Научная статья на тему 'Совершенствование механизмов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства московской агломерации'

Совершенствование механизмов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства московской агломерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2714
429
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МОСКОВСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ / SMALL BUSINESS / STATE SUPPORT / MOSCOW AGGLOMERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аверин Александр Владимирович, Рязанов Александр Анатольевич

Обоснована необходимость государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, дана характеристика деятельности ГБУ «Малый бизнес Москвы» как основного элемента инфраструктуры, описаны механизмы совершенствования и направления поддержки малого и среднего бизнеса в московском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аверин Александр Владимирович, Рязанов Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Need of the state support of subjects of small and average business is proved, the characteristic of activity of State Budgetary Institution Maly business Moskvy as basic element of infrastructure is given, mechanisms of improvement and the direction of support of small and medium business in the Moscow region are described.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизмов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства московской агломерации»

УДК 338.246

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ

А.В. Аверин, А.А. Рязанов

Обоснована необходимость государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, дана характеристика деятельности ГБУ «Малый бизнес Москвы» как основного элемента инфраструктуры, описаны механизмы совершенствования и направления поддержки малого и среднего бизнеса в московском регионе.

Ключевые слова: малое предпринимательство, государственная поддержка, московская агломерация

Малый и средний бизнес занимает значительное место в экономике и социальной сфере современных крупных мегаполисов. Чрезвычайно важное значение для города имеет присущая малому и среднему бизнесу функция инновационных преобразований городской среды, повышения качества жизни горожан.

Хозяйствующие субъекты сферы малого и среднего предпринимательства активно участвуют в оптовой и розничной торговле, бытовом обслуживании и оказании различных услуг населению, в общественном питании, в обслуживании производства и в самом производстве, в строительстве. Чрезвычайно важное значение для мегаполиса имеет присущая малому и среднему предпринимательству функция инновационных преобразований [1]. Социальные сети крупных городов сформированы и продолжают развиваться при самом активном участии владельцев и сотрудников сферы малого и среднего предпринимательства, в том числе через кооперацию внутри малого и среднего предпринимательства, через его хозяйственные связи с крупными компаниями.

Практика организации хозяйства городских агломераций включает в себя острую необходимость совершенствования механизмов поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Данная ситуация обусловлена следующими причинами:

- кризис устаревшей крупномасштабной промышленности, в том числе и экологически вредных производств;

- необходимость оздоровления городской среды обитания;

- перемещение некоторых отраслей промышленной инфраструктуры крупных городов в соседние территориальные образования или на прилежащие территории, стимулируемое налоговой политикой, льготами, устранением административных барьеров и другими преференциями;

- стремление к развитию сопредельных территорий и близлежащих городов, минимизация социально-экономических различий крупных горо-

дов, периферийных населенных пунктов, входящих в сферу влияния крупных городов.

В целях осуществления мер по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства московской агломерации, в соответствии с исполнением Распоряжения Правительства Москвы 105 от 7 марта 2012 года, 18 апреля 2012 года было создано Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Малый бизнес Москвы». Деятельность ГБУ «Малый бизнес Москвы» направлена на улучшение привлекательности города Москвы для ведения бизнеса, увеличение доходов субъектов МСП, рост налоговых поступлений от субъектов МСБ, а также повышение количества создаваемых рабочих мест.

Основными целями создания ГБУ «Малый бизнес Москвы» являлись:

- повышение эффективности и прозрачности мер поддержки;

- внедрение высочайших стандартов качества обслуживания предпринимателей;

- актуализация существующих мер оказания поддержки субъектов

МСП;

- разработка новых мер поддержки в соответствии с лучшими зарубежными и отечественными практиками.

Необходимо отметить, что в предыдущие годы в Москве существовало 75 организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП, в которых работало 1280 человек. ГБУ «Малый бизнес Москвы», со штатом 231 человек, работающих в 11 территориальных подразделениях, призвано осуществлять аналогичную деятельность, что приводит к существенному снижению бюджетных расходов.

Анализ результатов работы ГБУ «Малый бизнес Москвы» за 20122014 гг. показывает, что для повышения качества, актуальности и востребованности информационной, аналитической, методической и правовой государственной поддержки субъектов МСП в г. Москве, необходимо внести ряд изменений в существующую политику поддержки предпринимательства.

Отставание инновационного потенциала страны от уровня передовых стран предопределяет усиленное внимание к факторам повышения инновационной активности бизнеса и механизмам государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса - главных субъектов инновационного процесса.

К внешним факторам, влияющим на инновационную активность бизнеса можно отнести отраслевую структуру экономики, макроэкономические деформации, осведомленность о перспективных разработках, финансирование науки и НИОКР, результативность политики правительства и местной власти, развитие образовательной, научной и инновационной инфраструктуры [3].

Выделение факторов, препятствующих расширению спроса промышленных компаний и бизнеса на инновации, и определение влияния их на инновационную активность бизнеса способствует формированию первоочередных мер по стимулированию инновационной активности и со-

вершенствованию механизмов государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса по следующим направлениям:

- консультационная поддержка;

- финансовая поддержка;

- имущественная поддержка;

- образовательная поддержка;

- поддержка внешнеэкономической деятельности.

В рамках предоставления консультационной поддержки субъектам МСП необходимо расширить спектр вопросов, по которым будут осуществляться консультации специалистами территориальных подразделений ГБУ «Малый бизнес Москвы». Расширение спектра вопросов будет достигнуто за счет:

- привлечения в территориальные подразделения высококвалифицированных кадров c практическим опытом оказания консалтинговых услуг;

- отбора и привлечения организаций - стратегических партнеров (общественные организации, банки, лизинговые и консалтинговые компании и др.) для проведения узкоспециализированных консультаций.

В рамках повышения эффективности реализации программ финансовой поддержки субъектов МСП г. Москвы предлагается:

- сформировать, по согласованию с Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства, уточненный перечень приоритетных видов предпринимательской деятельности, по которым возможно предоставление бюджетных средств (субсидии);

- проводить предварительные (предшествующие заседанию Отраслевой финансовой комиссии Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства) рассмотрения заявок и пакетов документов на получение субсидии на Окружных комиссиях в территориальных подразделениях ГБУ «Малый бизнес Москвы», с привлечением представителей предпринимательских объединений и сообществ;

- отладить, совместно с банковским сообществом системы гарантирования и страхования кредитов субъектов МСП с целью постепенной замены системы прямого субсидирования на систему кредитования;

- усилить блок выездной экспертизы ГБУ «Малый бизнес Москвы» претендентов (субъектов МСП) на предоставление финансовых субсидий для исключения реализации мошеннических схем и неэффективного использования бюджетных средств;

- разрабатывать финансовые стратегии деятельности предприятий, поскольку их недостаточная обоснованность, фрагментарность использования современных финансовых аналитических технологий, неполный учет факторов внутренней и внешней финансовой среды, - в этой связи отсутствие четких стратегических финансовых приоритетов выступает основной причиной торможения динамики эффективности деятельности хо-

зяйствующих субъектов, позиционирующих в сфере промышленного производства [4].

Совершенствование имущественной поддержки возможно, следующим образом:

- предоставление льгот по аренде рабочего места в коворкинг-центрах для предпринимателей, занимающихся приоритетными, социально-значимыми видами деятельности для г. Москвы;

- предоставление юридического адреса в коворкинг-центрах г. Москвы для предпринимателей, занимающихся приоритетными и социально-значимыми видами деятельности.

В рамках развития образовательной поддержки предлагается:

- проведение цикла образовательных мероприятий («от А до Я») по актуальным вопросам хозяйственной деятельности предпринимателей, в т.ч. отобранным по результатам работы краудсорсинговой платформы ГБУ «Малый бизнес Москвы»;

- проведение образовательных мероприятий по отраслевым вопросам ведения бизнеса для предпринимателей, занимающихся приоритетными видами деятельности.

Совершенствование программ поддержки внешнеэкономической деятельности малого и среднего бизнеса г. Москвы возможно за счет расширения спектра услуг Центра координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов МСП, ориентированных на предприятия-экспортеры.

Особого внимания требует совершенствование форм государственной поддержки социально-ориентированных предприятий. Государство, как основной субъект национального хозяйства, регулирует основные экономические процессы и воздействует на процессы создания ценности рабочей силы [5]. В рамках данной поддержки предлагается:

- создание Межведомственного координационного совета модернизации социальной сферы и развития социального предпринимательства Правительства Москвы;

- формирование инфраструктуры поддержки и развития социального предпринимательства из числа разрозненных организаций, развитие механизмов устойчивого взаимодействия между ними;

- запуск программы тиражирования проектов социального предпринимательства «социальная франшиза».

В 2015-2016 гг. на базе ГБУ «Малый бизнес Москвы» предлагается реализовать следующие проекты и мероприятия:

- Сервис «Бизнес под ключ». Данный сервис предлагает помощь в создании бизнеса «с нуля» - для предпринимателей, занимающихся приоритетными видами деятельности, а также его дальнейшем ведении. При реализации сервиса ГБУ «Малый бизнес Москвы» будет использовать существующие и планируемые механизмы поддержки субъектов МСП.

- Проект «Социальный конфигуратор - акселератор социально-предпринимательских проектов». Данный проект позволит реализовать следующие задачи: создание постоянно действующей площадки для работы организаций, поддерживающих социальное предпринимательство, социальные сети и развивающие бизнес-коммуникации, основанные на социальных нормах и доверии; вовлечение жителей Москвы в социально-предпринимательскую среду; создание центра компетенций по социальному предпринимательству; создание сообщества социальных предпринимателей, популяризация социального предпринимательства в г. Москве. Условия сформированные благодаря социальному капиталу, как на микро-, так и на макроуровне способствуют привлечению инвестиций, повышают ценность имеющихся интеллектуальных ресурсов и создают возможность формирования и использования опережающих конкурентных преимуществ [6].

- Проект «Индивидуальные консультации начинающих предпринимателей непосредственно на действующих предприятиях» В рамках данного проекта, эксперты-консультанты ГБУ «Малый бизнес Москвы» оказывают профессиональную консультационную поддержку непосредственно на предприятиях субъектов МСП на протяжении 2-5 рабочих дней. Задача экспертов-консультантов - оказание консультационной поддержки СМСП при решении организационных проблем начинающего предпринимателя: экспресс-диагностика состояния предпринимательской организации; консультирование по вопросам профессиональной подготовки, повышению квалификации, и развитию сотрудников СМСП; оказание помощи предпринимателю при реорганизации предприятий и совершенствовании структуры управления; оказание помощи предпринимателю в разработке мероприятий по улучшению качества продуктов и услуг; помощь в разработке и реализации новых идей, маркетинговых концепций и соответствующих бизнес-планов; помощь в реализации социально значимых проектов начинающих предпринимателей; анализ потенциальных рисков предпринимателя и выработка решений по их нейтрализации/предупреждению.

В целях повышения эффективности производственной деятельности, формирования профессиональной и компетентной команды сотрудников, предупреждения кризисных ситуаций, связанных с работой персонала ГБУ «Малый бизнес Москвы» необходимо проводить проактивную кадровую политику, основанную на регулярном мониторинге и оценке профессиональных компетенций сотрудников, а также анализе удовлетворенности персонала условиями труда.

При подборе, отборе и приеме персонала на вакантные должности необходимо применять методы, используемые для оценки профессиональных компетенций и проверки достоверности предоставляемой информации соискателем.

Принимаемый на работу сотрудник должен иметь представление о системе государственной поддержки предпринимательства в РФ и г.

Москве, системе государственного управления, знать основные нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми реализуются программы поддержки субъектов МСП.

Рекомендуемые методы оценки персонала:

- оценка потенциала сотрудника (оценка профессиональных, деловых, морально-психологических и специфических критериев один раз в год для всех сотрудников);

- оценка индивидуального вклада сотрудника (ежемесячно, на основе КР1);

- аттестация кадров (один раз в год для определенных категорий персонала, трудовые функции которых требуют специальных знаний или подготовки).

Особое внимание необходимо уделить использованию инструментов внутреннего маркетинга и ценностно-ориентированного подхода к управлению персоналом.

Цель внутреннего маркетинга на стратегическом уровне - создание внутренней среды государственного учреждения, способствующей развитию мотивированного и клиентоориентированного персонала. Эта цель должна достигаться с помощью следующих инструментов:

• методы, направленные на мотивацию персонала и децентрализацию процесса принятия решений;

• кадровая политика, включающая в себя подбор персонала, разработку должностных инструкций, системы оплаты труда и др.;

• внутреннее обучение персонала;

• планирование и контроль процесса указания консультационных

услуг.

Цель внутреннего маркетинга на тактическом уровне - организация продвижения консультационных услуг, сопровождение услуг, проведение кампаний и отдельных маркетинговых приемов, направленных на персонал и основанных на следующих принципах:

• персонал - это первый рынок услуг государственного учреждения;

• сотрудники должны понимать, почему от них ожидают определенного поведения в определенной ситуации при оказании услуг;

• сотрудники должны признавать правильными все действия государственного учреждения, между руководством и персоналом должно быть достигнуто соглашение по всем основным вопросам;

• услуга должна быть полностью разработана, апробирована и принята внутри государственного учреждения до того, как будет предложена внешним клиентам;

• внутренние информационные каналы должны эффективно работать.

Практическая реализация предложений по совершенствованию

направлений и форм государственной поддержки субъектов МСП в рамках московской агломерации позволит создать благоприятную среду для раз-

вития предпринимательства, обеспечить высокое качество обслуживания предпринимателей и востребованность программ поддержки, позволит наиболее эффективно использовать бюджетные средства, а также предоставит возможность повысить рейтинг РФ в doingbusiness.org.

Список литературы

1. Алексеев А.Н. Развитие инновационной среды на федеральном и региональном уровне // Транспортное дело России. 2013. № 6-2. С. 225-227.

2. Алексеев А.Н., Сыроватко И.В. Развитие предпринимательских структур на основе франчайзинга // В мире научных открытий. 2012. № 10.2 (34). С. 22-33.

3. Смирнов В.Т., Алексашина Т.В. Состояние инновационного потенциала России и факторы повышения инновационной активности бизнеса // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2010. № 2-1. С. 47-51.

4. Алексашина Т.В., Афанасьева М.В. Формирование стратегии финансового обеспечения деловой активности промышленных предприятий // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2012. № 3-1. С. 145-149.

5. Романова Ю.А., Алешинская Е.В. Роль государства в создании ценности рабочей силы и человеческого капитала //Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2014. № 4 (10).

6. Алексашина Т.В. Социальный капитал в контексте формирования и оценки интеллектуального капитала // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2014. № 1 (7). С. 61-65.

7. Лунева Е.И. Социальное развитие предприятия сферы услуг как часть системы эффективного управления // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 51. С. 17-23.

8. Лунёва Е.И. Критерии качества и эффективность предприятий индустрии услуг //Стандарты и качество. 2014. №11. С. 48-51.

9. Руденко Л.Г. Приоритетные формы финансовой поддержки малого предпринимательства на современном этапе развития экономики России // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2014. № 3 (9). С. 17-23.

10. Бурыкин Е.С. Формирование механизма государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации. Дис. канд. эконом. наук: 08.00.01. Волгоград, 2007.

11. Рибокене Е.В. Институциональная среда постиндустриального информационного общества // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2014. № 2 (8). С. 137-139.

Аверин Александр Владимирович, канд. фил. наук, доц, alex.averin@mail.ru, Россия, Москва, Московский университет им. С.Ю. Витте

Рязанов Александр Анатольевич, канд. экон. наук, доц., alekryazanov@yandex.ru, Россия, Москва, Московский университет им. С.Ю. Витте

IMPROVEMENT OF MECHANISMS OF THE STATE SUPPORT OF SUBJECTS OF SMALL AND AVERAGE BUSINESS OF THE MOSCOW AGGLOMERATION

A.V. Averin, A.A. Ryazanov

Need of the state support of subjects of small and average business is proved, the characteristic of activity of State Budgetary Institution Maly business Moskvy as basic element of infrastructure is given, mechanisms of improvement and the direction of support of small and medium business in the Moscow region are described.

Key words: small business, state support, Moscow agglomeration

Averin Alexander Vladimirovich, candidate of philosophical science, docent, alex.averin@mail.ru, Russia, Moscow, Moscow university of S.Yu. Witte

Ryazanov Alexander Anatolyevich, candidate of economic science, docent, alekrya-zanov@yandex.ru, Russia, Moscow, Moscow university of S.Yu. Witte

УДК 338.242

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ КЛАСТЕРАМИ

Д.В. Ермолаев

Перечислены и обоснованы принципы формирования и управления промышленными кластерами, а именно: принцип соответствия модели формирования промышленного кластера имеющимся условиям, принцип адекватности размера промышленного кластера, принцип взаимодействия кооперации и конкуренции, принцип изменчивости границ кластерных образований, принцип целостной системы управления, принцип гармоничного интегрирования промышленного кластера в экономику России, принцип продуктовой специализации, принцип инновационности. Предложен управленческие решения по их реализации.

Ключевые слова: промышленные кластеры, принципы формирования и управления промышленными кластерами, управленческие решения по реализации принципов формирования и управления промышленными кластерами.

Для успешного формирования и развития промышленных кластеров необходимо осуществлять их развитие и формирование с учетом ряда принципов:

1. Принцип соответствия модели формирования промышленного кластера имеющимся условиям. В принципе существуют три экономические модели формирования промышленных кластеров: начальноцентрализованная,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.