Научная статья на тему 'МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В ВЫБОРЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В ВЫБОРЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / АНКЕТИРОВАНИЕ / МОТИВИРОВКА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сумина Виктория Владимировна, Терёхина Ирина Владимировна, Мудриевская Елена Владимировна

Спортивно ориентированное физическое воспитание в системе высшего образования осуществляется в условиях добровольного выбора студентами основного средства для своего физического совершенствования. При этом существуют причины, побуждающие их принимать решение в пользу того или иного вида двигательной активности. Вопрос внутренних побуждений, определяющих интерес представителей студенческой молодежи к регулярным занятиям конкретным видом физических упражнений, недостаточно изучен и стал предметом нашего исследования. Для получения первичной информации по рассматриваемому вопросу применен метод сплошного анкетирования юношей основной медицинской группы, поступивших на первый курс университета. Результаты исследования показали, что большинство молодых людей понимает прикладное значение выбранных упражнений, желает и надеется с их помощью повышать свой уровень физической или спортивной подготовленности и получать психоэмоциональное удовлетворение от учебнотренировочных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сумина Виктория Владимировна, Терёхина Ирина Владимировна, Мудриевская Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL ASPECTS OF THE PREFERENCES OFFIRSTYEAR STUDENTS IN THE CHOICE OF MEANS OFPHYSICAL EDUCATION

Sports-oriented physical education in the system of higher education is carried out in the conditions of voluntary choice of the main means for their physical improvement by students. At the same time, there are reasons that encourage them to make decision in favor of the particular type of motor activity. The question of internal motives that determine the interest of representatives of student youth in regular classes of the specific type of physical exercise has not been sufficiently studied and has become the subject of our research. To obtain primary information on the issue under consideration, the method of continuous questioning of young men of the main medical group who entered the first year of the university was applied. The results of the study showed that the majority of young people understand the applied significance of the selected exercises, want and hope to use them to increase their level of physical or athletic fitness and get psychoemotional satisfaction from training sessions.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В ВЫБОРЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Физическая культура и физическая подготовка : учебник для студентов высших учебных заведений / В. Я. Кикоть, И. С. Барчуков, Ю. Н. Назаров [и др.] ; под ред. В.Я. Кикотя. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 455 с.

2. Виленский, М.Я. Физическая культура: учебник / М.Я. Виленский. - 2-е изд., стер. -Москва : Кнорус, 2013. - 424 с.

3. Ильинич, В.И. Физическая культура студента и жизнь : учебник / В.И. Ильинич. -Москва : Гардарики, 2007. - 366 с.

4. Ларионова, О.В. К вопросу об организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура в вузе» / О.В. Ларионова // Путь науки. - 2014. - № 10 (10). - С. 97-99.

5. Мыцык, И. А. Оценка медицинской группы для занятий физической культурой в вузах / И.А. Мыцык // Проблемы современной науки и образования. - 2014. - № 6 (24). - С. 129-130.

REFERENCES

1. Barchukov, I.S. and Kikot, V.Ya. (2020), Physical education and physical training, textbook, Yuniti-Dana, Moscow.

2. Vilensky, M.Ya. (2013), Physical Culture, textbook, Knorus, Moscow.

3. Ilinich, V.I. (2007, Student's physical culture and life, textbook, Gardariki, Moscow.

4. Larionova, O. (2014), "To the question of the organization of the educational process in the discipline Physical culture at the university", Journal the Path of Science, No.10, pp. 97-99.

5. Mytsyk, I. (2014), "Evaluation of a medical group for physical education classes in universities", Modern Science and Education, No. 6 (24), pp. 129-130.

Контактная информация: ha-ha.90@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.09.2021

УДК 796.06:378

МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В ВЫБОРЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Виктория Владимировна Сумина, старший преподаватель, Ирина Владимировна Те-рёхина, старший преподаватель, Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина; Елена Владимировна Мудриевская, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный технический университет

Аннотация

Спортивно ориентированное физическое воспитание в системе высшего образования осуществляется в условиях добровольного выбора студентами основного средства для своего физического совершенствования. При этом существуют причины, побуждающие их принимать решение в пользу того или иного вида двигательной активности. Вопрос внутренних побуждений, определяющих интерес представителей студенческой молодежи к регулярным занятиям конкретным видом физических упражнений, недостаточно изучен и стал предметом нашего исследования. Для получения первичной информации по рассматриваемому вопросу применен метод сплошного анкетирования юношей основной медицинской группы, поступивших на первый курс университета. Результаты исследования показали, что большинство молодых людей понимает прикладное значение выбранных упражнений, желает и надеется с их помощью повышать свой уровень физической или спортивной подготовленности и получать психоэмоциональное удовлетворение от учебно-тренировочных занятий.

Ключевые слова: студенты, физкультурно-спортивные интересы, анкетирование, мотивировка, физическое воспитание.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p285-289

MOTIVATIONAL ASPECTS OF PREFERENCES OF THE FIRST-YEAR STUDENTS IN THE CHOICE OF MEANS OF PHYSICAL EDUCATION

Viktoriya Vladimirovna Sumina, the senior teacher, Irina Vladimirovna Terekhina, the senior teacher, Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin; Elena Vladimirovna Mudrievskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Omsk State Technical

University

Abstract

Sports-oriented physical education in the system of higher education is carried out in the conditions of voluntary choice of the main means for their physical improvement by students. At the same time, there are reasons that encourage them to make decision in favor of the particular type of motor activity. The question of internal motives that determine the interest of representatives of student youth in regular classes of the specific type of physical exercise has not been sufficiently studied and has become the subject of our research. To obtain primary information on the issue under consideration, the method of continuous questioning of young men of the main medical group who entered the first year of the university was applied. The results of the study showed that the majority of young people understand the applied significance of the selected exercises, want and hope to use them to increase their level of physical or athletic fitness and get psychoemotional satisfaction from training sessions.

Keywords: students, physical culture and sports interests, survey, motivation, physical education.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение мотивации студентов в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности с целью последующего решения проблем по ее формированию представляет собой научный интерес для преподавателей высшей школы, даже несмотря на то, что является делом непростым, многоуровневым, протяженным по времени исполнения [1, 2, 8].

Образовательные, воспитательные, оздоровительные задачи физического воспитания студентов могут вполне успешно решаться средствами и методами какого-либо вида спорта или оздоровительной системы [3]. Реализация концепции спортизации физического воспитания в высших учебных заведениях позволяет не только использовать научные знания и накопленный опыт в подготовке спортсменов разных уровней квалификации, но и в значительной степени удовлетворить физкультурно-спортивные интересы студенческой молодежи [6, 7].

Как показывают результаты ранее проведенных исследований, у студентов первого курса на добровольный выбор вида физических упражнений в значительной степени влияют уже имеющиеся у них знания, умения и навыки в области физкультурно-спортивной деятельности. Также нами было установлено, что физкультурно-спортивные интересы, выражающие направленность и стремление молодых людей на познание определенных видов спорта, обладают достаточно высокой устойчивостью [4].

Следует предположить, что в основе спортивных предпочтений каждого студента есть скрытая причина, определяющая исход индивидуального выбора средств физического воспитания. Объяснение человеком причин, побудивших его на конкретные действия (в данном случае - выбор вида двигательной активности), принято называть мотивировкой, в которой отражено субъективное понимание действительности.

Цель настоящей работы состоит в определении качественного и количественного состава мотивировок добровольного выбора студентами первого курса упражнений для их физического совершенствования.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Процесс физического воспитания студентов первого курса начинался с изучения их предпочтений в сфере двигательной активности. Для этого в начале учебного года

проводилось анкетирование, которое позволяло выявить не только физкультурно-спортивные интересы первокурсников, но отчасти и причины, побудившие их сделать тот или иной выбор. Поэтому в анкете есть перечни и видов физических упражнений, доступных для обучения в вузе, и мотивировок аргументирующих студенческий выбор основных средств физического воспитания.

Для изучения и освоения на практических занятиях по физической культуре юношам были предложены баскетбол, волейбол, футбол, самбо, плавание, легкая атлетика, лыжные гонки. Первокурсники имели возможность самостоятельно и добровольно выбрать любой вид упражнений. Чтобы они смогли лучше осознать свой выбор, в анкету включили вопрос: "Почему Вы выбрали именно этот вид физических упражнений?".

За вопросом следовали восемь вариантов ответов (мотивировок), помогающих респонденту объяснить выбор вида двигательной активности. Каждая мотивировка в некоторой степени характеризовала личностные качества студента и мотивационную сферу его физкультурной деятельности.

Первый ответ: "Выбираю этот вид упражнений, так как считаю, что навыки и способности, сформированные на занятиях ими, будут мною востребованы" характеризует, на наш взгляд, понимание респондентом прикладного значения умений и навыков, приобретенных в процессе физического воспитания.

Второй ответ: "Выбираю этот вид упражнений, потому что они популярны" указывает на направленность респондента быть современным человеком.

Третий ответ: "Выбираю этот вид упражнений, так как имею желание войти в состав сборной команды по данному виду спорта" выявляет у студента наличие спортивных амбиций, стремление к самореализации.

Четвертый ответ: "Выбираю этот вид упражнений, потому что они в наибольшей степени способствуют моему физическому совершенствованию" отражает понимание респондентом действия и назначения упражнений и его намерение к совершенствованию.

Пятый ответ: "Выбираю этот вид упражнений, так как их советовали и предпочли мои друзья и знакомые" свидетельствует об отсутствии у первокурсника собственного мнения и суждения о роли двигательной активности.

Шестой ответ: "Выбираю этот вид упражнений, потому что учебные занятия проводятся на хорошей материально-технической базе" показывает наличие у респондента предпочтения к комфортным условиям деятельности.

Седьмой ответ: "Выбираю этот вид упражнений, так как мне нравятся эмоциональные переживания и мышечные ощущения от занятий ими" демонстрирует значимость психоэмоционального удовлетворения для студента.

Восьмой ответ: "Выбираю этот вид упражнений, но мне безразлично, какие средства будут использованы в физической подготовке" явствует об отсутствии у студента первого курса убеждений, целей, установок в сфере физкультурной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для анализа и обобщения результатов социологического исследования были использованы данные анкетирования 1200 юношей основной медицинской группы 2015-18 годов поступления в высшее учебное заведение.

Установлено, что студенты первого курса в объяснении причин своих физкультур-но-спортивных предпочтений наиболее часто ссылались на следующие мотивировки: первую (прикладность двигательных навыков), третью (самореализация в спорте), четвертую (физическое совершенствование средствами конкретного вида двигательной активности) и седьмую (чувственное удовлетворение).

Вторая (популярность вида спорта), пятая (рекомендации друзей, родных и однокурсников), шестая (материально-техническое оснащение мест занятий) и восьмая (индифферентное отношение к занятиям физическими упражнениями) мотивировки имели

значительно меньшее число упоминаний в ответах респондентов (рисунок).

□ Мотивировка 1 □Мотивировка 2

□ Мотивировка 3

□ Мотивировка 4 □Мотивировка 5 □Мотивировка 6 ■Мотивировка 7 ■Мотивировка 8

24 % 25 %

Рисунок

0 5 10 15 20 25 30

Мотивировки студентов первого курса (юноши) в выборе средств физического воспитания

Представленные здесь результаты не только существенно не отличаются, но даже во многом совпадают с данными, полученными нами в более ранних исследованиях [5].

ВЫВОДЫ

Значительная часть из числа опрошенных юношей понимает прикладное значение выбранных упражнений, желает и надеется с их помощью повышать свой уровень физической или спортивной подготовленности и получать психоэмоциональное удовлетворе -ние от учебно-тренировочных занятий.

Небольшое число студентов ориентировано на модные виды упражнений, советы друзей и однокурсников, задумывается о комфортных условиях или не осознает мотивы занятий. Обобщая результаты нескольких социологических исследований, смеем констатировать у молодых людей, поступавших в высшие учебные заведения в последнее десятилетие, высокую степень сформированности физкультурно-спортивных интересов и предпочтений в выборе упражнений для своего физического совершенствования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белов Д.О. Исследование проблемы формирования мотивации к занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью / Д.О. Белов // Вестник Самарского государственного университета путей сообщений. - 2012. - Вып. 1 (15) - С. 158-161.

2. Васельцова И.А. Изучение мотивации к занятиям физической культурой студенческой молодежи / И.А. Васельцова, А.Б. Бродецкий, С.А. Петров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). - С. 19-25.

3. Мудриевская Е.В. Педагогические подходы к физическому воспитанию в системе профессионального образования / Е.В. Мудриевская // Индивидуальные и возрастные особенности развития двигательных и умственных способностей : сб. науч. тр. - Омск : СибАДИ, 2010. - С. 160-165.

4. Мудриевская Е.В. Анализ физкультурно-спортивных интересов студентов первого курса высшего учебного заведения / Е.В. Мудриевская, О.Г. Ковальчук // Омский научный вестник. -2010. - № 4 (89). - С. 143-146.

5. Мудриевская Е.В. Основные причины выбора средств физического совершенствования студентами высшего учебного заведения / Е.В. Мудриевская, С.С. Мамонтов // Динамика систем, механизмов и машин. - 2014. - № 6. - С. 150-152.

6. Мудриевская Е.В. Физкультурно-спортивные интересы студентов первого курса высшего учебного заведения / Е.В. Мудриевская // Физическая культура в системе аграрного профессионального образования: идеи, технологии, перспективы : сб. материалов VI науч.-практ. конф., по-свящ. 100-летнему юбилею университета (Омск, 24-25 янв. 2017 г.). - Омск : ФГБОУ ВО Омский ГАУ, 2017. - С. 135-138. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). - Загл. с экрана.

7. Мудриевская Е.В. Двигательный опыт студентов первого курса и их предпочтения в выборе средств физического воспитания / Е.В. Мудриевская // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 7 (197). - С. 233-236.

8. Романова, Е.В. Мотивация молодежи к занятиям физической культурой (на примере студентов Алтайского края) / Е.В. Романова, Л.В. Готовчикова // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2017. - № 1 (4). - С. 49-59. - URL: http://journal.asu.ru/zosh/article/view/1739 (дата обращения: 09.09.2021).

REFERENCES

1. Belov, D.O. (2012), "Research of the problem of formation of motivation to engage in physical culture and recreation activities", Bulletin of the Samara State University of Railway Communications, No. 1 (15), pp. 158-161.

2. Vaseltsova, I.A., Brodetskiy, A.B. and Petrov, S.A. (2016), "Study of motivation to engagement in physical culture of students youth", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (139), pp. 19-25.

3. Mudrievskaya, E.V. (2010), "Pedagogical approaches to physical education in the system of vocational education", Individual and age-related features of the development of motor and mental abilities, Collection of scientific papers, SibADI Publishing House, Omsk, pp. 160-165.

4. Mudrievskaya, E.V. and Kovalchuk, O.G. (2010), "Analyses of sport interests of first-year students in university", Omsk scientific bulletin, No. 4 (89), pp. 143-146.

5. Mudrievskaya, E.V. and Mamontov, S.S. (2014), "The main reasons for choosing the means of physical improvement by students of a higher educational institution", Dynamics of system, mechanisms and mashines, No. 6, pp. 150-152.

6. Mudrievskaya, E.V. (2017), "Physical culture and sports interests of first-year students of a higher educational institution", Physical culture in the system of agricultural vocational education: ideas, technologies, prospects, Materials of the VI scientific and practical conference dedicated to the 100th anniversary of the University, OmGAU Publishing House, Omsk, pp. 135-138.

7. Mudrievskaya, E.V. (2021), "Motor experience of the first-year students and their preferences in the choice of physical education means", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (197), pp. 233-236.

8. Romanova, E.V. and Gotovchikova, L.V. (2017), "Motivation of young people to engage in physical culture (on the example of students of the Altai Territory)", Health, Physical Culture and Sports, No. 1 (4), pp. 49-59, available at: http://journal.asu.ru/zosh/article/view/1739 (date accessed: 09.09.2021).

Контактная информация: elena_mudray55@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.09.2021

УДК 378.147

ПУТИ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Залина Текеева, старший преподаватель, Зухра Тамбиева, старший преподаватель, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск

Аннотация

В статье описываются пути и методы формирования положительной стабильной мотивации к изучению иностранного языка. Тема актуальна. Существенное значение в мотивации учения имеет содержание учебного материала, способы и методы их использования. Не каждый учебный материал может оказывать мотивационное воздействие, а лишь такой, информационное содержание которого отвечает существующим и снова появляющимся интересам обучающегося. Целью исследования является рассмотрение этапов изучения каждой темы учебной программы для реализации путей и методов формирования положительной стабильной мотивации к изучению иностранного языка. Практическое значение заключается в том, что рассматриваются разнообразные виды совместной работы, что позволяет распределять учебную работу для разных категорий обучаемых, распределять работу так, чтобы она была доступной для всех обучающихся. Это имеет большое значение для становления мотивации учения.

Ключевые слова: мотивация, учебный материал, информационное содержание, обучающиеся, совместная работа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.