Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРИНЦИПЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ / ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ВОСПРИЯТИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ ВИЗУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ / "ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ" / ГРАФ / МЕТАПЛАН / ОБЛАКО ТЕГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломакина И.Г., Мухартова Н.Е., Щендрыгина О.М.

На примере ряда приемов технологии визуализации информации рассматривается их роль в развитии познавательных универсальных учебных действий. Авторы характеризуют возможности и преимущества использования при работе учащимися таких приемов как «дерево решений», граф, метаплан, облако тегов.For example, the number of receptions of technology of information visualization discusses their role in the development of cognitive universal educational actions. The authors characterize the features and benefits of the use of the students of such techniques as a «decision tree», count, Metaplan, tag cloud.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ломакина И.Г., Мухартова Н.Е., Щендрыгина О.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»

можно сделать вывод о существовании трех типов направленности самостоятельности :

репродуктивной, соответствующей низкому и среднему уровню развития,

продуктивной, соответствующей высокому и среднему уровням развития по всем показателям и

компенсаторной, некоторые уровни которой носят акцентуированный характер и соответствуют высокому уровню, другие, наоборот, мало выражены (низкий уровень развития). Низкие уровни компенсаторного типа самостоятельности компенсируют высокие показатели по другим параметрам, что позволяет сохранять общий показатель самостоятельности на среднем, а иногда и выше среднего уровне развития.

Использованные источники

1. Абульханова-Славская К.А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта//Российский менталитет. Вопросы психологической теории и практики. - М.: Институт психологии РАН, 1997.

2. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. РАН, Ин-т психологии. - М., 1994. - 109 с.

3. Слободчиков В. И., Е. И. Исаев. Психология человека: введ. в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

УДК 37.022

Ломакина И.Г. учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназия №22» г. Белгорода

Мухартова Н.Е. учитель истории, заместитель директора МБОУ «Гимназия №22» г. Белгорода

Щендрыгина О.М. учитель экономики и обществознания МБОУ «Гимназия №22» г. Белгорода ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Аннотация: На примере ряда приемов технологии визуализации информации рассматривается их роль в развитии познавательных универсальных учебных действий. Авторы характеризуют возможности и преимущества использования при работе учащимися таких приемов как «дерево решений», граф, метаплан, облако тегов.

Annotation: For example, the number of receptions of technology of information visualization discusses their role in the development of cognitive universal educational actions. The authors characterize the features and benefits of the use of the students of such techniques as a «decision tree», count, Metaplan, tag cloud.

Ключевые слова: технология визуализации информации, познавательные универсальные учебные действия, принципы визуализации информации, этапы процесса восприятия и переработки визуальной информации, «дерево решений», граф, метаплан, облако тегов.

Key-words: the technology of information visualization, cognitive universal educational actions, the principles of information visualization, the steps of the process of perception andprocessing of visual information, «decision tree», count, Metaplan, tag cloud.

В соответствии с ФГОС ООО в основу организации учебно-воспитательного процесса положена ориентация на продолжение формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся в процессе изучения обществоведческих дисциплин, в результате чего ученик сможет:

• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

• определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

• создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

• строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

• преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

• строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм1.

Следует также учесть, что способность преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму является профессиональным качеством многих специалистов (инженеров, программистов, лингвистов, экономистов, юристов, журналистов и т.д.). Следовательно, в процессе обучения формируются элементы профессионального мышления: систематизация, концентрация, выделение главного в содержании.

С точки зрения педагогической методики наиболее эффективным средством, способствующим развитию познавательных универсальных учебных действий, является применение технологии визуализации информации.

1 Примерная основная образовательная программа основного общего образования // http://fgosreestr.ru/

Технология визуализации информации требует от учеников, во-первых, владения общеучебными умениями выделять основные понятия темы, вокруг которых следует выстраивать остальную информацию, а во-вторых, развития наглядно-образного мышления и творческого воображения. Приоритетным здесь являются использование различных методов работы с информационными источниками2.

Технология визуализации информации основывается на ряде принципов.

Принцип системного квантования:

• учебный материал большого объема запоминается с трудом;

• учебный материал, расположенный компактно в определенной системе, лучше воспринимается;

• выделение в учебном материале смысловых опорных пунктов способствует эффективному запоминанию.

Принцип когнитивной визуализации:

• систематическое использование в учебном процессе визуальных моделей одного определенного вида или их сочетаний;

• научение школьников рациональным приемам «сжатия» информации и ее когнитивно-графического представления;

• методические приемы включения в учебный процесс визуальных моделей.

Этапы процесса восприятия и переработки визуальной информации:

1) анализ структуры информации.

Ему должны соответствовать два важнейших параметра: нацеленность учащихся на активное (продуктивное) восприятие и специальная организация учебного материала.

2) создание новых образов.

При этом умственные усилия учеников направлены на формирование целостной системы, отвечающей поставленной задаче.

3) поисковая деятельность.

В этом случае любая формула, рисунок или схема подразумевают подсказку.

Технологически «сжатие» и визуализация учебной информации могут быть достигнуты разными методическими приемами, и соответственно известны разнообразные схемно-знаковые модели представления знаний. В качестве примера приведем несколько популярных форм представления учебной информации.

Прием «Дерево решений» используется для рационализации процесса принятия решений в ситуации, когда невозможно дать простой и однозначный ответ на поставленную задачу.

2 Неудахина Н.А. О возможностях применения технологии визуализации учебной информации в вузе //Ползуновский альманах.- 2002.- № 3-4.- С. 115-121.

Часто при рассмотрении какого-либо материала мы сталкивается с проблемой, что каждое последующее решение зависит от решения предыдущего, и в такой ситуации особенно важно систематизировать задачи и предугадать результаты тех или иных действий на несколько шагов вперед. Проще всего это визуализировать и представить наглядно.

Граф учебной информации - способ выявления и наглядного представления связей или соотношений между учебными элементами.

Для структурно-логического анализа наиболее удобен плоский граф -«дерево». Каждую вершину следует рассматривать как символ, изображающий информацию, соответствующую только данному учебному элементу. Поэтому не следует рассматривать один учебный элемент как часть информации другого элемента или сумму информации нескольких учебных элементов. Каждый учебный элемент графа вне зависимости от положения и связей имеет свою собственную, только в нем заключенную информацию3.

Понятия располагаются на горизонталях (порядках), образующих определенную общность. Краткое определение этой общности называют понятие-комплекс. Порядки обычно обозначают римскими цифрами, а понятия - арабскими.

При построении графа необходимо иметь в виду следующее:

1) количество порядков должно полностью охватывать все учебные элементы темы;

2) количество учебных элементов, входящих в один порядок, не ограничено;

3) не выделяют учебный элемент, если только он один имеет связь с элементом высшего порядка;

4) ребра могут пересекать горизонтали порядков, но не должны пересекаться между собой.

Метаплан - это методика структурирования групповых обсуждений и выработки эффективных коллективных решений. Как уже говорилось, методика была создана в качестве альтернатив методу мозгового штурма. Он построен на принципе полной визуализации процесса обсуждения на всех стадиях. При использовании данной техники участники больше взаимодействуют друг с другом, что ведет к активным и эффективным обсуждениям4.

Правила составления метаплана

• формулировка высказываний должна быть краткой;

• информация фиксируется на самих элементах;

• на каждой фигуре фиксируется только один элемент или понятие;

• текст должен быть разборчиво написан;

• игнорирование цвета не разрешается;

3 Резник Н.А. Технология визуального мышления //Школьные технологии.- 2000.- № 4.- С. 127-141.

4 Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов: учебное пособие: в 3 ч. — 2-е изд., доп. — Барнаул, 2009.

• изменение формы элемента без изменения значения не допускается;

• изменение цвета элемента без изменения значения не допускается.

«Облако тегов» - это визуальное представление списка категорий.

Ключевые слова чаще всего представляют собой отдельные понятия, и важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом.

Возможности использования «облака слов» в обучении связаны с тем,

что:

- в облако можно записать тему урока, цель, основные вопросы, которую учащиеся должны определить;

- попросить составить предложения по определенной теме, «облако» выступает в качестве опорного конспекта;

- можно предложить обучающимся прочитать в «облаке» главный вопрос, на который необходимо найти ответ в течение занятия;

- слова в «облаке» нужно разбить на группы по значению, темам и т.д.

Данный прием позволяет: трансформировать обучение в

самообучение; развить способность у учащихся из потока информации выбирать главное, сопоставлять, оценивать; находить связи и структурировать полученную информацию; активизировать мышление ученика в процессе изучения нового материала, делать его активным участником приобретения знаний, умений и навыков.

Таким образом, технология визуализации учебного материала может применяться в учебных заведениях любого типа, хорошо комбинируется с традиционной системой обучения и позволяет усовершенствовать учебный процесс в следующих направлениях:

• учит выделять, обобщать и систематизировать основные понятия;

• отсеивает лишнюю, второстепенную информацию, определяет обязательный объем усвоения и запоминания и оказывает в этом помощь;

• максимально приближает новую информацию к форме, в которой ее воспринимает мозг;

• обеспечивает единство развития учащихся с техническим и вербальным мышлениями, поскольку обычно гуманитарии лучше воспринимают слово, а «технари» — символы. Работа приемами технологии визуализации информации позволяет сгладить эти различия.

Использование технологии визуализации информации позволяет развивать познавательные универсальные учебные действия: учит анализу, осмыслению, критическому мышлению - чтобы создать ее, необходимо изучить данные, выделить главное, установить связи, оценить информацию, проникнуть в суть и т.д.

Использованные источники: 1.Арнхейм Р. В защиту визуального мышления //Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства / Пер. с англ. М.: Прометей, 1994.

2.Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции/ А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. М: Логос, 2009. -336 с.

3.Глазунова О.И. Развитие способности понимания в метапредметном обучении.//Пушкинское слово. - М., 2003. - С. 101-113.

4.Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов/Учебное пособие для учащихся старших классов. М.: Пушкинский институт, 2001. - 228 с.

5.Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов: учебное пособие: в 3 ч. — 2-е изд., доп. — Барнаул, 2009.

6.Лаврентьева Н.Б. Контекстное обучение как инновационная технология. Учебное пособие.- Барнаул: Изд-во АлтГУ, 1995.- 150 с.

7.Неудахина Н. А. Приемы интенсификации работы студентов с учебной информацией: методические указания для студентов и преподавателей. — Барнаул, 2011.

8.Неудахина Н.А. О возможностях применения технологии визуализации учебной информации в вузе //Ползуновский альманах.- 2002.- № 3-4.- С. 115121.

9.Примерная основная образовательная программа основного общего образования // http://fgosreestr.ru/

10.Резник Н.А. Технология визуального мышления //Школьные технологии.- 2000.- № 4.- С. 127-141.

УДК 372.881.161.1

Максимова В.И. учитель русского языка и литературы МБО У «НСОШ №1 им. И. С. Гаврильева»

Россия, с.Намцы

РАБОТА СО СВЯЗНЫМ ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-6 КЛАССАХ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Аннотация: Задача формирования коммуникативной компетенции является в настоящее время одной из ключевых задач школы и в первую очередь уроков русского языка. Текст является основной учебной единицей, способной формированию коммуникативных умений. В статье рассматриваются некоторые формы работы с текстами малого объема. Ключевые слова: коммуникативные компетенции, связный текст, умения, навыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.