Научная статья на тему 'Развитие образных представлений и творческих способностей дошкольников в музыкально-ритмической деятельности'

Развитие образных представлений и творческих способностей дошкольников в музыкально-ритмической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
652
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орт Т. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие образных представлений и творческих способностей дошкольников в музыкально-ритмической деятельности»

ния на путь новых отношений с окружающим миром. Интерес к результатам творческой деятельности ребенка со стороны сверстни -ков и взрослых повышает самооценку и самопринятие ребенка с проблемами в развитии. А это является решением важнейшей за -дачи: адаптации ребенка посредством искусства и художественной деятельности в макросоциальной среде.

Т. М. Орт

Развитие образных представлений и творческих способностей

дошкольников в музыкально-ритмической деятельности

Период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребёнка. Мир музыки, музыкальной деятельности очень близок детям. В восприятии музыки, её оценке, самостоятельном музыкальном творчестве ребёнок видит собственную значимость.

Одной из актуальных проблем педагогики является проблема развития творческих качеств личности. Их формирование эффективно проходит в различных видах музыкальной деятельности. Мы выделим один вид деятельности - музыкально-ритмические движения. Без обучения двигательным навыкам не может быть красивой пластики, изящных движений. Но как построить это обучение, чтобы не погасить детское творческое начало, желание ребёнка самостоятельно действовать, творить? Ответ на этот вопрос может дать данный опыт.

Сформулируем гипотезу, что ритмические занятия способствуют развитию творческих способностей дошкольников и докажем это проведённым экспериментом.

Эксперимент представляет собой целостную систему, включающую главные этапы работы по музыкально-ритмическому воспитанию.

1 этап диагностический: сбор информации по проблеме, проведение диагностики, изучение и анализ исследований в данной области.

2 этап практический: проведение занятий, индивидуальная работа с детьми по развитию творческих способностей, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.

3 этап обобщающий: итоговая диагностика творческих способностей детей, оценка результатов.

Цель: развитие детской музыкальности, двигательных качеств и умений дошкольников, их творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку.

305

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Развивать способность «видеть» музыку, передавая в движении её характер, образ, тончайшие нюансы.

2. Совершенствовать свободу, пластику танцевальных движений.

3. Научить детей творчески осмысливать образное содержание, воплощаемое ими в танце, через освоение ими языка выразительных движений (пантомимических и танцевальных), который используется в танце для образного исполнения.

На I этапе эксперимента (сентябрь-декабрь 2007 г.) были поставлены следующие задачи: воспитание у ребят интереса, потребности в движении под музыку; подведение воспитанников к эмоциональному раскрепощению, уверенности в себе, формирование ощущения своей значимости; развитие динамической стороны детского общения: лёгкости вступления в контакт с партнёром, инициативности, развитие эмпатии; обогащение детских музыкальных впечатлений, их двигательного опыта.

Для их осуществления необходимо было подобрать такие формы и методы работы, которые позволили бы заинтересовать детей музыкально-ритмическими движениями. С первых занятий включались в работу с детьми элементы психогимнастики, релаксационные упражнения и этюды. Ребятам очень понравился «язык жестов», который усложнялся от занятия к занятию. Чтобы узнать, понимают ли ребята музыку, происходит ли общение с её эстетической сущностью, на занятиях ритмикой широко использовалось слушание музыки. Во время пения дети вновь обращались к движению, стараясь выразительными жестами передать вокальный образ. Ребятам нравилось участвовать в подборе «поющих жестов» к песням различного содержания и характера (взмах скрещенными ладонями -улетают птицы, выставление ладошек вверх - падают капельки дождя, круговые движения согнутыми в локтях руками - едет паровоз, движение руки «змейкой» - вьется след замысловатый и т. д.).

Такой любимый дошкольниками вид музыкальной деятельности, как игра на детских музыкальных инструментах, особенно часто включался в занятия ритмикой с целью совершенствования ритмического чувства. Дети ярче ощущали ритмическую пульсацию, что помогало им осваивать скорость танцевальных шагов или танцевального бега.

Но основное обучение выразительности движений происходило на музыкально-хореографических занятиях. Для разучивания танцевальных движений постоянно использовались «поговорки» и песенки, раскрывающие последовательность выполнения движений.

Можно было переходить ко второму этапу работы (январь-май 2008 г.) - обучению языку движений с целью формирования испол-

306

нительского творчества детей. Основные направления обучения определялись двумя разделами языка движений: музыкальная пантомима (в том числе и жесты общения) и танцевальные движения. В совершенствовании танцевальной выразительности неоценимую помощь оказывали музыкальные этюды из методики Е. Горшковой «От жеста к танцу». А также этюды на выражение эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера, на тренировку отдельных групп мышц М. Чистяковой из её книги «Психогимнастика».

На этом этапе работы в ход занятий включались музыкальные игры на развитие пространственной ориентировки и совершенствование имитационных движений под музыку («Ловишка», «Весёлый бубен», «Что мы делали, не скажем», «Колобок», «Правила дорожного движения»). Танцевальные композиции строились с учётом не только двигательного развития, но и развлечения. В этом смысле лучшим материалом являются сюжетные танцы.

В процессе обучения в качестве основных использовались несколько методов. Способность детей к подражанию, ярко выраженная в дошкольном возрасте, натолкнула на использование вовлекающего показа как наиболее эффективного метода разучивания движений. Использовался фрагментарный показ движения в целом либо его отдельного элемента. Очень нравились детям такие приёмы, как показ сверстников (не только отдельного движения, но и всей композиции), выбор ведущих вместо педагога (по очереди или по желанию), показ упражнения мимикой, условными жестами, «провокации», т. е. специальные ошибки педагога при показе, с целью активизации внимания детей, и проверки усвоения движения.

Словесные пояснения, уточнения помогали детям осознавать значения, выразительные нюансы движений и в соответствии с этим корректировать своё исполнение.

Образный рассказ побуждал детей представить какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать её в движениях, и тем самым способствовать развитию у них фантазии, воображения.

Зрительные сигналы необходимы были ребятам, когда им встречались задания свободного перепляса.

Вслушивание в музыку и простейший анализ её выразительных особенностей позволял помочь детям осмыслить содержание музыкального произведения и на этой основе побуждать к поиску допол -нительных выразительных танцевальных средств.

Появилась возможность переходить к третьему, заключительному этапу эксперимента - творческому самовыражению в движении под музыку. Этот этап был рассчитан на целый 20082009 учебный год.

На этом этапе использовались следующие методические приёмы: слушание музыки и беседы о ней, словесные описания музы-

307

кальных образов, рисование; подбор стихов, сказок, помогающих интерпретировать музыкальный образ; пластические импровизации детей, «пробы» без показа педагога; показ вариантов движений педагогом, а детям предлагается выбор наиболее удачного.

Здесь особое внимание уделялось освоению образно-игровых движений, с помощью которых закреплялись двигательные качест -ва: пластичность, ловкость, пружинность и плавность движений. На этом этапе ребята не только повторяли показанные педагогом движения, но и самостоятельно придумывали новые их варианты и со -четания. Этому способствовало включение движений в игровое взаимодействие партнёров.

Работа с экспериментальной группой детей строилась с опорой на самые разнообразные виды двигательного развития детей и ин -теграцию различных видов художественной деятельности. Поэтому ритмические композиции часто для отработки включались фрагмен -тарно в утреннюю гимнастику и физкультурные занятия.

В результате проделанной работы к концу эксперимента дети стали проявлять стойкий интерес и потребность к музыкально-двигательным занятиям, освоили необходимый объём движений классического, народного, бального танцев, а так же различные имитационные движения; у них сформировались основы культуры движения, красивая осанка.

Более совершенным стало чувство ритма, что сыграло важную роль в обучении их игре на детских музыкальных инструментах.

Таким образом, эксперимент по обучению старших дошкольников выразительности музыкально-ритмических движений и развитию танцевального творчества показал, что данная методика работы помогает достичь положительного результата уже в течение двух лет. У детей происходит становление чувства ритма, темпа, исполнительских навыков в танце, художественного вкуса. У них формируются красивые манеры, осанка, походка, выразительность движений и поз. Ребята перестают комплексовать, избавляются от стеснительности, зажатости. При правильной организации обучения они демонстрируют такие показатели творчества, как подбор движений, способствующий воплощению танцевального образа; комбинирование знакомых движений в свободной пляске; умение передать движением характер того или иного персонажа. Можно с уверенностью сказать, что гипотеза оказалась верной, эксперимент подтвердил, что ритмические занятия способствуют развитию образных представлений и творческих способностей дошкольников.

308

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.