Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ШКОЛЬНИКИ / ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / ОЛИМПИАДА / КЛАСТЕР / ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ / ИНСЕРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломакина И.Г., Щендрыгина О.М.

На примере ряда приемов технологии развития критического мышления рассматривается их роль в развитии творческих способностей обучающихся. Авторы характеризуют возможности и преимущества использования при работе с одаренными детьми таких приемов как кластер, перепутанные логические цепочки, инсерт.For example, selection of the technology of critical thinking development is considered their role in the development of creative abilities of students. The authors characterize the possibilities and advantages of use when working with gifted children such techniques as clustering, mixed up a logical chain, insert.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ломакина И.Г., Щендрыгина О.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

стороне которого написаны вопросительные слова What, When, Why, Where. Работающие в парах дети, бросают по очереди кубик и задают вопрос, начиная с выпавшего вопросительного слова.

5. Межпредметность в обучении способствует творческому мышлению. Полезно стимулировать понимание связей между предметами в школе, между домом и школой, между пройденным материалом и тем, который изучается в настоящий момент, между информацией из разных источников - из книг или интернета и т.д. Можно найти картинки о природных явлениях из курса «Окружающего мира» и попытаться составить небольшой рассказ-описание на иностранном языке.

6. Правильное отношение к ошибкам. Для ребенка очень важно понять, что ошибка не означает провала, неуспеха. Ошибка - это, наоборот, путь к успеху. Если дети перестанут бояться сказать или сделать что-то не верно, то как раз тогда у них появится необходимое для творческой деятельности чувство уверенности в себе.

К сожалению, пока на практике обучение иностранному языку ориентировано на репродуктивное освоение языковых навыков и умений, но при желании любой урок можно превратить в небольшую творческую лабораторию, в которой творцами являются учитель и ученик в равной степени.

Использованные источники:

1. Anthony Wilson/ Creativity in Primary Education / Learning Matters Ltd 2009

2. David Hayes Factors influencing success in teaching English in state primary schools /British Council, 2014

3. Creativity in English language classroom / British Council, 2010

Ломакина И.Г. учитель истории и обществознания

Щендрыгина О.М. учитель экономики и обществознания МБОУ «Гимназия №22» Россия, г. Белгорода

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация: На примере ряда приемов технологии развития критического мышления рассматривается их роль в развитии творческих способностей обучающихся. Авторы характеризуют возможности и преимущества использования при работе с одаренными детьми таких приемов как кластер, перепутанные логические цепочки, инсерт.

Annotation: For example, selection of the technology of critical thinking development is considered their role in the development of creative abilities of students. The authors characterize the possibilities and advantages of use when working with gifted children such techniques as clustering, mixed up a logical

chain, insert.

Ключевые слова: одаренные школьники, технология развития критического мышления, олимпиада, кластер, перепутанные логические цепочки, инсерт.

Key-words: gifted students, technology of critical thinking development, Olympics, cluster, mixed up a logical chain, insert.

Подготовка будущего поколения - одно из приоритетных направлений построения национальной модели образования. Раннее выявление, поддержка и развитие одаренных детей - приоритетная задача современного общества. Поэтому важно научить детей учиться, развить познавательный интерес, мотивацию. Входя в общую систему мотивации, познавательный интерес облагораживает любую деятельность школьника147. Каждый человек имеет дар. Другой вопрос - в чем и насколько проявляется одарённость - в интеллекте, чувствах, нравственности или других человеческих проявлениях148.

Как не потерять одаренных детей? Как различить их в классе? Для того чтобы заложенные в ребенке задатки не пропали, а превратились в способности, учителя МБОУ «Гимназия №22» г. Белгорода совместно с психологом, социальными педагогами стараются своевременно их выявлять и развивать. При планировании уроков используются данные социометрии, например, при делении учащихся на группы. С учащимися, опережающими в умственном развитии своих сверстников, организуются индивидуальные занятия, на которых идет подготовка к олимпиадам, конкурсам, научно-практическим конференциям. Олимпиада как интеллектуальное соревнование занимает особое место в ряду различных видов работы с одаренными детьми.149 Важно понимать, что важнейшими задачами олимпиады по истории должны стать не только развитие интереса школьников к науке о прошлом человечества, анализ уровня их подготовленности, широты социально-гуманитарного кругозора и мышления, но и стимулирование научного творчества учащихся 150.

Для более четкого представления всего педагогического процесса по работе с детьми, имеющими высокий уровень развития, была составлена

147 Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.,1971.с.19

148 Хуторской А.В. Дидактическая эвристика - теория и технология развития одаренности учащихся. // ТехноОБРАЗ 2007: Технологии непрерывного педагогического образования и творческого саморазвития личности одаренных учащихся и студентов: тезисы докладов VI Междунаунауч. конф. - Гродно: ГрГУ, 2007. - С.49

149 Гребенкина, С.А. Работа с одаренными детьми: подготовка к олимпиадам и конкурсам. [Электронный ресурс] / С.А. Гребенкина // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/rabota-s-odarennymi-detmi-podgotovka-k-olimpiadam-i-konkursam/

150 Беседина Е.А., Буркова Т.В., Даудов А.Х. Олимпиада школьников по истории как культурно-образовательный феномен // Другое образование: взаимодействие общества, семьи и образовательных организаций в эпоху перемен. Научные материалы участников Международной научно-практической конференции, 2014 - С. 67_

технологическая карта работы с одаренными детьми, куда были включены разделы: работа на уроке; внеурочная деятельность; работа с родителями.

При организации занятий мы опираемся на следующие основные струтурные компоненты одаренности:

• доминирующая роль познавательной мотивации,

• исследовательская творческая активность,

• возможность достижения оригинальных нестандартных решений,

• возможность прогнозирования и предвосхищения.

Вместе с тем, необходимо заметить, что проведение различных конкурсов и олимпиад, дифференциация обучения в большинстве своем используются для обучения и развития учащихся 7-11 классов, в то время, как работа по выявлению и развитию одаренных ребят должна начинаться в 5-6 классах, где существует опасность «потерять» таких детей.

Организация учебно-воспитательного процесса с одаренными детьми основана на особенностях подготовки и проведения уроков и внеурочных занятий с использованием технологии развития критического мышления.

В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления?

Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.

Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов.

В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

В технологии критического мышления используются 3 последовательные стадии: «вызов, осмысление, рефлексия» 151.

Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:

• высокая мотивация учащихся к образовательному процессу;

• возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости

мышления, его переключения с одного типа на другой;

• развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека;

• развитие умения анализировать полученную информацию.

Остановимся на некоторых приемах, используемых на уроках, эти

151 Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Развитие критического мышления. - М., 2011 - С. 6

приемы могут быть использованы как на одном уроке, так и отдельно: «кластеры», перепутанные логические цепочки, «синквейн», «фишбон», «инсерт», «Кубик Блума» и др.

Первый прием - это «кластеры» («грозди»), выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди». «Грозди» - это графический прием систематизации материала. Правила очень простые. Рисуется модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре - это наша тема, вокруг планеты -крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты - спутники, а у них могут быть тоже свои спутники.

Следующий прием «перепутанные логические цепочки». Этот прием хорошо подходит для «событийных» тем на уроках истории, таких в которых рассматриваются войны, изменения в жизни страны и людей, выявляются причины и следствия. Этап вызова состоит из того, что учащимся предлагается определить последовательность происходящего. Для этого им раздаются карточки, где указаны элементы события в перепутанном виде. Ребята у себя в тетради отмечают последовательность в виде цепочки чисел, каждое из которых означает определенный элемент события. Это пишется карандашом. После того, как ребята составили свои цепочки, слушаем, у кого что получилось, и результаты записываются на доске. По результатам записей видно, что получились разногласия по поводу последовательности. Плюс к этому просим по своей цепочке чисел каждому составить рассказ или сами составляем несколько вариантов рассказа. Этот момент усиливает желание узнать: как было на самом деле. Здесь еще возникает ситуация соперничества, т.к. каждому хочется, чтобы именно его цепочка оказалась верной.

Пример. Тема: «Древнерусские княжества и земли», истории. 6 класс.

Установите последовательность княжения во Владимиро-Суздальской земле.

1. Всеволод Большое Гнездо.

2. Юрий долгорукий.

3. Владимир Мономах.

4. Андрей Боголюбский.

5. Юрий Всеволодович.

Развитию творческих способностей учащихся и закреплению новых знаний на уровне ассоциаций помогает прием «составление синквейна», заключающийся в составлении стихотворения, по следующей схеме:

1. заголовок - тема урока, ключевое слово (одно существительное в именительном падеже);

2. два прилагательных, ассоциирующихся у учащихся с ключевым словом;

3. три глагола - по тому же принципу;

4. фраза, несущая смысловую нагрузку;

5. вывод-резюме.

Примеры. Тема «Древняя Индия», история, 5 класс.

Могучая, плодородная.

Торгует, достигает, воюет.

Индия - страна сказочных богатств.

Сильное государство.

Одним из самых значимых умений на уроке истории являются умения логически мыслить и аргументировать ответ. Помощь в развитии этого умения окажет прием «фишбоун». Для данного приема используется схема. С ее помощью можно в явлении различать составные части, в событиях выделять причины и последствия, аргументировать ответ и подтверждать его примерами и т. д. Основой для выполнения работы по схеме является проблема, содержащаяся в тексте или рассказе учителя. Ее записывают в «голове» «фишбоуна», а вывод, получаемый по ходу работы, записывается в «хвосте».

Во всех приемах в качестве источника информации может быть текст, а для работы с текстом есть отдельные приемы. Чаще всего используется прием «инсерт» - чтение текста с использованием пометок. Это могут быть такие значки: «V» - уже знал, подтвердилось, «+» - новое, «-» думал иначе, «?» не понял, есть вопросы. В самом начале использования приема лучше применять меньше значков. По мере освоения приема количество значков можно увеличить.

Актуализации имеющихся знаний у одаренных детей помогает использование «Кубика Блума». На гранях кубика написаны первые слова вопросов, разной уровни сложности: Почему...Объясни...Назови... Предложи... Придумай. Поделись.Допустим ученику выпала грань «Почему?», учитель задает ученику вопрос, начинающийся с этого слова, сформулированный по теме урока.

Использование технологии развития критического мышления в современном образовательном процессе позволяет решать весь спектр практических, развивающих и образовательных задач учителя, помогает выстроить урок методически грамотно и добиться, при этом, высоких результатов обучения.

Использованные источники:

1. Беседина Е.А., Буркова Т.В., Даудов А.Х. Олимпиада школьников по истории как культурно-образовательный феномен // Другое образование: взаимодействие общества, семьи и образовательных организаций в эпоху перемен. Научные материалы участников Международной научно-практической конференции, 2014

2. Гребенкина, С.А. Работа с одаренными детьми: подготовка к олимпиадам и конкурсам. [Электронный ресурс] / С.А. Гребенкина // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/rabota-s-odarennymi-detmi-podgotovka-

k-olimpiadam-i-konkursam/

3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления. -М., 2011

4. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика - теория и технология развития одаренности учащихся. // ТехноОБРАЗ 2007: Технологии непрерывного педагогического образования и творческого саморазвития личности одаренных учащихся и студентов: тезисы докладов VI Междунаунауч. конф. - Гродно: ГрГУ, 2007. - С.49-54.

5. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.,1971.

Ломакина И.Г. учитель истории и обществознания

Щендрыгина О.М. учитель экономики и обществознания МБОУ «Гимназия №22» Россия, г. Белгорода ПРИМЕНЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО СЖАТИЯ ИНФОРМАЦИИ КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ РАБОТЫ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЮ Аннотация: На примере ряда приемов графического сжатия информации рассматривается их роль в организации внеурочных занятий по курсу «Белгородоведение». Авторы характеризуют возможности и преимущества кластера, облака тегов, интеллект-карты, дерева решений при организации деятельностного подхода в обучении с помощью визуализации информации. Делается вывод о том, что при использовании описанных приемов происходит развитие когнитивных способностей, формирование практических информационных навыков, навыков эргономизации интеллектуальной деятельности.

Annotation: On the example of a number of methods of graphic compression of information their role in the organization of after-hour classes in the course «Belgorodovedeniye» is considered. Authors characterize opportunities and advantages of a cluster, tag cloud, the mind map, a tree of decisions at the organization of activity approach in training by means of visualization of information. The conclusion that when using of the described receptions there is a development of cognitive abilities, formation of practical information skills, skills of an ergonomization of intellectual activity is drawn.

Ключевые слова: инфографика, приемы визуализации информации, кластер, облако тегов, интеллект-карта, дерево решений.

Key-words: infographics, methods of visualization of information, cluster, tag cloud, mind map, tree of decisions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.