Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПЛЯЖНЫМ ФУТБОЛОМ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ'

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПЛЯЖНЫМ ФУТБОЛОМ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / ПЛЯЖНЫЙ ФУТБОЛ / УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / PHYSICAL CULTURE / STUDENTS / BEACH FOOTBALL / LEVEL OF PHYSICAL PREPAREDNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилов Сергей Михайлович, Шишков Игорь Юрьевич

На сегодняшний день большое количество исследований посвящено оценке состояния здоровья, уровня физической подготовленности студентов высших учебных заведений. Авторы отмечают тенденцию ухудшения данных показателей у студенческой молодежи, что связано с недостаточным объемом двигательной активности, высокой загруженностью учебной деятельностью. Занятия физической культурой способствуют повышению двигательного потенциала обучающихся, являются важным фактором сохранения и укрепления здоровья. Нами в рамки учебного процесса дисциплины «Физическая культура» была внедрена программа по физическому воспитанию с использованием средств пляжного футбола. В процессе исследования на основе нормативов ВФСК «Готов к труду и обороне» (ГТО) было проведено педагогическое тестирование, по результатам которого выявлено положительное влияние занятий по разработанной программе на уровень физической подготовленности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврилов Сергей Михайлович, Шишков Игорь Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF BEACH FOOTBALL ACTIVITY ON THE LEVEL OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Nowadays, a lot of researches are dedicated to assessment of the health condition, level of physical preparedness of students in higher educational institutions. The authors note the tendency of this criteria decline between the student youth, which is connected with the physical activity shortage and high overload with learning activity. Physical education classes boost motorial potential of students, being the important factor of health saving and improvement. We instituted the physical education program with using the means of beach football within the educational process of the discipline “Physical education”. The pedagogical test was conducted in the process of research on the base of norms of Russian sports complex “GTO”, in view of its results there was revealed that classes according to established program influence positively on the level of physical preparedness of the students.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПЛЯЖНЫМ ФУТБОЛОМ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ»

REFERENCES

1. Sharina, E.P. (2011), Methods of applied psycho-physical training of cadets of Maritime higher education institutions to the educational practice on sailing ship, dissertation, Khabarovsk.

2. Moskalyonova, N.A. (2019), Improving the effectiveness of the process of physical education of marine University cadets on the basis of sports oriented orientation, dissertation, Ulan-Ude.

3. 1978 International Convention on the Training and Certification of Seafarers and Watchkeep-ing (London, July 7, 1978) (as amended), available at: https://base.garant.ru/2540787/.

4. Gretsov, A. G. (2016), Physical culture and sport in solving socio-psychologicalproblems of youth, St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.06.2020

УДК 796.011.3

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПЛЯЖНЫМ ФУТБОЛОМ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Сергей Михайлович Гаврилов, аспирант, Игорь Юрьевич Шишков, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный тренер России, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка

Аннотация

На сегодняшний день большое количество исследований посвящено оценке состояния здоровья, уровня физической подготовленности студентов высших учебных заведений. Авторы отмечают тенденцию ухудшения данных показателей у студенческой молодежи, что связано с недостаточным объемом двигательной активности, высокой загруженностью учебной деятельностью. Занятия физической культурой способствуют повышению двигательного потенциала обучающихся, являются важным фактором сохранения и укрепления здоровья. Нами в рамки учебного процесса дисциплины «Физическая культура» была внедрена программа по физическому воспитанию с использованием средств пляжного футбола. В процессе исследования на основе нормативов ВФСК «Готов к труду и обороне» (ГТО) было проведено педагогическое тестирование, по результатам которого выявлено положительное влияние занятий по разработанной программе на уровень физической подготовленности студентов.

Ключевые слова: физическая культура, студенты, пляжный футбол, уровень физической подготовленности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p66-69

INFLUENCE OF BEACH FOOTBALL ACTIVITY ON THE LEVEL OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Sergey Mikhailovich Gavrilov, the post-graduate student, Igor Yurievich Shishkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, honored coach of Russia, Moscow State Academy

of Physical Culture, Malakhovka

Abstract

Nowadays, a lot of researches are dedicated to assessment of the health condition, level of physical preparedness of students in higher educational institutions. The authors note the tendency of this criteria decline between the student youth, which is connected with the physical activity shortage and high overload with learning activity. Physical education classes boost motorial potential of students, being the important factor of health saving and improvement. We instituted the physical education program with using the means of beach football within the educational process of the discipline "Physical education". The pedagogical test was conducted in the process of research on the base of norms of Russian sports complex "GTO", in view of its results there was revealed that classes according to established program influence positively on the level of physical preparedness of the students.

Keywords: physical culture, students, beach football, level of physical preparedness.

Многочисленные исследования свидетельствуют о тенденции снижения состояния здоровья студенческой молодежи в связи с высокой загруженностью учебной деятельностью, сокращением времени для активного отдыха, недостаточным объемом двигательной активности [1, 3, 8]. Высокий уровень физической подготовленности и двигательной активности является важным фактором сохранения и укрепления здоровья обучающихся [7]. Авторы отмечают положительное влияние занятий физической культурой в процессе физического воспитания высших учебных заведений на показатели умственной и физической работоспособности студентов, уровень их физической подготовленности, что вносит значительный вклад в успешность освоения образовательной программы, способствует снижению уровня заболеваемости [2]. Введение в образовательный процесс высших учебных заведений элективных дисциплин по физической культуре предусматривает различные варианты проведения учебных занятий на основе использования средств отдельных видов спорта [4]. Пляжные спортивные игры набирают все большую популярность среди молодежи, а включение их в программу физического воспитания в высших учебных заведениях помогает студентам адаптироваться к условиям обучения, формирует физическую культуру личности, повышает уровень общей физической подготовленности [5, 6]. Так, в рамках нашего исследования в структуру занятий дисциплины «Физическая культура» были включены средства пляжного футбола. Педагогический эксперимент проводился на базе ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет) в период с сентября 2018 г. по январь 2020 г. В исследовании приняли участие 40 обучающихся (юношей) 1 курса (на момент начала педагогического эксперимента). Студенты были распределены на 2 группы: контрольная (20 человек) и экспериментальная (20 человек). Обучающиеся контрольной группы занимались дисциплиной «Физическая культура» по рабочей программе для студентов всех направлений (программа подготовки бакалавров), разработанной на кафедре «Физическое воспитание» Финансового университета, элективный курс по дисциплине - «Мини-футбол». Студенты экспериментальной группы занимались физической культурой по разработанной программе физического воспитания, элективный курс -«Пляжный футбол». Общая трудоемкость занятий в период проведения исследования составляла 216 академических часов: базовая часть - 72 академических часа, вариативная часть - 144 академических часа. В процессе исследования была проведена оценка уровня физической подготовленности обучающихся на основе нормативов VI ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО): «бег на 30 м», «челночный бег 3*10 м», «бег на 3000 м», «прыжок в длину с места толчком двумя ногами», «поднимание туловища из положения лежа на спине», «сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу», «наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье». Результаты педагогического тестирования представлены в Таблице 1.

Таблица 1 - Результаты выполнения нормативов (тестов) у студентов контрольной и экспериментальной групп_

Тест Сентябрь 2018 г. Январь 2020 г. p

КГ ЭГ КГ ЭГ

Бег на 30 м (сек) 4,79±0,15 4,87±0,13 4,5±0,17 4,44±0,11 <0,05

Челночный бег 3x10 м (сек) 7,98±0,11 8,06±0,12 7,52±0,12 7,26±0,12 < 0,05

Бег на 3000 м (мин, сек) 14:03±00:19 14:14±00:19 13:16±00:15 13:31±00:16 < 0,05

Прыжок в длину с места (см) 222,7±6,1 219,9±4,8 229,8 ±4,8 231,9±5,3 < 0,05

Поднимание туловища (кол-во раз за 1 мин) 32,4±2,3 33,95±2,6 37,8±2,4 41,4±3 < 0,05

Сгибание и разгибание рук (кол-во раз) 30±4,3 32±4,1 38,9±3,2 39,95±3 < 0,05

Наклон вперед (см) 5±3,2 3,25±2,8 5,4±3,1 3,5±2,6 >0,05

В ходе исследования время, затрачиваемое на выполнение теста «бег на 30 м», уменьшилось в среднем с 4,79 сек до 4,5 сек (прирост на 6,05%) у студентов контрольной

группы и с 4,87 сек до 4,44 сек (прирост на 8,83%) у обучающихся экспериментальной группы.

Аналогично, улучшились результаты в тесте «челночный бег 3*10 м»: прирост в среднем на 5,76% (с 7,98 сек до 7,52 сек) и 9,93% (с 8,06 сек до 7,26 сек) соответственно. Время выполнения теста «бег на 3000 м» уменьшилось в среднем с 14 мин 03 сек до 13 мин 16 сек (прирост на 5,58%) у студентов, занимающихся мини-футболом, и с 14 мин 14 сек до 13 мин 31 сек (прирост на 5,04%) у обучающихся, занимающихся пляжным футболом. Длина прыжка увеличилась в среднем с 222,7 см до 229,8 см (прирост на 3,09%) у студентов контрольной группы и с 219,9 см до 231,9 см (прирост на 5,17%) у обучающихся экспериментальной группы.

Количество подниманий туловища за 1 мин увеличилось в среднем с 32,4 раз до 37,8 раз (прирост на 14,29%) у юношей контрольной группы и с 33,95 раз до 41,4 раз (прирост на 18%) у юношей экспериментальной группы. Также, улучшились результаты в тесте «сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу»: прирост в среднем на 22,88% (с 30 до 38,9 раз) и 19,9% (с 32 до 39,95 раз) соответственно. Стоит отметить, что занятия мини-футболом и пляжным футболом практически не влияют на уровень развития гибкости, о чем свидетельствуют результаты, показанные в тесте «наклон вперед стоя на гимнастической скамье»: прирост результатов составил в среднем 0,4 см и 0,25 см у студентов контрольной и экспериментальной групп. Таким образом, исходя из представленных в таблице 1 данных, можно сделать вывод, что занятия пляжным футболом по дисциплине «Физическая культура» оказывают более эффективное воздействие на уровень физической подготовленности обучающихся. Так, больший прирост результатов был зафиксирован при сдаче тестов, оценивающих быстроту, координационные способности, скоростно-силовые способности, силовую выносливость мышц брюшного пресса.

ВЫВОДЫ.

В рамках исследования на основе нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) была проведена оценка уровня физической подготовленности студентов высших учебных заведений, по результатам которой было выявлено, что занятия дисциплиной «Физическая культура» по разработанной программе физического воспитания с использованием средств пляжного футбола положительно влияют на развитие физических качеств и способностей обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васенков, Н.В. Формирование здорового образа жизни в системе высшего образования / Н.В. Васенков, И.М. Хабибуллин, П.М. Гусев // Наука и образование: новое время. - 2018. - № 1 (24). - С. 144-147.

2. Грузин, В.В. Организационно-педагогические условия формирования вуза здорового образа жизни / В.В. Грузин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 8 (66). -С. 36-40.

3. Давиденко, Д.Н. Оценка формирования физической культуры студентов в образовательном процессе технического вуза / Д.Н. Давиденко // Теория и практика физической культуры. -2006. - № 2. - С. 2-6.

4. Проблемы и пути реализации выборных дисциплин по физической культуре и спорту в вузе / В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, Л.Ф. Лебедева, М.Б. Перельман // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 125-131.

5. Маккензи, С. Современные подходы к развитию пляжных игровых видов спорта / С. Маккензи, Т. Кропивницкая, О. Девятаева // Наука в олимпийском спорте. - 2016. - № 1. - С. 77-83.

6. Малышева, А.А. Пляжные спортивные игры как средство рекреации студенческой молодежи / А.А. Малышева, И.Н. Овсянникова // Известия Сочинского государственного университета. - 2013. - № 3 (26). - С. 154-156.

7. Рязанова, Е.А. Оценка показателей здоровья и физическая подготовленность студентов / Е.А. Рязанова, Л.А. Гиренко // Творчество и современность. - 2018. - № 2 (6). - С. 136-142.

8. Соснин, В.П. Особенности состояния здоровья современного студента и способы его коррекции средствами физической культуры / В.П. Соснин // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. - С. 493.

REFERENCES

1. Vasenkov, N.V. (2018), "The formation of a healthy lifestyle in the system of higher education", Nauka i obrazovanie: novoye vremya, No. 1 (24), pp. 144-147.

2. Gruzin, V.V. (2010), "Organizational and pedagogical conditions for the formation of a university and a healthy lifestyle", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 8 (66), pp. 36-40.

3. Davidenko, D.N. (2006), "Assessment of the formation of students' physical culture in the educational process of a technical university", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 2-6.

4. Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova, L.B., Lebedeva, L.F. and Perelman, M.B. (2020), "Problems and ways of implementing elective disciplines in physical culture and sport at the University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp. 125-131.

5. Makkenzi, S., Kropivnitskaya, T. and Devyataeva, O. (2016), "Modern approaches to the development of beach game sports", Science in Olympic Sports, No. 1, pp. 77-83.

6. Malysheva, A.A. and Ovsyannikova, I.N. (2013), "Beach sports as a means of recreation for students", Izvestiya Sochi State University, No. 3 (26), pp. 154-156.

7. Ryazanova, E.A. and Girenko, L.A. (2018), "Assessment of health indicators and physical fitness of students", Creativity and modernity, No. 2 (6), pp. 136-142.

8. Sosnin, V.P. (2015), "Features of the state of health of a modern student and ways of its correction by means of physical culture", Modern problems of science and education, No. 2, p. 493.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.06.2020

УДК 796.325

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДАЧИ КОМАНДЫ ВОЛЕЙБОЛЬНОГО КЛУБА «АКАДЕМИЯ-КАЗАНЬ» В СЕЗОНЕ 2019/2020

Марат Ильдарханович Галяутдинов, кандидат физико-математических наук, доцент, Сергей Анатольевич Беззаконный, магистрант, Рустем Фаридович Мифтахов, кандидат физико-математических наук, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань

Аннотация

Для получения объективной оценки качества действий волейболистов на площадке необходимо использовать статистические инструменты. Статистический анализ является важным аспектом совершенствования соревновательной деятельности [1]. Одним из важнейших элементов игры в волейбол является подача [2]. От качества этого элемента напрямую зависит способность команды зарабатывать брейковые очки. В данной работе проводится статистический анализ качества выполнения этого элемента игроками профессиональной волейбольной команды ВК «Академия-Казань» в сезоне 2019/2020 гг. чемпионата России Высшей Лиги А с помощью оценки качества приёма игроками соперника. Приводится методика расчёта коэффициента качества подачи, наиболее объективно отражающая вклад игрока в этом компоненте по сравнению со стандартными показателями эффективности подачи, принятыми по умолчанию в статистических программах.

Ключевые слова: статистический анализ качества подачи в волейболе, интегральная эффективность подачи, процент брейковых очков.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p69-74

SERVING PERFORMANCE STATISTICAL ANALYSIS OF THE VOLLEYBALL

CLUB "ACADEMY-KAZAN" IN THE 2019/2020 SEASON Marat Ildarkhanovich Galyautdinov, the candidate of physical and mathematical sciences, senior lecturer, Sergei Anatolyevich Bezzaponny, master student, Rustem Faridovich Mifta-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.