Научная статья на тему 'Воздействие силовой тренировки на физический статус студенток вуза'

Воздействие силовой тренировки на физический статус студенток вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
296
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТКИ / ДИНАМИКА / ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИТНЕС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ФИЗИЧЕСКИЙ СТАТУС / СИЛОВАЯ ТРЕНИРОВКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Николаев Петр Петрович, Шиховцов Юрий Владимирович, Николаева Ирина Валерьевна, Суркова Дина Расимовна

В статье рассматриваются вопросы влияния силовой тренировки на физическое развитие и функциональную подготовленность студенток вуза. Проанализирована динамика морфофункциональных показателей в течение учебного года и установлена их зависимость от характера двигательного режима студенток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Николаев Петр Петрович, Шиховцов Юрий Владимирович, Николаева Ирина Валерьевна, Суркова Дина Расимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Force training effects on university students'' physical status

This article considers such important questions as impact of the force training on the physical development and functional readiness of the university students. It includes the analysis of the morphofunctional indices' dynamics during the academic year and their dependence on the student's physical activity.

Текст научной работы на тему «Воздействие силовой тренировки на физический статус студенток вуза»

сложности испытаний комплекса. На наш взгляд, следует рассмотреть возможность включения подготовки по многоборью ГТО в рабочую программу дисциплины «Прикладная физическая культура». Однако здесь есть трудности не только в материально-техническом, но и методическом обеспечении учебного процесса, поскольку к настоящему времени не разработаны и научно не обоснованы технологии реализации ВФСК в высших учебных заведениях.

3. В сложившейся ситуации считаем нужным и целесообразным проведение исследований в области разносторонней физической и спортивно-технической подготовки студентов, осуществляемой в условиях образовательной среды высшего учебного заведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ковалева, О.С. Характеристика готовности студентов к выполнению нормативов комплекса ГТО / О.С. Ковалева, Е.В. Мудриевская, С.В. Осипов // Культура физическая и здоровье. -2017. - № 2 (62). - С. 70-72.

2. Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 г. № 540. - Режим доступа: http://www.gto.ru/files/uploads/documents/56ea7a54d0485.pdf. - Дата обращения: 01.01.2018.

3. О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» [Электронный ресурс] : указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172. - Режим доступа: http://www.gto.ru/files/uploads/documents/56ea78e5e5b19.pdf. - Дата обращения: 01.01.2018.

REFERENCES

1. Kovaleva, O.S., Mudrievskaya, E.V. and Osipov, S.V. (2017), "Characteristics of readiness of students to fulfill the standards of the RLD", Physical culture and health, Vol. 62, No. 2, pp. 70-72.

2. The resolution of the Government of the Russian Federation of June 11, 2014 of No 540 "About the adoption of the Provision on the All-Russian sports complex" It Is Ready to Work and Defense", Moscow, available at: http://www.gto.ru/files/uploads/documents/56ea7a54d0485.pdf.

3. The decree of the President of the Russian Federation from March 24, 2014 No. 172, "On the all-Russian sports complex "Readyfor labor and defense", Moscow, available at: http://www.gto.ru/files/up-loads/documents/56ea78e5e5b19.pdf.

Контактная информация: elena_mudray55@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.02.2018

УДК 796.011.3

ВОЗДЕЙСТВИЕ СИЛОВОЙ ТРЕНИРОВКИ НА ФИЗИЧЕСКИЙ СТАТУС

СТУДЕНТОК ВУЗА

Петр Петрович Николаев, доцент, Юрий Владимирович Шиховцов, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Валерьевна Николаева, кандидат педагогических наук, доцент, Дина Расимовна Суркова, старший преподаватель, Самарский государственный экономический университет (СГЭУ), Самара

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы влияния силовой тренировки на физическое развитие и функциональную подготовленность студенток вуза. Проанализирована динамика морфофункциональных показателей в течение учебного года и установлена их зависимость от характера двигательного режима студенток.

Ключевые слова: студентки, динамика, двигательный режим, физическое развитие, функциональная подготовленность, фитнес, педагогический эксперимент, физический статус, силовая тренировка.

FORCE TRAINING EFFECTS ON UNIVERSITY STUDENTS' PHYSICAL STATUS

Petr Petrovich Nikolaev, the senior lecturer, Yuri Vladimirovich Shikhovtsov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Valeryevna Nikolaeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dina Rasimovna Surkova, the senior teacher, Samara State University of Economics, Samara

Annotation

This article considers such important questions as impact of the force training on the physical development and functional readiness of the university students. It includes the analysis of the morphofunc-tional indices' dynamics during the academic year and their dependence on the student's physical activity.

Keywords: students, dynamics, physical activity, physical development, functional readiness, fitness, pedagogical experiment, physical status, force training.

ВВЕДЕНИЕ

Основная задача физического воспитания в вузе заключается в сохранении здоровья, повышении уровня физической подготовленности, формировании профессионально важных двигательных навыков студентов и воспитании потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом [4, 5, 6]. Современные исследователи отмечают неудовлетворительное физическое состояние учащейся молодежи и необходимость разработки инновационных форм, методов и средств физического воспитания [1, 2, 3, 7].

Цель - выявить влияние физических упражнений различной направленности на физический статус студенток вуза.

Задачи: проанализировать динамику физического развития и функциональной подготовленности студенток вуза в зависимости от характера двигательного режима; определить влияние дополнительных систематических занятий физическими упражнениями на силовые показатели и адаптационные возможности организма студенток.

МЕТОДИКА

Для решения поставленных задач был проведен констатирующий педагогический эксперимент, в котором приняли участие 64 студентки 1-2 курса Самарского государственного экономического университета, имеющих различный двигательный режим. Эксперимент проводился в течение 2016-2017 учебного года.

Участницы эксперименты были разделены на три группы. В первую группу вошли студентки, не занимающиеся физической культурой и спортом (n=24), во вторую группу были включены девушки, занимающиеся фитнесом (n=20), третью группу образовали студентки, занимающиеся различными силовыми видами спорта и физической культуры (n=20).

Констатирующий педагогический эксперимент заключался в проведении комплексного обследования морфологических, функциональных параметров и уровня физической подготовленности студенток. Сравнительный анализ полученных показателей позволил выявить особенности динамики физического состояния девушек и определить основные направления работы над методическим обеспечением спортивной деятельности.

Обработка результатов исследования осуществлялось при помощи общепринятых в спортивной практике методов математической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Констатирующий педагогический эксперимент проводился с целью анализа динамики уровня физического развития и двигательной подготовленности студенток. Были исследованы основные антропометрические показатели и функциональные параметры (таблицы 1-3). Как отмечают специалисты, отдельные показатели физического развития человека тесно коррелируют с двигательным режимом, то есть с объемом организованной двигательной активности.

Таблица 1 - Динамика морфофункциональных показателей студенток, не занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью в течение учебного года_

Морфофункциональные показатели Этап обследования х±тх ^ Р А А, %

Длина тела, см I 165,7±2,3 0,138 0,5 0,3

II 166,2±2,8 >0,05

Масса тела, кг I 62,5±2,4 0,361 1,2 1,9

II 63,7±2,3 >0,05

ОГК, см I 84,2±1,8 0,395 0,9 1,1

II 85,1±1,4 >0,05

Сила правой кисти, кг I 16,7±0,6 -0,500 -0,5 -3,0

II 16,2±0,8 >0,05

Сила левой кисти, кг I 14,2±0,5 -0,625 -0,4 -2,9

II 13,8±0,4 >0,05

Индекс Руфье, усл. ед. I 11,5±0,6 0,555 0,4 3,4

II 11,9±0,4 >0,05

Изучение параметров физического развития испытуемых проводился на основании динамики длины тела, массы тела, окружности грудной клетки. Сопоставление полученных средних значений морфологических характеристик студенток с нормативными величинами выявило их соответствие возрастным нормам.

Таблица 2 - Динамика морфофункциональных показателей студенток, занимающихся фитнесом в течение учебного года_____

Морфофункциональные показатели Этап обследования х±тх t, Р А А, %

Длина тела, см I 163,2±3,2 0,129 0,6 0,4

II 163,8±3,4 >0,05

Масса тела, кг I 58,7±1,8 0,191 0,5 0,8

II 59,2±1,9 >0,05

ОГК, см I 83,4±1,8 0,283 0,7 0,8

II 84,1±1,7 >0,05

Сила правой кисти, кг I 18,8±0,9 0,664 0,8 4,2

II 19,6±0,8 >0,05

Сила левой кисти, кг I 17,4±0,6 0,100 -0,1 -0,6

II 17,3±0,8 >0,05

Индекс Руфье, усл. ед. I 10,2±0,4 1,600 -0,8 -8,2

II 9,4±0,3 >0,05

В начале констатирующего эксперимента длина, масса тела и окружность грудной клетки у девушек, не занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью, составляли 165,7 см; 62,5 кг, 84,2 см, соответственно. Тотальные размеры тела у девушек, занимающихся фитнесом, составили 163,2 см, 58,7 кг и 83,4 см, у студенток, занимающихся силовыми видами физкультурно-спортивной деятельности - 164,8 см, 61,2 см, 84,3 см. Сравнение межгрупповых значений тотальных размеров тела не выявило достоверных различий. Однако масса тела ниже у девушек, занимающихся фитнесом, по сравнению со студентками двух других групп.

Таблица 3 - Динамика морфофункциональных показателей студенток, занимающихся силовыми видами физкультурно-спортивной деятельности в течение учебного года_

Морфофункциональные показатели Этап обследования х±тх ^ Р А А, %

Длина тела, см I 164,8±3,7 0,079 0,4 0,2

II 165,2±3,5 >0,05

Масса тела, кг I 61,2±1,2 0,325 0,6 1,0

II 61,8±1,4 >0,05

ОГК, см I 84,3±1,2 0,491 0,8 0,9

II 85,1±1,1 >0,05

Сила правой кисти, кг I 20,4±0,7 2,441 2,1 9,8

II 22,5±0,5 <0,05

Морфофункциональные показатели Этап обследования х±тх ^ Р А А, %

Сила левой кисти, кг I 19,5±0,4 2,811 1,8 8,8

II 21,3±0,5 <0,05

Индекс Руфье, усл. ед. I 9,4±0,3 -1,800 -0,9 -10,1

II 8,5±0,4 >0,05

Динамика тотальных размеров тела у девушек исследуемых групп была равнозначной. Так, длина тела в среднем увеличилась в первой группе на 0,5 см (0,3%), во второй на 0,6 см, (0,4%), в третьей - на 0,4 (0,2%). Прирост соответствует нормативным показателям, связан с различными вариантами биологического развития изучаемого контингента (рисунок 1).

1,9

1,5 1

0,5 0

0,3

0,4

0,2

177Я

1,1

0,9 т 0,8 0,9

i

Длина тела Масса тела

□ Не занимающиеся □ Фитнес □ Силовые

ОГК

Рисунок 1 - Динамика морфологических показателей студенток с различным двигательным режимом

Масса тела изменялась вследствие динамики компонентов тела - преимущественно жировой и мышечной массы. Динамика масса тела у спортсменок и девушек, занимающихся фитнесом, составляла 0,6 кг (1%) в группе силовых видов спорта и 0,5 кг (0,9%) в группе фитнеса. У студенток, не занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью, прирост массы тела в среднем составил 1,2 (1,9%), однако индивидуальная динамика имеет высокую вариативность, наряду с девушками, у которых наблюдался положительный прирост массы, есть студентки, у которых произошло снижение массы тела.

Прирост окружности грудной клетки не имел особенностей в группах студенток с разным двигательным режимом, за годичный период обучения прирост в первой группе составил 0,9 см (1,1%), во второй на 0,7 см, (0,8%), в третьей - на 0,8 (0,9%).

В качестве функциональных характеристик мы рассматривали силу кисти и индекс Руфье. Сила кисти, как свидетельствуют результаты исследований, коррелирует с силовыми показателями основных мышечных групп у спортсменов и лиц, не занимающихся спортом. Сравнение среднегрупповых значений силы кисти в начале учебного года, показало существенное преимущество девушек, занимающихся спортом и фитнесом, по сравнению с не занимающимися студентками (р <0,05).

В начале констатирующего эксперимента сила правой и левой кисти у девушек, не занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью составляли 16,7 и 14,2 кг, соответственно. Силовые показатели у девушек, занимающихся фитнесом, составили 18,8 и 17,4 кг, у студенток, занимающихся силовыми видами физкультурно-спортивной деятельности - 20,4 и 19,5 кг (рисунок 2).

Динамика силовых показателей у девушек исследуемых групп была различной. Так, сила правой кисти в среднем снизилась в первой группе на 0,5 кг (3%), во второй увеличилась на 0,8 кг, (4,2%), в третьей - увеличилась на 2,1 кг (9,8%).

У студенток, не занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью, выявлено снижение силы левой кисти, которое в среднем составило 0,4 кг (2,9%). Кистевая динамометрия левой кисти у девушек, занимающихся фитнесом, снизилась на 0,1 кг (0,6%). Динамика силы левой кисти у спортсменок была положительной и составила 1,8 кг (8,8%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 10 5 0 -5

9,8

8,8

8,2

10,1

-0,6

Сила правой кисти

-2,9

Сила левой кисти

-3,4 Индекс Руфье

□ Не занимающиеся □ Фитнес □ Силовые Рисунок 2 - Динамика функциональных показателей студенток с различным двигательным режимом

Таким образом, у девушек, не занимающихся спортом, произошло снижение силовых характеристик. Динамика силы правой и левой кистей у студенток, не занимающихся спортом и посещающих занятий фитнесом, не достоверна. У девушек, занимающихся силовыми видами, данные показатели были достоверны, что указывает на положительное влияние тренировочных занятий на силу мышц.

Изменение частоты сердечных сокращений (ЧСС) обеспечивает адаптацию системы кровообращения к потребностям организма и условиям внешней среды. Для получения сведений о реактивных свойствах сердечно-сосудистой системы используется проба Руфье. Анализ индекса Руфье показал, что в начале констатирующего эксперимента у девушек, не занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью, он составил 11,5 ед., у девушек, занимающихся фитнесом - 10,2, у студенток, занимающихся силовыми видами спорта -9,4. Девушки, занимающиеся силовой подготовкой достоверно превосходили студенток, не занимающихся физкультурой и спортом.

Динамика индекса Руфье у девушек исследуемых групп была недостоверной. Однако более высокий прирост отмечен у девушек, занимающихся силовыми видами. Индекс Руфье увеличился в среднем в первой группе на 0,4 (3,4%), что указывает на снижение адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке и свидетельствует о недостаточной физической активности испытуемых данной группы.

Во второй и третьей группах отмечено снижение индекса Руфье, что позволяет говорить о повышении функциональных возможностей организма. При этом у девушек, занимающихся фитнесом, изменение индекса Руфье составило 0,8 (8,2%), у студенток, занимающихся силовыми видами - 0,9 (10,1%).

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1) анализ динамики морфофункциональных характеристик студенток в течение годичного периода обучения показал, что параметры физического развития и функциональной подготовленности организма зависят от двигательного режима испытуемых;

2) наибольшие положительные сдвиги обнаружены у студенток, занимающихся силовыми видами физкультурно-спортивной деятельностью;

3) силовая тренировка положительно воздействует на физический статус и обеспечивает прогрессивное развитие физиологических систем организма;

4) отсутствие дополнительных систематических занятий физическими упражнениями ведет к снижению силовых показателей и адаптационных возможностей организма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аникиенко, Ж.Г. Физическая подготовка студенток с преимущественным использованием средств фитнеса на основе учета индивидуального профиля развития физических качеств : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук / Аникиенко Ж.Г. - Краснодар, 2013. - 24 с.

2. Воложанин, С.Е. Повышение уровня физической подготовленности студентов вуза средствами атлетизма : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.Е. Воложанин. - Улан-Удэ, 2007. - 24 с.

3. Николаев, П.П. Интегральный анализ модельных морфофункциональных характеристик девушек - представительниц массовых разрядов в силовом троеборье / П.П. Николаев, И.В. Николаева // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 9. - С. 104.

4. Николаев, П.П. К вопросу о спортивной подготовке в пауэрлифтинге / П.П. Николаев, И.В. Николаева, Ю.В. Шиховцов // Известия института систем управления СГЭУ. - 2016. - № 2 (14). - С. 19-22.

5. Николаев, П.П. Система подготовки спортсменов в высшей школе: пауэрлифтинг (силовое троеборье) : учеб. пособие / П.П. Николаев, И.В. Николаева, Ю.В. Шиховцов. - Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2016. - 112 с.

6. Понарина, О.С. Технология формирования здоровья студентов высших учебных заведений нефизкультурного профиля на основе дзюдо : автореферат дис. ... канд. пед. наук / Понарина О.С. - М., 2010. - 23 с.

7. Сизова, Н.В. Дифференцированная методика занятий оздоровительной аэробикой в процессе физического воспитания студенток технического университета : автореф. дис. ... канд. пед наук / Сизова Н.В. - Смоленск, 2007. - 20 с.

REFERENCES

1. Anikienko, Zh.G. (2013), Physical training of students using fitness based on individual features of physical development, dissertation, Krasnodar.

2. Volozhanin, S.E. (2007), Increase of students' physical readiness level through the athleticism, dissertation, Ulan-Ude.

3. Nikolaev, P.P. and Nikolaeva, I.V. (2017), "Integral analysis of morphofunctional model characteristics of girls - representatives of mass categories in power triathlon", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 104.

4. Nikolaev, P.P., Nikolaeva, I.V. and Shikhovtsov, Yu.V. (2016), "To the question of sports training in powerlifting", Proceedings of the Institute of control systems of SSEU, No. 2 (14), pp. 19-22.

5. Nikolaev, P.P., Nikolaeva, I.V. and Shikhovtsov, Yu.V. (2016), The system of sportsmen trainings in high school: powerlifting (power triathlon): training manual, publishing house of Samara State Economic University, Samara.

6. Ponarina, O.S. (2010), Technology of students' health formation in higher educational institutes with non-physical profile based on judo, dissertation, Moscow.

7. Sizova, N.V. (2007), Differentiated methods of practicing health aerobics in the process of physical education of students from technical university, dissertation, Smolensk.

Контактная информация: niv2017@bk.ru

Статья поступила в редакцию 14.02.2018

УДК 796.838

ЗНАЧИМЫЕ КОМПОНЕНТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ ЛЕГКИХ ВЕСОВЫХ КАТЕГОРИЙ В ТАЙСКОМ БОКСЕ НА

ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ

Петр Прокопьевич Охлопков, старший преподаватель, Илья Афанасьевич Черкашин,

доктор педагогических наук, профессор, Елена Викторовна Криворученко, кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент, Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Якутск

Аннотация

В статье рассматривается вопросы получения информации о структуре и выявлении наиболее значимых компонентов общей и специальной физической подготовленности квалифицированных спортсменов легких весовых категорий в тайском боксе, что позволяет повысить эффективность тренировочного процесса. Выявлены значимые компоненты физической подготовленности спортсменов легких весовых категорий в тайском боксе на тренировочном этапе путем применения факторного анализа результатов педагогического тестирования спортсменов, что позволило дифференцировать тренировочную нагрузку в процессе физической подготовки спортсменов. В результате проведенного факторного анализа выявлено четыре обобщенных фактора,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.