УДК 796.323.2
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВВЕДЕНИЯ ТРЕТЬЕГО УРОКА
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
БАСКЕТБОЛА
И.А. Золотухина
Предложены комплексы упражнений круговой тренировки с элементами баскетбола с музыкальным сопровождением, которые внедрены третьим уроком физической культуры в учебный процесс. Экспериментально доказано, что разработанные специальные комплексы упражнений повысили физическую подготовленность школьников и улучшили состояние их здоровья.
Ключевые слова: урок, третий урок, физическая культура, баскетбол, школьники, здоровье.
Здоровье населения считается основополагающим богатством страны. От данной категории зависит развитие всех составляющих государства: трудовой потенциал, обороноспособность, производство, экономика и т. д.
Образ жизни и здоровье, объединяясь, выражаются в понятии здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни выражает определенную ориентированность, деятельность личности в направлении укрепления и развития личного и общественного здоровья.
Состояние здоровья подрастающего поколения важнейшая категория отражающая жизнеспособность народа, его физический и духовный потенциал [2, 3].
В общеобразовательной школе основную роль в формировании мотивации к занятиям физическими упражнениями и здорового образа жизни школьников отводится уроку физической культуры [5].
В связи с ухудшением состояния здоровья школьников в физическом воспитании вводятся постепенно инновационные изменения [4].
Важнейшей задачей физического воспитания в школе является активизация потребности в занятиях физическими упражнениями. Решение данной задачи в настоящее время осуществляется по -разному. Одним из наиболее эффективных путей ее решения является спортивно-ориентированное физическое воспитание [1, 6].
Исследование проводилось в три этапа в начальной школе № 38 г. Барнаула. В исследовании принимали участие 2 группы детей 7-8 лет, в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах было по 19 чел. Обе группы занимались по 3 ч в неделю. Контрольная группа занималась по программе общеобразовательной школы, а экспериментальная группа использовала в качестве 3-го учебного часа в неделю баскетбол.
Анализ данных медицинского осмотра детей, поступающих в первый класс, показал, что из них 39 % имели нарушения осанки, 3 % -пониженное зрение, 13 % - плоскостопие, 13 % - ЛОР-патологии, 23 % -заболевания центральной нервной системы (ЦНС), 39,9 % - заболевания сердечно-сосудистой системы (ССС). К концу первого года обучения количество детей с нарушением осанки увеличилось до 56 %, с пониженным зрением - до 4 %, с плоскостопием - до 14 %, с ЛОР-патологиями - до 26 %, с заболеваниями ЦНС - до 63 %, с заболеваниями ССС - до 53 %, появился сколиоз у 2 % детей (рис. 1).
70% п
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
□ пониженое зрение
□ нарушение осанки
□ плоскостопие
□ ЛОР-патологии
□ заболевания ЦНС
□ заболевания ССС
□ сколиоз
Начало года
Конец года
Рис. 1. Динамика заболеваемости учащихся 1-х классов
Результаты анкетирования выявили, что 60 % детей хотят заниматься баскетболом. Кроме этого, анализ состояния здоровья показал, что 56 % детей страдают нарушением осанки, 63 % - заболеваниями ЦНС. В связи с этим для занятий третьим уроком был выбран баскетбол с упражнениями, способствующие профилактике и коррекции нарушения осанки, снятию эмоционального напряжения, а также использовалось музыкальное сопровождение.
Основными задачами третьего урока являются: укрепление здоровья; содействие правильному физическому развитию организма; приобретение необходимых теоретических знаний; овладение основными приёмами техники и тактики игры; воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма; навыков культурного поведения, чувство дружбы; привитие ученикам организаторских навыков [2, 5].
Нами были разработаны комплексы круговой тренировки для детей 8 лет. Для эмоционального контроля, повышения работоспособности, результатов, желания заниматься, улучшения здоровья включены уроки с музыкальным сопровождением.
До исследования обе выборки были проверены на нормальность распределения по W-критерию Шапиро-Уилка. Для оценки достоверности различий использовался ^критерий Стьюдента.
До исследования средний результат в тесте - прыжок в длину с места в экспериментальной группе был 120 см, а в контрольной - 130 см. После эксперимента обе группы достигли в среднем результата 140 см, то есть в результате исследования в обеих группах произошли достоверные положительные сдвиги, но в экспериментальной группе сдвиг был больше. Это свидетельствует о повышении взрывной силы учащихся и о более эффективных занятиях в экспериментальной группе (таблица).
Динамика показателей физической подготовленности экспериментальной и контрольной групп
Тесты Группы Значение показателя Изменение Р
До иссл. После иссл. ±абсол. Д=х2-х1 ±%
1. Прыжки в длину с места, см Э К 120 126 140 140 0,2 0,14 16,6 11,1 <0,05 <0,05
2. Прыжки через скакалку за 30 с, раз Э К 44,9 26,3 53,0 41,0 8,1 4,7 18 12,9 <0,05 <0,05
3. Метание набивного мяча, м Э К 2,2 2,2 2,5 2,3 0,3 0,1 13,6 4,5 <0,05 <0,05
4. Бег на 30 м, с Э К 6,7 6,5 6.3 6.4 -0,4 -0,1 -5,97 -1,53 <0,05 <0,05
5. Бег на 1000 м, мин Э К 6,6 6,8 6,1 6,2 -0,5 -0,6 -7,6 -8,8 <0,05 <0,05
6. Челночный бег 3*10 м с мячом, с Э К 16,02 19,4 14,08 18,8 -1,94 -0,6 -12,1 -3,09 <0,05 <0,05
7. Проба Штанге, с Э К 22,8 19,8 31,7 24,4 8,9 4,6 39,0 23,2 <0,05 <0,05
8. Проба Генчи, с Э К 13,3 15,7 20.3 18.4 7,0 2,7 52,6 17,3 <0,05 <0,05
9. Передача и ловля мяча за 30 с, раз Э К 11,3 10,6 18,9 14,6 7,6 4,0 6,7 37,7 <0,05 <0,05
До исследования средний результат в тесте «Прыжок через скакалку» в экспериментальной группе был 44,9 раз за 30 с, а в контрольной - 38,3 раза за 30 с. После эксперимента 53 и 41 раз за 30 с соответственно. Таким образом, в обеих группах наблюдается прирост в результатах, в экспериментальной группе - 8,1 раза, а в контрольной группе - 4,7 раза).
До исследования средний результат в метании мяча в ЭГ и КГ составлял 2,2 м. После эксперимента в ЭГ результат улучшился на 0,4 м и составил 2,6 м, а в КГ - на 0,1 м и составил 2,3 м.
До исследования средний результат в тесте «Челночный бег 3*10 м с мячом» в ЭГ был 16 с, а в КГ - 19,5 с. После эксперимента группы показали 14,0 и 18,8 с соответственно. Наблюдаются положительные сдвиги в обеих группах, так в ЭГ - 2 с, а в КГ - 0,7 с. Это свидетельствует о более высокой скорости, ловкости, координации движений в экспериментальной группе.
До исследования средний результат в бег на 30 м в ЭГ составлял 6,7 с, а в КГ - 6,5 с. После эксперимента произошло улучшение до 6,3 и 6,4 с соответственно. Причём, в ЭГ улучшение составило 0,4 с, а в КГ -лишь 0,1 с. Это свидетельствует о развитии скоростно-силовых качеств, об увеличении быстроты двигательной реакции учащихся.
В результате исследования мы получили следующие результаты в тесте «Бег на 1000 м»: в экспериментальной группе произошёл сдвиг в сторону улучшения на 0,5 мин (с 6,6 с до 6,1 мин); в контрольной группе улучшение среднего результата произошло на 0,4 мин (с 6,6 с до 6,2 мин). Но, несмотря на эту разницу средний результат в экспериментальной группе как в начале, так и в конце года все же лучше, чем в контрольной. Это подтверждает эффективность выбранного эксперимента.
В результате исследования получены результаты - проба Генчи: в экспериментальной группе выявлено улучшение на 7,0 с, в контрольной -улучшение составило 2,7 с. В результате этого можно сделать выводы, что в процессе эксперимента в экспериментальной группе достоверно повысилась устойчивость к гипоксии и наблюдаются улучшения в состоянии дыхательной системы. В контрольной группе эти улучшения менее значительны.
В результате исследования получены результаты - проба Штанге: в ЭГ сдвиг в сторону улучшения составил 8,9 с, а в КГ - улучшение составило 4,6 с.
В результате исследования теста «Передача и ловля мяча за 30 с» мы получили следующие результаты: в экспериментальной группе произошёл сдвиг в лучшую сторону на 6,6 раза; в контрольной группе средний результат улучшился на 4,0 раза. В целом же средний результат в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. Это свидетельствует об эффективности программы, в результате чего произошло улучшение в скорости одиночного движения, в развитии ловкости, быстроты реакции.
После исследования количество детей, имеющих ту или иную группу здоровья изменилось: в контрольной группе первую группу здоровья имели 10 %, в экспериментальной - количество детей увеличилось до 26 %; в контрольной группе количество детей со второй группой здоровья уменьшилось до 69 %, а с третьей группой увеличилось до 21 %. В экспериментальной группе количество детей с первой группой здоровья увеличилось на 5 %, со второй группой - на 11 %, а с третьей группой здоровья уменьшилось с 26 до 10 % (рис. 2, 3).
80%п 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
□ 1-я группа
□ 2-я группа
□ 3-я группа
- □ 4-я группа
Начало года Конец года
70% 60%-К 50% 40% 30% 20% 10%-К 0%
□ основная
□ подготовительная
□ специальная
□ освожденные
Начало года Конец года
Группа здоровья Физкультурная группа
Рис. 2. Динамика показателей физического здоровья в КГ
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
№
□ 1-я группа
□ 2-я группа
□ 3-я группа
□ 4-я группа
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
□ основная
□ подготовительная
□ специальная
□ освобожденные
Начало года Конец года
Начало года Конец года
Группа здоровья Физкультурная группа
Рис. 3. Динамика показателей физического здоровья в ЭГ
До исследования в контрольной группе основную физкультурную группу имели 64 % детей, в экспериментальной - 47 %, подготовительную - 31 и 53% соответственно; специальную - 5 и 0 %.
После исследования - в КГ уменьшилось количество детей, имеющих основную физкультурную группу до 53 %, а количество детей, имеющих подготовительную группу, увеличилось до 42 %, количество детей, имеющих специальную медицинскую группу осталось на уровне 5 %. В ЭК количество детей, имеющих основную физкультурную группу, увеличилось до 53 %, а количество детей, имеющих подготовительную группу уменьшилось с 53 до 47 %.
В результате исследования количество детей в ЭГ, имеющих нарушения осанки, уменьшилось с 32,5 до 17,9 %, имеющих сколиоз - с 8
до 5,9 %, заболевания ЦНС - с 20,5 до 16,9 %, а также незначительно уменьшилось количество детей, имеющих заболевания ССС - с 63до 44 %, с ЛОР-патологией - с 15,9 до 12,5 %. (рис. 4).
70% п 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Ш-
□ пониженное зрение
□ нарушение осанки
□ плоскостопие
□ ЛОР-патологии
□ заболевания ЦНС
□ заболевания ССС
□ сколиоз
Начало года
Конец года
Рис. 4. Динамика заболеваемости у учащихся экспериментальной группы
Анализ показал, что количество детей в КГ,с пониженным зрением увеличилось с 5 до 6,9 %, с нарушением осанки - с 0 до 6,9%, с ЛОР-патологией - с 20 до 28 %, с заболеваниями ЦНС - с 27,9 до 42 %, с заболеваниями ССС - с 16 до 37 % (рис. 5).
45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%
□ пониженное зрение
□ нарушение осанки
□ плоскостопие
□ ЛОР-патологии
□ заболевания ЦНС
□ заболевания ССС
Начало года
Конец года
Рис. 5. Динамика заболеваемости у учащихся контрольной группы
Результаты исследования свидетельствуют о положительном влиянии разработанной методики на состояние здоровья детей.
В заключении отметим, что особенностью разработанных комплексов круговой тренировки является не только использование
элементов баскетбола, но и упражнения на профилактику и коррекцию осанки, для снятия эмоционального напряжения - использование музыкального сопровождения.
Разработанные комплексы упражнений позволили не только повысить физическую подготовленность, но и улучшить состояние здоровья детей.
Список литературы
1. Бобырев Н.Д., Дедловская М.В. Использование средств легкой атлетики для развития выносливости у школьников 2-4-х классов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2016. № 1. С. 14-23.
2. Дедловская М.В., Калачев Г.А. Подготовка учителя начальных классов к формированию здорового образа жизни школьников средствами физической культуры // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 4(16). С.236-239.
3. Дедловская М.В. Физическая культура как дисциплина подготовки специалиста по формированию здорового образа жизни школьников // Интеграция образования. 2007. №_3-4(48-49). С. 163-169.
4. Садыкова С.В. Формирование физической культуры личности у учащихся инновационных общеобразовательных школ : автореф. дис. ...канд. пед. наук. Чебоксары, 2010. 22 с.
5. Сухих А.Г., Фонарев Д.В. Внедрение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в практику физического воспитания // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2014. № 4. С. 60-64.
6. Фонарева Е.А., Фонарев Д.В. Спортивная направленность в общеобразовательной школе // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 10-4(17). С. 50-53.
Золотухина Инна Анатольевна, канд. пед. наук, доц., zolotuxina1979@, rambler.ru, Россия, Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет
THE EFFECTIVENESS OF THE INTRODUCTION OF THE THIRD LESSON OF PHYSICAL CULTURE WITH THE USE OF BASKETBALL
I.A. Zolotukhina
Complexes of exercises of circular training with elements of basketball with music, which are introduced by the third lesson of physical culture in the educational process, are proposed. It has been experimentally proved that the developed special exercise complexes increased the physical fitness of schoolchildren and improved their health.
Key words: lesson, the third lesson, physical culture, basketball, schoolchildren,
health.
Zolotukhina Inna Anatolievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, [email protected], Russia, Barnaul, Altai State Pedagogical University
Reference
1. Bobyrev N.D., Dedlovskaya M.V. Ispol'zovanie sredstv legkoj atletiki dlya razvitiya vynoslivosti u shkol'nikov 2-4-h klassov // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2016. № 1. S. 14-23.
2. Dedlovskaya M.V., Kalachev G.A. Podgotovka uchitelya nachal'nyh klassov k formirovaniyu zdorovogo obraza zhizni shkol'nikov sredstvami fizicheskoj kul'tury // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2009. № 4(16). S. 236-239.
3. Dedlovskaya M.V. Fizicheskaya kul'tura kak disciplina podgotovki specialista po formirovaniyu zdorovogo obraza zhizni shkol'nikov // Integraciya obrazovaniya. 2007. № 3-4(48-49). S. 163-169.
4. Sadykova S.V. Formirovanie fizicheskoj kul'tury lichnosti u uchashchihsya innovacionnyh obshcheobrazovatel'nyh shkol: avtoref. dis. ...kand. ped. nauk. Cheboksary, 2010. 22 s.
5. Suhih A.G., Fonarev D.V. Vnedrenie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya v praktiku fizicheskogo vospitaniya // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2014. № 4. S. 60-64.
6. Fonareva E.A., Fonarev D.V. Sportivnaya napravlennost' v obshcheobrazo-vatel'noj shkole // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2013. № 10-4(17). S. 50-53.