Научная статья на тему 'ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РОДНОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РОДНОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДНОЙ ЯЗЫК / ГРАЖДАНСКАЯ ВОСПИТАННОСТЬ / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ВОСПИТАННОСТЬ / ГАРМОНИЧНО РАЗВИТАЯ ЛИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедьянова Алина Халиловна

С точки зрения авторов статьи, важную роль в формировании гармонично развитой личности подрастающего поколения играет родной язык. Значение родного языка как основы формирования гармонично развитой личности обосновано на примере изучения башкирского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмедьянова Алина Халиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARMONIOUS DEVELOPMENT OF STUDENTS' PERSONALITY BY MEANS OF THEIR NATIVE LANGUAGE AND CULTURE AS THE BASIS OF CIVIC AND PATRIOTIC EDUCATION

From the point of view of the authors of the article, the native language plays an important role in the formation of a harmoniously developed personality of the younger generation. The importance of the native language as the basis for the formation of a harmoniously developed personality is substantiated by the example of studying the Bashkir language.

Текст научной работы на тему «ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РОДНОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

УДК 37.035.6 DOI: 10.36809/2309-9380-2022-37-151-155

Науч. спец. 5.8.1

Алина Халиловна Ахмедьянова

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры педагогики, Уфа, Россия e-mail: alina.axmedyanova.84@mail.ru

Гармоничное развитие личности обучающихся средствами родного языка и культуры как основа гражданско-патриотического воспитания

Аннотация. С точки зрения авторов статьи, важную роль в формировании гармонично развитой личности подрастающего поколения играет родной язык. Значение родного языка как основы формирования гармонично развитой личности обосновано на примере изучения башкирского языка.

Ключевые слова: родной язык, гражданская воспитанность, патриотическая воспитанность, гармонично развитая личность, национальная безопасность.

Alina Kh. Akhmedyanova

Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Candidate of Philosophical Sciences, Senior Lecturer of the Department of Pedagogy, Ufa, Russia e-mail: alina.axmedyanova.84@mail.ru

Harmonious Development of Students' Personality by Means of Their Native Language and Culture as the Basis of Civic and Patriotic Education

Abstract. From the point of view of the authors of the article, the native language plays an important role in the formation of a harmoniously developed personality of the younger generation. The importance of the native language as the basis for the formation of a harmoniously developed personality is substantiated by the example of studying the Bashkir language.

Keywords: native language, civic educatedness, patriotic educatedness, harmoniously developed personality, national security.

Введение (Introduction)

В Указе Президента Российской Федерации В. В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» была обозначена стратегическая образовательная и государственная задача — «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [1]. Для того чтобы понять, что включает в себя категория «гармонично развитая личность» и как ее воспитывать в школьной образовательной среде, мы обратились к обзору научной литературы, раскрывающей содержание и структуру данного понятия.

Согласно Е. Д. Божович, гармонично развитая личность есть личность, которая обладает «единством с миром и умением выстраивать с ним оптимальные взаимоотношения», имеет «сбалансированное внутреннее состояние», такая личность «следует нравственным нормам» [2, с. 93]. М. В. Говоров дает свое определение: «Гармо-

нично развитые люди имеют почти сверхъестественную способность понимать социальную динамику, неписанные социальные правила и культуру» [3, с. 290]. Г. А. Дильди-бекова, Г. К. Бекмаганбетова и Л. В. Климбей доказывают, что гармонично развитая личность синонимична духовно-нравственной личности: «Духовность и нравственность являются важнейшими базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям — это ценностная характеристика сознания. Нравственность — это совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании эти два качества составляют основу личности, где духовность — вектор ее движения (к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию), она является основой нравственности» [4, с. 89]. Изучив научную статью Т. М. Дульневой, мы можем предположить, что гармонично развитая личность проявляется как личность, имеющая высокий уровень воспитанности. Высокому уровню воспитанности соответствует ученик, который осознаёт, кем и каким хочет стать; объективно оценивает свои

© Ахмедьянова А. Х., 2022

Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2022, № 4 (37), с. 151-155. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2022, no. 4 (37), pp. 151-155.

познавательные возможности, настойчиво работает над собой; пресекает грубость, недобрые отношения к людям; проявляет творчество в труде; осознаёт общественную значимость учения, хорошо учится; знает свои права, нетерпим к нарушениям дисциплины; показывает пример бережного отношения к личному и общественному имуществу и природе [5, с. 77-78].

Обобщая высказывания данных авторов, мы можем отметить, что «гармонично развитая личность» — это не только ключевое понятие нашего исследования, но и приоритетная задача современного школьного образования, которая соотносится с Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1], «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» [6]. Однако его решение мы видим через гражданско-патри-отическое воспитание обучающихся, значимость которого обозначена в нормативных документах и высказываниях известных авторов.

В «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года» сказано: «Стратегическая цель образования — создание условий становления гражданина России, устремленного в своем развитии к национальному образовательному идеалу, способного к воспроизводству базовой российской общности — единого многонационального народа России, укреплению и развитию созданных им государства и общества на принципах, положенных в основу образа будущего России» [7, с. 10]. Писатель и общественный деятель Г. Е. Осокин отмечает, что в этом направлении большую роль играет героико-патриотическое воспитание, которое может быть рассмотрено «...в качестве интегра-тивного фактора, придающего целенаправленность усилиям по формированию патриотического сознания граждан» [8, с. 180]. Как утверждал Н. М. Карамзин: «России не станет тогда, когда не станет последнего патриота» [9, с. 37].

Актуальность исследуемой проблемы. В связи с тем, что на международной арене сегодня постоянно звонит колокол войны, а границы государства всё чаще беспокоят и нарушают противники и ненавистники нашей могучей державы, актуальным становится вопрос о возвышении роли гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения как условия формирования гармонично развитой личности.

Методы (Methods)

Для реализации теоретических основ нашего исследования мы проанализировали не только научные исследования, но и произведения башкирских писателей и поэтов, наследие устно-поэтического творчества башкирского народа. Исследование было проведено с применением анкетирования, тестирования, методов статистической обработки с последующим анализом и обобщением полученных результатов.

Результаты и обсуждение (Results and Discussion)

Родной язык, как национальная жизнетворящая сила, кладезь устно-поэтического творчества, истории и культуры народа, передается детям и молодежи в народной педагогике из уст

в уста. Слушая, понимая, изучая это духовное наследие, обучающийся познает азбуку гражданственности и патриотизма, базовые национальные ценности, которые в целом формируют в дальнейшем его менталитет и мировоззрение.

Наше гипотетическое предположение о том, что важным аспектом в процессе формирования гармонично развитой личности современного школьника должно стать его граж-данско-патриотическое воспитание, мы подтвердили в рамках опытно-экспериментальной работы на базе Башкирского лицея № 1 им. С. Ш. Зиганшина и средней общеобразовательной школы № 3 г. Учалы Республики Башкортостан на примере изучения башкирского языка и литературы, истории, в урочной и внеурочной деятельности в свете культурно-исторического, этнопедагогического и интегрированного подходов. Исследованием было охвачено 360 обучающихся 8-х классов (экспериментальная группа — 180, контрольная группа — 180).

На уроках истории в содержание учебного материала мы включали подобранную в соответствии с изучаемой тематикой башкирскую художественную литературу и народное творчество. На уроках обществознания применяли башкирские пословицы и поговорки на русском и башкирском языках, раскрывающие правовой, моральный и политический аспекты жизни нашего общества.

На уроках обществознания обучающиеся познакомились со своими правами и обязанностями через пословицы и поговорки: «Человека напрасно не проклинай — проклятие на самого падет», «Человека напрасно не обвиняй», «Не будь к человеку жестоким — можешь поранить его душу», «Напрасно человека не оскорбляй, не унижай перед всем народом, не то сам унизишься» [10]. Обсуждение смысла и морали этих поговорок и пословиц, их сопоставление с современным законодательством способствовало формированию у восьмиклассников морально-правовой культуры, основ гражданского сознания и воспитания, умения созидать честное и гуманное общество вокруг себя, непрерывно сохранять и приумножать собственным поведением порядок в своем государстве.

В формировании патриотичного подрастающего поколения играют важную роль старинные песни, поэзия, литература, чему стала подтверждением учебная деятельность обучающихся на уроках. Они сами пришли к выводу, что все базовые национальные ценности, издавна считающиеся источником добра, любви к народу и Родине, бережного отношения к родной природе, восприятия мира через красоту, формировали, формируют и будут формировать готовность молодого человека стать настоящим воином и защитником своего отечества.

На уроках истории ребята учили и анализировали стихи башкирского национального героя Салавата Юлаева в рамках темы «Восстание декабристов: свобода и совесть». Самыми популярными стихами среди учеников, где национальный герой башкир воспевает силу патриотического духа своего народа, оказались следующие: Высоко летает в небе ворон, Еще выше сокол ввысь взмывает, Еще выше сокола могучий Беркут, птичий государь, летает.

Будь как этот беркут, славный воин, Будь друзьям опорою стальной, Выходи на бой с врагом отважно, Жизни не щадя, бросайся в бой! [11]

Было изучено и творчество великого поэта-философа и педагога башкирского народа Мустая Карима, в котором отражается единство нашего народа, общая историческая судьба и тысячелетняя дружба: Взгляни на глобус: Вот он — шар земной, На нём Башкирия С березовый листок величиной. Всего лишь навсего Не больше

Обыкновенного листка,

Береза же — великая Россия —

Так зелена, так высока!

Веками тот листок

Сорвать с березы

Пытались и огонь,

И ливни, и морозы,

Заморские далекие ветра,

И заморозки с самого утра.

И сколько гусениц

К ней прилипало встарь?

«Религия»,

«Покорность»,

«Государь».

Но зеленел листок

Среди ветвей,

Питаясь соком

Матери своей [12].

При изучении Отечественной войны 1812 г. была проанализирована повесть Мустая Карима «Радость нашего дома», а именно проблема воспитания нравственных ценностей у подрастающего поколения. Так, главный герой этой повести — мальчик Ямиль — настоящий носитель таких истинных человеческих ценностей, как любовь к ближнему, сострадание и толерантность. Он уверен, что, если научить родному языку Оксану, она раскроет ему свою душу и сердце, поймет, что ее появление в их семье приносит огромное счастье и направляет его на благие дела. Ямиль знает, что все хорошие качества находят путь к сердцу человека прежде всего через родной язык.

Анализируя и наблюдая за действиями и поступками Ямиля из произведения «Радость нашего дома», обучающиеся цитировали фрагменты о важности знания родного языка, культуры и истории своего народа, о любви к своей родине, о толерантности и об уважении к другим национальностям, о силе народного духа в годы суровых испытаний страны.

Действительно, родной язык — это залог гражданской и патриотической воспитанности подрастающего поколения, которая в совокупности закладывает в личности молодого башкира особый менталитет и мировоззрение, характерное именно для его народа. Так, башкирский менталитет выражается в сеянии вокруг себя справедливости, свободы на основе норм права, глубокомыслия, гостеприимства, храбрости, спокойствия, терпимости, скромности, простоты, почитания

родного языка, умения писать, читать на нём и применять в обыденной жизни язык матери как главный инструмент воспитания. Мировоззрению башкир присуще воспринимать и созерцать мир через свет, тепло, красоту и любовь.

Для выявления уровня сформированности гармонично развитой личности обучающихся в процессе гражданско-патриотического воспитания с использованием родного языка мы разработали критерии и показатели (табл.).

Критерий Показатели

Гуманитарные знания - Знание культурно-исторического прошлого своего народа, родного языка; - знание национальных ценностей

Нравственные ценности - Любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; осознание себя гражданином Российской Федерации; - понимание и осознание базовых национальных ценностей; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов

Социокультурный опыт - Ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к истории, литературе, искусству, спорту, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; - ценностно-смысловая деятельность

Диагностика на констатирующем этапе показала у большинства обучающихся средний и низкий уровень сформированности гармонично развитой личности в плане их гражданско-патриотической воспитанности. Проведя формирующий эксперимент, на контрольном этапе мы увидели значительно более высокие показатели сформированности заявленных качеств и достоверность выдвинутой нами гипотезы. Для оценивания заявленных критериев использовались следующие диагностические методики: «Опросник для определения степени сформированности гражданско-пат-риотической воспитанности обучающихся» А. В. Основина [13, с. 20]; «Анкета для анализа и оценки ценностных ориентиров в сфере патриотического сознания» И. Е. Кузьминой [13, с. 7]; «Методика оценки и самооценки уровня сформированности гражданской идентичности (5-9 классы)» Л. В. Бай-бородовой, Н. К. Андреевой, В. Н. Рябковой [13, с. 16].

Заключение (Conclusion)

Таким образом, проведенное опытно-экспериментальное исследование показало, что родной язык есть и будет одним из мощных рычагов в процессе гражданско-патри-отического воспитания подрастающего поколения, способствующего становлению его гармонично развитой личности. При этом гармонично развитая личность обучающегося должна обладать гуманитарными знаниями, нравственными ценностями и социокультурным опытом — только такая личность может стать залогом национальной и культурной безопасности государства. Как утверждает Г. Н. Волков, «духовность, мужество и патриотизм связаны, прежде всего, со словом, языком, речью. Сила родного языка невероятна в человеческой жизни» [14, с. 151].

Библиографический список

1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.» // Гарант : справ.-правовая система. URL: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 16.03.2022).

2. Божович Е. Д. Гармоническая личность: структура, механизмы развития, индивидуальные различия // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, № 2. С. 91-98. DOI: 10.17759/chp.2019150211

3. Говоров М. В. Понятие гармоничности личности в отечественных и зарубежных исследованиях // World Science: Problems and innovations : сб. ст. XIX Междунар. науч.-практ. конф. : в 3 ч. Пенза : Наука и просвещение, 2018. Ч. 3. С. 290-293.

4. Дильдибекова Г. А., Бекмаганбетова Г. К., Климбей Л. В. Развитие духовно-нравственного потенциала обучающихся как приоритетная задача современного образования // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 1. С. 88-92.

5. Дульнева Т. М. Аспекты духовно-нравственного развития личности гражданина России // Национальные приоритеты России. 2018. № 1 (28). С. 74-83.

6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: https://zhuksch2.edumsko.ru/ uploads/3000/2334/section/149612/0therDocs/strategiya_razvitiya_vospitaniya.pdf (дата обращения: 16.03.2022).

7. Национальная доктрина образования Российской Федерации / под науч. ред. В. И. Слободчикова. М. : [б. и.], 2018. 40 с.

8. Осокин Г. Е. Героико-патриотическое воспитание молодежи как фактор противодействия радикальным идеологиям // Казанский педагогический журнал. 2017. № 2 (121). С. 179-184.

9. Карамзин Н. М. О любви к Отечеству и народной гордости / отв. ред. О. А. Платонов. М. : Ин-т русской цивилизации, 2013. 736 с.

10. Гайсина Ф. Ф. Запреты как фольклорный жанр в традиционной культуре башкир : дис. ... канд. филол. наук. Казань, 2013. 245 с.

11. Стихи Салавата Юлаева. Юноше-воину. URL: http://lib.a-grande.ru/stixi.php (дата обращения: 16.03.2022).

12. Мустай Карим. О березовом листе. URL: https://uchbash.com/articles/inostrannyy-yazyk-v-shkole/2019-02-22/mustay-karim-ptits-vypuskayu-210556 (дата обращения: 16.03.2022).

13. Программа воспитания и социализации обучающихся: примерный диагностический инструментарий : метод. рекомендации. Вып. 3 / сост.: И. В. Адоевцева, О. В. Тайгин. Кострома : Костром. обл. ин-т развития образования, 2019. 34 с.

14. Волков Г. Н. Этнопедагогика : учеб. М. : Академия, 1999. 168 с.

References

Adoevtseva I. V., Taigin O. V. (eds.) (2019) Programma vospitaniya i sotsializatsii obuchayushchikhsya: primernyi diagnosticheskii instrumental: Metodicheskie rekomendatsii [The Program of Education and Socialization of Students: Exemplary Diagnostic Tools: Guidelines]*. Kostroma, Kostromskoi oblastnoi institut razvitiya obrazovaniya Publ., issue 3, 34 p. (in Russian)

Bozhovich E. D. (2019) Garmonicheskaya lichnost': struktura, mekhanizmy razvitiya, individual'nye razlichiya [Harmonic Personality: Structure, Developmental Mechanisms, Individual Differences], Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-Historical Psychology], vol. 15, no. 2, pp. 91-98, doi: 10.17759/chp.2019150211 (in Russian)

Dil'dibekova G. A., Bekmaganbetova G. K., Klimbei L. V. (2017) Razvitie dukhovno-nravstvennogo potentsiala obuchayushchikhsya kak prioritetnaya zadacha sovremennogo obrazovaniya [Development of Spiritual and Moral Potential of Students as Priority Objective of Modern Education], Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki [Scientific Review. Pedagogical Science], no. 1, pp. 88-92. (in Russian)

Dul'neva T. M. (2018) Aspekty dukhovno-nravstvennogo razvitiya lichnosti grazhdanina Rossii [Aspects of the Spiritual and Moral Development of the Personality of a Russian Citizen], Natsional'nye prioritety Rossii [National Priorities of Russia]*, no. 1 (28), pp. 74-83. (in Russian)

Gaisina F. F. (2013) Zaprety kak fol'klornyi zhanr v traditsionnoi kul'ture bashkir [Prohibitions as a Folklore Genre in the Traditional Culture of Bashkirs]*, Cand. philol. sci. diss. Kazan, 245 p. (in Russian)

Govorov M. V. (2018) Ponyatie garmonichnosti lichnosti v otechestvennykh i zarubezhnykh issledovaniyakh [The Concept of Harmony of Personality in Domestic and Foreign Studies], World Science: Problems and Innovations [World Science: Problems and Innovations]*. Penza, Nauka i prosveshchenie Publ., part 3, pp. 290-293. (in Russian)

Karamzin N. M. (2013) O lyubvi k Otechestvu i narodnoi gordosti [On Love for the Fatherland and National Pride]*. Moscow, Institute of Russian Civilization, 736 p. (in Russian)

Osokin G. E. (2017) Geroiko-patrioticheskoe vospitanie molodezhi kak faktor protivodeistviya radikal'nym ideologiyam [Heroic and Patriotic Education of Youth as a Factor of Combating Radical Ideologies], Kazanskii pedagogicheskii zhurnal [Каzan Pedagogical Journal], no. 2 (121), pp. 179-184. (in Russian)

Slobodchikov V. I. (ed.) (2018) Natsional'naya doktrina obrazovaniya Rossiiskoi Federatsii [The National Doctrine of Education of the Russian Federation]*. Moscow, 40 p. (in Russian)

Stikhi Salavata Yulaeva. Yunoshe-voinu [Poems by Salavat Yulaev. To the Young Warrior]*. Available at: http://lib.a-grande.ru/ stixi.php (accessed: 16.03.2022). (in Russian)

Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda [Strategy for the Development of Education in the Russian Federation for the Period Up to 2025]*. Available at: https://zhuksch2.edumsko.ru/uploads/3000/2334/section/149612/ OtherDocsZstrategiya_razvitiya_vospitaniya.pdf (accessed: 16.03.2022). (in Russian)

Ukaz prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 7 maya 2018 goda "O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2024 goda" [Decree of the President of the Russian Federation Dated May 7, 2018 "On National Goals and Strategic Objectives of the Development of the Russian Federation for the Period Up to 2024"]*, Garant. Available at: https://base.garant.ru/71937200/ (accessed: 16.03.2022). (in Russian)

* Перевод названий источников выполнен автором статьи / Translated by the author of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.