Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломакина И.Г., Щендрыгина О.М.

На примере ряда приемов интерактивного обучения рассматривается их роль в формировании метапредметных компетенций учащихся. Авторы характеризуют возможности и преимущества кейс-метода, ПОПС-формулы, RАFТ-технологии при организации деятельностного подхода в обучении. Делается вывод о том, что при использовании описанных приемов происходит интенсификация процесса понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач.On the example of a number of methods of interactive training their role in formation of metasubject competences of pupils is considered. Authors characterize opportunities and advantages a case method, POPS-formulas, RAFT-technologies at the organization of activity approach in training. The conclusion that when using of the described receptions there is an intensification of process of understanding, assimilation and creative application of knowledge at the solution of practical tasks is drawn.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ломакина И.Г., Щендрыгина О.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ»

работы студентов-журналистов, изучающих курс «История России» // Кубанские исторические чтения: Материалы IV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - Краснодар,

2013. - С. 125-129.

2. Беседина Е.А., Шаповалова К.А. Когда наследие превращается в капитал: историческое прошлое как брендовый ресурс // Социально-экономические доминанты развития общества: история и современность: Материалы международной научно-практической конференции. Кингисеппский филиал Ленинградского государственного университета (ЛГУ) им. А.С. Пушкина. -Санкт-Петербург, 2014. - С. 61-65.

3. Коротаева Е.В. Современные технологии в познавательной деятельности школьников. - Москва, 2014. - 176 с.

4. Крам Р. Инфографика. Визуальное представление данных. - Санкт -Петербург, 2015. - 384 с.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - Москва, 2012. -256 с.

6. Сиббет Д. Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы. - М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР,

2014. - 280 с.

Ломакина И.Г. учитель истории и обществознания

Щендрыгина О.М. учитель экономики и обществознания МБОУ «Гимназия №22» Россия, г. Белгорода ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

УЧАЩИХСЯ

Аннотация: На примере ряда приемов интерактивного обучения рассматривается их роль в формировании метапредметных компетенций учащихся. Авторы характеризуют возможности и преимущества кейс-метода, ПОПС-формулы, КАБТ-технологии при организации деятельностного подхода в обучении. Делается вывод о том, что при использовании описанных приемов происходит интенсификация процесса понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач.

Annotation: On the example of a number of methods of interactive training their role in formation of metasubject competences of pupils is considered. Authors characterize opportunities and advantages a case method, POPS-formulas, RAFT-technologies at the organization of activity approach in training. The conclusion that when using of the described receptions there is an intensification of process of understanding, assimilation and creative application of knowledge at

the solution of practical tasks is drawn.

Ключевые слова: интерактивное обучение, метапредметные компетенции, деятельностный подход, ПОПС-формула, RAFT-технология, кейс-технологии.

Key-words: interactive training, metasubject competences, activity approach, POPS-formula, RAFT-technology, case-study.

В настоящее время идет непрерывный процесс совершенствования профессионального образования. В России он связан с изменяющимися экономическими условиями и научно-техническим прогрессом, которые предъявляют повышенные требования к уровню экономической подготовки специалистов различных областей деятельности. В современных условиях нарастающей глобализации, которая неизбежно усиливает включенность российского общества в общемировые процессы, а также в условиях стремительного технологического прогресса, в частности информационной революции, растет потребность в конкурентоспособных, высококвалифицированных специалистах.

В этих условиях повышение конкурентоспособности специалиста на рынке труда неразрывно связано с формированием его метапредметной компетентности. Компетентность представляет собой уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социально-экономических условиях156. Метапредметные компетенции отражают способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях157.

Для достижения обозначенных целей в процессе преподавания каждый учитель должен ответить на ряд вопросов: «Как сделать эффективным процесс обучения?», «Какая методика будет адекватна современной модели образования личности?», «Какие приемы позволят достичь наибольшей результативности?».

Очевидным является, что наибольшая эффективность образовательного процесса при реализации компетентностно-деятельностного подхода достигается в условиях активизации учебной деятельности учащихся, что возможно при использовании методик активного обучения с акцентом на интерактивные формы158.

Интерактивное обучение — это «обучение через опыт», «обучение, погруженное в процесс общения», т. е. основанное на взаимодействии ученика как с другими учащимися, так и с педагогом. Методы

156 Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. - М., 2009. - С. 32

157 Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования. - Народное образование - 2003 -№5. - С.57.

158 Кларин М. В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта // Педагогика. - 2000. - № 7. - С. 21.

интерактивного обучения способствуют вовлечению ученика в активный процесс получения и переработки знаний. К ним относятся работа в группах («мозговой штурм», «дебаты», различные виды учебных дискуссий), игровое моделирование, ролевые и деловые игры, обучающие и метафорические

159

упражнения159.

Эти формы обучения важны для школьников, поскольку позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения, увидеть многомерность задачи.

Самостоятельно обсуждая и решая трудные проблемы, ученики выходят из привычной роли наблюдателя и потребителя. В результате создается потенциально более высокая возможность переноса приобретенных знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.

Выбирая ту или иную форму проведения урока, учитель руководствуется своими профессиональными и личностными принципами. Кроме того важно найти такую форму урока, которая помимо познавательной задачи, могла бы:

> задействовать на уроке весь класс (при интерактиве все участники и нет сторонних наблюдателей);

> в полной мере учесть возрастные особенности детей (игра -неотъемлемая часть жизни любого человека);

> учитывала бы личностные особенности: темперамент, готовность к импровизации, творчеству [2, 3].

Среди всего многообразия интерактивных приемов обучения более подробно хотелось бы остановиться на следующих.

Прием «Пронумерованные участники» позволяет упорядочить работу каждого ученика при групповой учебной деятельности. Порядок работы следующий:

1. Образуются группы с равным количеством участников, каждому в группе присваивается номер (1, 2, 3, 4 и т. д.). Все группы получают одинаковое задание по источникам.

2. В группах изучаются источники, обсуждается заданный преподавателем вопрос.

3. Преподаватель называет какой-либо номер, и выслушиваются ответы только участников под этими номерами из каждой группы.

4. Затем преподаватель формулирует следующий вопрос для групп, и этапы учебной работы повторяются. Преподаватель вновь называет какой-либо номер, и выступают участники групп под данным номером.

Такой прием позволяет эффективно стимулировать познавательную деятельность учеников, так как каждый должен быть готов к ответу по любому вопросу от имени своей группы.

159 Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. - М., 2003. - С. 78

Прием «RАFТ-технология» способствует развитию творческих умений учащихся, формирует систему суждений, способствует умению анализировать предметы, содержание, проблемы, формулировать свои обоснованные выводы, выносить свои оценки. Технология предполагает выбор учениками жанра своего сообщения (текста). Ученики выбирают: Я — Роль: от чьего лица составляется текст, А — Аудитория: кому адресован текст, Б — Форма: жанр текста или устного сообщения, Т — Тема: вопрос, который будет рассмотрен.

Роль Аудитория Форма

ученый научная конференция научное сообщение

учитель класс объяснение новой темы

старший брат/сестра младший брат/сестра сказка (или популярное объяснение)

гид туристы экскурсия

родитель ребенок («беседа по душам»

врач пациент «история болезни»

дед внуки рассказ о своей жизни

телеведущий телеаудитория телепрограмма

иностранец его земляки письмо на родину или рассказ по возвращении

Данный прием способствует более полному погружению ученика в предметное содержание, его самореализации, заставляет проявлять творчество, импровизировать, анализировать возможные действия в заданных обстоятельствах, давать нравственную оценку событиям и личностям.

Прием «Кейс-метод».

Современная действительность часто заставляет учителя испытывать затруднения, связанные с тем, что многим школьникам привычнее выполнить механическое запоминание фактического материала в ущерб умению установить и объяснить причинно-следственные связи160. Развить аналитические способности, умение использовать аргументацию и участвовать в дискуссии помогает использование кейсов.

Базовая структура кейс-метода основывается на том, что школьники сталкиваются со случаем из практики или же из собственного окружения. Они обсуждают этот случай, ищут альтернативы для его решения, предлагают собственный вариант решения, обосновывают это решение, а потом сравниваю его с решением, которое было принято на практике.

Цель кейс-метода — развитие способности учащихся к принятию решений — требует организации процесса обучения как процесса поиска и

160 Беседина Е.А., Буркова Т.В., Даудов А.Х. Олимпиада школьников по истории как культурно-образовательный феномен // Другое образование: взаимодействие общества, семьи и образовательных организаций в эпоху перемен. Научные материалы участников Международной научно-практической конференции, 2014. - С. 66_

принятия решений. Следуя концепции открытых моделей поведения при принятии решения, процесс поиска и принятия решения, который школьники проходят во время работы над кейсом, можно представить шестью фазами161.

Ход работы по кейс-методу

Фаза Цель

1. Знакомство с конкретным случаем Понять проблемную ситуацию и ситуацию принятия решения

2. Информация, полученная из предоставленных материалов и добытая самостоятельно Научиться добывать и оценивать информацию, необходимую для поиска решения

3. Обсуждение. Обсуждение возможностей альтернативных решений Развивать альтернативное мышление

4. Резолюция. Принятие решения в группах Сопоставить и оценить варианты решения

5. Диспут. Отдельные группы защищают свое решение Аргументировано защищать решения

6. Сопоставление итогов. Сравнение решений, принятых в группах, с решением, принятым в действительности Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения

При выполнении такого вида заданий учащиеся имеют возможность проявить и реализовать свои навыки и умения исследовательской' работы162.

Прием «ПОПС-формула» применяется при обсуждении спорных суждений, в дискуссии, где важно представить четко обоснованное, краткое и ясное мнение.

Выступление с использованием ПОПС-формулы может состоять из 4—6 предложений и занимать 1—2 минуты.

П — позиция (в чем заключается ваша точка зрения) — я считаю, что...

О — обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) — потому что...

П — пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) — например,...

С — следовательно (вывод: что надо сделать или призыв к признанию вашей позиции ) поэтому следует ... .

Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме.

Таким образом, эффективность интерактивного обучения заключается в:

1) интенсификация процесса понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач за счет более

161 Кайзер Ф.-Й. Методика преподавания экономических дисциплин: Основы концепции, направленной на активизацию процесса обучения: Книга для учителя/Ф.-Й. Кайзер, Х. Камински. - Перев. с нем. - М.: Вита-Пресс, 2007.- С. 146

162 Беседина Е.А., Буркова Т.В., Даудов А.Х. Олимпиада школьников по истории как культурно-образовательный феномен // Другое образование: взаимодействие общества, семьи и образовательных организаций в эпоху перемен. Научные материалы участников Международной научно-практической конференции, 2014. - С. 68_

активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний;

2) повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям;

3) обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей;

4) изменяет не только опыт и установки участников, но и окружающую действительность, так как интерактивные методы обучения являются имитацией интерактивных видов деятельности.

Использованные источники:

1. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие/Д. Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002.

2. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2001.

3. Игры - обучение, тренинг, досуг: В 4 кн. / Под ред. В. В. Петрусинского. - М., 2004.

4. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. - М., 2009.

5. Кайзер Ф.-Й. Методика преподавания экономических дисциплин: Основы концепции, направленной на активизацию процесса обучения: Книга для учителя/Ф.-Й. Кайзер, Х. Камински. - Перев. с нем. - М.: Вита-Пресс, 2007.

6. Кларин М. В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта // Педагогика. - 2000. - № 7.

7. Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. - М., 2003.

8. Беседина Е.А., Буркова Т.В., Даудов А.Х. Олимпиада школьников по истории как культурно-образовательный феномен // Другое образование: взаимодействие общества, семьи и образовательных организаций в эпоху перемен. Научные материалы участников Международной научно-практической конференции, 2014.

9. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М., 2005.

10. Современные технологии обучения: Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г. В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой и Л.Ю.Косовой. - СПб., 2002.

11.Трайнев В.А., Матросов Л.Н., Бузукина А.Б. Методы игрового обучения и интенсивные учебные процессы (теория, методология, практика). - М., 2003.

12. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования. -Народное образование - 2003 - №5

Малкина Е.А. магистрант 1курса Институт иностранных языков ГАОУ ВО МГПУ Россия, г. Москва МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЦВЕТА КАК ФАКТОРА, ВЛИЯЮЩЕГО НА ВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА

ЭТАПЕ ИХ ПРЕЗЕНТАЦИИ Аннотация. Статья посвящена вопросам обучения младших школьников иноязычной лексике, в частности этапу презентации лексических единиц. Особое внимание уделяется рациональной организации лексики и максимальному использованию наглядности, влияющей на визуальное восприятие младших школьников. На основе проведенного исследования автором показано, что на данном этапе целесообразно применение иной знаковой системы - цвета со своими семантическими характеристиками. Предлагаемый способ презентации лексики основан на взаимосвязи семантики цветов и группировки слов в лексические классы. Автором дается вывод о том, что подобная организация лексики отвечает возрастным особенностям младших школьников и эффективно воздействует на их зрительное восприятие.

Ключевые слова: визуальное восприятие, лексические единицы, презентация лексики, лексико-семантические группы, семантика цвета.

METHODICAL POTENTIAL OF COLOURS AS A FACTOR INFUENCING YOUNG LEARNERS' PERSEPTION OF LEXICAL UNITS AT THE STAGE OF THEIR PRESENTATION Annotation. The paper is devoted to the problem of learning vocabulary, especially to the presentation of lexical units. The author emphasizes the importance of the efficient organization of vocabulary and using visual aids, which influence the children's visual perception. On the basis of the research the author shows the opportunity of using such sign system as "colour" with its semantic characteristics. This way of presentation new vocabulary is based on the interconnection of semantics of colours and introduction of lexico-semantic groups of words. The author comes to the conclusion that this organization of vocabulary satisfies age and psychological characteristics of young learners and influences the children's visual perception effectively.

Keywords: visual perception, lexical units, presentation of vocabulary, lexico-semantic groups, semantics of colour.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.