Научная статья на тему 'Создание информационной среды на образовательном пространстве Республики Узбекистан'

Создание информационной среды на образовательном пространстве Республики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ-среда обучения / опережающее развитие у учителей навыков владения компьютерными технологиями / корпоративная инфраструктура / проектирование программного обеспечения / компетентностный метод обучения / проектный метод обучения

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эргашев Шариббой Туланович, Хан Игорь Викторович

В докладе рассмотрены проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в образовательные процессы. Предложены некоторые решения, направленные на улучшение качества развития ИКТ-среды в обучении, указаны некоторые риски, которые могут повлечь за собой бездумное внедрение ИКТ-среды в обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эргашев Шариббой Туланович, Хан Игорь Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper is focused on the problems of ICT implementation into the education processes. It suggests several solutions, which are aimed at increasing the quality of ICT-environment development in education; as well as points out a number of risks which may lead thoughtless implementation of ICT into education.

Текст научной работы на тему «Создание информационной среды на образовательном пространстве Республики Узбекистан»

МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ:

ИННОВАЦИИ И ТРАДИЦИИ. ОБМЕН ОПЫТОМ

СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОМ СРЕДЫ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Ш. Т. Эргашев И. В. Хан

В докладе рассмотрены проблемы внедрения информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ) в образовательные процессы. Предложены некоторые решения, направленные на улучшение качества развития ИКТ-среды в обучении, указаны некоторые риски, которые могут повлечь за собой бездумное внедрение ИКТ-среды в обучение.

This paper is focused on the problems of ICT implementation into the education processes. It suggests several solutions, which are aimed at increasing the quality of ICT-environment development in education; as well as points out a number of risks which may lead thoughtless implementation of ICT into education.

Ключевые слова: ИКТ-среда обучения, опережающее развитие у учителей навыков владения компьютерными технологиями, корпоративная инфраструктура, проектирование программного обеспечения, компетентностный метод обучения, проектный метод обучения.

1. Обзор проблем создания ИКТ-среды обучения в Республике Узбекистан. Вначале о терминологии. Под «ИКТ-средой обучения» в настоящей работе будем понимать следующее: (а) корпоративная инфраструктура системы народного образования, предусматривающая оснащенность участников процесса современным ИКТ оборудованием и бесперебойным доступом в Интернет; (б) наличие корпоративной информационной системы народного образования, подразделяющейся на управленческую и образовательную; (в) доступность ИКТ-среды как в школе, так и дома.

Корпоративная информационная система как таковая создается стихийно: решаются локальные задачи, которые выполняются подразделениями Министерства народного образования Республики Узбекистан - Центром развития мультимедийных общеобразовательных программ (далее -ЦРМОП), Центром психолого-педагогической ориентации учащихся, Научноисследовательским институтом педагогических наук, Институтом повышения квалификации переподготовки руководящих педагогических работников. Разрабатывается методология и методика внедрения информационных систем в образовательный процесс.

52

Наряду с повышением информативности и степеней доступа к источникам качественной образовательной информации, создание ИКТ-среды обучения в образовательный процесс несет с собой ряд негативных следствий. К числу наиболее проявляющихся и фактически подтвержденных разнообразными исследованиями негативных явлений отмечается снижение способностей учащихся к устному счету, к построению правильной устной и письменной речи, к живому общению, последнее объясняется чрезмерным увлечением электронными гаджетами и социальными сетями. Кроме этого, снижено практически до минимального уровня чтение художественной литературы.

И здесь одной из проблем является то, что молодое поколение намного быстрее взрослых осваивают работу с гаджетами (дистанционные пульты управления телевизорами, мобильные телефоны, компьютеры и т. п.). В результате чего все это считается образованностью учащихся, при том что повышение уровня знания как такового ни в естественных, ни в гуманитарных науках не возникает. Вместе с тем учителя со слабыми навыками владения компьютерами и иными электронными устройствами неуютно чувствуют себя рядом с такими учащимися. И очень часто это обстоятельство, а также ряд других несоответствий, серьезным образом мешают как нормальному внедрению ИКТ-среды в обучение, так и самому процессу обучению. В итоге мы можем получить недоученное, хотя, возможно, и образованное (с аттестатами) молодое поколение.

Во внедрении ИКТ-среды обучения не всё имеет положительный эффект. Еще одной особенностью внедрения ИКТ-среды обучения является представление о положительном характере применения этих систем. Между тем представляется, что далеко не все внедренные ИКТ-технологии дают положительный эффект. Приведем пример одной из самых развитых в этом отношении стран - Республики Корея. В 2008 г. в республике был запущен пилотный проект, сущность которого заключалась в следующем. В 100 школах первой ступени (в Республике Корея этому соответствуют 1-6 классы) все учащиеся старших классов (шестиклассники) были обеспечены современными ноутбуками, снабженными электронными учебниками. При этом считалось, что традиционными учебниками учащиеся этих школ не будут пользоваться. В исследованиях принимали участие и школьники, у которых были только традиционные учебники. Через три года (при тестировании учащиеся) оказалось, что учащиеся, пользовавшиеся электронными учебниками, никаких преимуществ перед учащимися, пользовавшимися традиционными учебниками, не имели. Отметим, что уровень качества преподавания в этих школах примерно равный. Это подтверждает основную мысль, что не средства ИКТ улучшают качество образования, а квалифицированные педагоги.

Безусловно, мы не можем препятствовать научно-техническому прогрессу. В наших силах придать этому организованный, а не стихийный характер. Именно поэтому необходимо взять управление внедрением ИКТ-среды в обучение под педагогический контроль. Можно поставить цель - создать проектную организацию (в нашем случае ЦРМОП) республиканского уровня. Примеры таких организаций можно найти как в той же Республике Корея, так и в других странах (Финляндия, Республика Беларусь, Республика Азербай-

53

джан, Малайзия и др.). В качестве объектов проектирования и разработки установить как информационные программные системы для системы образования, так и электронные образовательные ресурсы. Для правильного функционирования проектного подразделения необходимо повысить квалификацию как менеджеров программных проектов, так и исполнителей-разработчиков приложений и дизайнеров, других специалистов для работы в командном режиме. Задачами отдела проектирования являются разработка и сопровождение информационной системы образования, а также создание мультимедийных, интерактивных электронных образовательных ресурсов.

Опережающее повышение квалификации педагогических работников.

В большинстве случаев недостатки внедрения ИКТ-среды обучения обусловлены низкой степенью владения компьютерными технологиями среди большинства педагогических работников. В связи с этим единственным условием постоянного повышения квалификации, а точнее приобретения навыков владения компьютером, будет у тех учителей, которые будут практиковать использование ИКТ ежедневно в течение не менее полутора часов. Двухчасовая работа на компьютере должна стать для учителя необходимостью. Так что в сфере повышения квалификации педагогических работников пользование компьютером является первоочередной задачей. Компьютерные навыки исчезают очень быстро, если педагог не работает с компьютером ежедневно.

Создание репозитория электронных образовательных ресурсов. Как уже отмечалось, в обучающей среде ИКТ-среды обучения одной из целей является создание электронных образовательных ресурсов. Следует отметить, что поскольку в Республике Узбекистан обучение ведется на семи языках (узбекском, каракалпакском, русском, казахском, киргизском, таджикском и туркменском), то соответствующие электронные образовательные ресурсы должны быть подготовлены и на этих языках. Одним из возможных решений реализации такого колоссального объема работы могло бы быть привлечение не только профессиональных разработчиков, но и «продвинутых» учителей, которые, помимо качественного проведения уроков, обладают навыками изготовления наглядных пособий (электронный образовательный ресурс - ничто иное, как продвинутое в научно-техническом смысле наглядное пособие). Примером такого репозитория могут служить Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) и сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов

(http://fcior.edu.ru/about.page) РФ. В Республике Узбекистан можно отметить сайт Ziyonet (http://ziyonet.uz/), а также систему дистанционного обучения Центра развития мультимедийных общеобразовательных программ (http://eduportal.uz, http://moodle.uzedu.uz).

Учителя-методисты участники процесса создания ИКТ-среды обучения. В создании ИКТ-среды обучения, кроме сертифицированных специалистов в области разработки программных приложений, огромную роль играют «продвинутые» педагоги, которые, кроме хорошего владения предметом и методикой его преподавания, освоили технологии изготовления мультимедийных образовательных ресурсов, которые являются замечательной формой наглядных пособий.

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.