Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ СКАНДИНАВСКОЙ ХОДЬБОЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ СКАНДИНАВСКОЙ ХОДЬБОЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАНДИНАВСКАЯ ХОДЬБА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ / СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солонович Валентина Аркадьевна, Шарагин Виктор Иванович, Маринина Наталья Николаевна, Амелина Екатерина Николаевна

Одной из важнейших проблем физической подготовки студентов специальной медицинской группы в рамках физкультурно-оздоровительных занятий по физической культуре является проблема поиска эффективных средств, методов воспитания и развития физических качеств. Проведение занятий по скандинавской ходьбе с указанным контингентом может стать хорошим решением данной проблемы. Цель исследования - экспериментально обосновать программу проведения занятий скандинавской ходьбой со студентами второго курса специальной медицинской группы. Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Организация исследования. Проведение исследования осуществлялось на базе Российского государственного социального университета в 2021 году. Разработана программа комплексного использования средств скандинавской ходьбы в оздоровительной тренировке студентов 2 курса специальной медицинской группы в соответствии с их морфофункциональным состоянием, которая реализовывалась на протяжении 4 месяцев и была ориентирована на повышение уровня их физической подготовленности. Продолжительность одного занятия - 90 мин. Результаты исследования. Занятия скандинавской ходьбой в рамках элективного курса с учётом разработанной программы позволили повысить общую физическую подготовленность студентов. По окончании педагогического эксперимента у студентов ЭГ отмечена более позитивная и статистически значимая динамика в силовой выносливости рук и плечевого пояса, а также в гибкости позвоночных суставов, чем у студентов КГ (p < 0,05). Выводы. Разработанные комплексы упражнений для физкультурно-оздоровительных занятий с преимущественным использованием скандинавской ходьбы для студентов второго курса способствуют общей физической подготовленности студентов, оказывая акцентированное воздействие на функциональные способности, гибкость и выносливость занимающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солонович Валентина Аркадьевна, Шарагин Виктор Иванович, Маринина Наталья Николаевна, Амелина Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE SCANDINAVIAN WALKING HEALTH CLASSES ’ ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAM FOR SPECIAL MEDICAL GROUP STUDENTS

One of the most important problems of physical training of students of a special medical group within the framework of physical culture and health-improving classes in physical culture is the problem of finding effective means, methods of education and development of physical qualities. Conducting Nordic walking classes with the specified contingent can be a good solution to this problem. The purpose of the study is to experimentally substantiate the program of Nordic walking classes with second-year students of a special medical group. Research methods: theoretical analysis of scientific and methodological literature; pedagogical testing; pedagogical experiment; methods of mathematical statistics. Organization of the study. The study was carried out based on the Russian State Social University in 2021. A program for the complex use of Nordic walking means in the health-improving training of 2nd year students of a special medical group was developed in accordance with their morphological and functional state, which was implemented for 4 months and was focused on increasing their level of physical fitness. The duration of one lesson is 90 minutes. Research results. Nordic walking classes within the framework of the elective course, considering the developed program, made it possible to improve the overall physical fitness of students. At the end of the pedagogical experiment, the students from the EG showed more positive and statistically significant dynamics in the strength endurance of the arms and shoulder girdle, as well as in the flexibility of the vertebral joints, than the students from the CG (p < 0.05). Conclusions. The developed sets of exercises for physical culture and health-improving classes with the predominant use of Nordic walking for second-year students contribute to the overall physical fitness of students, having an accentuated effect on the functional abilities, flexibility and endurance of those involved.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ СКАНДИНАВСКОЙ ХОДЬБОЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ»

Таблица 2 - Результаты конечного исследования

Контрольные нормативы Начальное исследование, x ± Sx Достоверность различий

КГ, n=30 ЭГ, n=30

Бег 30 м, с 6,3±0,12 5,8±0,14 Р<0,05

Челночный бег 3x10 м, с 9,6±0,22 9,2±0,23 Р<0,05

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см 160,5±4,82 171±5,18 Р<0,05

6-минутный бег, м 1110,1±18,86 1180,3±23,20 Р<0,05

Обнаруженный различия между контрольной и экспериментальной группами по результатам конечного исследования по всем контрольным нормативам являются статистически достоверными (Р<0,05). Следовательно, использование дополнительных занятий (1 час в неделю) по модулю «футбол» в рамках внеурочной деятельности способствуют эффективному повышению уровня физической подготовленности у детей 9-11 лет.

Полученные результаты исследования будут способствовать дальнейшей успешной реализации проекта «футбол в школе». Перспективой для развития является успешное использование модуля «футбол» в качестве третьего часа в неделю по предмету физическая культура в совокупности с занятиями по внеурочной деятельности, кружками отделений дополнительного образования детей в школах и системой соревнований. Немаловажную роль в системе соревнований должны сыграть школьные спортивные клубы, которые активно развиваются в последние годы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Примерная рабочая программа учебного предмета «физическая культура» (модуль «футбол») для образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования / авт.-сост. М.А. Грачева, М.В. Ани-симова. - 2020 // Реестр примерных основных общеобразовательных программ: [сайт]. - URL: https://fgosreestr.ru/registry/futbol-1-11/ (дата обращения: 18.09.2021).

REFERENCES

1. Gracheva, M.A. and Anisimova, M.V. (2020), "Physical education («football» module) for educational organizations implementing educational programs of primary general, basic general and secondary general education", Register of exemplary basic general education programs, available at: https://fgosreestr.ru/registry/futbol-1-11/ (accessed: 18.09.2021).

Контактная информация: speedy-@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.12.2021

УДК 796.011.3:37.037

РЕАЛИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ СКАНДИНАВСКОЙ ХОДЬБОЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Валентина Аркадьевна Солонович, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара; Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва; Наталья Николаевна Маринина, старший преподаватель, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Екатерина Николаевна Амелина, доцент, Московский архитектурный институт, Москва

Аннотация

Одной из важнейших проблем физической подготовки студентов специальной медицинской группы в рамках физкультурно-оздоровительных занятий по физической культуре является проблема поиска эффективных средств, методов воспитания и развития физических качеств. Проведение занятий по скандинавской ходьбе с указанным контингентом может стать хорошим решением

данной проблемы. Цель исследования - экспериментально обосновать программу проведения занятий скандинавской ходьбой со студентами второго курса специальной медицинской группы. Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Организация исследования. Проведение исследования осуществлялось на базе Российского государственного социального университета в 2021 году. Разработана программа комплексного использования средств скандинавской ходьбы в оздоровительной тренировке студентов 2 курса специальной медицинской группы в соответствии с их морфофункциональным состоянием, которая реализовыва-лась на протяжении 4 месяцев и была ориентирована на повышение уровня их физической подготовленности. Продолжительность одного занятия - 90 мин. Результаты исследования. Занятия скандинавской ходьбой в рамках элективного курса с учётом разработанной программы позволили повысить общую физическую подготовленность студентов. По окончании педагогического эксперимента у студентов ЭГ отмечена более позитивная и статистически значимая динамика в силовой выносливости рук и плечевого пояса, а также в гибкости позвоночных суставов, чем у студентов КГ (p < 0,05). Выводы. Разработанные комплексы упражнений для физкультурно-оздоровительных занятий с преимущественным использованием скандинавской ходьбы для студентов второго курса способствуют общей физической подготовленности студентов, оказывая акцентированное воздействие на функциональные способности, гибкость и выносливость занимающихся.

Ключевые слова: скандинавская ходьба, физическая подготовка студентов, специальная медицинская группа, развитие физических качеств, скоростно-силовая подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p405-411

IMPLEMENTATION OF THE SCANDINAVIAN WALKING HEALTH CLASSES' ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAM FOR SPECIAL MEDICAL GROUP

STUDENTS

Valentina Arkadievna Solonovich, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Samara State University of Social Science and Education, Samara; Victor Ivanovich Sharagin, the candidate of military science, senior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow; Natalia Nikolaevna Marinina, the senior teacher, Russian State Social University, Moscow; Ekaterina Nikolaevna Amelina, the senior lecturer, Moscow Institute of

Architecture, Moscow

Abstract

One of the most important problems of physical training of students of a special medical group within the framework of physical culture and health-improving classes in physical culture is the problem of finding effective means, methods of education and development of physical qualities. Conducting Nordic walking classes with the specified contingent can be a good solution to this problem. The purpose of the study is to experimentally substantiate the program of Nordic walking classes with second-year students of a special medical group. Research methods: theoretical analysis of scientific and methodological literature; pedagogical testing; pedagogical experiment; methods of mathematical statistics. Organization of the study. The study was carried out based on the Russian State Social University in 2021. A program for the complex use of Nordic walking means in the health-improving training of 2nd year students of a special medical group was developed in accordance with their morphological and functional state, which was implemented for 4 months and was focused on increasing their level of physical fitness. The duration of one lesson is 90 minutes. Research results. Nordic walking classes within the framework of the elective course, considering the developed program, made it possible to improve the overall physical fitness of students. At the end of the pedagogical experiment, the students from the EG showed more positive and statistically significant dynamics in the strength endurance of the arms and shoulder girdle, as well as in the flexibility of the vertebral joints, than the students from the CG (p < 0.05). Conclusions. The developed sets of exercises for physical culture and health-improving classes with the predominant use of Nordic walking for second-year students contribute to the overall physical fitness of students, having an accentuated effect on the functional abilities, flexibility and endurance of those involved.

Keywords: Nordic walking, physical training of students, special medical group, development of physical qualities, speed-strength training.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования подтверждается рядом противоречий, обусловленных необходимыми практическими потребностями и реальными возможностями их обеспечения [2, 3, 4]. На обобщённом уровне их можно обозначить как противоречия между:

- необходимостью повышения эффективности проведения комплексных физкультурных занятий оздоровительной направленности со студентами специальной медицинской группы и низкой методической разработанностью;

- необходимостью разработки программы и методики проведения комплексных физкультурно-оздоровительных занятий со студентами с преимущественным использованием скандинавской ходьбы.

Таким образом, актуальность данного научного исследования определяется отсутствием научно разработанной программы физкультурно-оздоровительных занятий с преимущественным использованием скандинавской ходьбы и параметров проведения таких занятий со студентами специальной медицинской группы [5, 6, 7, 8].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе проведения начального тестирования на констатирующем этапе педагогического эксперимента испытуемые 18 студентов 2 курса были разделены на 2 группы, контрольную группу (КГ) - 9 человек и экспериментальную группу (ЭГ) - 9 человек.

В ходе проведённого исследования для студентов специальной медицинской группы была разработана дополнительная образовательная программа оздоровительных занятий скандинавской ходьбой.

Занятия в экспериментальной группе проводились 2 раза в неделю по 90 минут, 36 занятий скандинавской ходьбой. Участницы контрольной группы занимались по программе оздоровительной аэробики 3 раза в неделю по 60 мин.

Статистическая обработка полученных экспериментальных данных проводилась посредством Microsoft Excel 2021.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

До проведения эксперимента испытуемые КГ и ЭГ по уровню подготовки были практически равнозначны (таблица 2).

Основное назначение реализованной дополнительной образовательной программы оздоровительных занятий скандинавской ходьбой заключается в следующих аспектах:

- формирование мотивации у студентов к повышению физической активности, созданию устойчивого интереса к занятиям физической культурой на основе комплекса физкультурно-оздоровительных упражнений с преимущественным использованием скандинавской ходьбы;

- формирование теоретических знаний о скандинавской ходьбе как средстве физической активности занимающихся, формирование двигательных умений и навыков, освоение технических способов скандинавской ходьбы;

- формирование представлений у занимающихся об использовании скандинавской ходьбы в процессе физического оздоровления и формирования здорового образа жизни и пр. [1, 9].

В качестве разминки и заминки на занятиях скандинавской ходьбой применялись ОРУ, стретчинг. Занятия традиционно состояли из 3 частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть занятия - разминка (5-15 мин.).

Целью подготовительной части физкультурно-оздоровительного занятия (ФОЗ) является подготовка мышечно-связочного и суставного аппарата организма для основной физической работы, связанной со скандинавской ходьбой. Задачи разминки на ФОЗ скандинавской ходьбой представлены на рисунке.

Рисунок - Задачи разминки на ФОЗ скандинавской ходьбой

Поскольку занятия скандинавской ходьбой предполагают задействование большого количества мышечных групп, то перед началом занятия необходимо достаточно хорошо разогреть мышцы и провести серьёзную подготовительную работу в виде разминки.

Разминку в подготовительной части занятия можно проводить как с палками, так и без них. В ходе разминки двигательные действия должны быть мягкими и плавными, поскольку резкие движения могут привести к растяжению связок, сухожилий и возникновению болевых ощущений. Когда организм и мышечный аппарат разогрет недостаточно, велика возможность получения травмы в ходе физкультурно-оздоровительного занятия скандинавской ходьбой.

Последовательность действий в фазе разогрева:

1. Ходьба с невысокой интенсивностью.

2. Дыхательные упражнения.

3. Легкие вращательные и маховые упражнения для разогрева крупных суставов (тазобедренных, коленных, голеностопных, плечевых, локтевых).

Все упражнения разминки выполняются в спокойном темпе, с постепенно возрастающей амплитудой, вовлечением в работу сначала мелких мышц, а затем и более крупных мышечных групп, не выполняют силовые упражнения, так как они вызывают состояние утомления.

Основная часть ФОЗ по скандинавской ходьбе (40-65 мин.).

В ходе основной части проведения физкультурно-оздоровительных занятий по скандинавской ходьбе увеличивать нагрузку и её интенсивность необходимо постепенно, равномерно с ориентацией на функциональные возможности занимающихся и их адаптационный потенциал.

Интенсивность для занимающихся должна быть в диапазоне от 55 до 70% от максимальной возрастной частоты сердечных сокращений (ЧССтах).

Значение максимальной возрастной ЧССтах для студентов 20 лет составит 195-200 уд/мин [20]: ЧССтах=220 - возраст (в годах) (1)

Целевой тренировочный диапазон ЧСС для студентов 20 лет составит:

ЧССтах • 55%=200 • 55%=110 уд ./мин. (нижняя граница диапазона);

ЧССтах • 70%=200 • 70%=140 уд ./мин. (верхняя граница).

Согласно теоретическому анализу научно-методической литературы, обозначенный диапазон ЧСС является основным тренировочным ориентиром для физкультурно-оздоровительных занятий скандинавской ходьбой у студентов возраста 20 лет [1].

Согласно предлагаемой программе весь период занятий скандинавской ходьбой в контексте физкультурно-оздоровительных занятий (ФОЗ) со студентами 2 курса специальной медицинской группы можно разбить на четыре основных этапа, которые по своей сути состоят из втягивающего этапа, этапа увеличения длительности ходьбы без увеличения темпа, увеличение темпа ходьбы без увеличения длительности, а также заключительный этап - это увеличение темпа ходьбы при сохранении длительности ходьбы (таблица 1).

Таблица 1 - Этапы ФОЗ скандинавской ходьбой на период педагогического эксперимента

№ Содержание (средства) Дозировка, мин. Организационно-методические указания

1 Определение ЧСС 4-5 Замер ЧСС проводить за 15 с. на лучевой артерии, которая находится на запястье или на сонной артерии, которая находится на шее.

1 этап - втягивающий (2 недели)

2 Скандинавская ходьба 35-40 Интенсивность в пределах 55-70% от ЧССтах, темп ходьбы как при обычной прогулочной ходьбе, без усилий.

2 этап - увеличение длительности ходьбы без увеличения темпа (6 недель)

3 Скандинавская ходьба 50-55 Интенсивность в пределах 55-70% от ЧССтах, темп ходьбы как при обычной прогулочной ходьбе, без усилий.

3 этап - увеличение темпа ходьбы без увеличения длительности (6 недель)

4 Скандинавская ходьба 50-60 Интенсивность в пределах 55-70% от ЧССтах, темп ходьбы 1 км за 10 мин.

4 этап - увеличение темпа ходьбы при сохранении длительности (4 недели)

5 Скандинавская ходьба 50-60 Интенсивность в пределах 55-70% от ЧССтах, темп ходьбы 1 км менее 9 мин.

При проведении физкультурно-оздоровительных занятия скандинавской ходьбой осуществлялся контроль за функциональным состоянием занимающихся. Основным методом контроля за интенсивностью и нагрузкой при занятиях скандинавской ходьбой был подсчёт ЧСС посредством пальпаторной диагностики на запястье. В ходе физкультурно-оздоровительных занятий старались, чтобы ЧСС находилось в допустимом диапазоне целевой зоны тренировки и не превышало максимально допустимых границ. Если полученное значение превышало допустимое, то участница эксперимента замедляла ходьбу. Если полученный показатель был снижен, то интенсивность нагрузки постепенно увеличивалась, а через 7-8 минут диагностика ЧСС повторялась.

Заключительная часть занятия - заминка (5-10 мин.).

После проведения физкультурно-оздоровительного занятия в обязательном порядке проводилась заминка, которая играла роль направленного действия для оптимизации функционального состояния занимающихся до их нормального состояния. Рассмотрим сравнение показателей уровня развития некоторых физических качеств студентов КГ и ЭГ до и после проведения педагогического эксперимента (таблица 2).

Таблица 2 - Сравнение показателей уровня развития некоторых физических качеств студентов ЭГ (п=9) и КГ (п=9) до и после проведения педагогического эксперимента_

с Период эксперимента

Показатель с исходный итоговый

Х о Дот, % p Х о Дот, % p

Динамометрия (правой руки), кг КГ 29,1 2,0 -0,3 >0,05 29,3 1,9 5,8 >0,05

ЭГ 29,0 1,7 31,0 1,5

Динамометрия (левой руки), кг КГ 25,9 2,0 -0,8 >0,05 26,1 1,8 2,3 >0,05

ЭГ 25,7 1,9 26,7 1,7

Показатель Группа Период эксперимента

исходный итоговый

Х G Дот, % P Х G Дотн., % p

Сгибание и разгибание рук в положении «упор лёжа» на полу, раз КГ 3,4 1,3 2,1 >0,05 5,1 1,1 74,5 <0,05

ЭГ 3,4 1,3 8,9 1,4

Наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамейке, см КГ 3,5 2,5 5,7 >0,05 5,4 1,5 50,0 <0,05

ЭГ 3,7 2,1 8,1 1,9

Результаты итогового тестирования студентов ЭГ статистически значимо отличаются от результатов итогового тестирования студентов КГ. Так, по двум из четырёх тестов имеются межгрупповые достоверные различия (при р<0,05). Максимальное относительное отклонение 74,5% (при р<0,05) зафиксировано в тесте «Сгибание и разгибание рук в положении «упор лёжа», на полу». Чуть меньшее относительное отклонение 50,0% (при р<0,05) прослеживается в тесте на гибкость. Динамометрия рук у испытуемых обеих групп за время педагогического эксперимента имела тенденцию к росту, однако различия между группами недостоверны, что указывает на то, что и скандинавская ходьба и фит-нес-аэробика практически одинаково влияют на силовые способности занимающихся.

Таким образом, программа проведения комплексных физкультурно-оздоровительных занятий с преимущественным использованием скандинавской ходьбой позволила значительно повысить уровень гибкости и силовой выносливости рук и плечевого пояса у занимающихся.

ВЫВОДЫ

Разработанная дополнительная образовательная программа оздоровительных занятий скандинавской ходьбой для студентов специальной медицинской группы способствует развитию силовой выносливости рук и плечевого пояса, гибкости, а также повышению общей физической подготовленности в рамках проводимого элективного курса по физическому воспитанию. Динамометрия правой руки студентов экспериментальной группы увеличилась на 6,9% (при р<0,05), а показатель теста на гибкость в ходе итогового тестирования превышает аналогичный показатель исходного тестирования на 118,9% (при р<0,05). Студенты ЭГ стали выполнять в среднем на 5,5 раз большее количество отжиманий от пола, чем до эксперимента. За время эксперимента у испытуемых ЭГ достоверно увеличились силовые способности приоритетной руки, а вот силовые способности левой руки увеличились всего на 3,9% (при р<0,05), что является статистически незначимым.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Волков А.В. Nordik walking: методическое пособие. - URL: http://kinerapy.ru/assets/site/pdf/nwalking_1.pdf (дата обращения: 16.09.2021).

2. Изменение психоэмоционального состояния студенток в процессе занятий спортом /

A.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов, Н.Г. Пучкова, Ю.Б. Кашенков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 321-325.

3. Карпов В.Ю. Проектирование содержания и методики учебных занятий по физическому воспитанию коррекционной направленности со студентами специальных медицинских групп /

B.Ю. Карпов, Ю.И. Сапожникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 8 (42). - С. 41-44.

4. Карпов В. Ю. Управление воспитательным процессом в вузе с применением средств физической культуры и спорта / В.Ю. Карпов.- Санкт-Петербург : ВекторБук, 2003. - 204 с.

5. Карпов В.Ю. Здоровый образ жизни как глобальная проблема современности / В.Ю. Карпов, В.А. Околелова, Г.А. Абрамишвили // Известия Сочинского государственного университета. - 2009. - № 2 (8). - С. 161-169.

6. Мониторинг физического состояния студентов психолого-педагогического вуза / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов, Ф.Р. Сибгатулина, Е.В. Ногина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - No. 10 (164). - С. 43-52.

7. Повышение качества учебного процесса по физической культуре на основе обучения технике двигательных действий / В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов, А.С. Болдов, Н.Н. Маринина // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 7. С. 61-63.

8. Скандинавская ходьба для пожилых и молодых: польза, особенности, советы, снаряжение. - URL: https:|//goodlooker.ru/nordic-walking.html (дата обращения 15.09.2021).

9. Скандинавская ходьба: от теории к практике: монография / И.В. Соколова, А.С. Радчен-ко, Н.И. Перевозникова, И.А. Кубанов, Е.В. Чистякова. - Москва : РУСАЙНС, 2020. - 164 с.

REFERENCES

1. Volkov, A.V. "Nordik walking: tutorial", available at: http://kinerapy.ru/upload/iblock/452/452e3c33476b34c6b6dbc6987ae479fa.pdf (accessed 16.09.2021).

2. Boldov, A. S., Gusev, A.V., Karpov, V.Yu., Puchkova, N.G. and Kashenkov, Yu.B. (2018), "The Change of emotional state of students in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 163, No. 9, pp. 321-325.

3. Karpov, V.Yu. and Sapozhnikova, Yu.I. (2008), "Designing the content and methods of training classes in physical education of a corrective orientation with students of special medical groups", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 42, No. 8, pp. 41-44.

4. Karpov, V.Yu. (2003), Management of the educational process at the university with the use of physical culture and sports, VectorBuk, St. Petersburg.

5. Karpov, V.Yu., Okolelova V.A. and Abramishvili, G.A (2009), "Healthy lifestyle as a global problem of modernity", Proceedings of The Sochi State University, No. 2 (8), pp. 161-169.

6. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Karpov, V.Yu., Sibgatulina, F.R. and Nogina, E.V. (2018), "Physical condition monitoring of psychology and pedagogical higher education institution's student", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 164, No. 10, pp. 43-52.

7. Kudinova, V.A., Karpov, V.Yu., Boldov, A.S. and Marinina, N.N. (2021), "Motor skills training model to improve school physical education service quality", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 61-63.

8. Goodlooker website (2019), Nordic walking for adults and youth, available at: https://goodlooker.ru/nordic-walking.html (accessed 15.09.2021)

9. Sokolova, I.V., Radchenko, A.S., Perevoznikova, N.I., Kubanov, I.A. and Chistyakova, E.V. (2020), Nordic walking: throughout theory to practice: monograph, Publishing house "RUSAINS", Moscow.

Контактная информация: vu2014@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.01.2022

УДК 796.42

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЛЕГКОАТЛЕТОВ

Константин Эдуардович Столяр, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Николаевна Шутова, кандидат педагогических наук, доцент, Разамбек Русланович Пихаев, старший преподаватель, Российский экономический университет, имени Г.В. Плеханова, Москва; Елена Олеговна Рыбакова, кандидат педагогических наук, доцент, Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, Чайковский

Аннотация

В работе представлен анализ существующих компьютерных программ; диагностических комплексов; мобильных приложений; судейско-информационных систем; EMS-технологий в дополнении к основным средствам спортивной тренировки, а также компьютерной программы «IMUs» для мониторинга движений; миотонометра «TMG-100» в контроле тонуса мышц, которые используются в подготовке высококвалифицированных легкоатлетов. Новизна исследования заключается в комплексном изучении современных технологий и определении перспектив для автоматизированного проектирования для решения задач индивидуально ориентированного планирования тренировочного процесса. Наряду с этим инновационным является изучение теоретических предпосылок для автоматизированного проектирования микро-, мезо-, и макроциклов подготовки легкоатлетов.

Ключевые слова: информационные технологии, тренировочный процесс, легкоатлеты различных специализаций, спортивный результат, диагностические комплексы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.