УДК 373.04:378 ББК 74.200.58:74.480
А.В. Золотарева, О.В. Кашина
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В статье раскрыты подходы к подготовке кадров сферы дополнительного образования детей на основе принципа межведомственного взаимодействия; показаны ведомственные различия реализации программ дополнительного образования разных направленностей в системах образования, культуры и спорта; предложены варианты прогнозирования общественной потребности в педагогических кадрах сферы дополнительного образования детей; описаны факторы и условия, определяющие реализацию принципа межведомственного взаимодействия при подготовке кадров; представлены примеры межведомственных объединений, создаваемых в регионах РФ; предложен механизм реализация профессиональных программ в сетевой форме; описаны проблемы и межведомственные барьеры организации взаимодействия при подготовке кадров сферы дополнительного образования детей.
Ключевые слова: дополнительное образование детей; межведомственное взаимодействие; система образования; система культуры; система спорта; сетевое взаимодействие; педагогические кадры; подготовка кадров.
го
X S
Э
го ъи
ш
О
го" са
а) ^
го н о с; о со
ш
<
A.V. Zolotareva, O.V. Kashina
REALIZATION OF THE PRINCIPLE OF INTERAGENCY COOPERATION TRAINING SERVICES FOR CHILDREN ADDITIONAL EDUCATION
The approaches to personnel training in the sphere of additional education of children based on the principle of interagency cooperation are discussed; departmental differences the implementation of programs of additional education in different directions in systems of education, culture and sports are shown; options of predicting public demand for teaching staff in the sphere of additional education of children are suggested; the factors and conditions governing the implementation of the principle of interagency cooperation in personnel training are described; examples of interagency associations established in the regions of the Russian Federation are presented; the mechanism of implementing professional programs in the network form is proposed; the issues and interdepartmental barriers to the organization of interaction in the training sphere of additional education of children are described.
Key words: additional education of children; interagency cooperation; education system; the system of culture; sports system; networking; teaching personnel; training.
Сфера дополнительного образования детей (ДОД) России сегодня реализуется в разных ведомствах (образования, культуры, спорта), разных видах образовательных учреждений (дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования и профессионального образования) и разных государственно-
частных формах. Для работы в данной сфере требуются специалисты различных областей искусства, науки, техники, а также люди, развившие свое увлечение до профессионального уровня. Системе образования нужны как собственно педагоги дополнительного образования разных направленностей (художественной, технической, спортивной, естественно-
научной, туристско-краеведческой, социально-педагогической), так и педагоги-организаторы, социальные педагоги, педагоги-психологи. Отсутствие государственных образовательных стандартов, учебников предъявляет значительно более высокие требования к педагогу сферы дополнительного образования, в сравнении с учителем общеобразовательных предметов [1].
Проблема подготовки специалистов для системы дополнительного образования детей сегодня в России изучена недостаточно. Некоторые отдельные подходы предлагают В.А. Березина, Р.У. Богданова, В.П. Голованов, Е.Б. Евладова, А.В. Егорова, А.В. Золотарева, О.Е. Лебедев, Н.А. Соколова, А.И. Щетинская. Определенный интерес представляет зарубежный опыт в области подготовки специалистов внешкольной сферы Европы, представленный сегодня в отдельных научных исследованиях, в том числе Европейской ассоциацией организаций неформального образования детей и молодежи (EAICY). Вместе с тем нами не было встречено ни одного целостного исследования данной проблемы, имеющего определенный практический выход на создание системы профессиональной подготовки кадров для внешкольного (дополнительного) образования, ни в России, ни на мировом уровне.
В настоящее время существуют различные варианты прогнозирования общественной потребности в педагогических кадрах и определения планов их подготовки. Количество учителей общеобразовательных организаций достаточно жестко связано с показателями количества обучающихся разного возраста, количества часов, отводимых на изучение предмета по основной образовательной программе, наполняемости класс-комплектов, коэффициента обновления педагогических кадров, коэффициента, отражающего долю выпускников педвузов, идущих работать по специальности и закрепляющихся в образовательных учреждениях, и некоторых других. Иная ситуация складывается в дополнительном образовании детей. Свобода выбора направления деятельности, специфика
комплектования детских объединений и разная их наполняемость, более широкое использование индивидуальных форм работы и т.д. приводит к невозможности разработки математического аппарата, позволяющего с достаточной степенью точности спрогнозировать потребность в педагогах определенной квалификации и специальности.
Потребность в кадрах сферы ДОД и требования к уровню их компетенций и квалификации сегодня задают: рынок труда (работодатели), квалификационные характеристики, профессиональные стандарты, федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования и среднего профессионального образования (ФГОС ВПО и СПО) [3]. Проведенный нами анализ вакансий на рынке труда педагогических профессий показал, что педагогические кадры сферы дополнительного образования достаточно востребованы в системе образования. Самый большой процент (32,7 %) вакансий для педагогов дополнительного образования имеет художественная направленность, 16,9% - техническая направленность, 9,3 % - физкультурно-спортивная направленность, 7,8 % - социально-педагогическая направленность, 4,3 % -естественнонаучная направленность и туристско-краеведческая направленности. Наибольшую потребность в педагогах дополнительного образования выражают учреждения дополнительного образования, хотя они востребованы и в других типах образовательных учреждений, в том числе, не только системы образования, но и других ведомств (культуры, спорта), а также частных организаций [8].
Психолого-педагогическая характеристика педагога сферы дополнительного образования детей (ДОД) является довольно сложной, т.к. по сути дела означает свойства педагога-универсала и предъявляет новые требования к его профессиональным качествам. Во-первых, он должен быть как высококлассным профессионалом в области профиля деятельности (техником, спортсменом, прикладником и т.д.), так и профессио-
О) ¡£ ш о н
е
ч о
с ^
с
ш
И
О) <й
н
« л
со
ш
ей о О п
0 а !Ю
1 о
ф X
ей О ¡2
т !__
х а. ^ о
И
л ^
СО со ^ °
л ст
Я <0
О- ^
го
X
s Э
го ъи
m
Ö
ГО~
CQ ф
Q.
ГО H О
с; о
со
od <
нальным педагогом. Во-вторых, он обеспечивает не только овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками в определенной сфере деятельности, но и развивает личность ребенка, помогает в решении его социальных проблемы. В-третьих, успешно работает только успешный педагог, которого дети добровольно выбирают; он не просто выдает занятия в рамках отведенного на это времени, а становится значимым для ребенка, уважаемым и любимым [4].
Анализ состояния сферы ДОД позволяет выявить некоторые ведомственные различия в организации образовательной деятельности и, следовательно, кадрового обеспечения данной сферы. Так, в учреждениях, подведомственных спорту, главным образом реализуются программы физкультурно-оздоровительной направленности, имеются программы спортивно-технической, социально-педагогической, туристско-краеведческой на-правленностей, в то же время редко, но присутствуют художественная, военно-патриотическая, научно-техническая направленности. В большинстве учреждений культуры осуществляется дополнительное образование по программам художественной направленности, однако в части учреждений представлены программы физкультурно-спортивной, спортивно-технической, эколого-био-логической, научно-технической, социально-педагогической, туристско-крае-ведческой направленности. В учреждениях системы образования реализуется вся группа направленностей ДОД.
Таким образом, многоплановость педагогической деятельности в сфере дополнительного образования ставит задачу комплексной профессиональной подготовки педагогических кадров на основе сочетания профилей предметной, общей педагогической подготовки и специальной подготовки в области педагогики дополнительного образования детей. Поэтому особую актуальность приобретает проблема согласования межведомственных требований к подготовке кадров и их деятельности в сфере ДОД на основе принципа межведомственного взаимодействия [2].
Сущность понятия «межведомственное взаимодействие» при подготовке кадров раскрывается в содержании современных государственных и федеральных целевых программ. Среди них:
Государственная программа РФ «Развитие физической культуры и спорта» (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 года № 302);
Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 года № 295);
Государственная программа «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы» (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 года № 2567);
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 7.02.2011 года № 61);
Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 20062015 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 11.01.2006 года № 7) и др.
Реализация перечисленных выше программ предполагает согласованность действий, формирование общего поля деятельности и сопряженность стратегий деятельности и взаимодействия заказчиков, координаторов и разработчиков данных программ, а именно: Министерства образования и науки Российской Федерации; Министерства здравоохранения Российской Федерации; Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; Министерства регионального развития Российской Федерации; Министерства экономического развития Российской Федерации; Министерства туризма Российской Федерации; Министерства культуры Российской Федерации; Министерства спорта Российской Федерации.
Содержание и направленность принципа межведомственного взаимодействия при решении проблем подготовки кадров определяется рядом факторов: стратегическими целями государства, общества в целом в отношении развития сферы дополнительного образования;
законодательной регламентацией взаимоотношений в системе образования; научной обоснованностью процессов высшего и дополнительного профессионального образования кадров; целями и характером совместной деятельности в решении проблем развития дополнительного образования детей; ведомственными интересами систем образования, культуры и спорта в отношении сферы дополнительного образования детей, спецификой и важностью их реализации посредством взаимодействия; территориальными особенностями развития инфраструктуры сферы дополнительного образования, местной политикой в этой сфере; отношением к взаимодействию учреждений со стороны вышестоящих структур; спецификой решаемых проблем подготовки кадров в регионе [7, с.14].
Условиями реализации принципа межведомственного взаимодействия при организации процесса подготовки кадров для сферы ДОД являются:
• проведение согласованных исследований потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров сферы ДОД в системах образования, культуры, спорта; создание единого (межведомственного) механизма формирования заказа на подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование;
• модернизация требований к уровню подготовки педагогических работников сферы дополнительного образования в системах образования, культуры, спорта, аттестации педагогических кадров с опорой на профессиональный стандарт и модель карьерного роста;
• формирование современной системы сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров сферы дополнительного образования детей (реализация сетевых форм и модульных программ повышения квалификации с возможностью обучения по индивидуальной образовательной программе, тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов дополнительного образования, организация дополнительного профессионального образования в форме стажировки
на базе ресурсных центров и лучших практик и др.);
• выработка единых подходов и обеспечение согласованности направлений, по которым необходимо обеспечить реализацию программ подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров сферы ДОД, работающих в системах образования, культуры и спорта;
• организация взаимодействияучреж-дений ДОД с учреждениями высшего и дополнительного профессионального образования, развитие процессов интеграция ресурсов профессионального образования с организациями сферы ДОД, детских общественных объединений, творческих сообществ, волонтерских и просветительских, спортивных движений;
• совершенствование квалификации руководителей организаций, реализующих программы ДОД в развитии программ сетевого, межведомственного взаимодействия при подготовке кадров (совместной деятельности образовательных организаций с использованием ресурсов организаций науки, культуры, физкультурно-спортивных, общественных детско-взрослых сообществ);
• расширение возможностей для работы в организациях дополнительного образования талантливых специалистов, в том числе в областях искусства, техники и спорта, не имеющих педагогического образования, в том числе через изменение квалификационных требований;
• повышение уровня профессиональной активности по созданию и деятельности профессиональных сообществ педагогов ДОД, в т.ч. сетевых межрегиональных проектов, конкурсов профессионального мастерства педагогов ДОД, программ и инновационных технологий ДОД, соответствующих современному уровню развития техники и технологий;
• разработка и реализация системы комплексной оценки результативности и достижений педагогов дополнительного образования как инструмента оценки качества профессиональной деятельности в условиях межведомственного взаимодействия [7, с. 15-16].
О) ^
ш о н
е
ч о
с ^
с
ш
И
О) <й
н
« л
со
ш
ей о
О СО
0 а !Ю
1 о
ф X
ей О ¡2
т !__
х а. ^ о
И
л ^
СО со ^ °
л ст
Я <0
О- ^
Если говорить о межведомственном характере подготовки кадров для сферы дополнительного образования, то на современном этапе он проявляется в деятельности различных межведомственных объединений федерального, регионального и муниципального уровней, решающих конкретные задачи развития системы дополнительного образования, в целом, и профессионального развития педагогических кадров для сферы дополнительного образования, в частности. Среди них можно выделить межведомственные советы, межведомственные рабочие группы, межведомственные ассоциации, межведомственные комиссии и др. [7, с. 18-19; 6].
Одним из наиболее эффективных механизмов реализации принципа межведомственного взаимодействия при подготовке кадров сферы ДОД является сетевое взаимодействие. Реализация дополнительных профессиональных программ в сетевой форме предполагает интеграцию уникального опыта, возможностей и знаний участников реализации процесса подготовки педагогических кадров образования, культуры и спорта, который не может быть выполнен каждым из партнеров в отдельности. Образование сети различными участниками обеспечивает взаимную компенсацию их недостатков и усиление преимуществ. При этом, участниками сетевого взаимодействия не обязательно должны быть только образовательные организации (учреждения дополнительного профессионального образования) и органы управления системой образования. Ими могут быть представителя бизнеса, политики, социальной сферы, отельные личности. Каждый участник сетевого взаимодействия должен обладать определенным материальным, информационным, | научным, человеческим и т.д. капиталом | и предоставлять беспрепятственный ^ доступ к нему другим участникам сети. 0 Необходимым условием деятельности в то сети является готовность ее участника ^ к предоставлению своего ресурса и ис-Р пользованию ресурса партнера для до-§ стижения общих целей развития кадро-
" вого потенциала систем образования, □з
^ культуры и спорта.
Кроме того, при построении программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сетевой форме необходимо соблюдать инновационный характер программ; деятельност-ный характер программ (предусматривает вовлечение в деятельность, в ходе которой и происходит освоение особой предметности, заложенной в программе); возможность формирования индивидуального образовательного маршрута для каждого слушателя; целостность образовательного процесса, которая может достигаться не только путем использования одной основной программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ и модулей.
Реализация принципа межведомственного взаимодействия при подготовке кадров для сферы дополнительного образования детей связана с тем, что вместо традиционной линейной модели подготовки кадров должна сформироваться интегративная модель. В результате построения интегративной модели на уровне федерально-региональной сети повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров создается разветвленное взаимодействие между учреждениями образования, культуры, спорта, науки и др.
Анализ деятельности институтов переподготовки и повышения квалификации работников образования (далее -ИПиПКРО) и институтов развития образования (далее - ИРО) федерального и регионального уровней позволил выявить проблемы организации межведомственного взаимодействия при подготовке кадров сферы ДОД:
• недостаточно уделяется внимание разработке сетевых дополнительных профессиональных программ подготовки и переподготовки кадров;
• в структуре ИПиПКРО и ИРО отсутствуют отделы, центры по межведомственному взаимодействию;
• не разрабатываются межведомственные программы развития кадрового потенциала на муниципальном (региональном) уровне;
• не создаются межведомственные комиссии по подготовке кадров на му-
ниципальном (региональном) уровне.
Можно отметить существование межведомственных барьеров в сфере ДОД, в том числе в решении кадровых вопросов:
• неопределенность направлений, по которым необходимо обеспечить реализацию предпрофессиональных программ в области образования, культуры и спорта;
• несформированность механизмов реализации ФГОС общего образования средствами ДОД, синхронизации программ ДОД с требованиями ФГОС общего образования, ФГТ дополнительного (в области культуры и спорта) образования;
• низкий уровень инициативности руководителей организаций, реализующих программы ДОД в развитии программ сетевого, межведомственного взаимодействия;
• отсутствие осознанной необходимости в создании сервисов открытого образования в сети Интернет, сетевых проектных сообществ в сфере ДОД;
• низкий уровень профессиональной активности по созданию и деятельности профессиональных сообществ педагогов ДОД;
• отсутствие единого (межведомственного) механизма формирования заказа на услуги ДОД, персонифицированного учета получателей услуг ДОД, современных механизмов финансирования услуг (программ) ДОД;
• отсутствие системы комплексной оценки эффективности работы организаций ДОД разных ведомств. [7, с. 22-23].
Отсутствие объективных критериев оценки эффективности педагогической деятельности в сфере ДОД, с одной сто-
роны, и низкая активность специалистов по расширению образовательного пространства до границ межведомственного взаимодействия, с другой, не способствует поступательному развитию системы дополнительного образования и повышению её кадрового потенциала.
Как косвенный источник оценки уровня профессионализма педагогов дополнительного образования можно рассматривать существующие данные охвата детей программами ДОД. При их интерпретации необходимо учитывать, что не всегда понятно, все ли желающие получить дополнительное образование посещают соответствующие учреждения или занимаются в системе школьного дополнительного образования, в дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях культуры, спорта, организациях государственно-частного сектора и по какой причине значительная часть детей не занимается дополнительным образованием. Имеет значение и тот факт, что посещаемость объединений дополнительного образования во многом зависит от качества образовательных услуг, маркетинговой и рекламной деятельности. Но, наибольшее значение имеет, несомненно, высокий уровень профессионализма педагога. Отсюда, рост потребности в квалифицированных кадрах, подготовленных по востребованным современным обществом направлениям дополнительного образования, педагогах, которые могут увлечь детей, наладить социальное партнерство без которого сегодня невозможно обеспечить высокое качество дополнительного образования детей.
ф ^
ш о н
е
ч о
с ^
с
ш
И
ф <й
I I 31
О п
0 а ХЮ
1 о
X
ей О
Библиографический список
1. Золотарева, А.В. Дополнительное образование детей России в XXI веке [Текст]: методическое пособие / А.В. Золотарева. - Прага; Ярославль: EAICY-ЯГПУ, 2013. - 140 с.
2. Золотарева, А.В. Принципы организации дополнительного образования детей в России [Текст] / А.В. Золотарева // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки: научный журнал. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. - № 1. - Т. II (Психолого-педагогические науки). - С. 194-199.
3. Золотарева, А.В. Результаты согласованного исследования требований рынка труда, профессионального стандарта и ФГОС ВПО к компетенциям педагога дополнительного образования [Текст] / А.В. Золотарева // Августовские педагогические чтения - 2014: сб. материалов международного
° £
со Е
И х
ф ц
2 о
ГО о
х О.
^ ф
Х-&
о
и
го ^
СО со ^ °
Го ст
я «
О- ^
научного симпозиума. Россия, г. Москва, 28-30 августа 2014 г. под ред. проф. И.В. Вагнер. - Киров: МЦНИП, 2014. - С. 123-136.
4. Золотарева, А.В. Состояние и проблемы кадрового обеспечения сферы дополнительного образования детей в России [Текст] / А.В. Золотарева // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки: научный журнал. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. - № 4. - Т. II (Психолого-педагогические науки). - С. 178-186.
5. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 года, № 1726-р). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/ajax/4429
6. Положение Республиканской межведомственной комиссии по отбору, подготовке, расстановке и закреплению кадров на предприятиях приоритетных отраслей экономики (утв. распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 2.04.2002 года № 79-РП). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sakha.gov.ru/node/21784
7. Сопровождение непрерывного профессионального развития кадров сферы дополнительного образования детей [Текст]: учебное пособие / под науч. ред. А.В. Золотаревой. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2014. - 313 с.
8. Zolotareva, A.V. Analisi su richiesta della formazione mercato del lavoro servizi personale supplementäre dei bambini in Russia [Texst] / A.V. Zolotareva, E.P. Nechiporuk // Italian Science Review, 2014. - 7(16). - P. 183-186.
Referents
1. Zolotareva A. Additional education of children of Russia in XXI century: Toolkit. Prague-Yaroslavl: EAICY-YaGPU, 2013. [in Russian].
2. Zolotareva A. Principles of organization of additional education of children in Russia. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. Psychologo-pedagogicheskie nauki: nauchnyi zhurnal. Yaroslavl: izd-vo YaGPU, 2013. № 1. Vol. II (Psychologo-pedagogicheskie nauki). P. 194-199 [in Russian].
3. Zolotareva A. The Results of a coherent study of labour market requirements, professional standards and FSES HPE competencies to the teacher of additional education. Avgustovskiepedagogicheskie chtenia. 2014. Kirov: MCNP, 2014. P. 123-136. [in Russian].
4. Zolotareva A. Status and problems of staffing in the sphere of additional education of children in Russia. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. Psychologo-pedagogicheskie nauki: nauchnyi zhurnal. Yaroslavl: izd-vo YaGPU, 2014. №. 4. Vol. II (Psychologo-pedagogicheskie nauki). P. 178-186. [in Russian].
5. The concept of development of additional education of children,, approved by Decree of the Government of the Russian Federation of 4 September 2014, No. 1726-p. [Electronic resource]: ^^//минобрнауки.рф/докумен-Tbi/ajax/4429 [in Russian].
6. The position of the Republican interdepartmental Commission for the selection, training, placement and retention of personnel in the enterprises in priority sectors of the economy (appr. by order of the President of the Republic of Sakha (Yakutia) from 2.04.2002, №. 79-RP). [electronic resource]: http://sakha.gov.ru/node/21784 [in Russian].
7. Support of continuous professional development of personnel in the sphere of additional education of children. Ed. by A. V. Zolotaryova. - Yaroslavl : RIO YaGPU, 2014. [in Russian].
8. Zolotareva A.V., Nechiporuk E.P. Analisi su richiesta della formazione mercato del lavoro servizi personale supplementare dei bambini in Russia. Italian Science Review. 2014, № 7(16). P. 183-186. [in Russian].
Сведения об авторах: Information about the authors:
Ангелина Викторовна Золотарева, Angelina Victorovna Zolotareva,
доктор педагогических наук, профессор, Doctor of Pedagogics, Professor, Rector,
ректор ГОАУ Ярославской области «Институт GOAU "Institute of education development",
развития образования», Yaroslavl region
г. Ярославль. Yaroslavl, Russia.
Kmail: [email protected] E-mail: [email protected]
Оксана Валерьевна Кашина,
ассистент,
кафедра дополнительного и неформального образования,
ГОАУ Ярославской области «Институт развития образования», г. Ярославль. Ктай: [email protected]
Oxana Valerevna Kashina,
Lecturer,
Department of additional and non-formal education,
GOAU "Institute of education development", Yaroslavl region Yaroslavl, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 371.9:4р-3 ББК 74.57:81.411.2-3
О.Г. Ивановская
СЕМАНТИЧЕСКИМ РЕЗОНАНС У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФОНОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АНЕКДОТАХ НА ТЕМУ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
В статье рассматривается работа с педагогическими анекдотами, содержащими графоны, как приём преподавания и источник семантического резонанса, что позволяет достичь при подготовке учителей-логопедов глубокого понимания ими смысла своей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: Понимание, семантическое пространство, семантический резонанс, педагогическая феноменология, педагогические анекдоты, графоны.
O.G. Ivanovskaya
SEMANTIC RESONANCE OF FUTURE SPEECH THERAPISTS TO GRAPHONS IN JOKES ABOUT SPEECH DISORDERS
Working with pedagogicaljokes with graphons which allow deep understanding of the professional sense during training speech-therapists as a teaching tool and source of semantic resonance are considered in the article.
Key words: Understanding, semantic space, semantic resonance, pedagogical phenomenology, pedagogical jokes, graphons (the expressive means of language).
I. Введение.
Особенности современной образовательной ситуации предъявляют требова-
ния к развитию способности учителя к
педагогическому взаимодействию с учащимися как одному из главных профессиональных качеств педагога (В.С. Грехнев, М.Е. Дуранов, И.Я. Зязюн, И.И. Зарец-кая, И.А. Зимняя, И.Ф. Исаев, П.Ф. Кап-терев, В.А. Кан-Калик, И.А. Колесникова, Я.Л. Коломинский, И.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев, А.К. Маркова, А.В. Мудрик,
А.В. Петровский, Г.Б. Скок, В.А. Слас-тенин, Л.Ф. Шеховцова, В.Д. Ширшов, Е.Н. Шиянов, Н.Е. Щуркова, И.М. Юсупов и др.). Способность к педагогическому взаимодействию является одним из решающих качеств, определяющих профессиональную компетентность педагога.
Компетенция - это элемент компетентности, связанный с решением определённой задачи. В число специальных педагогических компетенций учителя-логопеда входят готовность к осу-
X
го са о
п .о
о
X X
о т
X Ф
го ^ X >х
ш "Г
у
ф 3
X ^
о О.
о X >.
>х s
Ф ф ^ I-Ф /ч
Ü X
X
- I >,ф З1
£ о £ ф
"i
0 Е п о Ф íi а. го ж 4
1 £
о m ф
т m
Ц х ^ Y
ф го
о &■