Научная статья на тему 'О ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ УЧЕБНЫХ ГРУПП ПО СПОРТИВНЫМ ИГРАМ'

О ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ УЧЕБНЫХ ГРУПП ПО СПОРТИВНЫМ ИГРАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СПОРТИВНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мудриевская Е.В.

В статье представлены результаты тестирования физической подготовленности юношей, являющихся студентами технического университета и избравшими спортивные игры в качестве основного средства физического воспитания. В учебных группах по волейболу, баскетболу и футболу для оценки двигательных способностей юношей были использованы подтягивания на перекладине, спринтерский и кроссовый виды бега. Повторное тестирование, проведенное через год занятий избранным видом двигательной активности, показало отсутствие достоверных различий между начальными и конечными среднестатистическими результатами. Начальный этап обучения спортивной игре требует значительных временных затрат из общего количества учебных часов по дисциплине «Физическая культура». По мнению автора, для улучшения общей физической подготовленности студентам следует использовать самостоятельные формы занятий физическими упражнениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мудриевская Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS OF STUDY GROUPS IN SPORTS GAMES

The article presents the results of testing the physical fitness of young men who are students of the technical university and have chosen sports games as the main means of physical education. In the study groups in volleyball, basketball and football, pull-ups on the crossbar, sprinting and cross-country running were used to assess the motor abilities of young men. Repeated testing conducted after a year of practicing the chosen type of motor activity showed no significant differences between the initial and final average resuits. The initial stage of learning a sports game requires considerable time out of the total number of training hours in the discipline "Physical Culture". According to the author, to improve overall physical fitness, students should use independent forms of physical exercises.

Текст научной работы на тему «О ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ УЧЕБНЫХ ГРУПП ПО СПОРТИВНЫМ ИГРАМ»

REFERENCES

1. Ministry of Education of the Russian Federation (2021), "On approval of the federal state educational standard for basic general education", Order of the dated May 31, 2021 No. 287, available at: https://docs.cntd.ru/document/607175848 (Date of access: 06/20/2022).

2. Ministry of Education of the Russian Federation (2021), "On approval of the federal state educational standard for primary general education", Order of the dated May 31, 2021 No. 286, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (Date of access: 06/20/2022).

3. Institute for Education Development Strategy of the Russian Academy of Education (2022), Approximate basic educational program of basic general education, Moscow, available at: https://edsoo.ru/Primernaya_osnovnaya_obrazovatelnaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya. htm (Date of access: 06/20/2022).

4. Ministry of Education of the Russian Federation (2020), "On introducing changes to the federal list of textbooks approved for use in the implementation of state-accredited educational programs of primary general, basic general, secondary general education by organizations engaged in educational activities", Order of the dated May 20, 2020 N 254, available at: https://docs.cntd.ru/document/573772938 (Date of access: 06/20/2022).

Контактная информация: m.mochalova80@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.08.2022

УДК 796.011.3

О ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ УЧЕБНЫХ ГРУПП ПО

СПОРТИВНЫМ ИГРАМ

Елена Владимировна Мудриевская, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный технический университет, Омск

Аннотация

В статье представлены результаты тестирования физической подготовленности юношей, являющихся студентами технического университета и избравшими спортивные игры в качестве основного средства физического воспитания. В учебных группах по волейболу, баскетболу и футболу для оценки двигательных способностей юношей были использованы подтягивания на перекладине, спринтерский и кроссовый виды бега. Повторное тестирование, проведенное через год занятий избранным видом двигательной активности, показало отсутствие достоверных различий между начальными и конечными среднестатистическими результатами. Начальный этап обучения спортивной игре требует значительных временных затрат из общего количества учебных часов по дисциплине «Физическая культура». По мнению автора, для улучшения общей физической подготовленности студентам следует использовать самостоятельные формы занятий физическими упражнениями.

Ключевые слова: студенты, спортивно ориентированное физическое воспитание, спортивные игры, физическая подготовленность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p233-236

ABOUT PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS OF STUDY GROUPS IN SPORTS

GAMES

Elena Vladimirovna Mudrievskaya, the candidate of pedagogical sciences, docent, Omsk State

Technical University

Abstract

The article presents the results of testing the physical fitness of young men who are students of the technical university and have chosen sports games as the main means of physical education. In the study groups in volleyball, basketball and football, pull-ups on the crossbar, sprinting and cross-country running were used to assess the motor abilities of young men. Repeated testing conducted after a year of practicing the chosen type of motor activity showed no significant differences between the initial and final average re-

suits. The initial stage of learning a sports game requires considerable time out of the total number of training hours in the discipline "Physical Culture". According to the author, to improve overall physical fitness, students should use independent forms of physical exercises.

Keywords: students, sports-oriented physical education, sports games, physical fitness.

ВВЕДЕНИЕ

В системе высшего образования получило признание и распространение спортивно ориентированное физическое воспитание, при организации которого учитываются физ-культурно -спортивные интересы студенческой молодежи. В условиях добровольного и самостоятельного выбора средств физического совершенствования у студентов всегда есть мотивы, побуждающие их сделать выбор в пользу того или иного вида двигательной активности [3, 4].

В соответствии с выбором студентов формируются учебные группы по наиболее востребованным видам двигательной активности. Согласно результатам опросов, проводимых в техническом университете на первом курсе, предпочтения у половины и более респондентов-юношей отданы таким игровым видам спорта, как волейбол, баскетбол, футбол [1, 2].

В группах по спортивным играм, учитывая, прежде всего, неоднородность их состава по уровню технико-тактической подготовленности первокурсников, окончательным результатом обучения каждого студента должно стать овладение умением и первоначальным навыком игры в составе команды. Это достигается за счет того, что значительная часть учебного материала практических занятий по дисциплине «Физическая культура» посвящена изучению техники игровых приемов и тактики взаимодействия игроков.

Несмотря на то, что технико-тактическая подготовка занимает доминирующее положение в структуре обучения спортивной игре, в число зачетных требований по физической культуре для юношей традиционно включены контрольные испытания из раздела общей физической подготовки - подтягивания на перекладине, бег 100 м и кроссовый бег на 2 или 3 км. Перечисленные тесты также являются испытаниями Всероссийского физкуль-турно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО), поэтому их выполнение на учебных занятиях по физической культуре, на наш взгляд, уже целесообразно с точки зрения определения готовности молодых людей к выполнению норм и требований многоборья ГТО.

В связи с обозначенными особенностями организации физического воспитания в вузе целью нашего исследования стало определение эффективности воздействия игрового вида спорта (на примере волейбола, баскетбола и футбола), выбранного студентами для учебных занятий по дисциплине «Физическая культура», на развитие базовых двигательных способностей.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В испытаниях приняли участие юноши из учебных групп по волейболу, баскетболу и футболу в количестве 210 человек. Тестирование проводилось на первом и втором курсе обучения студентов в 2018-2019 гг.

Упражнения, результаты выполнения которых позволяли определить уровень общей физической подготовленности молодых людей, характеризовались проявлением различных видов выносливости. Для оценки силовой выносливости мышц рук и плечевого пояса студентов использовали сгибания и разгибания рук в висе на перекладине на максимальное число повторений, скоростно-силовой выносливости - спринтерский бег 100 м, общей выносливости - кроссовый бег на 2 км.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнивая среднестатистические результаты двух тестирований, проведенных с интервалом в один год, отмечаем, что значительного повышения уровня физической подго-

товленности студентов учебных групп по спортивным играм не произошло (таблица).

Улучшение результатов в подтягивании на перекладине во всех группах оказалось статистически недостоверным. То же самое отмечаем в группах баскетбола и футбола по беговым тестам. В группе волейбола произошло даже ухудшение подготовленности юношей по этим тестам, более того в беге на 100 м установлена статистическая достоверность различий между исходными и конечными результатами.

Небольшие изменения в показателях физической подготовленности студентов вполне объяснимы недостаточным использованием средств и методов по совершенствованию их двигательных способностей. В ситуации, когда учебные часы дисциплины «Физическая культура» отведены преимущественно на обучение спортивной игре, то студентов, на наш взгляд, следует мотивировать к самостоятельным занятиям физической подготовкой.

ВЫВОДЫ

Обучение спортивной игре, осуществляемое в ходе учебных занятий по физической культуре на протяжении учебного года, позволяет студентам, не имеющим спортивной подготовленности в выбранном ими виде двигательной активности, овладеть базовыми технико-тактическими приемами игрового вида спорта. Приобретенные игровые умения и навыки позволяют молодым людям уверенно участвовать во внеучебных спортивно-массовых и досуговых мероприятиях.

Однако объем и состав применяемых игровых средств недостаточен для значительного улучшения результатов в контрольных упражнениях по общей физической подготовленности студентов (особенно в беге на 100 м и кроссовом беге), что является необходимым условием не только для получения зачета по изучаемой дисциплине, но и для выполнения норм и требований физкультурно-спортивного комплекса ГТО. По нашему мнению, в данном случае следует мотивировать студенческую молодежь к регулярным самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Таблица - Сравнительная характеристика показателей физической подготовленности студентов учебных групп по волейболу, баскетболу и футболу за период одного года обучения

Контрольные упражнения, Х±т Учебные группы по спортивным играм

Волейбол (п=70) | Баскетбол (п=70) | Футбол (п=70)

Этап тестирования

1 курс 2 курс 1 курс 2 курс 1 курс 2 курс

Подтягивания в висе (кол-во раз) 8±0,3 9±0,3 11±0,3 12±0,4 10±0,5 11±0,4

Р >0,05 >0,05 >0,05

Бег 100 м (сек) 14,5±0,1 | 15,4±0,1 14,0±0,1 | 13,9±0,1 13,6±0,1 | 13,5±0,1

Р <0,01 >0,05 >0,05

Кроссовый бег 2 км (мин, сек) 8.47±6,8 | 9.10±6,1 8.37±5,1 | 8.31±4,8 8,18±4,1 | 8,16±3,9

Р >0,05 >0,05 >0,05

Примечание: п - объем выборки; Р - достоверность различий; Х±т - средняя арифметическая величина и средняя ошибка среднего арифметического.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мудриевская Е.В. Физкультурно-спортивные интересы студентов первого курса высшего учебного заведения / Е.В. Мудриевская // Физическая культура в системе аграрного профессионального образования: идеи, технологии, перспективы : сборник материалов VI научно-практическая конференция, посвященная 100-летнему юбилею университета. - Омск : Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, 2017. - С. 134-137.

2. Мудриевская Е.В. Двигательный опыт студентов первого курса и их предпочтения в выборе средств физического воспитания / Е.В. Мудриевская // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 7 (197). - С. 233-236.

3. Романова Е.В. Мотивация молодежи к занятиям физической культурой (на примере студентов Алтайского края) / Е.В. Романова, Л.В. Готовчикова // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2017. - № 1 (4). - С. 49-59. - URL:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.