Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ НА УРОКАХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ НА УРОКАХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОГНИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ УЧЕБНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логинова Н.А.

В статье затрагивается проблема развития творческих способностей в рамках иноязычного образования в начальной школе. Творческая деятельность является фундаментом для развития мотивации, нестандартного мышления, создает ситуацию успеха. В статье перечислены необходимые условия создания творческой среды на уроках иностранного языка в начальной школе.The article considers development of creativity in lessons of foreign language in primary school. Creativity is the foundation for developing motivation, original thinking and it promotes success. The author lists the necessary conditions and techniques for building up creative environment in foreign language lessons at primary school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ НА УРОКАХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

А. Г. Каспаржак, С. П. Калашников // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19. - № 3. - С. 87-104.

4. Шаршов, И. А., Макарова, Л. Н. Проблема взаимодействия субъектов образовательного в контексте реализации функции двойного опережения системы педагогического образования / И. А. Шаршов, Л. Н. Макарова // Социально-экономические явления и процессы . - 2011. - № 5-6. - с.339-342.

Логинова Н. А. студент магистратуры 1 курса Институт иностранных языков Московский городской педагогический университет

Россия, г. Москва СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ НА УРОКАХ ПО

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В статье затрагивается проблема развития творческих способностей в рамках иноязычного образования в начальной школе. Творческая деятельность является фундаментом для развития мотивации, нестандартного мышления, создает ситуацию успеха. В статье перечислены необходимые условия создания творческой среды на уроках иностранного языка в начальной школе.

The article considers development of creativity in lessons of foreign language in primary school. Creativity is the foundation for developing motivation, original thinking and it promotes success. The author lists the necessary conditions and techniques for building up creative environment in foreign language lessons at primary school.

Ключевые слова: творчество, творческое мышление, когнитивное мышление,межпредметность, творческая учебная среда.

Key words: creativity, creative thinking, cognitive thinking, interdisciplinary creative learning environment

В современных условиях высокотехнологичного, конкурентного мира приобретает особенную актуальность творческий потенциал человека. Умение быстро среагировать на ситуацию, посмотреть на обыденные и знакомые вещи под иным углом - все эти качества весьма востребованы. Федеральный Закон РФ «Об образовании» определяет «свободное развитие личности» как одну из социально значимых задач, стоящих перед школьным образованием. Поэтому неслучайно, что сейчас уделяется пристальное внимание развитию творческих способностей личности в начальной школе. В данной статье мы опишем условия творческого развития младшего школьника на уроках по иностранному языку.

Понятие «творчество» многогранно, но определенно связано с умением предлагать свежие, оригинальные идеи, новые решения проблем, или способность найти неординарный подход к их решению.

Дети в начальной школе обладают ограниченными языковыми навыками по иностранному языку, но зато имеют большой творческий потенциал. Создавая с самого начала творческую атмосферу на уроках, учителя могут значительно повысить эффективность обучения иностранному языку. Благодаря интегрированию креативного мышления на уроках можно существенно развить такие когнитивные навыки как наблюдение, сравнение, противопоставление, гипотетическое мышление, что будет необходимо ученикам при овладении и другими школьными предметами. Кроме того, при креативном подходе к обучению существенно развиваются метакогнитивные навыки - способность критически оценивать свою учебную деятельность и ее результаты.

Безусловно, развитие творческого потенциала ребенка на уроках иностранного языка повышает мотивацию к изучению предмета, делает процесс его изучения занимательным и запоминающимся, дает ученикам чувство успешности, способствует развитию гибкого мышления, развивает такие качества как упорство, терпение и изобретательность, создает основу для развития более сложного концептуального и абстрактного мышления в будущем.

Закладывая основы развития детской креативности, необходимо иметь в виду следующие моменты:

- Творчество не происходит в пустоте. Всегда есть что-то, что стимулирует и провоцирует работу детского творческого мышления. Это может быть картинка, какая-то идея, история, предмет, вопрос или проблема, или сочетание этих элементов.

- Творчество проявляется благодаря эмоциональному компоненту и вовлеченности ребенка в действие, когда у него есть какая-то цель и он мотивирован на достижение результата.

- Детям нужна структура, в рамках которой у него развиваются навыки творческого мышления. Поэтому сначала необходимо дать некую модель или образец, даже если вы занимаетесь креативной деятельностью. В начальной школе, разумеется, это делает учитель.

- Под творчеством подразумевается возможность свободно и спонтанно «играть» с идеями. В то же время, оно предполагает упорядоченное мышление, любознательность, внимание к деталям и определенные усилия.

- Детей нужно поощрять за улучшение своих результатов, которые достигаются благодаря их собственным усилиям и упорной работе. Хвалить детей можно и нужно не столько за способности и конечный результат, сколько за те усилия, которые они предпринимают.

Кроме того, существенным фактом является создание творческой учебной среды. Каков бы не был возраст учеников или их уровень владения иностранным языком, нужно знать о принципах, которые помогут создать творческую атмосферу на уроке.

1. У ребенка должна быть положительная самооценка. Страх и неуверенность в себе мешают творческой деятельности. Очень важно добиться результатов в этой сфере в младшем возрасте, поскольку именно этот фундамент послужит прочной основой к достижению новых успехов. Проектно-исследовательская деятельность - идеальная технология для повышения собственной самооценки школьника. Работая над проектом в сотрудничестве с учителем, родителями или своими одноклассниками, ребенок получает уникальный опыт сотрудничества, личной компетентности.

2. Учитель сам должен быть креативным и показывать пример оригинальных, нестандартных решений, которые обязательно должны реализовываться в процессе обучения. Например, здесь эффективной будет вариативность заданий и видов деятельности, которые предлагает учитель детям. Можно использовать различные задания (в зависимости от уровня и возраста учеников), например, начинать урок с «Новостей», предоставляя каждому ученику возможность поделиться с остальными какими-либо новостями из своей жизни. Или, например, начинать каждый урок с ритмической гимнастики, каждый раз добавляя какие-то новые действия. Детям нравится игра «Красное\Синее»: дети стоят в середине класса. Учитель называет два слова из одного лексического ряда, например, «red..., blue...» и показывает на две разные стороны класса. Дети идут в ту сторону, где их любимый цвет и потом объясняют друг другу, почему, например "I've got a blue bike/My favorite T-shirt is red. То же можно проделывать с другими словами (dog/cat, hot, cold milk etc.)

3. Для создания творческой атмосферы урока очень важно предоставлять ученикам выбор, это учит их брать ответственность за свои решения, развивает самостоятельность и умение контролировать процесс обучения. Умение делать выбор помогает сделать обучение более индивидуализированным и запоминающимся.

Это может быть выбор того, с кем ученик хочет работать, а иногда выбор формы домашнего задания. Например, ребята раз в месяц могут сами выбрать то, каким образом они ответят по пройденной теме: это может быть мини-презентация, составление диалога или в форме письма другу. Но это должен быть осознанный выбор самого ребенка, который делает его ответственным за свое решение.

4. Нужно научить работать детей с вопросами. Очень часто, в учебных целях, мы заставляем задавать детей неинтересные и скучные вопросы по учебнику, картинке. Ответы на них очевидны и дети, понимая это, тренируют здесь только в лучшем случае свои языковые навыки, совершенно не подключая мышления. Поэтому необходимо выделять время, чтобы ребенок смог задать свой вопрос, который ему действительно интересен. Для этого можно использовать бумажный кубик, на каждой

стороне которого написаны вопросительные слова What, When, Why, Where. Работающие в парах дети, бросают по очереди кубик и задают вопрос, начиная с выпавшего вопросительного слова.

5. Межпредметность в обучении способствует творческому мышлению. Полезно стимулировать понимание связей между предметами в школе, между домом и школой, между пройденным материалом и тем, который изучается в настоящий момент, между информацией из разных источников - из книг или интернета и т.д. Можно найти картинки о природных явлениях из курса «Окружающего мира» и попытаться составить небольшой рассказ-описание на иностранном языке.

6. Правильное отношение к ошибкам. Для ребенка очень важно понять, что ошибка не означает провала, неуспеха. Ошибка - это, наоборот, путь к успеху. Если дети перестанут бояться сказать или сделать что-то не верно, то как раз тогда у них появится необходимое для творческой деятельности чувство уверенности в себе.

К сожалению, пока на практике обучение иностранному языку ориентировано на репродуктивное освоение языковых навыков и умений, но при желании любой урок можно превратить в небольшую творческую лабораторию, в которой творцами являются учитель и ученик в равной степени.

Использованные источники:

1. Anthony Wilson/ Creativity in Primary Education / Learning Matters Ltd 2009

2. David Hayes Factors influencing success in teaching English in state primary schools /British Council, 2014

3. Creativity in English language classroom / British Council, 2010

Ломакина И.Г. учитель истории и обществознания

Щендрыгина О.М. учитель экономики и обществознания МБОУ «Гимназия №22» Россия, г. Белгорода

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация: На примере ряда приемов технологии развития критического мышления рассматривается их роль в развитии творческих способностей обучающихся. Авторы характеризуют возможности и преимущества использования при работе с одаренными детьми таких приемов как кластер, перепутанные логические цепочки, инсерт.

Annotation: For example, selection of the technology of critical thinking development is considered their role in the development of creative abilities of students. The authors characterize the possibilities and advantages of use when working with gifted children such techniques as clustering, mixed up a logical

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.