Научная статья на тему 'Развитие нравственно-волевых качеств юных спортсменов как условие формирования культуры здоровья'

Развитие нравственно-волевых качеств юных спортсменов как условие формирования культуры здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
607
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПОРТ / CULTURE OF HEALTH / MORAL AND VOLITIONAL QUALITIES / PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вержбицкая Елена Григорьевна, Корохова Нафисет Асхадовна

Статья посвящена вопросу обоснования актуальности развития нравственно-волевых качеств юного спортсмена в учебно-тренировочном процессе как одного из условий укрепления его нравственного здоровья на основе формирования социальной установки на реализацию составляющих культуры здоровья личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вержбицкая Елена Григорьевна, Корохова Нафисет Асхадовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of moral and volitional qualities of young athletes as a condition for the formation of health culture

The article focuses on the relevance of development of moral and volitional qualities of young athletes in the training process as one of the conditions to strengthen their moral health through the development of social settings for the implementation of components of health culture of the individual.

Текст научной работы на тему «Развитие нравственно-волевых качеств юных спортсменов как условие формирования культуры здоровья»

УДК 796.01 ББК 75.10 В-31

Вержбицкая Елена Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета;

Корохова Нафисет Асхадовна, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, т.: (8772)593968.

РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ

(рецензирована)

Статья посвящена вопросу обоснования актуальности развития нравственно-волевых качеств юного спортсмена в учебно-тренировочном процессе как одного из условий укрепления его нравственного здоровья на основе формирования социальной установки на реализацию составляющих культуры здоровья личности.

Ключевые слова: культура здоровья, нравственно-волевые качества, физическое воспитание, спорт.

Verzhbitskaya Elena Grigorievna, Candidate of Pedagogy, associate professor of the Department of Life Safety of the Institute of Physical Education and Judo of Adygh State University;

Korokhova Nafiset Askhadovna, Candidate of Sociology, senior lecturer of the Department of Life Safety of the Institute of Physical Education and Judo of Adygh State University, tel.: (8 772) 593968.

DEVELOPMENT OF MORAL AND VOLITIONAL QUALITIES OF YOUNG ATHLETES AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF HEALTH CULTURE

(reviewed)

The article ^ focuses on the relevance of development of moral and volitional qualities of young athletes in the training process as one of the conditions to strengthen their moral health through the development of social settings for the implementation of components of health culture of the individual.

Keywords: culture of health, moral and volitional qualities, physical education and sports.

Здоровье человека - это его сознательное духовно-нравственное и культурное стремление в жизни [1]. Основная цель реализации этого стремления - передать следующему поколению, детям, ценности здорового образа жизни, сохранив национальные, культурные традиции, общечеловеческие нормы общежития. Достижение поставленной цели заключается в формировании культуры здоровья как области общей культуры человека, связанной с социальным преобразованием и сохранением здоровья людей.

Под культурой здоровья понимается интегративное личностное образование, выражающее гармоничность, богатство и целостность личности, универсальность ее связей с окружающим миром и людьми, а также способность к творческой и активной жизнедеятельности. По мнению К. Петрова, формирование культуры здоровья подразумевает одновременное формирование «культуры физиологической» (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма); «культуры физической» (способность управлять физическими движениями); «культуры психологической» (способность управлять своими чувствами и эмоциями); «культуры интеллектуальной» (способность управлять своими мыслями и контролировать их) [2].

Таким образом, культура здоровья представляет собой социальный феномен, включающий в себя разнообразие форм и способов решения задач укрепления и сохранения здоровья и характеризующий качественные стороны повседневных форм деятельности, отношений и взаимодействий людей: нравы, обычаи, ценностные ориентации, стиль и манеру общения, выбор материальных и духовных ценностей и др. Иными словами, культура здоровья в целом и ее отдельные компоненты отражают объем знаний, коммуникативную толерантность,

эмоциональную устойчивость, нравственные и волевые качества, являющиеся неотъемлемой частью жизни человека и проявляющиеся в его индивидуальной культуре. Следовательно, воспитание и развитие нравственно-волевых основ характера человека можно рассматривать как одно из условий формирования его культуры здоровья.

Процесс нравственно-волевого воспитания ребенка включает в себя становление общечеловеческих идеалов, воспитание гражданской зрелости, общественной активности, высоких нравственных потребностей, интересов и мотивов деятельности. Педагогикой физической культуры и спорта неоднократно подчеркивались исключительные возможности физического воспитания в реализации задачи развития нравственно-волевых качеств [3]. При этом в спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности, как и во всех других сферах деятельности человека, нравственные качества выступают в единстве взаимнопротивоположных положительных и отрицательных качеств: смелости и страха, желаемого и возможного, стойкости и слабости воли, интереса и необходимости, выдержки и несдержанности. Следовательно, личностный аспект в физическом воспитании, как составляющей общего процесса воспитания, должен быть направлен на достижение комплексного результата, заключающегося в обеспечении успешности активной нравственной позиции личности, обладающей способностью ставить общественно значимые цели, принимать осознанные этические решения и претворять их в жизнь, несмотря на встречающиеся трудности. При этом развитие нравственно-волевых качеств должно осуществляться в обязательном сочетании с формированием такого показателя нравственного здоровья как эмоциональный слух.

Исследованиями психологов определено, что эмоциональный слух, как правило, у мужчин на 10-15% хуже, чем у женщин. Результаты нашего опроса мальчиков в возрасте 10-11 лет, воспитанников детско-юношеских спортивных школ различной спортивной специализации, показали, что более 65% опрошенных детей оценивают гневные и угрожающие интонации как нейтральные, что подтверждает существующую на сегодняшний день тенденцию: агрессия вытесняет в сознании и поведении детей норму и занимает ее место. Кроме того, 50% респондентов отметили, что речь и дана человеку для нападения и защиты. В отношении характеристики характера, которым хотел бы обладать юный спортсмен, почти 75% опрошенных детей ответили: «Твердым, решительным, чтобы уметь противостоять другим» либо «Твердым и решительным, чтобы побеждать других». А на вопрос: «Каким ты хочешь видеть других?» -почти все (93%) ответили: «Добрыми».

Одним из методов развития нравственно-волевых качеств личности юного спортсмена является формирование глубокой мотивации и осознания необходимости в правильной реализации и оценке поведения (своего и окружающих) в условиях учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Как известно, эти формы деятельности не могут существовать без столкновения противоположностей, но в этом случае эти состояния не должны противостоять друг другу по линии нравственности [4]. То есть, формируя в процессе физического воспитания рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты нравственно-волевых качеств личности, педагогу (тренеру) необходимо концентрировать внимание на том, что они находятся в наиболее эффективном, с поведенческой точки зрения, единстве в той форме мотивации, которая получила название социальной установки.

Социальная установка является одним из личностных образований, тесно связанным с действиями, осуществляемыми человеком или с его намерениями поступить определенным образом, поскольку она понимается как определенная диспозиция индивида, в соответствии с которой тенденции его мыслей, чувств и возможных действий организованы с учетом социального объекта [5].

Субъективная социальная установка содержит в себе три взаимосвязанных компонента: когнитивный (познавательный) - определенные представления и мнения об объекте; аффективный - положительные или отрицательные чувства к объекту; поведенческий -готовность к определенному образу действий в отношении объекта. Например, взаимодействие этих компонентов в процессе участия юных спортсменов в соревновательной деятельности предполагает, с одной стороны, формирование чувства соперничества, стремления достичь победы, то есть превосходства над другими участниками соревнований; с другой стороны - это должно осуществляться на фоне развития нравственно-волевых качеств,

таких как позитивное отношение к соперникам, поддержка и понимание возможностей окружающих, проявление стойкости и выдержки.

Таким образом, внимательное, педагогически обоснованное, отношение со стороны педагогов и иных воспитателей к развитию таких качеств, как нравственность и воля у детей вообще, и у начинающих спортсменов, в частности, влияет на укрепление их нравственного здоровья, создающего, наряду с физическим и психическим, базовое основание для формирования культуры здоровья личности, в которой отражается слияние высоких душевных качеств с культурой тела человека.

Литература:

1. Харисов Ф.Ф. Здоровье - результат управления // Здоровьесберегающее образование. 2012. №3. С. 4-5.

2. Петров, К. Здоровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьника. 2005. №2. С. 19-22.

3. Педагогика физической культуры и спорта: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / С.Д. Неверкович [и др.]; под ред. С.Д. Неверковича. М.: Академия, 2010. 336 с.

4. Чермит К.Д., Исаков А.О., Бегидова С.Н. Сюжетно-ролевые игры как средство физического воспитания и минимизации влияния депривации на детей-сирот старшего дошкольного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2012. Вып. 1 (95). С. 273-279.

5. Тихомандрицкая О.А. Роль социальной установки в изменении поведения человека // Школа здоровья. 2001. №2. С. 23-28.

References:

1. Kharisov F.F. Health - result of management // Health - saving education. 2012. № 3. P 45.

2. Petrov K. Health-saving activity at school //Education of a student. 2005. №2. P 19-22.

3. Pedagogy of physical education and sport: textbook for students / S.D. Neverkovich [and others]. M.: Academy, 2010. 336p.

4. Chermit K.D. Plot-role-playing as a means of physical education and minimizing the impact of deprivation on orphaned children of older preschool / K.D. Chermit, A.O. Isakov, S.N. Begidova // Bulletin of Adygh State University. Series "Pedagogy and Psychology. " 2012. Issue 1 (95). P 273-279.

5. Tikhomandritskaya O.A. Role of social settings in changing human behavior // School of Health. 2001. № 2. P 23-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.