Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА БОРЬБЫ САМБО В НЕФИЗКУЛЬТУРНОМ ВУЗЕ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА БОРЬБЫ САМБО В НЕФИЗКУЛЬТУРНОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
борьба самбо / методические основы организации / учебно-тренировочный процесс / нефизкультурный вуз / sambo wrestling / methodological foundations of organization / educational and training process / non-physical culture university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравцова Кристина Сергеевна, Губа Владимир Петрович

Рассмотрены методические основы организации учебно-тренировочного процесса борьбы самбо. Представлен библиографический материал, имеющий теоретическое, методическое и практическое значения в области самбо. Показана объективная потребность в разработке методического сопровождения учебного процесса по физической культуре с использованием борьбы самбо в нефизкультурном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кравцова Кристина Сергеевна, Губа Владимир Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE ORGANIZATION OF THE TRAINING PROCESS OF SAMBO WRESTLING IN A NON-CORE UNIVERSITY

The methodological foundations of organizing the training process of sambo wrestling are considered. The bibliographic material of theoretical, methodological and practical importance in the field of sambo is presented. An objective need for the development of methodological support of the educational process in physical culture with the use of sambo wrestling in a non-physical university is shown.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА БОРЬБЫ САМБО В НЕФИЗКУЛЬТУРНОМ ВУЗЕ»

УДК 796.814 DOI: 10.24411/2305-8404-2021-10204

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА БОРЬБЫ САМБО В НЕФИЗКУЛЬТУРНОМ ВУЗЕ

К.С. Кравцова, В.П. Губа

Рассмотрены методические основы организации учебно-тренировочного процесса борьбы самбо. Представлен библиографический материал, имеющий теоретическое, методическое и практическое значения в области самбо. Показана объективная потребность в разработке методического сопровождения учебного процесса по физической культуре с использованием борьбы самбо в нефизкультурном вузе.

Ключевые слова: борьба самбо, методические основы организации, учебно-тренировочный процесс, нефизкультурный вуз.

Кравцова Кристина Сергеевна, аспирантка, kristina. golakowa@yandex.ru, Россия, Смоленск, Смоленский государственный университет,

Губа Владимир Петрович, д-р пед. наук, проф., smolguba67@mail.ru, Россия, Смоленск, Смоленский государственный университет

Актуальность данного исследования обусловлена недостаточностью информации научного содержания по вопросам организации учебно-тренировочного процесса борьбы самбо в нефизкультурном вузе. Носители информации, как правило, представлены учебно-методической литературой для тренеров, преподавателей и студентов вузов физической культуры и спорта.

Выявленные обстоятельства указывают на одну из важнейших проблем, связанную с научным обоснованием обучения и реализацией целей базового образования в вузе, а также раскрывают базовое противоречие между объективной потребностью в научно методическом обеспечении учебного процесса и недостаточностью его разработки в организации учебно-тренировочных занятий по борьбе самбо.

Анализ учебно-методической литературы позволил охарактеризовать отдельные понятийные компоненты нашего исследования.

Организация - это процесс или функция управления, под которой подразумеваются действия, которые обеспечат наилучшую эффективность и результативность организуемой деятельности с помощью упорядочения элементов данной системы управления [9].

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE ORGANIZATION OF THE TRAINING PROCESS

OF SAMBO WRESTLING IN A NON-CORE UNIVERSITY

Kravtsova K.S. ristina, graduate student, kristina. golakowa@yandex.ru, Russia, Smolensk, Smolensk State University, Guba V.P., doctor of pedagogical sciences, professor, smolguba67@mail.ru, Russia, Smolensk, Smolensk State University

The methodological foundations of organizing the training process of sambo wrestling are considered. The bibliographic material of theoretical, methodological and practical importance in the field of sambo is presented. An objective need for the development of methodological support of the educational process in physical culture with the use of sambo wrestling in a non-physical university is shown.

Key words: sambo wrestling, methodological foundations of organization, educational and training process, non-physical culture university.

Учебно-тренировочный процесс (УТП) - это основная форма подготовки, представляет собой педагогический процесс, который направлен на воспитание и постоянное улучшение способностей личности, которые являются следствием готовности спортсмена к достижению наилучших ре -зультатов [3].

Самбо - это национальный и международный вид спорта, а также система борьбы, не имеющая недостатков, созданная путем слияния боль -шого количества боевых искусств, включает в себя огромнейшее количе -ство эффективных приемов для нападения и самозащиты, причем главным является самозащита или самооборона [4].

Понятийную составляющую организации следует рассматривать с различных сторон и, прежде всего, с позиции менеджмента, отвечая на вопросы: что из себя представляет организация и в каком контексте ее рас -сматривать?

На наш взгляд, наиболее полно и содержательно ответы на данные вопросы раскрыты в учебно-методических работах И.А. Ивановой и А.М. Сергеева, А.Л. Гапоненко, Ю.В. Кузнецова, С.С. Филиппова.

Содержание опубликованных материалов, достаточно схожее между собой, отражает этапы развития науки об управлении - школы научного управления, современные подходы и направления в менеджменте, методологию - принципы, методы, функции. Однако только С.С. Филипповым рассматриваются особенности менеджмента в сфере физической культуры и спорта [14].

Особый интерес вызывал у нас вопрос «организации» как процесса и функции, ответ на который наиболее полно отражен И.А. Ивановой и А.М. Сергеевым: «организация - это процесс или функция, здесь подразумеваются действия, которые обеспечат наилучшую эффективность и результативность организуемой деятельности [9].

Для полноты исследования проанализированы учебно-методические источники по физическому воспитанию в целом, и по организации УТП в отдельности. Наиболее полно и емко материал освещается в трудах Р.А. Абзалова, Н.И. Абзалова, А.А. Василькова, Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова, Л.П. Матвеева, И.А. Письменского.

Учитывая, что тематика исследования связана со студентами нефизкультурного вуза, особое внимание было уделено начальной спортивной подготовке, ее возрастным, физиологическим и психологическим аспектам.

Наиболее распространенными формами представления информации о начальной спортивной подготовке в самбо являются учебно-методическая (учебники, учебные пособия, методические рекомендации) и научная (статьи, диссертации, монографии) литература.

Среди научных трудов по подготовке начинающих спортсменов, исследований новых организационных, методических, социально-психоло-

гических условий физического воспитания на примере борьбы самбо, на наш взгляд, особое внимание заслуживают работы К.М. Ваисова «К вопросу о проблемах обучения борьбе самбо студентов -новичков» [1], «Обучение студентов новым двигательным действиям в самбо» [2], «Физическая подготовленность студентов на начальном этапе подготовки в борьбе самбо» [3] и Л.И. Лубышевой «Спортизация в системе физического воспи -тания: от научной идеи к инновационной практике» [10], «Университетский спорт в контексте социокультурного анализа» [11]. В данных исследованиях отражены аспекты УТП начального этапа подготовки и мотивации студентов к занятиям спортом.

К сожалению, в большей части исследований материал дается в обобщенном виде, поверхностно, раскрывающий пользу и важность занятий единоборствами, но при этом не дающий конкретного представления об их практических особенностях реализации в условиях нефизкультурного вуза.

Анализ научных и методических работ по проблеме исследования позволил нам определить перечень трудов, имеющих теоретическое, методическое и практическое значения в организации учебно-тренировочного процесса борьбы самбо в нефизкультурном вузе.

Озолин Н.Г. в монографии «Настольная книга тренера. Наука побеждать» [12] очень полно и содержательно раскрыл аспекты подготовки спортсмена (психологической, технической, общей и специальной), восстановления, организации, планирования, процесса управления. Данный труд предназначен для тренеров, спортсменов, а также представляется полезным для ученых и спортивных руководителей.

Труды Долганова М.Д. «Организация физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов в процессе занятий борьбой дзюдо» [6] и Троянова К.В. «Методика начальной подготовки по борьбе самбо в процессе физического воспитания студентов» [13] являются диссертационными исследованиями, в рамках которых решаются задачи физического воспитания студентов с помощью средств единоборств. Ими было выявлено, что в настоящее время уровень физической подготовленности и здоровья студентов снизился и не соответствует должным нормам, а включение в учебный процесс по физической культуре средств единоборств (дзюдо, самбо) способствует решению оздоровительных задач. В силу тематической близости, результаты исследований, особенно М.Д. Долганова, вызывают у нас повышенный интерес в изучении особенностей спортизации физического воспитания с помощью средств единоборств у студентов медицинского вуза.

Полнотой и разнообразием представленной информации, описанием теоретических положений и практического опыта в физической подготовке, обучении технико-тактическим действиям в борьбе самбо,

организации и проведении соревнований, которые познавательны как для начинающих спортсменов, так и профессионалов, тренеров и специалистов в данном виде спорте, характеризуются работы следующих авторов:

Гаткин Е.Я. «Все о самбо» - история самбо, известные спортсмены, правила соревнований, кодекс борцовской чести, техника борьбы, специальная подготовка [4]. «Самбо для начинающих» - советы и рекомендации для новичков, занимающихся самбо, самбо как образ жизни [5];

Зациорский В.М. «Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания» - основные теоретико-методологические основы воспитания физических качеств спортсмена как одной из важнейших сторон подготовки [7];

Зезюлин Ф.М. «Самбо» - содержание системы борьбы самбо, техника и тактика борца, методы формирования специальных умений и навыков, оригинальная оценка подготовки самбиста [8];

Харлампиев А.А. «Система самбо» - подготовительные упражнения, технические и тактические действия в спортивном и боевом самбо, приемы самозащиты и как вести себя в экстремальной ситуации, необходимое оборудование и инвентарь для занятий, правила и методические указания по обучению самбо, сведения по организации и проведению соревнований [15];

Чумаков Е.М. «100 уроков самбо. Школа легендарного мастера» -изучение самбо в первый год занятий в виде отдельных уроков [16].

Таким образом, проведенный нами анализ работ позволил сделать следующие выводы:

- большинство научных исследований и работ методического характера в области борьбы самбо предназначены либо для студентов вуза физкультурного профиля, либо профессионалов, занимающихся борьбой самбо, либо специалистов в данном виде спорта;

- недостаточно информации научного и методического содержания по вопросам организации учебно-тренировочного процесса борьбы самбо в нефизкультурном вузе;

- существует объективная потребность в разработке методического сопровождения учебного процесса по физической культуре с использова -ние средств единоборств для повышения уровня физической подготовленности, сохранения и укрепления здоровья студентов.

Список литературы

1. Ваисов К.М. К вопросу о проблемах обучения борьбе самбо студентов-новичков // Омские чтения. 2018. № 3. С. 68-71.

2. Ваисов К.М., Мудриевская Е.В. Обучение студентов новым двигательным действиям в самбо // Культура физическая и здоровье. 2018. № 5 (59). С. 68-74.

3. Ваисов К.М., Мудриевская Е.В. Физическая подготовленность студентов на начальном этапе подготовки в борьбе «самбо» // Культура физическая и здоровье. 2018. № 2. С. 47-51.

4. Гаткин Е.Я. Все о самбо. М.: Астрель, ACT, 2001. 224 с.

5. Гаткин Е.Я. Самбо для начинающих. М.: ДИНАМО, 2010. 360 с.

6. Долганов М.Д. Организация физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов в процессе занятий борьбой дзюдо: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2006. 177 с.

7. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания: 4-е изд. М.: Советский спорт, 2014. 300 с.

8. Зезюлин Ф.М. Самбо: учеб.-метод. пособие. Владимир, 2010.

179 с.

9. Иванова И.А., Сергеев А.М. Менеджмент: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2020. 405 с.

10. Лубышева Л.И. Спортизация в системе физического воспита-ния: от научной идеи к инновационной практике. М.: ЛИТ, 2018. 280 с.

11. Лубышева Л.И. Университетский спорт в контексте социокультурного анализа // Физическая культура: воспитание, образование, трени -ровка. 2018. № 5. С. 2-6.

12. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать: моно -графия. М.: АСТ, 2007. 953 с.

13. Троянов К.В. Методика начальной подготовки по борьбе самбо: дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 171 с.

14. Филиппов С.С. Менеджмент физической культуры и спорта: учебник. М.: Юрайт, 2020. 312 с.

15. Харлампиев А.А. Система самбо. М.: СПок, 2015. 446 с.

16. Чумаков Е.М. 100 уроков самбо. Школа легендарного мастера. М.: Изд-во: Фаир-Пресс, 2005. 238 с.

References

1. Vaisov K.M. K voprosu o problemah obucheniya bor'be sambo studentov-novich-kov [On the problems of learning sambo wrestling for novice students] // Omskie chteniya [Omsk Readings]. 2018. No. 3. P. 68-71.

2. Vaisov K.M., Mudrievskaya E.V. Obuchenie studentov novym dvigatel'nym dejstviyam v sambo [Teaching students new motor actions in sambo] // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e [Physical culture and health]. 2018. No. 5 (59). P. 68-74.

3. Vaisov K.M., Mudrievskaya E.V. Fizicheskaya podgotovlennost' studentov na na-chal'nom etape podgotovki v bor'be «sambo» [Physical fitness of students at the initial stage of training in the wrestling "sambo"] // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e [Physical culture and health]. 2018. No. 2. P. 47-51.

4. Gatkin E.Ya. Vse o sambo [All about sambo]. M.: Astrel, ACT, 2001. 224 p.

5. Gatkin E.Ya. Sambo dlya nachinayushchih [Sambo for beginners]. M.: DYNAMO, 2010. 360 p.

6. Dolganov M.D. Organizaciya fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti studentov vuzov v processe zanyatij bor'boj dzyudo [Organization of physical culture and sports activity of university students in the process of practicing judo wrestling]: dis. ... cand. ped. sciences. Kazan, 2006. 177 p.

7. Zaciorskij V.M. Fizicheskie kachestva sportsmena: osnovy teorii i metodiki vos-pitaniya [Physical qualities of an athlete: the foundations of the theory and methods of education]: 4th ed. M.: Soviet sport, 2014. 300 p.

8. Zezyulin F.M. Sambo [Sambo]: study guide. allowance. Vladimir, 2010. 179 p.

9. Ivanova I.A., Sergeev A.M. Menedzhment [Management]: textbook and workshop for universities. M.: Yurayt, 2020. 405 p.

10. Lubysheva L.I. Sportizaciya v sisteme fizicheskogo vospitaniya: ot nauchnoj idei k innovacionnoj praktike [Sportization in the system of physical education: from a scientific idea to innovative practice]. M.: LIT, 2018. 280 p.

11. Lubysheva L.I. Universitetskij sport v kontekste sociokul'turnogo analiza [University sport in the context of sociocultural analysis] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, ob-razovanie, trenirovka [Physical culture: upbringing, education, training]. 2018. No. 5. P. 2-6.

12. Ozolin N.G. Nastol'naya kniga trenera. Nauka pobezhdat' [Handbook of the trainer. The Science of Winning]: monograph. M.: AST, 2007. 953 p.

13. Troyanov K.V. Metodika nachal'noj podgotovki po bor'be sambo [Methodology of initial training in wrestling sambo]: dis. ... cand. ped. sciences. M., 2002. 171 p.

14. Filippov S.S. Menedzhment fizicheskoj kul'tury i sporta [Management of physical culture and sports]: textbook. M.: Yurayt, 2020. 312 p.

15. Harlampiev A.A. Sistema sambo [Sambo system]. M.: SPok, 2015. 446 p.

16. Chumakov E.M. 100 urokov sambo. Shkola legendarnogo mastera [100 sambo lessons. School of the legendary master]. M.: Publishing house: Fair-Press, 2005. 238 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.