Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2018. № 2 (21)
О ПОНЯТИИ ДОГОВОРА ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ В РФ
© О. С. Лапшина © В. А. Тужилин
Лапшина Ольга Сергеевна кандидат юридических наук доцент кафедры гражданского права и процесса Тольяттинский
государственный университет e-mail: zayaolga@mail.ru
Тужилин
Владимир Алексеевич магистрант
Университет управления
«ТИСБИ»
г. Казань
Аанная статья посвящена понятию логовора финансовой аренлы в РФ. В работе описываются субъекты лизинга, их права и обязанности. Большое внимание улеляется метолам начисления лизинговых платежей.
Ключевые слова: логовор финансовой аренлы, лизинг, лизинголатель, лизингополучатель, лизинговые платежи, лизинговые операции.
В Российской Федерации термин «лизинг» вошел в широкое употребление еще в начале 1990-х гг., тогда, когда государство стало использовать его для стимулирования инвестиционной деятельности.
Хотя первое упоминание о лизинговых операциях было еще в середине 1989 года, в это время были изданы следующие нормативно-правовые акты, такие как Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 г. и письмо Госбанка СССР «О плане счетов бухгалтерского учета» от 16 февраля 1990 г. № 270, в котором был отражен порядок учета лизинга в бухгалтерском учете.
Также начали появляться и развиваться коммерческие банки, которые и начали внедрять лизинговые операции в свою банковскую практику.
Итак, сейчас договор финансовой аренды (лизинга) — это гражданско-правовой договор, в соответствии с которым арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за
плату во временное владение и пользование. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца.
Субъектами лизинга являются:
— лизингодатель — физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга;
— лизингополучатель — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга;
— продавец — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения.
Договор лизинга носит возмездный характер, так как предусматривает встречное предоставление имущества сторонами. Арендатор должен вносить арендную плату арендодателю за исполнение им своих обязанностей по передаче имущества во владение и пользование.
Под лизинговыми платежами понимается общая сумма, выплачиваемая лизингополучателем лизингодателю за предоставленное ему право пользования имуществом - предметом договора.
В лизинговые платежи включаются: амортизация лизингового имущества за весь срок действия договора лизинга, компенсация платы лизингодателя за использованные им заемные средства, комиссионное вознаграждение, плату за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором лизинга, а также стоимость выкупаемого имущества, если договором предусмотрен выкуп и порядок выплат указанной стоимости в виде долей в составе лизинговых платежей. Лизинговые платежи уплачиваются в виде отдельных взносов.
При заключении договора стороны устанавливают общую сумму лизинговых платежей, форму, метод начисления, периодичность уплаты взносов, а также способы их уплаты.
Платежи могут осуществляться в денежной форме, компенсационной форме (продукцией или услугами лизингополучателя), а также в смешанной форме. При этом цена продукции или услуг лизингополучателя устанавливается в соответствии с действующим законодательством.
По методу начисления лизинговых платежей стороны могут выбрать:
— метод «с фиксированной общей суммой», когда общая сумма платежей начисляется равными долями в течение всего срока договора в соответствии с согласованной сторонами периодичностью;
— метод «с авансом», когда лизингополучатель при заключении договора выплачивает лизингодателю аванс в согласованном сторонами размере, а остальная часть общей суммы лизинговых платежей (за минусом аванса) начисляется и уплачивается в течение срока действия договора, как и при начислении платежей с фиксированной общей суммой;
— метод «минимальных платежей», когда в общую сумму платежей включаются сумма амортизации лизингового имущества за весь срок действия договора, плата за использованные лизингодателем заемные средства, комиссионное вознаграждение и плата за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором, а также стоимость выкупаемого лизингового имущества, если выкуп предусмотрен договором.
В договоре лизинга стороны устанавливают периодичность выплат (ежегодно, ежеквартально, ежемесячно, еженедельно), а также сроки внесения платы по числам месяца.
По соглашению сторон взносы могут осуществляться равными долями, в уменьшающихся или увеличивающихся размерах [5, с. 10].
Это консенсуальный договор, поскольку он считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения по всем существенным условиям. Момент вступления этого договора в силу не связан с передачей арендованного имущества арендатору.
Договор лизинга независимо от срока заключается в письменной форме.
Для выполнения своих обязательств по договору лизинга субъекты лизинга заключают обязательные и сопутствующие договоры.
К обязательным договорам относится договор купли-продажи.
К сопутствующим договорам относятся договор о привлечении средств, договор залога, договор гарантии, договор поручительства и другие.
В договоре лизинга должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче лизингополучателю в качестве предмета лизинга. При отсутствии этих данных в договоре лизинга условие о предмете, подлежащем передаче в лизинг, считается не согласованным сторонами, а договор лизинга не считается заключенным.
Договор финансовой аренды является двусторонне обязывающим — права и обязанности сторон по отношению друг к другу имеют взаимный характер. Стороны договора несут обязанности в пользу контрагента. Каждая из них является должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и в то же время ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать.
На основании договора лизинга лизингодатель обязуется:
— приобрести у определенного продавца в собственность определенное имущество для его передачи за определенную плату на определенный срок, на определенных условиях в качестве предмета лизинга лизингополучателю;
— выполнить другие обязательства, вытекающие из содержания договора лизинга.
По договору лизинга лизингополучатель обязуется:
— принять предмет лизинга в порядке, предусмотренном указанным договором лизинга;
— выплатить лизингодателю лизинговые платежи в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором лизинга;
— по окончании срока действия договора лизинга возвратить предмет лизинга, если иное не предусмотрено указанным договором лизинга, или приобрести предмет лизинга в собственность на основании договора купли-продажи;
— выполнить другие обязательства, вытекающие из содержания договора лизинга.
В договоре лизинга могут быть оговорены обстоятельства, которые стороны считают бесспорным и очевидным нарушением обязательств и которые ведут к прекращению действия договора лизинга и изъятию предмета лизинга.
Договор лизинга может предусматривать право лизингополучателя продлить срок лизинга с сохранением или изменением условий договора лизинга.
Если лизингополучателем является государственное или муниципальное учреждение:
— договором должно предусматриваться обязательство лизингодателя самостоятельно определять продавца имущества по договору лизинга;
— запрещается осуществлять расчеты по лизинговым платежам в натуральной форме (продукцией, производимой с использованием предмета лизинга);
— к существенным условиям договора отнесен запрет на обеспечение залогом выполнения обязательств (за исключением залога лизингового имущества), а также право сторон изменять размер лизинговых платежей в соответствии с бюджетной сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности);
— для выполнения своих обязательств по договору лизинга учреждениям запрещено заключать сопутствующие договоры на получение кредитов и займов.
В России лизинговые операции появились сравнительно недавно, но уже получили довольно широкое распространение. Однако в российском праве уже сделаны первые шаги на пути урегулирования и законодательного закрепления лизинговых операций.
При заключении международного контракта российские компании в большинстве случаев игнорируют арбитражную оговорку (перечень условий, на которых будет рассмотрен возможный спор между контрагентами), оставляя за иностранным партнером право решить этот важнейший вопрос. В результате при нарушении контракта иностранцами спор рассматривается судом, который сам же нарушитель выбрал заранее. По опыту защиты наших бизнесменов в иностранных судах скажем, что от правильности составления арбитражной оговорки и выбора третейского суда в большинстве случаев зависит выигрыш спора. Понятно, что для российских предприятий самый простой вариант -это МКАС при ТПП РФ. Однако иностранные партнеры не всегда разделяют этот выбор. Хорошей альтернативой в этой ситуации для российских компаний могут стать Лондонский международный арбитражный суд и арбитраж при Стокгольмской Торговой палате, а также Венский международный арбитражный центр. Последний мы особенно рекомендуем ввиду того, что в нем по сравнению с другими более оперативно рассматривают судебные дела, а также достаточно
свободная процедура судебного разбирательства, на которую стороны могут повлиять, предложив арбитрам свои пожелания. Схожим по данным условиям является Арбитражный суд при Торговой палате г. Стокгольма.
Таким образом, в целях экономии времени, а также для обеспечения своих законных прав и интересов следует заблаговременно, еще во время подписания контракта, продумать и грамотно сформулировать положения о месте и порядке разрешения возможных лизинговых споров. Споры с участием лизинговых компаний.
Анализ арбитражной практики, позволяет сделать вывод о продолжающемся увеличении числа споров, связанных с досрочным расторжением договоров лизинга и изъятием имущества у недобросовестных лизингополучателей. Аргументация сторон и выводы судебных инстанций, как правило, достаточно однотипны и не требуют специального анализа. В то же время, с начала года вынесен целый ряд решений, которые без преувеличения можно назвать революционными; кроме того, можно говорить о том, что сформировалась практика по целому ряду принципиальных для участников лизинговых правоотношений вопросов.
Запрет на расторжение лизингополучателем договора лизинга в случае не поставки предмета лизинга.
По нашему мнению, можно выделить три этапа развития лизингового законодательства в Российской Федерации.
Первый этап включает период с конца 1980-х до середины 1990-х гг., т. е. когда лизинговый продукт был импортирован в нашу страну из-за рубежа. В этот период были созданы первые российские лизинговые компании и тогда же, по мнению В. Д. Газмана, стали формироваться первоначальные правила ведения лизинговых операций [2, с. 12].
Данный этап характеризовался тем, что деятельность в сфере лизинга осуществлялась по аналогии с механизмом аренды, без специальных нормативно-правовых и законодательных актов. Данная неопределенность увеличивала степень риска участников лизинговых операций и, как следствие, сдерживала предпринимательскую активность.
На этом этапе впервые в отечественном законодательстве начинает употребляться термин «лизинг». Так, согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 1 июля 1994 г. № 9-ФЗ «О федеральном бюджете на 1994 год», при формировании федерального бюджета было предусмотрено в целях государственной поддержки сельского хозяйства направить ассигнования из федерального бюджета в сумме 1 млрд руб. на формирование лизингового фонда продажи техники товаропроизводителям сельскохозяйственной продукции.
Второй этап, охватывает промежуток с конца 1994 до середины 2001 г. и характеризуется активным формированием законодательной базы лизинговых операций. Официальный день его рождения следует датировать моментом выхода Указа Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» (утратил силу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 1999 г. № 524 «О признании утратившим силу Указа Президента Российской
Федерации от 17 сентября 1994 года № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности». В Указе от 17 сентября 1994 г. № 1929 давалось определение лизинга «как вида предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств в имущество, передаваемое по договору физическим и юридическим лицам на определенный срок». В части, которая посвящена непосредственно экономической природе лизинга, Указ содержал некоторые спорные предложения, которые не могли и не были восприняты последующим законодательством. В качестве примера можно отметить то допущение, что в качестве объекта договора лизинга могут выступать имущественные права. По мнению Ю. А. Харитоновой, к этому времени в стране стала остро проявляться необходимость в инвестициях для обновления производственно-технического потенциала предприятий. Но потребность в инвестициях не могла быть удовлетворена традиционными для России методами. Использование лизинговых отношений позволяло получить дополнительный источник для реализации инвестиционных процессов [9, с. 20].
С мнением Ю. А. Харитоновой не соглашается В. Д. Газман, который полагает, что существовавшая в СССР развитая сеть прокатных пунктов позволяет говорить о широком применении в России сделок, близких к оперативному лизингу [2, с. 19].
29 июня 1995 г. Правительство РФ приняло Постановление № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности», утвердившее Временное положение о лизинге. Согласно Постановлению хозяйствующие субъекты-лизингодатели, а также банки и другие кредитные учреждения освобождались от уплаты налога на прибыль, полученную ими от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее 3 лет. Также достаточно важным было то, что лизингополучатель мог в полном объеме включать лизинговые платежи в себестоимость производимой продукции, а лизингодателю разрешалось проводить ускоренную амортизацию, что снижало стоимость имущества и, как следствие, налог на него. Постановление положило начало регулированию лизинговых отношений в России, так как ранее участники лизинговых сделок руководствовались общими нормами, которые регулировались арендные отношения.
Временное положение о лизинге стало одним из основополагающих документов, который впервые дал ответ на ряд вопросов, связанных с экономическим и правовым регулированием лизинговых операций. Однако оба указанных документа определяли лизинг очень расплывчато. В качестве примера можно привести, что если производитель оборудования пожелает сам сдать произведенное им оборудование в лизинг, то он должен иметь лицензию на данный вид деятельности [4, с. 12].
Первым законодательным актом, регламентирующим лизинговые отношения и частично решившим некоторые правовые проблемы лизинга, стал Гражданский кодекс РФ, который впервые применил термин «финансовая аренда». До этого в нормативных актах и на практике встречалось только понятие «лизинг». В кодексе эти термины используются как синонимы. ГК РФ, опираясь на положения Оттавской конвенции УНИДРУА «О международном финансовом
лизинге» и используя имеющийся в России законодательный, практический и теоретический опыт, наиболее полно регулирует основные условия договора финансовой аренды (лизинга). Важная особенность ГК РФ состоит в том, что лизинг определяется как разновидность аренды, следовательно, общее положение об аренде применяется и в отношении лизинга, если в статьях кодекса не содержится соответствующих исключений.
Третий этап развития лизинговых отношений в России начинается с момента принятия и вступления в силу Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге» [8, с. 10]. К этому времени основы экономического и правового регулирования лизинга уже были заложены. В законе более систематизированы и определены основополагающие нормы, которые не регулирует ГК РФ, такие, например, как субъекты и объекты лизинга, сублизинг, государственная поддержка лизинговой деятельности. ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» объединил и развил нормы, регулирующие гражданско-правовые аспекты лизинговой деятельности, содержащиеся в ГК РФ, Конвенции УНИДРУА, нормативных правовых актах Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств.
8 февраля 1998 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА «О международном финансовом лизинге» [7, с. 10]. Россия присоединилась к Конвенции с оговоркой, что «вместо положений п. 3 ст. 8 Конвенции она будет применять нормы своего гражданского законодательства».
Появление в ГК РФ норм о лизинге связано с современными тенденциями развития хозяйственного оборота, как в отдельных странах, так и на международном уровне. Дело заключается в том, что современные отношения по использованию машинно-технических изделий все чаще основываются на специфической договорной форме, вобравшей в себя элементы купли-продажи, аренды, займа и некоторых других договоров и получившей название договора лизинга.
По мнению Е. В. Кабатовой, лизинг в силу присущей ему гибкости вообще не нуждается в детальном гражданско-правовом регулировании [3, с. 79]. Однако с этим мнением нельзя согласиться. Закон «О финансовой аренде (лизинге)» нужен, поскольку практически все нормы параграфа 6 гл. 34 ГК носят диспозитивный характер. То же можно сказать и о положениях Конвенции УНИДРУА, в силу п. 2 ст. 5 которой стороны в своих взаимоотношениях могут изменять любые ее положения или отступать от них, за исключением нескольких пунктов.
Государственные гарантии на осуществление финансовой аренды (лизинга) за счет средств Бюджета развития Российской Федерации (далее именуются — государственные гарантии) являются поручительством Правительства Российской Федерации и предоставляются резидентам Российской Федерации — кредиторам лизингодателя на конкурсной основе под заемные средства.
Рассмотрение вопроса о предоставлении государственных гарантий производится при наличии между организацией, реализующей инвестиционный проект (далее именуется — претендент), и лизингодателем соглашения об условиях заключения договора лизинга, в котором указывается, что права и
обязанности сторон по договору возникают после получения государственных гарантий под заемные средства.
Общий объем государственных гарантий соответствует их лимитам по направлениям использования, предусмотренным законом о федеральном бюджете.
Не подлежат возмещению выделенные средства, используемые не по указанным направлениям.
Размер государственных гарантий, выдаваемых кредитору лизингодателя, составляет до 40 процентов фактически предоставляемых для реализации финансовой аренды (лизинга) средств.
Основной целью предоставления государственных гарантий является стимулирование более широкого привлечения частных инвестиций в сферу финансовой (аренды) лизинга как одной из форм инвестиционной деятельности [1, с. 12].
Предоставление государственных гарантий, а также исполнение обязательств, предусмотренных ими, осуществляются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. № 1470 «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации» [6, с. 10].
Итак, на сегодняшний день лизинг в России стал очень популярным. Договоры лизинга заключаются как и субъектами малого бизнеса, так и крупнейшими предприятиями.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бродская Е. Основные фонды подождут до лучших времен // Банковское обозрение. 2010. № 2.
2. Газман В. Д. Лизинг: теория, практика, комментарии. Москва : Правовая культура, 1997.
3. Кабатова Е. В. Лизинг: правовое регулирование, практика. Москва : ИНФРА,
1998.
4. Кириллова Е. А. Исполнение договора финансовой аренды в РФ: проблемы практики // Российская юстиция. 2016. № 6. С. 12—15.
5. Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей (утв. Минэкономики РФ 16.04.1996) // Закон. 1999. № 8.
6. Постановление Правительства РФ от 03.09.1998 № 1020 «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на осуществление финансовой аренды (лизинга)» (в ред. 06.06.2002) // Российская газета. 1998. № 173.
7. Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге» от 08.02.1998 г. № 16-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 7. Ст. 787.
8. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 № 164-ФЗ (ред. от 16.10.2017) // Российская газета. 1998. № 211.
9. Харитонова Ю. С. Договор лизинга. Москва : Юрайт, 2002.
ON THE CONCEPT OF A FINANCIAL LEASE CONTRACT IN THE RUSSIAN FEDERATION
O. Lapshina, V. Tuzhilin
This article is devoted to the concept of a financial lease contract in the Russian Federation. The paper describes the subjects of leasing, their rights and obligations. Much attention is paid to the methods of calculating leasing payments.
Key words: financial lease agreement, leasing, lessor, lessee, leasing payments, leasing operations.