Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РЕФЛЕКСИВНОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ И МУЗЫКИ)'

РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РЕФЛЕКСИВНОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ И МУЗЫКИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / ЭТИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / РЕФЛЕКСИВНАЯ СРЕДА / УРОК МАТЕМАТИКИ / УРОК МУЗЫКИ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колычева Галина Юрьевна, Калинина Ирина Геннадьевна, Заварина Светлана Юрьевна

Введение. Развитие педагогической науки требует внедрения новых технологий, форм, методов воздействия на детский микросоциум. На настоящем этапе общественного развития все чаще возникает необходимость нравственно-этического воспитания подрастающего поколения как усвоение внешних требований к поведению согласно собственным убеждениям, активно развивающимся в младшем школьном возрасте. В данной связи актуальным является исследование возможностей использования рефлексивной среды на разнонаправленных уроках математики и музыки. Целью исследования явилось изучение развития нравственно-этических качеств вследствие организации рефлексивной среды на уроках математики и музыки для детей младшего школьного возраста. Материалы и методы исследования. Экспериментальное исследование было проведено с сентября 2016 по май 2020 года. Базой исследования выступили МОУ СОШ № 22 и МБОУ СОШ № 28 г. о. Орехово-Зуево Московской области и обучающиеся в них в количестве 212 человек. Для статистической обработки был использован статистический критерий χ2-Пирсона. Результаты исследования. Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, позволили выявить и охарактеризовать ряд недостатков в когнитивном, эмоциональном, поведенческом компонентах нравственно-этического развития младших школьников. В соответствии с необходимостью развития нравственно-этических качеств в экспериментальных классах обеих школ была организована соответствующая рефлексивная среда. Развитие нравственно-этических качеств детей младшего школьного возраста посредством рефлексивной среды прошло успешно, что подтверждается статистически достоверными различиями на контрольном этапе эксперимента (χ2 = 42,27 > χ20,05). Обсуждение результатов и заключение. Необходимость формирования рефлексивных способностей в младшем школьном возрасте диктует создание специальной среды, применение эффективных авторских приемов. В структуру уроков математики и музыки целесообразно включать использование рефлексивных практико-ориентированных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колычева Галина Юрьевна, Калинина Ирина Геннадьевна, Заварина Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MORAL AND ETHICAL QUALITIES OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN THROUGH A REFLECTIVE ENVIRONMENT (THROUGH THE EXAMPLE OF MATHEMATICS AND MUSIC LESSONS)

Introduction. The development of pedagogical science requires the introduction of new technologies, forms, and methods of influencing children’s microcommunity. At the present stage of social development, the need for moral and ethical education of the younger generation increasingly arises as the assimilation of external requirements for behavior in accordance with their own convictions, which are actively developing in primary school age. In this regard, it is relevant to study the possibilities of using the reflective environment in multidirectional mathematics and music lessons. The purpose of the study was to study the development of moral and ethical qualities as a result of the organization of a reflective environment at mathematics and music lessons for children of primary school age. Materials and methods. The experimental study was conducted from September 2016 to May 2020. The study was conducted in the Municipal Educational Institution “General Secondary School No. 22” and the Municipal Budgetary General Education Institution “General Secondary School No. 28” in Orekhovo-Zuevo, Moscow Region. Two hundred and twelve schoolchildren studying at these schools took part in the study. The χ2-Pearson statistical test was used for statistical processing. Results. The results obtained during the ascertaining stage of the experiment made it possible to identify and characterize a number of shortcomings in the cognitive, emotional, and behavioral components of the moral and ethical development of primary schoolchildren. In accordance with the need to develop moral and ethical qualities, an appropriate reflective environment was organized in the experimental classes of both schools. The development of moral and ethical qualities of primary schoolchildren through the reflective environment was successful, which is confirmed by statistically significant differences at the control stage of the experiment (χ2 = 42.27>χ20.05). Discussion of results and conclusion. The need for the formation of reflexive abilities in primary school age necessitates the creation of a special environment, the use of effective author’s techniques. It is advisable to include the use of reflective practice-oriented situations in the structure of mathematics and music lessons.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РЕФЛЕКСИВНОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ И МУЗЫКИ)»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive20/20-06/ Дата публикации: 31.12.2020 УДК 371.487

Г. Ю. Колычева, И. Г. Калинина, С. Ю. Заварина

Развитие нравственно-этических качеств детей младшего школьного возраста посредством рефлексивной среды (на примере уроков математики и музыки)

Введение. Развитие педагогической науки требует внедрения новых технологий, форм, методов воздействия на детский микросоциум. На настоящем этапе общественного развития все чаще возникает необходимость нравственно-этического воспитания подрастающего поколения как усвоение внешних требований к поведению согласно собственным убеждениям, активно развивающимся в младшем школьном возрасте. В данной связи актуальным является исследование возможностей использования рефлексивной среды на разнонаправленных уроках математики и музыки.

Целью исследования явилось изучение развития нравственно-этических качеств вследствие организации рефлексивной среды на уроках математики и музыки для детей младшего школьного возраста.

Материалы и методы исследования. Экспериментальное исследование было проведено с сентября 2016 по май 2020 года. Базой исследования выступили МОУ СОШ № 22 и МБОУ СОШ № 28 г. о. Орехово-Зуево Московской области и обучающиеся в них в количестве 212 человек. Для статистической обработки был использован статистический критерий х2-Пирсона.

Результаты исследования. Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, позволили выявить и охарактеризовать ряд недостатков в когнитивном, эмоциональном, поведенческом компонентах нравственно-этического развития младших школьников. В соответствии с необходимостью развития нравственно-этических качеств в экспериментальных классах обеих школ была организована соответствующая рефлексивная среда. Развитие нравственно-этических качеств детей младшего школьного возраста посредством рефлексивной среды прошло успешно, что подтверждается статистически достоверными различиями на контрольном этапе эксперимента (X2 = 42,27 > х20,05)-

Обсуждение результатов и заключение. Необходимость формирования рефлексивных способностей в младшем школьном возрасте диктует создание специальной среды, применение эффективных авторских приемов. В структуру уроков математики и музыки целесообразно включать использование рефлексивных практико-ориентированных ситуаций.

Ключевые слова: нравственность, этические качества, рефлексивная среда, урок математики, урок музыки, дети младшего школьного возраста

Ссылка для цитирования:

Колычева Г. Ю., Калинина, И. Г., Заварина С. Ю. Развитие нравственно-этических качеств детей младшего школьного возраста посредством рефлексивной среды (на примере уроков математики и музыки) // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 263-274. 10.32744/р$е.2020.6.20

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive20/20-06/ Accepted: 20 September 2020 Published: 31 December 2020

G. Yu. Kolycheva, I. G. Kalinina, S. Yu. Zavarina

Development of moral and ethical qualities of primary schoolchildren through a reflective environment (through the example of mathematics and music lessons)

Introduction. The development of pedagogical science requires the introduction of new technologies, forms, and methods of influencing children's microcommunity. At the present stage of social development, the need for moral and ethical education of the younger generation increasingly arises as the assimilation of external requirements for behavior in accordance with their own convictions, which are actively developing in primary school age. In this regard, it is relevant to study the possibilities of using the reflective environment in multidirectional mathematics and music lessons.

The purpose of the study was to study the development of moral and ethical qualities as a result of the organization of a reflective environment at mathematics and music lessons for children of primary school age.

Materials and methods. The experimental study was conducted from September 2016 to May 2020. The study was conducted in the Municipal Educational Institution "General Secondary School No. 22" and the Municipal Budgetary General Education Institution "General Secondary School No. 28" in Orekhovo-Zuevo, Moscow Region. Two hundred and twelve schoolchildren studying at these schools took part in the study. The x2-Pearson statistical test was used for statistical processing.

Results. The results obtained during the ascertaining stage of the experiment made it possible to identify and characterize a number of shortcomings in the cognitive, emotional, and behavioral components of the moral and ethical development of primary schoolchildren. In accordance with the need to develop moral and ethical qualities, an appropriate reflective environment was organized in the experimental classes of both schools. The development of moral and ethical qualities of primary schoolchildren through the reflective environment was successful, which is confirmed by statistically significant differences at the control stage of the experiment (x2 = 42.27>x20 05).

Discussion of results and conclusion. The need for the formation of reflexive abilities in primary school age necessitates the creation of a special environment, the use of effective author's techniques. It is advisable to include the use of reflective practice-oriented situations in the structure of mathematics and music lessons.

Keywords: morality, ethical qualities, reflective environment, mathematics lesson, music lesson, children of primary school age

For Reference:

Kolycheva, G. Yu., Kalinina, I. G., & Zavarina S. Yu. (2020). Development of moral and ethical qualities of primary schoolchildren through a reflective environment (through the example of mathematics and music lessons). Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 48 (6), 263-274. doi: 10.32744/pse.2020.6.20

_Введение

развитие и совершенствование педагогической науки и практики, обусловленное ] постоянным общественным развитием, требует внедрения новых технологий, форм, методов воздействия на детский микросоциум. В данной связи необходимым является внедрение в педагогическую деятельность инноваций, способствующих эффективному приобретению знаний, умений и навыков детьми.

Большинство современных исследований сосредоточены в образовательной области. Однако на настоящем этапе общественного развития все чаще возникает необходимость нравственно-этического воспитания подрастающего поколения как усвоение внешних требований к поведению согласно собственным убеждениям.

Вступившие в силу в июле 2020 года поправки к Конституции РФ [5] в очередной раз убеждают нас в необходимости нравственно-этического воспитания подрастающего поколения. Согласно современному законодательству «Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей...» [5]. Приоритетное место нравственного воспитания нацеливает на усвоение внешних требований к поведению в соответствии с собственными убеждениями.

Проанализированные учебники 2020 года В.И. Максаковой [1], С. В. Росляковой, Т. Г. Пташко, Н. А. Соколовой [2], С. Г. Чухина, О. Ф. Левичева [3], монография А. Э. Сима-новского [3] указывают на глубину заявленной проблемы.

В ряде изданий авторы отмечают возросшую актуальность исследуемой темы. С.Г. Чухин, О.Ф. Левичев отмечают наличие серьезных недостатков в современном обществе, приведших к явлению кризиса современной морали, следствием которого «.в нашей стране стало этическое отчуждение человека» [3, с. 9].

Важность средового подхода в развитии педагогической науки и практики была отмечена многими выдающимися учеными. Так, В.Е. Лепский писал: «В настоящее время тенденции увеличения внимания к средовому подходу просматриваются практически во всех областях научного знания» [6, с. 49].

Специфика развития педагогической науки и практики в рамках начального образования также всесторонне рассматривается современными учеными. Так, В.И. Максакова пишет о снижающемся у младших школьников по сравнению с предыдущими годами авторитете учителя: «Жизненный опыт позволяет современному младшему школьнику иметь собственные представления о путях разрешения конфликтов со сверстниками, о добре и зле .... Поэтому младшие школьники не так часто, как раньше, прибегают к авторитету учителя» [1, с. 16].

Л.Е Смольникова, рассматривая усовершенствование процесса обучения младших школьников как одну из главных теоретических и практических проблем отмечает: «... число школьников, которые в начальной школе оказываются не в силах за конкретное время и в необходимом объеме усвоить программу, колеблется от 20% до 30% от общего числа. Обучающиеся с сохранным интеллектом, не имея различных форм аномалий развития, испытывают трудности в социальной и школьной адаптации, показывая не успешность в обучении» [7, с. 273-274].

Ряд зарубежных исследователей выделяли важность развития нравственно-этических качеств именно не стадии младшего школьного возраста. О недостаточной из-

ученности вопроса развития моральных качеств учащихся младших классов пишет в своем исследовании R.L.Crawford [8], T. Sattabanasuk еще в 1969 году рассматривает зависимость успешности в усвоении знаний младшими школьниками от нравственно-этических характеристик их родителей [9].

Понятие рефлексивной образовательной среды является сравнительно новым в современной педагогической науке. Она связана с такими атрибутами микросоциума, которые способствуют отражению и переосмыслению предыдущего опыта. Анализ психолого-педагогической научной литературы [10; 11; 12] позволил резюмировать, что рефлексивная способность личности нацеливает на исправление проблемных моментов посредством творческой активности. Это достаточно сложная деятельность, начинать практиковать которую необходимо с дошкольного и активно развивать в младшем школьном возрасте. Таким образом, создание рефлексивной образовательной среды необходимо для младших школьников ввиду своевременного формирования рефлексивных способностей и творческой активности каждого ребенка.

А.Э. Симановский, рассматривая этапы развития способности к интеллектуальному творчеству, выделяет ряд условий активного его проявления [4]. Наряду с позитивным влиянием на развитие творчества знаний и интеллекта, автор отмечает эффективное воздействие рефлексивной среды: «Благодаря рефлексии учащийся должен быть способен выбрать задание, соответствующее его способностям» [4, с. 129].

Создание эффективно работающей рефлексивной среды в развитии нравственно-этических качеств безусловно является инновационным нововведением. Это обновленная и улучшенная социокультурная инициатива, способствующая обогащению нравственно-этических, социальных человеческих ценностей.

Н.В. Шишарина в своем исследовании [13] так характеризует инновационную среду: «Это творчески-социальная среда, пространство по «производству» нового: воспитательного процесса; воспитательной услуги; воспитательного продукта (как индивидуального, так и коллективного); воспитательной технологии» [13, с. 42].

Среди основных критериев автор выделяет следующие:

• инновационность - научно-технологическая новизна и востребованность;

• продуктивность - созидание общественно полезных воспитательных ценностей;

• эффективность - отношение полезности и затрат.

Согласно данным критериям социокультурная среда воспитания определяет специфические особенности инновационной деятельности педагога.

Ряд авторов указывают на необходимость специального формирования нравственно-этических качеств у детей младшего школьного возраста со стороны взрослых (родителей - T. Sattabanasuk [9], учителей - Е.О. Оганесян [14]).

Z.V. Vinazova [15], M.M. Shubovisch [16] рассматривая нравственные и этические аспекты воспитания у детей подросткового и юношеского возраста, также отмечают необходимость создания среды, способствующей развитию нравственных и этических качеств детей. В работах ученых данная среда включает как материальные, так и идеальные составляющие.

Понятие рефлексивной образовательной среды связано с такими атрибутами микросоциума, которые способствуют отражению и переосмыслению предыдущего опыта.

Усвоение этических норм, необходимых каждому человеку, начинает формироваться в семье и продолжает развиваться в младшем школьном возрасте с усвоением моральных и нравственных ценностей, норм поведения, необходимых для эффективного взаимодействия в микросоциуме класса.

Объектом настоящего исследования является развитие нравственно-этических качеств.

Предмет исследования - эффективность развития нравственно-этических качеств на уроках математики и музыки в условиях начальной школы.

Целью исследования явилось сравнение эффективности развития нравственно-этических качеств вследствие организации рефлексивной среды на уроках математики и музыки на протяжении 4 лет обучения детей в начальной школе.

Для исследования возможностей использования инновационной деятельности педагогами в начальной школе были избраны ранее мало изученные диаметрально разнящиеся по направленности изучения уроки математики и музыки. Фундаментальная и точная математика, изучающая отношения между объектами и призванная для выявления структурных взаимосвязей, нацеливает младших школьников на исследование абстрактных количественных и пространственных соотношений. Музыка, представляющая сферу искусств, нацеливает детей на эмоциональное восприятие, творческую деятельность, усвоение духовных ценностей.

_Материалы и методы

Методы систематизации и сравнения использовались для выявления основных аспектов создания рефлексивной среды на уроках математики и музыки в начальных классах.

С сентября 2016 по май 2020 года было проведено экспериментальное исследование, посвященное развитию нравственно-этических качеств обучающихся восьми классов (потока) двух общеобразовательных школ в количестве 212 человек.

Диагностика нравственной сферы личности младшего школьника на основе усвоения этических категорий потока первых классов начальной школы была осуществлена в сентябре 2016 года на основе методики Р.В. Овчаровой, А.Н. Овсянниковой [17].

Эмпирической базой исследования выступили МОУ СОШ № 22 (с углубленным изучением отдельных предметов) и МБОУ СОШ № 28 г. о. Орехово-Зуево Московской области.

Для статистического сравнения результатов в экспериментальной и контрольной группах воспользовались критерием х2-Пирсона, который позволил проверить нулевую гипотезу о достоверности совпадения об уровне развития нравственно-этических качеств посредством рефлексивной среды в экспериментальной и контрольной группах.

_Результаты исследования

Констатирующий этап

В соответствии с представленными целями и задачами было проведено исследование влияния рефлексивной среды на развитие нравственно-этических качеств обучающихся начальной школы.

Первая часть заданий была посвящена исследованию когнитивного компонента нравственной сферы личности, вторая - эмоционального, третья - поведенческого. Затем была подсчитана общая сумма баллов и найдено ее среднее арифметическое значение. В соответствии с выделенными авторами пятью уровнями развития нравственной сферы личности были получены результаты, отраженные в таблицах 1, 2.

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил разделить классы в обеих школах так, чтобы определить две приблизительно равные группы: экспериментальную и контрольную.

Таблица 1

Результаты констатирующего этапа эксперимента в экспериментальной группе

Уровень Количество детей (чел). / Процентное значение (%)

Высокий (48-60 баллов) -

Выше среднего (36-47 баллов) 3 (2,8)

Средний (24-35 баллов) 37 (34,6 )

Низкий (12-23 балла) 64 (59,8)

Очень низкий (0-11 баллов) 3 (2,8)

Таблица 2 Результаты констатирующего этапа эксперимента в контрольной группе

Уровень Количество детей (чел). / Процентное значение (%)

Высокий (48-60 баллов) -

Выше среднего (36-47 баллов) 2 (1,9)

Средний (24-35 баллов) 39 (37,2)

Низкий (12-23 балла) 60 (57,1)

Очень низкий (0-11 баллов) 4(3,8)

Результаты, полученные на констатирующем этапе эксперимента, позволили выявить ряд недостатков в когнитивном, эмоциональном, поведенческом компонентах нравственно-этического развития младших школьников:

• отсутствие знаний и неумение объяснить такие нравственные категории, как справедливость, ответственность;

• низкий уровень сформированности переживаний относительно проявления этических понятий;

• неумение соотносить подходящее выражение эмоций и интерпретировать их;

• неадекватные эмоциональные переживания в нравственных ситуациях;

• отсутствие понимания абстрактных нравственных ситуаций.

Формирующий этап

В соответствии с необходимостью развития нравственно-этических качеств в экспериментальных классах обеих школ была организована соответствующая рефлексивная среда. Основным принципом ее создания явились следующие возможности:

• осуществления деятельности, позволяющей рефлексировать;

• включения действий другого;

• формирования культуры деятельности и взаимодействия;

• действия на основе собственных потребностей и интересов;

• переосмысления традиционных постулатов;

• осознания недоработок и их компенсации;

• вариативности;

• саморазвития и стремления к цели.

Анализ научно-методической литературы по теме показал, что организация рефлексивной среды начинается с определения поля взаимодействия участников образовательных отношений и возможных конфликтных ситуаций.

В своем исследовании О.И. Бережнова [6] выделила следующие виды рефлексивной деятельности:

• рефлексивно-поисковая,

• рефлексивно-исследовательская,

• рефлексивно-игровая,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• рефлексивно-дискуссионная.

В связи с данными направлениями была организована рефлексивная среда в кабинете - классной комнате, где проходят постоянные занятия и в отдельном кабинете музыки. Данные помещения были адаптированы под все вышеперечисленные виды рефлексивной деятельности.

В качестве направлений формирования и развития рефлексии младших школьников были избраны: развитие самосознания, мышления; подача позитивных примеров разнообразных видов деятельности; развитие коммуникации; обучение способам кооперации в микросоциуме. К данной работе в условиях общеобразовательной школы были привлечены психолог, социальный педагог.

Опыт работы показал, что в структуру уроков математики и музыки целесообразно включать использование рефлексивных практико-ориентированных ситуаций. По окончании определенного модуля детям можно предложить выполнить ряд рефлексивных заданий на усвоение всего модуля.

В ходе исследования была определена наиболее эффективная структура включения рефлексивной ситуации в ход урока математики и музыки.

1. Создание (или озвучивание предложенной педагогом) проблемной ситуации, которую необходимо решить.

2. Анализ каждым ребенком собственной позиции по отношению к возникшей ситуации. На данном этапе целесообразно использовать, особенно в начале данного вида работ, наглядные способы представления отношения ребенка к проблеме.

3. Рассмотрение различных способов эффективного поведения и деятельности, алгоритмов достижения цели, их обсуждение и анализ.

4. Выявление и понимание личностного, затем - общественного и социально значимого нравственного смысла проводимой деятельности, изучения модуля в целом.

Для более результативного развития нравственно-этических качеств в начальной школе в каждом модуле были заданы вопросы следующего плана: «Чем запомнилась сегодня на уроке твоя работа товарищам? Что скажут ребята, когда будут делиться с родителями впечатлениями о сегодняшнем уроке музыки? Какие дела на уроке математики у тебя получились лучше всего? Как твоя работа была полезна окружающим?».

Уроки математики и музыки были построены таким образом, что большинство заданий были направлены на рефлексивное осмысление содержания учебного материала, настроения и эмоционального состояния. Так, на уроках музыки после прослушивания музыкальных произведений детям предлагалось высказаться по поводу настроения, которое она вызывает. На уроках математики анализировались не только числовые, но и нравственно-этические составляющие задач.

В ходе работы проверена эффективность работы авторских рефлексивных приемов:

• «автопортрет», когда ребенку предлагалось описать собственные качества;

• «комплимент», когда ребенок выделяет положительные нравственно-этические качества товарища;

• «мой внутренний мир», когда ребенок анализирует личностные качества в ходе наводящих вопросов;

• «глубокий вопрос», когда ребенку задается ряд вопросов, побуждающих к рефлексивному мышлению;

• «Сократовские беседы», когда с ребенком общаются, побуждая его к рефлексии в различных направлениях;

• «умные задачки», когда ребенок составляет кроссворд (сканворд, логическую задачу) с нравственно-этическим смыслом;

• «рефлексивная таблица», когда ребенок заполняет таблицу по результатам занятия.

Использовались известные приемы для развития нравственно-этических качеств: эссе, самоописание, анкетирование и пр.

Рефлексивные задания были включены и в работу, задаваемую детям на дом. Для этого в электронной образовательной среде «Школьный портал» было отведено специальное место для рефлексивных заданий, которые в удобное время и с учетом лич-ностно-ориентированной направленности мог выполнить каждый ребенок.

По данному направлению велась работа с родителями. Зная алгоритм и специфику работы с привлечением рефлексивной среды, с которыми их познакомили на первом родительском собрании в сентябре 2016 года, они умело направляли рефлексивную деятельность детей.

В контрольных классах обеих школ занятия проводились с использованием классических методик. Классные комнаты для них не были специально оборудованы, рефлексивная среда специально не создавалась.

Контрольный этап

На контрольном этапе было проведено то же исследование, что и на констатирующем. Средние статистические значения были помещены в таблицы 3, 4.

Таблица 3

Результаты контрольного этапа эксперимента в экспериментальной группе

Уровень Количество детей (чел)./ Процентное значение (%)

Высокий (48-60 баллов) 2 ( 1,9)

Выше среднего (36-47 баллов) 42 (39,2)

Средний (24-35 баллов) 37 (34,6 )

Низкий (12-23 балла) 25 (23,4)

Очень низкий (0-11 баллов) 1 (0,9)

Для математической обработки полученных в ходе эксперимента результатов за основу были приняты рекомендации Д.А. Новикова [19]. Для статистического сравнения результатов в экспериментальной и контрольной группах воспользовались критерием х2, который позволяет проверить нулевую гипотезу о достоверности совпадения об уровне развития нравственно-этических качеств посредством рефлексивной среды в экспериментальной и контрольной группах.

Эмпирическое значение х2 для данных контрольной и экспериментальной групп, полученных на констатирующем этапе, составляет 0,51. Критическое значение критерия х2кр = 7,82 для уровня значимости а = 0,05. Таким образом, х2 < Х2кр, т.е. (0,51<7,82), следовательно, различие результатов в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе статистически не значимо.

Следовательно, нулевая гипотеза принимается и подтверждает совпадение уровней развития нравственно-этических качеств посредством рефлексивной среды в контрольной и экспериментальной группах.

Достоверность совпадений уровней развития нравственно-этических качеств посредством рефлексивной среды в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе составляет 95%.

Данные, полученные при использовании критерия х2, можно резюмировать как статистически не различающиеся и пригодные для проведения исследования.

Для оценки предполагаемых результатов на контрольном этапе были выдвинуты две гипотезы: нулевая (Н0), согласно которой уровни развития нравственно-этических качеств посредством рефлексивной среды отличаются незначительно в контрольной и экспериментальной группах и гипотеза (Н1), согласно которой уровни развития нравственно-этических качеств посредством рефлексивной среды отличается значительно в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе эксперимента.

Проверка достоверности полученных результатов была осуществлена по критерию х2.

Его эмпирическое значение для данных исследуемых групп, полученных на формирующем этапе эксперимента, составляет 42,27. Критическое значение критерия х2кр = 9,49 для уровня значимости а = 0,05. Таким образом, х2 > х2кр, т.е. (42,27 > 9,49), следовательно, различие результатов в экспериментальной и контрольной группах на контрольном этапе статистически значимо.

Следовательно, нулевая гипотеза отклоняется и принимается альтернативная гипотеза о достоверных различиях в контрольной и экспериментальной группах.

Достоверность различий уровней развития нравственно-этических качеств посредством рефлексивной среды в экспериментальной и контрольной группах на контрольном этапе составляет 95%. Данный факт доказывает, что более высокое развитие нравственно-этических качеств в экспериментальной группе не случайно, а является результатом их развития посредством рефлексивной среды.

_Обсуждение результатов

Анализ научной литературы по теме показал, что на настоящем этапе развития педагогической науки и практики возникает необходимость ранее недостаточно изученного нравственно-этического воспитания подрастающего поколения с целью усвоения социальных требований в соответствии с собственными убеждениями.

Создание рефлексивной образовательной среды обуславливается необходимостью своевременного формирования рефлексивных способностей и творческой активности младших школьников. Выявлены эффективные в работе с младшими школьниками авторские приемы, направленные на рефлексию.

Опыт работы показал, что в структуру уроков математики и музыки целесообразно включать использование рефлексивных практико-ориентированных ситуаций.

Полученные данные согласуются с результатами исследований А.Э. Симановско-го [4], который указывает на развитие способности к интеллектуальному творчеству в зависимости от организации окружающей среды; В.Е. Лепского [6], рассматривающего позитивную роль рефлексивно-активных сред для инновационного развития; R.L. Crawford, отмечающего необходимость специального развития моральных качеств учащихся младших классов [8]; T. Sattabanasuk, выявившего зависимость успешности в усвоении знаний младшими школьниками от нравственно-этических характеристик их родителей [9].

Заключение

Теоретический анализ проблемы развитие нравственно-этических качеств детей младшего школьного возраста посредством рефлексивной среды показал недостаточное освещение в современной учебной и научной литературе данного вопроса. Труды ученых могут быть дополнены современными исследованиями развития нравственно-этических качеств посредством ранее малоизученных уроков математики и музыки.

Полученные данные убедительно доказывают, что более высокое развитие нравственно-этических качеств в экспериментальной группе произошло не случайно, а является результатом их специального развития посредством рефлексивной среды, содержащей постоянно обновляющиеся и меняющиеся в соответствии с решаемыми образовательными задачами атрибуты микросоциума, способствующие повторному осмыслению и переработке ребенком полученного на занятиях опыта.

В связи с полученными данными необходимо рекомендовать создание рефлексивной образовательной среды, способствующей отражению и переосмыслению предыдущего опыта в условиях современного начального образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Максакова В. И. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2020. 206 с.

2. Педагогика: учебник и практикум для вузов / С. В. Рослякова, Т. Г. Пташко, Н. А. Соколова; под научной редакцией Р. С. Димухаметова. М.: Издательство Юрайт, 2020. 219 с.

3. Чухин С. Г., Левичев О. Ф. Основы духовно-нравственного воспитания школьников: учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2020. 113 с.

4. Симановский А. Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников: монография. М.: Издательство Юрайт, 2020. 188 с.

5. Конституция Российской Федерации // Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации. Новый текст Конституции с поправками 2020. URL: http://duma.gov.ru/news/48953/ (дата обращения: 11.08.2020).

6. Лепский В.Е. Рефлексивно-активные среды инновационного развития: монография. М.: Когито-Центр. 2010. 255 с.

7. Смольникова Л.Е. Психолого-педагогические аспекты обучения математике младших школьников // Мир, открытый детству: актуальные проблемы развития современного образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Отв. редактор Е. В. Коротаева. 2020. С. 273-278.

8. Crawford R.L. A Case Study on the Perceptions of Students in Junior High School on the Influence of a Character Education Program Upon the Development of Student Morality: the Missing Voice. 2000.

9. Sattabanasuk T. Junior High Student Performance and Related Student and Parent Characteristics. 1969.

10. Брежнова О.В. Рефлексивная деятельность как педагогическое условие саморазвития студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук. СГУ, 2005.

11. Скрипова Н.Е. Развитие рефлексивной образовательной среды в системе повышения квалификации педагогов начальной школы // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 6-1 (25). С. 122-124.

12. Шумакова И.А. Понятие «Рефлексивная образовательная среда» в философии образования // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2008.

13. Шишарина Н.В. Инновации в воспитании: характеристика критериев, признаков, условий // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 1. С. 40-44.

14. Оганесян Е.О. Роль учителя в формировании нравственно-этических качеств у детей младшего школьного возраста // Повышение качества подготовки педагогических кадров: Проблемы. Инновационные технологии. Опыт. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Ж.Х. Баскаевой. 2019. С. 269-271.

15. Minazova Z.M., Rachkovskaya N.A., Muskhanova I.V., Lechieva M.I., Nasugaeva A.L. Moral Education of teenagers at schools // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 2019. С. 2276-2282.

16. Shubovich M.M., Eremina L.I., Ilyina N.A., Belonogova L.N., Belukhina N.N. Spiritual and Ethical Education specifics at Physical Education and sports faculty // Theory and Practice of Physical Culture. 2016. № 10. С. 11.

17. Овчарова Р.В., Овсянникова А.Н. Методика диагностики нравственной сферы личности младшего школьника на основе усвоения этических категорий (МИНЭСК-2). URL: //https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-diagnostiki-nravstvennoy-sfery-lichnosti-mladshego-shkolnika-na-osnove-usvoeniya-eticheskih-kategoriy-minsek-2/viewer (дата обращения: 1.08.2020).

18. Свириденко Е.Н. Влияние уроков музыки в начальной школе на формирование и развитие личности ребенка // Обучение и воспитание: методики и практика. 2012. № 1. С. 34-39.

19. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ-Пресс, 2004. 67 с.

REFERENCES

1. Maksakova V.I. Theory and methodology of education of younger students: textbook and workshop for universities. Moscow, Yurayt Publishing House, 2020. 206 p. (in Russ.)

2. Pedagogy: textbook and workshop for universities / S. V. Roslyakova, T. G. Ptashko, N. A. Sokolova; under the scientific editorship of R.S. Dimukhametov. Moscow, Yurayt Publishing House, 2020. 219 p. (in Russ.)

3. Chukhin S. G., Levichev O. F. Fundamentals of spiritual and moral education of schoolchildren: a textbook for universities. Moscow, Yurayt Publishing House, 2020. 113 p. (in Russ.)

4. Simanovskiy A. E. Development of the ability to intellectual creativity in primary school students: monograph. Moscow, Yurayt Publishing House, 2020. 188 p. (in Russ.)

5. Constitution of the Russian Federation // State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation. New text of the Constitution as amended in 2020. Available at: http://duma.gov.ru/news/48953/ (accessed 11 August 2020). (in Russ.)

6. Lepskiy V.E. Reflexive-active environments of innovative development: monograph. Moscow, Kogito-Center Publ., 2010. 255 p.

7. Smolnikova L.E. Psychological and pedagogical aspects of teaching mathematics to primary schoolchildren. A world open to childhood: topical problems of the development of modern education. Materials of the All-Russian scientific-practical conference. Editor E. V. Korotaeva. 2020, pp. 273-278. (in Russ.)

8. Crawford R.L. A Case Study on the Perceptions of Students in Junior High School on the Influence of a Character Education Program Upon the Development of Student Morality: the Missing Voice. 2000.

9. Sattabanasuk T. Junior High Student Performance and Related Student and Parent Characteristics, 1969.

10. Brezhnova O.V. Reflexive activity as a pedagogical condition for self-development of university students: Diss. PhD Ped. Sci., SSU, 2005. (in Russ.)

11. Skripova N.E. Development of a reflective educational environment in the system of advanced training for elementary school teachers. World of Science, Culture, Education, 2010, no. 6-1 (25), pp. 122-124. (in Russ.)

12. Shumakova I.A. The concept of "Reflexive educational environment" in the philosophy of education. Scientific Bulletin of Belgorod State University. Series: Philosophy. Sociology. Law, 2008. (in Russ.)

13. Shisharina N.V. Innovations in education: characteristics of criteria, signs, conditions. Siberian pedagogical journal, 2014, no. 1, pp. 40-44. (in Russ.)

14. Oganesyan E.O. The role of the teacher in the formation of moral and ethical qualities in children of primary school age. Improving the quality of training of teaching staff: Problems. Innovative technologies. Experience. Collection of materials of the International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of Zh.Kh. Baskaeva, 2019, pp. 269-271. (in Russ.)

15. Minazova Z.M., Rachkovskaya N.A., Muskhanova I.V., Lechieva M.I., Nasugaeva A.L. Moral Education of teenagers at schools. The European Proceedings of Social & Behavioral Sciences EpSBS, 2019, pp. 2276-2282. (in Russ.)

16. Shubovich M.M., Eremina L.I., Ilyina N.A., Belonogova L.N., Belukhina N.N. Spiritual and Ethical Education specifics at Physical Education and sports faculty. Theory and Practice of Physical Culture, 2016, no. 10, p. 11.

17. Ovcharova R.V., Ovsyannikova A.N. Methodology for diagnosing the moral sphere of the personality of a younger student based on the assimilation of ethical categories (MINESK-2). Available at: //https://cyberleninka. ru/article/n/metodika-diagnostiki-nravstvennoy-sfery-lichnosti-mladshego-shkolnika-na-osnove-usvoeniya-eticheskih-kategoriy-minsek-2/viewer (accessed 1 July 2020). (in Russ.)

18. Sviridenko E.N. The influence of music lessons in primary school on the formation and development of the child's personality. Teaching and education: methods and practice, 2012, no. 1, pp. 34-39. (in Russ.)

19. Novikov D.A. Statistical methods in pedagogical research (typical cases). Moscow, MZ-Press Publ., 2004. 67 p. (in Russ.)

Информация об авторах Колычева Галина Юрьевна

(Россия, г.о. Орехово-Зуево Московской области) Доцент, кандидат филологических наук, декан

факультета дополнительного образования Государственный гуманитарно-технологический университет E-mail: [email protected]

Калинина Ирина Геннадьевна

(Россия, г.о. Орехово-Зуево Московской области) Доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики начального и дошкольного

образования Государственный гуманитарно-технологический университет E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-0925-0658

Заварина Светлана Юрьевна

(Россия, г.о. Орехово-Зуево Московской области) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального и дошкольного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

образования Государственный гуманитарно-технологический университет E-mail: [email protected]

Information about the authors

Galina Yu. Kolycheva

(Russia, Orekhovo-Zuevo, Moscow region) Associate Professor, PhD in Philology, Dean of the Faculty of Additional Education State Humanitarian and Technological University E-mail: [email protected]

Irina G. Kalinina

(Russia, Orekhovo-Zuevo city, Moscow region) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Head of the Department of Pedagogy of Primary and Preschool Education State Humanitarian and Technological University E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-0925-0658

Svetlana Yu. Zavarina

(Russia, Orekhovo-Zuevo, Moscow region) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy of Primary and Preschool Education

State Humanitarian and Technological University E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.