РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОГО РЕСУРСА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Л.Е. Картушина, преподаватель высшей категории Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки (Россия, г. Ессентуки)
DOL10.244W2500-m0-2024-П-1-124-127
Аннотация. Современные социально-экономические условия развития общества, характеризующиеся кризисными явлениями в образовании, политике, экологии, растущий темп информатизации обуславливают снижение роли духовно-нравственной составляющей в личностном развитии, хотя именно в настоящее время духовность и нравственность выступают необходимыми ценностями. Результативным решением проблемы духовно-нравственного воспитания студентов, на наш взгляд, является эковолонтерская деятельность. Развитие нравственного ресурса позволяет отобразить «опережающий» образ волонтера - человека, который в непредвиденных условиях будет готов и защитить нашу Родину и прийти на помощь нуждающимся.
Ключевые слова: эковолонтерская деятельность, нравственный ресурс, развитие, социально-нравственная позиция, студент.
Современное представление о человеке предполагает рассмотрение его не только как существа природного, социального, но и как экзистенционального (независимого, свободного).
Идея о самоценности человека является актуальной, потому что личность, с позиции экзистенциальной философии, это центр собственного становления, находящаяся в постоянном духовном преобразовании самого себя. По словам Н.А. Бердяева, «... личность не может быть закончена, она творится, создает себя, она динамична».
Экзистенциальное понимание сущности саморазвития (Н.А. Бердяев, М. Хайдеггер, С. Къеркегор) является важным в понимании основы эковолонтерской деятельности студентов. С. Кьеркегор убеждает нас в том, что человек должен быть ответственен за свое самостановление: «человеческая структура всегда организована как некое «Я», задача которого становление самого себя», он должен искать и реализовывать бытие, беря на себя ответственность [1]. Эту мысль автора поддерживает и продолжает И.С. Кон. По его мнению, «...чтобы состояться как личность, человек должен мочь, сметь, уметь выбирать свой путь и принимать на себя ответственность» [2].
Позиции данных авторов важны для нас, так как взаимодействие будущих педагогов,
студентов - эковолонтеров с обучающимися в процессе совместной экологической деятельности способствует формированию у них такого личностного и профессионально важного качества, как ответственностьза себя и за ближнего.
У студентов, занимающихся эковолонтер-ской деятельностью развивается и укрепляется это качество личности: сознательно принимать на себя ответственность за действия и поступки «в качестве автора и творца» (С.Л. Рубинштейн), ответственными за тех людей, кто в них поверил, определить ценности, являющиеся мощным регулятором поведения, его целей, смысла и способов их достижения.
Ценность - это то, что не безразлично для человека, то, что играет определенную роль (положительную или отрицательную) в его жизнедеятельности. Это детерминанты, определяющие жизненный выбор человека.
М.С. Каган, характеризуя понятие «ценности», подчеркивал, что «они (ценности) выражают значение объекта для субъекта, они не безличны, они усваиваются переживанием, а не логическим пониманием и запоминанием» [3].
Ценности проживаются человеком, переживаются, входят во внутренний мир человека в ходе его жизнедеятельности, поэтому система позитивных ценностей лежит не вне человека, а в нем самом. Через понятие «ценно-
сти» он выбирает свою позицию по отношению к предмету или феномену с учетом способности данного предмета удовлетворять его потребности.
Совокупность важнейших для человека ценностей, сформированных и закрепленных человеком в процессе волонтерской деятельности, создает систему ориентации, которая является показателем социально и индивидуально зрелой, самостоятельной личности.
По словам Л.Ф. Вязниковой, «аксиологические ориентиры всегда составляли сущностную основу личности, его гуманистическую ценностную ориентацию ту «аксиологическую пружину», которая придает активность всем остальным звеньям системы ценностей [4].
Сегодня у молодежи потеряна ясность ориентиров, и восстановить их можно через осмысление происходящего в собственной деятельности, в самом себе. Принимая студента как изменяющегося субъекта, находящегося на этапе индивидуального развития, мы допускаем, что эковолонтерская деятель-ностьможет способствовать глубинным внутренним изменениям, приводящим к развитию самой личности и ее ценностных ориентации.
Мы рассматриваем эковолонтерскую деятельность с позиции аксиологического подхода, определяющего жизненный выбор человека, обуславливающий его поведение, поиск и реализацию жизненного смысла. В этом контексте важными являются философские взгляды на человека и человеческое бытие австрийского философа и психолога В. Франкла, которые, на наш взгляд, характе-ризуютволонтерство, как феномен современности.
Автор определяет три группы ценностей: «ценности творчества» (что человек дает миру); «ценности переживания» (что он берет от мира) и «ценности отношения» (позиция, которую он занимает). Ценности творчества проявляются в том, что человек может сделать свою жизнь осмысленной через труд как вклад в интересы общества.
Студент, занимающийся эковолонтерской деятельностью, может развить и укрепить тот потенциал, который был заложен в личности изначально, те ценностные ориентиры, по которым личность может выстраивать свою жизнь и наполнять её смыслом. По убежде-
нию философа, «если у человека нет смысла жизни, осуществление бы которого сделало его счастливым, он попытается добиться ощущения счастья в обход осуществления смысла».
Эковолонтерская деятельность является тем связующим звеном, посредством которого происходит взаимодействие субъекта с миром. Только в процессе активной деятельности через труд, общение происходит развитие субъекта, формирование его внутреннего мира, опосредованное внешним, благодаря чему и создается возможность изменить действительность. По мнению А.Н. Леонтьева, это происходит потому, что «действия человека объективно всегда реализуют некоторую совокупность отношений: к предметному миру, к окружающим людям, к обществу, к самому себе» [5].
Только в деятельности рождаются мотивы, интересы, эмоции, формируются ценности, усваиваются законы жизни. Только в деятельности люди могут выступать созидателями и творцами. Сознание и «Я» возникает и существует лишь в результате деятельности (И.Г. Фихте, Ф. Гегель, К. Маркс). Согласно И.Г. Фихте, всякая реальность есть продукт деятельности «Я». «Я» делает себя тем, чем оно есть. Таким образом, «Я» как субъект есть продукт собственной деятельности [6].
Изменяя мир в процессе деятельности, человек может изменяться сам, принося в мир нечто свое, развивая свои способности, представления, создавая новые способы общения. Это является одним из условий устойчивого развития личности.
К.А. Абульханова-Славская отмечает: «...лишь только в той деятельности, за осуществление которой личность берет на себя ответственность, которую она хочет усовершенствовать, в которую она включает свои устремления, происходит ее развитие» [7].
Следовательно, организуя внешнюю деятельность можно «проникнуть» в деятельность внутреннюю: «через организацию внешней деятельности можно и должно организовать деятельность внутреннюю, т.е. собственно саморазвивающиеся психические процессы».
Одной из задач образования выдвигалось формирование у личности системы ценностей, адекватной общественной. Ценности,
ценностные ориентации или ценностные отношения рассматриваются как цели учебно-воспитательного процесса в концепциях, разработанных И.Я. Зимней, В.А. Караковским, А.В. Кирьяковой, И.Б. Котовой,
А.В. Мудриком, Г.К. Селевко, Н.Е. Щурковой и др.
Формированию ценностей большое значение придают в своих работах такие учёные, как С.Е. Матушкин, Н.Д. Никандров и др. В исследованиях И.Я. Лернера реализация задачи формирования личностной системы ценностей связывается с воспитывающей функцией обучения.
Образовательный процесс при этом рассматривается как процесс обучения, выполняющий наряду с функцией собственно обучения, функции воспитания и развития. В качестве ценностей, определяющих направленность образовательного процесса, И.Я. Лернер предлагает глобальные ценности, то есть то, что необходимо, значимо для решения глобальных проблем современности. В исследованиях В.А. Караковского,
Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой системообразующим фактором образовательного процесса, определяющим направленность «воспитания, понимаемого как целенаправленное управление развитием личности», считается ориентация воспитанников на общечеловеческие ценности. В концепции педагогики О.С. Газмана воспитание трактуется как «специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, то есть процесс приобщения чело-
В процессе формирования эковолонтёр-ской компетенции ведущим механизмом социализации становится процесс самоопределения студента в системе общественно-нравственных норм, ценностей. Необходимость социализации личности диктует определенные требования к содержанию профессионального образования, включающего дисциплины и курсы, обеспечивающие формирования эковолонтёрской компетенции как субъекта социальных отношений. Передобра-зованием стоят задачи: сформировать способность и готовность студента не только к профессиональному, но и к жизненномусамо-определению.
Успешность социализации и профессионализации во многом зависит от одновременной направленности профессионального образования на развитие творческого потенциала личности как будущего специалиста, на обретение личностного смысла профессиональной социально-ориентированной подготовки, на становление социально-нравственной профессиональной позиции. Мы убеждены, что социальная-нравственная и профессиональная позиция личности является важнейшим условием формирования эковолонтёрской компетенции, который, с одной стороны, является субъектом социальных отношений, а с другой профессионалом в деле подготовки студентов к успешному социогенезу.
Стратегия взаимодействия в рамкахэково-лонтерской деятельности направлена на поддержку, активизацию и развитие нравственного ресурса субъектов образовательной деятельности.
века к общему и должному».
Библиографический список
1. Кьеркегор, С. Наслаждение и долг. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 416 с.
2. Кон, И.С. В поисках себя. - М.: Политическая литература, 1984. - 335 с.
3. Каган, М.С. Философская теория ценности. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 205 с.
4. Вязникова, Л.Ф. Психологические основы профессиональней переподготовки руководителей системы образования: время перемен: монография / Л.Ф. Вязникова; Хабар. гос. пед. ун-т. -М.: Моск. псих. социал. ин-т; Хабаровск: Из-во ХГПУ, 2002. - 291 с.
5. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - 584 с.
6. Фихте, И.Г. Факты сознания. - Сочинения: В 2 т. Т. 1. - СПб., 1993. - 580 с.
7. Абульханова - Славская, К.А. Деятельность психологии личности. - М.: Наука, 1980. -355 с.
8. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 7 июля 1995 г. / Российская газета. - 1995. - 18 августа. - С. 3-4.
9. Шиндаулетова, С.С. Проблемы правового регулирования волонтерской деятельности: обзор. - Санкт-Петербург: Фортесс, 2008. - 44 с.
DEVELOPMENT OF STUDENTS' MORAL RESOURCE IN THE PROCESS
OF VOLUNTEERING
L.E. Kartushina, teacher of the highest category
Branch of Stavropol State Pedagogical Institute in Yessentuki
(Russia, Yessentuki)
Abstract. Modern socio-economic conditions of the development of society, characterized by crisis phenomena in education, politics, ecology, and the growing pace of informatization cause a decrease in the role of the spiritual and moral component in personal development, although it is currently spirituality and morality that are necessary values. In our opinion, eco-volunteer activity is an effective solution to the problem of spiritual and moral education of students. The development of a moral resource allows us to display the "proactive" image of a volunteer - a person who, in unforeseen circumstances, will be ready to protect our Homeland and come to the aid of those in need.
Keywords: volunteer activity, moral resource, development, socio-moral position, student.