Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ 9-11 ЛЕТ'

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ 9-11 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьев Михаил Максимович, Абдулаев Эльдар Камильевич, Пустуев Александр Анатольевич, Масленников Александр Валерьевич

В настоящее время футбол является самым популярным видом спортом в России и в мире. Было проведено большое количество исследований, которые подтверждают, что занятия футболом положительно сказываются на развитии детей школьного возраста. Но только с недавнего времени в образовательном стандарте футбол был утверждён как отдельный раздел по предмету физическая культура в школе, что позволяет уже сейчас включать его в рабочие программы. Целью исследования являлось определение эффективности учебного модуля «футбол» у детей 9-11 лет. С сентября по декабрь 2021 года в общеобразовательной школе было проведено исследование, в ходе которого производился анализ результатов физической подготовленности учащихся третьих и четвертых классов. В педагогическом эксперименте приняло участие шестьдесят человек. Испытуемые были разделены на две равные по составу и однородные по начальным результатам группы (контрольная и экспериментальная). Оценка эффективности проводилась с использованием комплекса четырёх контрольных нормативов, которые обычно используются в учебном процессе в школе (бег 30 м, челночный бег 3x10 м, прыжок в длину с места толчком двумя ногами, 6-минутный бег). По результатам исследования было установлено, что использование дополнительных занятий по модулю «футбол» во внеурочное время способствуют эффективному повышению уровня физической подготовленности у детей 9-11 лет. Полученные результаты исследования будут способствовать дальнейшей успешной реализации проекта «футбол в школе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьев Михаил Максимович, Абдулаев Эльдар Камильевич, Пустуев Александр Анатольевич, Масленников Александр Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF FOOTBALL ON THE PHYSICALFITNESS OF CHILDREN 9-11 YEARS OLD

Currently, football is the most popular sport in Russia and in the world. A large number of studies have been conducted that confirm that football classes have a positive impact on the development of school-age children. But only recently in the educational standard, football was approved as a separate section on the subject of physical education at school, which allows now to include it in working programs. The purpose of the study was to determine the effectiveness of the football training module in children 9-11 years old. From September to December 2021, a study was conducted in a comprehensive school, during which the results of physical fitness of third and fourth grade students were analyzed. Sixty people took part in the pedagogical experiment. The subjects were divided into two groups equal in composition and homogeneous in initial results (control and experimental). The effectiveness assessment was carried out using a set of four control standards, which are usually used in the educational process at school (running 30 m, shuttle running 3x10 m, long jump from place with a push of two legs, 6-minute run). According to the results of the study, it was found that the use of additional classes modulo «football» in extra-time contribute to an effective increase in the level of physical fitness in children 9-11 years old. The results of the study will contribute to the further successful implementation of the football at school project.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ 9-11 ЛЕТ»

Результаты повторного тестирования показали достоверный прирост по обоим рассматриваемым показателям. У всех теннисистов достоверно повысился уровень реакции на движущийся объект практически на один балл, а уровень реакции выбора более чем на балл.

ВЫВОДЫ

1. Внедрение в учебно-тренировочный процесс теннисистов 8-9 лет СШОР - 3 г. Омска комплекса специально подобранных упражнений с мячами и ракетками, позволило повысить уровень реакции на теннисный мяч.

2. Использование методического подхода «подсказка выбора технического действия» положительно повлияло на быстроту и адекватность приема подачи.

3. Данные педагогические воздействия позволяют расширить тактическое мышление теннисистов, поднять эмоциональный фон тренировочный занятий, а также улучшить результативность соревновательной деятельности за счет стабильности ударных действий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барчукова, Г.В. Исследование факторов, влияющих на рейтинг игры в настольном теннисе, как критерия успешной карьеры / Г.В. Барчукова, Е.В. Романина, М.Х. Родионова // Ученые записки университета имени. П. Ф. Лесгафта. - 2017. - № 6 (148). - С. 245-248.

2. Песошин, А.А .Способ оценки времени реакции на движущийся объект / А.А. Песо-шин, В.В. Роженцов // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. - 2012. - № 3. - С. 143-146.

3. Полевщиков М.М. Точность двигательных действий как критерий отбора для занятий игровыми видами спорта / М.М. Полевщиков, В.В. Роженцов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 103-108.

4. Сокур, Б.П. Повышение эффективности ударных действий с отскока у теннисистов 1012 лет / Б.П. Сокур, С.Е. Воробьева, А.В. Кардаш // Организационно-методические аспекты учебного и учебно-тренировочного процессов в условиях вуза: материалы IV научно-практической конференции преподавателей и аспирантов. - Омск : СибГУФК, 2016. -С. 93-95.

REFERENCES

1. Barchukova, G.V. (2017), "Study of the factors influencing the rating of the game in table tennis as a criterion for a successful career", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (148), pp. 245-248.

2. Pesoshin, A.A. and Rozhenkov, V.V. (2021), "A method for assessing the reaction time to a moving object", Bulletin of the Kazan State Technical University of A.N. Tupolev, No. 3, pp. 143-146.

3. Polevshchikov, M.M. and Rozhenkov, V.V. (2013), "Accuracy of motional actions as a selection criterion for practicing game sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (100), pp. 103-108.

4. Sokur, B.P. (2016), "Increasing the effectiveness of shock actions from a rebound in tennis players 10-12 years old", Organizational and methodological aspects of educational and training processes in the conditions of the university: materials of the IV scientific-practical conference of teachers and graduate students, Publishing house of Siberian State University of Physical Culture, Omsk, pp. 93-95.

Контактная информация: boris_sokur@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.01.2022

УДК 796.332

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

ДЕТЕЙ 9-11 ЛЕТ

Михаил Максимович Соловьев, кандидат педагогических наук, доцент, Эльдар Ками-льевич Абдулаев, ассистент, Александр Анатольевич Пустуев, преподаватель, Бал-

тийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова, Санкт-Петербург; Александр Валерьевич Масленников, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В настоящее время футбол является самым популярным видом спортом в России и в мире. Было проведено большое количество исследований, которые подтверждают, что занятия футболом положительно сказываются на развитии детей школьного возраста. Но только с недавнего времени в образовательном стандарте футбол был утверждён как отдельный раздел по предмету физическая культура в школе, что позволяет уже сейчас включать его в рабочие программы. Целью исследования являлось определение эффективности учебного модуля «футбол» у детей 9-11 лет. С сентября по декабрь 2021 года в общеобразовательной школе было проведено исследование, в ходе которого производился анализ результатов физической подготовленности учащихся третьих и четвертых классов. В педагогическом эксперименте приняло участие шестьдесят человек. Испытуемые были разделены на две равные по составу и однородные по начальным результатам группы (контрольная и экспериментальная). Оценка эффективности проводилась с использованием комплекса четырёх контрольных нормативов, которые обычно используются в учебном процессе в школе (бег 30 м, челночный бег 3x10 м, прыжок в длину с места толчком двумя ногами, 6-минутный бег). По результатам исследования было установлено, что использование дополнительных занятий по модулю «футбол» во внеурочное время способствуют эффективному повышению уровня физической подготовленности у детей 9-11 лет. Полученные результаты исследования будут способствовать дальнейшей успешной реализации проекта «футбол в школе».

Ключевые слова: футбол, физическая подготовленность, школа.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p402-405

IMPACT OF FOOTBALL ON THE PHYSICAL FITNESS OF CHILDREN 9-11 YEARS

OLD

Mikhail Maksimovich Solovev, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Eldar Kamilievich Abdulaev, the assistant, Alexander Anatolyevich Pustuev, the teacher, Baltic State

Technical University named after D.F. Ustinov, St. Petersburg; Aleksandr Valeryevich Maslennikov, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

Currently, football is the most popular sport in Russia and in the world. A large number of studies have been conducted that confirm that football classes have a positive impact on the development of school-age children. But only recently in the educational standard, football was approved as a separate section on the subject of physical education at school, which allows now to include it in working programs. The purpose of the study was to determine the effectiveness of the football training module in children 9-11 years old. From September to December 2021, a study was conducted in a comprehensive school, during which the results of physical fitness of third and fourth grade students were analyzed. Sixty people took part in the pedagogical experiment. The subjects were divided into two groups equal in composition and homogeneous in initial results (control and experimental). The effectiveness assessment was carried out using a set of four control standards, which are usually used in the educational process at school (running 30 m, shuttle running 3x10 m, long jump from place with a push of two legs, 6-minute run). According to the results of the study, it was found that the use of additional classes modulo «football» in extra-time contribute to an effective increase in the level of physical fitness in children 9-11 years old. The results of the study will contribute to the further successful implementation of the football at school project.

Keywords: football, physical fitness, school.

В настоящее время в мировом спорте по популярности явно выделяются только два события: Олимпийские игры и чемпионат мира по футболу. Популярность и массо-

вость футбола, как утверждают различные исследователи, связана с рядом различных факторов, например, зрелищность, простота, доступность. Данный вид спорта постоянно развивается на разных уровнях, но в то же время футболу долгое время не уделяли должного внимания в рамках школьных общеобразовательных программ.

С 1 сентября 2021 года в 150 школах России реализуется проект «футбол в школе». Учебный модуль «футбол» был разработан совместно Российским футбольным союзом и Министерством Просвещения. В декабре 2020 года для начального общего, основного общего и среднего общего образование данный модуль был утверждён в статусе ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) [1]. Следовательно, данный модуль может быть включён в рабочие программы по предмету физическая культура в качестве третьего часа в неделю. Программы рассчитаны и на использоваться в рамках внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования детей.

Модуль «футбол» имеет оздоровительную направленность и способствует повышению физической подготовленности, планомерному обучению базовым навыкам игры в футбол.

Цель исследования: определить эффективность учебного модуля «футбол» у детей 9-11 лет.

Исследование проводилось с сентября по декабрь в 2021 году на базе общеобразовательной школы (государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 Василеостровского района Санкт-Петербурга) и представляло собой формирующий эксперимент. Для решения поставленной цели необходимо было проанализировать изменения уровня физической подготовленности у школьников.

Было организовано две группы по 30 человек (9-11 лет). Первую группу (экспериментальная) представляли дети, которые дополнительно занимаются по программе внеурочной деятельности с использованием модуля «футбол» (один дополнительный час в неделю). Во вторую группу (контрольная) входили дети, занимающиеся по обычной программе.

Начальное тестирование было проведено в сентябре 2021 года, конечное в декабре 2021. Оценка эффективности проводилась с использованием комплекса контрольных нормативов (бег 30 м, челночный бег 3x10 м, прыжок в длину с места толчком двумя ногами, 6-минутный бег). Результаты исследования обрабатывались посредством пакета прикладных программ статистической обработки 8ш18Иса 6.0. Обработка данных осуществлялась методами математической статистики с использованием анализа средних значений и сравнительного анализа.

Результаты исследования представлены в таблице 1 и таблице 2.

Таблица 1 - Результаты начального исследования

Контрольные нормативы Начальное исследование, x ± Sx Достоверность различий

КГ, n=30 ЭГ, n=30

Бег 30 м, с 6,5±0,13 6,6±0,14 Р>0,05

Челночный бег 3x10 м, с 9,8±0,21 9,9±0,23 Р>0,05

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см 152,5±3,57 149,5±4,13 Р>0,05

6-минутный бег, м 1057,7±25,6 1071,5±28,25 Р>0,05

Начальное исследование было проведено на первой неделе сентября. Результаты контрольной и экспериментальной групп свидетельствуют об их однородности (Р>0,05). Результаты 6-минутного бега в экспериментальной группе оказались немного выше, но различия статистически недостоверны.

По результатам конечного исследования наблюдается прирост по всем контрольным нормативам в двух группах по сравнению с изначальными результатами. Прирост результатов в контрольной группе можно объяснить естественным биологическим развитием занимающихся, а также повышением физической активности (переход к систематическим занятиям на уроках физической культурой после перерыва на летних каникулах).

Таблица 2 - Результаты конечного исследования

Контрольные нормативы Начальное исследование, x ± Sx Достоверность различий

КГ, n=30 ЭГ, n=30

Бег 30 м, с 6,3±0,12 5,8±0,14 Р<0,05

Челночный бег 3x10 м, с 9,6±0,22 9,2±0,23 Р<0,05

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см 160,5±4,82 171±5,18 Р<0,05

6-минутный бег, м 1110,1±18,86 1180,3±23,20 Р<0,05

Обнаруженный различия между контрольной и экспериментальной группами по результатам конечного исследования по всем контрольным нормативам являются статистически достоверными (Р<0,05). Следовательно, использование дополнительных занятий (1 час в неделю) по модулю «футбол» в рамках внеурочной деятельности способствуют эффективному повышению уровня физической подготовленности у детей 9-11 лет.

Полученные результаты исследования будут способствовать дальнейшей успешной реализации проекта «футбол в школе». Перспективой для развития является успешное использование модуля «футбол» в качестве третьего часа в неделю по предмету физическая культура в совокупности с занятиями по внеурочной деятельности, кружками отделений дополнительного образования детей в школах и системой соревнований. Немаловажную роль в системе соревнований должны сыграть школьные спортивные клубы, которые активно развиваются в последние годы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Примерная рабочая программа учебного предмета «физическая культура» (модуль «футбол») для образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования / авт.-сост. М.А. Грачева, М.В. Ани-симова. - 2020 // Реестр примерных основных общеобразовательных программ: [сайт]. - URL: https://fgosreestr.ru/registry/futbol-1-11/ (дата обращения: 18.09.2021).

REFERENCES

1. Gracheva, M.A. and Anisimova, M.V. (2020), "Physical education («football» module) for educational organizations implementing educational programs of primary general, basic general and secondary general education", Register of exemplary basic general education programs, available at: https://fgosreestr.ru/registry/futbol-1-11/ (accessed: 18.09.2021).

Контактная информация: speedy-@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.12.2021

УДК 796.011.3:37.037

РЕАЛИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ СКАНДИНАВСКОЙ ХОДЬБОЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Валентина Аркадьевна Солонович, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара; Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва; Наталья Николаевна Маринина, старший преподаватель, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Екатерина Николаевна Амелина, доцент, Московский архитектурный институт, Москва

Аннотация

Одной из важнейших проблем физической подготовки студентов специальной медицинской группы в рамках физкультурно-оздоровительных занятий по физической культуре является проблема поиска эффективных средств, методов воспитания и развития физических качеств. Проведение занятий по скандинавской ходьбе с указанным контингентом может стать хорошим решением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.