Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ФУТБОЛУ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ'

ОБУЧЕНИЕ ФУТБОЛУ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

1235
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЯЯ ШКОЛА / УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ФУТБОЛ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жумадилханов Аскар Анесович, Мамбеталина Алия Сактагановна, Оразов Даурен Оразович

Введение. В работе раскрывается вопрос обучения футболу на уроках физкультуры в школе. Сегодня очень остро стоит вопрос о двигательных способностях и возможностях подрастающего поколения. Современные школьники с учетом сложной школьной программы и увлечением компьютерами совершенно перестали играть в футбол и другие игры на улице. Небольшой процент детей посещает спортивные секции. Внедряя футбол в школьную программу, мы сможем осуществить сразу несколько целей. Во-первых, дети будут с удовольствием посещать уроки, во-вторых, повысится физическая нагрузка, что так не хватает современным детям и, в-третьих, возможно, у кого-то проявится футбольный талант. Несколько лет назад было предложено ввести уроки футбола в школах, но это так и осталось на бумаге. Кроме всего прочего внедрение командных игр на уроках физической культуры в школе будет способствовать развитию и усовершенствованию личностных качеств - характера, темперамента, выработки мотивации, коммуникативных качеств. Цель статьи: доказать положительное влияние занятий футболом на уроках физической культуры для всестороннего развития школьников. Методы. Были разработаны подводящие упражнения, составлена облегченная программа для учащихся 5-7 классов и более усложненная для учащихся 8-11 классов. Заключение. Однако, существуют проблемы: обучение футболу связано с дидактическим материалом и незнанием учителей, как это делать. Возникшие трудности касаются выбора содержания преподавания и изучения материалов и малой продолжительности урока. В любом случае, все зависит от учителя, от его творчества и желания, сделать урок интересным и увлекательным. Результаты эксперимента дали положительные результаты. Школьники активнее стали посещать уроки физической культуры. В конце учебного года большинство параметров физической подготовки значительно улучшились. Данная программа показала свою эффективность. Кроме того, участвовать в этом эксперименте выразили желание ученики других классов, и, что самое интересное, активность проявили девочки. Дети выразили желание создать команды в классах и проводить турниры по футболу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жумадилханов Аскар Анесович, Мамбеталина Алия Сактагановна, Оразов Даурен Оразович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING FOOTBALL AT PHYSICAL EDUCATION LESSONS AT SCHOOL

Introduction. The paper reveals the issue of teaching football in physical education classes at school. Today, the question of the motor abilities and capabilities of the younger generation is very acute. Modern schoolchildren, taking into account the school curriculum and their passion for computers, have completely stopped playing football, and other games, on the street. A small percentage of children attend sports clubs. By introducing football into the school curriculum, we will be able to achieve several goals at once. Firstly, children will be happy to attend lessons, secondly, physical activity will increase, which is so lacking for modern children, and thirdly, perhaps someone will show football talent. A few years ago, it was proposed to introduce even "Football" lessons in schools, but it remained on paper. The purpose of the article: to prove the positive impact of football lessons, physical education lessons, for the comprehensive development of schoolchildren. Methods. Summing exercises were developed, a lightweight program was compiled for students of grades 5-7 and a more complicated one for students of grades 8-11. Conclusion. However, there are problems: the lack of football training is due to didactic material and teachers' ignorance of how to do it. The difficulties encountered related to the choice of content, difficulties with teaching and studying materials, and the short duration of the lesson. In any case, it all depends on the teacher, on his creativity and desire to make the lesson interesting and exciting. The results of the experiment gave positive results. Schoolchildren began to attend physical education classes more actively. At the end of the school year, most of the parameters of physical fitness have improved significantly. Thus, this program has shown its effectiveness. In addition, students of other classes expressed their desire to participate in such projects, and what is most interesting, the girls showed activity. The children expressed a desire to create teams in the classrooms and hold football tournaments.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ФУТБОЛУ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

Теория и методика физического воспитания Theory and Methodology of Physical Education

Научная статья

DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-4-35-48

УДК374

МРНТИ77.29.61

END CASWPU

ОБУЧЕНИЕ ФУТБОЛУ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аскар Анесович Жумадилханов

РГП ПХВ «Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева»

г. Нур-Султан, Казахстан aseke_zh_59@mail.ru

Алия Сактагановна Мамбеталина

РГП ПКВ "Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева"

Нурсултан, Казахстан mambetalina@mail.ru

Даурен Оразович Оразов

РГП ПХВ «Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева»

г. Нур-Султан, Казахстан Dayren65@mail.ru

Аннотация. Введение. В работе раскрывается вопрос обучения футболу на уроках физкультуры в школе. Сегодня очень остро стоит вопрос о двигательных способностях и возможностях подрастающего поколения. Современные школьники с учетом сложной школьной программы и увлечением компьютерами совершенно перестали играть в футбол и другие игры на улице. Небольшой процент детей посещает спортивные секции. Внедряя футбол в школьную программу, мы сможем осуществить сразу несколько целей. Во-первых, дети будут с удовольствием посещать уроки, во-вторых, повысится физическая нагрузка, что так не хватает современным детям и, в-третьих, возможно, у кого-то проявится футбольный талант. Несколько лет назад было предложено ввести уроки футбола в школах, но это так и осталось на бумаге. Кроме всего прочего внедрение командных игр на уроках физической культуры в школе будет способствовать развитию и усовершенствованию личностных качеств - характера, темперамента, выработки мотивации, коммуникативных качеств.

В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Цель статьи: доказать положительное влияние занятий футболом на уроках физической культуры для всестороннего развития школьников. Методы. Были разработаны подводящие упражнения, составлена облегченная программа для учащихся 5-7 классов и более усложненная для учащихся 8-11 классов.

Заключение. Однако, существуют проблемы: обучение футболу связано с дидактическим материалом и незнанием учителей, как это делать. Возникшие трудности касаются выбора содержания преподавания и изучения материалов и малой продолжительности урока. В любом случае, все зависит от учителя, от его творчества и желания, сделать урок интересным и увлекательным. Результаты эксперимента дали положительные результаты. Школьники активнее стали посещать уроки физической культуры. В конце учебного года большинство параметров физической подготовки значительно улучшились. Данная программа показала свою эффективность. Кроме того, участвовать в этом эксперименте выразили желание ученики других классов, и, что самое интересное, активность проявили девочки. Дети выразили желание создать команды в классах и проводить турниры по футболу.

Ключевые слова: средняя школа, уроки физической культуры, футбол, двигательные способности, школьная программа

Для цитирования: Жумадилханов А.А., Мамбеталина А.С., Оразов Д.О. Обучение футболу на уроках физической культуры в средней школе // Педагогика: история, перспективы. 2022. Том 5. № 4. С. 35-48. DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-4-35-48

Original article

TEACHING FOOTBALL AT PHYSICAL EDUCATION CLASSES

IN HIGH SCHOOL

Askar. A. Zhumadilkhanov

RSE PCV «L.N. Gumilyov Eurasian National University» Nur-Sultan, Kazakhstan aseke_zh_59@mail.ru

Aliya Saktaganovna Mambetalina

RSE PCV "L.N. Gumilyov Eurasian National University" Nur-sultan, Kazakhstan mambetalina@mail.ru

Dauren Orazovich Orazov

RSE PCV "L.N. Gumilyov Eurasian National University "Nursultan, Kazakhstan Dayren65@mail.ru

Abstract. Introduction. The paper reveals the issue of teaching football in physical education classes at school. Today, the question of the motor abilities and capabilities of the younger generation is very acute. Modern schoolchildren, taking into account the school curriculum and their passion for computers, have completely stopped playing football, and other games, on the street. A small percentage of children attend sports clubs.

By introducing football into the school curriculum, we will be able to achieve several goals at once. Firstly, children will be happy to attend lessons, secondly, physical activity will increase, which is so lacking for modern children, and thirdly, perhaps someone will show football talent. A few years ago, it was proposed to introduce even "Football" lessons in schools, but it remained on paper.

The purpose of the article: to prove the positive impact of football lessons, physical education lessons, for the comprehensive development of schoolchildren. Methods. Summing exercises were developed, a lightweight program was compiled for students of grades 5-7 and a more complicated one for students of grades 8-11. Conclusion. However, there are problems: the lack of football training is due to didactic material and teachers' ignorance of how to do it. The difficulties encountered related to the choice of content, difficulties with teaching and studying materials, and the short duration of the lesson. In any case, it all depends on the teacher, on his creativity and desire to make the lesson interesting and exciting.

The results of the experiment gave positive results. Schoolchildren began to attend physical education classes more actively. At the end of the school year, most of the parameters of physical fitness have improved significantly. Thus, this program has shown its effectiveness. In addition, students of other classes expressed their desire to participate in such projects, and what is most interesting, the girls showed activity. The children expressed a desire to create teams in the classrooms and hold football tournaments.

Keywords: secondary school, physical education lessons, football, motor abilities, school curriculum

For citation: Zhumadilkhanov A.A., Mambetalina A.S., Orazov D.O. Teaching football at physical education lessons at school. Pedagogy: history, perspectives. 2022. Vol.5. No. 4. PP. 35-48 DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-4-35-48

Актуальность. Футбол является одним из самых развитых и популярных видов спорта в мире [1; 2]. Футбольная игра способствует выполнению задач физического воспитания, развитию и улучшению общей психомоторики, будучи доступной даже для учащихся начальных классов.

Благодаря своим характеристикам и многочисленным положительным эффектам игра в футбол может заменить некоторые традиционные средства и эффекты урока физкультуры.

Популярность и привлекательность футбола, несомненно, определяются наличием его особенностей и характеристик, которые придают ему нечто дополнительное, нечто специфическое по сравнению с другими спортивными дисциплинами.

В учебном пособии "Вопросы теории и методологии в спортивных играх" подчеркивается, что в любую спортивную игру необходимо играть в соответствии с научными критериями [3]. Таким образом, спортивные игры изучаются с нескольких точек зрения:

- как коллективные спортивные игры;

- как дополнительный вид спорта;

- как прикладная спортивно-научная дисциплина;

- как учебный предмет.

В данной работе авторы попытались проанализировать футбольную игру с точки зрения учебного предмета как средства воспитания молодого поколения.

Футбол является важным средством физического воспитания, потому что благодаря своей практике, он способствует выполнению задач физического воспитания:

- укреплению здоровья;

-развитию двигательных способностей;

- приобретению специальных спортивных знаний;

- воспитанию моральных качеств, воли и эстетических чувств.

Кроме этого, футбол дает детям возможность изменить свою жизнь с помощью простого обучения футбольным навыкам:

- призывает к активному образу жизни;

- благодаря футболу, дети развивают важные коммуникативные навыки;

-помогает стимулировать социальные навыки;

-улучшает и обучает командным навыкам и командной работе.

Благодаря этому совершенствуются психические процессы и функции -ощущения, восприятия, особое внимание, память и мышление, а также, стабильные и позитивные психические состояния. С помощью своего специфического характера деятельности необходимо максимально эффективно использовать потенциал этой социальной системы для воспитания юных граждан страны.

Вопросы, связанные с применением футбола в физическом воспитании школьников изучали А. Дулибский, 2003[4]; А.Г. Васильчук, 2007 [5]; В.В. Соло-монко, Г.А. Лисенчук, О.В. Соломонко, В.А. Пилипенко, 2014 [6].

А. Исаев отмечает создание воспитательного спортивного коллектива как ведущего элемента целостной воспитательной системы, с помощью которого должны решаться важные воспитательные задачи. Одним из путей создания такого коллектива есть повышение командной сплоченности, воспитания "командного духа" [7].

Психология коллектива - это очень актуальная проблема развития личности, потому что воспитательный потенциал коллектива огромен. В нем формируются положительные свойства личности человека, создаются условия для достижения результатов, устанавливаются необходимые взаимные отношения между людьми, развиваются дарования и таланты [8].

В новом аспекте подготовки преподавателю предоставляется возможность включения педагогических средств в поисках пробуждения у школьников любознательности и интереса к игре.

Для этого необходимо понимать систему уроков-тренировок, чтобы интегрировать все элементы и факторы, влияющие на процесс. Учителю физической культуры необходимо осознать информацию, которая имеется, чтобы опти-мизироватьпедагогический процесс. Также необходимо знать оптимальные условия среды обучения, чтобы оптимизировать учеников.

Обучение и подготовка - это единый процесс, который направлен на укрепление здоровья и развитие физических качеств, технических, тактических и психологических в течение всего учебного процесса [9]. Важность возраста для социализации, формирования базы для гармоничного развития личности и подготовки к активной жизни вряд ли может быть переоценена. Именно в этот период формируется система ценностей, где одно из основных мест должно быть уделено физической культуре и здоровью [10].

Физическое воспитание - это педагогический процесс, который направлен на совершенствование формы и функций организма, где развиваются двигательные навыки, умения и знания, связанные с ним. Физическая активность является комплексной основой всестороннего развития. Успех в любом виде деятельности широко определяется физическим здоровьем. В структуре уровня научных исследований и использования информационных технологий физическое развитие занимает важное место [11].

Футбольные уроки предполагают процесс, который дает необходимые знания, направленные на интеллектуальное и нравственное развитие, при этом, он формирует навыки, поведенческие привычки и способы действия в воспитании подростков.

Подростковый период - это этап в жизни важных физических, психологических и психосоциальных изменений, переход которых непрост и на котором необходимо вести здоровый образ жизни, чтобы приобрести адекватный уровень физического состояния [12].

Физическая активность вызывает изменения в организме детей и подростков. Это приводит к физиологическим адаптациям в организме, которые претерпевают наибольшие изменения в процессе роста: сила, гибкость, скорость и выносливость.

Главная цель физических упражнений состоит в том, чтобы помочь улучшить процессы роста и развития детей и подростков. Физическая активность может быть связана с социальным и эмоциональным благополучием детей.

Для этого программы физического воспитания должны обладать качественными характеристиками. Разработка и реализация программы физического воспитания должна гарантировать, что время и учебные материалы программы позволят учащимся узнать специальные физические упражнения и уметь их выполнять.

Методы и организация исследования. В настоящее время проблема модернизации системы физического воспитания представляет особую актуальность. Педагогическая наука должна адаптироваться к современным тенденциям

и выполнять свои функции, учитывая специфику психологических и физических потребностей современных детей и социальной среды, в которой они живут [13].

Однако, существуют проблемы: обучение футболу связано с дидактическим материалом и незнанием учителей, как это делать. Возникшие трудности касаются выбора содержания преподавания, изучения материалов и малой продолжительности урока. Поэтому все зависит от учителя, от его творчества и желания сделать урок интересным и увлекательным.

В соответствии с этим перед учителем стоит непростая задача - как изменить урок, чтобы ученики получали удовольствие от занятий физкультурой. Этот вопрос важен, поскольку это является фундаментальным аспектом обучения [14]. На начальном этапе рекомендуется проверить физические качества учеников. Для контроля за развитием скоростно-силовых качеств учащихся на занятиях по футболу используются тесты и упражнения по преодолению массы собственного тела и с внешним отягощением.

Главными условиями применения нагрузок скоростно-силовой направленности является величина дополнительного отягощения, длительность выполнения упражнения, количество повторений, подходов, серий, тип отдыха, метод выполнения упражнения; все упражнения выполняются с максимальным усилием и включаются в первую половину основной части урока.

Контроль за тренировкой специальных проявлений выносливости предусматривает использование физических упражнений, которые применяются во время совершенствования быстроты, силы, координации или скоростно-силовых упражнений.

Во время занятий футболом осуществляется контроль за воспитанием ловкости, проверяется способность быстро и оптимально решать двигательные задачи, возникающие неожиданно, правильно и быстро выбирать и выполнять нужные движения (действия).

Для оценки координационных способностей ученики должны воспроизвести определенные силовые упражнения, участвовать в подвижных и спортивных играх, выполнять гимнастические и акробатические упражнения, упражнения на гимнастической скамейке и козле, выполнять беговые упражнения с препятствиями, упражнения с мячом, упражнения на равновесие, легкоатлетические упражнения и другие упражнения, использование которых связано с преодолением координационных трудностей.

Во время занятий применяется метод стандартно-повторный; метод вариативного упражнения; игровой метод; соревновательный метод.

Используя метод вариативного упражнения, можно существенно улучшить координационные способности.

1 комплекс упражнений - условия выполнения упражнения изменяются в пределах строго указанной вариации отдельных движений или всей формы упражнения:

- изменение направлений движения во время ведения мяча;

- изменение скорости или темпа движений в ускоренном или замедленном

темпе, бег с ускорением и замедлением;

- изменение исходных положений (бег спиной вперед, старт из положения

лежа и т. п.);

- изменение силовых компонентов (прыжки в пол-силы, в четверть силы и т. д.);

- выполнение упражнения разными способами (бег малыми шагами, с высо-

ким подниманием бедра, с закидыванием голеней назад и т. д.).

2 комплекс упражнений - выполнение упражнений в необычных сочетаниях:

- выполнение основного упражнения с включением дополнительных движе-

ний (ловли мяча с предварительным хлопком в ладоши, поворотом кругом

и т. п.);

- сочетание знакомых упражнений в новую комбинацию;

- «зеркальное» выполнение упражнения.

3 комплекс упражнений - использование внешних условий:

- использование звуковых сигналов как команды к изменению условий вы-

полнения упражнения;

- усложнение условий выполнения с помощью дополнительных средств (пе-

редача двух мячей, ведение двух мячей и т.п.);

- выполнение упражнения после «раздражения» вестибулярного аппарата

(кувырок вперед, затем удар мяча по воротам, удар по мячу после поворота на 180 градусов, 360 градусов и т. д.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- выполнение упражнений на координацию.

Общая физическая практика и многоплановые упражнения являются важными элементами, которые позволяют школьникам улучшить свои координационные способности, равновесие, а также уровни силы и мощности, которые связаны с обучением специфическим футбольным навыкам.

Прыжки со скакалкой - широко используемый и неспецифический практический метод развития выносливости, баланса и координации. Баланс и координация с точки зрения интеграции нескольких физических задач являются основными элементами, которые позволяют развивать двигательные способности. Они также способствуют обучению и развитию более сложных движений, которые играют ключевую роль в приобретении специальных двигательных навыков.

Эффективность прыжков со скакалкой в основном зависит от общей моторной координации, то есть от способности координировать движения рук, ног и туловища, когда все тело находится в движении. Кроме того такие комбинированные движения призваны поддерживать равновесие на протяжении всего упражнения.

Для определения специальной двигательной подготовленности исследуемых было осуществлено педагогическое тестирование. Для исследования, мы выбрали два 9-х класса (контрольная группа) - 23 мальчика и (экспериментальная группа) - 25 мальчиков. Из каждого класса мы сформировали группы, все мальчики, в возрасте 14 - 15лет. Тесты проводились преподавателем в одинаковых условиях для всех учеников.

Первые тесты проведены в начале первой четверти с 16 по 30 сентября 2020 года, а последние - в конце четвертой четверти со 2 по 16 мая 2021 года. Чтобы проверить рабочие гипотезы, в контрольном классе уроки проходили по обычной школьной программе, а в экспериментальном классе на уроках в значи-

тельной степени использовались методы и средства, характерные для футбольной игры

Массу тела в кг и рост в метрах измеряли с точностью 0,1 кг и 0,1 м, соответственно. Тест на ловкость. Перед тестом мы создали площадку длиной 10 м и шириной 5 м с 4 конусами. В центре мы разместили 4 конуса на расстоянии 3,3 м друг от друга. Для определения скоростных способностей игроков был проведен тест на скорость 10 - 20 м.

Результаты. Хотя не было никакой разницы между экспериментальной группой и контрольной группой с точки зрения результатов предварительного тестирования для теста на скорость 10 м (р>0,05), была разница в результатах последнего тестирования (р <0,05). (таблица 1)

Таблица 1. Сравнение предварительных и пост-тестовых измерений скорости экспериментальной и контрольной группы

Table 1. Comparison of preliminary and post-test speed measurements of the experimental and control groups

Стандартное отклонение

Переменная Тесты Группа Среднее Р

10 м скоростной тест Предварит. 1 1,75 0,084 0,674

2 1,74 0,060

Пост-тест 1 1,69 0,085 0,000

2 1,73 0,064

20 м скоростной тест Предварит. 1 3,46 0,164 0,903

2 3,47 0,135

Пост-тест 1 3,39 0,162 0,000

2 3,44 0,139

Источник: составлено автором статьи.

Source: compiled by the author of the article.

Измерения скорости на 10 м в экспериментальной группе (1,69 = 0,085) показали, более положительные результаты, чем в контрольной группе (1,73 = 0,064).

Измерения скорости на 20 м, для экспериментальной группы (3,39 = 0,162), показали более положительные результаты, чем в контрольной группе (3,44 = 0,139 (таблица 1). Результаты предварительных и пост-тестовых измерений ловкости, для экспериментальной и контрольной групп, были сопоставлены (таблица 2).

Измерения показали, что результаты для экспериментальной группы (3,85 ± 0,145) развивались более позитивно, чем в контрольной группе (3,93 ± 0,103).

Таблица 2. Сравнение предварительных и пост-тестовых измерений ловкости экспериментальной и контрольной группы

Table 2. Comparison of preliminary and post-test dexterity measurements of the experimental and control groups

Стандартное отклонение

Переменная Тесты Группа Среднее Р

Правая сторона Предварит. 1 4,01 0,100 0,180

2 3,96 0,112

Пост-тест 1 3,85 0,145 0,000

2 3,93 0,103

Левая сторона Предварит. 1 4,05 0,098 0,416

2 4,02 0,115

Пост-тест 1 3,87 0,121 0,000

2 3,99 0,138

Источник: составлено автором статьи.

Source: compiled by the author of the article.

Измерения ловкости экспериментальной группы (3,87 = 0,121) развивались более позитивно, чем в контрольной группе (3,99 = 0,138).

Таблица 3. Сравнение предварительных и пост-тестовых антропометрических измерений экспериментальной и контрольной группы

Table 3. Comparison of preliminary and post-test anthropometric measurements of the experimental and control groups

Стандартное отклонение

Переменная Тесты Группа Среднее Р

Рост (см) Предварит. 1 173,20 5,926 0,183

2 175,45 5,781

Пост-тест 1 173,70 5,939 0,170

2 176,00 5,912

Вес (кг) Предварит. 1 63,02 8,718 0,242

2 64,34 6,169

Пост-тест 1 62,39 8,516 0,253

2 63,70 6,143

Источник: составлено автором статьи.

Source: compiled by the author of the article.

Было проведено сравнение предварительных тестов и пост-тестов для экспериментальной и контрольной группы.

Что касается антропометрических измерений экспериментальной и контрольной групп, то не было никакой существенной разницы между предварительными тестами и пост-тестами для измерения роста и веса (таблица 3).

Среди определяющих факторов психологической работоспособности психическая устойчивость считается многомерным фактором, включающим когнитивные, аффективные и поведенческие компоненты вместе с уверенностью в себе, которая связана с успехами, а также с психологическим здоровьем и благополучием.

Для оценки психологической устойчивости использовали опросник психологической эффективности. Анкета состояла из 42 пунктов по семи измерениям: уверенность в себе, контроль отрицательной энергии, контроль положительной энергии, контроль внимания, а также визуальный контроль и фактор концентрации, уровень мотивации и контроль отношения.

Эти инструменты помогли узнать о слабых и сильных сторонах школьника.

Учитывая важность развития как физических качеств, так и психологического благополучия школьников 9 классов, то внедрение эффективных программ при планировании годового плана для уроков физической культуры с применением элементов футбола является актуальной и важной проблемой.

Мы предположили, что в течении года ребята улучшат свои двигательные способности. Мы оценивали участников эксперимента в начале года и в конце учебного года нашего эксперимента.

За неделю до начальных тестов все участники прошли два ознакомительных урока, чтобы обеспечить надлежащее выполнение всех тестов и свести к минимуму ошибки.

В конце учебного года большинство параметров физической подготовки значительно улучшились, выровнялся психологический фон между одноклассниками, что очень важно для этой возрастной категории. Таким образом, данная программа показала свою эффективность.

Кроме того, участвовать в этом эксперименте выразили желание ученики других классов, и, что самое интересное, активность проявили девочки. Дети выразили желание создать команды в классах и проводить турниры по футболу.

Заключение. Физическое воспитание имеет важное значение для развития физического и психического здоровья учащихся. На уроках физкультуры учащиеся учатся заботиться о своем теле, а также учатся работать в команде для преодоления трудностей.

Качественные программы физического воспитания необходимы для повышения физической компетентности, физической подготовки, связанной со здоровьем, ответственности за себя и получения удовольствия от физической активности для всех учащихся, чтобы они могли быть физически активными на протяжении всей жизни.

Крайне важно чтобы все учащиеся посещали уроки физкультуры, чтобы они могли понять важность ведения здорового образа жизни, который может оказать положительное влияние на их здоровье и благополучие в дальнейшей жизни.

Изучение физической культуры позволяет учащимся развиваться физически, социально и эмоционально. Они могут развивать такие навыки, как командная работа и сотрудничество, а также снимать стресс и улучшать общий уровень

физической подготовки. Использование игры в футбол на уроке физической культуры создает особенно благоприятные условия для комплексного развития навыков и моторики учащихся.

Как поле деятельности он воплощает в себе движущие силы процесса физического воспитания: ходьбу, бег, прыжки, а иногда и выполнение самых разнообразных упражнений.

Также занятия игрой в футбол способствуют формированию и совершенствованию координированных движений, формированию умения быстро включаться в темп общественной деятельности за счет накопления положительных эффектов воспитательного характера.

По мнению авторов, внедрение футбольных игр в школьную программу на уроках физической культуры гармонично вписывается в общеобразовательную программу и прекрасно сочетается с традиционными методами физического воспитания подрастающего поколения.

Главная цель нашего исследования - заинтересовать школьников в посещении уроков физической культуры, сделать этот предмет желанным и интересным. По мнению авторов цель была достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Васильчук А. Г. Технология обучения футболу школьников в системе физического воспитания общеобразовательных школ [Текст]: автореф. д и с. канд. наук по физ. воспитание: 24.00.02 / Васильчук Аурел Григорьевич; Львовский гос. ун-т физической культуры. - Л., 2007. - 19 с.

2. Губа В.П. и Лексаков А.В. (2018). Теория и методология футбола. Москва: Спорт. https://ibooks.ru/bookshelf/357011/reading

3. Гуревич И. А. Круговая тренировка для развития физических качеств. Минск: "Высшая школа", 2010.

4. Гавриш Д.П. Интеграция технологий в образование учителей физической культуры: Перспектива социализации. КВЕСТ 2020, 72, 260-277.

5. Дулибский А. Проблемы проведения урока футбола в школе/А. Дулиб-ский, М. Шлюбик // Практикум по футболу. - К.: Научно-методический (технический) комитет,2003. - С. 142 - 144.

6. Ежова А.В., Козлов Ю.Е.; Анискевич И.С. Показатели физической и технической подготовки юных футболистов в годовом тренировочном цикле. Современные тенденции развития теории и методики физического воспитания, спорта и туризма: материалы Всероссийской научно -практической конференции с международным участием. Малаховка: Московская государственная академия физической культуры, 2017. С. 106-110.

7. Исаев А.А. (2000) Юношеское Олимпийское движение / А.А. Исаев // Международный спорт и Олимпийское движение с позиций гуманизма. -М.: МГИУ, 2000. - С. 231-266.

8. Кардялис К., Александравичюте Б. (2005) Конфликтность и сплоченность спортивных команд: диагностика и оптимизация межличностных отношений // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26. - № 1. - С. 71-78.

9. Кобзева А. Н.; Гониянц С. А. Влияние занятий школьным футболом на физическое состояние школьниц 7-9 лет. Наука, фитнес, отдых: материалы Всероссийской конференции с международным участием. Москва, 2017. С. 97-101.

10. Каримова М. Н.; Арипова Д. Р.; Анова Н. А. Сравнительная оценка состояния здоровья школьников, занимающихся спортом и физической культурой. Международная научно-практическая конференция, 3., 2016, Китай: 2016. стр. 197-201.

11. Коротков И.М. Подвижные игры в спорте. Москва: ФиС, 2009.

12. Соломонко В.В., Лисенчук Г.А., Соломонко О.В., Пилипенко В.А. Футбол в школе: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. -К., 2014. - 296 с.

13. ."Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [Ю.М. Макаров, Н.В. Луткова, Л.Н. Минина и др.]; под ред. Ю.М. Макарова. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 272 с.

14. Хоркавый Б. и др (2017) Особенности развития физических характеристик юных футболистов и другие неспецифические и специфические проблемы // Спортивная наука Украины. № 2 (78).

REFERENCES

1. Vasil'chuk A. G. Tekhnologiya obucheniya futbolu shkol'nikov v sisteme fizicheskogo vospitaniya obshcheobrazovatel'nykh shkol [Tekst]: avtoref. d i s. kand. nauk po fiz. vospitanie: 24.00.02. Vasil'chuk Aurel Grigor'evich; L'vovskii gos. un-t fizicheskoi kul'tury. L., 2007. 19 р.

2. Guba V.P. i Leksakov A.V. (2018). Teoriya i metodologiya futbola. Moskva: Sport. https://ibooks.ru/bookshelf/357011/reading

3. Gurevich I. A. Krugovaya trenirovka dlya razvitiya fizicheskikh kachestv. Minsk: "Vysshaya shkola", 2010.

4. Gavrish D.P. Integratsiya tekhnologii v obrazovanie uchitelei fizicheskoi kul'tury: Perspektiva sotsializatsii. KVEST 2020, 72, 260-277.

5. Dulibskii A. Problemy provedeniya uroka futbola v shkole/A. Dulibskii, M. Shlyubik. Praktikum po futbolu. - K.: Nauchno-metodicheskii (tekhnicheskii) komitet,2003. Р. 142 - 144.

6. Ezhova A.V., Kozlov Yu.E.; Aniskevich I.S. Pokazateli fizicheskoi i tekhnicheskoi podgotovki yunykh futbolistov v godovom trenirovochnom tsikle. Sovremennye tendentsii razvitiya teorii i metodiki fizicheskogo vospitaniya, sporta i turizma: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Malakhovka: Moskovskaya gosudarstvennaya akademiya fizicheskoi kul'tury, 2017. Р. 106-110.

7. Isaev A.A. (2000) Yunosheskoe Olimpiiskoe dvizhenie. A.A. Isaev. Mezhdunarodnyi sport i Olimpiiskoe dvizhenie s pozitsii gumanizma. M.: MGIU, 2000. Р. 231-266.

8. Kardyalis K., Aleksandravichyute B. (2005) Konfliktnost' i splochennost' sportivnykh komand: diagnostika i optimizatsiya mezhlichnostnykh otnoshenii. Psikhologicheskii zhurnal. 2005. T. 26. № 1. Р. 71-78.

9. Kobzeva A. N.; Goniyants S. A. Vliyanie zanyatii shkol'nym futbolom na fizicheskoe sostoyanie shkol'nits 7-9 let. Nauka, fitnes, otdykh: materialy Vserossiiskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Moskva, 2017. Р. 97101.

10. Karimova M. N.; Aripova D. R.; Anova N. A. Sravnitel'naya otsenka sostoyaniya zdorov'ya shkol'nikov, zanimayushchikhsya sportom i fizicheskoi kul'turoi. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya, 3., 2016, Kitai: 2016. str. 197-201.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Korotkov I.M. Podvizhnye igry v sporte. Moskva: FiS, 2009.

12. Solomonko V.V., Lisenchuk G.A., Solomonko O.V., Pilipenko V.A. Futbol v shkole: Uchebnoe posobie. 2-e izd., pererab. i dop. K., 2014. 296 р.

13. "Teoriya i metodika obucheniya bazovym vidam sporta. Podvizhnye igry: uchebnik dlya stud. uchrezhdenii vyssh. prof. obrazovaniya [Yu.M. Makarov, N.V. Lutkova, L.N. Minina i dr.]; pod red. Yu.M. Makarova. M.: Izdatel'skii tsentr «Akademiya», 2013. 272 р.

14. Khorkavyi B. i dr (2017) Osobennosti razvitiya fizicheskikh kharakteristik yunykh futbolistov i drugie nespetsificheskie i spetsificheskie problemy. Sportivnaya nauka Ukrainy. № 2 (78).

Информация об авторах: Жумадилханов Аскар Анесович, доцент, кандидат педагогических наук. И.О. Профессора РГП ПХВ «Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева», г. Нур-Султан, Казхстан e-mail: aseke_zh_59@mail.ru

МамбеталинаАлия Сактагановна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии. РГП ПКВ "Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева" г. Нурсултан, Казахстан mambetalina@mail.ru

Оразов Даурен Оразович, старший преподаватель кафедры ФКиС ЕНУ. РГП ПХВ «Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева», г. Нур-Султан, Казахстан e-mail: Dayren65@mail.ru

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Information about the authors: Zhumadilkhanov Askar. A. Associate Professor. Candidate of Pedagogical Sciences Acting Professor of the RSE PCV "L.N. Gumilyov Eurasian National University" Nur-Sultan, Kazakhstan e-mail: aseke_zh_59@mail.ru

Aliya Saktaganovna Mambetalina, Candidate of Psychological Sciences, Head of the Department of Psychology. RSE PCV "L.N. Gumilyov Eurasian National University" Nursultan, Kazakhstan mambetalina@mail.ru

Dauren Orazovich Urazov, Senior Lecturer of the Department of the ENU FCIs. RSE PCV "L.N. Gumilyov Eurasian National University" Nur-Sultan, Kazakhstan e-mail: Dayren65@mail.ru

The authors have read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 19.07.2022

Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and

revision: 23.08.2022

Принята к публикации / Accepted for publication: 27.08.2022

Авторы заявляет об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflictsof interests

© Жумадилханов А. А. 2022 © Мамбеталина А.С. 2022 © Оразов Д.О. 2022 © «Педагогика: история, перспективы» 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.