет лишь 1-1,5 %. Такие же операции провели по выпуску из городского резерва животного масла и мясопродуктов.
Помимо товарных интервенций выделены средства в размере 250 млн руб. на дополнительные закупки сухого молока, молока цельного, животного масла. Наличие запасов, финансовая поддержка бизнеса позволяют закупать продукцию на 7—10 % дешевле, чем закупают городские оптовые предприятия. Это дает полную уверенность в том, что необходимое количество продовольствия при
любом раскладе в городе будет, то есть дефицита нет и не предполагается.
Комплекс мероприятий, которые осуществляет Правительство Москвы, позволяет при всех колебаниях цен укладываться в темпы, которые ниже, чем по стране в целом. Если инфляционная составляющая на продовольствие по РФ сегодня 8,1 %, то в Москве — 6,2 %. Зачастую темпы роста цен в столице ниже, чем по РФ, в том числе они ниже на хлеб, чем в некоторых регионах — производителях зерна.
За приведенными впечатляющими цифрами и успехами стоит тяжелая, кропотливая, повседневная работа не только работников агрохолдингов, но и почти 170 сотрудников Департамента продовольственных ресурсов города Москвы. Им тоже пришлось перестраивать свою работу: десять лет назад они работали в офисном режиме, получали информацию на бумажных носителях, обобщали и передавали по инстанции. Сегодня они научились ездить по регионам, по хозяйствам и там оперативно решать проблемы. Это тяжелая перестройка психологии, хотя трудятся специалисты довольно высокого уровня. Принципиально изменились функции и задачи чиновника, но кому сейчас легко?..
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА МОСКВЫ: ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Л. И. ГУСЕВА,
руководитель Департамента семейной и молодежной политики города Москвы
Москва имеет положительный опыт в реализации государственной молодежной политики. За последние годы в этом направлении Правительством Москвы принят целый ряд принципиальных решений. В Москве проживают 2,5 млн молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 22,4 % от общей численности населения города. Из более 1,2 млн студентов около 450 тыс. учатся на дневных отделениях более 120 государственных и 150 негосударственных аккредитованных высших учебных заведений.
Департамент семейной и молодежной политики города Москвы формирует городскую программу, которая включает меры по укреплению и поддержке молодых семей. В 2008 г. работа по
поддержке молодых семей продолжится и получит новый импульс благодаря объявленному Президентом Российской Федерации В. В. Путиным Году семьи.
В Москве 300 тыс. молодых семей. С 2004 г. действует Закон города Москвы «О молодежи», городские целевые программы «Молодежь Москвы», «Молодой семье — доступное жилье», учреждены гранты Правительства Москвы студентам высших учебных заведений, осуществляются выплаты молодым семьям при рождении детей, дотации остронуждающимся студентам.
За 2006 г. по программе «Молодой семье — доступное жилье» улучшили свои жилищные условия около 4 тыс. молодых семей. В 2007—2008 гг. значи-
- 81