Научная статья на тему 'Развитие нормативно-законодательной базы лизинга в России'

Развитие нормативно-законодательной базы лизинга в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
785
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ПРАВОВАЯ СРЕДА / ЛИЗИНГОВАЯ КОМПАНИЯ / ДОГОВОР ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антошина Ольга Александровна

В представленной статье дан ретроспективный анализ правовой базы лизинговой деятельности. Материал представлен в хронологическом порядке с учетом специфики развития лизинговой отрасли в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие нормативно-законодательной базы лизинга в России»

Развитие нормативно-законодательной базы лизинга в России Development of normative-legal base of leasing in Russia

Антошина Ольга Александровна,

кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры "Экономики и управления" Подмосковного филиала Автономной некоммерческой

организации ВПО "РАП", olgantosh@mail.ru, +7-916-194-39-07

Аннотация: в представленной статье дан ретроспективный анализ правовой базы лизинговой деятельности. Материал представлен в хронологическом порядке с учетом специфики развития лизинговой отрасли в Российской Федерации.

Annotation: in the present paper gives a retrospective analysis of the legal framework for leasing activity. The material is presented in chronological order, taking into account the specifics of leasing development in the Russian Federation.

Ключевые слова: лизинг, инвестиционный процесс, правовая среда, лизинговая компания, договор финансовой аренды.

Key words: leasing, investment process, the legal environment, a leasing company, the contract of financial rent.

Надежное правовое обеспечение экономической деятельности во многом определяет развитие бизнеса. Неразвитость и неопределенность правовых отношений субъектов сдерживают этот процесс. В последние годы активно проходил процесс организации гражданско-правового института лизинга в России. Однако нормативно-законодательная база, в соответствии с которой развиваются рынок лизинговых услуг и механизм исполнения лизинговых схем, формируется под воздействием постоянно меняющейся

правовой среды. Правовая среда формирования нормативно-законодательной базы лизинга включает ряд элементов (рис. 1).

Рисунок 1. Нормативно-законодательная база лизинговой

деятельности.

В нашей стране фактически до середины 1995 г. отсутствовали законодательные и нормативные акты, регулирующие лизинговую деятельность. Судьбоносным для развития лизинга в России следует считать выход в свет постановления Правительства РФ от 29.06.95 г. №633, в

котором сформулирована программа действий Правительства и Федеральных органов управления по формированию правового и экономического обеспечения лизингового бизнеса и утверждено "Временное положение о лизинге".

Данное "Временное положение о лизинге" является первым нормативным документом, в котором приведены основные понятия, характеризующие лизинговую деятельность. В первую очередь в этом постановлении дано определение лизинга, установлены объекты и субъекты лизинговой сделки.

«Временное положение о лизинге» определило лизинг как «вид предпринимательской деятельности, направленный на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды арендодатель обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору за плату во временное пользование для предпринимательских целей».

Следующим важным моментом в законодательном обеспечении лизинговой деятельности можно считать введение в действие с 1 марта 1996 года части II Гражданского кодекса РФ, в которой одним из видов договора об аренде является договор о финансовой аренде, т.е. договор о лизинге получил законодательное обеспечение.

В ГК даны определения договора финансовой аренды, предмета договора, приведен порядок передачи предмета договора, перехода к арендатору риска случайной гибели, ответственности продавца. Однако многие аспекты лизинговой деятельности решены не были.

Несмотря на небольшое число норм, регулирующих непосредственно

договор финансовой аренды (лизинга), Гражданский кодекс РФ не

предусматривает принятия каких-либо федеральных законов или иных

правовых актов о договоре финансовой аренды (лизинга), как это имеет

место в отношении некоторых других гражданско-правовых договоров. Дело

3

в том, что договор финансовой аренды (лизинга) рассматривается в Гражданском кодексе РФ в качестве отдельного вида договора аренды (имущественного найма), поэтому его регулирование строится по известной схеме: при отсутствии в соответствующем параграфе специальных правил, регламентирующих какой-либо из видов гражданско-правового договора (в данном случае договор лизинга), подлежат применению общие положения о соответствующем типе гражданско-правового договора (в данном случае договора аренды). Следовательно, договор финансовой аренды (лизинга) за пределами норм, сосредоточенных в параграфе 6 главы 34, регулируется общими положениями об аренде (§ 1 главы 34 Гражданского кодекса РФ). Тем самым достигается полное и комплексное регулирование договора финансовой аренды (лизинга).

Однако, не смотря на то, что Гражданский кодекс РФ не предусматривает принятие федеральных законов в отношении регулирования лизинговых операций, такой закон все же был принят. Это Федеральный закон от 29 октября 1998 года №164-ФЗ «О лизинге». Он стал очередным шагом на пути становления правового регулирования лизинга. Но как это водится, Закон №164-ФЗ не избежал противоречий с иными нормативными актами. В частности, многие положения указанного закона вступили в противоречие с Гражданским кодексом РФ и Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге. Напомним, что Российская Федерация является участником данной Конвенции в соответствии с Федеральным законом от 8 февраля 1998 года №16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге».

На практике противоречия между Федеральным законом «О лизинге» и Гражданским кодексом РФ приводили к тому, что лизинговые компании, лизингополучатели и другие участники лизинговых отношений руководствовались в своей текущей хозяйственной деятельности теми нормами законодательства, которые, по их мнению, им больше подходили.

Более того, в ряде регионов (например, в Ленинградской области) стали разрабатывать самостоятельные гражданско-правовые акты по лизингу.

Поэтому Федеральным законом от 29 января 2002 года №10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге» в закон о лизинге были внесены изменения. При этом он стал называться теперь Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)».

В соответствии с предыдущей редакцией закона в ряде случаев лизингодатель имел право бесспорного взыскания денежных сумм, а также бесспорного изъятия предмета лизинга, что по сути является расторжением договора лизинга (в частности, лизингодатель мог воспользоваться этим правом, если использование имущества не соответствовало условиям договора или если лизингополучатель осуществлял сублизинг без его согласия).

В новой редакции закона (ст. 13 п. 1) детально прописана процедура бесспорного списания лизинговых платежей лизингодателем в случае их неперечисления лизингополучателем более двух раз подряд. Такое положение закона о лизинге о бесспорном списании лизинговых платежей не противоречит ГК РФ.

Однако в практике реализации лизинговых схем применение этой нормы может оказаться проблематичным: согласно закону о банках и банковской деятельности взыскать денежные средства со счетов кредитная организация может только на основании исполнительных документов.

В январе 2002 года закон о лизинге был более или менее приведен в соответствие с действующим гражданским законодательством.

При этом по сравнению с международными определениями в части

лизинговых операций (в частности той же Конвенции УНИДРУА) положения

Гражданского кодекса РФ имеют ряд недостатков. Например, российское

гражданское законодательство никак не ограничивает срок сдачи имущества

в аренду (лизинг). Продолжительность действия лизингового договора

полностью отдается на усмотрение сторон. Таким образом, возникает

5

проблема необходимости разграничения договора лизинга от маскируемых под него (либо с целью получения определенных льгот, либо для ухода от реальной суммы налогообложения при сделках купли-продажи). Также в российском законодательстве отсутствуют какие-либо ссылки на соответствие срока лизингового договора сроку полезного использования (амортизации) имущества, передаваемого в лизинг.

Кроме того, в соответствии со статьей 666 Гражданского кодекса РФ предметом договора финансовой аренды могут быть любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности. Этим отграничением из числа арендаторов (лизингополучателей) исключаются некоммерческие организации, использующие арендуемое имущество для выполнения своих уставных целей. Как нами было рассмотрено выше, Конвенцией УНИДРУА не считаются лизинговыми только те сделки, при которых имущество получено для личного (семейного) потребления.

Из определения договора финансовой аренды (лизинга) вытекает, что российским гражданским законодательством признается только финансовый лизинг, так как оно предусматривает наличие в сделке трех участников (арендодателя, арендатора и продавца). Кроме того, статьей 665 ГК РФ закрепляется разовый характер лизинговых операций, вытекающий из того, что для каждой сделки арендодатель должен покупать имущество вновь. Эти положения гражданского законодательства фактически исключают из сферы его регулирования такие важные, выработанные многолетней практикой, виды лизинга, как оперативный и возвратный. Соответственно, все подобные отношения, не подпадающие под действие ГК РФ, официально лизингом признаваться не могут. Конечно, эти и другие виды лизинговых операций могут быть урегулированы сторонами сделки в конкретных договорах, с применением общих норм гражданского законодательства о лизинге и об аренде. Однако такие договоры лишатся всех предусмотренных для лизинга льгот и особых положений.

По нашему мнению, особенности российского лизинга имеют определенные сложности в корреляции с понятием инвестиционного процесса. Во-первых, в настоящее время отсутствует связь между действующими на сегодня правилами формирования и исполнения лизинговых договоров и показателями производственного процесса лизингополучателя. Во-вторых, лизингодатель должен иметь положительный финансовый результат, так как не только возвращает свои затраты через амортизационные отчисления, но и компенсирует в составе лизинговых платежей свои налоговые обязательства, получая доход как плату за лизинговую услугу.

Предлагаем рассматривать в качестве наиболее обобщающего и более корректного следующее определение лизинга: лизинг - это комплекс имущественных отношений складывающихся в основанной на кредите инвестиционной операции, состоящей из покупки и последующей аренды актива.

По нашему мнению, такое обоснование сути лизинга позволит избежать многих законодательных нестыковок, которые существуют на сегодняшний день.

Для подтверждения инвестиционного характера лизинговых операций в законодательстве предлагается выделить две его функции:

1. инвестирование средств лизингополучателя в экономику в форме основных средств;

2. возмещение понесенных затрат на приобретение предмета лизинга.

Также эти функции необходимо четко сформулировать в качестве

уточняющей поправки к закону о лизинге. Соответствующее отражение они должны получить и в Налоговом кодексе Российской Федерации, и в законодательстве о бухгалтерском учете.

Процессы формирования нормативно-правовой базы лизинга в

настоящее время далеко не закончены: остается много нерешенных вопросов,

имеются существенные недостатки. В частности, с принятием нового закона

7

не устранены существенные проблемы, препятствующие развитию международного лизинга: проблема таможенного регулирования, требующая внесения изменений в таможенное законодательство.

Таким образом, несмотря на то, что в последнее время происходят процессы формирования специальной нормативно-законодательной базы для лизинга, способствующей развитию лизинговых услуг в РФ, неопределенность увеличивает риски субъектов лизинговых взаимоотношений, сдерживает их предпринимательскую инициативу, что в конечном итоге тормозит рост промышленного производства, поддержку реального сектора российской экономики.

В этой связи возникает насущная необходимость принятия дополнительных законодательных актов в области регулирования лизинговых операций (в частности, внесение изменений в ГК РФ в соответствии с международными понятиями финансового лизинга).

Библиографический список

1. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».

2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая.

3. Антошина О.А. Лизинг, М.: Налоговый вестник, 2011.

4. Богданов П.В, Лизинг - знакомый незнакомец // «Спутник главбуха»,

2009

5. Горемыкин В.А., Правовое регулирование лизинговых отношений, «Справочник экономиста» №4/2009

6. Кабанова Т.Н., Необходимость государственной регистрации заключения и расторжения договора лизинга недвижимого имущества, «Лизинг» №2, 2011

7. Кириллова О.В., Законодательство, регулирующее лизинговую деятельность, «Лизинг» №6, 2010

The bibliographic list

1. Federal law of October 29, 1998 № 164-FZ "On financial lease (leasing)".

2. Civil code of the Russian Federation, part two.

3. Antoshina O.A. Leasing, M: Tax Bulletin, 2011.

4. Bogdanov P., leasing is a familiar stranger // Sputnik accountant", 2009

5. Goremykin VA, Legal regulation of leasing relations, "Handbook of economist", issue 4/2009

6. Kabanova T.N., The necessity of state registration of conclusion and termination of the lease agreement of the immovable property, "Leasing" №2, 2011

7. Kirillova O.V., Legislation regulating leasing activity, "Leasing" №6, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.