УДК 796.853.23 ББК 75.715.8 К-49
Клименко Андрей Александрович, тренер-преподаватель ГБОУДОД СДЮСШОР по самбо и дзюдо Краснодарского края, соискатель кафедры спортивной борьбы Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета.
РАСШИРЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ)
(рецензирована)
На основании анализа теоретических подходов к построению системы подготовки юных дзюдоистов и современной теории деятельности предлагается концепция исследования возможностей формирования пространственно-смысловой модели технико-тактической подготовки дзюдоистов, определяются ее основополагающие направления и целевая установка. Гипотетически определяются результаты, которые можно получить при реализации предложенной модели.
Ключевые слова: дзюдо, пространство деятельности, спортивная подготовка, технико-тактическая подготовка, начальное обучение технике дзюдо.
Klimenko Andrey Alexandrovich, coach -lecturer OF SBEIAEC SCHYSSOR in sambo and judo of the Krasnodar territory, seeker of the Department of Wrestling of the Institute of Physical Culture and Judo, Adygh State University.
EXPANSION OF SPACE IN THE TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING OF YOUNG JUDOISTS (PROBLEM SETTING AND RESEARCH STRATEGY)
(Reviewed)
The concept of study of possibilities of forming a spatial semantic model of technical and tactical training wrestlers based on the analysis of theoretical approaches to the construction of the system of training young wrestlers and the modern activity theory has been proposed, its fundamental directions and target settings have been defined. Hypothetically, the results that can be obtained in the implementation of the proposed model have been defined.
Keywords: judo, activity space, sports training, technical and tactical training, basic training of judo techniques.
Достижение спортивных результатов в различных видах борьбы, в том числе и в дзюдо, невозможно без правильно организованной и качественной системы начального обучения. Именно на этом этапе закладываются основы правильного выполнения технико-тактических действий (В.В. Гожин, 2009; А.В. Еганов, Р.М. Закиров, А.Е. Миллер, 2003; Р.М. Закиров, Ю.В. Наборщикова, 2009; А.Г. Левицкий, 2003; и др.). Однако при этом в теории борьбы, как указывают многие ученые (Р.М. Закиров, 2009;
А.А. Шахов, 2006; Ю.А. Шулика, Я.К. Коблев, А.А. Маслов, 2006), данной проблеме уделено мало внимания; исследования проводятся на спортсменах высокой квалификации, и в этой связи методика начального обучения в недостаточной степени учитывает возрастные особенности юных дзюдоистов. По мнению вышеперечисленных ученых, методика обучения двигательным действиям и приемам борьбы, применяемая на начальном этапе многолетней подготовки спортсменов, копирует ту, которая используется для взрослых, что неэффективно и методологически неверно.
При значительном числе исследований и методических работ по методике обучения технике и тактике дзюдо (В.С. Дахновский, Б.Н. Руковицин, 1989; Я.К. Коблев с соавт., 1995; Ю.А. Шулика, Я.К. Коблев, В.М. Невзоров, Ю.М. Схаляхо, 2006; В.А. Еганов, 2008; Р.М. Закиров, 2009, И.Д. Свищев, 1986; И.В. Вержбицкий, 2012 и др.) одной из нерешенных проблем теории и практики спортивной борьбы остается недостаточность знаний о путях и способах формирования у детей представлений о закономерностях
применения техники дзюдо в соревновательных условиях, о путях формирования понимания закономерностей тактического построения соревновательных схваток и соревнований (Ю.А. Смертин, 1991; А.А. Совмиз, 2009; Г.С. Туманян, 1998; Ю.А. Шулика, Я.К. Коблев, В.М. Невзоров, Ю.М. Схаляхо, 2006).
Доминирующий подход к формированию технико-тактической подготовки юных дзюдоистов определяется последовательным изучением средств ведения спортивного поединка, а затем изучением приемов и способов применения этих средств, то есть тактики построения единоборства (принцип от простого к сложному, от частного к общему) (И.И. Алиханов, 1985; М. Вахун, 1983; Н.М. Галковский, Ю.А. Шахмурадов, 1981; В.С. Дахновский, Б.Н. Руковицин, 1989; Дзюдо. Учебная программа / Авт.-сост. И.Д. Свищев, 2003; Дзюдо: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ; А.О. Акопян и др., 2008; В.А. Еганов, 2003; Р.М. Закиров, 2009; А.А. Новиков, 2000; А.К. Станков, 1994 и др.). Однако в таком случае познание закономерностей построения движений, единоборства, спортивных состязаний, построения комплекса движений (комбинаций, контрприемов и др.), построения спортивной тренировки и процесса самообучения переносится на более поздние этапы многолетнего процесса подготовки, на этапы, следующие за изучением техники дзюдо. Такой подход не всегда оптимален и не всегда целесообразен.
В связи с этим обращает на себя внимание методика обучения двигательным действиям и формирования технико-тактической подготовленности на основе теории деятельности (В.В. Гожин, О.Б. Малков, 2008; В.Л. Дементьев, О.Б. Малков, 1996; В.А. Демин, 1975, 1979; С.В. Калмыков, А.С. Сагалеев, Б.В. Дагбаев, 2007; Ю.М. Схаляхо, 1995), которая предполагает строить обучение юных дзюдоистов на основе принципа "от общего к частному" (М.Д. Кудрявцев, 2004). Кроме прагматического решения задач техникотактической подготовки создание образовательных систем и образовательных технологий, построенных на основе деятельностного подхода, обеспечивает доминирующую значимость не знаний, навыков и умении человека, а его самого, человека, его социально-духовной сущности, обеспечивая переход к формированию собственной рефлексии.
Развитие данного подхода обеспечивается достижениями науки в области психологии и педагогики (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов,
B.П. Зинченко, В.А. Иванников, А.Н. Леонтьев, X. Хекхаузен, Д.Б. Эльконин и др.).
На необходимость реализации деятельностного подхода к процессу физического воспитания и спортивной тренировки многократно обращали внимание и ведущие отечественные ученые в области теории физического воспитания и спортивной тренировки (В.К. Бальсевич, С.В. Дмитриев, Д.Д. Донской, В.Б. Коренберг, Г.Г. Наталов,
C.Д. Неверкович и др.). Однако развитие данного педагогического направления спортивной тренировки сдерживается отсутствием разработанных технологий реализации деятельностного подхода в конкретных педагогических условиях, в том числе и в условиях спортивной подготовки юных дзюдоистов.
Значимость процесса развития собственной рефлексии в обеспечении деятельностного подхода ставит задачу формирования рефлексивной культуры мышления дзюдоиста как способности смыслового проектирования и построения рациональных систем движений, обобщения и накопления проектно-двигательного опыта способов смысловой ориентации в предметной деятельности и развития способности «смыслового конструирования объекта в соответствии с принципами построения операционных систем движений» (Д.Д. Донской, С.В. Дмитриев, интернет-ресурс: http://lib.sportedu.ru/).
В дзюдо на начальном этапе подготовки эти подходы могут быть реализованы за
счет:
- формирования пространственно-смысловой модели технико-тактической подготовки дзюдоистов;
- расширения пространства технико-тактической деятельности юных дзюдоистов как совокупности технологических и межличностных процессов, действий, актов взаимодействия субъектов тренировочной деятельности, создающих новые условия технико-тактической деятельности и порождающих специфические феномены взаимной адаптации субъектов совместной деятельности для достижения спортивного результата;
- определения характера взаимодействия существующих и предлагаемых подходов в создаваемой системе технико-тактической подготовки юных дзюдоистов.
Однако их реализации противодействуют отсутствующие знания по методике расширения пространства деятельности в процессе технико-тактической подготовки юных дзюдоистов.
Таким образом, возникают научные противоречия, требующие своего разрешения:
- между мнением ученых, считающих важнейшей задачей начального этапа подготовки юных дзюдоистов формирование техники ведения борьбы и изучение компонентов базовой техники дзюдо, с одной стороны, и мнением ученых, считающих необходимым доминантное развитие способов смысловой ориентации в дзюдо (предметная деятельность) и развития способности понимания смысла и адаптации техники к изменяющимся условиям (смысловое конструирование) дзюдо и спортивных единоборств, с другой;
- между социально и педагогически значимой потребностью в расширении пространства деятельности в процессе технико-тактической подготовки юных дзюдоистов, с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержательных, методических условий и способов ее обеспечения, с другой.
Исследовательская проблема, вытекающая из необходимости разрешения указанных противоречий, заключается в выявлении условий построения учебно-тренировочного процесса, условий и факторов, обеспечивающих расширение пространства деятельности в процессе технико-тактической подготовки юных дзюдоистов, в определении состава средств подготовки и методических особенностей их применения, критериев и способов контроля за эффективность процесса расширения пространства технико-тактической деятельности, то есть в создании методики расширения пространства деятельности в процессе технико-тактической подготовки юных дзюдоистов (уточнение цели, принципов, содержания, методов и методических приемов).
Следует полагать, что изменение доминирующей целевой установки тренировочного процесса юных дзюдоистов с формирования навыков и умений по выполнению техники дзюдо на формирование пространственно-смысловой модели технико-такти-ческой подготовки и расширение пространства технико-тактической деятельности, комплексное использование принципов обучения от частного к общему и от общего к частному, направленное развитие свойств и качеств дзюдоистов, обеспечивающих овладение пространством технико-тактической деятельности, комплексное использование внешних и внутренних факторов, а также эффективных средств позволит обеспечить расширение пространства деятельности в процессе техникотактической подготовки, повысить результативность и потенциал спортсменов.
Методологической основой подобного исследования могут явиться системно оформленные педагогические, философские, психологические биомеханические представления о ведущей роли деятельности в становлении человека как личности, о субъективности человека в процессе его развития, о целостности и всеобщей связи явлений окружающего мира, его материальности, системности.
В качестве теоретических оснований исследования нами рассматриваются научные идеи теории деятельностного подхода, центром которого является не знания, навыки и умения, а сам человек, его социально-духовная сущность деятельности (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) и ее трансформации в системе физического воспитания (В.К. Бальсевич, С.В. Дмитриев, Д.Д. Донской, Г.Г. Наталов, С.Д. Неверкович и др); концептуальная идея определения смысла двигательной задачи как важнейшей характеристики сенсомоторного действия (Н.А. Бернштейн, А.В. Запорожец, М.Д. Кудрявцев, Д.А. Леонтьев и др.), теория «антропоцентрической биомеханики» и ее центральная идея формирования собственной рефлексии (С.В. Дмитриев, Кузнецов, Семенов, 1992; С.В. Дмитриев, Скитневский, 1997; Д.Д. Донской, С.В. Дмитриев, 1993; 1997), понимание пространственности как реализации объектных, субъектных и деятельностных установок (Н.М. Борытко, 2001; Е.В. Бондаревская, 2000; И.Г. Шендрик, 2003), идея построения модели пространственно-смысловой специфической деятельности дзюдоистов (А.Ю. Шулика, 1988; Ю.М. Схаляхо, 1995; А.А. Совмиз, 2009), теория и методика тренировки юных дзюдоистов (Р.М. Закиров, Я.К. Коблев,
А.Г. Левицкий, Г.С. Туманян, Ю.А. Шулика и др.).
В работе следует:
- обосновать необходимость расширения пространства деятельности (пространства спортсмена в дзюдо, пространства дзюдо и технико-тактической подготовленности в субъективном пространстве смыслов ученика и совместного пространства тренера и ученика), в ходе технико-тактической подготовки юных дзюдоистов и совокупность факторов, влияющих на эффективность процесса: внешние (постоянно действующие, устойчивые факторы и переменные факторы), внутренние (потенцирующие возможности и обуславливающие возможность реализации потенции);
- выявить закономерные изменения признаков экономизации технико-тактичес-кой деятельности у более подготовленных юношей, происходящие в процессе тренировочных занятий и проявляющиеся в повышении потенциала освоения технико-такти-ческой деятельности;
- определить критерии оценки пространства технико-тактической деятельности юных спортсменов, критерии и уровни оценки потенций овладения пространством технико-тактической деятельности, критерии системной оценки качества познания пространства деятельности в процессе технико-тактической подготовки;
- экспериментально обосновать методику подготовки юных дзюдоистов, построенную на основе теории деятельности и модели пространственно-смысловой специфической деятельности дзюдоистов, использующей специальные средства расширения пространства технико-тактической деятельности, специальные подготовительные упражнения, броски, приемы борьбы лежа, позволяющей достигнуть высокой степени освоения пространства технико-тактической деятельности.
Литература:
1. Алиханов И.И. Дидактические основы обучения броскам в спортивной борьбе // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1985. С. 37-40.
2. Асмолов А.Г., Петровский В.А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности // Вопросы психологии. 1978. №1. С. 70-80.
3. Асмолов В.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979. 217 с.
4. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) // Теория и практика физической культуры. 1991. №7. С. 37-41.
5. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты // Теория и практика физической культуры. 2003. №5. С. 19-23.
6. Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. 256 с.
7. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 349 с.
8. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990.
9. Бондаревская Е.В. Воспитательное пространство как среда духовно-нравственного становления личности // Педагогический альманах. 2000. №2. С. 36-41.
10. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография. Волгоград: Перемена, 2001. 181 с.
11. Братусь Б.С. Общепсихологическая теория деятельности и проблема единиц анализа личности // А.Н. Леонтьев и современная психология / под ред. А.В. Запорожца [и др.]. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. С. 212-219.
12. Братусь Б.С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. М.: Смысл, 1999. С. 284-298.
13. Вахун М. Дзюдо: основы тренировки. Минск: Полымя, 1983. 127 с.
14. Вержбицкий И.В. Реализация принципа первичности соревнований на начальном этапе подготовки дзюдоистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2012. 24 с.
15. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 479 с.
16. Гожин В.В., Малков О.Б. Теоретические основы тактики в спортивных
единоборствах: учебник. М.: Физкультура и спорт, 2008. 232 с.
17. Гожин В.В. Основные тенденции технико-тактической направленности тренировочного процесса в спортивной борьбе // Теория и практика физической культуры. 2009. №10. С. 66-68.
18. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогическое общество России, 2000. 480 с.
19. Дахновский В.С., Руковицин Б.Н. Обучение и тренировка дзюдоистов. Минск: Полымя, 1989. 192 с.
20. Дементьев В.Л., Малков О.Б. Структуризация конфликта поединка в спортивных единоборствах // Теория и практика физической культуры. 1996. №10. С. 3739.
21. Дёмин В.А., Пилоян Р.А., Седлов В.С. Деятельностный анализ борцовского поединка // Спортивная борьба: ежегодник. М., 1979. С. 60-65.
22. Демин В.А. Методологические вопросы использования спорта в аспекте теории
деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1975. 26 с.
23. Дзюдо (система и борьба): учебник / под общ. ред. Ю.А. Шулики и Я.К.
Коблева. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 800 с.
24. Дзюдо: учеб. программа для учреждений дополнительного образования / авт.-сост. И.Д. Свищев и др. М.: Советский спорт, 2003. 112 с.
25. Дзюдо: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / А.О. Акопян [и др.]. М.: Сов. спорт, 2008. 96 с.
26. Дмитриев С.В., Оленев Д.В. Технология обучения двигательным действиям:
предметная область и теоретические основания. Н. Новгород, 2001. 262 с.
27. Дмитриев С.В. Дидактические основы ценностно-смыслового и
биомеханического моделирования двигательных действий. Н. Новгород, 1995.
28. Дмитриев С.В. XXI век: диалог наук и мировоззренческих позиций в антропных технологиях деятельности // Теория и практика физической культуры. 2000. №7. С. 2-7.
29. Дмитриев С.В. Антропные принципы в современной науке и образовательных технологиях физической культуры. иКЬ: http://lib.sportedu.ru/
30. Дмитриев С.В. Учитесь читать движения, чтобы строить действия: учеб. пособие для студентов и преподавателей по биомеханике и педагогической кинезиологии.
Н. Новгород: Изд-во НГпУ, 2003. 178 с.
31. Донской Д.Д., Дмитриев С.В. Смысловое проектирование спортивных действий (от "модели объекта" к "модели проекта"). ЦКЪ: http://lib.sportedu.ru/
32. Донской Д.Д., Дмитриев С.В. Антропоцентрическая биомеханика: истоки, тенденции и перспективы развития // Проблемы интеграции естественно-научного и гуманитарного знания в теории деятельности и двигательных действий / отв. ред. С.В. Дмитриев. Н. Новгород: НГПУ, 1997. С. 58-63.
33. Еганов А.В. Методика начального обучения в дзюдо: учебник для тренеров-преподавателей. Челябинск, 2008. 281 с.
34. Закиров Р.М. Методика обучения защитным тактико-техническим действиям в дзюдо: автореф. дис. . канд. пед. наук. Майкоп, 2009. 28 с.
35. Закиров Р.М., Наборщикова Ю.В. Методика обучения защитным тактикотехническим действиям в дзюдо: монография. Пермь: Арко, 2009. 134 с.
36. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1986. 318 с.
37. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 430 с.
38. Зинченко В.П. Установка и деятельность: нужна ли парадигма? //
Бессознательное: природа, функции, методы исследования / под общ. ред. А.С. Прангишвили, А.Е. Шерозия, Ф.В. Бассина. Тбилиси: Мецниереба, 1978. Т. 1. С. 133-146.
39. Иванников В.А. Проблема потребности в теории деятельности // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1983. №2. С. 20-26.
40. Иванников В.А. Формирование побуждения к действию // Вопросы психологии. 1985. №3. С. 113-123.
41. Калмыков С.В., Сагалеев А.С., Дагбаев Б.В. Соревновательная деятельность в
спортивной борьбе Улан-Удэ: Изд-во Бурят гос. ун-та, 2007. 164 с.
42. Коблев Я.К., Чермит К.Д., Письменский И.А. Базовая техника дзюдо в стойке. Майкоп: РИПО «Адыгея», 1995. 218 с.
43. Коренберг В.Б. Основы спортивной кинезиологии. М. Сов. спорт, 2005. 232 с.
44. Кудрявцев М.Д. Особенности применения методики обучения младших школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности // Физическая культура. 2004. №3. С. 24-2в.
45. Левицкий А.Г. Обучение базовым бросковым действиям в дзюдо: новые подходы на основе биомеханического анализа техники // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003. №2. С. 14-18.
4в. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
47. Наталов Г.Г., Козловцев В.Е. Стратегия развития физической культуры и парадигма синергетики // Теория и практика физ. культуры. 2002. №4. С. 2-11.
48. Неверкович С.Д. Метапредмет «Развивающая педагогика спорта» // Теория и практика физической культуры. 2004. № 9. С. 4-в.
49. Новиков А.А. Педагогические основы технико-тактического мастерства в спортивных единоборствах (на примере спортивной борьбы): автореф. дис. в виде науч. докл. ... д-ра пед. наук. М., 2000. 62 с.
50. Свищев И.Д. Моделирование технических действий и их поэтапное освоение дзюдоистами СДЮШОР 14-15-летнего возраста: автореф. дис. ... канд. пед наук. М., 1986. 21 с.
51. Смертин Ю.А. Обучение тактико-техническим действиям юных борцов посредством заданий по решению эпизодов поединка: автореф. дис. .канд. пед. наук. Омск, 1991. 23 с.
52. Совмиз А.А. Адаптация техники бросков в дзюдо к кинематическим условиям спортивного поединка: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2009. 23 с.
53. Схаляхо Ю.М. Оптимизация базовой технико-тактической подготовки дзюдоистов: дис. ... канд. пед. наук. Краснодар: Изд-во КГАФК, 1995. 144 с.
54. Туманян Г.С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки: учеб. пособие: в 4 кн. Кн. II. Кинезиология и психология. М.: Сов. спорт, 1998. 280 с.
55. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1986. 408 с.
5в. Шахов А.А. Тактическая подготовка начинающих дзюдоистов с применением
компьютерных технологий: автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2006. 26 с.
57. Шендрик И.Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование. М., 2003. 255 с.
в5. Шулика Ю.А. Технико-тактическая модель борца и методология его многолетней подготовки: учеб. пособие. Краснодар: Краснодар. кн. изд-во, 1988. 142 с.
вв. Шулика Ю.А., Коблев Я.К., Маслов А.А. Борьба дзюдо. Первые уроки. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 160 с.
в7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 484 с.
в8. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Киев, 19в1. 137 с.
References:
1. Alikhanov I.I. Teaching basics of learning throws in wrestling // Combat sport: yearbook. M., 19S3. P. 37-40.
2. Asmolov A.G., Petrovski V.A. On the dynamic approach to the psychological analysis of activity // Questions of psychology. 197S. №1. P. 70-S0.
3. Asmolov V.G. Operation and setting. M.: MSU Press, 1979. 217p.
4. Balsevich V.K. Predictive vector of a physical culture of a man (to the problem of development of sports knowledge) // Theory and Practice of Physical Culture. 1991. №7. P. 37-
41.
З. Balsevich V.K., Lubysheva L.I. Sports-oriented physical education: educational and social aspects // Theory and practice of physical culture. 2003. №3. P. 19-23.
6. Bernstein N.A. On the construction of movements. M.: Medgiz, 1947. 236p.
7. Bernstein N.A. Essays on the physiology and kinesiology activity. M.: Medicine, 1966.
8. Bernstein N.A. Physiology of movements and activity. M.: Nauka, 1990.
9. Bondarevskaya E.V. Educational space as a medium of spiritual and moral formation of personality //Pedagogical almanac. 2000. №2. P. 36-41.
10. Borytko N.M. In the space of educational activities: monograph. Volgograd: Change, 2001. 181 p.
11. Bratus B.S. General psychological theory of activity and the problem of the individual units of ana-lysis // A.N. Leontiev and contemporary psychology / ed. A.V. Zaporozhets. M.: MSU Press, 1983. P. 212-219.
12. Bratus B.S. Personal meanings by A.N. Leontiev and the problem of consciousness vertical // Traditions and Prospects of the activity approach in psychology: A.N. Leontiev’s school / ed. A.E. Voiskunsky, A.N. Zhdan, O.K. Tikhomirova. M.: Smysl, 1999. P. 284-298.
13. VakhunM. Judo: training basics. Minsk: Polymya, 1983. 127p.
14. Verzhbitski I.V. The implementation of the principle of the primacy of competition at the inception of Judo: abstr. dis. ... Cand. of Ped. Maikop, 2012. 24p.
15. Vygotsky L.S. Educational psychology. M.: Pedagogy, 1991. 479 p.
16. Gozhin V.V., Malkov O.B. Theoretical basics of tactics in combat sports: a textbook. M.: Physical Culture and Sports, 2008. 232 p.
17. Gozhin V.V. Main trends of technical and tactical direction of the training process in wrestling // Theory and Practice of Physical Culture. 2009. №10. P. 66-68.
18. Davydov V. V. Types of generalization in teaching process: logical and psychological problems of the construction of subjects. M.: Pedagogical Society of Russia, 2000. 480 p.
19. Dakhnovsky V.S., Rukovitsin B.N. Education and training of sportsmen. Minsk: Polymya, 1989. 192 p.
20. Dementev V.L., Malkov O. B. Structuring of conflict of the fight in combat sports // Theory and practice of physical culture. 1996. №10. P. 37-39.
21. Demin V.A., Piloyan R.A., Sedlov V.S. The activity analysis of a wrestling match // Sports wrestling: yearbook. M., 1979. P. 60-65.
22. Demin V.A. Methodological issues in the use of sport in the aspect of the theory of activity: abstr. dis. ... Cand. of Ped. M., 1975. 26p.
23. Judo (system and wrestling): textbook / Ed. Y.A. Shuliki, Y.K. Koblev. Rostov on / D: Phoenix, 2006. 800 p.
24. Judo: learning program for additional education institutions / I.D. Svishchev. M.: Soviet Sport, 2003. 112 p.
25. Judo: a model program of sports training for children and youth sports schools, specialized youth schools of Olympic reserve / A.O. Akopyan [and oth.]. M.: Sov. Sport, 2008. 96 p.
26. Dmitriev S.V., Olenev D.V. Technology of teaching motor actions: subject area and theoretical base. Nizhny Novgorod, 2001. 262 p.
27. Dmitriev S. V. Didactic principles of value-semantic and biomechanical simulation of motor actions. Nizhny Novgorod, 1995.
28. Dmitriev S.V. XXI century: the dialogue of sciences and philosophical positions in technology of anthropic activity // Theory and practice of physical culture. 2000. №7. P. 2-7.
29. Dmitriev S.V. The anthropic principle in modern science and education technologies of physical education. URL: http://lib.svortedu.ru/
30. Dmitriev S.V. Learn to read the movements to build actions: textbook. Nizhny Novgorod: Publishing House of Novosibirsk State Pedagogical University, 2003. 178 p.
31. Donskoy D.D., Dmitriev S.V. Semantic design of sports activities (from the "object model" to a "project model "). URL: http://lib.sportedu.ru/
32. Donskoy D.D., Dmitriev S.V. Anthropocentric biomechanics: origins, trends and prospects // Problems of integration of science and human knowledge in the theory of activity and motor action / Ed. S.V. Dmitriev. NSPU, 1997. P. 58-63.
33. Eganov A.V. Methods of primary education in judo: a textbook. Chelyabinsk, 2008.
281 p.
34. Zakirov R.M. Methodology of teaching protective tactical and technical operations in
judo: abstr. dis. ... Cand. of Ped. Maikop, 2009. 28p.
35. Zakirov R.M., Naborschikova Y. V. Methodology of teaching protective tactical and technical operations in judo: monograph. Perm: Arco, 2009. 134p.
36. Zaporozhets A.V. Selected psychological works: in 2 vols. V. 1. M.: Pedagogy, 1986.
318 p.
37. Zaporozhets A.V. The development of voluntary movements. M.: Publishing House of the APR of the RSFSR, 1960. 430 p.
38. Zinchenko V.P. Setting and operation: whether the paradigm? // Unconscious: nature, junctions, methods of research / Ed. A.S. Prangishvili. Tbilisi: Metsniereba, 1978. V. 1. P. 133-146.
39. Ivannikov V.A. The problem of need in the theory of activity // Bulletin of Moscow University. Ser. 14. Psychology. 1983. №2. P. 20-26.
40. Ivannikov V.A. Formation of a call to action // Questions ofpsychology. 1985. №3. P. 113-123.
41. Kalmykov S.V., Sagaleev A.S., Dagbaev B.V. Competitive activity in wrestling. Ulan-Ude: Publishing House of the Buryat State University, 2007. 164 p.
42. Koblev Y..K, Chermit K.D., Pismensky I.A. Basic techniques of judo in the stance. Maikop: Adyghea, 1995. 218 p.
43. Korenberg V.B. Fundamentals of sports kinesiology. M.: Soviet Sport, 2005. 232 p.
44. Kudryavtsev M.D. Features of the application of methods of teaching primary school children motor actions on the basis of the theory of learning activity // Physical Culture. 2004. №3. P. 24-26.
45. Levitsky A.G. Teaching basic throwing actions in judo, new approaches based on biomechanical technique analysis // Physical culture: education, teaching and training. 2003. №2. P. 14-18.
46. Leontiev A.N. Activity. Consciousness. Personality. M.: Politizdat, 1977. 304p.
47. Natalov G.G., Kozlovtsev V.E. The strategy of development of physical culture and paradigm of synergy // Theory and practice of phys. culture. 2002. №4. P. 2-11.
48. Neverkovich S.D. Methasubject "Developing sport pedagogy" // Theory and practice of physical culture. 2004. №9. P. 4-6.
49. Novikov A.A. Pedagogical foundations of technical and tactical skills in combat sports (for example, wrestling): abstr. dis. in the form of report. ... Dr. of Ped. M., 2000. 62 p.
50. Svishchev I. D. Modeling of technical actions and their phased mastering by judokas of Sports School for 14-15-year-olds: abstr. dis. ... Cand. of Ped. M., 1986. 21 p.
51. Smertin Y.A. Teaching tactical and technical actions of young fighters through assignments to address the fight scenes: abstr. dis. ... Cand. of Ped. Omsk, 1991. 23 p.
52. Sovmiz A.A. Adaptation of throwing techniques in judo for the kinematic conditions of sports fight: abstr. dis. ... Cand. of Ped. Krasnodar, 2009. 23 p.
53. Skhalyakho Y.M. Optimization of the basic technical and tactical training of judokas: dis. ... Cand. of Ped. Krasnodar KSAPC, 1995. 144p.
54. Tumanyan G.S. Wrestling: theory, methodology, organization of training: manual: in 4 b. B. 2. Kinesiology and psychology. M.: Sov. Sport, 1998. 280 p.
55. Khekhauzen H. Motivation and action: in 2 vols. V. 1. M.: Pedagogy, 1986. 408 p.
56. Shakhov A.A. Tactical training of novice judokas with the use of computer technologies: abstr. dis. ... Cand. of Ped. M., 2006. 26p.
57. Shendrik I.G. Educational environment of the subject and its design. M., 2003. 255 p.
65. Shulika Y.A. Technical and tactical fighter model and methodology of his many years of preparation: manual. Krasnodar: Krasnodar Publishing House, 1988. 142 p.
66. Shulika Y.A., Koblev J.K., Maslov A.A. Judo. First lessons. Rostov on / D: Phoenix, 2006. 160 p.
67. Elkonin D.B. Selected psychological works. M.: Pedagogy, 1989. 484 p.
68. Elkonin D.B. Psychological issues of formation of learning activities in the early school years. Kiev, 1961. 137p.