Научная статья на тему 'ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА И ИХ ПРЕДПОЧТЕНИЯ В ВЫБОРЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА И ИХ ПРЕДПОЧТЕНИЯ В ВЫБОРЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / ЕДИНОБОРСТВА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мудриевская Елена Владимировна

В статье приведены результаты социологических исследований физкультурно-спортивных интересов студентов, поступивших на первый курс технического университета в 2009 и 2018 годы. Выявлены предпочтения молодых людей в сфере двигательной активности в школьные годы и при поступлении в высшее учебное заведение. Методом сплошного анкетирования установлено, что спортивные игры и единоборства наиболее востребованы у юношей в качестве средств физического воспитания как во время обучения в школе, так и в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мудриевская Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTOR EXPERIENCE OF FIRST-YEAR STUDENTS AND THEIR PREFERENCES IN THE CHOICE OF FUNDS PHYSICAL EDUCATION

The article presents the results of the sociological studies of the physical culture and sports interests of students who entered the first year of the university in 2009 and 2018. The preferences of young people in the field of motor activity during school years and when entering a higher educational institution are revealed. By the method of continuous questioning, it was found that sports games and martial arts are most in demand among young men as means of physical education.

Текст научной работы на тему «ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА И ИХ ПРЕДПОЧТЕНИЯ В ВЫБОРЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

3. Kadyrov, R.M., Solntsev, D.A., Fedotov, M.S. (2019), "Problematic issues of the modern system of checking and evaluating the physical fitness of servicemen of the Armed Forces of the Russian Federation", Actual problems ofphysical and special training of law enforcement agencies, No. 3, pp. 61-63.

4. Lubysheva, L.I. (2009), Sportization in general education schools, Theory and practice of physical culture and sports, Moscow.

Контактная информация: ivakhnenko@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 06.06.2021

УДК 796.011.3

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА И ИХ ПРЕДПОЧТЕНИЯ В ВЫБОРЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Елена Владимировна Мудриевская, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный технический университет

Аннотация

В статье приведены результаты социологических исследований физкультурно-спортивных интересов студентов, поступивших на первый курс технического университета в 2009 и 2018 годы. Выявлены предпочтения молодых людей в сфере двигательной активности в школьные годы и при поступлении в высшее учебное заведение. Методом сплошного анкетирования установлено, что спортивные игры и единоборства наиболее востребованы у юношей в качестве средств физического воспитания как во время обучения в школе, так и в вузе.

Ключевые слова: студенты, физкультурно-спортивные интересы, спортивные игры, единоборства, физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p233-236

MOTOR EXPERIENCE OF THE FIRST-YEAR STUDENTS AND THEIR

PREFERENCES IN THE CHOICE OF PHYSICAL EDUCATION MEANS

Elena Vladimirovna Mudrievskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Omsk State Technical University

Abstract

The article presents the results of the sociological studies of the physical culture and sports interests of students who entered the first year of the university in 2009 and 2018. The preferences of young people in the field of motor activity during school years and when entering a higher educational institution are revealed. By the method of continuous questioning, it was found that sports games and martial arts are most in demand among young men as means of physical education.

Keywords: students, physical culture and sports interests, sports games, martial arts, physical culture.

ВВЕДЕНИЕ

В системе высшего профессионального образования спортивно ориентированное физическое воспитание не только практически приемлемо, но и научно обосновано. Его реализация начинается с добровольного выбора студентами того вида спорта, который им интересен для изучения на практических занятиях по дисциплине «Физическая культура».

В психологии интерес рассматривается как избирательное отношение человека к действительности, отражающее его направленность к познанию определенных видов деятельности. Если следовать представленной логике рассуждений, то физкультурно-спортивный интерес - это направленность и стремление человека на познание определенных видов спорта или оздоровительных систем физических упражнений.

Интересы студентов технического университета в сфере двигательной активности, их отношение к организации физического воспитания в вузе мы изучали неоднократно [1, 2, 3]. На наш взгляд, результаты таких исследований могут и должны быть использованы в работе по совершенствованию учебного процесса по физической культуре, внеучебной физкультурно-оздоровительной деятельности.

Цель настоящего исследования состоит в выявлении изменений качественного и количественного состава физкультурно-спортивных интересов, двигательного опыта студентов, обучавшихся на первом курсе высшего учебного заведения с разницей в десять лет.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для достижения заявленной цели использовали метод сравнительного анализа результатов, которые были получены в ходе социологических исследований по выявлению спортивных предпочтений студентов 2009 и 2018 годов поступления в технический университет.

Анкетирование студентов первого курса, не имевших медицинских противопоказаний к занятиям физическими упражнениями, проводилось в начале учебного года. В сентябре 2009 года нами опрошено 245 юношей, сентябре 2018 года - 294 юноши.

Респонденты перечисляли свои спортивные увлечения и достижения, а также указывали вид спорта, желаемый ими для изучения на учебных занятиях по физической культуре. Состав средств физического воспитания для студентов разных вузов неодинаков. Он, как правило, лимитирован материально-техническими возможностями высшего учебного заведения и уровнем профессиональной компетентности его преподавателей. Поэтому свой выбор первокурсники осуществляли из списка, представленного кафедрой физического воспитания, который включал баскетбол, волейбол, футбол, плавание, легкую атлетику, лыжные гонки, самбо и пауэрлифтинг.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение данных двух социологических исследований, проведенных с интервалом в десять лет, показывает снижение интереса у студентов первого курса к углубленному изучению какого-либо вида спорта. Об этом свидетельствует тот факт, что в 2009 году изъявили желание заниматься в учебных группах спортивной направленности 98% респондентов, а в 2018 году - 91%. То есть произошло заметное увеличение количества студентов первого курса основной медицинской группы, которые не имеют спортивных увлечений или предпочтений и не мотивированы к активной физкультурной деятельно -сти. На наш взгляд, это связано, прежде всего, с отсутствием у них личного двигательного опыта, который формируется систематическими занятиями определенным видом спорта, участием в соревнованиях. К такому выводу мы пришли в ходе изучения двигательного опыта первокурсников, приобретенного ими в школьные годы. Так, в 2009 году из общего числа респондентов имели двигательный опыт в различных видах спорта 68% студентов, в 2018 году этот показатель снизился на 19%. По сравнению с 2009 годом значительно уменьшилось количество студентов, имеющих опыт двигательной деятельности в избранном виде спорта (рисунок 1).

По данным опросов 2009 и 2018 годов юноши во время учебы в школе дополнительно к урокам по физической культуре занимались преимущественно спортивными играми (футбол, волейбол, баскетбол, хоккей с шайбой) и единоборствами (каратэ, дзюдо, кикбоксинг, рукопашный бой, бокс). Выбор средств физического воспитания, сделанный ими на период обучения в вузе, также свидетельствует об интересе молодых людей к спортивным играм и единоборствам (рисунок 2). Из этого следует предположить, что именно спортивные увлечения школьных лет в наибольшей степени повлияли на выбор средств физического воспитания первокурсников.

110 100

1 ГШ О '

1 ГШ О '

2009 год 2018 год

□ Студенты, выбравшие вид спорта для углубленного изучения

□ Студенты, имеющие опыт разносторонней двигательной активности

□ Студенты, имеющие двигательный опыт в избранном виде спорта

Рисунок 1 - Двигательный опыт студентов 1 курса (юноши)

Баскетбол Волейбол Футбол Плавание Пауэрлифтинг Самбо Легкая атлетика Лыжные гонки

18 %

17 %

16 % 17 %

21 %

16 %

11 %

12 % 12 %

2 %

6 % 6 %

5 %

11 % 11 %

1

9 %

Рисунок 2

5 10 15 20

□ 2009 год набора Ш2018 год набора

Физкультурно-спортивные интересы студентов 1 курса

25

Результаты анкетирования 2018 года позволяют засвидетельствовать повышение заинтересованности студентов к занятиям плаванием. Обоснованием данному факту, по нашему мнению, явился ввод в эксплуатацию нового плавательного бассейна, то есть улучшение материально-технической базы университета.

ВЫВОДЫ

Анализ результатов двух социологических исследований, проведенных в 2009 и 2018 годы, позволил сделать заключение следующего содержания.

Двигательный опыт, приобретенный юношами в школьные годы, оказывает влияние на формирование их физкультурно-спортивных интересов и самостоятельный выбор средств физического воспитания при поступлении в высшее учебное заведение.

Студенты первого курса наибольший интерес проявляют к спортивным играм и видам спорта, имеющим прикладное значение в жизни человека - плаванию, самбо, пау-эрлифтингу. В значительно меньшей степени их привлекают беговая и лыжная виды подготовки, которые вызывают значительное напряжение функциональных систем.

Проявление определенного физкультурно-спортивного интереса не указывает на наличие у молодого человека двигательного опыта в избранном виде упражнений. К настоящему времени возросло число студентов первого курса, двигательный опыт которых определяется только умениями и навыками по общей физической подготовке.

0

Выше обозначенный факт приводит к тому, что для занятий по спортивным специализациям формируются неоднородные по качественному составу учебные группы, включающие студентов с разным уровнем не только спортивно-технической, но и функциональной подготовленности. При обучении новым двигательным действиям это создает трудности организационно-методического порядка, которые с позитивной точки зрения можно рассматривать как условия благоприятствующие реализации принципов дифференциации и индивидуализации в физическом воспитании студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ваисов, К.М. Мотивировки выбора студентами борьбы как основного средства физического совершенствования / К.М. Ваисов, Е.В. Мудриевская // Омский научный вестник. - 2015. - № 5 (142). - С. 115-117.

2. Катрина, М.И. Результаты опроса студентов в сфере физкультурно-спортивной деятельности / М.И. Катрина // Омские социально-гуманитарные чтения-2019 : материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. (Омск, 16-18 апр. 2019 г.) - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2019. - С. 295-300.

3. Мудриевская, Е.В. О влиянии учебной деятельности в высших учебных заведениях на отношение студентов к физическому воспитанию / Е.В. Мудриевская // Омский научный вестник. -2012. - № 3 (109). - С. 168-170.

REFERENCES

1. Vaisov, K. M. and Mudrievskaya, E. V. (2015), "The reasons for students choosing wrestling as key means of physical development", Omsk Scientific Bulletin, Vol. 142 No. 5, pp. 115-117.

2. Katrina, M. I. (2019), "Results of a survey of students in the field of physical culture and sports activities", Omsk Social and Humanitarian Readings - 2019, XII International Scientific and Practical Conference, Publishing House OmSTU, Omsk, pp. 295-300.

3. Mudrievskaya, E. V. (2012), "About the influence of training activity in the institutions of higher education on students' attitude toward physical education", Omsk Scientific Bulletin, Vol. 109 No. 3, pp. 168-170.

Контактная информация: elena_mudray55@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.06.2021

УДК 796.011.3

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА

Светлана Викторовна Мусина, старший преподаватель, Инга Владимировна Чернышева, старший преподаватель, Марина Владимировна Шлемова, старший преподаватель, Джамиля Алиевна Мустафина, кандидат педагогических наук, доцент, Галия Алиевна Рахманкулова, старший преподаватель, Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета; Светлана Дмитриевна Зорина, кандидат педагогических наук, доцент, Волжский институт экономики, педагогики и права

Аннотация

В статье на основе детального исследования показано, что избыток жирового компонента в массе тела у девушек-студенток негативно влияет на большинство показателей физической подготовленности и функционального состояния. Соматическое здоровье таких студенток соответствует уровню ниже среднего. Это подчеркивает необходимость при планировании и организации физического воспитания в учебных заведениях использовать индивидуальный или дифференцированный подход к студенткам данной категории.

Ключевые слова: избыток массы тела, студентки, занятия физической культурой, показатели физической подготовленности, функциональное состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.