Научная статья на тему 'К вопросу о продовольственной безопасности мегаполиса'

К вопросу о продовольственной безопасности мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о продовольственной безопасности мегаполиса»

к вопросу о продовольственной

безопасности мегапояиса

В.В. лежина

Московский городской университет Управления Правительства Москвы

Начало 2006 г. было ознаменовано участием представителей Москвы в крупнейшем Международном выставочном форуме аграрной и продовольственной тематики «Зеленая неделя», проходившем в Берлине. Отрадно, что Россия участвовала в выставке 13-й раз, а Москва четвертый раз экспонировалась отдельным стендом. Организаторами российской экспозиции выступили Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Правительство Москвы, ОАО «Государственное акционерное общество «Всероссийский выставочный центр». Если раньше участие России и Москвы в выставке сводилось главным образом к проведению культурных мероприятий и демонстрации производимого продовольствия, то за последние годы эта схема принципиально изменилась. Теперь Правительство Москвы ставит задачу выйти на европейский рынок продовольствия. В ходе работы представительного берлинского форума был подписан ряд международных соглашений о сотрудничестве. В частности, значительным шагом в сотрудничестве стал меморандум с предприятием «Метро Кэш энд Керри», благодаря которому на первый план выходит задача вывода продукции, производимой в Москве, на рынок Европы. Крайне важен для Москвы и для России в целом договор с Министерством сельского хозяйства Баварии о селекции крупного рогатого скота европейских пород на предприятиях столичных агрохолдингов. Следует отметить, что Москва осуществляет экспортно-импортные операции с 188 странами мира, в том числе и по продовольственным ресурсам. Значит, страна богата не только газом и нефтью, но и может претендовать на то, чтобы производимая у нас продукция была представлена на европейском рынке продовольствия. Подобные взаимовыгодные

1 Материалы пресс-конференции Г.А. Лифинцева, первого заместителя руководителя Департамента продовольственных ресурсов города Москвы, проведенной Информационным центром Правительства Москвы 28.12.2005.

отношения служат, в том числе, и укреплению продовольственной безопасности мегаполиса. О том, что работа в этом направлении проводится планомерно и целенаправленно, свидетельствуют убедительные факты.

Как известно, Правительство Москвы 13 декабря прошлого года рассмотрело и одобрило Концепцию закона города Москвы «О продовольственной безопасности города Москвы». На заседании правительства присутствовал министр сельского хозяйства России А.В.Гордеев, представители других федеральных структур. Все они продемонстрировали глубокую заинтересованность в выходе закона, потому что на протяжении продолжительного времени на федеральном уровне высказывались мнения о необходимости закона о поддержке сельского хозяйства, в том числе в части продовольственной безопасности. Москва взяла на себя ответственность, с тем чтобы побудить федеральные структуры определить условия и законодательную базу, на которых будет основываться производство сельхозпродукции. Проект закона планируется внести на рассмотрение в Московскую городскую Думу в первой половине 2006 г. Принятие закона «О продовольственной безопасности города Москвы» позволит обобщить в едином документе отдельные направления деятельности в области обеспечения продовольственной безопасности, регулируемые различными правовыми актами. Закон установит правовые и организационные основы гарантированного снабжения москвичей всеми видами пищевых продуктов в объемах не ниже размеров потребления, рекомендуемых Российской академией медицинских наук1.

Что предполагается создать с принятием закона? Для всех категорий населения города станет реальной экономическая и физическая доступность продовольствия в объемах не ниже потребительской корзины в городе Москве. Будет оказано активное содействие межрегиональному сотрудничеству в

сфере продовольствия и поставок его в Москву, снижено влияние на продовольственную безопасность Москвы внешних и внутренних неблагоприятных факторов. Принятие закона также будет способствовать сдерживанию роста оптовых цен на продукты питания и снижению зависимости продовольственного рынка Москвы от импорта ряда пищевых продуктов, например мяса и животного масла.

Следует иметь в виду, что Москва обеспечивает продуктами питания — с учетом гостей столицы — более 13 млн человек, или 9% российского населения. Причем жителям столицы требуется широкий ассортимент качественных, безопасных продуктов питания. В сутки город потребляет более 27 тыс. т продовольствия, или более 10 млн т в год. На долю Москвы приходится свыше 40% от общего объема оборота оптовой торговли продовольственными товарами в России. В связи с этим стратегия Департамента продовольственных ресурсов города за последние четыре года существенно изменилась. Раньше работа по обеспечению продовольственной безопасности сводилась к поддержанию гарантированного городского резерва. Сейчас, с развитием рынка, подобное использование бюджетных средств стало неэффективным: затраты на хранение стали превышать рыночную стоимость продукции, неизбежными стали убытки для бюджета. Выход из положения подсказала жизнь: надо отойти от разовых закупок к годовым программам обеспечения города продовольствием. Годовые программы подразумевают заключение соглашений на договорных условиях с предприятиями продовольственного комплекса столицы и их кредитование из бюджетных средств.

Для сохранения государственной поддержки продовольственного комплекса были также приняты меры по созданию ресурсной базы гарантированных поставок, московских агрохолдингов. Все это привело к повышению эффективности использования бюджетных денег. Если раньше на каждый рубль бюджетных денег эффект составлял 1,36 руб., то сейчас этот показатель вдвое выше.

Безопасность мегаполиса в целом предполагает, как минимум, три условия. Во-первых, важна непосредственная безопасность жизни (это работа органов внутренних дел). Второе — это обеспечение жильем (и всеми услугами ЖКХ в комплексе). Третье—продовольственная безопасность или продовольственное обеспечение, которое необходимо человеку. Если эти три условия выполняются, то

2 ЯрочкинВ.И., БузановаЯ.В. Теория безопасности — М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.

микроклимат в городе является приемлемым. Поэтому появление Концепции продовольственной безопасности было неслучайным. Согласно исследованиям специалистов модель продовольственной безопасности в масштабах государства может включать цели, критерии, объекты, субъекты и угрозы продовольственной безопасности (рис.)2.

Следует отметить, что Москва является крупным северным мегаполисом и не имеет собственных сельскохозяйственных земель, сельскохозяйственного производства, тем самым является полностью зависимым от поставок продовольствия как из регионов России, так и по импорту. То есть проблемы обеспечения приобретают вполне определенный характер, что обусловливает и критерии продовольственной безопасности, в частности:

1) обеспечение физической доступности продовольствия, предполагающее доступность определенного количества продовольствия по основным видам: мясомолочная, хлебная продукция, крупы, растительное и животное масло — вот то, что является основой для различных категорий населения, которые, к сожалению, порой не могут себе позволить приобретать продукцию в достаточном ассортименте;

2) обеспечение экономической доступности продовольствия. Здесь Москва как бы находится в лучшей ситуации, чем другие регионы. Так, в 2005 г на 22% увеличена в среднем заработная плата горожан и тем самым появляется все большая доступность покупки продовольствия;

3) гарантия качества и безопасности пищевых продуктов. Имеется в виду уменьшение количества геномодифицированной продукции и т.д.;

4) повышение продовольственной независимости по импорту. В настоящее время такая зависимость имеется по основным видам продовольствия: например, по мясу составляет более 70%, по маслу животному — 65%, что составляет значительную часть продовольствия, которое поступает в Москву.

Кроме того, при определении перспектив развития следует иметь в виду и такие неблагоприятные факторы, как снижение потенциала агропромышленного комплекса России, сокращение товарных ресурсов в регионах, вызывающее сокращение поставок из регионов в Москву. Также неблагоприятна и эпизоотическая обстановка в России и в мире, внезапное появление всевозможных заболеваний животных, сравнимых по последствиям со стихийными бедствиями (например, птичий грипп), которые существенно влияют на ситуацию с сельхозпродукцией.

- 33

На повестке дня в экономике страны стоит вступление в ВТО. Увы, последствия этого, прежде всего, могут ударить по сельхозпроизводителю. Не секрет, что вопросы производства сельхозпродукции, а также соответствующие технологии, ресурсы, государственная поддержка в России совершенно иные, чем те, которые имеются в европейской части мира. Не говоря уже о климатических условиях, которые гораздо более благоприятны, например, в Бразилии. Там не надо нести определенных затрат, чтобы производить мясо говядины, ведь производство идет без помех круглый год.

Камнем преткновения зачастую становятся и недостатки федерального законодательства, которое на сегодня не защищает российского сельхозпроизводителя, не стимулирует занятия сельскохозяйственным производством. Поддержка сельского хозяйства в других странах, прежде всего в Европе и Америке, значительно превышает показатели России. Так, при производстве мяса птицы в Америке порядка 40% составляет дотация государства.

Немало проблем возникает и из-за неполного охвата рынка, несовершенства системы контроля качества и безопасности продовольствия. Для этого необходимо сохранение государственной поддержки продовольственного комплекса, развитие московских агрохолдингов, ресурсной базы гарантированных поставок.

Возвращаясь к стратегии Департамента продовольственных ресурсов, напомним: было решено отойти от разовых закупок и отдать предпочтение годовым программам. Годовые программы подразумевают соглашения на договорных условиях с предприятиями продовольственного комплекса и участие бюджетной составляющей в виде кредитов. Какие критерии в данном случае имеются? В частности, по мясу — порядка 70-80% поставок продовольствия отслеживаются через хладокомбинаты, пищевую промышленность. Если этот показатель в Москве будет ниже 50 тыс. т, то делается заключение об угрозе дефицита мяса, рынок реагирует поднятием цены. Поэтому годовые программы предполагают, чтобы запасы превышали контрольные цифры. На сегодня эта составляющая равняется 80 тыс. т. В результате, кстати, повышается эффективность использования бюджетных денег.

Важным резервом развития предприятий являются и их собственные средства. Так, после перехода на годовые программы полным ходом пошло формирование агрохолдингов. Причем это происходит не благодаря волевым решениям, а на экономической основе. В частности, было разрешено давать кредиты от 3 до 5 лет тем предприяти-

34 -

ям, которые занимаются производством сельхозпродукции. То есть, если раньше говорилось, что на московском асфальте ничего не растет, то сейчас московские агрохолдинги успешно занимаются производством сельхозпродукции. В настоящее время на долю агрохолдингов приходится 40% от объемов поставок в город из регионов России мяса, картофеля и овощей, 50% — зерна и круп. Благодаря агрохолдингам удалось достаточно гарантированно обеспечить поставку продовольствия. Например, хладокомбинат «Икма» на сегодняшний день не только хранит и распределяет мясные ресурсы по городу, но и занимается производством мяса, у него есть свои предприятия в Ярославской области. Крупный рогатый скот выращивается по новой технологии, сделаны современные цеха по забою скота и производству свинины. А это значит, что между производителем и потребителем нет посредников, что ценовая ситуация в результате получается оптимальной. Впечатляющий опыт не является единичным: в Москве существуют уже порядка 19 таких агрохолдингов.

Развитие агрохолдингов является перспективным, о чем свидетельствует подписание соглашения правительства Москвы с Министерством сельского хозяйства. Тем самым финансовые потоки, которые идут из федерального бюджета на производство сельхозпродукции, работают на конечный результат. Один из аспектов этого соглашения — соединение финансовой составляющей в области кредитов предприятий сельхозпроизводства и реконструкции материально-технической базы действующих предприятий, создание новых распределительных центров. Министерство сельского хозяйства, занимаясь погашением определенной процентной ставки кредитов, которые получают сельхозпроизводители, снижает тем самым себестоимость строительства и реконструкции объектов.

Очевидно, курс на поддержку крупных аг-рохолдингов не должен привести к ущемлению средних сельхозпроизводителей. Развитие малого и среднего бизнеса — важный резерв обеспечения продовольствием. Соответственно ставится и задача. В интересах продовольственной безопасности предполагается, что 40% отрасли — это область ответственности малого и среднего бизнеса. При планировании это учитывается, чтобы отдельные энтузиасты не увлекались громадными объемами.

Следует отметить, что целенаправленно осуществляется стратегия правительства Москвы в отношении темпов роста потребительских цен на продовольственные товары. С 2003 г. темпы роста цен в столице ниже, чем в целом по России (инте-

ресно, что раньше было наоборот). В 2004 г. темпы роста цен по Москве составляли 109%, а по России — 112%. Подобный результат дает анализ потребительской корзины города: рост на полтора процента отличается от роста потребительской корзины России. На сегодняшний день Москва не закупает муку, только зерно. Обеспечивается более дешевая доставка зерна, без сбоев работает перерабатывающая промышленность: в день перерабатывается более 4 тыс. т зерна, что является самым высоким показателем за последние пять лет. Городской резерв составляет около 300 тыс. т, при необходимости максимального использования зерна его должно хватить на три месяца, с целью восполнения затрат идет постоянный подвоз. Положительным явлением стало некоторое снижение цен, в частности на сахар. Достигается это своевременным ценовым регулированием: как только цены на рынке идут вверх, выпускается сахар из городского резерва и нормальная ситуация восстанавливается.

Для предотвращения попадания в город некачественных продуктов ведется целенаправленная работа, которую организует и направляет Московская государственная инспекция качества, возглавляемая Л.О.Гордиенко. Но она осуществляет контроль качества продукции непосредственно на базах и в магазинах. А вот привоз этой продукции непосредственно от производителя нуждается в дополнительном контроле. И было бы оправданно, если бы это требование было закреплено законодательно — чтобы функции контроля остались за городскими организациями. Проблемы требуют решения — и в области ограничения поставок геномодифицированных продуктов, и по маркировке, и по качеству продукции. Лазейки в законе незамедлительно используют недоброкачественные поставщики. Один из бесконтрольных каналов — так называемые конъюнктурные поставки, которые идут мимо города.

Концептуальная модель продовольственной безопасности государства

Дешевой и не всегда качественной продукцией пользуются некоторые сетевые структуры, оправдывая свои действия тем, что защищают интересы пенсионеров и малоимущих москвичей. Тут уместно вспомнить старую истину: скупой платит дважды. Слишком дешевая продукция не может быть качественной по определению. Конечно, продукция должна быть доступной, но не за копеечную стоимость. Подменой понятий проблему не решишь, из любой трудной ситуации можно и должно найти достойный выход. Доступность качественной продукции для горожан, продовольственная безопасность города в целом, без сомнения, будут постоянно оставаться в центре внимания Правительства Москвы в 2006 г. ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.