Научная статья на тему 'Развитие общекультурных компетенций на основе межведомственного сетевого взаимодействия в организациях дополнительного образования детей'

Развитие общекультурных компетенций на основе межведомственного сетевого взаимодействия в организациях дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / GENERAL CULTURAL SKILLS / СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / PUBLIC EDUCATION MANAGEMENT SYSTEM / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ / ADDITIONAL CHILDREN EDUCATION / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PROJECT MANAGEMENT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ / EDUCATIONAL TRENDS / INTERDEPARTMENTAL NETWORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Изосимов Юрий Александрович

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития общекультурных компетенций у обучающихся системы дополнительного образования для детей с использованием ресурсов межведомственного сетевого взаимодействия образовательных организаций и учреждений культуры и искусства. Представлен практический опыт реализации соответствующих программ и проектов, с обоснованием возможностей и важности их реализации, как залог успеха в формировании будущего кадрового потенциала интеллектуальной и инженерной мысли России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Изосимов Юрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие общекультурных компетенций на основе межведомственного сетевого взаимодействия в организациях дополнительного образования детей»

РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ОСНОВЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Изосимов Ю.А. Email: [email protected]

Изосимов Юрий Александрович - магистрант, направление подготовки: государственное и муниципальное управление,

профиль: управление в сфере культуры, образования и науки, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные вопросы развития общекультурных компетенций у обучающихся системы дополнительного образования для детей с использованием ресурсов межведомственного сетевого взаимодействия образовательных организаций и учреждений культуры и искусства. Представлен практический опыт реализации соответствующих программ и проектов, с обоснованием возможностей и важности их реализации, как залог успеха в формировании будущего кадрового потенциала интеллектуальной и инженерной мысли России.

Ключевые слова: общекультурные компетенции, система государственного управления образования, межведомственное сетевое взаимодействие, дополнительное образование для детей, проектное управление, образовательные тренды.

DEVELOPMENT OF GENERAL CULTURAL SKILLS BASED ON INTERDEPARTMENTAL NETWORK COOPERATION IN ORGANIZATIONS OF ADDITIONAL CHILDREN EDUCATION

Izosimov Iu.A.

Izosimov Iurii Alexandrovich - Graduate Student, TRAINING AREA: PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION, PROFILE: MANAGEMENT IN THE SPHERE OF CULTURE, EDUCATION AND SCIENCE, RUSSIAN ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION UNDER THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION, MOSCOW

Abstract: the article deals with actual issues of general cultural skills development in the system of additional children education using resources on interdepartmental network cooperation of educational organizations and culture and art institutions. The practical experience of implementing relevant programs and projects is presented, with the evidences of the of the possibilities and importance of their implementation as a keystone of success in the future human resource potential of intellectual and engineering thought in Russia.

Keywords: general cultural skills, public education management system, interdepartmental network, additional children education, project management, educational trends.

УДК 37.03

DOI: 10.20861/2312-8089-2018-38-006

В современных условиях развития системы образования и подготовки кадрового потенциала для будущего развития России ключевым вызовом являются вопросы формирования не только профессиональных навыков и компетенций в определенной области, но и развитие активной гражданской позиции человека, коммуникативных и креативных способностей, культурной личности. В данных условиях возникает

потребность в усилении культурообразующей роли образования, инструментом которой является развитие общекультурных компетенций.

Общекультурная компетенция определяет ключевые позиции активной жизнедеятельности человека, способствует гармонизации его внутреннего мира, выстраиванию благоприятных и эффективных отношений с социумом.

Важное значение интегративной компетенции получает свое особое внимание в связи с формированием личностно ориентированной парадигмы образования, в условиях которой обществу нужны компетентные специалисты, способные эффективно и самостоятельно принимать решения, ориентированные на всестороннее развитие, умеющие формулировать и определять цели, а также конструировать пути их достижения.

Научное осмысление необходимости формирования и развития общекультурных компетенций определяется также следующими факторами:

а) образование является культурно-исторической категорией наряду с педагогической (К.Д. Ушинский, А.Р. Лурия, В.Л. Бенин, А.П. Валицкая, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, Н.Д. Никандров и др.);

б) динамичное развитие науки и технологий, их влияние на общественно -культурную жизнь человека опережает развитие массового образования (Д.С. Данин, В.П. Зинченко и др.) [1].

Система государственного управления сферами образования и культуры, несмотря на решение общих целей и задач, поставленных государством, определяется рядом нормативно-правовых и регламентирующих отношений, выраженных в системе сетевого межведомственного взаимодействия, а также внедряемыми подходами проектного управления.

В ноябре 2016 года по решению Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвержден паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». Проектным офисом реализации проекта определено Федеральное государственное автономное учреждение «Фонд новых форм развития образования» (далее -Фонд), как площадка, успешно реализующая образовательные программы естественнонаучного и технического профиля, имеющая опыт создания сети современных учреждений дополнительного образования детей - детских технопарков «Кванториум» [5].

Проведенный проектным офисом анализ инфраструктуры деятельности образовательных организаций дополнительного образования детей различных ведомств (в соответствии с 6-ю направлениями дополнительного образования детей -естественнонаучное, техническое, художественное, спортивное, туристко-краеведческое и социально-педагогическое) показал следующее:

1. Охват детей программами дополнительного образования составляет 69% от общего числа детей;

2. Отмечен рост числа организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе по программам дополнительного образования.

3. Существенное развитие получила практика реализации программ дополнительного образования детей организациями сферы культуры (музеи, библиотеки), спорта (спортивные клубы), молодежной политики и социального обслуживания.

Наличие «ведомственного разнообразия» в системе дополнительного образования детей по отраслям образования, культуры и спорта должно соотноситься с потребностями детей и родителей, соответствовать общественной оценке эффективного использования имеющихся ресурсов.

Необходимо учитывать, что программы дополнительного образования построены на решении индивидуальных образовательных и познавательных задач, выстраивании индивидуальной траектории развития ребенка, его таланта и способностей.

Следовательно, сфера дополнительного образования должна опираться на межведомственное (сетевое) взаимодействие государственных и муниципальных учреждений образования, культуры и спорта, и при этом необходимо дополнительно использовать конкурсные инструменты привлечения различных негосударственных (общественных и коммерческих) партнеров, способных дать качественные практико -ориентированные знания.

Сетевое взаимодействие должно выстраиваться в систему как вертикальных (межведомственных) связей, так и горизонтальных (внутри уровней образования), обеспечивающая доступность качественного образования, его содержательную вариативность, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных технологий.

В целях гармоничного развития ребенка, многостороннего становления его таланта, духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения Фондом разработана и успешно реализуется Программа развития общекультурных компетенций у обучающихся детских технопарков «Кванториум» (далее - Программа), основанная на межведомственном сетевом взаимодействии.

Реализация Программы осуществляется в сотрудничестве с государственными и общественными организациями сферы культуры и искусства, истории и просвещения как федерального, так и регионального значения.

Программа представляет собой комплекс мероприятий, сформированных в общефедеральные и региональные тематические недели и направленных на формирование основных знаний об историческом и культурном развитии страны и региона, знакомство с видами искусства.

Мероприятия общефедеральных недель призваны акцентировать внимание на общенациональные особенности успеха развития страны, формирование активной гражданской позиции и уважения к своей стране, её истории и культуре, национальным и семейным ценностям и традициям.

Мероприятия региональных недель посвящены особенностям развития региона, определению личных возможностей и перспектив применения знаний и умений в будущем развитии региона.

Охват мероприятиями Программы по итогам 2017/2018 учебного года составит не менее 45 детских технопарков или 45 тыс. обучающихся (в т.ч. дети из малых городов и сельской местности), из них 90 % впервые увидят лучшие постановки спектаклей и концерты, виртуальные экскурсии музеев России.

Повсеместная и активная реализация аналогичных программ в системе дополнительного образования детей, основанной на принципах и подходах межведомственного сетевого взаимодействия, позволит решить вопрос формирования будущего интеллектуального потенциала России.

Список литературы /References

1. Быкова Е.А. Формирование творческого мышления учащихся с использованием средств информационно-коммуникативных технологий: дис. канд. пед. наук:13.00.01 / Быкова Елена Александровна. Самара, 2011. 186 с.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. 96 с.

3. Галагузов А.Н. Культурологический подход в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Галагузов Алексей Николаевич. М., 2011. 42 с.

4. Дубова М.В. Компетентностный подход среди современных педагогических подходов в системе общего образования // Интеграция образования. Вып. № 1. Т. 58, 2010. С. 53-59.

5. Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» / Утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).

6. Концепция развития дополнительного образования детей / Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам / Утв. приказом Минобрнауки России от 29.08.2013. № 1008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.