Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ПРИЕМОВ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ПРИЕМОВ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / "ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ" / ПОСЛОВИЦЫ / ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломакина И.Г., Мухартова Н.Е., Щендрыгина О.М.

На примере ряда приемов современных педагогических технологий рассматривается их возможность в патриотическом и духовно-нравственном воспитании на уроках обществоведческих дисциплин через возможности и преимущества использования при работе учащимися таких приемов как «дерево решений», работа с пословицами и определениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF SOME MODERN TECHNIQUES PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES THE LESSONS OF SOCIAL SCIENCE DISCIPLINES AS A MEANS OF PATRIOTIC AND SPIRITUAL-MORAL EDUCATION

For example, a number of modern pedagogical technologies discusses their possibility in the Patriotic and spiritual-moral education on the lessons of social science disciplines through the features and benefits of the use of the students of such techniques as a "decision tree", work with Proverbs and definitions.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ПРИЕМОВ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ»

УДК 37.022

Ломакина И.Г. учитель истории и обществознания

Мухартова Н.Е. учитель истории, заместитель директора

Щендрыгина О.М. учитель экономики и обществознания МБОУ «Гимназия №22» Россия, г. Белгорода

Lomakina I. G.

history teacher MBOU "Gymnasium No. 22" city of Belgorod

Mukhartova N. E. teacher of history, Deputy Director MBOU "Gymnasium No. 22" city of Belgorod

Schcendrygina O. M. teacher of Economics and social Sciences MBOU "Gymnasium No. 22" city of Belgorod ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ПРИЕМОВ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

ВОСПИТАНИЯ THE USE OF SOME MODERN TECHNIQUES PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES THE LESSONS OF SOCIAL SCIENCE DISCIPLINES AS A MEANS OF PATRIOTIC AND SPIRITUAL-MORAL EDUCATION

Аннотация: На примере ряда приемов современных педагогических технологий рассматривается их возможность в патриотическом и духовно-нравственном воспитании на уроках обществоведческих дисциплин через возможности и преимущества использования при работе учащимися таких приемов как «дерево решений», работа с пословицами и определениями.

Annotation: For example, a number of modern pedagogical technologies discusses their possibility in the Patriotic and spiritual-moral education on the lessons of social science disciplines through the features and benefits of the use of the students of such techniques as a "decision tree", work with Proverbs and definitions.

Ключевые слова: современные педагогические технологии, духовно-нравственное и патриотическое воспитание, «дерево решений», пословицы, определения.

Key-words: modern pedagogical technologies, spiritually-moral and Patriotic education, "the decision tree", Proverbs, definitions.

Перед современной школой одной из задач является подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать

происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых патриотических и нравственных свойств личности школьника14.

Значение и функция школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.

Существенным признаком процесса патриотического и духовно-нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким.

Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, которая и как критерий патриотического и нравственного развития человека.

Цикл обществоведческих дисциплин - история, обществознание, экономика, МХК - обладает мощным воспитательным потенциалом, который может быть реализован при условии специально организованной целенаправленной деятельности учителя. Как доказала практика, большой воспитательными возможностями обладают современные педагогические технологии, в частности технология проблемного обучения, технология проектной деятельности, технология развития критического мышления15, ИКТ-технология, технология визуализации обучения16, модульное обучение и другие. Использование разнообразных приемов обучения позволяют успешно реализовывать задачи патриотического и духовно-нравственного воспитания.

Например, знакомясь с понятием «толерантность» организовать работу учеников можно следующим образом:

- работа с определениями понятия «толерантность», взятыми из разных словарей:

1) в словаре В.И. Даля слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность что или кого-либо терпеть «только по милосердию, снисхожденью»;

2) «Современный словарь иностранных языков» определяет понятие «толерантность как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо»;

3) «Большой энциклопедический словарь» под общей редакцией

14 Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции/ А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. М: Логос, 2009. С. 35.

15 Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Развитие критического мышления. - М., 2011

16 Неудахина Н.А. О возможностях применения технологии визуализации учебной информации в вузе //Ползуновский альманах.- 2002.- № 3-4.- С. 115-121.

А.М. Прохорова трактует «толерантность» как «...терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению»;

4) в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова категория «толерантности» полностью отождествляется с категорией «терпимость».

— работа с облаком тегов для самостоятельного формулирования определения понятия.

Для того чтобы предоставить обучающимся возможность оценить степень собственной толерантности можно использовать такой прием как «Дерево решений»: используя бумажные яблоки, написать - «Мой личный вклад в решение проблемы толерантного общества» и наклеивают на «Дерево решений».

Данный прием позволяет рационализировать процесс принятия решений в ситуации, когда сложно дать простой и однозначный ответ на поставленную задачу при анализе причин коррупции.

Работа с пословицами и поговорками - составление полного текста из отдельных слов и фраз, сопровождается объяснением значения 17 для понимания исторического и социального контекста такого явления как коррупция.

Могут использоваться следующие пословицы:

«Не подмажешь, не поедешь» - вымогательство, взятничество; «Рука руку моет» - групповая запланированная деятельность в подкупе; «Загребать жар чужими руками» - несознательное соучастие в мошенничестве и аферах; «Видит око, да зуб не мед» - безрезультативность действий борьбы с коррупцией.

На всех предметах обществоведческого цикла активно используется работа с различными документами как источниковой базой. Вариантов заданий при анализе текста может быть несколько: составить кластер, схему, таблицу.

Творческие варианты домашних заданий направлены на воспитание активной жизненной позиции учащихся: составить интеллект-карту, написать эссе, проанализировать материалы СМИ по конкретному вопросу.

Активное применение разнообразных методических приемов позволяет добиться следующих результатов:

— сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества;

— способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания;

17 Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 2009. С. 137.

— владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями;

— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

— готовность к коллективной работе.

Использованные источники:

1. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции/ А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. М: Логос, 2009. - 336 с.

2. Глазунова О.И. Развитие способности понимания в метапредметном обучении.//Пушкинское слово. - М., 2003. - С. 101-113.

3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Развитие критического мышления. -М., 2011

4. Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. - М., 2003

5. Неудахина Н.А. О возможностях применения технологии визуализации учебной информации в вузе //Ползуновский альманах.- 2002.- № 3-4.- С. 115121.

6. Резник Н.А. Технология визуального мышления //Школьные технологии.- 2000.- № 4.- С. 127-141.

7. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 2009

УДК 81: 811.133.1

Мадонова А.В. студент

кафедра романской филологии факультет иностранных языков ФГБОУВО «МГУ им. Н.П. Огарева»

Россия, г. Саранск НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА ЭМОТИВНЫХ

ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ Аннотация. Эмотивный компонент значения фразеологической единицы определяется как семантическая категория, способная выражать национально-культурное своеобразие. Материалом для исследования эмотивного компонента послужили аутентичные тексты произведений современной французской писательницы Фр. Саган «Un certain sourir», «Aimez-vous Brams?», «Bonjour, tristesse!». В результате анализа выявлено, что данные фразеологические единицы отображают национально-культурную специфику посредством преобладания определенных лексических единиц.

Ключевые слова: эмотивность, фразеологическая единица, специфика, национально-культурная, компонент, контекст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.