Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА'

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
53
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБЫТОК МАССЫ ТЕЛА / СТУДЕНТКИ / ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ / ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мусина Светлана Викторовна, Чернышева Инга Владимировна, Шлемова Марина Владимировна, Мустафина Джамиля Алиевна, Рахманкулова Галия Алиевна

В статье на основе детального исследования показано, что избыток жирового компонента в массе тела у девушек-студенток негативно влияет на большинство показателей физической подготовленности и функционального состояния. Соматическое здоровье таких студенток соответствует уровню ниже среднего. Это подчеркивает необходимость при планировании и организации физического воспитания в учебных заведениях использовать индивидуальный или дифференцированный подход к студенткам данной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мусина Светлана Викторовна, Чернышева Инга Владимировна, Шлемова Марина Владимировна, Мустафина Джамиля Алиевна, Рахманкулова Галия Алиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE FUNCTIONAL STATE OF OVERWEIGHT FEMALE STUDENTS

In the article, based on a detailed study, it is shown that the excess of the fat component in the body weight of female students negatively affects most indicators of physical fitness and functional state. The somatic health of such students corresponds to a level below average. This underlines the need to use an individual or differentiated approach to students of this category when planning and organizing physical education in educational institutions.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА»

Выше обозначенный факт приводит к тому, что для занятий по спортивным специализациям формируются неоднородные по качественному составу учебные группы, включающие студентов с разным уровнем не только спортивно-технической, но и функциональной подготовленности. При обучении новым двигательным действиям это создает трудности организационно-методического порядка, которые с позитивной точки зрения можно рассматривать как условия благоприятствующие реализации принципов дифференциации и индивидуализации в физическом воспитании студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ваисов, К.М. Мотивировки выбора студентами борьбы как основного средства физического совершенствования / К.М. Ваисов, Е.В. Мудриевская // Омский научный вестник. - 2015. - № 5 (142). - С. 115-117.

2. Катрина, М.И. Результаты опроса студентов в сфере физкультурно-спортивной деятельности / М.И. Катрина // Омские социально-гуманитарные чтения-2019 : материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. (Омск, 16-18 апр. 2019 г.) - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2019. - С. 295-300.

3. Мудриевская, Е.В. О влиянии учебной деятельности в высших учебных заведениях на отношение студентов к физическому воспитанию / Е.В. Мудриевская // Омский научный вестник. -2012. - № 3 (109). - С. 168-170.

REFERENCES

1. Vaisov, K. M. and Mudrievskaya, E. V. (2015), "The reasons for students choosing wrestling as key means of physical development", Omsk Scientific Bulletin, Vol. 142 No. 5, pp. 115-117.

2. Katrina, M. I. (2019), "Results of a survey of students in the field of physical culture and sports activities", Omsk Social and Humanitarian Readings - 2019, XII International Scientific and Practical Conference, Publishing House OmSTU, Omsk, pp. 295-300.

3. Mudrievskaya, E. V. (2012), "About the influence of training activity in the institutions of higher education on students' attitude toward physical education", Omsk Scientific Bulletin, Vol. 109 No. 3, pp. 168-170.

Контактная информация: elena_mudray55@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.06.2021

УДК 796.011.3

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА

Светлана Викторовна Мусина, старший преподаватель, Инга Владимировна Чернышева, старший преподаватель, Марина Владимировна Шлемова, старший преподаватель, Джамиля Алиевна Мустафина, кандидат педагогических наук, доцент, Галия Алиевна Рахманкулова, старший преподаватель, Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета; Светлана Дмитриевна Зорина, кандидат педагогических наук, доцент, Волжский институт экономики, педагогики и права

Аннотация

В статье на основе детального исследования показано, что избыток жирового компонента в массе тела у девушек-студенток негативно влияет на большинство показателей физической подготовленности и функционального состояния. Соматическое здоровье таких студенток соответствует уровню ниже среднего. Это подчеркивает необходимость при планировании и организации физического воспитания в учебных заведениях использовать индивидуальный или дифференцированный подход к студенткам данной категории.

Ключевые слова: избыток массы тела, студентки, занятия физической культурой, показатели физической подготовленности, функциональное состояние.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p236-241

ASSESSMENT OF THE FUNCTIONAL STATE OF OVERWEIGHT FEMALE

STUDENTS

Svetlana Viktorovna Musina, the senior teacher, Inga Vladimirovna Chernycheva, the senior teacher, Marina Vladimirovna Shlemova, the senior teacher, Jamilya Alievna Mustafina, the

candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Galiya Alievna Rakhmankulova, the senior teacher, Volzhsky Polytechnic Institute (branch) of Volgograd State Technical University, Svetlana Dmitrievna Zorina, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Volzhsky Institute of Economics Pedagogy and Law

Abstract

In the article, based on a detailed study, it is shown that the excess of the fat component in the body weight of female students negatively affects most indicators of physical fitness and functional state. The somatic health of such students corresponds to a level below average. This underlines the need to use an individual or differentiated approach to students of this category when planning and organizing physical education in educational institutions.

Keywords: surplus of the body's weight, female students, occupations by physical culture the indexes of physical preparedness, functional state.

ВВЕДЕНИЕ

Общеизвестно, что масса тела человека является одним из основных показателей его физического развития, представляя собой интегральную оценку характера обмена веществ, энергетических и информационных процессов в организме. К тому же, исследования специалистов показали, что количество студентов с избытком массы тела от определенной нормы, в некоторых вузах составляет 30-40% от всех обучающихся. Тем не менее, большинство современных методик занятий физической культурой в различных учебных заведениях нашей страны этот важный фактор в должной мере не учитывают [6]. Данная ситуация требует разработки и научного обоснования специфики методик занятий физической культурой для студенток, имеющих избыток массы тела. Также очень важно учитывать, совпадают ли уровни их физического развития, физической и функциональной подготовленности [3].

Цель исследования - разработать и научно обосновать методику физической подготовки студенток с избыточной массой тела на занятиях физической культурой.

В исследовании приняли участие 189 девушек-студенток обучающихся на начальных курсах Волжского политехнического института, от общего количества измерений у 46,9% была зафиксирована избыточная масса тела. Таким образом, можно утверждать, что проблема избытка веса в данном учебном заведении на младших курсах у девушек, очевидно, выражена [2].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В таблице 1 представлены статистические характеристики показателей физического развития девушек-студенток с избыточной массой тела.

И так, средняя величина длины тела, или рост испытуемых, составила 162,87 см.

Это чуть меньше (на 0,69%) средней статистической величине российских девушек, так как по данным многочисленных исследований она составляет 164 см. При таком росте масса тела в норме у девушек 17-19 лет должна быть в пределах 62 кг (Индекс Брока-Бругша). Если же рассматривать норму массы тела, исходя из типа телосложения, а в нашем случае из 15 девушек у 10 определен нормостенический тип, то для таких студенток она составляет 55,38 кг [4]. То есть, если величина роста у исследуемых студенток находится в пределах статистически средней величины, то масса их тела превышает норму на 15,53 кг, или на 28,0%. Соответственно и весоростовой индекс Кетле исследуемой

группы девушек отличается от нормы. Так, за норму этого индекса у девушек 17-19 лет принимают величину 325-375 г/см. В нашем случае средняя величина весоростового индекса была равна 434,01 г/см, что на 15,8% превышает верхнюю границу.

Таблица 1 - Статистические характеристики показателей физического развития студенток с избыточной массой тела (п = 15)_

№ Показатели Х о ±т У%

1. Длина тела (см) 162,87 4,96 1,28 3,0

2. Масса тела (кг) 70,91 11,68 17,14 15,3

3. Весоростовой индекс (г/см) 434,01 66,32 4,51 8,8

4. Объем грудной клетки (см) 89,73 9,69 2,50 10,8

5. Индекс Эрисмана (см) 8,37 8,55 2,21 102,2

6. Абсолютное содержание жировой массы тела (кг) 23,95 5,34 1,38 28,2

7. Относительное содержание жировой массы тела (%) 33,78 3,93 1,02 14,8

8. Абсолютное содержание мышечной массы тела (кг) 20,26 5,13 1,33 15,4

9. Относительное содержание мышечной массы тела (%) 28,57 2,41 0,62 5,1

10. Общая скорость форсированного выдоха (л/сек) 2,44 0,62 0,16 25,1

11. Жизненная емкость легких (мл) 2229,93 567,33 146,6 25,4

Больше нормы оказался и объем грудной клетки (ОГК). Если в норме для девушек 17-19 лет при росте 164-165 см ОГК составляет 84,9 см [4], то у наших испытуемых средняя величина данного показателя больше на 4,83 см или 5,7%. Грудная клетка большинства девушек с избыточной массой тела развита, значительно превышает норму, о чем свидетельствует положительное значение индекса Эрисмана 8,37 см (норма - 1,52,0). Средняя величина относительного содержания жировой ткани в организме девушек-студенток составила 33,78%. Учитывая, что нормой данного показателя для девушек до 20 лет является диапазон от 14 до 21% жировой ткани [1] можно утверждать, что избыток ее составляет более 12%. А вот относительное содержание мышечной ткани у девушек с избыточной массой тела оказалось меньше принятой нормы. Так, в исследуемой группе средняя относительная величина мышечной ткани была зафиксирована в 28,57%. Минимальной же допустимой границей этого показателя для девушек до 20 лет является величина 30,0% [1]. Средняя величина жизненной емкости легких (ЖЕЛ) в возрасте 17-19 лет у девушек с ростом 162,87 см и массой тела 70,91 кг должна быть 3423,39 мл. На самом же деле этот показатель оказался намного меньше - 2229,93 мл. Это на 53,5% меньше должной величины ЖЕЛ для данной группы исследуемых девушек. Таким образом, есть веские основания утверждать, что, у девушек с избыточной массой тела еще наблюдается и недостаток мышечной ткани. В таблице 2 представлены статистические характеристики показателей физической подготовленности этих же студенток.

Таблица 2 - Статистические характеристики показателей физической подготовленности студенток с избыточной массой тела (п = 15)_

№ Показатели Х о ±т ¥%

1. Глубина наклона туловища (см) 10,87 5,47 1,41 50,3

2. Бег 500 м (с) 135,92 14,70 3,80 10,8

3. Челночный бег 3x10 м (с) 10,02 2,69 0,70 26,8

4. Сила правой кисти (кг) 31,26 4,69 1,21 15,0

5. Сила левой кисти (кг) 29,22 4,20 1,09 14,4

6. Становая динамометрия (кг) 76,61 18,94 4,89 24,7

7. Жим штанги лежа от груди (кг) 35,50 6,20 1,60 17,5

8. Жим штанги лежа ногами (кг) 96,61 21,61 5,58 22,4

9. Отжимания от пола (раз) 7,60 7,23 1,87 95,1

Так, у данной категории средний показатель глубины наклона туловища, которые характеризует гибкость, равен 10,87 см. Это соответствует низкому уровню развития этой физической способности для девушек 17-20 лет, так как нижняя пороговая величина уровня составляет 10,0 см [5]. То же можно сказать и о средней величине результата в беге на 500 м. Так, у студенток с избыточной массой тела она равна 135,92 с, то есть 2 ми-

нуты 15,92 секунды, что соответствует также низкому уровню развития выносливости [5]. У исследуемых студенток оказался и низким уровень развития координационных способностей. Так, девушки с избыточной массой тела в среднем показали в беге 10,02 с, а нижняя граница соответствует результату 9,6 с [5].

Динамометрия сильнейшей руки у женщин в среднем составляет 48-50% от их массы тела. Учитывая, что средняя величина массы тела у испытуемых студенток оказалась 70,91 кг, динамометрия у них должна быть на уровне 34,0-35,5 кг. На самом деле результаты оказались несколько ниже. Так, средняя величина динамометрии правой кисти была равна 31,26 кг, а левой - 29,22 кг. То есть, недостаток мышечной массы, несмотря на избыток общей массы тела, может быть причиной низкого уровня развития силовых способностей у девушек-студенток. Становая динамометрия, которая в большей мере характеризует статическую силу мышц разгибателей туловища и ног у исследуемых, равна в среднем 76,61 кг. Специалисты отмечают, что пороговым значением низкого уровня развития силы указанных мышц является величина равная 125% от собственного веса человека, то для данной категории студенток - это 88,64 кг. То есть, в нашем случае у испытуемых девушек становая динамометрия в среднем составила всего 108,0%, а не 125%, как требуется. Таким образом, недостаток мышечной массы у девушек существенно влияет на силовые способности мышц разгибателей туловища и ног, а также рук, проявляемые в статическом режиме сокращения. В жиме руками девушки с избыточной массой тела в среднем показали результата 35,50 кг, что составляет 50,1% от их среднего веса. Это соответствует среднему уровню развития силовых способностей. А вот в жиме ногами у данных студенток средний показатель составил 96,61 кг, что равняется 136% от средней массы тела. Это - высокий уровень развития силы. Таким образом, недостаточная масса мышечной ткани и избыточная общая масса тела у студенток не влияет на проявление максимальной динамической силы. Средняя величина отжиманий от пола у девушек с избыточной массой тела составила 7,60 раз. Это значительно хуже низкого уровня развития силовых способностей, так как его пороговая величина для студенток 17-20 лет составляет 20 раз [5].

Следовательно, можно утверждать, что избыточная масса тела и недостаток мышечной ткани в организме студенток начальных курсов негативно влияет на показатели динамической и статической выносливости, статической силы, координационных способностей и общей выносливости. Однако максимальная динамическая сила у таких студенток находится на достойном уровне.

В таблице 3 представлены статистические характеристики показателей функциональной подготовленности исследуемых студенток.

Анализ представленных данных показал, что частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое в положении сидя у девушек-студенток с избыточной массой тела в среднем равняется 74,85 уд/мин. У здоровых девушек этого возраста ЧСС в покое должна быть в пределах 60-75 уд/мин.

У наших испытуемых зафиксированное среднее значение ЧСС несколько превышает нижнюю границу принятой нормы, но это во многом это объясняется естественным эмоциональным состоянием девушек в момент исследований на учебных занятиях физической культурой. При этом средняя величина систолического артериального давления (СД) у студенток составила 118,71 мм рт.ст., а диастолического давления (ДД) - 71,93 мм рт.ст. Для молодых людей в возрасте 16-20 лет, не зависимо от половой принадлежности, нормальным артериальное давление считается, если СД находится в пределах 100-120 мм рт.ст., а ДД - 70-80 мм рт.ст. То есть, в нашем случае артериальное давление у девушек с избыточной массой тела находится в пределах установленной медицинской нормы. Среднее время задержки дыхания на вдохе (проба Штанге) у исследуемого контингента девушек оказалось равным 49,79 с. Это соответствует среднему уровню развития дыхательной системы [4]. Среднее время задержки дыхания на выдохе (проба Генчи) состави-

ло 28,57 с. Это также соответствует среднему уровню.

Таблица 3 - Статистические характеристики показателей функциональной подготовленности_

№ Показатели Х G ±m V%

1. ЧСС в покое (уд/мин) 74,85 7,99 2,06 10,7

2. СД (мм рт.ст.) 118,71 9,90 2,56 8,3

3. ДД (мм рт.ст.) 71,93 4,89 1,26 6,8

4. Проба Штанге (с) 49,79 19,14 4,95 39,0

5. Проба Генчи (с) 28,57 11,45 2,96 40,1

6. Проба Руфье (ед) 13,03 5,81 1,50 44,6

7. Проба с ходьбой (м/с) 2,12 1,44 0,37 67,9

8. Жизненный индекс (мл/кг) 32,50 9,90 2,56 30,05

9. Оценка здоровья по Апанасенко (ед) 4,64 3,50 0,90 75,4

Таким образом, избыточная масса тела не влияет на дыхательную функцию в покое. При выполнении функциональной пробы Руфье студентки с избытком массы тела в среднем показали результат равный 13,03 условных единиц. Данный показатель оценивается как «плохо» и характеризуется «сердечная недостаточность сильной степени».

Жизненный индекс (ЖИ) для молодых девушек в среднем должен быть не менее 50 мл/кг [4]. У студенток с избыточной массой тела ЖИ 32,50 мл/кг. Это на 35,0% меньше принятой нормы. Соматическое здоровье данных студенток, по экспертной оценке Г.Л. Апанасенко, находится на уровне ниже среднего, а не низкого. Так как их средняя величина данного показателя составила 4,64 условных единиц.

ВЫВОДЫ

Можно констатировать, что избыточная масса тела студенток не оказывает негативного влияния на большинство показателей их функциональной подготовленности, однако, на показателях состояния здоровья это вполне отражается. Это позволяет сделать следующее заключение: девушки с избыточной массой тела могут заниматься физическими упражнениями на учебных занятиях только в подготовительной группе, а на внеурочных физкультурных занятиях необходимо применять дифференцированный подход [3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Дорохов Р.Н. Спортивная морфология : учебное пособие / Р.Н Дорохов, В.П. Губа. -Москва : СпортАкадемПресс, 2002. - 232 с.

2. Егорычева Е.В. Исследование отклонений массы тела у современной студенческой молодёжи / Е.В. Егорычева, С.В. Мусина // Современные исследования социальных проблем. - 2011. -№ 4.- URL: http://sisp.nkras.rU/issues/2011/4/egorycheva.pdf (дата обращения: 01.05.2021).

3. Мусина С.В. Физическое состояние юношей-студентов с избыточной массой тела в аспекте педагогического анализа / С.В. Мусина, В.В. Чёмов, И.А. Фатьянов // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 1. - C. 62-65.

4. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности : учебное пособие / Б.Х. Ланда. - Москва : Советский спорт, 2006. - 208 с.

5. Якимович В.С. Проектирование системы физического воспитания детей и молодежи в различных учебных заведениях : монография / В.С. Якимович. - Волгоград : Изд-во Волгогр. гос. архитектур.-строит. ун-та, 2002. - 136 с.

6. Якимович В.С. Взаимосвязь показателей здоровья и физической подготовленности студенческой молодёжи с избыточной массой тела / В.С. Якимович, С.В. Мусина // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 1. - C. 37-40.

REFERENCES

1. Dorokhov, R.N. and Guba, V.P. (2002), Sports morphology: textbook, Sportakadempress, Moscow.

2. Egorycheva, E.V. Musina S.V. (2011), "Research of deviations of the body's weight of modern students", Modern researches of social problems, No. 4, available at:

http://sisp.nkras.ru/issues/2011/4/egorycheva.pdf.

3. Musina, S.V., Chemov V.V. and Fatyanov, I.A. (2017), "Physical condition of young men-students with excessive body weight in the aspect of pedagogical analysis", Theory and practice ofphysical culture, No 1, pp. 62-65.

4. Landa, B.H. (2006), Technique of integrated assessment ofphysical development and physical fitness: study guide, Soviet sport, Moscow.

5. Yakimovich, V.S. (2002), Design of system ofphysical training of children and youth in various educational institutions: monograph, publishing house "VolgGASU", Volgograd.

6. Yakimovich, V.S. and Musina, S.V. (2013), "Relationship of health indicators and physical fitness of students with overweight", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 37-40.

Контактная информация: Mif_74@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.05.2021

УДК 796.015.2:796.332

ПРОГРАММИРОВАНИЕ РАБОЧИХ МИКРОЦИКЛОВ НА СПЕЦИАЛЬНО-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ТРЕНИРОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВРАТАРЕЙ В ПЛЯЖНОМ ФУТБОЛЕ

Руслан Рамилевич Мухамедзянов, старший преподаватель, Максим Юрьевич Нифонтов, кандидат психологических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-

Петербург

Аннотация

Спорт высших достижений связан с преодолением чрезмерных тренировочных и соревновательных нагрузок. Планирование тренировочной нагрузки в игровых видах спорта осуществляется в рамках рабочих тренировочных микроциклов, которые должны обеспечивать оптимизацию спортивной формы на этапах годичного тренировочного цикла. Специально-подготовительный этап тренировки высококвалифицированных вратарей в пляжном футболе направлен на повышение двигательной подготовленности и совершенствование технико-тактического мастерства в условиях, приближенных к соревновательным. Статья посвящена анализу современных подходов к программированию рабочих микроциклов на специально-подготовительном этапе тренировки высококвалифицированных вратарей в пляжном футболе.

Ключевые слова: пляжный футбол, высококвалифицированные спортсмены, программирование, микроцикл, специально-подготовительный этап.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p241-245

PROGRAMMING OF WORKING MICROCYCLES AT SPECIALLY-PREPARED STAGE OF TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED GOALKEEPERS IN BEACH

FOOTBALL

Ruslan Ramilevich Mukhamedzyanov, the senior teacher, Maxim Yuryevich Nifontov, the

candidate of psychological sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

Sport of the highest achievements is associated with overcoming excessive training and competitive loads. The planning of the training load in game sports is carried out within the framework of working training microcycles, which should ensure the optimization of sports fitness at the stages of the annual training cycle. The special-preparatory stage of training highly qualified goalkeepers in beach football is aimed at improving motor fitness and improving technical and tactical skills in conditions close to competitive ones. The article is devoted to the analysis of modern approaches to the programming of work microcycles at the special-preparatory stage of training highly qualified goalkeepers in beach football.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.