Научная статья на тему 'Развитие нормативно-правовой базы малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации'

Развитие нормативно-правовой базы малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3573
569
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / ПРИОРИТЕТНЫЙ ПРОЕКТ / ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / REGULATORY FRAMEWORK / PRIORITY PROJECT / SUPPORT PROGRAM / GOVERNMENT POLICY / PROGRAM EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бородушко И.В., Кокорин И.С.

Статья содержит анализ развития нормативно-правовой базы малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Раскрыто содержание основанных на ней государственных программ и практических мер по поддержке малого бизнеса. Показаны недостаточная эффективность программ поддержки малого бизнеса и ограниченный уровень реализации потенциала данного сектора экономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бородушко И.В., Кокорин И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains an analysis of the development of the regulatory framework for small and medium-sized businesses in the Russian Federation. The content of state programs based on it and practical measures to support small business are disclosed. The insufficient efficiency of small business support programs and the limited level of realization of the potential of this sector of the Russian economy are shown.

Текст научной работы на тему «Развитие нормативно-правовой базы малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

УДК 347.334.012.63(470)

И. В. Бородушко, И. С. Кокорин

Развитие нормативно-правовой базы малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

Статья содержит анализ развития нормативно-правовой базы малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Раскрыто содержание основанных на ней государственных программ и практических мер по поддержке малого бизнеса. Показаны недостаточная эффективность программ поддержки малого бизнеса и ограниченный уровень реализации потенциала данного сектора экономики России.

The article contains an analysis of the development of the regulatory framework for small and medium-sized businesses in the Russian Federation. The content of state programs based on it and practical measures to support small business are disclosed. The insufficient efficiency of small business support programs and the limited level of realization of the potential of this sector of the Russian economy are shown.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, нормативно-правовая база, приоритетный проект, программа поддержки, государственная политика, эффективность программы.

Key words: small and medium-sized businesses, regulatory framework, priority project, support program, government policy, program effectiveness.

Современная ситуация в российской экономике требует обеспечения ее устойчивого роста, и в том числе за счет расширения масштабов и перехода на новый качественный уровень малого и среднего предпринимательства (МСП). В числе наиболее слабых сторон российского малого бизнеса следует назвать крайне низкую долю субъектов МСП, относящихся к обрабатывающим производствам, к области научно-технических разработок и являющихся инновационно активными.

© Бородушко И. В., Кокорин И. С., 2019

133

В результате научного исследования, проведенного С.В. Теребовой, было установлено, что «большинство предприятий обрабатывающей промышленности во многих регионах относятся к малому бизнесу, что влечет за собой очень высокую зависимость от внешней среды и значительно повышает риски, связанные с финансовыми вложениями в инновации.... у малых обрабатывающих компаний в регионах практически нет стимулов и ресурсов для укрупнения бизнеса» [15, с. 27]. Имеют место определенные сложности с привлечением квалифицированных кадров в сферу малого бизнеса, где зарплата «составляет лишь 60 % от средней по экономике». Исследование Теребовой также показало, что при наращивании своего потенциала малые предприятия обычно не переходят в категорию средних, а искусственно делятся на несколько новых, чтобы сохранить право на пользование различными льготами.

Развитие МПС определяется многообразными факторами и условиями - экономическими, политическими, правовыми, социальными, демографическими, научно-техническими, международными, общественно-культурными, природно-климатическими. Среди них приоритетную роль играют правовые факторы, так как право выступает в качестве базового инструмента государственного регулирования общественных отношений и процессов, и в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства. Поэтому вопросам совершенствования нормативной правовой базы МСП неизменно уделяется большое внимание. В данной статье представлен анализ состояния и проблем модернизации правовых механизмов государственного регулирования развития МСП в Российской Федерации.

Первые шаги на пути создания правовой базы малого предпринимательства были сделаны уже в завершающие годы существования СССР. Советом Министров СССР было принято постановление № 790 от 08.08.1990 г. «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». Совет Министров РСФСР принял 18.07.1991 г. постановление № 404 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Аналогичные документы были приняты в 90-е годы в Российской Федерации: Указ Президента РФ № 1486 от 30.11.1992 г. «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в РФ»; постановление Совета министров - Правительства РФ № 446 от 11.05.1993 г. «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»; Постановление Правительства РФ № 409 от 29.04.1994 г. «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в РФ на 1994-1995 годы»; Постановление

Правительства РФ № 1434 от 29.12.1994 г. «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса» и др.

Этими документами предусматривались прежде всего такие меры поддержки малого предпринимательства, как налоговые льготы, обеспечение доступности кредитов, предоставление гарантий иностранным инвесторам. В 1992 г. был учрежден Комитет по развитию кредитных союзов. В 1994 г. были созданы Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере и Российская ассоциация развития малого предпринимательства.

По оценке М.Н. Рыбиной, на начальном этапе становления малого предпринимательства (1992-1994 гг.) в Российской Федерации ожидаемые результаты государственного регулирования сферы МСП не были достигнуты в силу слабой проработки механизмов реализации мер по поддержке малого бизнеса и неблагоприятной в целом экономической конъюнктуры в стране [13].

Некоторые успехи в развитии нормативной правовой базы МСП и реализации мер по его поддержке имели место в последующие годы. Например, вопросы поддержки малого предпринимательства были тщательно проработаны в утвержденной Постановлением Правительства РФ № 121 от 14.02.2000 г. Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 гг. [6]. Паспортом программы определялись шесть направлений решения ее задач, первым среди которых названо нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства. По данному направлению предусматривалась реализация следующих мероприятий:

1. Анализ законодательных актов о малом предпринимательстве и на этой основе подготовка предложений по их совершенствованию, разработка «Концепции формирования правового поля государственной поддержки малого предпринимательства».

2. Подготовка проектов федеральных законов, в которых, в частности, определяются функции общественных организаций по поддержке малого предпринимательства, устанавливаются условия микрокредитования малого бизнеса, создаются правовые условия для страхования рисков, предусматриваются функции фондов поддержки малых предприятий, создаются льготные условия для инновационной деятельности малого предпринимательства.

3. Разработка предложений по внесению изменений и дополнений в трудовое законодательство, в Налоговый кодекс РФ, в федеральный закон о

135

поддержке малого предпринимательства, в проект федерального закона о развитии личных подсобных хозяйств.

4. Подготовка предложений по вопросам совершенствования законодательных актов субъектов РФ, касающихся правоотношений в области малого бизнеса.

Качественный новый уровень правовой базы малого и среднего предпринимательства был достигнут благодаря принятию Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ [5]. Данным законом (ст. 6) предусматривался комплекс мер государственной политики, направленный:

- на создание благоприятных условий для развития МСП и обеспечение его конкурентоспособности;

- поддержку субъектов МСП при продвижении ими своих товаров и услуг на внутренний и международный рынки;

- наращивание потенциала МСП России за счет роста числа субъектов МСП и численности занятых в данной сфере, увеличения доли МСП в совокупном объеме ВВП, увеличения доли МСП в доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципалитетов.

Государственная политика в области МСП должна, как отмечено в вышеназванном федеральном законе, опираться на ряд основополагающих принципов: 1) четкое разграничение полномочий по поддержке МСП между органами власти разных уровней; 2) ответственность органов власти всех уровней за обеспечение благоприятных условий деятельности субъектов МСП; 3) участие субъектов МСП в разработке и реализации государственной политики в отношении МСП, в экспертизе правовых документов о МСП; 4) обеспечение равного доступа к мерам поддержки МСП в соответствии с программами развития МСП всех уровней - федеральными, субъектов РФ, муниципалитетов.

К числу предусмотренных данным Федеральным законом основных мер по реализации государственной политики в области МСП относятся: специальные налоговые режимы, упрощенные формы учета и отчетности, особый порядок участия субъектов МСП в закупках товаров и услуг для государственных нужд, специальные правила государственного контроля, инфраструктурная поддержка субъектов МСП и др. Реализацию этих мер осуществляют в пределах своих полномочий органы государственной власти - федеральные и субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также ряд специализированных организаций (Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России»,

136

АО «Корпорация МСП» «Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства» и др.).

Особое место в комплексе мер по государственной поддержке МСП занимают мероприятия, реализуемые в рамках приоритетного национального проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвержден паспорт данного проекта. Федеральным законом № 209-ФЗ о МСП предусмотрена «ежегодная подготовка доклада о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства и мерах по его развитию».

Распоряжением Правительства от 02.06.2016 г. № 1083-р утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года и ее дорожная карта [8]. Как следует из текста программы, «В РФ сформированы нормативно-правовые и организационные основы государственной поддержки МСП». Но это не исключает необходимости совершенствования правового поля МСП. Это тем более актуально, что «динамика развития МСП является отрицательной», т. е. правовые и иные средства стимулирования МСП недостаточно действенны.

Цель данной программы - «развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов ... инновационного развития страны и улучшения отраслевой структуры экономики, ... социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости». Стратегией предусмотрены необходимые способы и механизмы достижения этих целей: стимулирование спроса на продукцию МСП, развитие конкуренции, поддержка МСП в социальной сфере, расширение доступа к государственным закупкам, развитие инфраструктуры поддержки МСП, кооперация МСП с крупными предприятиями, поддержка экспортной деятельности МСП, поддержка технологического развития МСП, обеспечение доступности финансовых ресурсов, совершенствование налоговой политики в отношении МСП, упрощение отчетности, укрепление кадрового потенциала и др., а также поэтапно определены целевые индикаторы реализации Стратегии.

При сравнении основных положений данной программы с ранее упомянутыми документами прослеживаются единство и преемственность подходов к проблемам, целям и направлениям государственного регулирования сферы МСП. Динамика же проявляется в последовательном углублении и конкретизации проработки каждого аспекта государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Реализацию Стратегии развития МСП за три года, истекшие с момента ее принятия, можно оценить, опираясь на материалы текущей деятельности основных институтов власти, направленной на стимулирование предпринимательской активности малого бизнеса.

В ежегодных Посланиях Президента РФ Федеральному собранию неизменно затрагиваются проблемы малого и среднего предпринимательства. Так, в 2018 г. В. Путин отметил, что, после роста производительности труда и увеличения инвестиций, «третий масштабный резерв экономического роста - это развитие малого предпринимательства». Президент подчеркнул, что к числу ключевых проблем малого бизнеса относится трудность доступа к финансовым ресурсам [12].

Указом Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» предусмотрена подготовка 12 национальных проектов (программ), одним из которых является «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Как отмечено в названном указе правительство РФ совместно с органами государственной власти субъектов РФ должны обеспечить к 2024 г. достижение следующих результатов (которые мы предлагаем структурировать по предметному содержанию) развития МСП, включая индивидуальных предпринимателей:

1. По основным параметрам состояния МСП:

- повышение численности занятых в сфере МСП до 25 млн чел.;

- доведение до 10% доли МСП в общем объеме несырьевого экспорта;

- преодоление ограниченной отраслевой структуры МСП (торговля и услуги населению) за счет расширения масштабов деятельности МСП в научно-технологической и социальной сфере, в области экологии и благоустройства городской среды.

2. В области мер поддержки МСП:

- улучшение условий ведения малого бизнеса и упрощение налоговой отчетности;

- создание цифровой платформы для поддержки производства и сбыта продукции МСП;

- модернизация системы поддержки экспортеров из числа субъектов

МСП;

- инфраструктурная поддержка субъектов МСП;

- создание более благоприятных условий закупок крупным бизнесом у субъектов МСП;

- расширение льготного финансирования МСП;

138

- создание благоприятных условий деятельности самозанятых граждан «посредством создания нового режима налогообложения».

Одним из красноречивых подтверждений положительной динамики отношения российских институтов власти к такому экономическому феномену, как МСП может служить изменение положений о МСП в майском Указе Президента от 2018 г. в сравнении с Указом 2012 г.

Из 12 майских указов Президента 2012 г. только в одном из них (№ 596 «О долгосрочной государственной экономической политике») имеется упоминание о среднем предпринимательстве следующего содержания: Правительству РФ в области улучшения условий ведения предпринимательской деятельности предписывается «обеспечить до 01.11.2012 г. создание механизма предоставления государственных гарантий при осуществлении инвестиционных проектов на территории РФ, ориентированных в первую очередь на субъектов среднего предпринимательства, действующих в сфере, не связанной с добычей и переработкой полезных ископаемых» [3]. Здесь речь идет не о МСП в целом, а только о среднем бизнесе и лишь в разрезе конкретного частного вопроса экономического развития, в то время, как через 6 лет - в 2018 г. - президентом была провозглашена комплексная программа развития и поддержки МСП на последующие 6 лет.

Таким образом, 2018 г. для сферы малого и среднего предпринимательства ознаменовался: а) признанием данного сегмента экономики как третьего по значимости «масштабного резерва экономического роста»; б) установлением на период до 2024 г. ключевых параметров состояния МСП и основных направлений деятельности по поддержке МСП в рамках реализации приоритетного национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»; в) формированием комплекса нормативных актов (они далее будут нами кратко охарактеризованы), которыми определяются система мероприятий и конкретные механизмы реализации требований майского указа Президента 2018 г., относящихся к сфере МСП.

Определенный интерес представляет международный аспект деятельности по оптимизации правового поля МСП и организации государственной поддержки МСП. Как следует из текста отчета о деятельности Консультативного совета по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах - участниках СНГ (а следовательно, и ЕАЭС), «особое внимание уделяется вопросам нормативно-правового регулирования деятельности субъектов МСП». Консультативный совет осуществляет «выработку рекомендаций по сближению законодательства о малом предпринимательстве

139

государств-участников СНГ», что должно способствовать расширению экономического сотрудничества в рамках СНГ [9].

Возвращаясь к вопросу о внутренних аспектах совершенствования нормативно-правовой базы МСП, государственной политики и практической реализации программы развития МСП, следует уделить внимание вопросу о распределении полномочий в данной области.

Как гласит ст. 71 п. «е» Конституции РФ, «в ведении РФ находится... установление основ федеральной политики и федеральные программы в области . экономического . развития РФ». Президент РФ «в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства» (ст. 80 п. 3).

Правительство, осуществляя законотворческую деятельность, вносит в Госдуму законопроекты, среди которых в 2018 г. по МСП были проекты следующих актов, направленных на реализацию национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [1]:

1) от 22.01.2018 г. - «О совершенствовании государственной поддержки субъектов МСП и организаций»;

2) от 03.02.2018 г. - «О расширении имущественной поддержки субъектов МСП»;

3) от 07.04.2018 г. - «Об изменении в правовом регулировании отношений в сфере развития МСП»;

4) от 15.06.2018 г. - «Об обнулении госпошлины при регистрации юр-лиц и индивидуальных предпринимателей»;

5) от 23.07.2018 г. «О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на оптимизацию прохождения субъектами МСП добровольной сертификации»;

6) от 13.10.2018 г. - «Об установлении единого порядка пролонгации договоров аренды государственного и муниципального имущества без проведения торгов»;

7) от 26.11.2018 г. - «О расширении доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам».

За разработку и реализацию основных задач программы развития МСП ответственны Правительство РФ и Минэкономразвития. В структуре Правительства РФ представлен постоянно действующий орган - Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития МСП, выполняющая ряд функций по обеспечению реализации государственной политики в

сфере МСП. В ежегодных отчетах правительства определенное внимание уделяется вопросам МСП [10].

В деятельности Минэкономразвития существенное место занимают вопросы развития МСП. Ответственным за данное направление работы является Департамент развития МСП и конкуренции. На 2018 г. было запланировано осуществить в области МСП ряд мер: 1) с целью улучшения условий ведения и поддержки ИМП осуществить «стандартизацию деятельности инфраструктуры поддержки МСП»; 2) внедрить «удобные сервисы для начала ведения бизнеса субъектами МСП»; 3) реализовать «принцип «одного окна»»; 4) запустить «онлайн-платформу знаний и сервисов»; 5) обеспечить «льготное кредитование субъектов МСП»; 6) обеспечить «развитие системы предпринимательского микрофинансирования» [7].

Дальнейшее развитие нормативно-правовой базы МСП осуществляет АО «Корпорация МСП» по таким направлениям, как «организация и реализация мер правовой поддержки субъектов МСП», работа по «формированию и постоянному расширению "базы правовых решений для субъектов МСП"», «инициирование и проработка предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере поддержки субъектов МСП», «экспертное участие в разработке проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих создание необходимых условий для достижения ключевых показателей и индикаторов Стратегии развития МСП в РФ на период до 2030 года», Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», иных документов стратегического планирования по вопросам развития МСП» [11].

Таковы некоторые примеры деятельности по реализации требований программы развития МСП на период до 2024 г. Логично возникает вопрос о результативности предпринимаемых мер по развитию МСП, включая совершенствование нормативно-правовой базы.

Так, из материалов отчета Правительства РФ за 6 лет (2012 - 2018) и данных МСП Банка [2] следует, что по ряду показателей развития МПС достигнуты некоторые успехи: доля продукции МСП в ВВП страны увеличилась с 21,0 до 22,3 %; численность занятых в МСП возросла на 6,6 % и составляет 19 млн чел.

Но в целом предстоит решить немало проблем в сфере МСП, содержание которых с особой полнотой раскрыто в обстоятельном исследовании института экономического роста им. Столыпина [14, с. 2, 6, 4]. Основные общие выводы по результатам данного анализа - «низкая эффективность

141

программ поддержки МСП», «Структура сектора МСП России примитивна и ухудшается», «В России остается нереализованным огромный потенциал развития сектора МСП». Таким образом, совокупный результат влияния комплекса факторов и условий, среди которых ведущую роль играет нормативно-правовая база, не обеспечивает пока России принципиальных позитивных сдвигов в развитии сектора малого и среднего предпринимательства. Для достижения программных целей развития МСП крайне важно обеспечить коренной перелом в трендах деятельности МСП, чему должна, в частности, способствовать усовершенствованная нормативно-правовая база государственного регулирования МСП.

Список литературы

1. Внесение законопроектов в Государственную Думу. Правительство России. - URL:http://government.ru/activities/selection/301/ (дата обращения 10.01.2019).

2. Малый и средний бизнес в 2012 году: международный опыт регулирования и финансирования. Аналитический обзор. МСП Банк. - URL: http://oldsmb.economy.gov.ru/content/statistic/analytics/m,f,723847/ (дата обращения 12.01.2019).

3. О долгосрочной государственной экономической политике: указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 596. - URL: http://kremlin.ru/acts/bank/35260 (дата обращения 12.01.2019).

4. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года (в ред. Указа Президента от 19.07.2018 г. № 444): указ Президента РФ № 204 от 07.05.2018 г. - URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения 12.01.2019).

5. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.12.2018). - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=314832&fld= 134&dst=1000000001,0&rnd=0.5021285622029785#08200929278266433 (дата обращения 15.01.2019).

6. О федеральной программе поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы: постановление Правительства РФ от 14.02.2000 г. № 121. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc&base=LAW&n=26237&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.1011681981010969# 08613373062940306 (дата обращения 15.01.2019).

7. Об итогах деятельности Минэкономразвития России за 2017 год и задачах на 2018 год. - URL: http://economy.gov.ru/minec/about/collegium/collegium2018 (дата обращения 12.01.2019).

8. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018). - URL:

142

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=294696&fld=13 4&dst=1000000001,0&rnd=0.5577368919102814#006248219952481904 (дата обращения 12.01.2019).

9. Отчет о деятельности Консультативного совета по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах - участниках СНГ. - М., 2017. - URL: http://www.e-cis.info/index.php?id=298 (дата обращения 10.01.2019).

10. Отчеты Правительства по МСП в 2018 г. - URL: http://government.ru/rugovclassifier/57/events/ (дата обращения 10.01.2019).

11. Официальный сайт АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». - URL: https://corpmsp.ru/pravovaya-podderzhka/ (дата обращения 12.01.2019).

12. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 01.03.2018 г. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/#dst0 (дата обращения 15.01.2019).

13. Рыбина М.Н. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - № 2. - С. 47-50.

14. Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и мир. Институт экономического роста им. Столыпина П.А. - URL: http://stolypin.institute/novosti/ sektor-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-rossiya-i-mir/ (дата обращения 12.01.2019).

15. Теребова С.В. Повышение инновационной активности российских промышленных предприятий в современных условиях: факторы, проблемы, механизмы: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - Вологда, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.