Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО СЖАТИЯ ИНФОРМАЦИИ КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ РАБОТЫ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЮ'

ПРИМЕНЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО СЖАТИЯ ИНФОРМАЦИИ КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ РАБОТЫ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОГРАФИКА / ПРИЕМЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ / КЛАСТЕР / ОБЛАКО ТЕГОВ / ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА / ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломакина И.Г., Щендрыгина О.М.

На примере ряда приемов графического сжатия информации рассматривается их роль в организации внеурочных занятий по курсу «Белгородоведение». Авторы характеризуют возможности и преимущества кластера, облака тегов, интеллект-карты, дерева решений при организации деятельностного подхода в обучении с помощью визуализации информации. Делается вывод о том, что при использовании описанных приемов происходит развитие когнитивных способностей, формирование практических информационных навыков, навыков эргономизации интеллектуальной деятельности.On the example of a number of methods of graphic compression of information their role in the organization of after-hour classes in the course «Belgorodovedeniye» is considered. Authors characterize opportunities and advantages of a cluster, tag cloud, the mind map, a tree of decisions at the organization of activity approach in training by means of visualization of information. The conclusion that when using of the described receptions there is a development of cognitive abilities, formation of practical information skills, skills of an ergonomization of intellectual activity is drawn.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ломакина И.Г., Щендрыгина О.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО СЖАТИЯ ИНФОРМАЦИИ КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ РАБОТЫ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЮ»

k-olimpiadam-i-konkursam/

3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления. -М., 2011

4. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика - теория и технология развития одаренности учащихся. // ТехноОБРАЗ 2007: Технологии непрерывного педагогического образования и творческого саморазвития личности одаренных учащихся и студентов: тезисы докладов VI Междунаунауч. конф. - Гродно: ГрГУ, 2007. - С.49-54.

5. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.,1971.

Ломакина И.Г. учитель истории и обществознания

Щендрыгина О.М. учитель экономики и обществознания МБОУ «Гимназия №22» Россия, г. Белгорода ПРИМЕНЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО СЖАТИЯ ИНФОРМАЦИИ КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ РАБОТЫ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЮ Аннотация: На примере ряда приемов графического сжатия информации рассматривается их роль в организации внеурочных занятий по курсу «Белгородоведение». Авторы характеризуют возможности и преимущества кластера, облака тегов, интеллект-карты, дерева решений при организации деятельностного подхода в обучении с помощью визуализации информации. Делается вывод о том, что при использовании описанных приемов происходит развитие когнитивных способностей, формирование практических информационных навыков, навыков эргономизации интеллектуальной деятельности.

Annotation: On the example of a number of methods of graphic compression of information their role in the organization of after-hour classes in the course «Belgorodovedeniye» is considered. Authors characterize opportunities and advantages of a cluster, tag cloud, the mind map, a tree of decisions at the organization of activity approach in training by means of visualization of information. The conclusion that when using of the described receptions there is a development of cognitive abilities, formation of practical information skills, skills of an ergonomization of intellectual activity is drawn.

Ключевые слова: инфографика, приемы визуализации информации, кластер, облако тегов, интеллект-карта, дерево решений.

Key-words: infographics, methods of visualization of information, cluster, tag cloud, mind map, tree of decisions.

«Информация прекрасна и жить без неё невозможно. Но она нуждается в ком-то, кто отфильтрует массивы окружающей нас информации и приведет её в читабельной и полезной форме...» (Мартин

Оберхаузер)

«Визуализация информации» - это весьма распространенное сегодня сочетание слов. Визуализация знаний сейчас актуальна как никогда в обучении школьников и студентов. Не зря самыми популярными книгами в библиотеках становятся «Математика в таблицах и схемах» или «Гражданское право в таблицах».

Одним из методов визуализации является инфографика. Использование инфографики позволяет легко усвоить материал, т.к. рисунок в любом случае быстрее привлечет внимание зрителя, чем сплошной длинный текст, или огромная таблица с данными152.

Использование графического сжатия информации предполагает прохождение следующих этапов:

• Формулирование цели создания инфографики и определение аудитории. Разрабатываемый информационный дизайн обычно предназначен для какой-то целевой аудитории.

• Сбор определенного количества данных, материала по теме. Данные могут быть представлены в различных форматах - текстовый контент, графика, видео материалы, страницы таблиц и др.

• Аналитика и обработка информации. Собранный материал необходимо проанализировать и обработать, привести к одному знаменателю - обычно это неоформленные графики, гистограммы,

• Построение доступной визуализации, верстка. Весь материал компонуется, приводится в красивый наглядный вид. Выбирается формат (в зависимости от целей и количества данных) - презентация, слайд-каст, одностраничная картинка, видеоролик.

Сам процесс работы с графическим сжатием информации задействует все уровни мышления (если смотреть через призму таксономии Блума) и особенно такие, как анализ, синтез, оценка. И тогда инфографика выступает как многофункциональный инструмент, область применения которого в образовании может быть довольно широка: урок, проект, исследовательская деятельность, самообразование.

Применение методов графического сжатия информации целесообразно и при изучении курса «Белгородоведение». Изучение истории родного края сегодня становится актуальным как никогда. «Провести ребрендинг имиджа России», — такой лозунг прозвучал во время инвестиционного форума в Сочи в 2011 г., очень важно, чтобы в имиджевой политике России активно участвовало гражданское общество, и каждый россиянин осознал: имидж

152 Крам Р. Инфографика. Визуальное представление данных. - Санкт - Петербург, 2015. - С. 26.

России — общее дело, и каждый из нас — на уровне своего города и региона — тоже вносит собственный вклад в репутацию своего Отечества153. А ученики - будущее страны - должны, изучая краеведение, формировать представление о своей малой Родине, знать и любить свой край (его традиции, памятники природы, истории и культуры) с осознанным желанием и внутренней потребностью активного участия в его развитии. То есть занятия курса «Белгородоведение» призваны способствовать важному процессу становления учащегося как гражданина страны и мира, другими словами, содействовать процессу социализации.

Метапредметный характер курса «Белгородоведение» способствует активному использованию на занятиях элементов графического сжатия информации, так как значительный объем информации из различных областей знаний гораздо проще представить и рассмотреть в виде схем, графиков, кластеров и т.д.

Также для достижения целей курса актуальным является использование инновационных технологий во время проведения занятий. Это в свою очередь является привлекательной формой работы для учащихся, отвечающей их потребностям в применения интерактивных и информационных способах работы с информацией.

Можно выделить несколько приемов, которые активно могут применяться на занятиях курса «Белгородоведение» при использовании метода инфографики: кластер, облако тегов, карта мыследеятельности, дерево решений и т.д.

На различных этапах занятия может активно применяться прием «Составление кластера». Кластер - прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста154. Этот прием используют как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии, т.е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов. В зависимости от цели можно организовать индивидуальную

самостоятельную работу учащихся или коллективную - в виде общего совместного обсуждения. Например, задание: составьте кластер «Промыслы Белгородчины». Обучающиеся выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом. Сначала данную работу они выполняют самостоятельно, основываясь на тех знаниях, которые они имеют на начало занятия. Затем читают дополнительный материал и продолжают работу по

153 Беседина Е.А., Шаповалова К.А. Когда наследие превращается в капитал: историческое прошлое как брендовый ресурс // Социально-экономические доминанты развития общества: история и современность: Материалы международной научно-практической конференции. Кингисеппский филиал Ленинградского государственного университета (ЛГУ) им. А.С. Пушкина. - Санкт-Петербург, 2014. - С. 62

154 Беседина Е.А. Проект «Изучение культурно-исторического потенциала в контексте формирования бренда региона» как форма самостоятельной работы студентов-журналистов, изучающих курс «История России» // Кубанские исторические чтения: Материалы IV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - Краснодар, 2013. - С. 125_

составлению кластера, это позволит сделать кластер более полным.

Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления.

Актуализации имеющихся знаний у обучающихся помогает использование «Облака тегов».

«Облако тегов» - это визуальное представление списка категорий. Ключевые слова чаще всего представляют собой отдельные понятия, и важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом. Возможности использования «облака слов» в обучении связаны с тем, что:

- в облако можно записать тему урока, цель, основные вопросы, которую учащиеся должны определить (см. Рис. 1);

- попросить составить предложения по определенной теме, «облако» выступает в качестве опорного конспекта;

- можно предложить обучающимся прочитать в «облаке» главный вопрос, на который необходимо найти ответ в течение занятия;

- слова в «облаке» нужно разбить на группы по значению, темам и т.д.

Пример, тема «Святитель Иоасаф Белгородский», 8 класс

Рис. 1. Облако тегов

Данный прием позволяет: трансформировать обучение в самообучение; развить способность у учащихся из потока информации выбирать главное, сопоставлять, оценивать; находить связи и структурировать полученную информацию; активизировать мышление ученика в процессе изучения нового материала, делать его активным участником приобретения знаний, умений и навыков.

Если мы хотим сделать наш материал, от которого невозможно будет оторваться, можно использовать язык образов, который позволяет эмоционально окрасить информацию, включив в неё образное и ассоциативное мышление читателя. Этому активно может содействовать использование интеллект-карт или карт мыследеятельности155. Данный прием представляет собой технику представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме. Интеллект-карты могут быть использованы на любом этапе занятия и при организации как индивидуальной, парной так и групповой работы.

155 Сиббет Д. Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы. - М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. - С.47._

Пример. Тема «Белгородская область в 1954-1990 годы», 10 класс.

Данный прием графического сжатия информации способствует эффективной работе по генерированию идей или разработке творческих проектов, актуализации знаний, мозговом штурме, представлению результатов работы по обобщению изученного материала.

Прием «Дерево решений» используется для рационализации процесса принятия решений в ситуации, когда невозможно дать простой и однозначный ответ на поставленную задачу. Часто при рассмотрении какого-либо материала мы сталкивается с проблемой, что каждое последующее решение зависит от решения предыдущего, и в такой ситуации особенно важно систематизировать задачи и предугадать результаты тех или иных действий на несколько шагов вперед. Проще всего это визуализировать и представить наглядно (См. Рис. 2).

Рис. 2. Дерево решений

Пример. Тема «Белгородчина в период социальных потрясений в начале XX в.», 9 класс.

Этот прием развивает умение правильно применять аналитические данные, делать рациональный выбор, оценивая последствия происходящих событий или принимаемых решений.

Таким образом, графическое сжатие информации учит анализу, осмыслению, критическому мышлению - чтобы создать ее, необходимо изучить данные, выделить главное, установить связи, оценить информацию, проникнуть в суть и т.д. Даже если ученик пользуется созданной учителем инфографикой - все равно приходится анализировать, рассуждать, опираться на свои знания, в случае недостаточности знаний - стремиться к поиску новой, дополнительной информации.

Графическое сжатие информации - это наглядно и красиво. Ее использование позволяет выработать у обучающихся полезные когнитивные привычки работы с образовательными ресурсами, научить «учиться».

Применение описанных приемов в работе педагога дает двойной эффект - управление и стимуляция мыслительной деятельности обучаемого (или более широко - пользователя электронных ресурсов), и второй, не менее важный, - развитие когнитивных способностей, формирование практических информационных навыков, навыков эргономизации интеллектуальной деятельности. Графическое сжатие информации позволяет дать возможность ученикам поработать с данными и освоить их через его доминирующий тип интеллекта.

Использованные источники: 1. Беседина Е.А. Проект «Изучение культурно-исторического потенциала в контексте формирования бренда региона» как форма самостоятельной

работы студентов-журналистов, изучающих курс «История России» // Кубанские исторические чтения: Материалы IV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - Краснодар,

2013. - С. 125-129.

2. Беседина Е.А., Шаповалова К.А. Когда наследие превращается в капитал: историческое прошлое как брендовый ресурс // Социально-экономические доминанты развития общества: история и современность: Материалы международной научно-практической конференции. Кингисеппский филиал Ленинградского государственного университета (ЛГУ) им. А.С. Пушкина. -Санкт-Петербург, 2014. - С. 61-65.

3. Коротаева Е.В. Современные технологии в познавательной деятельности школьников. - Москва, 2014. - 176 с.

4. Крам Р. Инфографика. Визуальное представление данных. - Санкт -Петербург, 2015. - 384 с.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - Москва, 2012. -256 с.

6. Сиббет Д. Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы. - М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР,

2014. - 280 с.

Ломакина И.Г. учитель истории и обществознания

Щендрыгина О.М. учитель экономики и обществознания МБОУ «Гимназия №22» Россия, г. Белгорода ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

УЧАЩИХСЯ

Аннотация: На примере ряда приемов интерактивного обучения рассматривается их роль в формировании метапредметных компетенций учащихся. Авторы характеризуют возможности и преимущества кейс-метода, ПОПС-формулы, КАБТ-технологии при организации деятельностного подхода в обучении. Делается вывод о том, что при использовании описанных приемов происходит интенсификация процесса понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач.

Annotation: On the example of a number of methods of interactive training their role in formation of metasubject competences of pupils is considered. Authors characterize opportunities and advantages a case method, POPS-formulas, RAFT-technologies at the organization of activity approach in training. The conclusion that when using of the described receptions there is an intensification of process of understanding, assimilation and creative application of knowledge at

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.