Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ ЗА ТРЕХЛЕТНИЙ ПЕРИОД ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ'

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ ЗА ТРЕХЛЕТНИЙ ПЕРИОД ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
67
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ЮНЫЕ ФУТБОЛИСТЫ 14-17 ЛЕТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Амплеева Вероника Владиславовна, Калимуллина Ольга Анатольевна, Зизикова Светлана Ивановна

В статье представлена оценка физической подготовленности юных футболистов 14-17 лет, на протяжении трехлетнего периода тренировочной деятельности. Цель исследования - провести анализ и дать комплексную оценку динамики общей и специальной физической подготовленности юных футболистов за трехлетний период тренировочных занятий. Опытно-экспериментальной базой исследования являлась команда юношей 2004 года рождения по футболу. Исследование проводилось на протяжении 3-х лет, с октября 2018 г. по апрель 2021 г. на базе «Средняя школа № 3» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан. В исследовании приняло участие 14 спортсменов. В ходе исследования была выявлена динамика таких физических качеств и способностей как: быстрота, скоростные и скоростно-силовые способности и координация. А также описано процентное соотношение параметров физической подготовленности исследуемых футболистов с использованием системы ранжирования. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут быть использованы для корректировки плана тренировочного процесса и физической подготовки футболистов данного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Амплеева Вероника Владиславовна, Калимуллина Ольга Анатольевна, Зизикова Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF THE PHYSICAL PERFORMANCE OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS FOR A THREE-YEAR PERIOD OF TRAINING LESSONS

The article presents the assessment of the physical fitness of young football players aged 14-17 years old, during three-year period of training activity. The purpose of the study is to analyze and give the comprehensive assessment of the dynamics of the general and special physical fitness of the young football players over three-year period of training sessions. The experimental base of the study was a football team of 2004 years of birth. The study was carried out for 3 years, from October 2018 to April 2021 on the basis of "Secondary School No. 3" Zelenodols Municipal District of the Republic of Tatarstan. The study involved 14 athletes. The study revealed the dynamics of such physical qualities and abilities as: speed, speed and speed-strength abilities and coordination. And also the percentage ratio of the parameters of physical fitness of the studied football players was described using the ranking system. The practical significance of the study is that the data obtained can be used to adjust the plan of the training process and physical training of football players of this age.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ ЗА ТРЕХЛЕТНИЙ ПЕРИОД ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиев Э.Г. Проблемы организации подготовки спортивного резерва в мини-футбольных клубах / Э.Г. Алиев, О.С. Андреев, К.В. Еременко // Ученые записки университета им П.Ф. Лесгафта/ - 2008. - № 6 (40) - C. 3-5.

2. Алиев Э.Г. Взаимосвязь массового и профессионального мини-футбола (футзала) / Э.Г. Алиев, О.С. Андреев, А. А. Демин // Ученые записки университета им П.Ф. Лесгафта. - 2011. - №10 (80) - С. 16-19.

3. Алиев Э.Г. Оптимизация структуры международных соревнований - важный фактор дальнейшего развития мини-футбола (футзала) / Э.Г Алиев // Ученые записки университета им П.Ф. Лесгафта - 2014 - № 4 (110) - С. 7-9.

4. Андреев, О.С. Организационно-педагогические аспекты развития мини-футбола в Российской федерации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Андреев Олег Семенович. - Малаховка, 2009. - 27 с.

5. Андреев С.Н. Эволюция мини-футбола (футзала) в современную автономную разновидность классического футбола / С.Н. Андреев // Теория и методика футбола - 2007- №1- С. 6-7.

6. Измерение и вычисление в спортивно-педагогической практике: учебное пособие / В.П. Губа, М.П. Шестаков, М.П. Бубнов, М.П. Борисенков - 2-е изд.- Москва : Физкультура и спорт, 2006. - 220 с.

7. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - Москва : Добросвет, 2000. - 569 с.

REFERENCES

1. Aliev, E.G, Andreyev, O. S. and Eremenko, K.V. (2008), "Problem of the organization of preparation of a sports reserve in mini-football", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 40, No. 6, pp. 3-5.

2. Aliev, E.G., Andreev, O.S. and Demin, A.A. (2011), "Interrelation of mass and professional mini-football (futsal)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (80), pp. 16-19.

3. Aliev E.G. (2014), "Optimization of the international competitions structure - an important factor for further development of mini-football (futsal)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 110, No.4, pp. 7-9.

4. Andreyev, O.S. (2009), Organizational and pedagogical aspects of development of minifootball in the Russian Federation, dissertation, Malakhovka..

5. Andreev, S.N. (2007), "The evolution of mini-football (futsal) into a modern stand-alone version of classic football", Theory and methodology of football, No. 1, pp. 6-7.

6. Guba, V.P., Shegakov, M.P., Bubnov M.P. and Borisenkov, M.P. (2006), Measurements and calculations in it is sports - student teaching: manual, Physical culture and sport, Moscow.

7. Yadov, V.A. (2000), Strategy of sociological research: description, explanation, understanding of social reality, Dobrosvet, Moscow.

Контактная информация: aleksa.v19@gmail.com

Статья поступила в редакцию 17.11.2021

УДК 796.332:796.015.15

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ

ФУТБОЛИСТОВ ЗА ТРЕХЛЕТНИЙ ПЕРИОД ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

Вероника Владиславовна Амплеева, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Анатольевна Калимуллина, доктор педагогических наук, профессор, Светлана Ивановна Зизикова, кандидат педагогических наук, доцент, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Казань

Аннотация

В статье представлена оценка физической подготовленности юных футболистов 14-17 лет, на протяжении трехлетнего периода тренировочной деятельности. Цель исследования - провести анализ и дать комплексную оценку динамики общей и специальной физической подготовленности

юных футболистов за трехлетний период тренировочных занятий. Опытно-экспериментальной базой исследования являлась команда юношей 2004 года рождения по футболу. Исследование проводилось на протяжении 3-х лет, с октября 2018 г. по апрель 2021 г на базе «Средняя школа № 3» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан. В исследовании приняло участие 14 спортсменов. В ходе исследования была выявлена динамика таких физических качеств и способностей как: быстрота, скоростные и скоростно-силовые способности и координация. А также описано процентное соотношение параметров физической подготовленности исследуемых футболистов с использованием системы ранжирования. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут быть использованы для корректировки плана тренировочного процесса и физической подготовки футболистов данного возраста.

Ключевые слова: физическая подготовленность, физические качества, юные футболисты 14-17 лет.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p6-10

COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF THE PHYSICAL PERFORMANCE OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS OVER THREE-YEAR PERIOD OF TRAINING

LESSONS

Veronika Vladislavovna Ampleeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Anatolyevna Kalimullina, the doctor of pedagogical sciences, professor, Svetlana Ivanovna Zizikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer Volga State University of Physical Culture Sports and Tourism, Kazan

Abstract

The article presents the assessment of the physical fitness of young football players aged 14-17 years old, during three-year period of training activity. The purpose of the study is to analyze and give the comprehensive assessment of the dynamics of the general and special physical fitness of the young football players over three-year period of training sessions. The experimental base of the study was a football team of 2004 years of birth. The study was carried out for 3 years, from October 2018 to April 2021 on the basis of "Secondary School No. 3" Zelenodols Municipal District of the Republic of Tatarstan. The study involved 14 athletes. The study revealed the dynamics of such physical qualities and abilities as: speed, speed and speed-strength abilities and coordination. And also the percentage ratio of the parameters of physical fitness of the studied football players was described using the ranking system. The practical significance of the study is that the data obtained can be used to adjust the plan of the training process and physical training of football players of this age.

Keywords: physical fitness, physical qualities, young football players aged 14-17.

ВВЕДЕНИЕ

В современном футболе физическая подготовленность имеет первостепенное значение, при этом особое значение, по мнению некоторых исследователей, имеет комплексный контроль, комплексная оценка уровня подготовленности спортсмена, в том числе и футболиста, которая складывается на основе анализа информации о физической, технической, тактической и психологической подготовленности спортсмена [2,3].

Однако если вопросы развития физических качеств футболистов и их динамика описываются в научно-методической литературе, то вопросы комплексной оценки физической подготовленности футболистов на протяжении нескольких лет освещены мало и недостаточно изучены, что, видимо, требует проведения дополнительных исследований [1]. Цель исследования - провести анализ и дать комплексную оценку динамики общей и специальной физической подготовленности юных футболистов за трехлетний период тренировочных занятий.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Опытно-экспериментальной базой исследования являлась команда юношей 2004 г.р. по футболу. Исследование проводилось на протяжении 3-х лет, с октября 2018 г. по

апрель 2021 г. на базе МБУ «СШ №3» ЗМР РТ (Муниципальное бюджетное учреждение «Спортивная школа № 3» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан). Для изучения физической подготовленности спортсменов нами применялась батарея тестов, которые отражают уровень развития быстроты, скоростных способностей, скоростно-силовых способностей, координационных способностей и технической подготовленности:

1) бег на 15 м из положения высокого старта;

2) бег на 15 м с предварительным разбегом;

3) бег на 30 м с высокого старта;

4) бег на 30 м с предварительным разбегом;

5) прыжок в длину с места;

6) челночный бег 3 по 10 м с мячом;

7) ведение мяча на 30 м;

8) «жонглирование» (жонглирование мячом проходит в круге диаметром 3 м).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При изучении данных тестирования на протяжении 3 лет были получены следующие результаты.

Таблица 1 - Разность отклонений относительно начальных измерений в беге на 15 м с

высокого старта (с) и в беге на 15 м с ходу (с)

15 м с высокого старта (п=14) а 15 м с хода (п=14) а

2018 г. 2021 г. 2018 г. 2021 г.

Средняя арифметическая Х=2,79 Х=2,53 -0,26 Х=2,28 Х=2,04 -0,25

Стандартное отклонение 0,136 0,172 0,195 0,122 0,112 0,073

т 0,038 0,048 0,054 0,034 0,031 0,020

0,115 0,043

По итогам исследования в беге на 15 м со старта за 2,5 года прирост результатов составил 0,26 с, при уровне значимости р<0,01. При этом доверительный интервал равен 0,115. Результаты исследования в беге на 15 м с хода прирост результатов за 2,5 года тренировочных занятий составил 0,25 с, при уровне значимости р<0,001. При этом доверительный интервал равен 0,043.

Таблица 2 - Разность отклонений относительно начальных измерений в беге на 30 м с высокого старта (с) и в беге на 30 м с хода (с) ___

№ 30 м с высокого старта (п=14) а 30 м с хода (п=14) а

2018 г. 2021 г. 2018 г. 2021 г.

Средняя арифметическая Х=4,94 Х=4,51 -0,46 Х=4,49 Х=3,92 -0,56

Стандартное отклонение 0,297 0,251 0,319 0,313 0,247 0,247

т 0,082 0,070 0,088 0,087 0,069 0,067

гпа 0,189 0,143

По итогам исследования в беге на 30 м со старта за 2,5 года тренировочных занятий у юных футболистов рост результатов составил 0,46 с, при уровне значимости р<0,05. При этом доверительный интервал равен 0,189. Результаты исследования в беге на 30 м с хода за 2,5 года тренировочных занятий рост результатов составил 0,56 с, при уровне значимости р<0,001. При этом доверительный интервал равен 0,143.

Установлено, что по итогам исследования прыжка в длину с места за 2,5 года тренировочных прирост результатов составил 0,32 м, при уровне значимости р<0,001. При этом доверительный интервал равен 0,078. По итогам исследования в беге челноком 3*10 м установлено, что за 2,5 года тренировочных занятий прирост результатов составил 0,46, при уровне значимости р<0,001. При этом доверительный интервал равен 0,088.

Таблица 3 - Разность отклонений относительно начальных измерений в прыжке в длину (м) и челночном беге 3*10 (с)_

№ Прыжок в длину с места (п=14) а Челночный бег 3*10 (п=14) а

2018 г. 2021 г. 2018 г. 2021 г.

Средняя арифметическая Х=2,15 Х=2,46 0,32 Х=7,34 Х=6,86 -0,46

Стандартное отклонение 0,166 0,133 0,133 0,248 0,302 0,149

т 0,046 0,037 0,037 0,069 0,084 0,041

0,078 0,088

Таблица 4 - Разность отклонений относительно начальных измерений в ведении мяча 30 м (с) и «жонглировании» (кол-во раз)

№ Ведение мяча 30 м (п=14) а «Жонглирование» (п=14) а

2018 г. 2021 г. 2018 г. 2021 г.

Средняя арифметическая Х=5,59 Х=4,94 -0,63 Х=50,07 Х=82,43 32,36

Стандартное отклонение 0,304 0,364 -0,344 42,667 64,072 28,366

т 0,084 0,101 -0,095 11,834 17,770 28,366

гпа 0,203 16,836

Результаты исследования бега на 30 метров с мячом за 2,5 года тренировочных занятий прирост результатов составил 0,63 с, при уровне значимости р<0,01. При этом доверительный интервал равен 0,203. Установлено, что по итогам исследования теста «жонглирование», за 2,5 года тренировочных занятий прирост результатов составил 32,36 раза при уровне значимости р<0,05. При этом доверительный интервал равен 16,836.

По результатам тестирования дали комплексную оценку параметров физической подготовленности футболистов с использованием системы ранжирования. По ее итогам определена группа футболистов с высоким средним и низким уровнем подготовки.

В результате проведенных исследований можно говорить о том, что рост показателей в течение 3-х лет есть у всех футболистов, но причина улучшения результатов (правильно подобраны упражнения и нагрузки или за счет роста физиологически растущего организма) - определить сложно.

Таблица 5 - Суммарный ранг по восьми контрольным тестам

Фамилия Имя Общий ранг Контрольные тесты

1 2 3 4 5 6 7 8

Спортсмен 1 5 2.5 5.5 11 5 3 6.5 9.5 7 50

Спортсмен 2 4 6.5 4 5 8.5 4 6.5 6 4 44.5

Спортсмен 3 11 10 13 14 14 8 5 3.5 10 77.5

Спортсмен 4 3 4 3 6 3 6 8 2 3 35

Спортсмен 5 2 2.5 5.5 2 6 7 2 3.5 1 29.5

Спортсмен 6 6 6.5 11 7 10 9 3 5 5 56.5

Спортсмен 7 8 5 10 10 7 10 4 11 6 63

Спортсмен 8 10 8 12 9 4 12 10 7 8 70

Спортсмен 9 13 13 8.5 13 13 11 13 13.5 9 94

Спортсмен 10 1 1 1 1 1 1 1 1 2 9

Спортсмен 11 9 9 7 4 8.5 2 9 13.5 13 66

Спортсмен 12 12 12 8.5 12 12 13 11 8 11 87.5

Спортсмен 13 7 11 2 3 2 5 12 12 12 59

Спортсмен 14 14 14 14 8 11 14 14 9.5 14 98.5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание: На основании данных суммарного ранга по восьми нормативам и по шкале: 1-45 высокий уровень подготовленности; 46-75 средний уровень подготовленности; и от 76-100 низкий уровень подготовленности.

По результатам тестирования дали комплексную оценку параметров физической подготовленности футболистов с использованием системы ранжирования. По ее итогам определен лидер группы футболистов спортсмен 11, а также аутсайдер спортсмен 14, он последний пришел в эту группу.

ВЫВОДЫ

1. Суммарное отклонение результатов за весь период времени расположилось в нарастающем порядке - бег 15 м с хода - на 0,25 с; бег на 15 м со старта - 0,26 с; прыжок

в длину с места - на 0,32 м; бег на 30 м с высокого старта - на 0,46 с; челночный бег 3*10 м - на 0,46 с; бег 30 м с хода - на 0,56 с; ведение мяча на 30 м - на 0,63 с и максимальный прирост результатов зафиксирован в «жонглирование» мячом - на 32,34 раз.

2. Установлено, что результаты в беге на 15 и 30 м у юных футболистов за 2,5 года тренировочного процесса увеличивается в пределах с 0,25 с до 0,56 с, свидетельствуя о нарастании физического качества быстроты.

3. Показано, что скоростно-силовое качество, судя по результатам в прыжках в длину, у юных футболистов за 2,5 года тренировочных занятий увеличивается на 0,32 м, а координация движения, выраженная в результате бега на 30 м с мячом и жонглирование мячом увеличились на 0,63 с и 32,34 раза соответственно, свидетельствуя о нарастании технической подготовленности.

4. По результатам комплексной оценки параметров физической подготовленности футболистов с использованием системы ранжирования показано, что 29% футболистов характеризуются высоким уровнем физической подготовленности, средним уровнем -42% и низким уровнем - 29%. Показано, что прирост результатов в двигательных тестах у юных футболистов за 2,5 года тренировочных занятий больше увеличивался по специальной, чем по общей физической подготовленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Никитин А.В. Комплексная оценка показателей физической и технической подготовленности юных футболистов/ А.В. Никитин, И.Н. Новокщенов, В.К. Максимик // Успехи современной науки. - 2016. -Т. 1, № 10. - С. 159-161.

2. Чесноков Н.Н. Комплексная оценка уровня физической подготовленности юных футболистов на тренировочном этапе / Н.Н. Чесноков, А.П. Морозов, А. Д. Дугблей // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2018. -- № 2. - С. 161-168.

3. Чесноков Н.Н. Анализ физической подготовленности футболистов 15-17 лет / Н.Н. Чесноков, А.П. Морозов, А. Д. Дугблей // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2018. - № 3. - С. 138-143.

REFERENCES

1. Nikitin, A.V., Novokshchenov, I.N. and Maksimik, V.K. (2016), "Comprehensive assessment of indicators of physical and technical fitness of young football players", Successes of modern science, Vol. 1, No. 10, pp.159-161.

2. Chesnokov, N.N., Morozov, A.P. and Dugbley, A.D. (2018), "Comprehensive assessment of the level of physical fitness of young football players at the training stage", Izvestiya of Tula state university. Physical Culture. Sport, No. 2, pp. 161-168.

3. Chesnokov, N.N. Morozov, A.P. and Dugbley, A.D. (2018), "Analysis of physical fitness of football players aged 15-17", Izvestiya of Tula state university. Physical Culture. Sport. No. 3, pp. 138143.

Контактная информация: ampleeva-v@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.11.2021

УДК 373

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Наталья Владимировна Андриевских, кандидат педагогических наук, магистр, учитель высшей категории, Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 104, г. Челябинск; Евгения Александровна Селезнева, кандидат педагогических наук, преподаватель, Колледж Южно-Уральского государственного педагогического университета, г. Челябинск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.