Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №4, Том 8 / 2020, No 4, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-4-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/06PDMN420.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Груздова О.Г., Щербакова Н.Е., Хайрова Х.Ж. Самовоспитание детей младшего школьного возраста в условиях гуманно-личностной образовательной среды // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №4, https://mir-nauki.com/PDF/06PDMN420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Gruzdova O.G., Shcherbakova N.E., Khayrova Kh.G. (2020). Self-education of primary school children in a humane and personal educational environment. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/06PDMN420.pdf (in Russian)
УДК 373 ГРНТИ 14.25.05
Груздова Ольга Геннадьевна
ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», Пенза, Россия
Доцент кафедры «Педагогика и психология» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=708934
Щербакова Наталья Евгеньевна
ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», Пенза, Россия
Доцент кафедры «Педагогика и психология» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Хайрова Халида Жаферовна
ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», Пенза, Россия Доцент кафедры «Перевод и переводоведение» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Самовоспитание детей младшего школьного возраста в условиях гуманно-личностной образовательной среды
Аннотация. В статье рассмотрена проблема самовоспитания младших школьников в условиях гуманно-личностной образовательной среды школы. Представлен анализ понятия «самовоспитание», на основе выделенных особенностей обоснована сензитивность младшего школьного возраста для формирования готовности ребёнка к самовоспитанию, рассмотрены возможности гуманно-личностной образовательной среды школы как педагогического условия способствующего подготовке к самовоспитанию детей младшего школьного возраста. Отмечая необходимость подготовительного этапа в самовоспитании, авторами выделены и описаны три компонента готовности детей младшего школьного возраста к самовоспитанию: когнитивный, эмоционально-мотивационный и деятельностный. В статье выделены и обоснованы следующие условия гуманно-личностной образовательной среды способствующие формированию готовности младших школьников к самовоспитанию: самовоспитание взаимосвязано с процессом воспитания обучающихся; педагогическое взаимодействие взрослых и детей носит гуманно-личностный характер и базируется на принципах свободы, саморазвития, успеха и творчества; организована в образовательном процессе начальной школы познавательная
деятельность детей, направленная на мобилизацию когнитивной, эмоционально-мотивационной и деятельностной сфер личности для сознательного самосовершенствования.
В рамках реализации исследовательской цели авторами была проведена опытно-экспериментальная работа по верификации выделенных условий гуманно-личностной образовательной среды, способствующих формированию готовности детей младшего школьного возраста к самовоспитанию. Экспериментальное исследование проходило в три этапа: констатирующий этап (определение исходного уровня готовности младших школьников к самовоспитанию), формирующий этап (верификации условий гуманно-личностной образовательной среды, способствующих успешному самовоспитанию детей младшего школьного возраста), контрольный этап (оценка эффективности условий гуманно-личностной образовательной среды для формирования готовности младших школьников к самовоспитанию). Полученные результаты позволили авторам сделать вывод о том, что самовоспитание детей младшего школьного возраста будет успешным, если оно реализуется в условиях гуманно-личностной образовательной среды.
Ключевые слова: самовоспитание; воспитание; младший школьный возраст; подготовка к самовоспитанию; готовность к самовоспитанию; гуманно-личностная образовательная среда; школа
Введение
В настоящее время в современном образовании происходят значительные изменения, что обусловлено стремлением соответствовать критериям гуманизации. Традиционное школьное образование претерпевает изменения, первоочередным становится личностное развитие ученика как субъекта образования, собственной жизни, истории, культуры. Процесс личностного развития происходит в течении всей жизни человека, но наиболее значим младший школьный возраст, так как в этот период происходит становление основных качеств ребёнка, его личности и индивидуальности.
Требования федерального государственного образовательного стандарта1 к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ориентируют педагогов на формирование готовности и способности учеников начальной школы к саморазвитию, неотъемлемой и важнейшей частью которого является самовоспитание.
Возникает потребность в построении таких педагогических систем, которые ориентированы на актуализацию самовоспитания детей младшего школьного возраста. Они определяются новообразующими веяниями гуманизации, дифференциации, экологичности социальных процессов, определяющих функцию воспитания приоритетной в системе учебных процессов и указывающих важность иного понимания сущности образования как синтеза процессов развития и саморазвития, взросления и социализации индивида, обучения и учения, воспитания и самовоспитания.
Таким образом, феномен самовоспитания детей младшего школьного возраста является в современное время, как педагогической ценностью, так и педагогической реальностью, что означает наиболее глубокое и важное теоретическое и практическое осознание и исследование данной проблемы.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru/.
https:// mir-nauki. com
Все выше изложенное послужило основанием для определения цели исследования: выявление возможностей гуманно-личностной образовательной среды как педагогического условия способствующего реализации самовоспитания детей младшего школьного возраста.
Анализ работ отечественных исследователей (Ковалев А.Г., Кочетов А.И., Рувинский Л.И., Сластенин В.А. и др.) показал, что широта формулировок сущности процесса самовоспитания достаточно идентична: самовоспитание - это процесс самостановления, самосовершенствования, самоизменения личности и ее жизнедеятельности [1-4]. При этом отмечается единство взглядов относительно основного, наиболее общего признака самовоспитания - направленность деятельности на самоизменение. Принципиальным является положение о том, что самовоспитание - это особый вид человеческой деятельности [5].
В исследованиях Л.Н. Куликовой отмечается, что самовоспитание - это не просто работа над собой, а работа, во-первых, самостоятельная, когда включаются собственные потребность и волевые усилия, во-вторых целеустремленная, когда образ «я - будущий» становится своеобразным путеводным маяком; в-третьих, систематическая, которая требует регулярности, последовательности, непрерывности [6].
Педагогически целесообразной с позиции нашего исследования представляется концепция самовоспитания Ю.М. Орлова, которая отличается от традиционного подхода, определением мотивов, целей и способов самовоспитания [7]. Данный подход к пониманию процесса самовоспитания основан на парадигме ненасильственного самоуправления, когда мотивом самовоспитания выступает не "бич вынужденности и давление обстоятельств", а желание человека стать как можно лучше и совершеннее. Сам процесс самосовершенствования определяется как развертывание своей индивидуальности, достижение целей самовоспитания путём ненасильственных усилий, на грани приятного, желанного; как постепенное уменьшение самопринуждения к делам, к которым побуждает необходимость [5].
В.Г. Маралов рассматривает самовоспитание в качестве важнейшего средства саморазвития личности, обладающего целенаправленностью и осознанностью под влиянием представлений личности о тех результатах, которых она желает достичь. Таким образом, самовоспитание - это сознательная и целенаправленная деятельность по обнаружению, утверждению и совершенствованию личностных качеств, умений, способов поведения и взаимодействия с окружающим миром [8].
Самовоспитание вторично, оно возникает тогда, когда человек оказывается подготовленным к нему самою жизнью и воспитанием, т. е. когда он начинает сознавать себя личностью, начинает задумываться о своей общественной роли, проявлять самостоятельность в практической жизни, иными словами, когда он достигает определенного уровня развития сознания и самосознания, жизненного опыта.
Следовательно, потребность в самовоспитании детерминирована внешними обстоятельствами и в первую очередь воспитанием. Она возникает как естественная необходимость развивающейся личности и служит стимулом дальнейшего саморазвития [9]. Для того чтобы успешно заниматься самовоспитанием, необходимо уметь анализировать собственные качества и определенным образом их оценивать с учетом требований, предъявляемых к человеку обществом, и показателей собственной деятельности.
Большинство исследователей возрастных аспектов процесса самовоспитания, как показывает анализ психолого-педагогической литературы, значительное внимание уделяют подростковому и юношескому возрасту, т. е. периоду, когда складываются достаточные условия для организации самовоспитания, при этом неразработанным остается вопрос значимости младшего школьного возраста в данном процессе. А ведь именно в младшем школьном возрасте психологически создаются первые предпосылки для самовоспитания [10].
На протяжении младшего школьного возраста оформляются, и при благоприятной ситуации развития, начинают проявляться следующие особенности: возрастает объективность, обобщенность, обоснованность, независимость самооценки; становится всё больше рефлексивным, дифференцированным представление о себе, как носителе определённых качеств; усвоены ценности, по которым ребенок ориентирует свои частные самооценки; закрепляется умение «децентрироваться» [5]. А.И. Кочетов отмечает, младший школьный возраст характеризуется образованием нового рода деятельности ребенка - учением, который направлен на формирование и развитие новых качеств личности, таких как воля, ответственность [2]. Все это создает возможности для организации условий и содействия ребенку в его самораскрытии, самопознании, самовыражении, для формирования у него потребности в самовоспитании.
Особенность самовоспитания детей младшего школьного возраста заключается в том, что направленность этого процесса, его качественный уровень зависит от образовательной среды, в которой находится ребенка, от характера и направленности педагогического процесса и педагогического взаимодействия [5]. Компонентом такого взаимодействия, обеспечивающего успешность перехода воспитания в деятельность по самосовершенствованию, является подготовка детей к самовоспитанию, формирование их готовности к данному процессу. И здесь большую роль играет педагог.
Таким образом, младший школьный возраст является сензитивным для формирования готовности ребёнка к самовоспитанию. Более того, обычное игнорирование педагогами стимулирования самовоспитания детей этой возрастной ступени имеет свои, в лучшем случае, нейтральные, в худшем - отрицательные последствия. Изменения могут произойти в том, что ребёнок, не обладая опытом позитивного самовоспитания, привычкой к творческому самовыражению, возникающие в дальнейшем свои стремления к самоизменению, потребность в самоутверждении непроизвольно облекает в неадекватные формы [5].
Проанализировав особенности развития детей младшего школьного возраста, установили необходимость подготовительного этапа в самовоспитании, при этом самовоспитание и воспитание представляет собой единый процесс формирования личности. Самовоспитание является результатом, субъективным отражением и продолжением воспитания. Педагогическое взаимодействие, обеспечивающее переход воспитания младших школьников в деятельность по самовоспитанию, должно выстраиваться на основе: опоры на позитивные поступки и ощущения ребёнка; стимулирования творческого самовыражения как одного из средств самовоспитания; организации личностного смысла усвоения детьми педагогического образца самовоспитания; предоставления ребёнку возможности свободного нравственного выбора и формирование ответственности за него [5]. Данные положения стали ориентиром для дальнейшего исследования проблемы самовоспитания детей младшего школьного возраста, которая обусловлена специфическими возрастными особенностями.
Значимыми для определения основных содержательных характеристик педагогического процесса, стимулирующего самовоспитание младших школьников, являются принципы организации гуманного педагогического взаимодействия и система установок учителя, бережно относящегося к детской «самости», предложенные Ш.А. Амонашвили [11]. По его мнению, успех для ребенка это достижение положительного результата собственным трудом, который является значимым как для самого ученика, так и для общества, вследствие чего, ребенок ощущает чувство радости и удовлетворения от проделанной работы. Таким образом, переживание ребёнком успеха непроизвольно рождает уверенность с самом себе [12].
Гуманно-личностная модель взаимодействия представляет основу комфортной образовательной среды. Ее суть: педагог во взаимодействии с ребенком опирается на положение «не рядом и не над, а вместе!». Это предполагает решение задач по обеспечению
чувства психической защищенности и развитию индивидуальности ребенка. В сотрудничестве и сотворчестве у ребенка появляется возможность почувствовать, что взрослый не стремится им командовать, лишь направляет его, при этом сохраняя свой авторитет. Выстраивая гуманно-личностный характер педагогического взаимодействия с детьми, педагог руководствуется следующими принципами: свободы, саморазвития, успеха и творчества.
В силу специфики возраста необходима планомерная работа с учащимися начальных классов по их самосовершенствованию, основанная на самопознании и самовоспитании, чему может способствовать программа по формированию готовности к самовоспитанию детей младшего школьного возраста.
Анализ педагогических и психологических исследований с учетом данных, полученных в ходе самостоятельной научной работы, позволили выделить следующие структурные компоненты готовности детей младшего школьного возраста к самовоспитанию:
• когнитивный компонент, включающий в себя знания о сущности самовоспитания, его приемах;
• эмоционально-мотивационный компонент: желание заниматься самовоспитанием; интерес к самовоспитанию; эмоциональные переживания, связанные с трудностями, успехами и неудачами в самовоспитании; осознание значимости самовоспитания;
• деятельностный компонент: умение осуществлять самооценку; умение проводить самоанализ, самоконтроль и самокорректировку.
Таким образом, нами выделены следующие условия гуманно-личностной образовательной среды способствующие подготовке детей младшего школьного возраста к самовоспитанию и формированию у них готовности к данному процессу:
• самовоспитание взаимосвязано с процессом воспитания обучающихся;
• педагогическое взаимодействие взрослых и детей носит гуманно-личностный характер и базируется на принципах: свободы, саморазвития, успеха и творчества;
• организована в образовательном процессе начальной школы познавательная деятельность детей, направленная на мобилизацию когнитивной, эмоционально-мотивационной и деятельностной сфер личности для сознательного самосовершенствования.
Целью опытно-экспериментальной работы являлась верификация эффективности выделенных условий гуманно-личностной образовательной среды способствующих подготовке детей младшего школьного возраста к самовоспитанию и формированию у них готовности к данному процессу.
Методы и материалы
Для достижения поставленной цели использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, беседа, тестирование, педагогический эксперимент, математико-статистическая обработка полученных данных.
Для выявления уровня готовности младших школьников к самовоспитанию была составлена диагностическая программа. При этом выделенные выше структурные компоненты готовности детей младшего школьного возраста к самовоспитанию (когнитивный,
эмоционально-мотивационный и деятельностный) легли в основу определения критериев и показателей ее сформированности:
• для диагностики сформированности когнитивного компонента готовности младших школьников к самовоспитанию, показателями которого выступают знания о сущности и о способах самовоспитания использовалась индивидуальная беседа с младшими школьниками. В ходе беседы детям были предложены такие вопросы как: Как ты понимаешь выражение «воспитать себя»? Зачем, по твоему мнению, человеку нужно воспитывать себя? Нужно ли человеку ставить перед собой какие-то цели и стремиться к ним? Что это ему дает? Что тебе нужно знать о себе, чтобы лучше выполнить порученное дело? Какие способы нужно использовать, чтобы воспитать себя?
• с целью выявления эмоционально-мотивационного компонента показателями которого выступают желание заниматься самовоспитанием, интерес к самовоспитанию, эмоциональные переживания, связанные с трудностями, успехами и неудачами в самовоспитании применялись тест «Ситуация выбора предстоящих действий» (Н.Ф. Маслова); тест-цветограмма (Н.Ф. Маслова); индивидуальная беседа;
• для выявления деятельностного компонента, показателями которого выступают умение осуществлять самооценку, умение проводить самоанализ, самоконтроль и самокорректировку использовались карта самооценки «Мой портрет» (Н.Ф. Маслова); анализ воображаемых воспитывающих ситуаций (Г.А. Засобина).
Базой исследования выступила одна из средних общеобразовательных школ г. Пензы. В исследовании приняло участие 26 учеников 3 класса (8-10 лет). Диагностика проводилась индивидуально или небольшими группами. В зависимости от степени проявления показателей готовности детей младшего школьного возраста к самовоспитанию определены три уровня готовности ребенка к самовоспитанию: высокий, средний, низкий.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Констатирующий этап был направлен на определение с помощью разработанного диагностического инструментария исходного уровня готовности младших школьников к самовоспитанию на основе выделенных критериев и показателей (когнитивный, эмоционально-мотивационный и деятельностный).
Формирующий этап эксперимента заключался в верификации условий гуманно-личностной образовательной среды способствующих успешному самовоспитанию детей младшего школьного возраста, а именно: самовоспитание взаимосвязано с процессом воспитания обучающихся; педагогическое взаимодействие взрослых и детей носит гуманно-личностный характер и базируется на принципах: свободы, саморазвития, успеха и творчества; организована в образовательном процессе начальной школы познавательная деятельность детей, направленная на мобилизацию когнитивной, эмоционально-мотивационной и деятельностной сфер личности для сознательного самосовершенствования.
Контрольный этап эксперимента заключался в повторном выявлении с помощью разработанного диагностического инструментария уровня готовности младших школьников к самовоспитанию на основе выделенных критериев и показателей и оценке эффективности условий гуманно-личностной образовательной среды для формирования готовности младших школьников к самовоспитанию.
Результаты констатирующего и контрольного этапов исследования сравнивались с использованием выше обозначенного пакета методик, подобранных в соответствии с выделенными критериями и показателями.
Результаты и их обсуждение
Представим анализ результатов опытно-экспериментальной работы по исследованию готовности к самовоспитанию детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе по каждому из выделенных критериев.
Диагностика уровня сформированности готовности к самовоспитанию по когнитивному критерию осуществлялась с помощью индивидуальной беседы, в процессе которой высокий уровень не выявлен ни у одного учащегося, средний уровень выявлен у 19 % учащихся, низкий уровень - у 81 % учащегося.
Обобщив результаты проведения вышеописанных методик (Тест-цветограммы (Н.Ф. Маслова), тестирования «Ситуация выбора предстоящих действий» (Н.Ф. Маслова), индивидуальной беседы) был выявлен уровень сформированности готовности к самовоспитанию по эмоционально-мотивационному критерию: у 19 % учащихся высокий уровень; средний - у 23 % и у 58 % учащихся - низкий.
На основе обобщения результатов, полученных после проведения карты самооценки «Мой портрет» (Н.Ф. Маслова) и методики «Анализ воображаемых воспитывающих ситуаций» (по Г.А. Засобиной), был выявлен уровень сформированности готовности к самовоспитанию по деятельностному критерию. У 8 % учащихся был выявлен высокий уровень, средний уровень -у 23 %, а низкий уровень сформированности готовности к самовоспитанию по деятельностному критерию - у 69 % учащихся.
Таким образом, на констатирующем этапе было установлено, что у 4 % учащихся сформирован высокий уровень готовности к самовоспитанию, у 15 % учащихся - средний уровень готовности к самовоспитанию, а у остальных 81 % - низкий.
В русле исследуемой проблемы был проведен формирующий этап эксперимента, в процессе которого были верифицированы условия гуманно-личностной образовательной среды, способствующие эффективной подготовки к самовоспитанию детей младшего школьного возраста, а именно формированию их готовности к данному процессу.
При верификации первого условия, в рамках эксперимента учебно-воспитательный процесс выстраивался на основе взаимосвязи самовоспитания с процессом воспитания обучающихся носящей гуманно-личностных характер. При этом самовоспитание выражалось в гуманистической ориентации воспитания, направленной на отношение к ученику как субъекту, которая отражается в психических процессах, материализующихся в виде его ощущения субъектности и успехов в школе [13].
Процесс воспитания организовывался и реализовывался таким образом, чтобы активизировать процесс подготовки к самовоспитанию младших школьников: ориентировать их на включение в деятельность, имеющую этическую направленность, обеспечить наличие значимых носителей нравственных ценностей в окружении ученика, реализовывать воспитательные воздействия, направленные на побуждение и стимулирование самовоспитания. Воспитательная стратегия реализовывалась в виде следующих этапов воспитательного воздействия, в соответствии с психофизическим развитием детей: I этап - побуждение к развитию активности младших школьников; II этап - внедрение самовоспитания в структуру их жизнедеятельности; III этап - стимулирование самовоспитания; IV этап - актуализация социальных форм самовоспитательной деятельности [13].
https:// mir-nauki. com
При верификации второго условия педагогическое взаимодействие взрослых и детей выстраивалось на гуманно-личностный основе, в соответствии с принципами: свободы, саморазвития, успеха и творчества.
Принцип свободы способствовал сохранению за ребёнком чувства свободного выбора. При этом свобода реализовывалась не как хаотическая вседозволенность, а как обеспечение условий выбора для ребенка. Например, выбор стихотворений, задач из 3-5 предложенных и т. д. Таким образом, в условиях гуманно-личностной образовательной среды процесс закона принуждения нивелировался, так как изначально педагог создавал условия свободного выбора, вследствие чего, происходило развитие и становление внутренних сил детей.
В основе принципа саморазвития лежала идея о том, что саморазвитие носит характер сознательного самоизменения, когда необходимость и направленность самоизменения определяется изнутри. Для того чтобы ребенок мог самосовершенствоваться, ему необходимо осознавать не только свои возможности, но и ограничения, которые необходимо научиться преодолевать, поэтому ребенку важно научиться рефлексировать. Сущность самосовершенствования определялось способностью преодолевать внутренние ограничения не только в сфере определенных знаний или навыков, но и в любой области, в частности, в отношениях с самим собой неумелым или ленивым, невнимательным или безграмотным, но способным меняться, делать себя другим. То есть, педагог выстраивал воспитательный процесс таким образом, чтобы ученик осознавал свои ограничения и видел путь, куда двигаться дальше для их преодоления.
Организация педагогического взаимодействия, стимулирующего подготовку младших школьников к самовоспитанию, на основе реализации принципа успеха исходила из того, что в процессе самооценки, самоконтроля и саморегуляции учащийся имел возможность оценивать свои достижения оптимистично, при этом отсутствие каких-либо навыков не воспринималось как собственная непреодолимая ограниченность, а возможность самосовершенствования. В процессе взаимодействия с ребенком педагог создавал ситуацию неизбежного формирования устойчивого мотива самосовершенствования, самовоспитания, механизмов самооценки, самоконтроля и саморегуляции. Продвижение в знаниях, умениях и жизненных смыслах предполагало собственное целеполагание, личную инициативу [14]. Таким образом, педагогический прием «ситуация успеха» реализовывался со стороны педагога в опоре на сильные стороны ученика - поддержать первые ростки успеха, не обращая внимания на неудачи.
Принцип творчества ориентировал педагога проявлять чуткость на протяжении всего образовательного процесса к зачаткам творческих способностей ученика, развивать их и создавать условия для дальнейшего их совершенствования ребенком.
Верификация третьего условия - организация в образовательном процессе начальной школы познавательной деятельности детей, направленной на мобилизацию когнитивной, эмоционально-мотивационной и деятельностной сфер личности для сознательного самосовершенствования - предполагала создание программы по формированию готовности детей младшего школьного возраста к самовоспитанию в условиях гуманно-личностной образовательной среды, направленной на мобилизацию их когнитивной, эмоционально-мотивационной и деятельностной сфер личности для сознательного самосовершенствования.
Цель программы - становление новых личностных качеств, которые предполагают успех в деятельности по самовоспитанию и самосовершенствованию. Подготовка младших школьников к самовоспитанию проходила на протяжении всего педагогического процесса, обусловленного внедренными гуманистическими методами, которые обеспечивают активность субъектной личности.
Образовательные результаты учебной и внеучебной деятельности по формированию готовности к самовоспитанию детей младшего школьного возраста проявлялись на трех уровнях:
• первый уровень результатов - приобретение школьником знаний (о сущности самовоспитания, о его приемах, о значении самовоспитания в жизни человека и так далее);
• второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к самовоспитанию (желание заниматься самовоспитанием, интерес к самовоспитанию, эмоциональные переживания, связанные с успехами и неудачами в самовоспитании), ценностного отношения к самовоспитанию в целом;
• третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельных действий в процессе самовоспитания.
Иными словами, школьник знает и понимает что такое самовоспитание, его значение в жизни человека; школьник ценит самовоспитание; школьник самостоятельно действует в процессе самовоспитания.
В программе, в соответствии с условиями гуманно-личностной образовательной среды, представлены разнообразные способы формирования готовности к самовоспитанию детей младшего школьного возраста, которые объединены в три блока: информационный, практический и рефлексивный. Необходимость выделения первых двух блоков обусловлена тем, что предусматриваемые способы работы в каждом из них стимулируют интеллектуальную и эмоционально-волевую сферы учащихся, способствуют овладению разнообразными приемами самовоспитания. Выделение рефлексивного блока обусловлено необходимостью вспомнить и осознать собственные действия, чувства, способы работы по достижению целей на проводимых занятиях.
По окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный срез, основная задача которого была в повторном выявлении уровня сформированности готовности к самовоспитанию детей младшего школьного возраста в условиях гуманно-личностной образовательной среды и сопоставлении полученных результатов с данными констатирующего эксперимента. При этом были использованы критерии и показатели, диагностический инструментарий, что и на констатирующем этапе эксперимента.
По когнитивному критерию высокий уровень выявлен у 27 % учащихся, средний уровень выявлен у 50 % учащихся, низкий уровень выявлен у 23 % учащихся.
По эмоционально-мотивационному критерию выявлен у 57 % учащихся высокий уровень, средний уровень - у 43 % учащихся, низкий не выявлен ни у одного учащегося.
По деятельностному критерию на основании анализа результатов на контрольном этапе эксперимента у 31 % учащихся был выявлен высокий уровень, средний - у 42 %, низкий уровень сформированности готовности к самовоспитанию - у 26 % учащихся.
По итогам диагностики готовности к самовоспитанию по когнитивному, эмоционально-мотивационному и деятельностному критериям, был определен уровень готовности к самовоспитанию в целом. Было установлено, что у 38 % учащихся сформирован высокий уровень готовности к самовоспитанию, у 50 % - средний, у остальных 12 % - низкий.
На основании сравнительного анализа результатов общего уровня сформированности готовности к самовоспитанию по всем критериям на контрольном и формирующем этапах
https:// mir-nauki. com
эксперимента выявлены значительные изменения. Математическая обработка данных с использованием критерия Фишера, подтвердила достоверность результатов.
Таким образом, в ходе экспериментальной работы по верификации условий гуманно-личностной образовательной среды как эффективных условий подготовки к самовоспитанию детей младшего школьного возраста, диагностики результатов на констатирующем и контрольном этапах эксперимента было установлено, что по всем выделенным критериям обучающиеся достигли значимых результатов, что подтвердилось при проведении количественного анализа полученных данных.
Результаты, полученные в ходе экспериментальной работы, доказали что самовоспитание детей младшего школьного возраста будет успешным, если оно реализуется в условиях гуманно-личностной образовательной среды, в рамках которой: самовоспитание взаимосвязано с процессом воспитания обучающихся; педагогическое взаимодействие взрослых и детей носит гуманно-личностный характер и базируется на принципах: свободы, саморазвития, успеха и творчества; организована в образовательном процессе начальной школы познавательная деятельность детей, направленная на мобилизацию когнитивной, эмоционально-мотивационной и деятельностной сфер личности для сознательного самосовершенствования.
Заключение
https:// mir-nauki. com
ЛИТЕРАТУРА
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11. 12.
13.
14.
Ковалёв, А.Г. Психология и педагогика самовоспитания / А.Г. Ковалев, А.А. Бодалев. - Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1958. - 90 с.
Кочетов, А.И. Как заниматься самовоспитанием: научно-популярная л-ра / А.И. Кочетов. - 3-е изд., доп. и перераб. - Мн.: Вышэйшая шк., 1991. - 287 с.
Рувинский, Л.И. Самовоспитание школьников / Л.И. Рувинский, А.Я. Арет. -Москва: Педагогика, 1976. - 159 с.
Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. - М.: Академия, 2014. - 576 с.
Сорокина, И.В. Педагогические основы формирования готовности младших школьников к самовоспитанию: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Сорокина Ирина Владимировна. - Самара, 2000. - 20 с.
Куликова, Л.Н. Воспитать себя: книга для учащихся / Л.Н. Куликова. - М.: Просвещение, 1991. - 143 с.
Орлов, Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
Маралов, В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовании: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 424 с.
Лазукин А.Д., Купавцев Т.С. Эволюция идеи самосовершенствования в истории развития Российской системы образования // Мир образования - образование в мире. - Москва: Московский психолого-социальный университет, 2017. - С. 93100 http://elibrary.ru/item.asp?id=32475328.
Фандина, Н.А. Подготовка студентов к организации процесса самовоспитания младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Фандина Наталья Александровна. - Брянск, 2003. - 18 с.
Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / Ш.А. Амонашвили - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. - 463 с.
Сорокина, И.В. Ситуация успеха как прием и условие активизации самовоспитания школьников // Профессиональная подготовка будущего учителя в процессе обучения в вузе: материалы всероссийской научно-практической конференции (27 января 2000 г.). - Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. - С. 257-261.
Совиньски, А.Я. Самовоспитание как интегральный критерий эффективного воспитания старшеклассников: автореф. дис. ... док. пед. наук: 13.00.01 / Совиньски Анджей Якуб. - Москва, 2004. - 46 с. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-samovospitanie-kak-integralnyy-kriteriy-effektivnogo-vospitaniya-starsheklassnikov.
Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 3. Школа жизни / Ш.А. Амонашвили. - 2-е изд. - М.: Свет, 2015. - 320 с.
Gruzdova Olga Gennadyevna
Penza state university, Penza, Russia E-mail: [email protected] PHH^ https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=708934
Shcherbakova Natalya Evgenevna
Penza state university, Penza, Russia E-mail: [email protected]
Khayrova Khalidа Gafarovna
Penza state university, Penza, Russia E-mail: [email protected]
Self-education of primary school children in a humane and personal educational environment
Abstract. The article deals with the problem of self-education of primary school children in a humane and personal educational environment of the school. Presents an analysis of the concept of "self-education" on the basis of selected characteristics of substantiated the sensitivity of primary school age for the formation of the child's readiness for self-education, considers the possibility of personal humane educational environment of the school as a pedagogical conditions conducive to the preparation for the self-education of children of primary school age. Noting the need for a preparatory stage in self-education, the authors identified and described three components of readiness of primary school children for self-education: cognitive, emotional-motivational and activity. The article highlights and substantiates the following conditions of a humane and personal educational environment that contribute to the formation of readiness of younger students for self-education: self-education is interconnected with the process of educating students; pedagogical interaction between adults and children is humanely personal and is based on the principles of freedom, self-development, success and creativity; organized in the educational process of primary school, children's cognitive activity aimed at mobilizing the cognitive, emotional, motivational and activity spheres of the individual for conscious self-improvement.
As part of the implementation of the research goal, the authors carried out experimental work on verification of the selected conditions of a humane and personal educational environment that contribute to the formation of readiness of primary school children for self-education. The pilot study took place in three stages: ascertaining stage (definition of initial level of readiness of younger students for self-education), the forming step (verification of the conditions of personal humane educational environment conducive to successful self-education of children of primary school age), a test stage (evaluation of the effectiveness of conditions of personal humane educational environment for formation of readiness of younger students for self-education). The obtained results allowed the authors to conclude that self-education of primary school children will be successful if it is implemented in a humane and personal educational environment.
Keywords: self-education; education; primary school age; preparation for self-education; readiness for self-education; humane and personal educational environment; school