Научная статья на тему 'Медиаобразование как фактор повышения качества обучения школьников'

Медиаобразование как фактор повышения качества обучения школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаобразование как фактор повышения качества обучения школьников»

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА

ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Р. Х. Джураев Л. М. Карахонова

Главным условием повышения качества образования сегодня считается овладение учащимися информационной грамотностью. Глобализация информационного пространства, его доступность, интенсивный поток новых знаний, фактов, взглядов и концепций породили проблемы, связанные с разумным использованием информации, поступающей по многочисленным каналам связи, из разных источников. Общество сталкивается с проблемой, когда становится трудно контролировать содержание информации, её качество, пути и способы распространения. В этих условиях необходимо определить новые педагогические подходы к формированию у учащихся самостоятельного мышления и умений ориентироваться в потоке разнородной информации, а также воспитанию у них навыков классификации и упорядочения принимаемой информации, её разумного использования. Педагогические исследования по данному направлению начали проводиться в 70-х гг. прошлого столетия. Тогда же в педагогике определилось новое направление -медиаобразование.

Наше исследование показывает, что формирование у учащихся медиакультуры обеспечивает эффективность обучения учебным предметам по разным дисциплинам и, в частности, при организации системы непрерывного образования по курсу биологии в школе. При этом необходимо определить оптимальное соотношение содержания изучаемого материала и способов его представления учащимся в зависимости от ступени школьного образования, их возраста и уровня развития. Необходимо изучить, насколько необходим тот или иной материал, который учащиеся отбирают из медиаресурсов. Не менее важно понять: достаточно ли сформирована у учащихся культура получения информации? Каков уровень культуры использования интернета? Правильно ли направляет учитель учащихся в поисках необходимых материалов? Все это требует педагогического анализа.

В нашей Республике Узбекистан уделяется серьезное внимание развитию компьютерных технологий. При Министерстве народного образования функционирует информационный ресурсный центр и Центр развития мультимедийных общеобразовательных программ. Информационная сеть ZiyoNET обеспечивает дистанционное обучение учащейся молодежи, внедрение информационно-коммуникационных услуг в систему образования, повышение научно-педагогического потенциала учителей, обмен информацией и опытом работы среди педагогов. На данном портале размещены нормативные документы, касающиеся повышения качества образования, электронная библиотека, современные технологии обучения, научные проекты в рамках учебных предметов, электронные учебники и мультимедийные ресурсы, предназначенные для учителей и учащихся. В частности, представлены электронные версии учебников и пособий по биологии, электронный учебник и образцы

322

мультимедийных ресурсов. Подготовленные Республиканским центром мультимедиа электронные учебники, мультимедийные пособия и электронные ресурсы служат хорошим подспорьем для учителей в использовании на уроках нетрадиционных подходов и технологий. Создание портала Министерства народного образования и установление информационной сети ZiyoNET способствует быстрому распространению новейшей информации, педагогических инноваций и методических изысканий среди педагогов-наставников и внедрению этих новшеств в школьную практику. Создание единого информационно-ресурсного пространства помогает координировать деятельность научных, общеобразовательных, внешкольных учреждений, детских и молодежных организаций в рамках национальной телекоммуникационной системы.

Со следующего учебного года в школах республики планируется ввести специальный предмет «медиаобразование». Несомненно, медиаобразование повышает интерес учащихся к усвоению содержания учебного материала. У учащихся формируется реально-образное мышление, развиваются вербально-коммуникативные навыки. Если учащиеся овладеют медиакультурой, они смогут пользоваться комплексом медиасредств, выделять нужные им медиаисточники, определять, с какой целью и как правильно и рационально их применять. С уверенностью можно утверждать, что медиаобразование окажет положительное воздействие на каждого ученика и в целом позволит интенсифицировать учебный процесс.

Список литературы

1. Джураев Р.Х. Информатизация образовательного учреждения // Узлуксиз таълим. -2012. - № 1. - С. 42-46.

2. Смелова В. Г. Медиаобразование в школьном курсе биологии // Современные тенденции в развитии российского медиаобразования - 2010. Т. 2 / под общ. ред. Е. Л. Вартановой, И. В. Жилавской. - М.: Изд-во МГУ, 2010. - С. 153-156.

3. Соколова И. С. Роль медиаобразования в получении и распространении естественнонаучных знаний // Современные тенденции в развитии российского медиаобразования -2010. Т. 1 / под общ. ред. Е. Л. Вартановой, И. В. Жилавской. - М.: Изд-во МГУ, 2010. -С. 111-115.

323

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.