РАЗВИТИЕ КРУПНЫХ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ В ОПТОВОМ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
МЕГАПОЛИСА (на примере города Москвы)
В.В. ЛЕЖИНА Московский городской университет Управления Правительства Москвы
Москва — самый северный мегаполис мира. Расположение города в зоне рискованного земледелия и отсутствие собственных сельскохозяйственных земель в административных границах города определили в качестве одной из главных задач Правительства Москвы создание системы обеспечения продовольственной безопасности столицы. Одним из основных элементов этой системы является интеграция и кооперация предприятий оптового продовольственного комплекса города с сельскохозяйственными предприятиями регионов России.
Актуальность интеграции обосновывается сохраняющейся неустойчивостью производства сельхозпродукции в регионах России, эпизоотической обстановкой во многих государствах Европы, США и Латинской Америки («коровье бешенство», ящур, куриный грипп) и, естественно, постоянными запретами на ввоз в страну мяса и мясопродуктов, а также несовершенным механизмом квотирования ввоза мяса в Россию.
Реализация принятых Правительством Москвы нормативно-правовых документов по развитию интеграции и кооперации, соглашения о сотрудничестве между Правительством Москвы и Минсельхозом России в продовольственной сфере, определение в качестве приоритетных направлений интеграции увеличение производства и поставок в город мяса, картофеля, овощей, зерна способствуют формированию устойчивой производственно-сырьевой базы агрохолдингов на местах.
В результате принимаемых мер количество предприятий оптового продовольственного комплекса города, интегрированных с предприятиями
АПК регионов России, возросло в 2004 г. по сравнению с 2002 г. с 14 до 19, а количество сельскохозяйственных предприятий и предприятий первичной переработки в регионах России, вошедших в холдинги — с 35 до 75. Расширилась и география регионов по созданию интеграционных проектов — с 11 до 19. Это дало возможность увеличить поставки мяса и мясопродуктов интегрированными формированиями в 3 раза, картофеля — в 1,7 раза, основных видов овощей — в 1,9 раза.
Наиболее активно в сфере кооперации и интеграции осуществляется сотрудничество предприятий оптового продовольственного комплекса Москвы с сельхозтоваропроизводителями областей Центрального федерального округа, из которых завозится в город до 70% мяса и масла животного от общероссийских поставок, более 90% молока, картофеля и овощей.
За период 2002—2004 гг. предприятиями оптового продовольственного комплекса Москвы инвестировано в аграрный сектор более 5 млрд руб., в том числе 1,3 млрд руб. за счет льготных долгосрочных кредитов из средств, предназначенных на продовольственное обеспечение города.
Кроме того, предприятиям города, занимающимся интеграцией с АПК, ежегодно выделяется около 2 млрд руб. в качестве финансовой поддержки годовых программ, что можно рассматривать как «косвенную» форму поддержки интеграционных проектов.
Меры по развитию крупных агропромышленных холдингов, инфраструктуры оптового продовольственного комплекса наряду со значительными объемами завоза продовольствия по годовым
программам закупок обеспечили дальнейший рост оборота оптовой торговли продовольствием, который увеличился с 8,1 до 9,1 млн т.
В соответствии с Целевой программой интеграции предприятий продовольственного комплекса Москвы с сельхозпроизводителями регионов России на 2004—2006 гг. объемы поставок в Москву интегрированными структурами должны возрасти по мясу — до 190 тыс. т (17% от его потребления в городе), по зерну — до 450 тыс. т (50%), по крупе
— до 34 тыс. т (15%), по основным видам овощей
— 170 тыс. т (24%). Основной объем увеличения производства и поставок продовольствия в Москву будет происходить за счет интенсификации сельского хозяйства, внедрения новых современных технологий производства, высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур, пород скота и птицы, создания сбалансированной кормовой базы за счет расширения посевов высокобелковых и энергонасыщенных культур.
Объемы финансирования интеграционных проектов в 2006 г. составят примерно 1,5 млрд руб., в том числе 500 млн. руб. за счет льготных кредитов из средств, предназначенных на продовольственное обеспечение города, и 1 млрд руб. за счет собственных и привлеченных средств предприятий города.
Формируется информационно-аналитическая система оптового продовольственного рынка города Москвы, одной из функций которой является мониторинг состояния товарно-сырьевых рынков и поставок продовольствия из регионов России, включая поставки из интегрированных хозяйств.
Указанная информационно-аналитическая система позволяет осуществлять мониторинг движения партий товаров на основе первичных товаросопроводительных документов и сертификатов о соответствии качества продукции, что обеспечивает возможности ее использования для информационной поддержки системы технического регулирования качества и безопасности пищевых продуктов. С 2004 г. для этих целей введены в действие Реестр складских помещений города Москвы по хранению сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров и Региональная система добровольной сертификации хранилищ сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров. В договорах аренды в обязательном порядке отражаются вопросы соблюдения качества и безопасности проходящего через оптовый комплекс продовольствия. Основной задачей указанных инструментов государственной координации оптовой торговли является противодействие «теневым»
каналам поступления продовольствия на московский рынок. В настоящее время осуществляется мониторинг всех предприятий плодоовощного комплекса в электронном режиме.
В настоящее время доля поставок продовольственных товаров сетевым структурам в общем объеме грузооборота, проходящего через материально-техническую базу предприятий оптового продовольственного комплекса города, составляет порядка 20%. С учетом завершения реконструкции еще 7 оптовых предприятий возможности поставок товаров сетевым структурам значительно возрастут. Созданные на базе действующих оптовых предприятий распределительные центры, например, РЦ ГУП «Таганское» и РЦ ОАО «Алтуфьево», имеют принципиальные договоренности с розничными сетевыми структурами о совместной деятельности и сотрудничестве.
В целях развития инфраструктуры оптового продовольственного рынка города, материально-технической базы агрохолдингов разработана Генеральная схема размещения объектов оптовой торговли продовольствием на территории города Москвы на период до 2020 г. с учетом основных направлений развития оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2005-2007 гг. и на перспективу до 2010 г. Предусматривается, что на среднесрочную перспективу будет обеспечено дальнейшее повышение уровня среднедушевого потребления основных продуктов питания с ежегодным приростом в 4,5-6,5%, что позволит в перспективе до 2010 г. достичь в среднем на одного жителя города норм потребления, рекомендуемых Институтом питания РАМН по мясу и мясопродуктам, рыбе и рыбопродуктам, максимально приблизиться к указанным нормам по молоку и мо-локопродуктам, картофелю, овощам и фруктам.
Ставится задача увеличения к 2010 г. в 1,5 раза объемов поставок продовольствия из регионов России по отношению к уровню 2003 г. и снижения импортной зависимости по продукции животноводства с 68% до 25-30%.
Опыт последних лет показывает, что финансовая поддержка инвестиционных интеграционных проектов предприятий оптового продовольственного комплекса города дает более ощутимый эффект, чем финансирование разовых закупок продовольствия.
Об эффективности инвестиций свидетельствует то, что, например, на каждый вложенный ранее из бюджета города рубль поставлено продукции в Москву примерно на 4 руб., а по расчетам, в 2006 г.
с учетом дополнительного привлечения 1 млрд руб. бюджетных средств этот показатель составит более 7 руб. В то же время при прямых закупках продовольствия отдача на вложенный рубль составляет в среднем 2—3 руб.
Средства, предназначенные для формирования интеграционных проектов в 2005 г., практически использованы в полном объеме. В прошлом году московскими предприятиями освоен ряд инвестиционных проектов с общей суммой финансирования порядка 1 млрд руб. Прорабатываются вопросы реализации других проектов, прежде всего в мясной отрасли.
В этой связи помимо увеличения финансирования интеграционных проектов по другим каналам, возникает необходимость в увеличении доли затрат на поддержку инвестиционных проектов до 25% от имеющихся в обороте бюджетных ассигнований с тем, чтобы к 2010 г. в целях укрепления продовольственной безопасности, снижения импортной зависимости обеспечить рост поставок продовольственных товаров из интегрированных хозяйств и доведение их доли в объеме потребления по мясу и мясопродуктам до 25%, зерну — до 50%, крупе — до 25%, основным видам овощей — до 30%.
Потребность в дополнительных бюджетных средствах на указанные цели составляет 1 млрд руб. (10% от бюджетных средств, направляемых на продовольственное обеспечение города), что с учетом уже выделенных 15% составит в целом 25%.
Для решения задач по развитию интеграционных процессов односторонних мер, принимаемых со стороны Правительства Москвы, недостаточно. Нужны новые подходы к этой работе и новые источники финансирования инвестиционных проектов, в том числе:
1) привлечение дополнительных финансовых ресурсов за счет средств Фонда инвестиционного развития регионов Центрального федерального округа, регионов Российской Федерации, Минсельхоза России, кредитов коммерческих банков, в том числе с выплатой на возвратной основе части процентной ставки;
2) предоставление права предприятиям оптовой торговли города, интегрированным с сельскохозяйственными предприятиями, производящими картофель и овощи, хранить ресурсы
этой продукции, предназначенные к поставкам в Москву, а также объемы городского заказа непосредственно в местах производства;
3) предоставление этим предприятиям на срок до трех лет бюджетных кредитов с взиманием одной четвертой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на развитие материально-технической базы в местах производства сельскохозяйственной продукции;
4) привлечение Московского банковского союза в качестве потенциального инвестора для реализации инвестиционных проектов предприятий оптового продовольственного комплекса города;
5) дальнейшее развитие в рамках Городской целевой программы «Электронная Москва» информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка и финансирование в установленном порядке затрат на приобретение необходимой вычислительной техники и оборудования для оснащения Информационно-аналитической системы и Информационно-маркетингового центра оптового продовольственного рынка города;
6) создание единого информационного пространства в рамках регионов Центрального федерального округа на основе тесного взаимодействия информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка города с информационными службами субъектов ЦФО в целях более точного определения конъюнктуры товарно-сырьевых рынков, планирования закупок, координирования товаропотоков;
7) формирование системы информационного мониторинга качества и безопасности продовольствия;
8) развитие правовой и институциональной базы в сфере интеграции;
9) вовлечение в интеграционные цепочки агропромышленных холдингов сетевых структур города;
10) развитие материально-технической базы агропромышленных холдингов, в том числе за счет приватизированных объектов оптового продовольственного комплекса.