Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА)'

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ УЧАЩИЕСЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / ПРЕДМЕТНАЯ ОЛИМПИАДА / ШКОЛЬНОЕ ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ ОЛИМПИАД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тищенко Александр Анатольевич

Предметные олимпиады как форма развития интеллектуального потенциала учащихся в рамках традиционного школьного обучения в эпоху научного прогресса общества как никогда являются актуальными. А изучение предшествующего опыта развития школьного олимпиадного движения дает материал для понимания вектора и принципов его дальнейшего развития. Целью статьи является анализ научных материалов диссертационных исследований отечественных ученых, в которых отражена проблема развития школьного олимпиадного движения конца XX - начала XXI в. Автором была сделана попытка систематизации диссертационных материалов по содержательным аспектам рассмотрения проблемы школьного олимпиадного движения. Проведенный анализ диссертационных материалов дал возможность выявить основные направления изучения проблемы школьных предметных олимпиад в диссертациях отечественных авторов (освещение проблемы отбора одаренных учащихся и их поддержки в рамках возможностей школьного обучения; рассмотрение содержания и непосредственной организации школьных предметных олимпиад; методическое обеспечение школьного олимпиадного движения в целом). Полученные результаты дают возможность автору выделить три группы диссертационных исследований указанного периода, критерием дифференциации которых и стали выявленные тенденции изучения проблемы развития школьного олимпиадного движения в конце XX - начале XXI в. (на примере дисциплин естественнонаучного цикла).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тищенко Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CONTENT OF DISSERTATION RESEARCH ON THE DEVELOPMENT OF THE SCHOOL OLYMPIAD MOVEMENT IN THE LATE XX - EARLY XXI CENTURIES (USING THE EXAMPLE OF THE NATURAL SCIENCE CYCLE DISCIPLINES)

Subject Olympiads as a form of development of student intellectual potential within the framework of traditional school education in the era of the scientific progress of society is more relevant than ever. Studying of the previous experience in the development of the school Olympiad movement provides material for understanding the principles of its further development. The purpose of the article is to analyze the materials of dissertational research by national authors, which reflect the problem of the development of the school Olympiad movement of the XX-XXI centuries. The author made an attempt to systematize the dissertation materials on the substantive aspects of the consideration of the problem of the school Olympiad movement. The analysis of dissertation materials made it possible to identify the main directions of studying the problem of school subject Olympiads in the dissertations of national authors (including the problem of selecting gifted students and their support within the framework of school education: consideration of the content and direct organization of school subject Olympiads; methodological support of the school Olympiad movement). The obtained results allow the author to divide dissertation research of the selected period into three groups, which were differentiated by the identified trends in studying the problem of school Olympiad movement development at the end of the 20th and beginning of the 21st centuries (using the example of the disciplines of the natural science cycle).

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА)»

УДК 373.1 ББК 74.202.75

DOI: 10 .31862/1819-463X-2023-2-122-129

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА)

А. А. Тищенко

Аннотация. Предметные олимпиады как форма развития интеллектуального потенциала учащихся в рамках традиционного школьного обучения в эпоху научного прогресса общества как никогда являются актуальными. А изучение предшествующего опыта развития школьного олимпиадного движения дает материал для понимания вектора и принципов его дальнейшего развития. Целью статьи является анализ научных материалов диссертационных исследований отечественных ученых, в которых отражена проблема развития школьного олимпиадного движения конца XX - начала XXI в. Автором была сделана попытка систематизации диссертационных материалов по содержательным аспектам рассмотрения проблемы школьного олимпиадного движения. Проведенный анализ диссертационных материалов дал возможность выявить основные направления изучения проблемы школьных предметных олимпиад в диссертациях отечественных авторов (освещение проблемы отбора одаренных учащихся и их поддержки в рамках возможностей школьного обучения; рассмотрение содержания и непосредственной организации школьных предметных олимпиад; методическое обеспечение школьного олимпиадного движения в целом). Полученные результаты дают возможность автору выделить три группы диссертационных исследований указанного периода, критерием дифференциации которых и стали выявленные тенденции изучения проблемы развития школьного олимпиадного движения в конце XX - начале XXI в. (на примере дисциплин естественнонаучного цикла).

Ключевые слова: одаренные учащиеся, исследовательские способности, педагогическое сопровождение одаренных старшеклассников, предметная олимпиада, школьное олимпиадное движение, организация школьных олимпиад.

Для цитирования: Тищенко А. А. Анализ содержания диссертационных исследований по вопросам развития школьного олимпиадного движения в конце XX - начале XXI века (на

© Тищенко А. А., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

примере дисциплин естественнонаучного цикла) // Наука и школа. 2023. № 2. С. 122-129. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-2-122-129.

ANALYSIS OF THE CONTENT OF DISSERTATION RESEARCH ON THE DEVELOPMENT OF THE SCHOOL OLYMPIAD MOVEMENT IN THE LATE XX - EARLY XXI CENTURIES (USING THE EXAMPLE OF THE NATURAL SCIENCE CYCLE DISCIPLINES)

A. A. Tischenko

Abstract. Subject Olympiads as a form of development of student intellectual potential within the framework of traditional school education in the era of the scientific progress of society is more relevant than ever. Studying of the previous experience in the development of the school Olympiad movement provides material for understanding the principles of its further development. The purpose of the article is to analyze the materials of dissertational research by national authors, which reflect the problem of the development of the school Olympiad movement of the XX-XXI centuries. The author made an attempt to systematize the dissertation materials on the substantive aspects of the consideration of the problem of the school Olympiad movement. The analysis of dissertation materials made it possible to identify the main directions of studying the problem of school subject Olympiads in the dissertations of national authors (including the problem of selecting gifted students and their support within the framework of school education: consideration of the content and direct organization of school subject Olympiads; methodological support of the school Olympiad movement). The obtained results allow the author to divide dissertation research of the selected period into three groups, which were differentiated by the identified trends in studying the problem of school Olympiad movement development at the end of the 20th and beginning of the 21st centuries (using the example of the disciplines of the natural science cycle).

Keywords: gifted students, research abilities, pedagogical support of gifted high school students, subject Olympiad, school Olympiad movement, organization of school Olympiads.

Cite as: Tischenko A. A. Analysis of the content of dissertation research on the development of the school Olympiad movement in the late XX - early XXI centuries (using the example of the natural science cycle disciplines). Nauka i shkola. 2023, No. 2, pp. 122-129. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-2-122-129.

Формулировка цели статьи, ее актуальность

Новое технологическое общество XXI в . нуждается в личности, способной решать сложные многокомпонентные задачи, находя порой неординарные методы решения . В современном мире искусственного интеллекта как никогда нужны специалисты, умеющие мыслить

нестандартно, открывать новое в уже знакомом и применять имеющиеся инструменты познания в любой внештатной ситуации

Поэтому исследование проблемы развития школьного олимпиадного движения в конце XX - начале XXI в . имеет неоспоримую ценность в рамках повышения качества школьного образования, создания системы подходов к

активизации познавательной деятельности учащихся и формирования интеллектуального потенциала школьников .

Перед современной школой и образованием в целом стоит задача подготовить подрастающее поколение таким образом, чтобы оно отвечало запросам своего времени . И важную роль здесь играют те методы активизации и стимуляции познавательного интереса учащихся, которые дают возможность ребенку, решая учебную задачу, не просто получать набор определенных знаний, но и обучающие его мыслить нестандартно

Одним из путей реализации обучения, развивающего как критическое, так и творческое мышление учащихся, является предметная олимпиада. В отечественной педагогике накоплен большой опыт изучения данного вопросе В связи с этим целью нашей статьи стал анализ диссертационных работ, посвященных освещению теоретических основ, а также проблем организации и проведения предметных олимпиад в отечественной педагогической практике, так как изучение особенностей генезиса школьного олимпиадного движения, особенно конца XX - начала XXI в . , имеет большое значение для развития современной отечественной школы

Систематизация и обобщение имеющегося материала, наработанного отечественными учеными, всегда является актуальной задачей школьной дидактики В рамках нашей проблемы это необходимо для того, чтобы на новом витке развития олимпиадного движения, учитывая опыт прошлого, что в полной мере находит свое отображение в диссертационных исследованиях, создавать и совершенствовать методологические подходы к организации данного вида познавательной деятельности учащихся Надо отметить, что диссертации являются ценным источником информации, так как представляют собой обобщение теоретических исследований, практического опыта и содержат предложения по

оптимизации организации педагогического процесса .

Проблема развития олимпиадного движения в современной системе образования уже довольно продолжительное время находится под пристальным вниманием ученых и педагогов-практиков В настоящее время имеется достаточно большое количество диссертационных работ, посвященных непосредственно проблеме предметных олимпиад (диссертации М . А. Афендиковой [1], М . И . Баи-шевой [2], Н . В . Багровой [3], Н . А. Белан [4], О . Ю . Корсуновой [5], В . А . Лазарева [б], Т Н . Лубинской [7], Л . Б . Огурэ [8], Е . С . Павловой [9], С . Б . Рыжикова [10], А. С . Станкевича [11], А. Н . Шарапкова [12] и др . ) . В исследованиях данных авторов раскрываются вопросы содержания и методического обеспечения предметных олимпиад для школьников .

Надо сказать, что начиная с середины XX в . школьное олимпиадное движение приобрело черты массового явления во всем мире

В конце 1980-х в отечественной науке и практике наблюдается всплеск научного интереса к данной проблематике, что отразилось на высоких результатах интеллектуального движения учащейся молодежи в Советском Союзе, которое было обусловлено индустриализацией и развитием промышленного и военного потенциала СССР, для чего требовались талантливые ученые, изобретатели, инженеры.

Изучение содержания диссертационных работ, посвященных непосредственно предметным олимпиадам и находящихся в базе материалов Российской государственной библиотеки (РГБ), позволяет говорить, что большая их часть представляет собой анализ различных взглядов на содержание школьного олимпиадного движения и рассмотрение подходов к его организации, выявление и поддержку одаренных обучающихся, а также рекомендации относительно методического сопровождения школьного

олимпиадного движения (в целом нами было рассмотрено 78 диссертационных работ, прошедших защиту в рассматриваемый период) .

При этом большую часть диссертационных работ, хранящихся в РГБ, составляют работы, нацеленные на изучение содержания школьного олимпиадного движения и подходов к его организации (это 29%, или 22 диссертации, из них 5 которых докторских и 17 кандидатских) .

Ярким примером данной группы научных работ может служить диссертационное исследование кандидата педагогических наук О . Ю . Корсуновой «Педагогические условия организации интеллектуально-творческих ученических олимпиад» [5] .

Автор акцентирует внимание на необходимости (в рамках подготовки блока олимпиадных заданий) интеграции отборочных, диагностических задач, с одной стороны, и задач развивающих, воспитательных, обучающих - с другой, что будет обусловливать особенности организации олимпиад и их образовательное значение

О . Ю . Корсунова подчеркивает потенциальное значение интеллектуально-творческой ученической олимпиады для проявления и стимулирования творческого развития ее участников, что, по ее мнению, связано с объективным наличием на олимпиаде препятствий, затруднений, неопределенных условий деятельности и одновременно - привлекательной перспективы с высоким уровнем требований к интеллектуальному, волевому, эмоциональному развитию При этом олимпиада, как подчеркивает автор, дает возможность реализовать не только индивидуально-психологический, но и коммуникативный, социальный аспекты творчества

Следующая выделенная нами группа диссертационных исследований посвящена проблеме выявления и поддержки одаренных обучающихся в рамках школьной образовательной системы (это 21%, или

16 диссертаций от общего количества работ, вышедших на постсоветском пространстве за рассматриваемый период, из них 1 докторская и 15 кандидатских)

Здесь одним из наиболее значимых, на наш взгляд, является диссертационное исследование доктора педагогических наук С . Б . Рыжикова [10], посвященное изучению исследовательских способностей одаренных школьников при обучении физике . Автор отмечает, что существующий педагогический инструментарий учителя, направленный на развитие исследовательских способностей школьников, нацелен не на одаренных учеников, так как зачастую не соответствует уровню их познавательного интереса, а больше ориентирован на среднестатистического учащегося На основании этого автор делает вывод о необходимости создания методической системы развития исследовательских способностей одаренных школьников при обучении физике

С . Б . Рыжиковым была предложена авторская концепция методической системы развития исследовательских способностей одаренных школьников при обучении физике на основе деятельност-ного и личностного подходов. Данная система предусматривала поэтапное вовлечение школьников в исследовательскую деятельность и подготавливала ребенка к выполнению исследовательских работ углубленного уровня с использованием традиционных и инновационных методик, в том числе в рамках подготовки и участия в профильных олимпиадах

Модель данной методической системы развития исследовательских способностей одаренных школьников должна включать, по мнению автора, содержательные и процессуальные компоненты, направленные на развитие исследовательских способностей одаренных школьников

Автор уделяет внимание и проблеме диагностического инструментария, обоснованно утверждая, что «достигнутый уровень исследовательских способностей

школьников может быть диагностирован по степени развития конвергентного мышления, оцениваемого по успешности решения олимпиадных задач (задач повышенной трудности), по степени развития дивергентного мышления, оцениваемого по стремлению решать задачи дивергентного типа и успешности их решения, а также по устойчивой поисковой активности, оцениваемой по активности исследовательской деятельности школьника, включая выполнение исследовательских работ углубленного уровня» [10, с 38]

Особую роль в своем исследовании С . Б . Рыжиков отводит проблеме мотивации исследовательской деятельности школьников, предлагая в качестве одного из стимулов активизации исследовательского интереса внедрение в школьную программу пропедевтических курсов

И наконец, третью группу диссертационных исследований, посвященных олимпиадному движению в рассматриваемый нами период, составляют работы по методическому сопровождению школьного олимпиадного движения (это 18,4%, или 14 диссертаций, из них 1 докторская и 13 кандидатских; надо сказать, что оставшиеся 31,6% диссертационных работ в выделенные кластеры отнести по ряду причин не представляется возможным, их классификация станет отдельным предметом дальнейших исследований)

Примером таких работ является диссертационное исследование доктора педагогических наук В . А. Лазарева «Педагогическое сопровождение одаренных старшеклассников» [6]

В данной работе автором вводится широкое понятие - «педагогическое сопровождение одаренных старшеклассников», под которым понимается «процесс создания оптимальных условий развития и проявления индивидуального сочетания имеющихся у старшего школьника способностей и нейтрализации (либо коррекции) факторов,

негативно влияющих на реализацию способностей одаренных детей; процесс, который включает в себя также деятельность по оказанию адекватной помощи ребенку в решении возникающих проблем различного характера» [6, с. 9] .

По мнению В . А. Лазарева, педагогическое сопровождение одаренных старшеклассников должно подчиняться определенным закономерностям: взаимосвязи результативности педагогического сопровождения и субъектного включения учащихся в отвечающую их интересам деятельность; взаимосвязи и взаимообусловленности эффективности педагогического сопровождения ребенка и комфортности его самочувствия в педагогическом процессе; зависимости результатов педагогического сопровождения одаренных старшеклассников от обеспеченности условий формирования мотивации ученика [6, с . 19-20] .

Автором предлагается комплекс принципов педагогического сопровождения одаренных старшеклассников, среди которых: принцип гуманистической направленности деятельности педагогов и учащихся; принцип адекватности педагогического сопровождения в системе социальных отношений; принцип целенаправленности и комплексности педагогических воздействий; принцип преемственности, систематичности и последовательности в организации учебной и внеучебной работы одаренных старшеклассников; принцип дифференциации в организации процесса обучения; принцип индивидуализации в организации учебной и внеучебной работы; принцип мотивации деятельности учащихся [6, с . 20-23] .

Также им была разработана система критериев и условий эффективности процесса педагогического сопровождения одаренных старшеклассников Так, группу критериев эффективности, по мнению В А Лазарева, составляют когнитивный, мотивационный, комплексности,

комфортности взаимоотношений участников процесса сопровождения, действенно-практический и критерий рефлексии происходящего [6, с . 23-24], а к условиям эффективности педагогического сопровождения одаренных старшеклассников автор относит субъектное взаимодействие между педагогами и детьми, способствующее созданию эмоционально положительной обстановки при выполнении разнообразных видов деятельности и преодолению ребенком возникающих трудностей; реализацию индивидуально-дифференцированного подхода на основе изучения особенностей развития и имеющихся возможностей у ребенка; осуществление ориентировки учащихся на активное мотивированное овладение системой знаний и способов деятельности в зоне их ближайшего развития; создание ситуаций успеха в процессе учебной и вне-учебной деятельности, ориентированных на усиление мотивационной основы их активности [6, с . 24] .

Автор делает акцент на проблеме технологии педагогического сопровождения одаренных старшеклассников, которая, по его мнению, должна включать следующие этапы: изучение учащихся (анкетирование, беседы с ними, их родителями, педагогами, внеклассные мероприятия с физико-математическим уклоном); организация турниров и олимпиад по профилю для старшеклассников; включение заинтересованных учеников в работу очных и заочных специализированных школ; создание специализированных классов; организация работы сезонных профильных школ-лагерей; профессиональное определение старшеклассников [6, с . 25] .

В рамках методического обеспечения организации и проведения предметных олимпиад В . А. Лазарев отдельно останавливается на проблеме индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся как «наиболее адекватного»

для «эффективного решения» поставленных автором задач [6, с . 17], утверждая, что именно вариативность процесса педагогического сопровождения одаренных старшеклассников и технологии его реализации, обуславливающиеся особенностями детского контингента (имеющимися у учеников возможностями, уровнем личностного развития и степенью развития одаренности, а также условиями обучения и проживания), обеспечивают индивидуальную траекторию педагогического сопровождения одаренных старшеклассников

Выводы

Таким образом, проведенный анализ диссертационных исследований показывает особенности актуализации научного интереса к проблеме школьных предметных олимпиад, а также позволяет выявить специфику данного интереса (его цели и задачи, детерминанты активизации и пр . , то есть содержательное отличие исследований) на разных этапах становления отечественного олимпиадного движения школьников . Изучение и систематизация научных исследований дали возможность определить основные направления разработки проблемы школьного олимпиадного движения в отечественной педагогике на рубеже конца XX - начала XXI в . , среди которых содержание самого феномена школьного олимпиадного движения, проблема отбора и поддержки одаренных учащихся, а также проблема методического сопровождения олимпиадного движения и пр . . Анализ научных исследований по данной проблематике открывает широкие перспективы для поиска и усовершенствования подходов к развитию такого направления деятельности по развитию интеллектуального потенциала современных учащихся, как школьная предметная олимпиада

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афендикова М. А. Креативная личностно и профессионально ориентированная технология профильного обучения математике: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Воронеж. гос. техн. ун-т. Воронеж, 2004.

2. Багрова Н. В. Индивидуализация обучения химии в школьных творческих мастерских во внеурочной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / [Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена]. СПб., 2017.

3. Баишева М. И. Совершенствование методики подготовки учащихся к олимпиадам по математике: На примере 3-5 классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Ин-т содержания и методов обучения РАО. М., 2004.

4. Белан Н. А. Методическое сопровождение учащихся в олимпиадном движении по химии: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / [Моск. гос. обл. ун-т]. М., 2010.

5. Корсунова О. Ю. Педагогические условия организации интеллектуально-творческих ученических олимпиад: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ин-т теории образования и педагогики Рос. акад. образования. М., 2003.

6. Лазарев В. А. Педагогическое сопровождение одаренный старшеклассников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Ярослав. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. Ярославль, 2005.

7. Лубинская Т. Н. Формирование исследовательских умений и навыков старшеклассников в процессе подготовки к конкурсам и олимпиадам: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/ [Вят. гос. гуманитар. ун-т]. Киров, 2010.

8. Огурэ Л. Б. Многопредметная образовательная олимпиада как дидактическая форма организации и активизации интеллектуальной деятельности школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Исслед. центр проблем кач. подгот. спец. М., 2004.

9. Павлова Е. С. Методика использования систем задач как средства развития одаренности при подготовке школьников к олимпиадам по информатике: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / [Волгогр. гос. соц.-пед. ун-т]. Волгоград, 2014.

10. Рыжиков С. Б. Развитие исследовательских способностей одаренный школьников при обучении физике: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / [Моск. пед. гос. ун-т]. М., 2014.

11. Станкевич А. С. Методология и технические решения для проведения олимпиад по информатике и программированию: автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.13.06 / [С.-Петерб. нац. исслед. ун-т информ. технологий, механики и оптики]. СПб., 2011.

12. Шарапков А. Н. Педагогические условия гуманизации режима интеллектуального испытания школьников на предметный олимпиадах: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Рязан. гос. пед. ун-т им. С. А. Есенина. Рязань, 2003.

REFERENCES

1. Afendikova M. A. Kreativnaya lichnostno i professionalno orientirovannaya tekhnologiya profilnogo obucheniya matematike. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Voronezh, 2004.

2. Bagrova N. V. Individualizatsiya obucheniya khimii v shkolnykh tvorcheskikh masterskikh vo vneurochnoy deyatelnosti. Extended abstract of PhD dissertation (Education). St. Petersburg, 2017.

3. Baisheva M. I. Sovershenstvovanie metodiki podgotovki uchashchikhsya k olimpiadam po matematike: Na primere 3-5 klassov. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Moscow, 2004.

4. Belan N. A. Metodicheskoe soprovozhdenie uchashchikhsya v olimpiadnom dvizhenii po khimii. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Moscow, 2010.

5. Korsunova O. Yu. Pedagogicheskie usloviya organizatsii intellektualno-tvorcheskikh uchenicheskikh olimpiad. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Moscow, 2003.

6. Lazarev V. A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie odarennykh starsheklassnikov. Extended abstract of ScD dissertation (Education). Yaroslavl, 2005.

7. Lubinskaya T. N. Formirovanie issledovatelskikh umeniy i navykov starsheklassnikov v protsesse podgotovki k konkursam i olimpiadam. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Kirov, 2010.

8. Ogure L. B. Mnogopredmetnaya obrazovatelnaya olimpiada kak didakticheskaya forma organizatsii i aktivizatsii intellektualnoy deyatelnosti shkolnikov. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Moscow, 2004.

9. Pavlova E. S. Metodika ispolzovaniya sistem zadach kak sredstva razvitiya odarennosti pri podgotovke shkolnikov k olimpiadam po informatike. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Volgograd, 2014.

10. Ryzhikov S. B. Razvitie issledovatelskikh sposobnostey odarennykh shkolnikov pri obuchenii fizike. Extended abstract of ScD dissertation (Education). Moscow, 2014.

11. Stankevich A. S. Metodologiya i tekhnicheskie resheniya dlya provedeniya olimpiad po informatike i programmirovaniyu. Extended abstract of PhD dissertation (Engineering). St. Petersburg, 2011.

12. Sharapkov A. N. Pedagogicheskie usloviya gumanizatsii rezhima intellektualnogo ispytaniya shkolnikov na predmetnykh olimpiadakh. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Ryazan, 2003.

Тищенко Александр Анатольевич, аспирант, старший преподаватель кафедры высшей математики и методики преподавания математики, ГОУ ВО ЛНР «Луганский педагогический государственный университет» e-mail: alexandrti2019@gmail.com

Tischenko Alexandr A., PhD post-graduate student, Senior Lecturer, Higher Mathematics and Methods of Teaching Mathematics Department, Lugansk Pedagogical State University

e-mail: alexandrti2019@gmail.com

Статья поступила в редакцию 18.11.2022 The article was received on 18.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.