УДК 339.187.62 (470)
Чигрова Н.В., Кузьмин В.А., Овчинникова И.П.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье выявлены основные проблемы, связанные с развитием рынка лизинговых услуг в Российской Федерации на основе анализа нормативно-правового обеспечения лизинговых операций и сложившихся источников финансирования лизинговых сделок. Авторами проанализировано состояние рынка лизинговых услуг в РФ и определены основные тенденции его развития.
Ключевые слова: лизинг, финансовая аренда, источники финансирования, лизинговые компании, рынок лизинговых операций.
Экономическая сущность лизинга трактуется неоднозначно и в течение достаточно длительного периода времени остается спорной.
Среди российский экономистов-практиков произошло полное или практически полное отождествление понятий лизинга с арендой вообще или с одной из ее отдельных форм. Так М.И. Брагинский, Н.М. Васильев и В.В. Витрянский утверждают, что между арендой и лизингом нет принципиальных различий, поскольку аренда является родовым понятием, в то время как лизинг будет видовым, он будет является одним из видов аренды.
По мнению Д.И. Лелецкого, лизинг, оформленный как аренда, по экономическому смыслу таковой не является. Он определяет лизинг как неарендное содержание в форме арендного договора».
В своих публикациях В. А. Горемыкин говорит о тройственной природе лизинга. Он дает определение лизинга как систему предпринимательской деятельности, включающей в себя, как минимум арендные, инвестиционные и торговые организационно-экономические отношения.
Подавляющее большинство экономистов сходится во мнении, что лизинг представляет собой специфическую форму имущественных взаимоотношений хозяйствующих субъектов, которая возникает в результате приобретения в собственность одним из хозяйствующих лиц имущества и последующем предоставлением во временное пользование этого имущества другому хозяйствующему лицу за определенную, заранее оговоренную компенсацию.
В соответствии с Федеральным законом «О финансовой аренде(лизинге)», под лизингом (или финансовой арендой) понимается
совокупность правовых и экономических отношений которые возникают в связи с реализацией лизингового договора (договора лизинга), в том числе с приобретением или покупкой самого предмета лизинга. Под договором лизинга (договором финансовой аренды) подразумевается договор, в соответствии с которым арендодатель обязуется в собственность приобрести указанное арендатором имущество за плату во временное владение и пользование.
Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает, что по договору финансовой аренды или договору лизинга арендодатель обязуется приобрести у определенного продавца имущество указанное арендатором в свою собственность и предоставить это имущество арендатору за плату во временное владение и пользование для целей предпринимательской деятельности.
Субъектами «классического» лизинга являются три основных стороны: продавец, лизингодатель и лизингополучатель.
Специфика лизинга или лизинговых операций заключается в том, что в его рамках одновременно соединились экономический, технический и правовой аспекты, являющиеся, признаками абсолютно самостоятельных коммерческих операций.
С экономической стороны имущество, участвующее в лизинговой сделке передается на определенный срок с условием его своевременного возвращения, за что собственник получает вознаграждение. Исходя из этого можно сказать, что соблюдены все условия кредитных отношений, таких как платность, срочность и возвратность.
Технический же аспект лизинга заключается в следующем - собственник, приобретая иму-
щество для передачи в лизинг другим лицам, как правило, не участвует лично в определении технико-технологических характеристик этого имущества и в выборе продавца. Это является прерогативой пользователя с соответствующим перераспределением ответственности.
С правовой или юридической стороны лизинговая операция основана на отделении права собственности на имущество от права его использования. В связи с чем, налицо признаки отношений аренды. И даже предоставление права пользователем выкупа имущества по окончании срока действия договора не изменяет сущности этих отношений.
С позиции экономического значения лизинг признают одним из методов государственной поддержки предпринимательства, инструментом технического оснащения производства и обновления основных фондов хозяйствующих субъектов, способом получения кредита и кредитного дохода, основанием финансового мониторинга, эффективной формой частных инвестиций.
Лизинговые платежи включают в себя следующие элементы:
- амортизационные отчисления за предмет лизинга;
- плата за финансовые ресурсы, привлекаемые лизингодателем;
- маржа лизингодателя - включает расходы лизингодателя и его прибыль;
- плата за дополнительные услуги лизингодателя;
- плата за различные формы страхования, если они осуществляются лизингодателем;
- сумма налогов, выплачиваемых лизингодателем [1].
Размер платежей в каждой лизинговой компании отличается. Это зависит от многих разноплановых факторов.
Средством правового регулирования лизинговых отношений являются правовые нормы - общеобязательные правила поведения участников лизинговых сделок. В зависимости от характера предписания и способа воздействия на участников лизинговых отношений нормы подразделяются на материально-правовые и процессуальные.
Материально-правовые нормы делятся на такие виды как регулятивные правоот-
ношения, устанавливающие обязанности и права всех субъектов лизинговых операций и правоохранительные, которые гарантируют соблюдение регулятивных норм.
Правовое регулирование лизинговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации «О лизинге», Федеральным законом РФ «О присоединении РФ к Конвенции Международного института по унификации частного права (УНИДРУА) о международном финансовом лизинге», федеральными законами в области внешнеэкономической деятельности в случае, когда в договоре международного лизинга лизингодатель является нерезидентом РФ, а также постановлениями Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации», «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций» и другими правовыми актами.
В начале 2002 г. было отменено лицензирование лизинговой деятельности. С 1 января 2002 г. начала действовать глава 25 «Налог на прибыль организации» Налогового кодекса Российской Федерации. Новый закон о лизинге с измененным названием «О финансовой аренде (лизинге)» был принят в 2002 г.
Новая редакция закона «О финансовой аренде (лизинге)» устранила ряд противоречий внутри прежнего закона, а также с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ). По ряду вопросов нынешний вариант закона явился шагом вперед в законодательстве по сравнению с первой редакцией.
Нормы ГК РФ, регулирующие лизинговую деятельность, гармонизированы с основными положениями Конвенции Международного института по унификации частного права (УНИДРУА) о международном финансовом лизинге. Правовой институт лизинга в составе обязательственного права включает три составляющие: аренду, куплю-продажу, финансовую аренду.
Анализ рынка лизинга в России должен быть ориентирован на его непосредственных участников - лизинговых компаний.
Лизинговые сделки являются продукцией лизинговой компании. Единица продукции -одна сделка. Цикл производства лизинговой
услуги, как и срок ее реализации, равен продолжительности лизинговой сделки.
Особенностью самой лизинговой услуги будет являться долговременный период ее реализации, который растягивается на несколько лет, в течение которого совершает свой кругооборот оборотный капитал лизинговой компании.
По видам лизинговые компании на рынке лизинга России подразделяются на компании с государственным участием, лизинговые компании с развитой филиальной сетью, банковские лизинговые компании, лизинговые компании, созданные производителями, компании, специализирующиеся на лизинге автомобилей и специализированные лизинговые компании.
К государственным лизинговым компаниям относят: Сбербанк Лизинг, Росагролизинг, Государственная транспортная лизинговая компания и другие. Одним из основных преимуществ государственных лизинговых компаний является значительный размер собственного капитала, а также доступ к дешёвым долгосрочным государственным средствам. Это позволяет государственным лизинговым компаниям предлагать очень выгодные условия лизингового финансирования.
Государственные лизинговые компании предлагают клиентам как коммерческий лизинг, так и программы льготного финансирования.
Государственные лизинговые компании могут быть как узкоспециализированными, как Росагролизинг - лизинг для сельского хозяйства, Ильюшин финанс - лизинг авиационной техники, так и универсальными, работающими по лизингу любого имущества, как Сбербанк Лизинг.
При получении финансирования в государственных лизинговых компаниях к лизингополучателям и лизинговым проектам предъявляются весьма жёсткие требования, особенно в случае получения лизинга на льготных условиях.
Лизинговые компании с развитой филиальной сетью при работе с лизингополучателями в регионах, лизинговые компании, созданные при банках, используют как филиальную сеть материнского банка, как в Альфа-лизинг, Газпромбанк лизинг, Интеза лизинг, Транс-
Кредит Лизинг, так и собственные филиалы и представительства в ВЭБ - лизинг, ВТБ24 Лизинг ЛК Уралсиб, Райффайзен - Лизинг, Сбербанк Лизинг, Юникредит лизинг.
Наличие у лизинговой компании филиала или представительства зачастую не является обязательным условием для заключения лизинговых сделок с лизингополучателями из соответствующего региона.
В настоящее время лизинговыми компаниями с наиболее развитой филиальной сетью являются:
- Европлан - 74 филиала и представительства;
- Каркаде лизинг- 66 филиалов;
- Сбербанк Лизинг - 59 филиалов и представительств;
Значительное количество лизинговых компаний на рынке лизинга России создано банками либо соответствующими финансовыми группами. Наиболее крупнейшими являются следующие банковские лизинговые компании:
- Сбербанк Лизинг;
- Лизинговая компания Уралсиб;
- Газпромбанк Лизинг;
Банковский лизинг характеризуется
весьма высокой зависимостью условий лизинга от требований материнского банка. Лизинговая компания, работающая с ресурсами материнского банка, хорошо знает его требования к клиентам и лизинговым сделкам, но при этом ограничена в принятии решений о финансировании лизинговых проектов требованиями основного кредитора.
Лизингополучателю в ряде случаев проще получить финансирование по лизингу в лизинговой компании, организованной банком, в котором у него открыт расчётный счёт или где лизингополучатель получал кредиты.
В этом случае лизинговая компания может не проводить проверку лизингополучателя службой безопасности, не запрашивать некоторые документы, что упрощает процесс подготовки лизинговой сделки и сокращает время принятие решения лизинговой компанией.
Многие крупные производители различной техники для увеличения объёмов продаж своей продукции и предоставления покупателям дополнительной услуги приобретения имущества в лизинг создают лизинговые компании.
Лизинговые компании при производителях занимаются реализацией на условиях лизинга только продукции конкретного производителя. Организованные производителями лизинговые компании часто имеют в дилерских центрах своих представителей либо сотрудников, которые предоставляют покупателям автомобилей и техники услуги лизинга.
На российском рынке лизинга работают следующие компании, созданные производителями:
- Группа компаний КАМАЗ-ЛИЗИНГ -лизинг грузовых автомобилей КамАЗ и автобусов НЕФАЗ;
- Фольксваген ГрупФинанц - лизинг легковых автомобилей Фольксваген, Ауди, Шкода, а также лизинг автосервисного оборудования для официальных дилеров и компаний, претендующих на статус официального дилера;
- ООО Вольво финанс сервис Восток-лизинг грузовой и спецтехники.
На рынке лизинга существуют лизинговые компании, для которых лизинг автомобилей является приоритетным направлением деятельности.
К таким компаниям относятся:
- Европлан
- Каркаде лизинг
- Элемент Лизинг
- Соллерс-финанс
Выделение лизинга автомобилей в качестве приоритетного направления деятельности не означает, что лизинговые компании не финансируют сделки с другими предметами лизинга.
В компаниях данного вида направлению лизинга автомобилей уделяется повышенное внимание: разрабатываются программы лояльности для поставщиков автомобилей, предлагаются различные продукты для клиентов в сегменте лизинга автомобилей.
При этом указанные лизинговые компании, пользуясь своей известностью на рынке лизинга автомобилей и налаженными связями с автосалонами, от которых они имеют постоянный поток клиентов, зачастую предлагают далеко не самые выгодные условия лизинга.
Специализированные лизинговые компании, которые занимаются лизингом железнодорожного, авиационного транспорта,
сельскохозяйственной техники, медицинского оборудования [2].
Большое влияние на развитие рынка лизинга в России в 2011-2013 г. оказал мировой финансовый кризис, что повлекло за собой снижение лизинговой деятельности в России в 2011-2013 г.
Только в 2011 г. рынок лизинга России стал постепенно наращивать свои объемы, приближаясь к докризисным значениям.
Наращивание объемов происходит постепенно, но уже дало ощутимый результат для российского лизингового рынка [3].
Рассмотрим структуру рынка лизинга России по секторам в таблице 1.
Таким образом, основную долю лизингового рынка за рассматриваемый период занимает лизинг железнодорожного транспорта в размере 41 %. Рассмотрим основные источники финансирования лизинговых сделок в России за период 2011-2013 гг. в таблице 2 [4].
Из таблицы видно, что основную долю финансирования занимают кредиты банков России в размере 58,1 %. Так же большую долю занимает авансирование.
Рассмотрим индикаторы развития рынка лизинга в России в таблице 3.
Выбор определенного источника финансирования зависит от множества различных факторов, которые можно условно разделить на четыре группы:
- факторы макроэкономической среды страны кредитора;
- факторы, характеризующие деятельность лизингополучателя;
- факторы, характеризующие источник;
- факторы, характеризующие деятельность лизинговой компании.
Российскому, как и мировому лизинговому рынку доступны на сегодняшний день всевозможные источники финансирования, начиная с банковского кредита, заканчивая новыми инструментами, такими как секьюритизация лизинговых активов. «Классические» источники финансирования лизинговых операций - это источники, используемые лизинговыми компаниями на первом этапе своего развития, не предполагающие такие инструменты привлечения средств как эмиссию ценных бумаг и публичность эмитента. К ним можно отнести:
банковское кредитование, финансирование посредством экспортно-кредитных агентств, собственные средства лизинговых компаний, авансовые платежи лизингополучателей, коммерческие кредиты поставщиков, финансирование из бюджета, займы юридических и физических лиц.
«Современные» источники финансирования лизинговых операций - это источники, применяемые лизинговыми компаниями на последующих этапах своего развития, предполагающие эмиссию ценных бумаг и публичность эмитента. К ним можно отнести эмиссию ценных бумаг и секьюритизацию лизинговых активов. Классификация представлена в таблице 4 [5, 6].
Законодательство Оренбургской области включает следующие мероприятия по поддержке лизинга:
- Закон Оренбургской области «О налоге на имущество организаций» ставка 0,1 % устанавливается: для организаций, осуществляющих передачу в лизинг сельскохозяйственной техники и оборудования предприятиям агропромышленного комплекса области, приобретенных за счет средств областного бюджета на условиях финансового лизинга.
- Постановление Правительства Оренбургской области от 26 июля 2011 г. № 647 -п: Программа содействия развитию лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства направлена на расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к лизинговым услугам на 2012-2014 гг. В ходе реализации мероприятия осуществляется разработка и внедрение системы субсидирования затрат, связанных с лизингом оборудования, проведение кон-
Таблица 1. Структура рынка лизинга в России по секторам за период 2011-2013гг.
Сегмент рынка Д оля сегмента, % Отклонение (+, -)
2011 г. 2012г. 2013 г. 2012 от 2011 гг. 2013 от 2012 гг.
Транспорт железнодорожный 42 50 41 7,6 -8,4
Автотранспорт 15,5 17,7 20,8 2,2 3,1
Авиатранспорт 12,4 6,6 9,5 -5,8 3
Техника и строительное оборудование 8 8,2 8,3 0,3 0,1
Нефте-, горно-, газовое оборудование 2,6 4 4,3 1,3 0,4
Сельхоз техника и оборудование 0,54 0,4 2,9 -0,14 2,5
Оборудование энергетическое 2 0,6 2,7 -1,4 2
Оборудование машиностроительное 2,5 2,3 1,7 -0,2 -0,6
Таблица 2. Основные источники финансирования лизинговых сделок в Российской Федерации за период 2011-2013 гг.
Источники финансирования Доля источника, % Изменение
2011 г. 2012 г. 2013 г. 2012 от 2011 г. 2013 от 2012 г.
Кредиты банков РФ 52 60,4 58,1 8,5 -2,3
Кредиты зарубежных банков 6 7 6,5 1,0 -0,5
Займы 2,2 2,4 2,5 0,2 0,1
Кредиты поставщиков 0,5 0,4 0,4 -0,1 0
Авансы 19,4 13 17,5 -6,5 4,6
Собственные средства 14 14 8,3 0 -5,7
Векселя 0,6 0,7 0,6 0,1 -0,1
Облигации 5,4 2,2 6,1 -3,2 4
Таблица 3. Индикаторы развития рынка лизинга в России за период 2011-2013 гг.
Показатели Годы Изменение Темп п жроста
2011 г. 2012 г. 2013 г. 2012 от 2011гг. 2013 от 2012 гг. 2012 от 2011 гг. 2013 от 2012 гг.
Объемы нового бизнеса, млрд. р. 725 1300 1500 575 200 179,31 115,38
Объемы полученных лизинговых платежей, млрд. р. 350 540 550 190 10 154,29 101,85
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд. р. 1180 1860 2550 680 690 157,63 137,10
Номинальный ВВП России, млрд. р. 44491 54370 62357 9877 7987 122,20 114,69
Доля лизинга в ВВП, % 1,63 2,39 1,7 0,76 -0,69 146,63 71,13
Таблица 4. Классификация основных источников финансового обеспечения лизинговых операций
«Классические» источники финансирования лизинговых операций «Современные» источники финансирования лизинговых операций
Банковский кредит Эмиссия ценных бумаг: - акции - облигации
Авансовые платежи лизингополучателей Секьюритизация лизинговых активов
Средства собственные лизингодателей - векселя
Кредиты коммерческие поставщиков
Финансирование посредством экспортно-кредитных агентств Займы физических и юридических лиц
Бюджетное финансирование
курсного отбора заявок субъектов малого и среднего предпринимательства на получение субсидий. Финансирование мероприятия -6000 тысяч рублей за счет средств областного бюджета. Предполагаемая результативность мероприятия - 12 субъектов малого и среднего предпринимательства.
- Постановление Правительства Оренбургской области от 28 июня 2012 г. № 553 - п: В соответствии с Постановлением субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, которые приобрели объекты основных средств, за исключением легковых автомобилей и зданий, по договору лизинга (финансовой аренды), используемые для осуществления деятельности предпринимателей.
Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляются по затратам, возникшим в 2012 - 2014 гг. на уплату авансового платежа по договору финансовой аренды, в размере 30 % авансового платежа, но не более 500 тысяч рублей на одного получателя субсидии.
Из этого следует, что в Оренбургской области существует множество программ поддержки лизинговой деятельности и одно из основополагающих условий высокой эффективности лизинговой деятельности как в РФ, так и в рамках субъекта федерации будет надежное правовое обеспечение экономических отношений всех взаимодействующих субъектов хозяйствования, учитывающее интересы каждого участника сделки.
19.12.2014
Список литературы:
1. Философова, Т. Г. Экономическая сущность лизинга и основные этапы его развития / Т. Г. Философова // Лизинг, 2013. - № 2. -С. 75-80.
2. Сырцова, О.Н. Лизинг как инструмент модернизации экономики России / О. Сырцова // Лизинг, 2012. - № 8. - С. 85 - 91.
3. Иванов, С. С. Лизинг и малые предприятия / С. С. Иванов // Лизинг, 2012. - № 2. - С. 63-65.
4. Родыгина, Н. Ю. Обзор рынка лизинга / Н. Ю. Родыгина // Лизинг , 2012. - № 5. - С. 67-75.
5. Хромцова, Л. С. Трансформация источников финансирования деятельности лизинговых компаний в условиях кризиса / Л. С. Хромцова // Лизинг, 2011. - № 1. - С. 32-34.
6. Новиков, В. Ю. Выбор оптимальной структуры финансирования лизинговых операций / В. Ю. Новиков // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 2011. - № 2 (68). - С. 125-127.
Сведения об авторах:
Чигрова Н.В., доцент кафедры управления бизнесом, факультета экономики и управления Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук, e-mail: [email protected]
Кузьмин В.А, магистрант кафедры управления бизнесом, факультета экономики и управления Оренбургского государственного университета, е-mail: [email protected]
460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд.6302, тел. (3532) 372477