УДК 37.G37
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ С ДЕФИЦИТОМ
МАССЫ ТЕЛА
Виктор Степанович Якимович, доктор педагогических наук, профессор, Волжский институт строительства и технологий (филиал) Волгоградского государственного архитектурно строительного университета,
Елена Владимировна Егорычева, старший преподаватель,
Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета
Аннотация
На основе экспериментальных исследований и результатов корреляционного и семантического анализа показано, что показатели физического развития, физической подготовленности и здоровья студенческой молодёжи, имеющей дефицит массы тела, зависят в основном от их абсолютной мышечной массы, окружности грудной клетки и силовых способностей. Это справедливо как для юношей, так и для девушек, занимающихся на учебных занятиях физической культурой только в основной и подготовительной медицинской группе, то есть не имеющих отклонений в состоянии здоровья. Физические упражнения и методы их выполнения на учебных и внеучебных занятиях в вузах должны быть направлены на увеличение данных показателей исследуемого контингента студентов.
Ключевые слова: дефицит массы тела, студенческая молодежь, занятия физической культурой.
DOI: 1G.593G/issn.1994-4683.2G12.G5.87.p173-177
CORRELATION OF INDICATORS OF HEALTH AND PHYSICAL READINESS OF STUDENTS WITH DEFICIENCY OF THE BODY'S WEIGHT
Victor Stepanovich Yakimovich, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Volzhsky Institute of Civil Engineering and Technologies (branch) of the Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering,
Elena Vladimirovna Egorycheva, the senior teacher,
Volzhsky Polytechnical Institute (branch) of the Volgograd State Technical University
Annotation
On the basis of pilot studies and results of the correlation and semantic analysis it is shown that indicators of physical development, physical readiness and health of the student's youth having deficiency of the body's weight generally depend on their absolute muscular weight, the thorax circle and power abilities. It is fair both for young men, and for girls, but only for those engaged in practice of physical culture in the main and preparatory medical groups, i. e. without deviations in the state of health. Physical exercises and methods of their performance during educational and nonlearning occupations in higher education institutions should be directed on increase of these indicators among the studied contingent of students.
Keywords: deficiency of the body's weight, student's youth, physical culture occupations.
ВВЕДЕНИЕ
Специалистам давно известно, что масса тела является одним из основных показателей физического развития человека, так как представляет собой интегральную оценку степени обмена веществ, энергетических и информационных процессов в его организме [3]. Однако современные методики занятий физической культурой в отечественных вузах практически не учитывают этот важный фактор. Хотя исследования последних лет показали, что количество студентов дневной формы обучения, имеющих отклонение массы
тела от принятой нормы, достигает в некоторых вузах 30-40% от всех обучающихся [1,2].
Сложившаяся ситуация порождает необходимость разработки специфических методик занятий физической культурой для такого контингента. Естественно, что для этого сначала следует выявить взаимосвязь показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности и установить основные факторы, которые определяют эти взаимосвязи.
МЕТОДИКА
В исследовании приняли участие все 72 студента 1-го и 11-го курсов основной и подготовительной медицинских групп в возрасте 17-19 лет, имеющих отклонение массы тела в сторону дефицита, одного из вузов г. Волжского, Волгоградской области. У всех фиксировали показатели, характеризующие их физическое развитие, физическую подготовленность и состояние здоровья.
Для определения физического развития измеряли: длину тела (при помощи ростомера); массу тела (при помощи анализатора состава массы тела ТАМТА ВС-540); окружность грудной клетки (ОГК) и обхваты частей тела (при помощи сантиметровой ленты); толщину жировых складок (при помощи калипера); общую скорость форсированного выдоха (при помощи нагрузочного спирометра) (ОСФВ). На основании полученных данных рассчитывали: абсолютное и процентное содержание жировой и мышечной ткани (по формулам Я. Матейко); весоростовой индекс (по формуле Кетле); показатель пропорциональности грудной клетки (индекс Эрисмана); жизненную емкость легких (ЖЕЛ) (по формуле ЖЕЛ (мл) = ОСФВ (%) х норма ЖЕЛ (мл) / 100).
Показатели физической подготовленности были получены в результате выполнения тестов: глубины наклона туловища из положения стоя; подтягивания на перекладине (юноши); отжимания от гимнастической скамейки (девушки); жима штанги от груди лёжа; жима веса ногами из положения лежа на спине на тренажере; тяги станового динамометра ДС-500; жима электронного ручного силомера В8 - Б706; челночного бега 3х10 м; бега на дистанции 1000 м (юноши) и 500 м (девушки).
Показатели здоровья включали определение: частоты сердечных сокращений в покое (пальпаторно); артериального давления (АД) (при помощи автоматического измерителя М2Есо (ОМЯОМ); времени задержки дыхания на вдохе (проба Штанге); времени задержки дыхания на выдохе (проба Генче); пробы с ходьбой (по В.Л. Карпману, З.Б. Белоцерковском); пробы Руфье. На основании полученных данных рассчитывали жизненный индекс и уровень здоровья по ГЛ. Апанасенко.
Все показатели были подвергнуты корреляционному и семантическому анализу.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Среди обследованных 72-х человек оказалось 37 юношей (51,4% от всей выборки) и 35 девушек (48,6%). То есть, отклонение массы тела от нормы несколько чаще встретилось у юношей, по сравнению с девушками.
В таблице 1 представлено количество наиболее значимых корреляционных взаимосвязей, образуемых показателями физического развития, физической подготовленности и уровня здоровья студенток, имеющих дефицит массы тела.
Так, семантический анализ наглядно демонстрирует, что показатель № 3 (ОГК) имеет 12 прямых корреляционных взаимосвязей с показателями: № 1 (длина тела г=0,387), № 2 (масса тела 1=0,759), № 4 (абсолютная масса жировой ткани г=0,524), № 6 (абсолютная мышечная масса г=0,537), № 8 (весоростовой индекс г=0,767), № 9 (индекс Эрисмана г=0,701), № 10 (ОСФВ г=0,417), № 11 (ЖЕЛ г=0,417), № 12 (глубина наклона туловища г=0, 360), № 15 (жим веса ногами лёжа г=0,532), № 17 (сила сгибателей правой кисти г=0,434) и № 18 (сила сгибателей левой кисти г=0,393). Как видим, большинство показателей характеризуют физическое развитие (длину и массу тела, весоростовой ин-
деке, ОСФВ, ЖЕЛ) и физическую подготовленность студенток, причем в значительной мере их силовые способности (сила разгибателей ног, сила сгибателей кисти) или же факторы, их определяющие (мышечная масса тела). Такое количество взаимосвязей позволяет считать ОКГ для студенток, имеющих дефицит массы тела, семантическим центром изучаемых переменных.
Таблица 1
Количество наиболее значимых корреляционных взаимосвязей, образуемых показателями физического развития, физической подготовленности и уровня здоровья
студенток, имеющих дефицит массы тела
№ показателя Уровень достоверности № показателей, образующих корреляционные взаимосвязи Всего
3 Р<0,05 1,2,4,6,8,9,10,11,12,15,17,18 12
4 Р<0,05 2,3,5,7,8,10,11,13,19,22,28 11
8 Р<0,05 1,2,3,4,5,6,9,10,11,15,18 11
2 Р<0,05 3,4,5,6,8,10,11,15,17,18 10
17 Р<0,05 1,2,3,6,7,10,11,16,18,28 10
18 Р<0,05 1,2,3,6,8,10,11,15,17,26 10
19 Р<0,05 4,5,6,13,14,16,20,22,24,26 10
Условные обозначения: № 1 - длина тела; № 2 - масса тела; № 3 - окружность грудной клетки; № 4 - абсолютная масса жировой ткани; № 5 - процентное соотношение массы жировой ткани к массе тела; № 6 - абсолютная масса мышечной ткани; № 7 - процентное соотношение массы мышечной ткани к массе тела; № 8 - весоростовой индекс; № 9 - индекс Эрисмана; № 10 - общая скорость форсированного выдоха; № 11 - жизненная емкость легких; № 12 - глубина наклона туловища; № 13 - отжимания от скамейки (девушки), подтягивания на перекладине (юноши); № 14 - жим штанги руками лежа; № 15 - жим веса ногами лежа; № 16 - становая сила; № 17 - сила сгибателей правой кисти; № 18 - сила сгибателей левой кисти; № 19 - челночный бег 3x10 м; № 22 - диастолическое АД; № 21 - систолическое АД; № 24 - проба Штанге; № 26 - проба Руфье; № 27 - проба с бегом; № 28 - тест Апанасенко.
По 11 взаимосвязей имеют показатели № 4 (абсолютная масса жировой ткани) и № 8 (весоростовой индекс). Десять взаимосвязей выявлено у показателей: № 2 (масса тела), № 17 (сила сгибателей правой кисти), № 18 (сила сгибателей левой кисти) и № 19 (челночный бег 3x10). Благодаря такому количеству корреляционных взаимосвязей, такие показатели именуются семантическими узлами изучаемых переменных.
Так, среди корреляционных взаимосвязей абсолютной массы жировой ткани восемь прямых и три обратных. С увеличением массы жировой ткани студенток, имеющих дефицит массы тела, возрастают показатели: массы тела (г=0,646), ОГК (г=0,524), процентного соотношения массы жировой ткани к массе тела (г=0,942), весоростового индекса (г=0,649), ОСФВ (г=0,355), ЖЕЛ (г=0,355), челночного бега 3x10 м (г=0,374), диастолического АД (г=0,551). Рост массы жировой ткани приводит к уменьшению: процентного соотношения массы мышечной ткани к массе тела (г=-0,347), количеству отжиманий (г=-0,355) и результатов теста Апанасенко (г=-0,353). То есть, рост массы жировой ткани для студенток, имеющих дефицит массы тела, может оказывать отрицательное влияние, как на показатели физической подготовленности, так и на состояние их здоровья.
У весоростового индекса все корреляционные взаимосвязи прямые. Это можно объяснить тем фактом, что он рассчитывается исходя из показателей массы и длины тела. То есть, чем больше эти показатели или факторы их определяющие, тем выше будет и сам индекс.
Также все прямые корреляционные взаимосвязи с показателями физического развития, физической подготовленности и здоровья присущи и массе тела исследуемых студенток. Здесь следует выделить абсолютную мышечную массу тела (№ 6 г=0,732), ОСФВ (№ 10 г=0,367), ЖЕЛ (№ 11 г=0,367), жим веса ногами (№ 15 г=0,411) и силу сгибателей
обеих кистей (№ 17 1=0,412 и № 18 г=0,468). То есть большинство показателей вновь характеризуют в основном силовые способности и определяющие их факторы.
Среди корреляционных взаимосвязей силы правой кисти наибольший коэффициент зафиксирован с показателем абсолютной мышечной массы (№ 6 г=0,596). Та же ситуация и с силой левой кисти - коэффициент корреляции (г) с показателем № 6 составил
0,604. Результат в челночном беге 3*10 м также у исследуемого контингента студенток зависит от их процентного соотношения мышечной массы к массе тела (г=-0,360).
Таким образом, можно сделать определенное заключение, что показатели физического развития, физической подготовленности и здоровья студенток, имеющих дефицит массы тела, в значительной степени определяются объемом их грудной клетки и массой тела, основу которой составляет мышечная ткань.
В таблице 2 представлены наиболее значимые корреляционные взаимосвязи, образуемые исследуемыми показателями студентов, имеющих недостаточную массу тела.
Так, больше всего корреляционных взаимосвязей образует показатель № 14 (жим штанги руками лежа) - их одиннадцать, причем, все прямые. Это показатели: № 2 (масса тела г=0,591), № 3 (ОГК г=0,577), № 6 (абсолютная мышечная масса г=0,411), № 8 (весоростовой индекс г=0,621), № 9 (весоростовой индекс г =0,426), № 13 (подтягивания на перекладине г=0,530), № 15 (жим веса ногами лежа г=0,571), № 16 (становая сила г=0,382), № 17 (сила сгибателей правой кисти г=0,533), № 18 (сила сгибателей левой кисти г=0,508), № 27 (проба с бегом г=0,419). Таким образом, у юношей, имеющих недостаточную массу тела, жим лежа является семантическим центром изучаемых переменных.
Таблица 2
Количество наиболее значимых корреляционных взаимосвязей, образуемых показателями физического развития, физической подготовленности и уровня здоровья
студентов, имеющих дефицит массы тела
№ показателя Уровень достоверности № показателей, образующих корреляционные взаимосвязи Всего
14 Р<0,05 2,3,6,8,9,13,15,16,17,18,27 11
2 Р<0,05 1,3,6,8,14,15,17,18,21,26 10
3 Р<0,05 2,6,8,9,14,15,17,18,21 9
6 Р<0,05 1,2,3,7,14,15,21,24,27 9
Условные обозначения: те же, что и в таблице 1.
Показатель № 2 (масса тела) имеет десять прямых корреляционных взаимосвязей с показателями: № 1 (длина тела г=0,546), с № 3 (ОГК г=0,759), № 6 (абсолютная мышечная масса г=0,773), № 8 (весоростовой индекс г=0,844), № 14 (жим штанги руками лежа г=0,591), № 15 (жим веса ногами лёжа г=0,449), № 17 (сила сгибателей правой кисти г=0,551) и № 18 (сила сгибателей левой кисти г=0,599), № 21 (систолическое АД г=0,479), № 26 (проба Руфье г=0,390). Как видим, большинство показателей характеризуют физическое развитие (длину тела, окружность грудной клетки, весоростовой индекс) и физическую подготовленность студентов, особенно силовой ее компонент (сила разгибателей рук и ног, сила сгибателей кистей, абсолютная мышечная масса), а также их здоровье (АД и проба с приседаниями).
Такое количество взаимосвязей позволяет считать массу тела семантическим узлом исследуемых показателей физического развития, физической подготовленности и здоровья юношей, имеющих дефицит массы тела. К аналогичным семантическим узлам можно отнести показатели № 3 (окружность грудной клетки) и № 6 (абсолютная мышечная масса), так они имеют по девять корреляционных взаимосвязей.
Окружность грудной клетки имеет наиболее тесные корреляционные взаимосвязи с абсолютной мышечной массой (г=0,522), силой разгибателей рук (г=0,577) и ног (г=0,476).
Абсолютная мышечная масса у юношей, кроме уже отмеченных взаимосвязей, по-
ложительно влияет также на результат пробы с задержкой дыхания на вдохе (r=0,387) и на скорость бега в аэробном режиме (проба сбегом r=0,448).
Таким образом, можно сделать следующее заключение, что показатели физического развития, физической подготовленности и здоровья юношей, имеющих дефицит массы тела, в основном зависят от уровня развития силовых способностей и абсолютной массы мышц, которая, в конечном итоге, и определяет эти способности. Объем грудной клетки, как и у девушек с недостаточной массой тела, также является одним из ключевых показателей, влияющим на физическое развитие и физическую подготовленность юношей, у которых есть дефицит массы тела.
ВЫВОДЫ
Полученные результаты необходимо учитывать при планировании и организации занятий физической культурой студентов вузов, имеющих недостаточную массу тела, как девушек, так и юношей, в основной и подготовительной медицинских группах. То есть, для студентов, не имеющих отклонений в состоянии здоровья. На таких занятиях следует акцентировать внимание на выборе средств и методов физической тренировки, которые способствуют увеличение абсолютной мышечной массы и окружности грудной клетки, а также развивают силовые способности основных мышечных групп: сгибателей и разгибателей рук, ног и туловища.
ЛИТЕРАТУРА
1. Егорычева, Е.В. Исследование отклонений массы тела у современной студенческой молодёжи [Электронный ресурс] / Е.В. Егорычева, С.В. Мусина // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - № 4. - C. 1-6. - URL:
http://sisp.nkras.rU/issues/2011/4/egorycheva.pdf . - Дата обращения 18.05.2012.
2. Изаак, С.И. Физическое развитие и физическая подготовленность в системе мониторинга состояния физического здоровья населения (возрастно-половые особенности студентов) / С.И. Изаак, Т.В. Панасюк // Теория и практика физической культуры. -2004. - № 11. - С. 51-52.
3. Никифоров, Г.С. Диагностика здоровья / Г.С. Никифоров. - СПб. : Речь, 2007. - 950 с.
REFERENCES
1. Egorycheva, E.V. and Musina S.V. (2011), "Research of deviations of the body's weight of modern students", Modern researches of social problems, No. 4, pp. 1-6.
2. Izaak, S.I. and Panasyuk T.V. (2004), "Physical development and physical readiness in system of monitoring of the condition of physical health of the population (age and sexual features of students)", Theory and Practice of Physical Education, No. 11, pp. 51-52.
3. Nikiforov, G.S (2007), Health diagnostics, Speech, St.-Petersburg, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.05.2012