Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНЫХ ИГР В РАМКАХ ТРЕТЬЕГО УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНЫХ ИГР В РАМКАХ ТРЕТЬЕГО УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
108
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕТИЙ УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ / СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Анциферова Ксения Алексеевна

Статья посвящается исследованию общей физической подготовленности детей 9-10 лет средствами спортивных игр в рамках реализации образовательной программы по предмету: «Физическая культура». Организация промежуточного тестирования и апробирование с целью корректировки процесса обучения. Цель исследования - влияние занятий спортивными играми (футболом и баскетболом) на общую физическую подготовленность учащихся третьих классов. Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте, продолжительностью 1 (учебный) год приняли участие 4 группы учащихся третьих классов. В рамках вариативной части третьего урока физической культуры первая группа школьников (35 чел.) занималась футболом, а вторая группа учащихся (36 чел.) - баскетболом. Уровень общей физической подготовленности обучающихся, принявших участие в исследовании, оценивался по результатам в следующих упражнениях: бег 30 м (сек); бег 300 м (сек); прыжок в длину с места (см); лёжа на полу, сгибание туловища (раз/30 сек); подтягивание на перекладине (раз).Результаты исследования. Сравнительный анализ данных, полученных в начале исследования, не выявил достоверных различий в результатах школьников, что указывает на соблюдение принципа однородности (по принципу физической подготовленности) при комплектовании групп. Тестирование, проведённое по окончании учебного года выявило достоверный прирост результатов во всех упражнениях в группах школьников занимающихся футболом и баскетболом, что указывает на высокую эффективность спортивных игр в качестве средства ОФП. При этом, сравнительный анализ результатов школьников, занимающихся футболом и баскетболом, не выявил достоверных различий ни в одном упражнении, что не позволяет сделать вывод о более высокой эффективности применения футбола по сравнению с баскетболом в вариативной части третьего урока по физической культуре. Педагогическая оценка результатов школьников, полученных по окончании эксперимента, показала, что все учащиеся выполняли тесты на оценки «отлично» и «хорошо». Выводы. Достоверный прирост результатов, полученных по окончании учебного года, позволяет сделать вывод, что применение футбола и баскетбола в вариативной части третьего урока физической культуры способствует разносторонней подготовке учащихся. Результаты исследования показали позитивное влияние спортивных игр, применяемых в рамках третьего урока физической культуры, на общую физическую подготовленность детей 9-10 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF GENERAL PHYSICAL FITNESS CHILDREN 9-10 YEARS OLD BY MEANS OF SPORTS GAMES IN THE FRAMEWORK OF THE THIRD LESSON OF PHYSICAL CULTURE

The article is devoted to the study of the general physical fitness of children 9-10 years old by means of sports games within the framework of the educational program on the subject: “Physical culture”. Organization of intermediate testing and approbation in order to correct the learning process. The purpose of the study is the impact of sports games (football and basketball) on the general physical fitness of third-grade students. Methodology and organization of the study. 4 groups of third-grade students took part in a pedagogical experiment lasting 1 (academic) year. As part of the variable part of the third lesson of physical culture, the first group of schoolchildren (35 people) went in for football, and the second group of students (36 people) played basketball. The level of general physical fitness of the students who took part in the study was assessed based on the results in the following exercises: 30 m run (sec); run 300 m (sec); standing long jump (cm); lying on the floor, bending the torso (times / 30 sec); pull-ups on the crossbar (times).Research results. A comparative analysis of the data obtained at the beginning of the study did not reveal significant differences in the results of schoolchildren, which indicates that the principle of uniformity (according to the principle of physical fitness) was observed when completing groups. Testing conducted at the end of the academic year revealed a significant increase in results in all exercises in groups of schoolchildren involved in football and basketball, which indicates the high effectiveness of sports games as a means of general physical education. At the same time, a comparative analysis of the results of schoolchildren involved in football and basketball did not reveal significant differences in any exercise, which does not allow us to conclude that football is more effective than basketball in the variable part of the third physical education lesson. The pedagogical assessment of the results of schoolchildren obtained at the end of the experiment showed that all students completed tests for “excellent” and “good” grades. Conclusions. A reliable increase in the results obtained at the end of the academic year allows us to conclude that the use of football and basketball in the variable part of the third physical education lesson contributes to the versatile preparation of students. The results of the study showed the positive impact of sports games used as part of the third physical education lesson on the overall physical fitness of 9-10 year old children.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНЫХ ИГР В РАМКАХ ТРЕТЬЕГО УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Развитие общей физической подготовленности детей 9-10 лет средствами спортивных игр в рамках третьего урока физической культуры

Анциферова Ксения Алексеевна,

ст. преподаватель кафедры теории и методики физического воспитания; Петрозаводский государственный университет E-mail: k.antsiferova.93@mail.ru

Статья посвящается исследованию общей физической подготовленности детей 9-10 лет средствами спортивных игр в рамках реализации образовательной программы по предмету: «Физическая культура». Организация промежуточного тестирования и апробирование с целью корректировки процесса обучения. Цель исследования - влияние занятий спортивными играми (футболом и баскетболом) на общую физическую подготовленность учащихся третьих классов. Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте, продолжительностью 1 (учебный) год приняли участие 4 группы учащихся третьих классов. В рамках вариативной части третьего урока физической культуры первая группа школьников (35 чел.) занималась футболом, а вторая группа учащихся (36 чел.) - баскетболом. Уровень общей физической подготовленности обучающихся, принявших участие в исследовании, оценивался по результатам в следующих упражнениях: бег 30 м (сек); бег 300 м (сек); прыжок в длину с места (см); лёжа на полу, сгибание туловища (раз/30 сек); подтягивание на перекладине (раз).

Результаты исследования. Сравнительный анализ данных, полученных в начале исследования, не выявил достоверных различий в результатах школьников, что указывает на соблюдение принципа однородности (по принципу физической подготовленности) при комплектовании групп. Тестирование, проведённое по окончании учебного года выявило достоверный прирост результатов во всех упражнениях в группах школьников занимающихся футболом и баскетболом, что указывает на высокую эффективность спортивных игр в качестве средства ОФП. При этом, сравнительный анализ результатов школьников, занимающихся футболом и баскетболом, не выявил достоверных различий ни в одном упражнении, что не позволяет сделать вывод о более высокой эффективности применения футбола по сравнению с баскетболом в вариативной части третьего урока по физической культуре. Педагогическая оценка результатов школьников, полученных по окончании эксперимента, показала, что все учащиеся выполняли тесты на оценки «отлично» и «хорошо». Выводы. Достоверный прирост результатов, полученных по окончании учебного года, позволяет сделать вывод, что применение футбола и баскетбола в вариативной части третьего урока физической культуры способствует разносторонней подготовке учащихся. Результаты исследования показали позитивное влияние спортивных игр, применяемых в рамках третьего урока физической культуры, на общую физическую подготовленность детей 9-10 лет.

Ключевые слова: третий урок физической культуры, общая физическая подготовка учащихся, спортивные игры.

о с

CJ

см см

Введение

В настоящее время состояние дошкольного и школьного физического воспитания, оздоровительной физической культуры, по мнению большинства специалистов, крайне неудовлетворительно [1, 5, 7, 8]. Возможности их дальнейшего развития без улучшения государственного финансирования и внедрения новых идей и подходов к возрастным основам формирования у детей спортивных умений и навыков весьма ограничены [1, 3, 11].

Реализация реформы общеобразовательной школы в области физического воспитания учащихся, её характер и масштабность требуют значительного времени [6, 11, 12]. На ближайшие годы первостепенным является совершенствование действующих форм школьной физической культуры, повышение их эффективности, организационного уровня и результативности всех составляющих программу компонентов [2, 4, 5, 7-12].

Однако реализация на практике содержания принятых программ не позволяет, по мнению многих специалистов, сохранять на должном уровне физическое развитие школьников [1, 7, 8, 10]. Эта проблема особенно актуальна в связи с отмечающимся ухудшением состояния здоровья, снижением уровня физической активности детей и подростков [2, 4, 5, 12].

В настоящее время учителя и специалисты ведут активный поиск эффективных форм организации вариативной части третьего урока физической культуры [1, 7, 8, 10, 12]. Многие исследования указывают на эффективность спортивных игр как средства физического воспитания школьников [7, 9, 10]. В тоже время, специалисты указывают на необходимость проведения широкомасштабных исследований с использованием различных средств физической подготовки с целью выявления их влияния на физическое развитие и физическую подготовленность учащихся [2, 9, 12]. Всё это обусловливает актуальность исследований в данном направлении.

Отмечаемое многими специалистами снижение уровня физической подготовленности школьников обуславливает актуальность настоящего исследования, призванного показать, как занятия спортивными играми влияют на общефизическую подготовленность детей 9-10 лет.

Методика и организация исследования

В педагогическом эксперименте, продолжительностью 1 (учебный) год приняли участие 4 группы учащихся третьих классов. В рамках вариативной части третьего урока физической культуры первая группа школьников (35 чел.) занималась футболом, а вторая группа учащихся (36 чел.) на третьем уроке физической культуры занималась баскетболом.

Результаты исследования

В процессе педагогического эксперимента тестирование проводилось в начале учебного года и по его окончании.

Сравнительный анализ результатов школьников по общей физической подготовке, полученных в начале исследования не выявил достоверных различий, что указывает на соблюдение принципа однородности при комплектовании групп.

Таблица 1. Показатели общей физической подготовленности школьников по окончании исследования

Тесты Статист. показ. Результаты школьников, занимающихся футболом Результаты школьников, занимающихся баскетболом Прирост t р

Бег 30 м, сек М 5.3 5.36 0.06 0.7 р>0.05

т 0.06 0.06

о 0.23 0.22

Бег 300 м, сек М 65.7 66.0 0.3 0.7 р>0.05

т 0.74 0.57

о 2.88 2.27

Прыжок в длину с места, см М 152.8 151.8 1.9 0.3 р>0.05

т 2.38 10.18

о 9.22 2.55

Сгибание туловища, раз/30 сек М 24.4 25.3 0.9 0.8 р>0.05

т 0.67 0.85

о 2.59 3.40

Подтягивания, раз М 8.6 8.4 0.2 0.2 р>0.05

т 0.69 0.49

о 1.44 1.98

По окончании учебного года было проведено повторное тестирование общефизической подготовленности школьников, принявших участие в педагогическом эксперименте (табл. 1).

Анализ итоговых результатов школьников, занимающихся футболом и баскетболом, выявил достоверное улучшение результатов во всех упражнениях. Достоверный рост результатов во всех контрольных упражнениях позволяет сделать вывод, что применение спортивных игр в вариативной части третьего урока физической культуры, способствовало разносторонней подготовке учащихся 3 класса.

При этом, необходимо отметить, что сравнительный анализ результатов школьников по общей физической подготовке не выявил достоверных различий, что не позволяет сделать вывод о более высокой эффективности применения футбола по сравнению с баскетболом в вариативной части третьего урока по физической культуре (табл. 1).

Педагогическая оценка результатов школьников, полученных по окончании эксперимента, показала, что все учащиеся выполняли тесты на оценки «отлично» и «хорошо». Например, в беге на 30 м результаты на оценку «отлично» демонстрировали 22 школьника в каждой экспериментальной группе; в беге на 300 м в футбольном классе оценку «отлично» получили 16 чело-

век, а в баскетбольном классе - 18 школьников; в прыжках в длину с места в футбольном классе результаты, соответствующие оценке «отлично» показали 20 учащихся, а в баскетбольном классе -23 человека; упражнение «лёжа на полу, сгибание туловища» в футбольном классе на оценку «отлично» выполнили 18 учащихся, а в баскетбольном классе оценку «отлично» получили 22 учащихся; в футбольном классе упражнение «подтягивание» на оценку «отлично» выполнили 17 учащихся и 18 человек выполнили тест на оценку «хорошо», а в баскетбольном классе упражнение «подтягивание» на оценку «отлично» выполнили 18 учащихся и 18 человек выполнили тест на оценку «хорошо».

Таким образом, анализ педагогических оценок школьников, принявших участие в педагогическом эксперименте, показал, что после применения спортивных игр на протяжении учебного года в обеих группах школьников значительно возросло количество отличных и хороших оценок при значительном снижении удовлетворительных оценок.

Выводы

Данные, полученные в ходе исследования, позволяют сделать некоторые обобщения по вопросам осуществления контроля за уровнем общей подготовленности школьников 9-10 лет.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

CJ

см см

Исследования показали возможность стандартизации условий тестирования общей подготовленности учащихся 9-10 лет, в результате чего оценка уровня подготовленности детей приобрела более объективный характер.

Анализ научно-методической литературы и проведённые исследования подтвердили, что возраст 9-10 лет является благоприятным для развития двигательных способностей школьников.

Исследования показали, что большое влияние на рост общефизических показателей оказывают темпы возрастного развития детей и подростков, в значительной степени ускоренные физической подготовкой, направленной на их всестороннее развитие.

В соответствии с требованиями системного подхода в научных исследованиях подтверждено позитивное влияние систематических занятий спортивными играми на общую физическую подготовленность школьников 9-10 лет. Проведённые исследования показали, что применение спортивных игр в вариативной части третьего урока физической культуры, в частности, футбола и баскетбола, способствует интенсивному развитию скоростно-силовых, силовых качеств и выносливости у детей 9-10 лет. Показано, что с физиологических позиций эти занятия в современных условиях адекватны. При этом наблюдаемый в данном исследовании контингент по уровню спортивной подготовленности соответствовал нормам, приводимым в специальной литературе, что подтверждается показателями школьников в контрольных упражнениях по общей физической подготовке. Исследования показали, что занятия спортивными играми способствуют разносторонней физической подготовке детей младшего школьного возраста, обеспечивают гармоничное развитие их двигательных способностей.

Литература

1. Бальсевич, В.К. Проблемы совершенствования процесса физического воспитания младших школьников / В.К. Бальсевич // Советская педагогика. - 1993. - № 8. - С. 18-21.

2. Бушманова, В.Э. Исследование индивидуально-психологических особенностей подростка в процессе самореализации / В.Э. Бушманова, А.В. Родионов // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 6. - С. 53-57.

3. Виленский, М.Я. Физическая культура: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по дисциплине «Физическая культура» / М.Я. Виленский и др. - Москва: КноРус, 2012. - 423 с.

4. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - Москва: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.

5. Казакина, М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе / М.Г. Казакина. - Л.: ЛГПИ имени А.И. Герцена, 1989. - 84 с.

6. Коробейников, Н.Н. Физическое воспитание / Н.Н. Коробейников, А.А. Михеев, И.Г. Никола-енко. - Москва, 1984. - 215 с.

7. Колодницкий, Г.А. Внеурочная деятельность учащихся: волейбол: пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. - Москва: Просвещение, 2011. - 77 с.

8. Куцаев, В.В. Как учить физической культуре /

B.В. Куцаев // Физическая культура в школе. -2013. - № 5. - С. 24-27.

9. Матулайтис, К. Исследование феномена сенситивных периодов для развития быстроты и ловкости у юных баскетболистов 7-17 лет / К. Матулайтис, А. Скарбалюс // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 1. -

C. 27-30.

10. Никитин, С.Е. Взаимосвязь показателей физических качеств и физического развития у школьников, занимающихся волейболом / С.Е. Никитин // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 4. - С. 37.

11. Николаев, М.Е. Спорт и здоровье детей / М.Е. Николаев // Педагогика. - 2010. - № 4. -С. 3-10.

12. Ченегин, В.М. Физиологические закономерности возрастного развития двигательных функций: учебное пособие / В.М. Ченегин. - Волгоград, 1991. - 68 с.

DEVELOPMENT OF GENERAL PHYSICAL FITNESS CHILDREN 9-10 YEARS OLD BY MEANS OF SPORTS GAMES IN THE FRAMEWORK OF THE THIRD LESSON OF PHYSICAL CULTURE

Antsiferova K.A.

Petrozavodsk State University

The article is devoted to the study of the general physical fitness of children 9-10 years old by means of sports games within the framework of the educational program on the subject: "Physical culture". Organization of intermediate testing and approbation in order to correct the learning process. The purpose of the study is the impact of sports games (football and basketball) on the general physical fitness of third-grade students. Methodology and organization of the study. 4 groups of third-grade students took part in a pedagogical experiment lasting 1 (academic) year. As part of the variable part of the third lesson of physical culture, the first group of schoolchildren (35 people) went in for football, and the second group of students (36 people) played basketball. The level of general physical fitness of the students who took part in the study was assessed based on the results in the following exercises: 30 m run (sec); run 300 m (sec); standing long jump (cm); lying on the floor, bending the torso (times / 30 sec); pull-ups on the crossbar (times). Research results. A comparative analysis of the data obtained at the beginning of the study did not reveal significant differences in the results of schoolchildren, which indicates that the principle of uniformity (according to the principle of physical fitness) was observed when completing groups. Testing conducted at the end of the academic year revealed a significant increase in results in all exercises in groups of schoolchildren involved in football and basketball, which indicates the high effectiveness of sports games as a means of general physical education. At the same time, a comparative analysis of the results of schoolchildren involved in football and basketball did not reveal significant differences in any exercise, which does not allow us to conclude that football is more effective than basketball in the variable part of the third physical education lesson. The pedagogical assessment of the results of schoolchildren obtained at the end of the experiment showed that all students completed tests for "excellent" and "good" grades. Conclusions. A reliable increase

in the results obtained at the end of the academic year allows us to conclude that the use of football and basketball in the variable part of the third physical education lesson contributes to the versatile preparation of students. The results of the study showed the positive impact of sports games used as part of the third physical education lesson on the overall physical fitness of 9-10 year old children.

Keywords: sports games, the third lesson of physical culture, educational program on the subject: "Physical culture", OFP.

References

1. Balsevich, V.K. Problems of improving the process of physical education of younger schoolchildren / V.K. Balsevich // Soviet pedagogy. - 1993. - No. 8. - pp. 18-21.

2. Bushmanova, V.E. The study of individual psychological characteristics of a teenager in the process of self-realization / V.E. Bushmanova, A.V. Rodionov // Theory and practice of physical culture. - 2012. - No. 6. - pp. 53-57.

3. Vilensky, M. Ya. Physical culture: a textbook for students of higher educational institutions studying in the discipline "Physical culture" / M. Ya. Vilensky et al. - Moscow: KnoRus, 2012. -423 p.

4. Gamezo, M.V. Age and pedagogical psychology: an educational tool / M.V. Gamezo, E.A. Petrova, L.M. Orlova. - Moscow: Pedagogical Society of Russia, 2003. - 512 p.

5. Kazakina, M.G. Value orientations of schoolchildren and their formation in the collective / M.G. Kazakina. - L.: A.I. Herzen LG-PI, 1989. - 84 p.

6. Korobeynikov, N.N. Physical education / N.N. Korobeynikov, A.A. Mikheev, I.G. Nikolaenko. - Moscow, 1984. - 215 p.

7. Kolodnitsky, G.A. Extracurricular activities of students: volleyball: a guide for teachers and methodologists / G.A. Kolodnitsky, V.S. Kuznetsov, M.V. Maslov. - Moscow: Prosveshchenie,

2011. - 77 p.

8. Kutsaev, V.V. How to teach physical culture / V.V. Kutsaev // Physical culture at school. - 2013. - No. 5. - pp. 24-27.

9. Matulaitis, K. Investigation of the phenomenon of sensitive periods for the development of speed and dexterity in young basketball players aged 7-17 years / K. Matulaitis, A. Skarbaly-us // Theory and practice of physical culture. - 2013. - No. 1. -pp. 27-30.

10. Nikitin, S.E. The relationship of indicators of physical qualities and physical development in schoolchildren engaged in volleyball / S.E. Nikitin // Theory and practice of physical culture. -

2012. - No. 4. - p. 37.

11. Nikolaev, M.E. Sport and children's health / M.E. Nikolaev // Pedagogy. - 2010. - No. 4. - pp. 3-10.

12. Chenegin, V.M. Physiological patterns of age-related development of motor functions: textbook / V.M. Chenegin. - Vol-ga-grad, 1991. - 68 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.