Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нравственные ценности / нравственные качества студентов вуза / преподаватель вуза / нравственное становление / moral values / moral qualities of university students / university teacher / moral formation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фатуева Юлия Наилевна, Малышева Татьяна Сергеевна

Статья посвящена анализу нравственных качеств студентов и разработке методов и форм организации учебно-воспитательной деятельности по их развитию. В этих целях анализируются исторические предпосылки и проблемы нравственного становления современной молодежи в связи с современной кризисной ситуацией, рассмотрено значение нравственного воспитания студентов в современном мире. Выделены нравственные ценности и качества студентов и преподавателей вуза в контексте иноязычного образования. В статье приводятся методы и формы организации учебно-воспитательной деятельности для развития нравственных качеств у студентов вузов на примере обучения иностранному языку. Эффективность указанных методов подтверждается результатами проведенного эмпирического исследования, свидетельствующего о возможности развития нравственных качеств у студентов бакалавриата в процессе иноязычной подготовки, в ходе которого у студентов закрепляется ясное представление о ценностях родной культуры, формируется желание и потребность их сохранять, развивается умение оценивать ситуации по критериям нравственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фатуева Юлия Наилевна, Малышева Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analysis of the moral qualities of students and the development of methods and forms of organization of educational activities for their development. For this purpose, the historical prerequisites and problems of the moral formation of modern youth are analyzed in connection with the current crisis situation, the importance of the moral education of students in the modern world is considered. The moral values and qualities of university students and teachers in the context of foreign language education are highlighted. The article presents methods and forms of organization of educational activities for the development of moral qualities in university students on the example of teaching a foreign language. The effectiveness of these methods is confirmed by the results of an empirical study that testifies to the possibility of developing moral qualities among undergraduate students in the process of foreign language training, during which students gain a clear idea of the values of their native culture, form a desire and need to preserve them, and develop the ability to assess situations according to moral criteria.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

Литература:

1. Андронникова, О.О. Виктимное поведение подростков: факторы возникновения и профилактика / О.О. Андронникова. - Новосибирск: НГП, 2015. - 300 с.

2. Барсукова, С.А. Ценностные ориентации инвалидов в сфере труда / С.А. Барсукова // Инвалиды - инвалидность -инвалидизация / Под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой. - Н. Новгород: Изд-во НПСОЦ, 2018. - С. 698-701

3. Биктагирова, Г.Ф. Профилактика и коррекция виктимного поведения студенческой молодежи в Глобальной сети Интернет: теория, практика / Г.Ф. Биктагирова, P.A. Валеева, А.Р. Дроздикова-Зарипова, H.H. Калацкая, Н.Ю. Костюнина. -Казань: Издательство «Отечество», 2019. - 320 с.

4. Бумаженко, Н.И. Виктимология: учебно-методическое пособие / Н.И. Бумаженко. - Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010. - 115 с.

5. Гребенникова, В.М. Особенности развития у студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья качеств конкурентоспособной личности / В.М. Гребенникова, Т.И. Бонкало, Г.Ю. Руденко // Педагогика и просвещение. -2019. -№4. - URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=30706

6. Долговых, М.П. Психологическая детерминация проявления виктимного поведения личности подростка: автореф. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Долгов Маргарита Петровна. - Москва, 2009. - 19 с.

7. Журлова, ИВ. Социально-педагогическая виктимология : курс лекций / И.В. Журлова. - Мозырь: УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2010. - 172 с.

8. Методические рекомендации по работе со студентами-инвалидами и студентами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): учебно-методическое пособие / авт.-сост. Л.Ф. Мустафина. - Изд. 2-е. - М.: Директ-Медиа, 2023. - 136 с. -Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=602470 (дата обращения: 11.08.2023)

9. Мищенко, В.И. Исследование виктимного поведения старшеклассников: проблема подбора диагностического инструментария / В.И. Мищенко // Вестник ТИУиЭ. - 2019. - №2 (30). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-viktimnogo-povedeniya-starsheklassnikov-problema-podbora-diagnosticheskogo-instrumentariya (дата обращения: 14.08.2023)

10. Пономаренко, A.A. Преодоление установки жертвы как одно из условий повышения качества жизни социально незащищенных лиц молодого возраста / A.A. Пономаренко // Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения. - М.: Изд-во МГППУ, 2013. -С. 46-50

11. Руденская, Ю.Г. Виктимодиагностика как инновационная учебная дисциплина / Ю.Г. Руденская // Концепт. - 2014. - Современная школа: из опыта инновационной деятельности. - Выпуск 4. - ART 55256. - URL: http://ekoncept.ru/2014/55256.htm

12. Селиванова, Ю.В. Личностное самоопределение студентов с инвалидностью: социально-психологический анализ факторов и механизмов / Ю.В. Селиванова // Вестник Мининского университета. - 2020. - №2 (31). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/lichnostnoe-samoopredelenie-studentov-s-invalidnostyu-sotsialno-psihologicheskiy-analiz-faktoroV" i-mehanizmov (дата обращения: 22.06.2023)

Педагогика

УДК 37.017.93

кандидат педагогических наук, доцент Фатуева Юлия Наилевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национально исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Малышева Татьяна Сергеевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национально исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. Статья посвящена анализу нравственных качеств студентов и разработке методов и форм организации учебно-воспитательной деятельности по их развитию. В этих целях анализируются исторические предпосылки и проблемы нравственного становления современной молодежи в связи с современной кризисной ситуацией, рассмотрено значение нравственного воспитания студентов в современном мире. Выделены нравственные ценности и качества студентов и преподавателей вуза в контексте иноязычного образования. В статье приводятся методы и формы организации учебно-воспитательной деятельности для развития нравственных качеств у студентов вузов на примере обучения иностранному языку. Эффективность указанных методов подтверждается результатами проведенного эмпирического исследования, свидетельствующего о возможности развития нравственных качеств у студентов бакалавриата в процессе иноязычной подготовки, в ходе которого у студентов закрепляется ясное представление о ценностях родной культуры, формируется желание и потребность их сохранять, развивается умение оценивать ситуации по критериям нравственности.

Ключевые слова: нравственные ценности, нравственные качества студентов вуза, преподаватель вуза, нравственное становление.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the moral qualities of students and the development of methods and forms of organization of educational activities for their development. For this purpose, the historical prerequisites and problems of the moral formation of modern youth are analyzed in connection with the current crisis situation, the importance of the moral education of students in the modern world is considered. The moral values and qualities of university students and teachers in the context of foreign language education are highlighted. The article presents methods and forms of organization of educational activities for the development of moral qualities in university students on the example of teaching a foreign language. The effectiveness of these methods is confirmed by the results of an empirical study that testifies to the possibility of developing moral qualities among undergraduate students in the process of foreign language training, during which students gain a clear idea of the values of their native culture, form a desire and need to preserve them, and develop the ability to assess situations according to moral criteria.

Key words: moral values, moral qualities of university students, university teacher, moral formation.

Введение. Стремительная смена социальной системы неуклонно ведет к трансформации большей части нравственного сосуществования людей, особенно среди подрастающего поколения. Современный мир характеризуется нарастанием неуправляемого потока информации в социальной сфере, что неизбежно изменяет нравственный облик человека.

Современная молодежь неустойчива в плане своей системы ценностей и значительно подвержена влиянию получаемой информации. Именно на этом основывается информационное манипулирование, которое сейчас испытывает Россия, что ведет за собой подмену исконных нравственных ценностей чуждыми и отрицательное отношение к наследию родной страны. Все это актуализирует сохранение и укрепление традиционных российских нравственных ценностей, нравственное становление личности, ведущую роль в котором принимает система образования.

Целью данного исследования является выделение нравственных качеств, развитие которых актуально у студентов бакалавриата в контексте иноязычного образования, а также разработка методов и форм организации учебно-воспитательной деятельности по развитию данных качеств на занятиях по иностранному языку.

Изложение основного материала статьи. Вопросами нравственных ценностей и воспитания занимались исследователи с давних времен, они представлены в работах античных мыслителей (Аристотеля, Платона, Сократа), но наибольшую разработку получили в трудах Г. Гегеля, Г. Спенсера, М. Вебера. В отечественной педагогике проблемами нравственного воспитания занимались многие исследователи (Г.С. Абрамов, Ю.В. Азаров, В.А. Беляева, Е.В. Бондаревская, М.Г. Гинзбург, В.И. Додонов, А.Г. Здравомыслов, В.В. Николина, В.А. Сластенин, С.А. Фадеева, Д.Б. Эльконин и многие другие). В отечественной психологии ценность рассматривается в качестве важнейшего психологического фактора, регулирующего и детерминирующего мотивацию, поведение человека (Б.Г. Ананьев, Ю.М. Жуков, А.Д. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, и другие); ценности определяют как социальные и культурные доминанты, ориентация на которые формирует в личности высоконравственные потребности и осмысленные поступки (В.А. Караковский, Е.Н. Шиянов). Под нравственными ценностями мы понимаем этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни.

Сегодня Россия столкнулась с ситуацией изменения нравственных устоев, связанной с навязыванием чуждых ценностей. Сначала рассмотрим исторический аспект проблемы снижения уровня государственного контроля за воспитанием нравственности в России. В советскую эпоху в нашей стране общественная система воспитания осуществлялась через пионерскую и комсомольскую организации. Быть членом таких организаций было почетно и даже необходимо для успешной жизни, учебы и работы. Так, пионерская организация воспитывала учащихся школ в духе абсолютной преданности родине, сознательного отношения к труду, освоению духовной культуры, а комсомольская организация, работая с молодежью, настраивала ее на труд, отличную учебу и занятие спортом, уделяя значительное внимание и досугу молодых граждан. С распадом СССР стали постепенно закрываться многие дворцы и дома культуры, различные социальные организации, занимавшиеся спортивной и культурно-просветительской деятельностью. Экономический хаос, творившийся в стране, в большой степени способствовал отстранению молодежи от нравственного самосовершенствования.

Новая рыночная экономика предложила подрастающему поколению пассивно-потребительское времяпрепровождение, которое совсем не заботилось о нравственном облике людей. Среди нового типа времяпрепровождения можно выделить компьютерные игры, ночные клубы, новые телевизионные шоу. В сфере компьютерных игр преобладали агрессивные игры типа разных видов войн или стрельбищ, которые не только искажали реальное отношение между людьми, но и полностью нивелировали ценностное отношение к жизни другого человека. В ночных клубах, посещать которые было модно, царила предельно низкая морально-этическая обстановка. То же можно сказать и про появляющиеся реалити-шоу, комедийные шоу и сериалы. Таким образом, среди молодежи взамен спортивного и интеллектуально-творческого времяпрепровождения, пришел пассивно-развлекательный досуг, который не требовал никакого напряжения эмоционально-волевого характера и основывался на примитивных формах юмора и низких моральных стандартах. Из-за свойственной молодежи неустойчивости, подвижности позиций в социальном плане и предельной легкости освоения новой модели проведения свободного времени, низкий уровень нравственности стремительно охватил большую часть молодежи в нашей стране.

В системе среднего и высшего образования стало появляться огромное количество платных образовательных учреждений, где вопросами нравственного становления личности никто не занимался, так как на первое место выходили лишь коммерческие выгоды. Таким образом, сложившаяся ситуация в стране стала приводить к низкому уровню нравственных ценностей среди молодежи, утратившей механизмы наследования традиций и ценностей родной страны.

Современная ситуация в стране и мире высветила проблемы недостатка нравственного воспитания подрастающего поколения и наше правительство на государственном уровне начало политику по сохранению и укреплению традиционных российский духовно-нравственных ценностей, цель которого «способствовать сбережению народа России и сохранению его идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, развитию человеческого потенциала, поддержанию гражданского мира и согласия в стране, укреплению законности, формированию безопасного информационного пространства, защите российского общества от распространения деструктивной идеологии, достижению национальных целей развития, повышению конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации» [4].

Сегодня ключевым элементом государственной культурно-образовательной политики становится воспитание подрастающего поколения в духе традиционных ценностей, необходимых для формирования гармонично развитой личности. К традиционным ценностям относят жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Личностное развитие человека неотделимо от социокультурного. С.А. Фадеева говорит о взаимовлиянии личности человека и культуры: «культура и личность обуславливают существование друг друга: культура влияет на становление и развитие личности человека, а человек поддерживает и сохраняет культурные традиции, создавая и открывая новое в культуре» [5, С. 18]. Исследователь предлагает понимать воспитание как социокультурный феномен, понимание которого возможно только в контексте культуры. В своем становлении личность осваивает опыт предыдущих поколений, выраженный в ценностном поле культуры.

Несомненно, с течением времени культура изменяется, приобретает новые черты. Именно нравственные ценности и традиции призваны быть нерушимыми мостами между прошлым и настоящим, опорой для подрастающего поколения, так как именно они являются носителями глубинных устоев культуры, ее фундаментом. В.В. Николина называет механизмы духовного наследования установок, ценностей, традиций России «исторической необходимостью, формой развития человека, предотвращающей нарушения социокультурной преемственности» [1, С. 5]. Только народ, имеющий единые ценности, единое представление о добре и зле, можно назвать нацией, а не группой индивидов. Именно твердое представление о ценностях культуры способно противостоять натиску чуждых культуре ценностей, взглядов.

Происходящие в современном мире трансформации нацелены на слом привычной жизнедеятельности человека, изменение его ценностей. Пропаганда в социальных сетях чуждых России ценностей нацелена на изменение сознания,

формируя управляемую модель поведения. Пренебрежение своими традициями, духовно-нравственным наследием своей страны неумолимо приведет к подмене ценностей культур другого мира.

Следует так же отметить, что современная культура в мире характеризуется потребительским характером, восхваляя дорогие бренды, развлечения и экономические выгоды, а также информационными технологиями и дистанционным общением. Это обстоятельство приводит к обесцениванию традиционных русских ценностей.

В этой связи особо важно понимать, каким будет подрастающее поколение, воспитанное в такой культуре. От того какое воспитание получит подрастающее поколение сегодня, какие ценности будут для них базовыми, зависит жизнь целой страны в ближайшем будущем. Поэтому задача нравственного становления личности должна решаться на государственном уровне.

Проанализировав труды исследователей в области нравственного воспитания, мы составили список нравственных качеств, состоящий из более 30 пунктов и попросили преподавателей вузов и сотрудников компаний оценить наиболее важные качества для студентов и выпускников вузов, поставив баллы от 0 до 10. В результате анкетирования мы выделили следующие нравственные качества студентов, которые респонденты посчитали ведущими: трудолюбие, уважение к людям, честность, ответственность (за действие или бездействие, в общем, научном и профессиональном планах), способность к самокритике, адекватное восприятие критики, любовь к Родине, забота об окружающих. В результате опроса преподавателей иностранных языков о специфических нравственных качествах студентов в контексте иноязычного образования нами были выделены такие качества как: интерес к иностранному языку, любовь к родной культуре, уважение культур других народов, нацеленность на использование иностранного языка в научных и профессиональных планах, предметно-языковая интеграция.

С целью развития указанных качеств у студентов нами были разработаны следующие методы и формы организации учебно-воспитательной деятельности в процессе обучения иностранному языку в вузе.

Так как главной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, процесс обучения происходит в постоянном диалоге преподавателя и студента, в реальном общении на практических занятиях. Именно в коммуникации со студентами преподаватель способен проявлять свои нравственные качества и способствовать обсуждению вопросов нравственного характера, грамотно подбирая темы дискуссий.

Одним из самых популярных упражнений в процессе иноязычной подготовки студентов является составление диалога по определенной теме. Преподаватель может выбирать и корректировать коммуникативные задачи так, чтобы нравственные качества говорящих проявлялись максимально ярко.

В процессе обучения студенты читают различные произведения на иностранном языке. Произведения классической литературы полны примеров нравственных поступков героев. Поэтому преподавателю следует не только задавать пересказ текста, но и побуждать студентов характеризовать героев, обосновать их суждение, выделить ценности героев, приведшие их к тому или иному поступку, подталкивать студентов к осмыслению своего опыта и своих стратегий поведения в ситуациях, подобных прочитанным, анализируя тем самым уровень нравственности самого себя. Различные вопросы и задания на распознание нравственных качеств героев можно предложить и после просмотра художественных фильмов на иностранном языке.

В ходе изучения блока страноведения преподаватель знакомит студентов с элементами культуры страны изучаемого языка. Мы предлагаем не просто говорить о культуре другой страны, но в сравнении с родной культурой, находя общее и отличное. Говоря о разнице культур, преподаватель может подводить студентов к принятию или непринятию тех или иных ценностей другой страны. Следует также обратить внимание студентов на тот факт, что многие праздники в современном мире имеют ярко выраженный коммерческий характер. Западная культура навязывает всему миру свои праздники. Так, праздник Хэллоуин сейчас отмечается среди молодежи не только в США, Европе, но и в России, и в странах Востока, причем многие из празднующих не осведомлены об истоках этого праздника. Роль преподавателя вуза в том, чтобы он открывал студентам истины, которые не выгодны рыночной экономике, продающей атрибутику, а идут на пользу нравственному становлению молодежи. Преподаватель, знакомя с явлениями в мире, может показать студентам ценность элементов культуры родной страны, причины распространения элементов культуры других стран, подвести к выводу о необходимости сохранения и популяризации собственной культуры.

Читая ведущие СМИ страны изучаемого языка, преподаватель может проанализировать со студентами какой процент статей посвящен базовым ценностям, а какой современным рыночным. Разбирая ту или иную статью, преподаватель показывает, что основная цель статьи не развлекательная, например, как это может показаться, а носит скрытую продающую рекламу или имеет агитаторскую направленность. Преподаватель иностранного языка тем самым готовит подрастающее поколение критически оценивать всю входящую информацию, прививая привычку пропускать всю информацию через фильтры ценностей родной культуры.

Говоря о внеаудиторной работе со студентами, мы выделяем посещение музеев и прочих объектов культуры как одну из интересных форм организации учебно-воспитательной деятельности для приобщения подрастающего поколения к ценностям культурного наследия России. Обладая большим образовательным потенциалом, коллекция музейных экспонатов является правдивым источником информации о событиях, людях, ценностях. Изучая тему «Искусство», студенты могут описывать реальные произведения искусств, а не репродукции с экрана компьютера, что призвано хоть на короткий срок отодвинуть современный цифровой мир, демонстрируя ценность реального над виртуальным. Такое задание как перевод названий музейных экспонатов и их краткое описание на изучаемом языке будет способствовать не только развитию навыков перевода, но и сделает процесс обучения интересным, увлекательным и ценным в коммуникативном плане, так как для адекватного ведения межкультурной коммуникации необходимы навыки адекватной передачи культурной и исторической информации. Неподдельный интерес у студентов вызывает задание создать видеоролик -презентацию своего любимого объекта культурного наследия в регионе, реализуя который они не только высказывают свое отношение к нему, но и привлекают внимание сверстников к объектам культуры.

Чтение научных работ на иностранном языке призвано интегрировать профессиональное и языковое развитие студентов. В результате студенты приучаются получать новейшие результаты исследований в своей профессиональной области, имеют возможность сравнивать и анализировать актуальные вопросы, связанные с профессиональной деятельностью, исследуемые в России и за рубежом, одновременно обогащая свой словарный запас профессиональной терминологией.

В нашем опытном эксперименте, проходившем 2 академических года (2 и 3 годы обучения в вузе), принимали участие 4 языковые группы студентов, чей процесс иноязычного образования постоянно включал в себя указанные педагогические приемы по развитию нравственных качеств. В конце первого семестра 4 года обучения мы попросили преподавателей оценить выделенные выше нравственные качества у студентов по уровням (высокий, средний, низкий) на занятиях по иностранному языку в процессе бесед, дискуссий, ролевых игр. В результате оказалось, что студенты из экспериментальных групп демонстрировали более высокий уровень сформированности нравственных качеств по сравнению с студентами

других групп. Кроме того, преподаватели отметили у студентов из экспериментальной группы более осознанное понимание себя, своего места в жизни, своего профессионального и научного самоопределения; уважительное и заботливое отношение к другим студентам группы; ценность родной культуры и адекватное понимание культуры страны изучаемого языка. Таким образом, представленные методы и формы организации учебно-воспитательной деятельности по развитию нравственных качеств студентов оказались эффективными.

Несомненно, ключевое значение в воспитании нравственной культуры студентов играет личность преподавателя. Нравственная культура преподавателя вуза, являясь своего рода образцом нравственности для студентов, представляет собой комплексную систему личностных и профессиональных качеств, ценностей, убеждений, чувств и способностей. Данные качества находят свое отражение во множественных ситуациях нравственного выбора, с которыми ежедневно сталкивается преподаватель вуза во время аудиторной и внеаудиторной работы со студентами.

Определяя нравственную культуру преподавателя, мы придерживаемся мнения И.М. Шадриной, которая включает в нее такие ценности, как: «благородство, великодушие, верность, добро, доверие, долг, достоинство, милосердие, ответственность, свобода, совесть, справедливость, стыд, толерантность, честь» [7, С. 131-132]; а также выделенные Д.С. Соммэром следующие нравственные качества: «благодарность, братство, добропорядочность, защита детей, искренность, любовь, милосердие, патриотизм, преданность, рассудительность, семейный союз, скромность, смелость, сострадание, терпение, терпимость, трудолюбие, уважение пожилых людей, умеренность, честность, честь, щедрость» [3, С. 446-447]. Ввиду того, что деятельность преподавателя подразумевает постоянное общение со студентами, мы предлагаем расширить предложенный исследователями список и включить в него такое качество, как вежливость. Говоря именно о преподавателях иностранного языка, мы также предлагаем выделить такие качества, как любовь и искренний интерес к преподаваемым иностранным языкам, ответственность за профессиональную иноязычную и научную подготовку студентов, устремленность к постоянному профессиональному развитию, адекватной межличностной и межкультурной коммуникации, творчеству (в том числе для адаптации иноязычного материала под потребности конкретной группы); ответственность за результат своей педагогической деятельности. Кроме того, мы бы не стали включать такую ценность, как толерантность. По нашему мнению, избыточное внимание к толерантности последнее десятилетие, излишняя, порой показательная терпимость, к ценностям других культур, привела к изменению системы ценностей в нашей стране. Ярким примером этому могут послужить изменение отношения общества к тендерной самоидентификации и способам самовыражения и самопрезентации. Мы не отрицаем важность толерантности, но только в контексте уважения и понимания многообразия культур. В нашем понимании уважение и понимание элементов культуры не идентичны их присвоению и освоению.

Преподаватель, демонстрируя перечисленные качества, несомненно, является эталоном для подражания. Из-за неустойчивого самосознания и самоопределения студентов им крайне важно видеть перед собой истинный пример нравственного поведения. Поэтому педагогические вузы должны обращать особое внимание на нравственное развитие будущих педагогов. Вопросы, связанные с ценностями и ценностными ориентациями педагогов, нашли свое отражение в работах В.А. Сластенина. Исследователь выделяет педагогические ценности, определяя их как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность, выступающие как познавательно-действующая система, служащая опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога [2]. Мы уверены в том, что «внедрение аксеологического подхода в процесс профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка оказывает значительное влияние на личность специалиста, задачей которого будет не просто передача определенных знаний, но формирование ценностной картины мира» [6, С. 300].

Именно педагогический коллектив вуза может стать аккумулятором к нравственному совершенствованию подрастающего поколения, формируя у них ценностное мировосприятие. Высокие нравственные стандарты преподавателей определяют правильное направление развития жизненного пути студентов, сплачивая молодое поколение узами нравственности в современную эпоху кризисных изменений.

Выводы. Таким образом, базой мировоззрения подрастающего поколения является четкое представление о ценностях родной культуры, сформированное желание их сохранять, умение критично оценивать окружающую действительность по критериям нравственности. Перечисленное возможно развивать во время занятий по иностранному языку. Совсем небольшие дополнения в учебных планах дисциплин могут способствовать развитию нравственных качеств студентов, нацеленных на сохранение своей культурной самоидентичности. Воспитательная работа преподавателя вуза в указанном аспекте не может быть недооценена, напротив, на нее необходимо обратить особое внимание как самих педагогов, так и систему образования в целом. Это позволит разработать больше различных технологий по развитию нравственности молодежи и внедрить их в государственные образовательные стандарты в вузах.

Литература:

1. Николина, В.В. Отечественное духовное наследие как условие воспитания у детей и молодежи ценностного видения мира // Нижегородское образование - 2022. - №3. - С. 4-15

2. Сластенин, В.А. Педагогика: учебн. для студ. высших пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Н.Ф. Исаев, Б.Н. Шиянов.-М.: Академия,2011. - 380 с.

3. Соммэр, Д.С. Мораль XXI века / Д.С. Соммэр. - М.: Кодекс, 2020. - 480 с.

4. Стратегия 24: сайт. - 2010. - URL: https://strategy24.ru/rf/projects/osnovy-gosudarstvennoy-politiki-po-sokhraneniyu-i-ukrepleniyu-traditsionnykh-rossiyskikh-dukhovnonravstvennykh-tsennostey (дата обращения 29.07.2023)

5. Фадеева, С.А. Проектирование социального пространства: от культуры личности к личности Культуры // Нижегородское образование. -2020. -№3. - С. 18-22

6. Хусяинова, Ю.Н. Эмотивность как аксеологический ориентир профессионально-методической подготовки учителей иностранного языка / Ю.Н. Хусяинова // Аксиология иноязычного обрзования в контексте подготовки педагога будущего: материалы Междунар. науч.-практ. Форума, посвящ. 65-летию кафедры методики преподавания иностранных языков / отв. ред. A.B. Крупченко, A.B. Малев. - Москва: МПГУ, 2020. - С. 299-309

7. Шадрина, И.М. теоретические основы формирования нравственной культуры будущего учителя: монография И.М. Шадрина. - Мурманск: МГГУ, 2015. - 196 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.