АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА I Финансы и банки
Формирование лизинговых отношений в России и перспективы их развития
A.C. ЛУКЬЯНОВ,
аспирант кафедры «Экономическая теория» Ульяновского государственного технического университета, менеджер по работе с клиентами и партнерами лизинговой компании «Европлан»
Пизинговые отношения являются одним из эффективных способов улучшения материально-технического обеспечения организации. С 1994 г. данный вид отношений начал регламентироваться федеральным законодательством (Указ Президента РФ от 17.09.1994 № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности»), в 1998 г. он приобрел еще более четкие очертания в виде Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».
Однако до сих пор экономическая сущность лизинга остается спорной. Содержание и роль его теории и практики трактуется по-разному, а зачастую и противоречиво.
Одни рассматривают лизинг как своеобразный способ кредитования предпринимательской деятельности; другие полностью отождествляют его с долгосрочной арендой или с одной из ее форм, которая, в свою очередь, сводится к наемным подрядным отношениям; третьи считают лизинг завуалированным способом купли-продажи средств производства или права пользования чужим имуществом; а четвертые интерпретируют лизинг как действия
В условиях финансового кризиса в России коммерческие организации, производственные кооперативы, индивидуальные предприниматели, заинтересованные в развитии своей производственной базы, приобретении дорогостоящего оборудования или автотранспортных средств, имеют ограниченные финансовые возможности, которые не позволяют единовременно отвлечь значительные денежные средства для покупки, а кредитные ресурсы банков сейчас практически не доступны.
В данной статье комплексно рассматривается нормативно-правовая база лизинговых отношений, обозначены права и обязанности участников лизинговых отношений на основании имеющихся законов и положений, отмечена сформировавшая «специализация» лизинговых компаний как особенность системы лизинговых отношений, а также обозначены перспективы развития отношений лизингодателя и лизингополучателя в условиях финансового кризиса.
за чужой счет, то есть управление чужим имуществом по поручению доверителя.
Что такое «лизинг»
Современное понимание лизинга восходит к классическим принципам римского права о разграничении собственника и пользователя имущества. Возникновение и само существование его в качестве особого вида бизнеса основано именно на возможности разделения компонентов собственности на два важнейших правомочия — пользование вещью, то есть применение ее в соответствии с назначением для извлечения дохода и других выгод, и само право собственности как правовое господство лица над объектом собственности. Многовековым опытом доказано, что богатство в конечном счете заключается не просто в обладании собственностью непосредственно, а в эффективном ее использовании.
Особенность лизинга состоит в том, что объект лизинга одновременно выступает как собственность лизингодателя и как функция капитала лизингополучателя. Отсюда следует, что лизинг — это способ реализации отношений собственности, выражающий определенное со-
стояние производительных сил и производственных отношений, с которыми он находится в тесной взаимосвязи. Особая экономическая роль лизинговой деятельности как раз и состоит в том, что, с одной стороны, она способствует становлению частной собственности на средства производства, а с другой — ведет к преодолению ее, смене владельца и распорядителя. В процессе лизинга происходит саморазвитие государственной собственности, а при определенных условиях и превращение ее в частную, общую совместную или долевую. Вкладывая свои средства и труд в улучшение и количественное умножение основных фондов, лизингополучатели становятся уже не только их владельцами, но и собственниками таких приращений. В результате в лизинге достигается разрешение двойственности собственности, которая принадлежит всем действующим хозяйствующим субъектам в целом и одновременно каждому в отдельности.
Лизингополучатель выступает одновременно в трех качествах: он использует переданные ему средства производства, а также владеет и распоряжается ими определенным образом. Более того, лизингополучатель является полным собственни-
Ноябрь-декабрь 2009 г.
а
ком вложенных им (с разрешения лизингодателя) отделимых и неотделимых затрат в улучшение средств производства в размере их прироста за счет собственной прибыли за лизинговый период.
По мнению ряда специалистов, лизинг является организационной формой предпринимательской деятельности, выражающей отношения собственности и инвестирования, особую систему хозяйствования, однако, как и всякое самостоятельное явление, как экономическая категория, он имеет собственное содержание и различные формы проявления, которые можно представить с разной степенью конкретности. Лизинговая форма предпринимательства основывается на системе принципов (правил, положений), определяющих единство и связи общих, частных и особенных ее свойств и внешних проявлений, которые необходимо учитывать в практической деятельности [1, с. 28].
Становление лизинга в России
Можно выделить четыре характерных периода в становлении в России лизинговых отношений как экономической формы определенной совокупности хозяйственных операций и формирования правовой среды для их существования.
На первом этапе отсутствие специального законодательства о лизинге сочеталось с неразвитостью самой этой формы предпринимательства, а точнее, с отсутствием достаточного опыта и установившихся представлений о правовом положении сторон лизинговых сделок.
На втором этапе, с начала 1990-х гг., лизинговая деятельность в России осуществлялась по аналогии с арендой без специальных нормативных и законодательных документов. Правовая неопределенность увеличивала степень риска партнеров и тем самым сдерживала предпринимательскую инициативу и ограничивала практическую реализацию достижений научно-технического прогресса. Второй период продолжался около четырех лет. В это время внешнеэкономические торговые отношения были либерализованы, предприятия получили право выхода на внешний рынок, в связи с чем у многих из них появился источник иностранной валюты. Затем появилась возможность приобретения ее на внутреннем рынке. Перевод предприятий на арендные формы хозяйствования и перестройка банковской системы послужили толчком в развитии лизинга. Было создано несколько специализированных лизинговых компаний: «Балтлиз», «Евролизинг», «Россия» и др.
Третий этап, с сентября 1994 г., характеризуется активным форми-
Век Качества N° 6
рованием специальной нормативной базы лизинговых сделок. К концу 1996 г. было принято свыше десяти нормативных актов, в частности Указ Президента РФ № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» от 17 сентября 1994 г., Постановление Правительства РФ «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» № 633 от 29 июня 1995 г., Типовой устав лизинговой компании (утвержден Минэкономики и Минфином России) от 29 декабря 1995 г., Письмо ГТК РФ № 01-13/10268 «О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений» от 20 июля 1995 г., Положение о лицензировании лизинговой деятельности в РФ (Постановление Правительства РФ № 167) от 26 февраля 1996 г., изменения в Гражданский кодекс РФ, II часть, глава 34 «Аренда», параграф 6 «Финансовая аренда (лизинг)» от 1 марта 1996 г., Постановление Правительства РФ «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в РФ» № 752 от 27 июня 1996 г.
Вышеперечисленные нормативные акты были приняты для осуществления общего гражданско-правового регулирования лизинговой деятельности и недостаточно полно регламентировали взаимоотношения участников лизинговой сделки. Поэтому возникла необходимость в специальном законе о лизинге, который включал бы в себя как можно больше норм прямого действия, касающихся вопросов налогообложения, валютного, таможенного и иных видов регулирования, учета и отчетности, амортизационной политики, вопросов лицензирования и обязательного страхования лизинговых операций, чтобы ведомственные инструкции не могли изменить установленные законом порядки:
1 Постановление Правительства РФ № 915 «О мероприятиях по развитию лизинга в РФ на 1997—2000 годы» от 21 июля 1997 г.;
2 Указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга (утверждены Приказом Минфина России № 15) от 17 февраля 1997 г.);
3 Закон РФ «О лизинге» № 164-ФЗ от 29 октября 1998 г.;
4 Закон РФ «О присоединении России к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге» № 16-ФЗ от 8 января 1998 г.
Четвертый этап наступил с 29 октября 1998 г., когда вступил в действие специальный закон РФ «О лизинге» (далее — Закон). Указы Президента РФ, постановления Правительства России, Налоговый кодекс и другие нормативные акты, регули-
рующие лизинговые отношения, были приведены в соответствие с Законом.
Права и обязанности участников лизинговых отношений
В современных условиях права и обязанности участников лизинговой сделки определяются в основном нормами гражданского законодательства и Федеральным законом
о финансовой аренде (лизинге) (ст. 10). В международном лизинге они устанавливаются в соответствии с Законом «О присоединении РФ к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге» № 16-ФЗ от 8 января 1998 г. и нормами национального законодательства, не противоречащими международному праву. Режим применяемого права предусматривается по соглашению сторон международного договора лизинга.
Лизинговые отношения Закон рассматривает как инвестиционные, действующие в треугольнике «лизингодатель (инвестор) — поставщик (производитель) — лизингополучатель (пользователь, арендатор)». В условиях финансового кризиса ключевым субъектом действительно является инвестор, стоящий в начале деловой цепочки. Он по заявке пользователя (предпринимателя) приобретает за свои средства в собственность имущество (например, оборудование) у производителя (завода) и передает его по договору на определенное время за плату во владение и пользование потребителю. Учитывая, что в конечном счете товаропроизводитель — пользователь предмета лизинга — в результате своей предпринимательской деятельности создает продукцию (услуги), реализация которой возмещает инвестиции (с процентами) и все затраты поставщика (с прибылью) и комиссионные других посредников, активной фигурой в лизинге можно считать арендатора, обеспечивающего коммерческий успех всех участников сделки.
В статье 655 второй части ГК РФ сущность лизинга фактически сводится к финансовой аренде. В пяти других статьях шестого параграфа гражданского кодекса установлены основные права и обязанности сторон лизинговых сделок. В соответствии со статьей 6 ГК РФ в случаях, когда данные отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применяемый к ним обычай делового оборота, то к таким отношениям применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона, права). Следовательно, при оформ-
лении лизинговых сделок могут применяться не только договоры лизинга, но также аренды, особенно в части, не урегулированной специальным законодательством и не противоречащей его сущности. Следует помнить, что понятия «лизинг» и «аренда» полностью не совпадают.
По мнению В.А. Горемыкина, правовая база регулирования лизинговых сделок в России имеет очень высокий статус, поскольку понятие договора лизинга определено специальным законом и введено в Гражданский кодекс. Регулирование бухгалтерского учета и отчетности, а значит, и порядка налогообложения при лизинговых операциях осуществляется на основании действовавших и ранее документов, касавшихся арендных сделок, а также специального приказа Министерства финансов [2, с. 122].
Косвенное отношение к деятельности лизинговых компаний имеют многие другие законодательные и нормативные документы, регламентирующие общие вопросы налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности, осуществления экспортноимпортных операций и т.д.
В лизинге регулируются трехсторонние отношения между лизингодателем, пользователем (лизингополучателем, арендатором) и продавцом, а также распределяются между ними права, обязанности и ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей. В Гражданском кодексе (§ 6 «Финансовая аренда (лизинг)») стороны договора лизинга не вполне обоснованно названы арендодателем и арендатором, что не отражает всей специфики этих отношений.
Инициатором лизинговых сделок по Закону (п. 3 ст. 7) является лизингополучатель-товаропроизводитель, который сообщает лизингодателю, в каком оборудовании он нуждается. Именно его лизинговая компания покупает у изготовителя, также указанного арендатором. В лизинговых отношениях решение многих вопросов зависит от того, кто выбирал продавца необходимого имущества. Лизинговая компания лишь формально признается собственником объекта. Она его фактически может не принимать на свой склад и даже не несет ответственности за случайную гибель имущества, находящегося в пользовании арендатора.
Риск случайной гибели, порчи, хищения, преждевременной поломки, ошибки при монтаже или эксплуатации и другие имущественные риски с момента фактической приемки объекта лизинга несет не собственник, как это предусмотрено общегражданским законодательством (ст.
с с с
211 ГК РФ), а лизингополучатель-арендатор (ст. 82 Закона и ст. 669 ГК РФ). Страхование имущества проводит одна из сторон договора по соглашению (ст. 21 Закона).
Вместе с тем, будучи юридическим собственником, лизинговая компания имеет возможность в случае невыполнения обязательств арендатором, в том числе по своевременной плате за аренду, расторгнуть договор и получить оборудование.
Лизинговой компании как собственнику не обязательно прибегать к залогу оборудования, чтобы возместить возможные потери. Кроме того, при объявлении лизингополучателя банкротом арендуемое имущество не входит в конкурсную массу.
Но распределение ответственности может быть иным, если арендо-
как бы противостоит двум покупателям одного и того же имущества), должны быть ему известны заранее. При лизинге арендодатель является как бы юридическим собственником объекта сделки, а пользователь — экономическим собственником (владельцем), что существенным образом отличает его от обычного арендатора. Одна из особенностей лизинга проявляется и в специфических отношениях продавца и пользователя имущества. В ст. 670 ГК РФ указано, что арендатор имеет право и обязанности, как если бы он был стороной договора купли-продажи [3]. Следовательно, на него распространяются положения ГК РФ для покупателя. Пользователь при финансовом лизинге может предъявлять претензии непосредственно продавцу по качеству, комплектно-
датель играет более активную роль в выборе продавца. Это нашло отражение в ГК РФ. В ст. 665 предусмотрено, что выбор продавца может осуществляться арендодателем, а в ст. 670 уточняются последствия этого шага: если арендодатель выбирает продавца, то тем самым он возлагает на себя ответственность перед арендатором за выполнение продавцом условий договора купли-продажи. Собственник оборудования (лизингодатель) не несет за него почти никакой ответственности, если в договоре не предусмотрено иное. Гражданским кодексом (ст. 667) установлена обязанность лизингодателя уведомлять продавца о том, что приобретаемое имущество предназначено для передачи в аренду определенному лицу, которому он должен его поставить, а не арендодателю, являющемуся по договору покупателем. Более того, лизингополучатель в известной мере приравнивается законом к покупателю и многие вопросы он решает непосредственно с продавцом.
Все эти особенности финансового лизинга, делающие положение продавца не совсем обычным (он
сти имущества, срокам его поставки, но не вправе расторгнуть договор купли-продажи. Он может только ставить вопрос перед лизингодателем о его расторжении и возмещении убытков (ст. 10 Закона).
Рынок лизинга в России
Сформировавшаяся правовая база лизинговой деятельности, поддержка лизинговой деятельности со стороны государства, общий подъем российской экономики создали в сфере лизинговых отношений положительный инвестиционный климат — на рынок лизинга в России пришел иностранный капитал. Следствием этого стало увеличение количества лизинговых компаний, большое количество договоров лизинга, рост доли лизинга в ВВП России.
Объем рынка в период 2000— 2007 гг. возрастал, по оценкам ассоциации «Рослизинг», в среднем на 81% в год и достиг в 2007 г. 35,4 млрд долл. с НДС. По оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», за 2007 г. российский рынок лизинга вырос до 39 млрд долл. Доля лизинга в ВВП РФ в 2001 г. составляла 0,5%, в 2007 г. — 2,7%.
Ноябрь-декабрь 2009 г.
а
Однако огромный прирост числа лизинговых контрактов, на наш взгляд, является лишь следствием главных достижений данной отрасли экономики в этот период. Прежде всего, это сформировавшаяся система взаимодействия между производителями предметов лизинга, их продавцами, лизинговой компанией и конечным потребителем (специальные скидки от автопроизводителей, договора сотрудничества с автосалонами, унифицирование форм договора финансовой аренды и сопутствующих документов), позволяющая приобрести объект аренды в кратчайшие сроки под доступный процент, одновременно получив существенные налоговые льготы. Помимо этого развивается процесс «специализации» лизинговых компаний, появились компании, развивающие определенные направления деятельности, среди них:
1 «Розничные» лизинговые компании (ЗАО «Европлан», ЗАО «Карка-де»), специализирующиеся на массовом сегменте автотранспорта и позволяющие приобрести автомобили для личного и коммерческого использования малому и среднему бизнесу.
2 Кэптивные компании при производителях («МАН финанс», «Скания Лизинг», «КАМАЗ-Лизинг», «Катерпиллар Файнэншнл»), предлагающие специальные условия при приобретении именно своего транспорта.
3 Компании, имеющие доступ к федеральному финансированию («ВТБ Лизинг», «Росагролизинг»), предлагающие спецпрограммы для отдельных отраслей экономики.
4 Компании, специализирующиеся на крупных сделках в авиастроительной, железнодорожной отраслях («Техноспецсталь-Лизинг», «Авиализинг», «Ильюшин Финанс Ко.»).
5 Компании, специализирующиеся на лизинге оборудования («Авангард-Лизинг», «ГлавЛизинг», «ДельтаЛизинг»).
Осень 2008 г. принесла рынку, как и всему сектору финансовых услуг, сильное замедление темпов роста. Текущая обстановка на финансовых рынках безусловно отразилась и на рынке лизинга, где произошли значительные изменения. По последним доступным исследованиям рынка (за 12 месяцев 2008 г.), сумма новых лизинговых сделок снизилась по сравнению с 2007 г. на 24,7% и составила 26,65 млрд. долл. с НДС (по данным ассоциации «Росли-зинг»), или 27% и 720 млрд. руб. соответственно (по данным РА «Эксперт»). Падение объемов сделок на рынке особенно усилилось в последнем квартале 2008 г., так как падение
по итогам 9 месяцев 2008 г. оценивалось около 10%. Ожидания дальнейшего снижения объемов рынка лизинга преимущественно за счет сегментов крупных сделок инфраструктурного лизинга оправдались. По результатам исследования ассоциации «Рослизинг», несмотря на падение объемов лизинга на 13,5%, возросло количество заключенных на рынке договоров лизинга [4].
Около 70% лизинговых компаний остановили финансирование новых сделок. 25% компаний продолжают финансировать новых клиентов, существенно ужесточив условия и сузив продуктовое предложение. Не более 5% компаний продолжают работать приблизительно на тех же условиях, что и до кризиса. Вторичный рынок наводнен автотранспортом и спецтехникой, изъятой у лизингополучателей, не способных выплачивать лизинговые платежи в связи с финансовым кризисом.
Лизинг в условиях кризиса
Анализ данных деятельности основных лизинговых компаний позволяет сделать вывод: по всем основным параметрам сделок и по ожидаемому объему сделок рынок лизинга в 2009 г. возвратится к уровню 2005 г.
На наш взгляд, отношение к данному периоду не может быть однозначным. С одной стороны, 2009 г. стал «лакмусовой бумажкой» для рынка лизинга — он показал реальное количество лизингополучателей — серьезных организаций с современным менеджментом, умеющих управлять своими финансовыми потоками, — и количество фирм, живущих исключительно за счет оборачиваемости заемных и кредитных денег, «набравших» дорогостоящие автотранспорт и оборудование, не имея реального обеспечения непрерывности платежей. Кризис выявил и те лизинговые компании, которые, грамотно используя как собственные средства, так и средства иностранных кредиторов, увеличивали свою капитализацию, готовились к грядущему спаду рынка, и в условиях наступившего кризиса смогли адаптироваться и разработать «антикризисную программу деятельности» [5, с. 272].
С другой стороны, встает вопрос, смогут ли участники лизинговых отношений продолжить эффективное сотрудничество в сложившихся условиях? И на каких принципах такое сотрудничество будет основано?
Рассуждая о перспективах развития лизинговых отношений, считаем возможным и целесообразным выделить следующие принципы вза-
имоотношений лизингополучателей и лизингодателей в сложившихся условиях рынка:
1 Четкая и явная потребность приобретения автотранспорта и техники в лизинг для организации в связи с производственной необходимостью (под новые контракты, для обновления основных фондов в связи с изношенностью). Отказ от приобретения дорогого автотранспорта для поощрения управленческого аппарата.
2 Заключение контрактов с дополнительными гарантийными обязательствами (договоры поручительства юридических лиц, договоры личного поручительства собственников фирмы).
3 Ориентированность лизинговых компаний на крупных повторных клиентов (пониженная ставка дохода на инвестицию для клиентов, не имеющих просрочек по текущим договорам).
Таким образом, в настоящий момент в России имеется сложившаяся система лизинговых отношений, сформировавшаяся нормативно-правовая база, позволяющая предприятию в соответствии с законом приобрести основное средство, пользоваться им, оптимизируя налогооблагаемую базу, и получить его в собственность по окончании срока лизинга. Кроме того, при формировании лизинговых отношений появилась «специализация» лизинговых компаний с отлаженной системой работы с поставщиками предметов лизинга. Одновременно между лизингополучателем и лизингодателем сложилась система взаимовыгодных отношений, которая в связи с финансовым кризисом претерпевает определенные изменения в сторону максимальной целесообразности приобретения предмета лизинга и уменьшения предполагаемого риска от лизинговой сделки. .*
Литература
1. Малявина А.В., Попов С.А., Пашина Н.Б. Принципы построения лизинговых отношений: Монография. М.: Экзамен, 2007.
2. Горемыкин В.А. Правовые основы лизинговых отношений // Финансовый менеджмент. 2003. № 2.
3. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 Часть 2 // Ьир://шм^.соп8ик-ant.rU/popular/gkrf2/4_24.html#p1611.
4. В российском лизинге подведены итоги 2008 года // http://www.leasing.ru/ru/ риЪНсайоп8/235_15.04.09.
5. Лукьянов А.С. Оптимизация стра-
тегии деятельности лизинговой компании в условиях финансового кризиса // ИННОВАТИКА-2009: Труды международной конференции. Ульяновск: УлГУ,
2009.