Научная статья на тему 'ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ПО БАСКЕТБОЛУ'

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ПО БАСКЕТБОЛУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
639
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школьники средних классов / урок / баскетбол / подвижные игры / физические качества / middle school students / lesson / basketball / outdoor games / physical qualities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дюкина Лариса Александровна, Черноярова Ольга Алексеевна

Доказана эффективность применения подвижных игр как средства развития физических качеств у школьников средних классов на уроках по баскетболу. Представлены показатели уровня физической подготовленности испытуемых контрольной и экспериментальной групп. Предложены комплексы упражнений и подвижных игр, применяемые на уроках по баскетболу в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дюкина Лариса Александровна, Черноярова Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOVING GAMES AS A MEANS OF DEVELOPMENT PHYSICAL QUALITIES FOR SECONDARY SCHOOLS AT BASKETBALL LESSONS

The effectiveness of the use of outdoor games as a means of developing physical qualities among middle school students in basketball lessons has been proved. Indicators of the level of physical readiness of the subjects of the control and experimental groups are presented. Complexes of exercises and outdoor games used in basketball lessons at school are proposed.

Текст научной работы на тему «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ПО БАСКЕТБОЛУ»

1

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]

УДК 796.323.2 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-4-22-27

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНИХ

КЛАССОВ НА УРОКАХ ПО БАСКЕТБОЛУ

Л.А. Дюкина, О.А. Черноярова

Доказана эффективность применения подвижных игр как средства развития

физических качеств у школьников средних классов на уроках по баскетболу. Представ-

лены показатели уровня физической подготовленности испытуемых контрольной и

экспериментальной групп. Предложены комплексы упражнений и подвижных игр,

применяемые на уроках по баскетболу в школе.

Ключевые слова: школьники средних классов, урок, баскетбол, подвижные

игры, физические качества.

MOVING GAMES AS A MEANS Дюкина Лариса Александровна, канд. пед.

OF DEVELOPMENT PHYSICAL наук, доц., [email protected], Россия, Чебоксары, Чуваш-

QUALITIES FOR SECONDARY ский государственный педагогический университет им.

SCHOOLS AT BASKETBALL И.Я. Яковлева,

LESSONS Черноярова Ольга Алексеевна, канд. пед.

наук, проф., [email protected], Россия, Чебоксары,

Dyukina L.A., candidate of pedagogical sci- Чувашский государственный педагогический университет

ences, associate professor, dyukinala@ им. И.Я. Яковлева

mail.ru, Russia, Cheboksary, Сhuvаsh

I. Yakovlev State Pedagogical University,

Chernoyarova O.A., candidate of pedagogi- Одной из актуальных проблем

cal sciences, professor, chernoyarovaoa@ физического воспитания подрастающего

mail.ru, Russia, Cheboksary, Сhuvаsh

I. Yakovlev State Pedagogical University поколения является проблема развития

физических качеств. Развитие быстроты,

The effectiveness of the use of outdoor games ловкости, гибкости, выносливости и

as a means of developing physical qualities

among middle school students in basketball силы тесно взаимосвязано с формирова-

lessons has been proved. Indicators of the нием у детей двигательных умений и на-

level of physical readiness of the subjects of

the control and experimental groups are pre- выков. Развитие физических качеств у

sented. Complexes of exercises and outdoor детей и подростков является одной из

games used in basketball lessons at school are важных задач физического воспитания.

proposed.

В последние годы в педагогиче-

Key words: middle school students, lesson, ской, методической, медицинской лите-

basketball, outdoor games, physical qualities. ратуре вопросам здоровья, физического

воспитания, физического развития детей и подростков посвящено значи-

тельное количество исследований.

В работах Г.Н. Германова [1], Ю.И. Гришина [2], Р.С. Мануевой [6],

О.Ю. Масаловой [7], Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова [8] и др. раскрыты

различные аспекты физического воспитания и физического развития под-

растающего поколения.

Среди многообразия средств физического воспитания подвижным

играм принадлежит особое место. Как отмечают Ю.Д. Железняк [3],

22

2

Физическая культура [Physical culture]

П.А. Киселев, С.Б. Киселева [4], В.В. Коробков [5] и др., подвижные игры

как средство при педагогически оправданном практическом использовании

могут стать эффективным игровым методом физического воспитания,

который предполагает не только какую-либо конкретную игру, но и

использование методических особенностей игры в различных физических

упражнениях. Данные физические упражнения сохраняют не только свою

сущность, но еще приобретают своеобразный игровой характер. Эти

упражнения могут привлекать школьников своей эмоциональностью, дос-

тупностью, а также помогать освоить правильно, но в облегченном виде

выполнение изучаемых технических приемов и тактических действий.

Вместе с тем, как показывает практика работы учителей физиче-

ской культуры, многие из них не всегда применяют подвижные игры на

уроках в целом и на уроках по баскетболу с учащимися среднего школь-

ного возраста в частности.

Объективный анализ содержания физической подготовки позволил

выявить, какие подвижные игры являются эффективными в развитии фи-

зических качеств у школьников средних классов на уроках по баскетболу.

Методы и организация исследования. Проведенное исследование

направлено на изучение эффективности применения подвижных игр как

средства развития физических качеств на уроках по баскетболу.

Анализ научно-методической литературы позволил выявить, что

подвижные игры являются одним из средств физического воспитания.

Содержание игр изменяется вместе с ростом и развитием ребенка. Если на

первых этапах игровая деятельность носит элементарный характер, то

позднее она значительно обогащается как по форме, так и по содержанию.

В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать про-

странственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать

на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры.

Подвижные игры на уроках физической культуры используются для

решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

Применение подвижных игр на уроках физической культуры направлено

на воспитание (развитие) физических качеств в соответствии с требова-

ниями к результатам основной образовательной программы основного

общего образования.

Опытно-экспериментальной базой стала МАОУ «Гимназия № 5»

г. Чебоксары. В исследовании приняли участие мальчики 7-х классов

(7 «Б» – 20 учащихся и 7«В» – 20 учащихся).

Исследование проводилось в течение второй четверти и составило

7 недель, всего было проведено 21 занятие. На втором уроке было прове-

дено тестирование, которое включало:

– челночный бег 3×10 м (координационные способности);

– наклон вперед из положения сидя (гибкость);

– прыжки в длину с места (скоростно-силовые способности);

– бег на 30 м (скоростные способности).

23

3

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На начальном этапе педагогического исследования нами было про-

ведено педагогическое наблюдение за учащимися 7-х классов на уроках

физической культуры. Проведена беседа с учителем физической культуры,

на основании которой была собрана необходимая информация для органи-

зации и проведения исследования. Также было проведено первое тестиро-

вание, которое позволило выявить имеющийся уровень развития физиче-

ских качеств у учащихся 7-х классов.

На заключительном этапе педагогического исследования было про-

ведено второе тестирование, которое позволило сравнить результаты.

Для проведения исследования нами был разработан комплекс

упражнений для учащихся 7-х классов на II четверть. В табл. 1 приводится

сравнение содержания урока по физической культуре (тема урока «Баскет-

бол») контрольной и экспериментальной групп.

Таблица 1

Комплекс упражнений для учащихся 7-х классов на II четверть

Контрольная группа Экспериментальная группа

Подготовительная часть урока

Беговые и прыжковые упражнения. Беговые и прыжковые упражнения.

ОРУ с мячом. ОРУ с мячом.

ОРУ с мячом в парах. ОРУ с мячом в парах.

Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для рук и плечевого пояса.

Упражнения для ног и тазобедренных сус- Упражнения для ног и тазобедренных сус-

тавов. тавов.

Упражнения для развития силы рук, ног. Упражнения для развития силы рук, ног.

Упражнения для развития выносливости. Упражнения для развития выносливости.

Челночный бег Челночный бег

Основная часть урока

Овладение техникой стоек, передвижения, Овладение техникой стоек, передвижения,

остановок, поворотов. остановок, поворотов.

Освоение и совершенствование ловли и Освоение и совершенствование ловли и

передачи мяча. передачи мяча.

Освоение и совершенствование ведения Освоение и совершенствование ведения

мяча. мяча.

Овладение техникой бросков ее и совер- Овладение техникой бросков и ее совер-

шенствование. шенствование.

Освоение индивидуальной техникой за- Освоение индивидуальной техникой за-

щиты (перехват). щиты (перехват).

Закрепление техники перемещений, вла- Закрепление техники перемещений, вла-

дения мячом и развитие координационных дения мячом и развитие координационных

способностей. способностей.

Освоение тактики игры. Освоение тактики игры.

Овладение игрой и комплексное развитие Овладение игрой и комплексное развитие

психомоторных способностей психомоторных способностей

24

4

Физическая культура [Physical culture]

Окончание табл. 1

Контрольная группа Экспериментальная группа

Основная часть урока

Игра по правилам мини-баскетбола (3×3). Подвижная игра «Мяч капитану».

Учебная игра 5×5 Эстафета «Мяч первому номеру» передача

мяча двумя руками от груди, сверху.

Эстафета с ведением мяча (только правой,

только левой, двумя руками).

Подвижная игра «Шагай вперед»

Заключительная часть урока

Построение. Подведение итогов Построение. Подведение итогов

Уроки физической культуры в 7-х классах проводились согласно

общепринятой учебной программе «Физическая культура», уроки по бас-

кетболу – согласно тематическому планированию и характеристике видов

деятельности учащихся.

На каждом третьем уроке в конце основной части (10–12 мин) с

испытуемыми экспериментальной группы проводились подвижные игры и

эстафеты с баскетбольным мячом.

Все игры и эстафеты были уже знакомы испытуемым и основыва-

лись на преемственности между ранее изученным материалом, степени

сложности по содержанию и форме с учетом возрастных особенностей

детей среднего школьного возраста.

На двадцатом уроке было проведено второе тестирование

испытуемых. Данные представлены в табл. 2.

Таблица 2

Показатели физической подготовленности испытуемых

контрольной и экспериментальной групп

Начало эксперимента Конец эксперимента

Исследуемые Эксперимен- Контрольная Эксперимен- Контрольная

Р

показатели тальная группа (n=20) тальная группа (n=20)

группа (n=20) группа (n=20)

Челночный бег

8,7±0,5 8,5±0,4 8,1±0,4 8,0±0,3 ≥0,05

3×10 м, с

Наклон вперед

6±0,9 5±0,70 6,5±0,5 6±0,80 ≤0,05

из и.п. сидя, см

Прыжки в длину

190±0,50 192±0,50 197±0,70 196±0,60 ≤0,05

с места, см

Бег на 30 м, с 5,5±0,2 5,4±0,3 5,2±0,5 5,3±0,3 ≥0,05

Как показал анализ результатов исследования, уровень физической

подготовленности у испытуемых в обеих группах соответствовал норма-

тивным требованиям. Учащиеся обеих групп за период педагогического

исследования улучшили показатели физической подготовленности, однако

25

5

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]

учащиеся экспериментальной группы имели незначительный прирост

относительно контрольной.

В экспериментальной и контрольной группах показатели быстроты

(координационные способности) улучшились на 0,6 и 0,5 с, гибкости – на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,5 и 1 см, скоростно-силовых способностей – на 7 и 4 см, скоростные

показатели – на 0,3 и 0,1 с соответственно.

Таким образом, в процессе педагогического исследования просмат-

ривается тенденция к положительному изменению показателей уровня

физической подготовленности детей среднего школьного возраста, в экс-

периментальной группе наблюдается наибольший прирост в таких показа-

телях, как быстрота (координационные способности) – на 7 %, скоростно-

силовые способности – на 4 % и скоростные показатели – на 5 %.

Полученные в ходе исследования результаты подтверждают эффек-

тивность применения подвижных игр как средства развития физических

качеств у учащихся средних классов на уроках по баскетболу.

Выводы. Развитие двигательных способностей занимает важное

место в физическом воспитании школьников. Практика показывает, что

многие школьники не могут добиться высоких результатов в беге, прыж-

ках, метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а глав-

ным образом из-за недостаточного развития основных двигательных

качеств – силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

Учебная программа по физической культуре для учащихся средней

общеобразовательной школы уделяет большое внимание развитию двига-

тельных способностей. В каждом ее разделе, посвященном формированию

и совершенствованию двигательных умений и навыков, предусмотрен ма-

териал для развития двигательных способностей.

Основными средствами физического воспитания детей 11–13 лет

являются физические упражнения, с помощью которых у подростков фор-

мируются жизненно важные умения и навыки, повышается уровень разви-

тия физических способностей (качеств) и адаптивных свойств организма.

Подвижные игры являются одним из средств физического воспита-

ния, содержание которых изменяется вместе с ростом и развитием ребенка.

Если на первых этапах игровая деятельность носит элементарный харак-

тер, то позднее она значительно обогащается как по форме, так и по со-

держанию.

В процессе педагогического исследования отмечается тенденция к

положительному изменению показателей уровня физической подготовлен-

ности детей среднего школьного возраста, однако учащиеся эксперимен-

тальной группы имели незначительный прирост относительно контроль-

ной.

Таким образом, результаты данного исследования подтверждают

эффективное применение подвижных игр как средства развития физиче-

ских качеств у учащихся средних классов на уроках по баскетболу.

26

6

Физическая культура [Physical culture]

Список литературы

1. Германов Г.Н. Двигательные способности и физические качества.

Разделы теории физической культуры: учеб. пособие для вузов. 2-е изд.

перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020. 224 с.

2. Гришина Ю.И. Физическая культура студента: учеб. пособие.

Ростов/нД: Феникс, 2019. 283 с.

3. Железняк Ю.Д. Теория и методика спортивных игр: учебник для

студ. высш. учеб. завед. 8-е изд. перераб. М.: Академия, 2013. 464 с.

4. Киселев П.А., Киселева С.Б. Подвижные и спортивные игры с

мячом. М.: Планета, 2015. 224 с.

5. Коробков В.В. Подвижные игры и эстафеты на занятиях по бас-

кетболу в вузе: метод. указания. Благовещенск: АмурГУ, 2015. 42 с.

6. Мануева Р.С. Физическое развитие детей и подростков. Показа-

тели. Методы оценки: учеб. пособие. Иркутск: ИГМУ, 2018. 52 с.

7. Масалова О.Ю. Теория и методика физической культуры: учеб-

ник для студ. высш. учеб. завед. Ростов/н Д: Феникс, 2018. 576 с.

8. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической

культуры и спорта: учебник для студ. учрежд. высш. проф. образования.

11-е изд. М.: Академия, 2013. 480 с.

References

1. Germanov G.N. Dvigatel'nye sposobnosti i fizicheskie kachestva. Razdely teorii

fizicheskoj kul'tury [Motor abilities and physical qualities. Sections of the theory of physical

culture]: textbook. manual for universities. 2nd ed. revised and add. M.: Yurayt, 2020. 224 p.

2. Grishina Yu.I. Fizicheskaya kul'tura studenta [Physical culture of the student]:

textbook. allowance. Rostov-on-Don: Phoenix, 2019. 283 p.

3. Zheleznyak Yu.D. Teoriya i metodika sportivnyh igr [Theory and methodology of

sports games]: a textbook for students. higher. study. head 8th ed. revised. M.: Academy,

2013. 464 p.

4. Kiselev P.A., Kiseleva S.B. Podvizhnye i sportivnye igry s myachom [Outdoor

and sports ball games]. M.: Planeta, 2015. 224 p.

5. Korobkov V.V. Podvizhnye igry i estafety na zanyatiyah po basketbolu v vuze

[Outdoor games and relay races in basketball classes at the university]: method. directions.

Blagoveshchensk: Amur State University, 2015. 42 p.

6. Manueva R.S. Fizicheskoe razvitie detej i podrostkov. Pokazateli. Metody ocenki

[Physical development of children and adolescents. Indicators. Assessment methods]: text-

book. allowance. Irkutsk: ISMU, 2018. 52 p.

7. Masalova O.Yu. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury [Theory and methodology

of physical culture]: a textbook for students. higher. study. head Rostov-on-Don: Phoenix,

2018. 576 p.

8. Holodov Zh.K., Kuznecov V.S. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury i sporta

[Theory and methodology of physical culture and sports]: a textbook for students. institutions.

higher. prof. education. 11th ed. M.: Academy, 2013. 480 p.

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.