Научная статья на тему 'К вопросу о применении инновационного подхода в преподавании русского языка как иностранного'

К вопросу о применении инновационного подхода в преподавании русского языка как иностранного Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / INFORMATION EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / INNOVATIVE APPROACH TO LEARNING / INTERACTIVE LEARNING / TECHNOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Инна Владимировна

В статье рассматривается специфика применения инновационного подхода в обучении иностранным языкам и русскому языку как иностранному. Выявлены достоинства использования инновационных технологий, проанализирована суть таких способов образовательных инноваций как модульное, проблемное и электронно-интерактивное обучение. Приводятся основные приемы инновационных образовательных технологий, применяемые на занятиях по обучению русскому языку как иностранному.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунова Инна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Тo the question of applying an innovative approach in teaching Russian as a foreign language

The article discusses the specifics of applying the innovative approach in teaching foreign languages and Russian as a foreign language. The advantages of using innovative technologies are revealed, the essence of such methods of educational innovations as modular, problematic and electronic-interactive learning is analyzed. The basic techniques of innovative educational technologies used in the classes for teaching Russian as a foreign language are given.

Текст научной работы на тему «К вопросу о применении инновационного подхода в преподавании русского языка как иностранного»

УДК 81'373.45

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

© Горбунова И. В., 2020

Иркутский государственный университет, Институт филологии, иностранных языков и медиакоммуникации, г. Иркутск

В статье рассматривается специфика применения инновационного подхода в обучении иностранным языкам и русскому языку как иностранному. Выявлены достоинства использования инновационных технологий, проанализирована суть таких способов образовательных инноваций как модульное, проблемное и электронно-интерактивное обучение. Приводятся основные приемы инновационных образовательных технологий, применяемые на занятиях по обучению русскому языку как иностранному.

Ключевые слова: информационные образовательные технологии, инновационный подход в обучении, интерактивное обучение, технология развития критического мышления, самостоятельная работа студентов

В России ежегодно растет совокупное потребление информационных

образовательных технологий. В

стремительно изменяющейся языковой политике государства на одно из важнейших мест в образовательном пространстве выходит

необходимость применения инновационного подхода в обучении иностранным языкам. В связи с ежегодно возрастающим потоком иностранных студентов в российских вузах видится актуальным и перспективным развитие инновационных технологий и их активное применение в преподавании русского языка как иностранного (РКИ).

Само понятие «инновация» впервые появилось в научных исследованиях XIX века, но подробное осмысление получило в начале XX века в научных работах австрийского и американского экономиста Шумпетера Й. в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем [1]. Поскольку впервые данный термин был введен в научное употребление в экономике, то под «инновацией» подразумевали не любое новшество или нововведение, а лишь такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. Инновационный подход к обучению, безусловно, является многоаспектным явлением, исследованием которого в разное время занимались ученые, внесшие существенный вклад в разработку педагогической инноватики: Кларин М. В., Загвязинский В. И., Поляков С.Д., Полонский В. М., Юсуфбекова Н.Р. [2].

Инновационные технологии позволяют реализовать одну из основных целей обучения РКИ — дать возможность перейти от изучения практического курса русского языка как системно-структурного образования к изучению его как средства общения и мышления, а учебно-познавательную деятельность перевести на продуктивно-творческий уровень [3]. В этой связи, использование педагогических инноваций направленно на развитие способностей учащегося к

самосовершенствованию, к самостоятельному ориентированию в получаемой информации и поиску решений проблемных вопросов, к самостоятельной языковой деятельности в новых ситуациях. Значительный акцент ставится на активизацию самостоятельной работы учащихся, что проявляется и при планировании современного образовательного процесса и при составлении соответствующей документации, как например, Учебных планов, Основных образовательных программ и Рабочих программ дисциплин. Таким образом, в настоящее время самостоятельная работа студентов (СРС) рассматривается в качестве равноправной формы учебной деятельности, наряду с практическими занятиями и лекциями, способной обеспечить качественную подготовку

специалиста [4]. При этом остро встает вопрос поиска эффективных способов организации СРС по обучению РКИ, который требует включения в образовательный процесс современных инновационных технологий. Учитывая признаки инноваций, которыми всегда являются: новизна, востребованность, реализуемость, наличие устойчивого полезного эффекта; проведем анализ способов и технологий инновационного обучения, а также конкретных приемов, используемых на занятиях РКИ.

На сегодняшнем этапе исследования выделяются разные способы инновационного обучения, например такие, как: модульное обучение, электронно-интерактивное обучение, проблемное обучение, дистанционное

обучение, исследовательское информационное обучение, метод проектов и т.д. Преподаватели РКИ в разной степени используют данные способы обучения, порой, не отделяя один от другого, а скорее варьируя их между собой и успешно интегрируя в тематический контекст. Так одним из достоинств применения технологий

инновационного обучения является то, что они легко адаптируются и переносятся в различные образовательные условия. Рассмотрим суть наиболее востребованных способов

инновационного обучения в преподавании иностранных языков и русского языка как иностранного:

модульное обучение основано на самостоятельном достижении целей познавательной деятельности, на самостоятельном отборе и использовании необходимой информации в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению этих заданий. Модуль рассматривается как

функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Построение модуля базируется на теории поэтапного формирования умственного действия и главным является правильное структурирование деятельности учащихся: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация. При проведении модульного занятия необходимо, чтобы каждый учащийся уяснил цель занятия, что надо изучить и на чем сосредоточить внимание. Роль преподавателя при модульном обучении сводится к управлению работой учащихся: мотивировать, организовывать, консультировать и контролировать. При такой организации работы преподаватель имеет возможность общаться практически с каждым учеником, применяя дифференцированный и личностно-ориентированный подход. Такой способ обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях учащихся.

Проблемное обучение — система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального учебного процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Цель такого обучения — усвоение не только результатов научного познания и системы знаний, но и самого пути получения этих результатов, формирования познавательной самостоятельности и развитие творческих способностей. В основе организации проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности учащегося. При проблемном обучении деятельность преподавателя состоит в том, чтобы систематически создавать проблемные ситуации, сообщать учащимся информацию и организовывать их учебно-познавательную деятельность так, что на основе анализа материала учащиеся самостоятельно делают выводы, обобщения и заключения. Применение элементов проблемного обучения имеет ряд особых преимуществ: происходит стимуляция мыслительных способностей и подготовка компетентных специалистов к жизни в постоянно изменяющемся мире.

электронно-интерактивное обучение

предусматривает использование современных

информационных сетевых технологий. Суть данного способа обучения состоит скорее в особой форме организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся вовлечены в образовательный процесс, они имеют возможность обсуждать и верифицировать достоверность того, что они узнают и о чем думают. Интерактивная деятельность на занятиях РКИ предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе такого обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Таким образом, происходит процесс кросскоммуникации — активного вовлечения в коммуникацию каждого учащегося. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы и пр. Для обеспечения реализации электронно-

интерактивного обучения оснащаются

мультимедийные, интерактивные, мобильные, беспроводные аудитории. Одним из преимуществ такого вида обучения является приобретение и применение навыков владения современными техническими средствами и технологиями поиска и обработки учебной информации. Среди средств и инструментов электронного обучения, как правило, выделяют все интерактивные ресурсы и материалы, как то: электронные библиотеки и ЭБС, электронно-образовательные ресурсы дисциплин (ЭОР), обучающие курсы, чаты и видеочаты, электронная почта, видеоконференции, онлайн-семинары и вебинары, программные приложения совместного использования, интерактивные плакаты и т.п. Применение электронных программ и интернет-сервисов при обучении РКИ имеет ряд достоинств: во-первых, возможность дистанционного обучения для иностранных учащихся, находящихся вне страны обучения, а кроме этого, тренировка зрительной памяти, закрепление произношения и правописания, применение продуктивных навыков. В условиях глобальной цифровизации образовательных стандартов данный способ инновационного обучения становится

неотъемлемой частью современного процесса образования.

Необходимо заметить, что реализация перечисленных способов инновационного обучения отвечает принципам доступности, гибкости и вариативности использования на занятиях с иноязычной аудиторией. В основе инновационного обучения лежит технология развития критического

мышления, то есть формирование творческого нешаблонного мышления, используя новейшие достижения научной теории и практики обучения.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана Международной Ассоциацией и Консорциумом Гуманистической педагогики, в последние 15 лет она получила широкое распространение в системах общего и профессионального образования в 29 странах мира. Методика развития критического мышления включает три этапа: первый — вызов; второй — осмысление; третий — рефлексия [5]. Последовательное прохождение всех этапов позволяет выработать умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку как иностранному на разных этапах методики развития критического мышления успешно применяются следующие приемы:

• ассоциативный ряд;

• опорный конспект;

• Инсерт (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления);

• мозговая атака;

• групповая дискуссия;

• чтение с остановками и составление кластеров;

• вопросы Блума;

• синквейн;

• интерактивная лекция;

• нано-эссе;

• ключевые термины;

• перепутанные логические цепочки;

• дидактическая игра;

• лингвистические карты и карточки;

• лингвистическая аллюзия;

• исследование текста;

• работа с тестами;

• креативные и инновационные формы домашнего задания.

Рассмотрим подробнее приемы, которые на практике вызывают наибольший интерес иноязычной публики изучающей русский язык: составление кластеров, нано-эссе, синквейн, Инсерт и формулирование ответов на вопросы Блума.

При организации работы с новым текстом на занятиях РКИ представляется достаточно эффективным составление кластера, под которым подразумевается способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления и отличается гипертекстуальной установкой связей. Принцип применения прост: в центре листа или доски указывается ключевое слово, отражающее основную тему текстового материала, вокруг размещаются слова и словосочетания, выражающие

идеи, ключевые моменты, подходящие для данной темы, которые соединяются линиями с основным понятием, таким образом, устанавливаются новые логические связи. Так получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

Для того чтобы помочь учащимся резюмировать свои знания по изученной теме, нами применяется такой вид письменного задания, как нано-эссе. Для преподавателя — это возможность получить обратную связь, обычно учащимся предлагают два пункта, которые нужно заполнить за 5 минут, как правило, в конце тематического занятия или модуля:

1. написать кратко две фразы о том, что узнали учащиеся по новой теме;

2. задать один вопрос, на который учащиеся так и не получили ответа.

Таким образом, путем простых действий запускаются процессы осмысления и рефлексии у студентов по поводу изученного материала, снимается барьер формулирования возможных трудностей и настраивается канал взаимной коммуникации с преподавателем.

Также инновационным представляется прием составления синквейна, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности иноязычной аудитории, активизировать ее творческую деятельность на стадии рефлексии. Синквейн (от фр. ащиате, англ. ащиаш) —

пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под

влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат [6]. Дидактический синквейн основывается на содержательной и синтаксической структуре каждой строки. Принцип создания достаточно прост и доступен для учащихся, начинающих изучать русский язык как иностранный. Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они

дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими действия объекта. Четвертая

строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, это может быть и цитата, и пословица по теме. Пятая строка — одно слово-резюме,

характеризующее суть предмета или объекта. Данный прием позволяет синтезировать информацию, обогащать словарный запас,

формулировать основную идею прочитанного и готовить краткий пересказ текстового фрагмента.

Прием Инсерт часто называют технологией эффективного чтения, который используется на уроках при работе с текстом. Учащиеся читают текст и маркируют его специальными значками: «V» — я это знаю; «+» — это новая информация для меня; «-» — я думал по-другому, или это противоречит тому, что я знал; «?» — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения. В итоге происходит подсчет обозначений и занесение в таблицу, после чего происходит обсуждение и анализ того, что уже понятно, а что требуется повторить или разъяснить. Данный прием предполагает самостоятельный анализ информации, интерактивное обсуждение и сопоставление материала.

При итоговой работе с текстом целесообразно вводить прием вопросов Блума, который основан на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка [7]. Опыт использования этого приема на практике показывает, что учащиеся, начиная с первого языкового уровня, понимают значение всех типов вопросов, то есть могут привести свои примеры и сформулировать ответы. Данный прием может реализовываться в разных формах, так используется и кубик Блума и ромашка Блума. Принцип один — формулирование вопросов с шестью установками: назови, почему, объясни, предложи, придумай, поделись. Таким образом, вопросы распределяются на простые (Что? Когда? Как?), объясняющие (Почему...?), уточняющие (Правильно ли я понял...?), практические (Где используется...?), творческие (Что было бы...?), оценочные (Что ты чувствуешь... ? Что хорошо... , а что плохо...?). Практика показывает, что прием очень мотивирует учащихся на активную работу, помогает развивать навыки критического мышления и в занимательной форме контролировать уровень формирования коммуникативных компетенций.

Разнообразие инновационных способов и приемов показывает, что данные средства могут использоваться на всех этапах образовательного процесса, позволяют предложить учащимся десятки видов обучающей деятельности, помогают по-новому организовать самостоятельную работу учащихся. Безусловно, инновационное обучение РКИ не исключает использование классических традиционных технологий, а, согласно истинной трактовке начального определения «инновации», призвано эффективно их дополнять за счет повышения мотивации обучаемых и значительно активизировать процесс овладения русским языком. ■

1. Базилевич В. Д. Неортодоксальна теорiя Й. А. Шумпетера // 1сторш економчних учень: У 2 ч.. - 3-е издание. - К.: Знання, 2006. -Т. 2. - С. 320

2. Ефремова И. К. Инновационный подход в современной педагогике: постановка проблемы [Электронный ресурс] // Научный форум: scienceforum.ru . - URL: // https://scienceforum.ru/2018/article/2018002916 (Дата обращения: 28.12.2019)

3. Юсупова Т. Э. Инновационные методы преподавания русского языка [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека: elibrary.ru. - URL: https://elibrary.rU/download/elibrary_37605864_71402261.p df (Дата обращения: 28.12.2019)

4. Пуляевская А. М., Скобелкина Н. М. Совершенствование процесса обучения иностранных студентов лексике русского языка с помощью информационных образовательных технологий [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека: elibrary.ru. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26884313 (Дата обращения: 20.12.2019)

5. Шабаркина М. Е. Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования: nsportal.ru . - URL: https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2013/10/04/issledovatelskaya-rabota-na-temu-ispolzovanie (Дата обращения: 30.12.2019)

6. Википедия Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] // Сайт Электронной энциклопедии . - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1 (Дата обращения: 20.12.2019)

7. Шутова Г. Кубик блума на уроке [Электронный ресурс] // Сайт: pedsovet.su. - URL: https://pedsovet.su/metodika/priemy/6001_kubik_bluma_na_ uroke (Дата обращения: 20.12.2019)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Базилевич В. Д. Неортодаксальна теорiя Й. А. Шумпетера // Iсторiя економiчних учень: У 2 ч.. - 3-е издание. - К.: Знання, 2006. -Т. 2. - С. 320

Википедия Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] // Сайт Электронной энциклопедии . - URL:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1 (Дата

обращения: 20.12.2019)

Ефремова И. К. Инновационный подход в современной педагогике: постановка проблемы [Электронный ресурс] // Научный форум: scienceforum.ru . - URL:

// https://scienceforum.ru/2018/article/2018002916 (Дата обращения: 28.12.2019)

Пуляевская А. М., Скобелкина Н. М.

Совершенствование процесса обучения иностранных студентов лексике русского языка с помощью информационных образовательных технологий [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека: elibrary.ru. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26884313 (Дата

обращения: 20.12.2019)

Шабаркина М. Е. Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс]

// Социальная сеть работников образования: nsportal.ru . - URL: https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-

literatura/library/2013/10/04/issledovatelskaya-rabota-na-temu-ispolzovanie (Дата обращения: 30.12.2019)

Шутова Г. Кубик блума на уроке [Электронный ресурс] // Сайт: pedsovet.su. - URL: https://pedsovet.su/metodika/priemy/6001_kubik_blum a_na_uroke (Дата обращения: 20.12.2019)

Юсупова Т. Э. Инновационные методы преподавания русского языка [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека: elibrary.ru. -URL:

https ://elibrary.ru/download/elibrary_37605864_71402 261.pdf (Дата обращения: 28.12.2019)

^ the question of applying an innovative approach in teaching Russian as a foreign language

© Gorbunova I., 2020

The article discusses the specifics of applying the innovative approach in teaching foreign languages and Russian as a foreign language. The advantages of using innovative technologies are revealed, the essence of such methods of educational innovations as modular, problematic and electronic-interactive learning is analyzed. The basic techniques of innovative educational technologies used in the classes for teaching Russian as a foreign language are given.

Keywords: information educational technologies, innovative approach to learning, interactive learning, technology for the development of critical thinking, independent work of students

УДК 330.15

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГЕТИКИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В РОССИИ © Грошева Е. К., Чуприна А. Д., 2020

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Глобальные изменения как рынков, так числа населения Земли в будущем повлекут за собой изменения в сфере производства энергии. В связи с этими факторами возникает необходимость заранее подготовить экономику на частичный переход на возобновляемые источники энергии.

Ключевые слова: альтернативные источники энергии, риски, изменения рынков

Аналитики считают, что население земли к 2040 году вырастет до 9,1 миллиарда [1]. Более того, основой прирост населения ожидается не со стороны стран членов OECD, где общий прирост составит только 116 миллионов, а со стороны тех стран, которые в OECD не состоят (1,6 миллиарда).

Такая картина изменения численности населения не может не повлиять и на мировую экономику:

аналогично, доля ВВП в мировой экономике со стороны Америки и Европы уменьшится (для Америки с 18 % до 16 %, для Европы с 18 % до 12 %), а вот доля Китая и Индии вырастет (с 18 % до 23 %, и с 7 % до 16 % соответственно).

Эти два факта в совокупности изменят и общую картину энергопотребления (рис.1)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Спрос на электроэнергию по регионам

2015 2020 2030 2040

OECD 110.0 113.5 113.6 112.0

Не в OECD 166.0 184.7 225.8 259.6

шшшшш 276.0 298.2 3394 371.6

Рис. 1. Изменение спроса на электроэнергию по регионам [1]

Как можно увидеть, общее необходимое число миллионов баррелей в сутки вырастет более чем на 90 %, однако также надо отметить, что не все прежние источники получения энергии будут актуальны к 2040: на рынок производства энергии, помимо самой физической возможности произвести необходимое число энергии, также будут влиять следующие факторы или риски [2]:

• Значительное усложнение сложности добычи невозобновляемых ископаемых, таких как нефти и угля в связи с постоянной разработкой уже имеющихся и новых месторождений общее количество ископаемых, которое можно добывать относительно низкозатратными способами будет постоянно снижаться (рост цен за баррель нефти);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.