Научная статья на тему 'Развитие образования: национальный опыт, поддержка государства, инновационные исследования'

Развитие образования: национальный опыт, поддержка государства, инновационные исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие образования: национальный опыт, поддержка государства, инновационные исследования»

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ:

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ,

ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВА,

ИННОВАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

М. Н. Цой

Исторически сложилось так, что к XXI столетию в Республике Узбекистан сформировался интеллектуальный потенциал, который по своему уровню развития, инновационным возможностям превосходит многие развивающиеся страны мира, а во многом и не уступает экономически развитым странам. Фундамент интеллектуального потенциала государства был заложен много веков назад. Собственный путь к прогрессу выбран Узбекистаном на основе перспектив строительства демократического правового государства и гражданского общества, социально ориентированной рыночной экономики, с учетом образа жизни народа республики, ее специфических условий, традиций, богатого исторического и духовного наследия, а также мировой практики и позитивного опыта развитых стран [6]. В реализации данного пути значительная роль отводится системе образования. В нашей стране огромное внимание уделяется широкому внедрению и развитию ИКТ. В соответствии с программами по информатизации продолжается процесс оснащения учебных заведений компьютерной, интерактивной техникой, подключения к глобальной сети и ресурсам «ZiyoNet». Оснащены современными компьютерными классами и мультимедийной техникой образовательные учреждения и информационно-ресурсные центры. Реализован проект создания Национальной сети электронного образования, объединяющий образовательные учреждения в единую корпоративную сеть. Идет работа по повышению уровня компьютерной грамотности преподавателей, организована система дистанционного повышения квалификации педагогических кадров. Создан информационно-образовательный портал eduportal.uz, обеспечивающий возможность пользоваться современными учебными материалами на государственном и русском языках [1]. Реформирование образования нацелено на то, чтобы учащийся стал центральной фигурой образовательного процесса, а его познавательная деятельность находилась в центре внимания педагогов, разработчиков программ.

Президент Республики Узбекистан подписал постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» [3], согласно которому, начиная с 2013-2014 учебного года изучение иностранных языков будет вводиться с первых классов общеобразовательных школ в форме игровых уроков и уроков разговорной речи, а со второго класса - с усвоением алфавита, чтения и грамматики. Утверждена Программа мер по расширению изучения иностранных языков на всех ступенях системы образования. С 2015/2016 учебного года планируется ввести иностранный язык в блок вступительных тестов во все вузы. Будет разработана специальная программа ускоренного оснащения (дооснащения) в 2013-

127

2016 гг. кабинетов иностранного языка образовательных учреждений современными информационно-коммуникационными и техническими средствами обучения.

В Узбекском НИИ педагогических наук им. Кары Ниязи на протяжении многих лет ведутся исследования в направлении создания электронных средств учебного назначения, в частности: (а) внедрение в педагогическую практику непрерывного образования методик и оборудования интерактивного обучения; (б) организация эффективного контроля и управления качеством образования; (в) разработка универсальной программной оболочки для создания мультимедийных учебных пособий каждым преподавателем, знакомым с компьютером на уровне рядового пользователя, с учетом требований государственных образовательных стандартов. Создана модель саморазвивающейся базы электронных учебно-методических ресурсов, позволяющая пользователю (учителю, преподавателю) самостоятельно разрабатывать (формировать) авторизированные учебные уроки, постоянно совершенствующиеся в процессе интерактивного взаимодействия пользователя с учащимися. Практика показала, что вместе с мультимедийными средствами обучения приходят новые формы и методы, новая идеология мышления. Меняется современный мир.

Один из способов модернизации отечественного образования - это поддерживаемая правительством линия на максимальную интеграцию в мировую систему образования. А инновационные изменения в национальной системе образования являются ответом на вызовы современности через восприятие общих тенденций развития образования в мире и изучение опыта развития образования в других странах.

Участники Международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны» (2012) отметили, что особому признанию и глубокому изучению подлежит опыт Узбекистана по созданию в каждом учебном заведении республики ИРЦ, связанных с единой информационной образовательной сетью ZiyoNet, что позволяет обеспечить свободный доступ учащихся к необходимой для них информации, созданию мультимедийных аудиторий для организации видеоконференций, семинаров, дистанционного обучения и учебных занятий, что фокусирует систему образования в Узбекистане на технологиях и использовании современных медиа- и телекоммуникационных инструментов [3].

Таким образом, широкое использование современных технологий в образовательных учреждениях на всех этапах системы непрерывного образования обеспечит высокое качество образования за счет оптимального сочетания традиционных и информационных технологий обучения.

Список литературы

1. ИКТ и образовательный процесс. 19.06.2012 // Правительственный портал РУз:

http://www.gov.uz/ru/press/society/14768.

2. Итоговый документ - резолюция международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения как важнейшее условие устойчивого разви-

128

тия и модернизации страны» 6-17 февр. 2012 г., г. Ташкент // Правительственный портал РУз: http://www.gov.uz/ru/press/politics/13322.

3. Постановление Президента РУз «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» от 10.12.2012 // Пресс-служба Президента РУз.

4. Посвящен повышению качества образования. 15.07.2011 // Правительственный портал РУз: http://www.gov.uz/ru/press/society/10490.

5. Цой М. Н., Джураев Р. Х. Современные технологии совершенствования обучения: учеб.-метод. пособие для учителей. - Ташкент, 2010. - 180 с.

6. Цой М. Н., Джураев Р. Х., Тайлаков Н. И. Создание электронных учебников: теория и практика: моногр. - Ташкент: O'zbekiston milliy ensiklopediyasi, 2007. - 192 c.

129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.