Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ'

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
541
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАЧИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / CREATIVITY / CREATIVE THINKING / NON-STANDARD TASKS / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Светлана Александровна, Колесова Оксана Вячеславовна, Тивикова Светлана Константиновна

Статья посвящена важной и значимой для начального общего образования теме - формированию творческого мышления младших школьников на уроках математики. Проанализированы подходы к формированию творческого мышления обучающихся начальных классов, описаны основные виды нестандартных арифметических задач, показано, каким образом возможно организовать процесс формирования творческого мышления на уроках математики в начальной школе. Для подтверждения гипотезы проведен педагогический эксперимент, включающий в себя три части: констатирующую, формирующую, контрольную.The article is devoted to an important and significant topic for elementary general education - the formation of creative thinking of younger students in mathematics lessons. The approaches to the formation of creative thinking of primary school students are analyzed, the main types of non-standard arithmetic problems are described, it is shown how it is possible to organize the process of forming creative thinking in mathematics lessons in elementary school. To confirm the hypothesis, a pedagogical experiment was carried out, which includes three parts: ascertaining, forming, control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Светлана Александровна, Колесова Оксана Вячеславовна, Тивикова Светлана Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

Психология

УДК 371.322.3

кандидат психологических наук, доцент Зайцева Светлана Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Колесова Оксана Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Тивикова Светлана Константиновна ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Аннотация. Статья посвящена важной и значимой для начального общего образования теме -формированию творческого мышления младших школьников на уроках математики. Проанализированы подходы к формированию творческого мышления обучающихся начальных классов, описаны основные виды нестандартных арифметических задач, показано, каким образом возможно организовать процесс формирования творческого мышления на уроках математики в начальной школе. Для подтверждения гипотезы проведен педагогический эксперимент, включающий в себя три части: констатирующую, формирующую, контрольную.

Ключевые слова: творческое мышление, нестандартные задачи, младший школьник.

Annоtation. The article is devoted to an important and significant topic for elementary general education - the formation of creative thinking of younger students in mathematics lessons. The approaches to the formation of creative thinking of primary school students are analyzed, the main types of non-standard arithmetic problems are described, it is shown how it is possible to organize the process of forming creative thinking in mathematics lessons in elementary school. To confirm the hypothesis, a pedagogical experiment was carried out, which includes three parts: ascertaining, forming, control.

Keywords: creativity, creative thinking, non-standard tasks, Junior high school student.

Введение. Современные стандарты второго поколения начального общего образования указывают на важность развития творческой составляющей личности каждого школьника. Во-первых, необходимо формировать творческую личность, способную реагировать на быстро изменяющиеся реалии жизни и трудовой деятельности. Во-вторых, нужно подготовить людей, которые смогли бы обслужить современное производство, а также быть максимально востребованы в выбранной профессии, гибко перестраивая свой режим, распорядок в связи с различными обстоятельствами. Именно поэтому, одной из важных задач школы, в том числе и начальной, является создание и применение таких методов и приемов обучения, которые будет благоприятно влиять на формирование творческого мышления учеников.

Современная система образования задает новые ориентиры в социуме и предъявляет требования к формированию творческой личности, поэтому актуальность формирования творческого мышления детей обусловлена интенсивными преобразованиями. В школах всегда востребованы те дети, которые умеют учиться, хорошо адаптируются к различным жизненным обстоятельствам, которые способны найти нестандартное решение. Таким образом, учителю необходимо формировать творческую личность детей, развивать в них стремление к активной творческой деятельности и использование своих возможностей максимально продуктивно, также необходимо, чтобы дети приобретали умения для формирования творческого мышления. Несмотря на благоприятные последствия в формировании творческого мышления, в современном учебном процессе существуют факторы, которые сдерживают формирование и развитие творческого потенциала детей [3].

Первый фактор - это противоречие между необходимостью в применении творческого подхода в обучении и опорой, в основном, на репродуктивную деятельность детей младшего школьного возраста, где различные средства развития творческого мышления обучающихся, используются недостаточно.

Второй фактор - это противоречие между направленностью образовательного учреждения на индивидуально - личностное развитие детей и коллективностью в процессе обучения. С одной стороны, в центре учебного процесса стоит личность ребенка, для которой необходимо создать благоприятные условия для развития внутреннего потенциала. С другой стороны, обучение носит коллективный характер, что ограничивает возможности развития творчества у детей.

Для того, что мышление школьника было максимально продуктивным, его необходимо развивать с творческой направленности, ориентируясь на возможности ученика [8]. Невозможно не отметить то, что привычный режим мышления ограничивает свободу новый идей у детей. Именно поэтому необходимо давать задания, которые связаны с незнакомыми ситуациями, при их решении ребенок будет прилагать собственные творческие усилия [6].

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, предполагающий обеспечивать развитие творческого потенциала детей, обогащать формы взаимодействия с другими людьми в процессе познавательной деятельности [10]. Наше исследование направлено выявление взаимосвязи между формированием творческого мышления и использованием нестандартных задач на уроке математики.

Изложение основного материала статьи. Понятие «творческое мышление» рассматривается отечественными и зарубежными учеными: В.Н. Дружинин, В.С. Юркевич, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Дж. Гилфорд, П. Торранс, в концепции Н. Воллаха и Н. Когана, в тестах С. Медника и др. [2]. Большинство исследователей считает, что творческое мышление связано с процессом преобразования окружающей действительности, и это не только материальная среда, но и интеллектуальные продукты деятельности.

Р. Немов отмечает, что творческое мышление не всегда взаимосвязано с одним из видов мышления, например, словесно-логическим, оно также может быть практическим или образным [7].

В существующей системе образования почти не содержатся специальные меры, которые были бы направлены на последовательное и регулярное выявление динамики развития у учащихся творческого мышления. Например, в исследованиях М.С. Бернштейна, П.П. Блонского, М. Вертгеймера, В.Н. Дружинина

[3] раскрываются проблемы, которые связаны с исследованием возрастных особенностей формирования творческого мышления учащихся начальных классов.

В современной литературе творческое мышление представлено как процесс, описанный как качественно (в виде характеристик), так и количественно (в виде показателей и результатов тестов и тестовых методик). Однако в рамках такого предмета, как математика, исследований, посвященных формированию творческого мышления явно недостаточно.

Понятно, что в начальных классах только закладываются основы творческого мышления, но именно в этот период необходимо делать первые шаги в этом направлении. Младшие школьники наиболее восприимчивы к новой информации и новым способам действия, у детей проявляется потребность и желание в обучении, и здесь, главное, подкреплять их желание чем-то новым, нестандартным [2]. Для формирования творческого мышления важен тот факт, что отношение между процессами мышления и речи не постоянны, а переменны, то есть мышление и речь развиваются не параллельно и не равномерно, поэтому учителю нужно использовать такие методы и приемы обучения, при которых эти процессы шли почти бы вровень.

Современный государственный стандарт уделяет огромное внимание развитию математических способностей младших школьников. Формировать математические способности - очень важно. Именно поэтому учителю необходимо создать такую атмосферу, в которой каждый ребенок мог бы проявлять свою инициативу, самостоятельность, а также свои знания, умения и навыки, творческие возможности. Но математика - сложный предмет, и чтобы формировать у учащихся творческое мышление, необходимо выходить за рамки учебного материала и использовать нестандартные задачи в процессе обучения [4].

Нестандартные задачи позволяют осуществлять мыслительный процесс, который связан с применением понятий, с их оперированием, а также с различными математическими конструкциями. Ребенок должен понимать и принимать учебную задачу, то есть необходимо соотнесение с потребностно-мотивационной сферой личности. То есть нестандартные задачи должны быть понятны ребенку, но в то же время вызывать затруднение, что является важным для формирования творческого мышления.

Наиболее точно понятие «нестандартная задача» сформулировал А.З. Зак: «Нестандартные задачи - это такие, для которых в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу их решения» [5]. Д.А. Сергеева уточняет это понятие, вводит определение нестандартная арифметическая задача: «это текстовая задача, в которой требуется вычислить значение некоторой величины с помощью арифметических операций над числами, и для которой в курсе математики нет общих правил и положений, определяющих точную программу решения» [9].

Таким образом, польза от работы с нестандартными арифметическими задачами несомненна и заключается в следующем. Нестандартные арифметические задачи: развивают вариативность и гибкость мышления; формируют альтернативный подход к анализу ситуации; приучают к использованию необычных приемов и методов решения.

Мы предлагаем ввести последовательные этапы для более эффективной работы с нестандартными арифметическими задачами. Вначале необходима разминка для настроя на работу, активизации полученных ранее знаний. Это может быть устный счет в виде математического или комбинированного диктанта. На втором этапе целесообразно применять простые задачи, которые будут являться катализаторами для появления мотивационной готовности к решению сложных задач. Затем нужно давать возможность работы в группах, где предъявляются более сложные, частично-поисковые задачи. И, наконец, можно приступать к решению сложных нестандартных задач различных типов.

При выявлении уровней сформированности творческого мышления была сконструирована диагностическая методика, включавшая в себя методики: «Использование предмета» (Дж. Гилфорд и П. Торренс в модификации Е. Туник), «Выражения» (Дж. Гилфорд и П. Торренс в модификации Е. Туник), тест креативности П.Торренса. которая была реализована авторами эмпирического исследования на базе школ г. Нижнего Новгорода. Объём целевой выборки составил 160 человек (80 человек составляли экспериментальную группу и 80 контрольную). Все младшие школьники изучали математику по учебно-методическому комплексу «Школа России» (авторы Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.).

Анализ результатов исследования уровней сформированности творческого мышления показал более высокий уровень творческого мышления в контрольной группе по сравнению с экспериментальной.

Низкий уровень творческого мышления был диагностирован у 15% респондентов контрольной группы и 17% экспериментальной группы, средний уровень у 68% третьеклассников контрольной группы и 80% экспериментальной группы, высокий уровень - 17% и 3% в контрольной и экспериментальной группе соответственно.

На формирующем этапе эксперимента была осуществлена разработка и апробация системы нестандартных арифметических задач для формирования и развития творческого мышления младших школьников.

При использовании нестандартных задач использовались следующие приемы работы: изучение условия задачи; выдвижение плана; поиск аналогий; сравнительные чертежи; разбиение задачи на части; решение одной задачи несколькими способами; приём разбора готовой задачи.

Нами была разработана система работы с нестандартными заданиями на уроках математики, направленная на формирование творческого мышления школьника. Мы предложили использовать 4 блока нестандартных математических задач. Приведем примеры таких заданий.

1 .Задания, направленные на умение увидеть «необычный» ответ:

• У кого больше ног - у 6 пауков или у 8 жуков?

• Хитрый кот сидел у аквариума и вылавливал рыбок. Сколько всего рыбок он сможет выловить, если в аквариуме их 15, а кот поймал 9 рыбок?

• В феврале 2016 года ленивец Гоша в зоопарке проспал 3 недели. Сколько дней он бодрствовал?

2. Задания, связанные с решением геометрических задач:

• Какое самое маленькое количество одинаковых треугольников нужно использовать, чтобы сложить квадрат?

• Третьеклассники на уроке технологии делали геометрическое лото для первоклассников. На каждой карточке в линию были расположены квадрат, прямоугольник, круг и треугольник. Геометрические фигуры

третьеклассники клеили так, что все они, кроме квадрата находились в разных местах. Сколько вариантов карточек лото могут получить третьеклассники?

• Сколько вершин у 15 пятиугольников и 16 шестиугольников?

3. Комбинаторные задачи:

• Алиса раскрашивает геометрические фигуры в разные цвета - синий, красный, зеленый и желтый. У нее есть квадрат, круг, треугольник и прямоугольник. Квадрат - не зеленый и не синий, треугольник - не красный и не синий. Прямоугольник - желтого цвета. Какого цвета получился круг?

• В вазе лежат яблоко, банан, груша и киви. Ребята взяли по фрукту. Настя взяла киви, Света не любит груши, но банан ей не достался, Митя не стал брать яблоко, а Надя съела грушу. Какой фрукт достался Свете?

• В наборе 6 фломастеров. Четвертым лежит зеленый фломастер, между зеленым и черным -коричневый, первый фломастер - не желтый, а второй - не красный. Синий фломастер лежит перед зеленым. Найди правильный порядок фломастеров в коробке.

4. Арифметические задачи:

• Юля ходит в «Школу будущего первоклассника» и учится писать цифры. Она уже научилась писать цифры 1 и 7. Сколько всего чисел от 1 до 30 она сможет написать?

• Разность двух чисел равна 5. Одно число в 2 раза меньше другого. Какие это числа?

• Нина задумала число. Разделила его на 2, вычла из результата 2, прибавила 4 и прибавила еще 1. Она получила число на 1 большее, чем самая большая цифра. Какое число задумала Нина?

• Выполните действие: к самому большому двухзначному числу прибавьте самое маленькое трехзначное число. Сколько нужно прибавить к результату, чтобы получить половину тысячи?

Выводы. На контрольном этапе, цель которого выявить эффективность разработанной системы использования нестандартных арифметических задач с точки зрения ее влияния на формирование творческого мышления младших школьников, нами проанализированы полученные результаты. В экспериментальной группе резко изменился уровень сформированности творческого мышления. Низкий уровень показали 5% обучающихся, средний 52%, высокий - 43%. В контрольной группе показатель уровня сформированности творческого мышления практически не изменился: 15% низкого уровня, 66% среднего уровня и 19% высокого уровня.

Таким образом, использование нестандартных арифметических задач на уроках математики привело к достаточно существенному изменению уровня сформированности творческого мышления третьеклассников. Следовательно, для формирования творческого мышления школьников, необходимо использование сложных, нестандартных заданий.

Литература:

1. Бернштейн М.С. О природе научного творчества // Вопросы философии. - 1986. - № 5. - С. 131-142.

2. Гин С. Как развивать креативность у детей. Методическое пособие для учителя начальных классов. -М: Вита-Пресс, 2018. - 168 с.

3. Деменева Н.Н., Колесова О.В. Оценка эффективности реализации компетентностного подхода в обучении математике в начальной школе // Вестник Мининского университета. - 2018. - Том 6. - №3. - С. 7. DOI:10.26795/2307-1281-2018-6-3-7

4. Зайцева С.А., Новикова Н.А. Роль олимпиадных заданий в развитии познавательных интересов у школьников // Актуальные вопросы реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования. Сб. по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород, НГПУ им. К. Минина. -2017. - С. 449-452

5. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. - М.: Педагогика, 2010. - 324 с.

6. Млодинов, Л. Гибкое мышление в эпоху перемен. - М: 'Ъ^еЬоок / Гаятри", 2019. - 263 с.

7. Немов, Р.С. Психология. Книга 1: общие основы психологию. - М.: Владос, 2016. - 758 с.

8. Рубинштейн, С. Основы общей психологии. - М: АСТ, 2020. - 1413 с.

9. Сергеева, Д.А. Нестандартные арифметические задачи — одно из средств формирования исследовательских умений // Начальная школа. - 2013. - №11. - с. 62-65.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования третьего поколения. - М.: Просвещение, 2018. - 53 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент кафедры практической и специальной психологии Зиновьева Людмила Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет» (г. Новосибирск); старший преподаватель кафедры практической и специальной психологии Ганпанцурова Ольга Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет» (г. Новосибирск)

ДЕСКРИПТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В АСПЕКТЕ ЭМЕРДЖЕНТНОСТИ РОЛЕВОГО ОПЫТА

Аннотация. В статье анализируются дескриптивные компоненты коммуникативных навыков в аспекте эмерджентности социально-ролевого опыта субъекта. Приводится содержательный анализ гибких социальных компетенций согласно представлениям отечественных и зарубежных исследований. Интерактивная гибкость рассматривается в классе кросс-функциональности. Представлен проект дескриптивной модели репертуара коммуникативных навыков, которая отражает специфику преобразований в соответствии с условиями взаимодействия субъекта, в частности - диада, группа и виртуальная среда.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, интерактивная гибкость, социально-ролевая эмерджентность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.